МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «психологическая готовность» в психологии 8
1.2. Проблема мотивации в психологической науке 12
1.3. Особенности мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационной готовности
студентов-психологов к профессиональной деятельности 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Рекомендации по повышению мотивационной готовности к
профессиональной деятельности студентов 48
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «психологическая готовность» в психологии 8
1.2. Проблема мотивации в психологической науке 12
1.3. Особенности мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационной готовности
студентов-психологов к профессиональной деятельности 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Рекомендации по повышению мотивационной готовности к
профессиональной деятельности студентов 48
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что в настоящее время социально-экономическая ситуация приобретает более динамичный и неопределенный характер. Рынок труда подвержен глобальным изменениям. Все изменения, происходящие в современном мире, порождают массу проблем профессиональной жизни человека.
В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями в жизни российского общества изменяются и требования к подготовке высококвалифицированных специалистов с ориентацией на международные стандарты. А именно «подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных отраслях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.
Не смотря на это, существует противоречие между запросом современного общества на высоко подготовленного специалиста и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности.
В настоящее время существует множество теоретических исследований связанных с разрешением выделенного противоречия:
- закладываются теоретические и технологические основы психолого-педагогического образования (А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн,
В.Д. Шадриков, др.);
- ведется интенсивный поиск конструктивного компромисса между академической и практической парадигмами психологического образования (Г.С. Абрамова, И.Д. Бадмаев, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев,
Е.А. Климов, В.Я. Ляудис, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Л.В. Темнова и др.);
- создаются психолого-педагогические концепции и модели труда психолога (Г.С. Абрамова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Р.В. Овчарова, Е.И. Рогов, Е.С. Романова и др.);
- изучаются многочисленные аспекты профессионального развития будущего психолога на вузовском этапе его становления (М.М. Балашов, Т.М. Буякас, Т.Л. Верняева, Т.Н. Клюева, И.В. Коновалова, М.И. Лукьянова, И.А. Савенкова и др.);
- исследуются основы деятельности и личности практического психолога (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).
Тем не менее, в современном мире отсутствует целостная научно обоснованная система современной организации и содержания профессионального образования будущего психолога образования, обеспечивающая его готовность к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, готовность психолога образования к профессиональной деятельности представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему.
Профессиональная готовность студента позволяет ему успешно проявлять свои профессиональные обязанности, правильно демонстрировать знания, умения и навыки, сохранять накопленный опыт и эффективно ориентироваться при выполнении производственных задач. Она помогает специалисту быстрее адаптироваться к условиям труда и дальнейшему карьерному совершенствованию.
Получив диплом о профессиональном образовании, теоретически выпускник готов к осуществлению профессиональной деятельности, но встает вопрос о том, насколько он готов к этой деятельности?
В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «психологической готовности».
В нашей дипломной работе проблему психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы будем рассматривать с позиции А.Н. Леонтьев, который выделяет сформированность в личности студента- психолога мотивационного компонента, с помощью которого он может наиболее грамотно осуществлять профессиональную деятельность на практике.
Проблема нашего исследования: каковы особенности мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности?
Цель исследования: изучить мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов- психологов.
Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивационная готовности к профессиональной деятельности студентов - психологов.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, о том, что существуют различия у студентов-психологов разных курсов обучения в уровне мотивационной готовности к профессиональной деятельности, а именно у студентов первого и второго курса уровень мотивационной готовности низкий доминируют следующие мотивы: приобретение глубоких и прочных знаний, стремление сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», у третьего курса уровень мотивационной готовности средний, преобладает мотив: получение диплома, у четвертого курса уровень мотивационной готовности высокий наиболее выражен мотив: обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать степень разработанности следующих понятий: «психологическая готовность», «психологическая готовность к профессиональной деятельности, «мотивация», «мотивационная готовность»;
- изучить особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов;
- разработать рекомендации для профессорско-преподавательского состава вуза по повышению мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применяются методы:
- теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме;
- метод сбора и интерпретации теоретического и экспериментального материала.
Для решения поставленных эмпирических задач были использованы следующие диагностические методики:
- методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;
- методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина.
- методика профессиональной самооценки «Профессиональная подготовленность к педагогической деятельности»;
- методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, А.А. Реан).
Теоретической основой исследования выступают следующие научные концепции и положения:
- положения субъектно-деятельностного и системно-деятельностного подходов, представленные в трудах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева,
А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.;
- психологические теории различных видов деятельности и готовности к ней (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.Н. Захарова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);
- исследования различных аспектов современной практической психологии образования и деятельности в ней (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др.);
- концепции профессионального становления и развития субъекта (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина и др.);
- психолого-педагогические технологии личностно-профессионального развития (И.В. Вачков, Н.С. Пряжников)
База исследования: НИУ «БелГУ», факультет психологии. В исследовании приняли участие 80 студентов 1- 4 курсов, из них 20 студентов 1 курса; 20 студентов 2 курса, 20 студентов 3 курса, 20 студентов 4 курса.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст иллюстрирован 4 рисунками и 10 таблицами. Список литературы содержит 63 источников.
В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями в жизни российского общества изменяются и требования к подготовке высококвалифицированных специалистов с ориентацией на международные стандарты. А именно «подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных отраслях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.
Не смотря на это, существует противоречие между запросом современного общества на высоко подготовленного специалиста и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности.
В настоящее время существует множество теоретических исследований связанных с разрешением выделенного противоречия:
- закладываются теоретические и технологические основы психолого-педагогического образования (А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн,
В.Д. Шадриков, др.);
- ведется интенсивный поиск конструктивного компромисса между академической и практической парадигмами психологического образования (Г.С. Абрамова, И.Д. Бадмаев, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев,
Е.А. Климов, В.Я. Ляудис, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Л.В. Темнова и др.);
- создаются психолого-педагогические концепции и модели труда психолога (Г.С. Абрамова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Р.В. Овчарова, Е.И. Рогов, Е.С. Романова и др.);
- изучаются многочисленные аспекты профессионального развития будущего психолога на вузовском этапе его становления (М.М. Балашов, Т.М. Буякас, Т.Л. Верняева, Т.Н. Клюева, И.В. Коновалова, М.И. Лукьянова, И.А. Савенкова и др.);
- исследуются основы деятельности и личности практического психолога (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).
Тем не менее, в современном мире отсутствует целостная научно обоснованная система современной организации и содержания профессионального образования будущего психолога образования, обеспечивающая его готовность к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, готовность психолога образования к профессиональной деятельности представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему.
Профессиональная готовность студента позволяет ему успешно проявлять свои профессиональные обязанности, правильно демонстрировать знания, умения и навыки, сохранять накопленный опыт и эффективно ориентироваться при выполнении производственных задач. Она помогает специалисту быстрее адаптироваться к условиям труда и дальнейшему карьерному совершенствованию.
Получив диплом о профессиональном образовании, теоретически выпускник готов к осуществлению профессиональной деятельности, но встает вопрос о том, насколько он готов к этой деятельности?
В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «психологической готовности».
В нашей дипломной работе проблему психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы будем рассматривать с позиции А.Н. Леонтьев, который выделяет сформированность в личности студента- психолога мотивационного компонента, с помощью которого он может наиболее грамотно осуществлять профессиональную деятельность на практике.
Проблема нашего исследования: каковы особенности мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности?
Цель исследования: изучить мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов- психологов.
Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивационная готовности к профессиональной деятельности студентов - психологов.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, о том, что существуют различия у студентов-психологов разных курсов обучения в уровне мотивационной готовности к профессиональной деятельности, а именно у студентов первого и второго курса уровень мотивационной готовности низкий доминируют следующие мотивы: приобретение глубоких и прочных знаний, стремление сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», у третьего курса уровень мотивационной готовности средний, преобладает мотив: получение диплома, у четвертого курса уровень мотивационной готовности высокий наиболее выражен мотив: обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать степень разработанности следующих понятий: «психологическая готовность», «психологическая готовность к профессиональной деятельности, «мотивация», «мотивационная готовность»;
- изучить особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов;
- разработать рекомендации для профессорско-преподавательского состава вуза по повышению мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применяются методы:
- теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме;
- метод сбора и интерпретации теоретического и экспериментального материала.
Для решения поставленных эмпирических задач были использованы следующие диагностические методики:
- методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;
- методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина.
- методика профессиональной самооценки «Профессиональная подготовленность к педагогической деятельности»;
- методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, А.А. Реан).
Теоретической основой исследования выступают следующие научные концепции и положения:
- положения субъектно-деятельностного и системно-деятельностного подходов, представленные в трудах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева,
А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.;
- психологические теории различных видов деятельности и готовности к ней (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.Н. Захарова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);
- исследования различных аспектов современной практической психологии образования и деятельности в ней (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др.);
- концепции профессионального становления и развития субъекта (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина и др.);
- психолого-педагогические технологии личностно-профессионального развития (И.В. Вачков, Н.С. Пряжников)
База исследования: НИУ «БелГУ», факультет психологии. В исследовании приняли участие 80 студентов 1- 4 курсов, из них 20 студентов 1 курса; 20 студентов 2 курса, 20 студентов 3 курса, 20 студентов 4 курса.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст иллюстрирован 4 рисунками и 10 таблицами. Список литературы содержит 63 источников.
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы.
I. Теоретические выводы
Проведя теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, можно сказать, что:
1. Что понятие «профессиональная готовность к профессиональной деятельности» с точки зрения деятельностного подхода и определяется с одной стороны как результат процесса подготовки, а с другой стороны как установка;
2. Психологическая готовность отражается через субъектный уровень готовности, составляющими которого являются социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики субъекта профессиональной деятельности;
3. Психологическая готовность к профессиональной деятельности состоит из следующих компонентов: мотивационно - ценностного, личностного и когнитивного;
4. Мотивационно - ценностный компонент состоит из профессионально значимых потребностей, мотивов и ценностей, которые формируются на фоне интереса и положительного отношения к профессии; личностный компонент, состоит из профессионально значимых свойств личности, определяющих профессиональную пригодность; операциональный компонент состоит из усвоенные знания, умения и навыков;
5. Наиболее значимое место в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности занимает мотивационно - ценностный компонент;
6. Необходимо уделять значительное внимание не только содержательным характеристикам психологической готовности к профессиональной деятельности, но и таким характеристикам, как формирование позитивного настроя, установкам на эффективную профессиональную деятельность, структурированию и объединению всех психологических и психофизиологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.
В результате проведенного нами эмпирического исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. К ним относятся:
- Стать высококвалифицированным специалистом.
- Получить диплом.
- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
- Приобрести глубокие и прочные знания.
- Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Наименее значимыми мотивами обучения для данной выборочной совокупности явились:
- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
- Не запускать предметы учебного цикла.
- Мотив № 11- Выполнять педагогические требования.
- Быть примером сокурсникам.
- Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов психологов. Так, согласно исследованию, мотив получения диплома преобладает над мотивами приобретения знаний и овладения профессией.
В целом картина выборов одинакова для студентов всех курсов. Мотивы: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», «Приобрести глубокие и прочные знания» входят в пятерку значимых мотивов для студентов 1-4 курсов.
Гипотеза исследование подтверждена.
Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Могут быть проведены исследования в других Вузах и на других факультетах. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость, выявление индивидуально-личностных особенностей влияющих на формирование мотивационной готовности.
I. Теоретические выводы
Проведя теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, можно сказать, что:
1. Что понятие «профессиональная готовность к профессиональной деятельности» с точки зрения деятельностного подхода и определяется с одной стороны как результат процесса подготовки, а с другой стороны как установка;
2. Психологическая готовность отражается через субъектный уровень готовности, составляющими которого являются социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики субъекта профессиональной деятельности;
3. Психологическая готовность к профессиональной деятельности состоит из следующих компонентов: мотивационно - ценностного, личностного и когнитивного;
4. Мотивационно - ценностный компонент состоит из профессионально значимых потребностей, мотивов и ценностей, которые формируются на фоне интереса и положительного отношения к профессии; личностный компонент, состоит из профессионально значимых свойств личности, определяющих профессиональную пригодность; операциональный компонент состоит из усвоенные знания, умения и навыков;
5. Наиболее значимое место в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности занимает мотивационно - ценностный компонент;
6. Необходимо уделять значительное внимание не только содержательным характеристикам психологической готовности к профессиональной деятельности, но и таким характеристикам, как формирование позитивного настроя, установкам на эффективную профессиональную деятельность, структурированию и объединению всех психологических и психофизиологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.
В результате проведенного нами эмпирического исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. К ним относятся:
- Стать высококвалифицированным специалистом.
- Получить диплом.
- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
- Приобрести глубокие и прочные знания.
- Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Наименее значимыми мотивами обучения для данной выборочной совокупности явились:
- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
- Не запускать предметы учебного цикла.
- Мотив № 11- Выполнять педагогические требования.
- Быть примером сокурсникам.
- Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов психологов. Так, согласно исследованию, мотив получения диплома преобладает над мотивами приобретения знаний и овладения профессией.
В целом картина выборов одинакова для студентов всех курсов. Мотивы: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», «Приобрести глубокие и прочные знания» входят в пятерку значимых мотивов для студентов 1-4 курсов.
Гипотеза исследование подтверждена.
Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Могут быть проведены исследования в других Вузах и на других факультетах. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость, выявление индивидуально-личностных особенностей влияющих на формирование мотивационной готовности.
Подобные работы
- Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018 - САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Динамика психологической готовности к профессиональной деятельности студентов медиков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ
ЭКОНОМИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЦЕДУРЕ АТТЕСТАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019 - ГОТОВНОСТЬ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ
СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мотивационные основы инновационной деятельности педагогов ДОО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2015



