ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты аспекты обеспечения экономической безопасности налоговыми органами 7
1.1. Содержание и сущность экономической безопасности региона. 7
1.2. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности региона 14
1.3. Методы и механизмы обеспечения экономической безопасности
налоговыми органами 21
Глава 2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы в контексте обеспечения экономической безопасности региона 31
2.1. Организационная характеристика Управления Федеральной
налоговой службы по Белгородской области 31
2.2. Анализ деятельности УФНС по Белгородской области в сфере
экономической безопасности 38
2.3. Оценка влияния деятельности УФНС по Белгородской области на уровень экономической безопасности региона 45
Глава 3. Совершенствование деятельности Федеральной налоговой службы в сфере обеспечения экономической безопасности региона 53
3.1. Проблемы и перспективы обеспечения экономической безопасности региона налоговыми органами 53
3.2. Направления совершенствования деятельности УФНС по Белгородской области в сфере обеспечения экономической безопасности региона 62
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты аспекты обеспечения экономической безопасности налоговыми органами 7
1.1. Содержание и сущность экономической безопасности региона. 7
1.2. Роль и значение налоговых органов в обеспечении экономической безопасности региона 14
1.3. Методы и механизмы обеспечения экономической безопасности
налоговыми органами 21
Глава 2. Анализ деятельности Федеральной налоговой службы в контексте обеспечения экономической безопасности региона 31
2.1. Организационная характеристика Управления Федеральной
налоговой службы по Белгородской области 31
2.2. Анализ деятельности УФНС по Белгородской области в сфере
экономической безопасности 38
2.3. Оценка влияния деятельности УФНС по Белгородской области на уровень экономической безопасности региона 45
Глава 3. Совершенствование деятельности Федеральной налоговой службы в сфере обеспечения экономической безопасности региона 53
3.1. Проблемы и перспективы обеспечения экономической безопасности региона налоговыми органами 53
3.2. Направления совершенствования деятельности УФНС по Белгородской области в сфере обеспечения экономической безопасности региона 62
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что на сегодняшний день в России остро стоит вопрос экономической безопасности субъектов РФ, протекающими в них социально - экономическими процессами, путями развития и механизмами контроля посредством налоговой государственной политики. Деятельность Федеральной налоговой службы в этом контексте является важнейшим направлением обеспечения экономической безопасности регионов. Цели, задачи, критерии деятельности оговорены в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе". В соответствии с постановлением Правительства основополагающей целью являются функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
В настоящий момент на экономику России в целом и регионов в частности сильное воздействие оказывают внешние факторы, что является следствием экономических и политических взаимоотношений на межгосударственном уровне.
Стратегической целью обеспечения экономической безопасности региона является обеспечение такого уровня и темпов роста экономики, при котором будут достигнуты приемлемые условия для жизни и развития граждан, социально-экономической стабильности жизни общества и сохранения целостности государства, успешного отражения воздействия внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации направлена, прежде всего, на сохранение достаточного уровня производственного, научного и технического потенциалов, предотвращение снижения уровня жизни населения до предельных значений, который способен спровоцировать социальную напряженность, предостережение конфликтов между различными слоями населения, отдельными национальностями и народностями.
На сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой обеспечение надлежащего функционирования системы налогообложения и ее совершенствование рассматривается как важнейшее условие политической, экономической и социальной стабильности и независимости и поэтому соответствующим образом регулируется.
Вопрос обеспечения налоговыми органами экономической безопасности регионов для современного российского общества является одним из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. В настоящий момент принята и обоснована концепция государственной политики в области обеспечения экономической и налоговой безопасности, которая строится на исключительно правовой основе.
Уровень проработанности экономической безопасности в налоговой сфере ежегодно увеличивается, наблюдается увеличение числа научных конференций и семинарских занятий по данной тематике, появляются изменения в законодательстве в виде внесения правок в принятые и принятия новых постановлений и законов. В разработку теории правового регулирования налогового контроля в осуществлении безопасности экономических процессов весомый вклад внесли многие современные юристы и экономисты: А. В. Брызгалин, В. В. Бурцев, Е. Ю. Грачева, А. З. Дадашев, Ю. В. Кваша, Ю. А. Крохина, И. И. Кучеров, А. А. Лобанов, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, Е. В. Поролло, В. И. Слом,
Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичева, Д. Г. Черник, С. Д. Шаталов. Упомянутые ученые изучали общий ряд проблем, относящихся в целом к регулированию процесса налогового контроля, касались частных, отражающих специфику отдельных форм и механизмов налогового контроля.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение экономической безопасности государства в сфере деятельности органов Федеральной налоговой службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть теоретическую сущность экономической безопасности и стратегии действий налоговых органов на примере Белгородской области;
2. Проанализировать экономическую политику государства и экономическую безопасность России и ее территориальных субъектов;
3. Рассмотреть перспективы совершенствования государственной экономической политики в сфере экономической и налоговой безопасности.
Объектом исследования выступают деятельность органов ФНС и экономическая безопасность региона.
Предметом исследования являются методы оценки экономической политики и экономической безопасности региона, а так же основные пути их решения.
В качестве теоретической базы для достижения целей и задач выпускной квалификационной работы мною будут использованы фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых по теоретическим вопросам экономической политики, а так же стратегии экономической безопасности области.
Методологическая основа исследования. Работа проводилась с применением актуального научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, таких как: исторического, экономико¬
статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты:
1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017г. № 208 «О Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4. Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О
Государственной налоговой службе Российской Федерации» (с изменениями на 19 июля 2001 года).
5. Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. N 322-р «О перечне проектов по созданию индустриальных парков и технопарков».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В настоящий момент на экономику России в целом и регионов в частности сильное воздействие оказывают внешние факторы, что является следствием экономических и политических взаимоотношений на межгосударственном уровне.
Стратегической целью обеспечения экономической безопасности региона является обеспечение такого уровня и темпов роста экономики, при котором будут достигнуты приемлемые условия для жизни и развития граждан, социально-экономической стабильности жизни общества и сохранения целостности государства, успешного отражения воздействия внутренних и внешних угроз. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации направлена, прежде всего, на сохранение достаточного уровня производственного, научного и технического потенциалов, предотвращение снижения уровня жизни населения до предельных значений, который способен спровоцировать социальную напряженность, предостережение конфликтов между различными слоями населения, отдельными национальностями и народностями.
На сегодняшний день в странах с развитой рыночной экономикой обеспечение надлежащего функционирования системы налогообложения и ее совершенствование рассматривается как важнейшее условие политической, экономической и социальной стабильности и независимости и поэтому соответствующим образом регулируется.
Вопрос обеспечения налоговыми органами экономической безопасности регионов для современного российского общества является одним из важнейших. Это связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. В настоящий момент принята и обоснована концепция государственной политики в области обеспечения экономической и налоговой безопасности, которая строится на исключительно правовой основе.
Уровень проработанности экономической безопасности в налоговой сфере ежегодно увеличивается, наблюдается увеличение числа научных конференций и семинарских занятий по данной тематике, появляются изменения в законодательстве в виде внесения правок в принятые и принятия новых постановлений и законов. В разработку теории правового регулирования налогового контроля в осуществлении безопасности экономических процессов весомый вклад внесли многие современные юристы и экономисты: А. В. Брызгалин, В. В. Бурцев, Е. Ю. Грачева, А. З. Дадашев, Ю. В. Кваша, Ю. А. Крохина, И. И. Кучеров, А. А. Лобанов, С. Г. Пепеляев, Г. В. Петрова, Е. В. Поролло, В. И. Слом,
Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичева, Д. Г. Черник, С. Д. Шаталов. Упомянутые ученые изучали общий ряд проблем, относящихся в целом к регулированию процесса налогового контроля, касались частных, отражающих специфику отдельных форм и механизмов налогового контроля.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение экономической безопасности государства в сфере деятельности органов Федеральной налоговой службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть теоретическую сущность экономической безопасности и стратегии действий налоговых органов на примере Белгородской области;
2. Проанализировать экономическую политику государства и экономическую безопасность России и ее территориальных субъектов;
3. Рассмотреть перспективы совершенствования государственной экономической политики в сфере экономической и налоговой безопасности.
Объектом исследования выступают деятельность органов ФНС и экономическая безопасность региона.
Предметом исследования являются методы оценки экономической политики и экономической безопасности региона, а так же основные пути их решения.
В качестве теоретической базы для достижения целей и задач выпускной квалификационной работы мною будут использованы фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых по теоретическим вопросам экономической политики, а так же стратегии экономической безопасности области.
Методологическая основа исследования. Работа проводилась с применением актуального научного аппарата и инструментария, различных методов исследования, таких как: исторического, экономико¬
статистического, системно-аналитического, экспертных оценок, аналогии и других.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты:
1. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017г. № 208 «О Стратегии
экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4. Указ Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340 «О
Государственной налоговой службе Российской Федерации» (с изменениями на 19 июля 2001 года).
5. Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2016 г. N 322-р «О перечне проектов по созданию индустриальных парков и технопарков».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Целью выпускной квалификационной работы являлся изучение деятельности Федеральной Налоговой службы в контексте обеспечения экономической безопасности региона. В ходе решения поставленных задач был изучен и обобщен широкий круг источников для теоретического исследования комплекса вопросов, связанных как с проблемой экономической безопасности региона, так и вопросами ее обеспечения и регулирования механизмами налогового органа.
Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности региона является обеспечение его устойчивого экономического развития в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.
В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.
Для борьбы с угрозой экономической безопасности Белгородской области должна быть выработана стратегия экономической безопасности региона, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Для поддержания экономической безопасности в экономике области органами налоговой системы необходимо активизировать действия по всем направлениям управленческих и экономических реформ.
Для решения поставленных задач налоговым органам региона нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности региона - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений
экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности экономики региона и уменьшению ее
конкурентоспособности;
- деятельность государственных налоговых органов по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики региона;
- исполнение комплекса мер по предотвращению уклонения от налогов и переходу бизнеса в теневую экономику;
- создание внутри региона комфортной среды для инвесторов посредством грамотной налоговой политики ФНС РФ.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности региона в сфере деятельности Федеральной Налоговой службы по Белгородской области требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.
Экономическая безопасность - это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности региона является обеспечение его устойчивого экономического развития в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.
В числе основных угроз экономической безопасности РФ рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.
Для борьбы с угрозой экономической безопасности Белгородской области должна быть выработана стратегия экономической безопасности региона, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, способные оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. Для поддержания экономической безопасности в экономике области органами налоговой системы необходимо активизировать действия по всем направлениям управленческих и экономических реформ.
Для решения поставленных задач налоговым органам региона нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности региона - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:
- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
- выработку пороговых, предельно допустимых значений
экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности экономики региона и уменьшению ее
конкурентоспособности;
- деятельность государственных налоговых органов по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики региона;
- исполнение комплекса мер по предотвращению уклонения от налогов и переходу бизнеса в теневую экономику;
- создание внутри региона комфортной среды для инвесторов посредством грамотной налоговой политики ФНС РФ.
Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности региона в сфере деятельности Федеральной Налоговой службы по Белгородской области требует организации системы контроля за их исполнением. Следует отметить, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований и денежно-финансовых потоков.



