Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические условия эффективности учебной деятельности обучающихся

Работа №7145

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы107стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психологические закономерности в генезисе научного познания 8
1.1. Теоретические основы содержания «обучения» - как категории в педагогической науке 9
1.2. Теории обучения в психолого-педагогической науке 16
1.3. Учебная познавательная деятельность как основа мотивации к процессу обучения 38
Глава 2. Дидактические условия эффективной реализации закономерностей обучения в условиях современного педагогического процесса 46
2.1. Дидактические факторы и условия, способствующие реализации
в учебном процессе закономерностей обучения 46
2.2. Задачи и методика педагогического эксперимента 70
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 80
Заключение 97
Список литературы 99
2



Уже давно перед образовательными учреждениями стоит задача не просто формировать у обучаемых некую сумму знаний, умений и навыков, а параллельно с этим формировать и способы их усвоения, развивать познавательные силы и творческий потенциал обучаемых. Такая постановка задачи предполагает необходимость рассматривать обучаемого в качестве субъекта деятельности, который сам формируется в деятельности и определяет ее характер. Иначе говоря, речь идет о необходимости перехода от активной деятельности в учебном процессе только преподавателя к активности самого обучаемого.
Необходимости и целесообразности реализации этого тезиса в реальном учебно-воспитательном процессе посвящено много исследований психологов и педагогов. Это, например, работы:
— Л.С. Выготского(1965), С.Л. Рубинштейна(1958), З.И. Калмыковой, Л.В. Занкова(1968), И.С. Якиманской(1979), В.В. Давыдова(1972) и др., в которых анализируется проблема связи обучения и развития;
— Ю.А. Самарина(1962), П.Я. Гальперина(1959), Е.Н. Кабановой- Меллер(1968), Н.Ф. Талызиной(1975), Л.Н. Ланды(1966) и др., в которых рассматривается сущность различных психологических механизмов усвоения и возможности их формирования в учебном процессе;
— П.Ф. Каптерева, М.А. Данилова(1975), И.Я. Лернера(1981), Г.И. Щукиной(1988), С.И. Архангельского, Я.М. Ганелина, В.П. Беспалько(1977), Е.Л.Белкина(1982), М.Р. Кудаева(1997) и др., в которых выявляются и обосновываются некоторые требования к системе построения учебного процесса, формирующего и развивающего психологические механизмы усвоения у обучаемых.
Однако следует заметить, что до сих пор нет дидактических разработок, позволяющих системно реализовать на практике психологические закономерности обучения, целенаправленно формировать и
3

развивать у обучаемых операциональные структуры мышления, являющиеся основой таких фундаментальных мыслительных функций, как анализ, синтез, обобщение, классификация и др. В итоге, на практике к этой проблеме преподаватели подходят стихийно-эмпирически, что не позволяет говорить об эффективности ее решения.
С учетом сказанного, автору представляется достаточно актуальной разработка избранной им темы исследования. Ее результаты могут позволить уточнить и скорректировать ряд теоретических положений, касающихся системы организации учебного процесса, способствующего повышению эффективности учебной познавательной деятельности обучаемых. Кроме того, они могут явиться основой для формирования рекомендаций для практиков по созданию методик обучения, позволяющих целенаправленно в ходе усвоения учебного материала обучаемыми развивать у них познавательный интерес и формировать операциональные структуры мышления.
В качестве цели исследования выступает разработка дидактических условий активизации функционирования в учебном процессе психологических механизмов усвоения знаний.
Объектом исследования является специфика функционирования психологических механизмов усвоения знаний в учебном процессе, а предметом — дидактические условия, обеспечивающие функционирование психологических механизмов усвоения знаний.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что дидактические условия, целенаправленно реализующие необходимость активизации операциональных структур мышления у обучаемых, понимания и усвоения ими логики научного и учебного познания, формирования у них ценностных ориентиров и установок, должны обеспечить более высокий уровень знаний, дать возможность каждому обучаемому более полно проявить свои потенциальные интеллектуальные задатки.
4

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
— проводился анализ психологической сущности процесса усвоения знаний с целью уточнения характеристик общего и динамического аспектов выявленных психологами механизмов усвоения;
— анализировались педагогические подходы к решению проблемы активизации психологических механизмов усвоения;
— разрабатывались методики обучения, в рамках которых обеспечивались активизация и развитие психологических механизмов усвоения знаний;
— экспериментально поверялась педагогическая эффективность разработанных методик обучения.
В качестве методологической базы исследования выступали такие разработанные в дидактике принципы, как познание диалектики учебно-воспитательного процесса, категориальность структуры педагогического исследования, логика и структура научного поиска и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить, что основные положения выдвинутой гипотезы нашли подтверждение.
Дидактические условия, способствующие активизации у обучаемых операциональных структур мышления, целенаправленному формированию у них ценностных установок и ориентиров обеспечили более высокий уровень знаний, создали возможности для наиболее полной реализации каждым обучаемым своих потенциальных интеллектуальных задатков.
В ходе педагогического эксперимента удалось обеспечить значительную активизацию учебной познавательной деятельности у обучаемых, рост их интереса к содержанию учебных предметов и к процессу учебного познания.
Кроме того, учебный процесс, проведенный в рамках разработанных дидактических условий, способствовал формированию у обучаемых аналитико-синтетического подхода к изучению материала, реализации возможностей переноса этого подхода на различные виды познавательной деятельности.
Разработанные дидактические условия, сочетая учет рекомендаций психологов по организации процесса усвоения знаний с соответствующими методами обучения, позволили эффективно регулировать протекание умственной деятельности обучаемых, формирование и развитие ее содержа¬тельных структур. Выполняя эти задачи, дидактические условия обеспечили единство обучения и развития.
Следует, безусловно, отметить, что регуляция умственной деятельности обучаемых так, как она осуществлялась в нашем исследовании, преимущественно помогла формированию и активизации только определенных психологических механизмов усвоения знаний, затрагивала
97

формирование только некоторых личностных аспектов развития.
Тем не менее, в ходе обучения удалось сформировать у обучаемых положительное отношение у учебе, придать их познавательной деятельности осознанный характер и тем самым оказать достаточно широкое и целостное воздействие на личности обучаемых и качество усвоения знаний.
В итоге можно констатировать, что реализация разработанных дидактических условий является путем, позволяющим достичь существенного подъема качества обучения и развития обучаемых.



1. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. 91 с.
2. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. Вып. II. - ЛГУ, 1967. 138 с.
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988. 117 с.
4. Андреев В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1972. 19 с.
5. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. - Киев: Наука, 1965. 304 с.
6. Арбиб М. Мозг, машина, математика. - М., 1968. 185 с.
7. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1977. 191 с.
8. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагоги¬ческих исследований. - М.: Педагогика, 1982. 192 с.
9. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. - М.: Высшая школа, 1980. 469 с.
10. Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью. - Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1982. 206 с.
11. Белкин Е.Л. Памятка для преподавателей, исследующих педагоги¬ческие проблемы. - М.: 1985. 23 с.
12. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977. 209 с.
13. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.:
99

1989. 107 с.
14. Бернштейн С.М. О природе научного творчества // “Вопросы философии”. 1966. № 6. С.13-17.
15. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975. 399 с.
16. Богданов О.Я. Развитие мышления старшеклассников в процессе изучения литературы. Дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1980. 390 с.
17. Богоявленская Д.Н. Приемы умственной деятельности и их форми¬рование у школьников // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 25-28.
18. Бондаренко С.М. Учите детей сравнивать. - М.: Знание. № 9. 96 с.
19. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей.
- Самара: Самарский дом печати, 1994. 314 с.
20. Бруновт Е.П., Бровкина Е.Г. Формирование приемов умственной деятельности учащихся. - М.: Педагогика, 1981. 72 с.
21. Бутко Д.Г. Влияние методов и приемов обучения на формирование умения доказывать у учахся старших классов. Автореф. дисс. ... канд. пед наук. - Киев, 1983.
22. Вайзер Г.А. Критерии усвоения операционального знания. Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 1992. 40 с.
23. Веринг Ю.И. Формирование у учащихся умения строить дока¬зательства. . Автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - Рига, 1998. 24 с.
24. Вилькеев Д.В. Применение гипотезы в познавательной деятельности школьников при проблемном обучении. - Казань, КГПИ, 1974. 67 с.
25. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Русская энциклопедия, 1988. С.111-134.
26. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - АПН РСФСР, 1965. 519 с.
27. Выбор методов обучения в средней школе / Под. ред. Ю.К.
100

Бабанского. - М.: Педагогика, 1981., 176 с.
28. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. Т.1. - М.: АПН РСФСР, 1959. С. 118-132.
29. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий “понятий”. Доклад, представ¬ленный на соискание докт. степени (по психологии). - М.,: 1965, 74 с.
30. Газиев Э. Формирование и перенос приемов обобщения у школь¬ников. Дисс. ... канд. пед. наук. - М.,1974. 28 с.
31. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М., 1998. 217 с.
32. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923. 315 с.
33. Горский Д.П. О видах определения и их значении в науке. Проблемы логики и научного познания. - М., 1964. 131 с.
34. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1997. 134 с.
35. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика,1972. 243 с.
36. Данилин Е.Н. Психологические основы стимулирования деятельности учащихся // Спец. среднее образ. 1992. № 3. 14 с.
37. Дональдсон Маргарет. Мыслительная деятельность детей. - М.: Педагогика, 1985. 156 с.
38. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова, М.Н. Скаткина.
- М.: Просвещение, 1975. 302 с.
39. Дункерк. Качественное исследование продуктивного мышления. Сб. “Психология мышления” / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. 311 с.
101

40. Ерецкий М.И. Совершенствование обучения в техникуме. - М.: Высшая школа. 216 с.
41. Ерицян М.С. Психологические особенности дедуктивно- умозаключающего мышления детей школьного возраста. - Ереван, Пуйс, 1975. 112 с.
42. Ефимов В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе. Автореф. ... дисс. канд. пед. наук. - М.:
1984. 17 с.
43. Ефимов А.В., Редько А.З. Развитие логического мышления школьни¬ков в процессе обучения. - М.: Учпедгиз, 1958. 54 с.
44. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. 1965. № 4. С. 17-24.
45. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. 159 с.
46. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. 175 с.
47. Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. - М.: АПН РСФСР, 1962. 148 с.
48. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. - М., 1978. 127 с.
49. Зиновьев А.А. Основы логической теории научных знаний. - М.: Наука, 1967. 213 с.
50. Иванов Р.И. Развитие мышления школьников в процессе выполнения ими учебно-логических заданий. - Куйбышев, 1978. 118 с.
51. Ипполитова М.И. Формирование познавательной активности учащихся в процессе проблемного изложения материала учителем. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Киев, 1977. 23 с.
52. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.- М.: Знание, 1973., 78 с.
102

53. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968. 228 с.
54. Камышникова Т.А. Исследовательский подход в обучении как средство развития у учащихся познавательной самостоятельности - необходимого качества социально активной личности. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М, 1985. 16 с.
55. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. 173 с.
56. Калошина И.Г. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: МГУ, 1983. 214 с.
57. Кедров Б.М. О теории научного открытия. Научное творчество.- М., 1969. 27 с.
58. Крутецкий В. А. Исследование структуры, условий и развития способностей. - М.: Просвещение, 1978. 221 с.
59. Конник П.В. Гипотеза и познание действительности. - Киев, 1962. 117 с.
60. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы, методы построения и реализации его системы. - Майкоп, 1997. 194 с.
61. Кыверяяг А.А. Условия эффективности и достоверности научного исследования // Советская педагогика. 1988. № 5. С. 35-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ