Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 8
1.1. Сущность понятия «психологическая готовность» в психологии 8
1.2. Проблема мотивации в психологической науке 12
1.3. Особенности мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности 20
Глава 2. Эмпирическое исследование мотивационной готовности
студентов-психологов к профессиональной деятельности 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 30
2.3. Рекомендации по повышению мотивационной готовности к
профессиональной деятельности студентов 48
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что в настоящее время социально-экономическая ситуация приобретает более динамичный и неопределенный характер. Рынок труда подвержен глобальным изменениям. Все изменения, происходящие в современном мире, порождают массу проблем профессиональной жизни человека.
В связи с социально-экономическими и культурными преобразованиями в жизни российского общества изменяются и требования к подготовке высококвалифицированных специалистов с ориентацией на международные стандарты. А именно «подготовка квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных отраслях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту.
Не смотря на это, существует противоречие между запросом современного общества на высоко подготовленного специалиста и недостаточным уровнем реальной готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности.
В настоящее время существует множество теоретических исследований связанных с разрешением выделенного противоречия:
- закладываются теоретические и технологические основы психолого-педагогического образования (А.Г. Асмолов, А.А. Вербицкий, И.В. Дубровина, Н.В. Кузьмина, В.В. Рубцов, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн,
В.Д. Шадриков, др.);
- ведется интенсивный поиск конструктивного компромисса между академической и практической парадигмами психологического образования (Г.С. Абрамова, И.Д. Бадмаев, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев,
Е.А. Климов, В.Я. Ляудис, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский, Л.В. Темнова и др.);
- создаются психолого-педагогические концепции и модели труда психолога (Г.С. Абрамова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Р.В. Овчарова, Е.И. Рогов, Е.С. Романова и др.);
- изучаются многочисленные аспекты профессионального развития будущего психолога на вузовском этапе его становления (М.М. Балашов, Т.М. Буякас, Т.Л. Верняева, Т.Н. Клюева, И.В. Коновалова, М.И. Лукьянова, И.А. Савенкова и др.);
- исследуются основы деятельности и личности практического психолога (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).
Тем не менее, в современном мире отсутствует целостная научно обоснованная система современной организации и содержания профессионального образования будущего психолога образования, обеспечивающая его готовность к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, готовность психолога образования к профессиональной деятельности представляет собой актуальную и значимую психолого-педагогическую проблему.
Профессиональная готовность студента позволяет ему успешно проявлять свои профессиональные обязанности, правильно демонстрировать знания, умения и навыки, сохранять накопленный опыт и эффективно ориентироваться при выполнении производственных задач. Она помогает специалисту быстрее адаптироваться к условиям труда и дальнейшему карьерному совершенствованию.
Получив диплом о профессиональном образовании, теоретически выпускник готов к осуществлению профессиональной деятельности, но встает вопрос о том, насколько он готов к этой деятельности?
В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «психологической готовности».
В нашей дипломной работе проблему психологической готовностью к профессиональной деятельности, мы будем рассматривать с позиции А.Н. Леонтьев, который выделяет сформированность в личности студента- психолога мотивационного компонента, с помощью которого он может наиболее грамотно осуществлять профессиональную деятельность на практике.
Проблема нашего исследования: каковы особенности мотивационной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности?
Цель исследования: изучить мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов- психологов.
Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мотивационная готовности к профессиональной деятельности студентов - психологов.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, о том, что существуют различия у студентов-психологов разных курсов обучения в уровне мотивационной готовности к профессиональной деятельности, а именно у студентов первого и второго курса уровень мотивационной готовности низкий доминируют следующие мотивы: приобретение глубоких и прочных знаний, стремление сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»», у третьего курса уровень мотивационной готовности средний, преобладает мотив: получение диплома, у четвертого курса уровень мотивационной готовности высокий наиболее выражен мотив: обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы нам необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать степень разработанности следующих понятий: «психологическая готовность», «психологическая готовность к профессиональной деятельности, «мотивация», «мотивационная готовность»;
- изучить особенности мотивационной готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов;
- разработать рекомендации для профессорско-преподавательского состава вуза по повышению мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применяются методы:
- теоретический анализ психологической литературы по изучаемой проблеме;
- метод сбора и интерпретации теоретического и экспериментального материала.
Для решения поставленных эмпирических задач были использованы следующие диагностические методики:
- методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной;
- методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реана, В.А. Якунина.
- методика профессиональной самооценки «Профессиональная подготовленность к педагогической деятельности»;
- методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, А.А. Реан).
Теоретической основой исследования выступают следующие научные концепции и положения:
- положения субъектно-деятельностного и системно-деятельностного подходов, представленные в трудах К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева,
А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др.;
- психологические теории различных видов деятельности и готовности к ней (М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.Н. Захарова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.);
- исследования различных аспектов современной практической психологии образования и деятельности в ней (Г.С. Абрамова, А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Вачков, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Р.В. Овчарова, и др.);
- концепции профессионального становления и развития субъекта (А.А. Деркач, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина и др.);
- психолого-педагогические технологии личностно-профессионального развития (И.В. Вачков, Н.С. Пряжников)
База исследования: НИУ «БелГУ», факультет психологии. В исследовании приняли участие 80 студентов 1- 4 курсов, из них 20 студентов 1 курса; 20 студентов 2 курса, 20 студентов 3 курса, 20 студентов 4 курса.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст иллюстрирован 4 рисунками и 10 таблицами. Список литературы содержит 63 источников.
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы.
I. Теоретические выводы
Проведя теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования, можно сказать, что:
1. Что понятие «профессиональная готовность к профессиональной деятельности» с точки зрения деятельностного подхода и определяется с одной стороны как результат процесса подготовки, а с другой стороны как установка;
2. Психологическая готовность отражается через субъектный уровень готовности, составляющими которого являются социально-психологические и индивидуально-личностные характеристики субъекта профессиональной деятельности;
3. Психологическая готовность к профессиональной деятельности состоит из следующих компонентов: мотивационно - ценностного, личностного и когнитивного;
4. Мотивационно - ценностный компонент состоит из профессионально значимых потребностей, мотивов и ценностей, которые формируются на фоне интереса и положительного отношения к профессии; личностный компонент, состоит из профессионально значимых свойств личности, определяющих профессиональную пригодность; операциональный компонент состоит из усвоенные знания, умения и навыков;
5. Наиболее значимое место в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности занимает мотивационно - ценностный компонент;
6. Необходимо уделять значительное внимание не только содержательным характеристикам психологической готовности к профессиональной деятельности, но и таким характеристикам, как формирование позитивного настроя, установкам на эффективную профессиональную деятельность, структурированию и объединению всех психологических и психофизиологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.
В результате проведенного нами эмпирического исследования были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов. К ним относятся:
- Стать высококвалифицированным специалистом.
- Получить диплом.
- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».
- Приобрести глубокие и прочные знания.
- Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
Наименее значимыми мотивами обучения для данной выборочной совокупности явились:
- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
- Не запускать предметы учебного цикла.
- Мотив № 11- Выполнять педагогические требования.
- Быть примером сокурсникам.
- Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
Так же в результате исследования была выявлена специфика учебной мотивации студентов психологов. Так, согласно исследованию, мотив получения диплома преобладает над мотивами приобретения знаний и овладения профессией.
В целом картина выборов одинакова для студентов всех курсов. Мотивы: «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности», «Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», «Приобрести глубокие и прочные знания» входят в пятерку значимых мотивов для студентов 1-4 курсов.
Гипотеза исследование подтверждена.
Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Могут быть проведены исследования в других Вузах и на других факультетах. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость, выявление индивидуально-личностных особенностей влияющих на формирование мотивационной готовности.
1. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности / В.Г. Асеев.- М.: Просвещение, 2006.- 267 с.
2. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов [Текст] / Н.А. Бакшаева.- М .: Изд-во Логос, 2006.-184с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: Изд-во Институт практической психологии, 2007.- 352с.
4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович .- М., 2008.- 464с.
5. Братусь, Б.С. К изучению смысловой сферы личности [Текст] / Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2011.- №2.- С. 46-56.
6. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации [Текст] / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2008.- №2.- С. 37-45.
7. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас.- М., 2006.- 206с.
8. Ваник, Д. Профессиональная подготовка учителя и проблемы мотивации достижения и контроля действий [Текст] / Д. Ваник // Вопросы психологии.- 2009.- №3.- С. 45-51.
9. Вербицкий, А.А. Пресса: проблема трансформации мотивов и контекстном обучении./ А.А.Вербицкий // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 26-29.
10. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и
профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха.- Киев: Изд-во Наукова думка, 2008.- 310с.
11. Донцов, И.И. Профессиональные представления студентов психологов [Текст] / И.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии.- 2009.- №2.- С. 23-25.
12. Дмитриева, М.А. Психология труда и инженерная психология [Текст]: учеб. пособ. / М.А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев.- Л.: ЛГУ, 2009.- 224с.
13. Дружинин, В.Н. Эксперименталььная психология [Текст] / В.Н. Дружинин.- СПб.: Питер, 2007.- 320с.
14. Дубровина, И.В. Практическая психология в образовании/ И.В Дубровина . - М.:Просвещение, 2007 . - 592 с.
15. Дьяченко, М.И. Психологическая готовность [Текст] / М.И. Дьяченко.- М.: Наука, 2006.- 320с.
16. Забродин, Э.М. Мотивационно - смысловые связи в структуре направленности личности [Текст] / Ю.М. Забродин, Б.А Сосновский // Вопросы психологии.- 2009.- №6.- С. 65-71.
17. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст]: учеб. пособие для студ. Вузов / Э.Ф. Зеер; М.: Изд-во Деловая книга, 2003.- 336с.
18. Зеер, Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал.- 2007.- №6.- С. 64-67.
19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя.- М.: Логос, 2005.- 384с.
20. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельгости [Текст] / Е.М. Иванова.- М.: Изд-во МГУ, 2007.- 207с.
21. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006.- 512с.: ил.
22. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива [Текст] / Е.П. Ильин // Психологический журнал.- 2005.- №2.- С. 32-36.
23. Климов, Е.А. Психология профессионального
самоопределения [Текст] / Е.А. Климов.- М.: Изд-во Академия , 2004.-304с.
24. Климов, Е.А. Пресса: некоторые психологические
принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. / Е.А.Климов // Вопросы психологии. - 2005. - № 8. - С. 29 -30.
25. Климов, Е.А Психология профессионального
самоопределения. / Е.А. Климов - Ростов на Дону.: Феникс , 2006. - 480 с.
26. Ковалёв, В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалёв.- М.: Изд-во Наука, 2008.- 193с.
27. Кон, И.С. Психология юношеского возраста [Текст]: учеб. Пособие для пед. Институтов / И.С. Кон.- М., 2006.- 175с.
28. Комусова, Н.В. Развитие мотивации к овладению
профессией в период обучения в вузе/ Н.В. Комусова - Л.:
Просвещение, 2007.- 315 с.
29. Лапкин, М.М. Мотивация учебной деятельности и успешности обучения студентов в вузе [Текст] / М.М. Лапкин, Н.В. Яковлева // Психологический журнал.- 2006.- Т.14, №4.- С. 78-84.
30. Кузьмина, Н.В. «Профессионализм личности
преподавателя и мастера производственного обучения» / Н.В. Кузьмина - М.: Просвещение, 2010. - 145 с.
31. Лежнина, Л.В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности: монография / Л.В. Лежнина. - М.: Издательство «Прометей» МИГУ, 2009. - 240 с. (15 п.л.)
32. Лежнина, Л.В. Системно-деятельностный подход к
организации профессио-нального психолого-педагогического
образования / Л.В. Лежнина // Высшее образование сегодня. - 2007. - №9. - С. 33-35. (0.3 п.л.)
33. Лежнина, Л.В. Готовность к профессиональной деятельности в системе профессионализации личности / Л.В. Лежнина
// Известия Академии наук Респуб-лики Таджикистан. - 2008. - № 3. -
С. 81-83. (0.3 п.л.)
34. Лежнина, Л.В. Специфика профессиональной деятельности психолога в современном образовании / Л.В. Лежнина // Известия Академии наук Республики Таджикистан. - 2007. - № 4. - С. 208-212. (0.4 п.л.)
35. Лежнина, Л.В. Готовность к профессиональной
деятельности: структурно-системный анализ / Л.В. Лежнина //
Социальная синергетика и актуальная наука: национальные проекты России как фактор ее безопасности в глобальном мире: научная экспертиза на самоорганизацию и адекватность: сб. науч. тр. - Йошкар- Ола: МарГТУ, 2009. - С. 240-245. (0.45 п.л.)
36. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев.- М.: Изд-во Смысл, 2009.- 487с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: учеб. Пособие для студ. вуза / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл, 2004.- 347с.
38. Лукина, В.С. Исследование мотивации профессионального развития [Текст] / В.С. Лукина // Вопросы психологии.- 2004.- №5. С. 25-32.
39. Любимова, Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов [Текст] / Г.Ю. Любимова // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология.- 2000.-№1.-С. 48-56.
40. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу.- СПб.: Питер, 2003.- 352с.
41. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова.- М.: Изд-во А.К. Марковой, 2006.- 308с.
42. Маркова, А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников [Текст] / А.К. Маркова // Вопросы психологии.- 2010.- №5.- С. 47-59.
43. Молоканов, М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии [Текст] / М.В. Молоканов // Психологический журнал.- 2008.- №2.- С. 42-49.
44. Парыгин, Б.Д. Социальная психология [Текст] / Б.Д. Парыгин.- СПб.: ИГУП, 2009.- 318с.
45. Плешакова, О.В. Компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности / О.В. Плешакова // Вестник Башкирского университета. Раздел Педагогика и Психология.- 2007.- Т.12, №3.- С. 200-203.
46. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. Изд. 2-ое переб. и доп.- М.: Педагогика- Пресс, 2006.-439с.
47. Ратанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]: учеб. пособие /Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхт.- М.: Изд- во Флинта, 2008.- 264с.
48. Родина, О.Н. Предпосылки успеха в труде психолога [Текст] / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // вестник Московского университета. Сер. 14. Психология.- 2000.- №4.- С. 78-85.
49. Родина, О.Н. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов [Текст] / О.Н. Родина, П.Н. Прудков // вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2001.- №3.-
С. 53-61.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Изд-во Питер, 2005.- 713с.
51. Санжаева, Р.Д. Психологическая подготовка студентов к педагогической деятельности [Текст] / Р.Д. Санжаева // Личность в системе деятельности. Тезисы докладов регион. науч. практической конференции.- Новосибирск: НГПУ, 2003.-С. 90-114.
52. Словарь психолога-практика [Текст] / Под ред. С.Ю. Головина.- Мн.: Изд-во Харвест, 2003.- 976с.
53. Херцберг, Ф. Мотивация к работе [Текст] / Ф. Херцберг.- М.; СПб.: Изд-во Вершина, 2007.- 238с.
54. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен.- М.: Изд-во Питер, 2005.- 512с.
55. Чирков, В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации. / В.И. Чирков. - М.: Просвещение, 2005. - 608 с.
56. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности./ В.И. Чирков. - Ярославль.: Просвещение , 2007. - 158 с.
57. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности
человека. / В.Д. Шадриков. - 2 -е изд. перараб. и доп. - М.: Логос ,
2006. - 320 с.
58. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] / В.Д. Шадриков.- М.: Изд-во Логос, 2003.- 135с.
59. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] / В. Д. Шадриков.- М.: Изд-во Логос, 2004.- 315с.
60. Юшкова, Л.Б. Структура и динамика познавательных интересов школьников в зависимости от их представлений о цели обучения./ Л.Б. Юшкова. - Л.: Просвещение, 2008. - 191 с.
61. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека [Текст] / П.М Якобсон.- М.: Изд-во Просвещение,2009.- 319с.
62. Якунин, В.А. Педагогическая психология. / Якунин В.А. - С-Пб.: Образование, 2008 .- 260 с.
63. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность./Х. Хекхаузен. - М.:Педагогика, 2006.- 450 с.