Депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения депривированности психологического пространства как фактора высокой личностной тревожности 6
1.1. Определение и сущность понятия «психологическое пространство» личности 15
1.2. Депривированность психологического пространства личности
Глава 2. Эмпирические аспекты исследования депривированности
психологического пространства как фактора высокой личностной тревожности 27 2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Организация работы по оптимизации психологического пространства у
подростков с высокой личностной тревожности 41
2.4. Анализ и интерпретация результатов апробации экспериментальной программы по оптимизации психологического пространства у подростков с
высоким уровнем личностной тревожности 49
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 61
Глава 1. Теоретические аспекты изучения депривированности психологического пространства как фактора высокой личностной тревожности 6
1.1. Определение и сущность понятия «психологическое пространство» личности 15
1.2. Депривированность психологического пространства личности
Глава 2. Эмпирические аспекты исследования депривированности
психологического пространства как фактора высокой личностной тревожности 27 2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Организация работы по оптимизации психологического пространства у
подростков с высокой личностной тревожности 41
2.4. Анализ и интерпретация результатов апробации экспериментальной программы по оптимизации психологического пространства у подростков с
высоким уровнем личностной тревожности 49
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 61
Сегодня российское общество переживает период глобальных изменений: совершенствуются все сферы жизни личности, общество развивается во всех направлениях, усложняется система отношений субъекта с миром. В этих отношениях субъект должен сохранить суверенность своего психологического пространства. Суверенность - это и условие, и результат оптимальной адаптации, плодотворной деятельности в различных областях. Суверенное психологическое пространство характеризуется высокими показателями успешности, адекватностью возрастной стадии и к различным жизненным ситуациям человека.
Для клинической психологии особенный интерес представляет единство границ психологического пространства, его структура и безопасность, так как эти показатели устанавливают и показывают состояние психического здоровья человека. Нарушение этих границ может послужить выражением различных психических нарушений, и в то же время может быть их основанием. С.К. Нартова-Бочавер нарушение психологического пространства личности называет депривацией психологического пространства человека [39].
Проблемой психологического пространства личности занимались следующие отечественные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, С.К. Нартова-Бочавер. Среди представителей зарубежной психологии, которые также занимались этой проблемой , выступают: К. Левин, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.
В последнее время психологическому пространству личности было посвящено множество исследований: Л.И Петухова изучала личностно-смысловые детерминанты когнитивной оценки ситуаций нарушения границ бытийного пространства личности; особенности психологического пространства у людей с заболеваниями исследовала К.Г. Кислицина; понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности описала в своих трудах С.К. Нартова-Бочавер; суверенностью психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязью с уровнем невротизации и представлениями родителей подростков об их воспитании занимались Д.Б. Иркина и Т.Д. Шевеленкова и т.д.
Вслед С.К. Нартовой-Бочавер под психологическим пространством личности мы подразумеваем субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность, и стратегию жизни человека [4].
С.К. Нартова-Бочавер считает: «Пространство с целостными границами, дающее возможность его обладателю поддерживать свою личностную автономию, определяется как суверенное, а пространство с нарушенными границами - как депривированное, при этом депривируется потребность в приватности, т. е. возможности управлять взаимодействием с миром» [33, с.13]. «Выбор стратегии жизни человека начинает формироваться в подростковом возрасте и является важным звеном в жизни человека. Кроме того, подростку необходимо выбрать именно правильную стратегию, актуализировать ее и поддерживать» [35, с.20].
Подростковый возраст - это возраст переживаний, трудностей и кризисов. Формирование устойчивых форм поведения, черт характера происходит именно в этот период. В связи с многочисленными новообразованиями этого возраста у детей часто появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Своей монографии С.К. Нартова-Бочавер говорит о том, что, достигнув подросткового возраста, дети обретают больше независимости: они требуют закрытых дверей, личного дневника, претендуют на личные тайны и секреты, ограничить доступность для семьи информации о себе [38].
В связи с этим, важной задачей современной клинической психологии является оказание профессиональной психологической помощи подросткам с тревожностью, организация которой невозможна без понимания особенностей психологического пространства личности. Чтобы оказать помощь подросткам с тревожностью в оптимизации своего психологического пространства,
необходимо изучить структурные пространства личности.
Однако данная проблематика недостаточно разработана в клинической психологии. Даже многочисленность работ этого направления не позволяет говорить о разносторонности и полноте изучения данной проблемы. Несмотря на обширные исследования, психологических работ, направленных на изучение психологического пространства личности, депривации психологического пространства и его оптимизации, явно недостаточно.
Отсюда проблема исследования: каково влияние депривированного психологического пространства на выраженность тревожности у подростков?
Целью данного исследования стало изучение депривированности психологического пространства подростков как фактора высокой личностной тревожности.
Объект исследования: личностная тревожность у подростков.
Предмет: депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков.
Гипотеза: уровень тревожности подростка зависит от параметров психологического пространства личности, депривированность психологического пространства приводит к высокому уровню личностной тревожности. Снизить тревожность у подростков возможно посредством коррекционно-развивающий занятий, направленных на формирование ассертивного поведения, а также на изменение семейного сценария.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы к исследованию психологического пространства личности в отечественной и зарубежной литературе; раскрыть понятие «тревожность» и рассмотреть особенности его проявления, проанализировать тревожность в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности депривированного психологического пространства у подростков с высокой тревожностью.
3. Проверить эффективность программы по оптимизации депривированного психологического пространства у подростков с высоким уровнем личностной тревожности.
Для решения задач исследования использовался комплекс таких методов, как: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование); организационные (сравнительный метод); диагностические методы (психологическое тестирование); математико-статистические методы обработки данных: качественные (сравнительный анализ данных) и количественные (методы описательной статистики, анализ достоверных различий, корреляционный анализ).
Основным эмпирическим методом выступил метод измерения- эксперимент, в частности психологическое тестирование.
Методики:
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались:
1) Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер;
2) Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.
База исследования: МОУ «Стрелецкая СОШ», выборка из 80 человек.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического пространства у тревожных подростков. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором осуществляется реализация программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
4. Этап контрольного эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности после реализации программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
5. Обобщающий этап, в ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Структура работы: дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, 7 рисунков, заключения, списка использованной литературы (60) и приложений. Объем работы - 60 страниц
Для клинической психологии особенный интерес представляет единство границ психологического пространства, его структура и безопасность, так как эти показатели устанавливают и показывают состояние психического здоровья человека. Нарушение этих границ может послужить выражением различных психических нарушений, и в то же время может быть их основанием. С.К. Нартова-Бочавер нарушение психологического пространства личности называет депривацией психологического пространства человека [39].
Проблемой психологического пространства личности занимались следующие отечественные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, С.К. Нартова-Бочавер. Среди представителей зарубежной психологии, которые также занимались этой проблемой , выступают: К. Левин, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.
В последнее время психологическому пространству личности было посвящено множество исследований: Л.И Петухова изучала личностно-смысловые детерминанты когнитивной оценки ситуаций нарушения границ бытийного пространства личности; особенности психологического пространства у людей с заболеваниями исследовала К.Г. Кислицина; понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности описала в своих трудах С.К. Нартова-Бочавер; суверенностью психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязью с уровнем невротизации и представлениями родителей подростков об их воспитании занимались Д.Б. Иркина и Т.Д. Шевеленкова и т.д.
Вслед С.К. Нартовой-Бочавер под психологическим пространством личности мы подразумеваем субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность, и стратегию жизни человека [4].
С.К. Нартова-Бочавер считает: «Пространство с целостными границами, дающее возможность его обладателю поддерживать свою личностную автономию, определяется как суверенное, а пространство с нарушенными границами - как депривированное, при этом депривируется потребность в приватности, т. е. возможности управлять взаимодействием с миром» [33, с.13]. «Выбор стратегии жизни человека начинает формироваться в подростковом возрасте и является важным звеном в жизни человека. Кроме того, подростку необходимо выбрать именно правильную стратегию, актуализировать ее и поддерживать» [35, с.20].
Подростковый возраст - это возраст переживаний, трудностей и кризисов. Формирование устойчивых форм поведения, черт характера происходит именно в этот период. В связи с многочисленными новообразованиями этого возраста у детей часто появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Своей монографии С.К. Нартова-Бочавер говорит о том, что, достигнув подросткового возраста, дети обретают больше независимости: они требуют закрытых дверей, личного дневника, претендуют на личные тайны и секреты, ограничить доступность для семьи информации о себе [38].
В связи с этим, важной задачей современной клинической психологии является оказание профессиональной психологической помощи подросткам с тревожностью, организация которой невозможна без понимания особенностей психологического пространства личности. Чтобы оказать помощь подросткам с тревожностью в оптимизации своего психологического пространства,
необходимо изучить структурные пространства личности.
Однако данная проблематика недостаточно разработана в клинической психологии. Даже многочисленность работ этого направления не позволяет говорить о разносторонности и полноте изучения данной проблемы. Несмотря на обширные исследования, психологических работ, направленных на изучение психологического пространства личности, депривации психологического пространства и его оптимизации, явно недостаточно.
Отсюда проблема исследования: каково влияние депривированного психологического пространства на выраженность тревожности у подростков?
Целью данного исследования стало изучение депривированности психологического пространства подростков как фактора высокой личностной тревожности.
Объект исследования: личностная тревожность у подростков.
Предмет: депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков.
Гипотеза: уровень тревожности подростка зависит от параметров психологического пространства личности, депривированность психологического пространства приводит к высокому уровню личностной тревожности. Снизить тревожность у подростков возможно посредством коррекционно-развивающий занятий, направленных на формирование ассертивного поведения, а также на изменение семейного сценария.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы к исследованию психологического пространства личности в отечественной и зарубежной литературе; раскрыть понятие «тревожность» и рассмотреть особенности его проявления, проанализировать тревожность в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности депривированного психологического пространства у подростков с высокой тревожностью.
3. Проверить эффективность программы по оптимизации депривированного психологического пространства у подростков с высоким уровнем личностной тревожности.
Для решения задач исследования использовался комплекс таких методов, как: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование); организационные (сравнительный метод); диагностические методы (психологическое тестирование); математико-статистические методы обработки данных: качественные (сравнительный анализ данных) и количественные (методы описательной статистики, анализ достоверных различий, корреляционный анализ).
Основным эмпирическим методом выступил метод измерения- эксперимент, в частности психологическое тестирование.
Методики:
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались:
1) Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер;
2) Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.
База исследования: МОУ «Стрелецкая СОШ», выборка из 80 человек.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического пространства у тревожных подростков. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором осуществляется реализация программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
4. Этап контрольного эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности после реализации программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
5. Обобщающий этап, в ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Структура работы: дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, 7 рисунков, заключения, списка использованной литературы (60) и приложений. Объем работы - 60 страниц
Сегодня российское общество переживает период глобальных изменений: совершенствуются все сферы жизни личности, общество развивается во всех направлениях, усложняется система отношений субъекта с миром. В этих отношениях субъект должен сохранить суверенность своего психологического пространства. Суверенность - это и условие, и результат оптимальной адаптации, плодотворной деятельности в различных областях. Суверенное психологическое пространство характеризуется высокими показателями успешности, адекватностью возрастной стадии и к различным жизненным ситуациям человека.
Изучив специфику понятия «психологическое пространство личности», мы пришли к выводу о том, что несмотря на многообразие подходов и определений главным критерием является нарушение суверенности.
Подросткам с депривированным психологическим пространством свойственны нарушения в различных сферах личности. Так, в аффективной сфере - это неустойчивость эмоциональных состояний; в поведенческой сфере - неспособность противостоять «давлению» извне, нестабильность отношений с окружающими; в когнитивной сфере - низкий уровень когнитивных способностей, низкий уровень развития рефлексии; в мотивационно- потребностной сфере - блокирование потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, отсутствие выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру.
Анализируя результаты, полученные в ходе нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. У подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает депривированность психологического пространства. Такие подростки ощущают подчинённость, отчуждённость, фрагментарность собственной жизни.
2. Шкала «суверенность мира вещей» подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он. По этой шкале выявилась депривированность, что означает непризнание за подростком права иметь личные вещи.
3. Также у подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает депривированность ценностей, что означает трудности, испытываемые подростком трудности в выборе человеческого бытия, стратегии жизни.
4. Чем меньше прочность психологических границ личности подростка, чем труднее им в выборе стратегии и чем выше степень ограничения в выборе личных вещей, тем выше уровень личностной тревожности.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза была подтверждена: что уровень тревожности подростка зависит от параметров психологического пространства личности, депривированность психологического пространства приводит к высокому уровню личностной тревожности. Снизить тревожность у подростков возможно посредством коррекционно-развивающий занятий, направленных на формирование ассертивного поведения, а также на изменение семейного сценария.
Использование программы оптимизирует психологическое пространство у подростков с высоким уровнем тревожности. Доказавшая свою эффективность, программа, была внедрена в инструментарий психологов МОУ «Стрелецкая СОШ» города Белгорода.
Изучив специфику понятия «психологическое пространство личности», мы пришли к выводу о том, что несмотря на многообразие подходов и определений главным критерием является нарушение суверенности.
Подросткам с депривированным психологическим пространством свойственны нарушения в различных сферах личности. Так, в аффективной сфере - это неустойчивость эмоциональных состояний; в поведенческой сфере - неспособность противостоять «давлению» извне, нестабильность отношений с окружающими; в когнитивной сфере - низкий уровень когнитивных способностей, низкий уровень развития рефлексии; в мотивационно- потребностной сфере - блокирование потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, отсутствие выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру.
Анализируя результаты, полученные в ходе нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. У подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает депривированность психологического пространства. Такие подростки ощущают подчинённость, отчуждённость, фрагментарность собственной жизни.
2. Шкала «суверенность мира вещей» подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он. По этой шкале выявилась депривированность, что означает непризнание за подростком права иметь личные вещи.
3. Также у подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает депривированность ценностей, что означает трудности, испытываемые подростком трудности в выборе человеческого бытия, стратегии жизни.
4. Чем меньше прочность психологических границ личности подростка, чем труднее им в выборе стратегии и чем выше степень ограничения в выборе личных вещей, тем выше уровень личностной тревожности.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза была подтверждена: что уровень тревожности подростка зависит от параметров психологического пространства личности, депривированность психологического пространства приводит к высокому уровню личностной тревожности. Снизить тревожность у подростков возможно посредством коррекционно-развивающий занятий, направленных на формирование ассертивного поведения, а также на изменение семейного сценария.
Использование программы оптимизирует психологическое пространство у подростков с высоким уровнем тревожности. Доказавшая свою эффективность, программа, была внедрена в инструментарий психологов МОУ «Стрелецкая СОШ» города Белгорода.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМПАТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция конституционально-топологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Проявление тревожности в юношеском возрасте у лиц с депривацией (Московский педагогический государственный университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО¬ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ БЕЗ СЕМЬИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



