Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОКОРРЕКЦИЯ САМОКОНТРОЛЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У ЮНОШЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Работа №71446

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ САМОКОНТРОЛЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ У ЮНОШЕЙ, СКЛОННЫХ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ 8
1.1. Психологические особенности лиц юношеского возраста 8
1.2. Проблема изучения зависимого поведения в психологии 18
1.3. Анализ изучения самоконтроля эмоциональной сферы в отечественной
и зарубежной психологии 28
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование психокоррекции самоконтроля
в эмоциональной сфере у юношей, склонных к зависимому поведению 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального
исследования 41
2.3. Разработка, внедрение и оценка эффективности психокоррекционной
программы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования. Проблема зависимого поведения личности обращает на себя внимание ученых уже не одно десятилетие. В процессе развития человеческой цивилизации разнообразные зависимости не только не обнаружили тенденции к снижению, но и стали находить все новые, более изощренные формы формирования и проявления. Укорененность модели зависимого поведения в молодежной среде выступает в качестве показателя искаженного образа жизни и отражает одну из серьезнейших психологических и социальных проблем нашего общества. Проблема зависимостей среди молодежи и, в частности, среди старших школьников- одна из центральных социально-психологических проблем современной России, которая затрагивает общество в целом, психологов, социальных работников, родителей, привлекает внимание сотрудников полиции и исследователей.
Период юношества в отечественной и зарубежной литературе отмечается как интеллектуально и эмоционально стабильный период. Однако в последнее десятилетие появились работы (Ф. Райс, А.А. Реан, М.С. Калистратова, С.В. Михейкина и др.), в которых отмечается актуальность проблемы зависимого поведения у юношей с разным уровнем самоконтроля в эмоциональной сфере.
Зависимость в старшем школьном возрасте в настоящее время является мало изученным явлением. Отмечено, что различный уровень самоконтроля в эмоциональной сфере может влиять как на ослабление зависимостей, так и на их усугубление. Чем раньше появляется зависимое поведение, тем труднее оно в преодолении, но при своевременном вмешательстве ее влияние на жизнь зависимой личности можно свести к минимуму. Раннюю юность можно отнести в группу риска по вероятности развития зависимого поведения.
Более остро проблема зависимости (или аддикции) стоит в подростковом и юношеском возрастах.
Старшеклассники относятся к юношескому возрасту (ранняя юность) согласно большинства психологических и педагогических периодизаций (Л.С. Выготский, В.С. Мухина). Это период, когда активно продолжается становление личности. В это время зависимое поведение обязательно оказывает негативное, разрушающее влияние на всю дальнейшую жизнь и личность зависимого. Старшие школьники выступают в качестве группыриска по вероятности развития дезадаптации, отклонений в психическом здоровье, а также аддиктивного поведения. Проблему зависимости в среде учащихся старших классов изучали такие зарубежные ученые, как Г. Крайг, Э. Пайнс, Э. Фром, а также отечественные авторы Л.Г. Губанова, Ц.П. Короленко, Е.В. Змановская, Н.П. Фетискин.
Проблема регуляции психических состояний (А.В. Запорожец, Л. А.Китаев-Смык, Г. Дикая, Е. П. Ильин, В.А. Лабунская, Н.Д. Левитов, А.В. Либина) и взаимосвязей их со свойствами личности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, О.А. Конопкин, В. И. Моросанова) является наименее разработанной, хотя в современных условиях достаточно актуальной в связи с влиянием эмоциогенных факторов повседневной жизни.
В настоящее время в социуме требуются качества, обеспечивающие выживание человека в сложных, быстроменяющихся условиях жизни. К таким качествам можно отнести: жизнеспособность, стрессоустойчивость, вариативность, гибкость, надситуативную активность, волевую саморегуляцию.
Одним из факторов, определяющих успешную социально-психологическую адаптацию, является самоконтроль в эмоциональной сфере как проявление эмоциональной саморегуляции личности. Самоконтроль человека к возникновению стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационно-смысловой ориентацией личности.
Теоретический анализ специальной психологической литературы и исследований на тему «Психокоррекция самоконтроля в эмоциональной сфере у юношей, склонных к зависимому поведению», изучение опыта деятельности специалистов в области психологии позволили выявить противоречие между повышенным интересом к специфике склонных к зависимостям юношейс разным уровнем самоконтроля в эмоциональной сфере, и недостаточной разработанностью данной проблемы.
Проблема исследования: как психокоррекция самоконтроля в эмоциональной сфере влияет на склонность к зависимому поведению у лиц юношеского возраста?
Решение данной проблемы является целью нашей работы.
Объект: эмоциональная сфера лиц юношеского возраста.
Предмет: самоконтроль эмоциональной сферы у лиц юношеского возраста, склонных к зависимому поведению.
Гипотеза: лицам юношеского возраста, склонным к зависимому поведению, характерен низкий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере, который проявляется в неспособности самостоятельно контролировать собственные эмоциональные состояния и их поведенческие проявления в деятельности и в общении. Использование комплекса психокоррекционных мероприятий, направленных на повышение уровня самоконтроля в эмоциональной сфере, позволит снизить склонность к зависимому поведению.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения самоконтроля эмоциональной сферы у юношей с разным уровнем склонности к зависимому поведению.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование самоконтроля эмоциональной сферы у лиц юношеского возраста, склонных к зависимому поведению.
3. Разработать систему психокоррекционной работы по повышению уровня самоконтроля в эмоциональной сфере и, как следствие, преодолению склонности к зависимости у юношей.
4. Выявить эффективность предложенных психокоррекционнных мероприятий по повышению уровня самоконтроля в эмоциональной сфере и, как следствие, преодолению склонности к зависимости юношей.
Теоретико - методологическая основа исследования: культурно- историческая концепция Л.С. Выготского; деятельностный подход к пониманию личности и принцип единства сознания и деятельности, разработанный C.JI. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.М. Теплова, К.А. Абульхановой-Славской; исследования межличностного взаимодействия Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Куницыной, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, теоретические положения о психических состояниях (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий).
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные.
2. Эмпирические (измерение, наблюдение, беседа, психодиагностические методики).
3. Методы количественной и качественной обработки данных. Статистическая обработка проводилась с помощью методов описательной статистики, с использованием U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции r-Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS-19.0».
4. Методы интерпретации.
Методики:
1. Методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая).
2. Тест «Многофакторное исследование личности» (Р. Кеттелл) (подростковый 14-факторный опросник);
3. «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, В.К. Васильева, С.В. Фирсовой.
4. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.
5. Малоформализованная беседа.
6. Наблюдение.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»». Экспериментальную выборку составили старшеклассники «Головчинской средней общеобразовательной школы». Общая численность выборки составила 100 человек (учащиеся всех «параллелей» 10 и 11 классов.).
Практическая значимость. Практическая ценность данной работы заключается в возможности использования полученных результатов психопрофилактических мероприятий снижения склонности к зависимости в практике психологического консультирования, в коррекционной работе, а также при проведении тренингов.
Структура дипломной работы: дипломная работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, содержащий 66 источников, приложения. В работе содержатся 1 рисунок и 11таблиц. Объем работы 75 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ по проблеме исследования показал, что проблематикой зависимого поведения личности занимаются ведущие учение мира уже не одно десятилетие. В процессе развития человеческой цивилизации разнообразные зависимости не только не обнаружили тенденции к снижению, но и стали находить все новые, более изощренные формы формирования и проявления. Укорененность модели зависимого поведения в молодежной среде выступает в качестве показателя искаженного образа жизни и отражает одну из серьезнейших психологических и социальных проблем нашего общества. Проблема зависимостей среди молодежи и, в частности, среди старших школьников - одна из центральных социально-психологических проблем современной России, которая затрагивает общество в целом, психологов, социальных работников, родителей, привлекает внимание сотрудников полиции и исследователей.
Зависимость в старшем школьном возрасте в настоящее время является мало изученным явлением. Отмечено, что различный уровень самоконтроля в эмоциональной сфере может влиять как на ослабление зависимостей, так и на их усугубление. Чем раньше появляется зависимое поведение, тем труднее оно в преодолении, но при своевременном вмешательстве ее влияние на жизнь зависимой личности можно свести к минимуму. Раннюю юность можно отнести в группу риска по вероятности развития зависимого поведения. И еще более остро проблема зависимости (или аддикции) стоит в подростковом и юношеском возрастах.
В процессе нашего исследования изучалась проблема самоконтроля в эмоциональной сфере у юношей склонных к зависимому поведению. В результате исследования удалось реализовать поставленные задачи. Актуальность работы заключается в том, что юношеский возраст считается наиболее восприимчивым к различным факторам, поскольку является важным периодом в становлении личности. В период юности происходит формирование более четкого и расширенного представления об эмоциях. Самоконтроль в эмоциональной сфере является важным фактором развития личности. Благодаря этому компоненту человек может функционировать в обществе, сохранять трудоспособность, быть социально адаптивным.
Важным компонентом всех видов психических процессов и состояний, всех видов человеческой активности выступают эмоции. Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также результаты собственной деятельности, проявляющиеся в субъективных переживаниях той или иной модальности и интенсивности. От уровня развития самоконтроля в эмоциональной сфере зависит успешность, точность, продуктивность, конечный исход каждого акта произвольной активности.
Для юношеского возраста характерны проявления беспокойства, тревоги, склонность к эмоциональной лабильности, обостряется чувствительность. Формирование самоконтроля в эмоциональной сфере является залогом психического здоровья детей, одним из факторов защиты от зависимого поведения.
По результатам эмпирического исследования выявили, что в выборке 24 испытуемых с высокими, 27 школьников со средними показателями и 49 учащихся с низкими показателями склонности к зависимому поведению.
И по мере формирования склонности к зависимому поведению снижаются показатели самоконтроля в эмоциональной сфере.
Выявлено, что юноши с отсутствием склонности к зависимому поведению и с высоким и средним уровнем самоконтроля в эмоциональной сфере отличаются сдержанностью. Они умеют контролировать себя, имеют постоянные интересы, настойчивы, упорны и реалистичны в отношении к жизни. Однако они очень чувствительны к замечаниям и порицаниям других, склонны действовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. Испытуемых можно охарактеризовать как самокритичных и имеющих постоянные интересы. У них отсутствует готовность к реализации деструктивного поведения, в том числе, как показало наше исследование, зависимого поведения. У этой группы юношей нет выраженности агрессивных тенденций, для них неприемлемо использование физической силы как средства решения проблем. Они умеют контролировать поведенческие эмоциональные реакции. У таких испытуемых есть цели в будущем, которые придают жизни осмысленность и направленность, а также временную перспективу, они воспринимают себя как более сильную личность, способную строить свою жизнь с учетом своих целей. Они более спокойны, постоянны и самонадеянны, отличаются жизнерадостностью и активностью.
Юношам с высоким уровнем самоконтроля в эмоциональной сфере свойственны: повышенный контроль поведения, социальная сензитивность, прогнозируемость, самоуважение, забота о собственной репутации. Испытуемых этой группы отличает устойчивость интересов, форм поведения волевая устремленность.
Юношамсо склонностью к зависимому поведению и с низким уровнем самоконтроля в эмоциональной сфере характерен низкий уровень развития эмоциональной уравновешенности и сдержанности; высокий уровень эмоционального напряжения. У данной группы размыты цели в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, они живут сегодняшним или вчерашним днем. Они не удовлетворены процессом жизни, считают, что они недостаточно самореализовались. Они слабо верят в свои силы и в способность контролировать события своей жизни. Испытуемые отличаются неустойчивостью в интересах, переменчивостью настроения, они не доводят дело до конца, уклоняются от ответственности. Старшеклассники данной группы характеризуются психологическими особенностями, заключающимися в низком уровне эмоциональной саморегуляции, более выраженном эмоциональном напряжении, преобладании неконструктивных способов преодоления фрустрирующих ситуаций.
Таким образом, по результатам исследования мы определили основные направления деятельности психолога, направленные на развитие самоконтроля в эмоциональной сфере, недостаточный уровень которого провоцирует уход в зависимое поведения. Нами была разработана и реализована психокоррекционная программа и проведена повторная диагностики респондентов. Выяснилось, что результаты всех диагностических методик подтверждают эффективность разработанной и проведенной психокоррекционной работы. То есть, склонность к зависимости поддается целенаправленному воздействию и может быть снижена путем специально организованной профилактической работы по развитию и совершенствованию навыков самоконтроля в эмоциональной сфере.
Следовательно, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: лицам юношеского возраста, склонным к зависимому
поведению характерен низкий уровень самоконтроля в эмоциональной сфере, который проявляется в неспособности самостоятельно контролировать собственные эмоциональные состояния и их поведенческие проявления в деятельности и в общении. Использование психокоррекционной программы позволит повысить уровень самоконтроля в эмоциональной сфере и снизить склонность к зависимому поведению.



1. Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. /А.Ю. Акопов - М.: Речь, 2008. - 224 с.
2. Алёхин, А.Н. Образ родителей у подростков, склонных к алкоголизации/ Е.А. Дубинина, А.В. Локтева //Тюменский медицинский журнал, 2017. - №1. - С 28-30.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2015. - 688 с.
4. Андриенко, В.К., Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. /В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский- Москва, 2000. - 72 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И. Божович. - М., Просвещение,2010.- 464 с.
6. Вундт, В. Очерки психологии / В. Вундт. - М., 2007. - 485 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл Эксмо, 2013. - 1134 с.
8. Губанова Л.Г. Компьютерная зависимое поведение как фактор развития агрессивности личности /Л.Г. Губанова// Научное сообщество юношей XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, 2014. - № 2(17). - С. 37-44.
9. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2013. - 264 с.
10. Даль, В. Толковый словарь русского языка. /В. Даль - М., 2009. - 736 с..
11. Дикая, Л.Г. О роли психофизиологической саморегуляции в повышении психической устойчивости человека-оператора / Л.Г. Дикая // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. М. -
2004. - С. 48—49.
12. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы. (Особенности деятельности юношей и преподавателей вуза) / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Изд - во БГУ, 2008. - 320 с.
13. Запорожец, А.В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности / А.В. Запорожец // Личность и деятельность: Тезисы докладов - М., 2007. - 62 с.
14. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб., Питер, 2007. - 464 с.
15. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося
поведения. /Е.В. Змановская- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с.
16. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения. /Е.П. Ильин - С.-Пб.: Питер, 2014. - 368 с.
17. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Наука, 2013. - 368 с.
18. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин / /Вопросы психологии. - 2014. - № 13. - С. 128-135.
19. Кон, И.С. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста / И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: МПСИ, 2006. - С. 239-248.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 2009. - 255 с.
21. Короленко, Ц.П. Аддиктология. Настольная книга. /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева - М.: ИКСР,2012. - 536 с.
22. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг- СПб.:Алетей, 2000. -560 с.
23. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М., Политиздат, 2002. - 431 с.
24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина. - М.: Сфера, 2011. - 464 с.
25. Кэннон, У. Физиология эмоций / У. Кэннон. - М., 2001. - 246 с.
26. Левин, М. Наркомания и наркоманы. /М. Левин, Б. Мевин - М.: Просвещение, 2011. - 271 с.
27. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 331-338.
28. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., Политиздат, 2013. - 304 с.
29. Либина, A.B. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А.В. Либина. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
30. Личко, А.Е., Учебник по наркомании для подростков. /А.Е. Личко, В.С. Битенский-М.,2002. 90 с.
31. Локтева, А.В. Алкоголизация при нарушениях психической адаптации в
подростковом возрасте/А.В.Локтева//Известия Российского
государственного Педагогического университета им. А. И. Герцена,
2013. - № 161. - С. 285-290.
32. Лоренц, К. Агрессия. /К. Лоренц -М., 2004. - 357 с.
33. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2015. - 632 с.
34. Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. - 2015. - №2. - С. 118-127.
35. Моросанова, В.И. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности юношей / В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев // Вопросы психологии. - 2014. - № 5. - С. 134-140.
36. Моросанова, В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. - 2012, - № 6.- С.128.
37. Моросанова, В.И. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / В.И. Моросанова. - М.: Психологический институт РАО, 2016. - 150 с.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. Вузов. 9-е изд., стереотип / В.С. Мухина.
- М.: Академия, 2014. - 456 с.
39. Налчаджян, А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. /А.А. Налчаджян - М., 2010. Эксмо, 368 с.
40. Нестерова, А.А. Жизнеспособность и ресурсы совладаниямолодежив ситуации безработицы / А.А. Нестерова // Человеческий капитал. - 2010.
- №6 (18). - С.78-80.
41. Нестерова, А.А. Основные источники жизнеспособности индивида: зарубежные и отечественные концепции / А.А. Нестерова // Социальная политика и социология. - 2011. - №7. - С. 210-220.
42. Нестерова, А.А. Факторы жизнеспособности личности / А.А. Нестерова // Вестник Университета. - 2010. - №25. - С. 99-102.
43. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: учебное пособие / Р.В. Овчарова - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
44. Полищук, В. М. Возрастная и педагогическая психология / В.М. Полищук. - Сумы, 2007. - 330 с.
45. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2013. - 668 с.
46. Прихожан, А.М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте / А.М. Прихожан // Воспитание, обучение и психическое развитие. - М., 2014. - С.76-88.
47. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Знание, 2010. - 80 с.
48. Психологические тесты Т.1. Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т-М., 2002. - 129 с.
49. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.:Прайм- ЕВРОЗНАК, 2015. - 656 с.
50. Психология эмоций. Тексты/Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., Изд-во МГУ, 2004 - 288 с.
51. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. - М.:
Просвещение, 2010. - 303 с.
52. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф.Райс. - СПб., 2000. - 423 с.
53. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский.
- М., Прогресс, 2004. - 283 с.
54. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; пер. снем. - М.: Мир, 2004. - 320с.
55. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 2012. - 128 с.
56. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М., 2010. - 321 с.
57. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа-Пресс,
2005. - 383 с.
58. Старшенбаум, Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия
зависимостей. /Г.В. Старшенбаум- Москва: Когито-Центр, 2006. - 285 с.
59. Фетискин, Н. П. Практическая девиантология. /Н.П. Фетискин- М.: Изд- во Форум, 2015. - 372 с.
60. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 2009.
- 368 с.
61. Хагуров, Т.А. Введение в современную девиантологию./Т.А. Хагуров- Ростов-на-Дону, 2003. 343с.
62. Шумская, Д.Д. Агрессивное поведение у юношей. /Д.Д. Шумская// Студенческий меридиан, 2016. - №2. - С. 72-81.
63. Шурыгин А.Н. Методы психокоррекции зависимого поведения у лиц взрослого возраста (аналитический обзор) // Психологическая наука и образование. 2017. - № 4. - С. 60-79.
64. Эльконин, Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.- сост. Ю.И. Фролов. - М., 2007. - С.526.
65. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э. Эриксон, М., 2013. - 420с.
66. Юрцевич, С.В. Связь аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация - М: МГИИУ, 2017. - № 11. - С. 27-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ