Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков

Работа №71437

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения депривированности психологического пространства как фактора высокой личностной тревожности 6
1.1. Определение и сущность понятия «психологическое пространство» личности 15
1.2. Депривированность психологического пространства личности
Глава 2. Эмпирические аспекты исследования депривированности
психологического пространства как фактора высокой личностной тревожности 27 2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Организация работы по оптимизации психологического пространства у
подростков с высокой личностной тревожности 41
2.4. Анализ и интерпретация результатов апробации экспериментальной программы по оптимизации психологического пространства у подростков с
высоким уровнем личностной тревожности 49
Заключение 53
Список литературы 55
Приложения 61


Сегодня российское общество переживает период глобальных изменений: совершенствуются все сферы жизни личности, общество развивается во всех направлениях, усложняется система отношений субъекта с миром. В этих отношениях субъект должен сохранить суверенность своего психологического пространства. Суверенность - это и условие, и результат оптимальной адаптации, плодотворной деятельности в различных областях. Суверенное психологическое пространство характеризуется высокими показателями успешности, адекватностью возрастной стадии и к различным жизненным ситуациям человека.
Для клинической психологии особенный интерес представляет единство границ психологического пространства, его структура и безопасность, так как эти показатели устанавливают и показывают состояние психического здоровья человека. Нарушение этих границ может послужить выражением различных психических нарушений, и в то же время может быть их основанием. С.К. Нартова-Бочавер нарушение психологического пространства личности называет депривацией психологического пространства человека [39].
Проблемой психологического пространства личности занимались следующие отечественные психологи: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, С.К. Нартова-Бочавер. Среди представителей зарубежной психологии, которые также занимались этой проблемой , выступают: К. Левин, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.
В последнее время психологическому пространству личности было посвящено множество исследований: Л.И Петухова изучала личностно-смысловые детерминанты когнитивной оценки ситуаций нарушения границ бытийного пространства личности; особенности психологического пространства у людей с заболеваниями исследовала К.Г. Кислицина; понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности описала в своих трудах С.К. Нартова-Бочавер; суверенностью психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязью с уровнем невротизации и представлениями родителей подростков об их воспитании занимались Д.Б. Иркина и Т.Д. Шевеленкова и т.д.
Вслед С.К. Нартовой-Бочавер под психологическим пространством личности мы подразумеваем субъективно значимый фрагмент бытия, т. е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность, и стратегию жизни человека [4].
С.К. Нартова-Бочавер считает: «Пространство с целостными границами, дающее возможность его обладателю поддерживать свою личностную автономию, определяется как суверенное, а пространство с нарушенными границами - как депривированное, при этом депривируется потребность в приватности, т. е. возможности управлять взаимодействием с миром» [33, с.13]. «Выбор стратегии жизни человека начинает формироваться в подростковом возрасте и является важным звеном в жизни человека. Кроме того, подростку необходимо выбрать именно правильную стратегию, актуализировать ее и поддерживать» [35, с.20].
Подростковый возраст - это возраст переживаний, трудностей и кризисов. Формирование устойчивых форм поведения, черт характера происходит именно в этот период. В связи с многочисленными новообразованиями этого возраста у детей часто появляется чувство тревожности и психологического дискомфорта.
Своей монографии С.К. Нартова-Бочавер говорит о том, что, достигнув подросткового возраста, дети обретают больше независимости: они требуют закрытых дверей, личного дневника, претендуют на личные тайны и секреты, ограничить доступность для семьи информации о себе [38].
В связи с этим, важной задачей современной клинической психологии является оказание профессиональной психологической помощи подросткам с тревожностью, организация которой невозможна без понимания особенностей психологического пространства личности. Чтобы оказать помощь подросткам с тревожностью в оптимизации своего психологического пространства,
необходимо изучить структурные пространства личности.
Однако данная проблематика недостаточно разработана в клинической психологии. Даже многочисленность работ этого направления не позволяет говорить о разносторонности и полноте изучения данной проблемы. Несмотря на обширные исследования, психологических работ, направленных на изучение психологического пространства личности, депривации психологического пространства и его оптимизации, явно недостаточно.
Отсюда проблема исследования: каково влияние депривированного психологического пространства на выраженность тревожности у подростков?
Целью данного исследования стало изучение депривированности психологического пространства подростков как фактора высокой личностной тревожности.
Объект исследования: личностная тревожность у подростков.
Предмет: депривированность психологического пространства как фактор высокой личностной тревожности у подростков.
Гипотеза: уровень тревожности подростка зависит от параметров психологического пространства личности, депривированность психологического пространства приводит к высокому уровню личностной тревожности. Снизить тревожность у подростков возможно посредством коррекционно-развивающий занятий, направленных на формирование ассертивного поведения, а также на изменение семейного сценария.
Задачи:
1. Изучить психологические подходы к исследованию психологического пространства личности в отечественной и зарубежной литературе; раскрыть понятие «тревожность» и рассмотреть особенности его проявления, проанализировать тревожность в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности депривированного психологического пространства у подростков с высокой тревожностью.
3. Проверить эффективность программы по оптимизации депривированного психологического пространства у подростков с высоким уровнем личностной тревожности.
Для решения задач исследования использовался комплекс таких методов, как: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование); организационные (сравнительный метод); диагностические методы (психологическое тестирование); математико-статистические методы обработки данных: качественные (сравнительный анализ данных) и количественные (методы описательной статистики, анализ достоверных различий, корреляционный анализ).
Основным эмпирическим методом выступил метод измерения- эксперимент, в частности психологическое тестирование.
Методики:
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались:
1) Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартовой-Бочавер;
2) Шкала Спилбергера-Ханина для определения личностной и ситуативной тревожности.
База исследования: МОУ «Стрелецкая СОШ», выборка из 80 человек.
Организация и этапы исследования:
1. Организационный. Определение целей, задач исследования, его объекта и предмета; формулировка гипотез; анализ научной отечественной и зарубежной литературы по проблеме психологического пространства у тревожных подростков. Осуществление планирования экспериментального исследования, подбор и апробация методик для сбора эмпирического материала.
2. Этап констатирующего эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности.
3. Этап формирующего эксперимента, на котором осуществляется реализация программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
4. Этап контрольного эксперимента, включающий психодиагностику показателей уровня тревожности и психологического пространства личности после реализации программы по оптимизации психологического пространства тревожных подростков.
5. Обобщающий этап, в ходе которого были сформулированы основные результаты и выводы проведённого исследования.
Структура работы: дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, 7 рисунков, заключения, списка использованной литературы (60) и приложений. Объем работы - 60 страниц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодня российское общество переживает период глобальных изменений: совершенствуются все сферы жизни личности, общество развивается во всех направлениях, усложняется система отношений субъекта с миром. В этих отношениях субъект должен сохранить суверенность своего психологического пространства. Суверенность - это и условие, и результат оптимальной адаптации, плодотворной деятельности в различных областях. Суверенное психологическое пространство характеризуется высокими показателями успешности, адекватностью возрастной стадии и к различным жизненным ситуациям человека.
Изучив специфику понятия «психологическое пространство личности», мы пришли к выводу о том, что несмотря на многообразие подходов и определений главным критерием является нарушение суверенности.
Подросткам с депривированным психологическим пространством свойственны нарушения в различных сферах личности. Так, в аффективной сфере - это неустойчивость эмоциональных состояний; в поведенческой сфере - неспособность противостоять «давлению» извне, нестабильность отношений с окружающими; в когнитивной сфере - низкий уровень когнитивных способностей, низкий уровень развития рефлексии; в мотивационно- потребностной сфере - блокирование потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе, отсутствие выраженной мотивации на обращение к своему внутреннему миру.
Анализируя результаты, полученные в ходе нашего исследования, можно сделать следующие выводы:
1. У подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает депривированность психологического пространства. Такие подростки ощущают подчинённость, отчуждённость, фрагментарность собственной жизни.
2. Шкала «суверенность мира вещей» подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он. По этой шкале выявилась депривированность, что означает непризнание за подростком права иметь личные вещи.
3. Также у подростков с высоким уровнем личностной тревожности преобладает депривированность ценностей, что означает трудности, испытываемые подростком трудности в выборе человеческого бытия, стратегии жизни.
4. Чем меньше прочность психологических границ личности подростка, чем труднее им в выборе стратегии и чем выше степень ограничения в выборе личных вещей, тем выше уровень личностной тревожности.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза была подтверждена: что уровень тревожности подростка зависит от параметров психологического пространства личности, депривированность психологического пространства приводит к высокому уровню личностной тревожности. Снизить тревожность у подростков возможно посредством коррекционно-развивающий занятий, направленных на формирование ассертивного поведения, а также на изменение семейного сценария.
Использование программы оптимизирует психологическое пространство у подростков с высоким уровнем тревожности. Доказавшая свою эффективность, программа, была внедрена в инструментарий психологов МОУ «Стрелецкая СОШ» города Белгорода.



1. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. Пер. с англ. - М.: Попурри, 1998. - 576 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И Божович. - СПб.: Питер, 2008.- 399 с.
3. Буравцова, Н.В. Суверенность психологического пространства как условие ее психологической безопасности и самоактуализации / Н.В. Буравцова // Педагогическое обозрение. - 2005. - № 54. - С. 11-12.
4. Валединская, О.Р. Личное пространство человека и возможности его "измерения" / О.Р. Валединская, С.К. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. - 2002. - № 12.- С. 60-77.
5. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. -1136 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться c ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: ЧеРо, 1998. - 32 с.
7. Городилина, М.В. Суверенность психологического пространства
личности как фактор медиабезопасности / М.В. Городилина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 21. - С. 157-158.
8. Давыдов, В.В. О психологии современного подростка / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 1988.- № 4. - С. 128-129.
9. Джемс, У. Психология /У. Джемс. - М.: Педагогика, 1991. - 342 с.
10. Дружинин, А.Е. Тренинг основ ассертивного поведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста /А.Е.Дружинин // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1995. - № 4. - С. 33-40.
11. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1997. - 211 с.
12. Журавлев, А.Л. Психологическое и социально-психологическое
пространство личности: теоретические основания исследования
/А.Л.Журавлев, А.Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение. - 2012.-№ 2. - С.10-18.
13. Журавлев, А.Л. Социально-психологическое пространство личности /А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: ИП РАН, 2012. - 497 с.
14. Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психол. наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 22-27.
15. Ипполитова, Е.А. Суверенность психологического пространства
девушек в контексте гендерной идентичности / Е.А. Ипполитова, Д.В. Черешнева // Молодой ученый. - 2016. - № 13. - С. 867-870.
16. Иркин, Д.Б. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями/ Д.Б. Иркин, Т.Д. Шевеленкова // Психология и право. -2011.- № 3. - С. 55-65.
17. Калуев, А.В. Проблемы изучения стрессорного поведения /А.В. Калуев.
- К.: Центр физиолого-биохимических проблем, 1999. - 150с.
18. Кислицина, Г.К. Особенности психологического пространства у людей с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата / Г.К. Кислицина // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 19-21.
http://psyedu.ru/journal/2012/4/3145.phtml(дата обращения: 02.01.2017).
19. Кон, И.С. Дружба. Этико-психологический очерк /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1987. - 69 с.
20. Комарь, В.Д. Предупреждение и преодоление отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. - 2003. - № 4. - С. 86-103.
21. Кочарян, А.С. Особенности суверенности психологического
пространства у лиц с разным уровнем эмоциональной зрелости /А.С. Кочарян А.А. Макаренко, С. Чжао // Перспективы науки и образования.- 2016. - № 1. - С.35-39
http: //psyj ournals.ru/science_and_education/2016/n1 /kocharyan.shtml .(дата обращения: 11.12.2016).
22. Кочюнас, Р. Экзистенциальная терапия: исследование способов
построения жизни / Р. Кочюнас // Независимый психиатрический журнал. - 1998.- № 4. - С. 10-13.
23. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000. - 425 с.
24. Левкова, Т.В. Суверенность психологического пространства как основа психологического здоровья личности / Т.В. Левкова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. - 2010. - № 1. - С. 63-67.
25. Левкова, Т.В. Суверенность психологического пространства личности как индикатор психологического здоровья студентов вуза / Т.В. Левкова // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом- Алейхема. - 2013. - № 3. С. 164-183.
26. Марголина, И.А. Психические нарушения у детей раннего возраста, подвергшихся жестокому обращению /И.А. Марголина, Г.В. Козловская М.Е. Просенкова // Журнал неврологии и психиатрии. - 2002. - № 5. - С. 54-56.
27. Матвийчук, Е. А. Личное жизненное пространство мальчиков и девочек /Е. А. Матвийчук // Психология и жизнь. - 2000. № 1. - С. 14-20.
28. Мунгалов, В.Н. Психологическое пространство человека /В.Н. Мунгалов // Сибирский психологический журнал. - 2012, - № 45, - С. 104-111.
29. Мунгалов, В.Н. Психологическое пространство человека: содержание и объяснительные возможности понятия / В.Н. Мунгалов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 3. - С. 140-143.
30. Налчаджян, А.А. Агрессивность человека /А.А. Налчаджян. - СПб.: Питер, 2007. - 736с.
31. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «психологическое пространство
личности»: обоснование и прикладное значение /С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2003. - № 6. - С. 12-16.
32. Нартова-Бочавер, С.К. Развитие жизненного пространства ребенка в онтогенезе / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Генезис, 2001. - 280 с.
33. Нартова-Бочавер, С.К. Человек суверенный: психологическое
исследование субъекта в его бытии / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Дрофа, 2008. - 400 с.
34. Нартова-Бочавер, С.К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности / С.К. Нартова-Бочавер // Московский психотерапевтический журнал. - 2002. - № 1. - С. 35-41.
35. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психология личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. -1997. - №
5. - С. 20-31.
36. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическая суверенность как предиктор эмоциональной устойчивости в ранней и средней взрослости / С.К. Нартова-Бочавер // Клиническая и специальная психология. - 2015. - № 1. - С. 15-28.
URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Nartova Bochaver.shtml(дата
обращения: 01.12.2016).
37. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления: Дисс... д-ра психологических наук /С.К. Нартова-Бочавер. Москва, 2005. - 431 c.
38. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности:
Монография /С.К. Нартова-Бочавер. М.: Питер, 2005. - 312 с.
39. Нартова-Бочавер, С.К. Жизненное пространство семьи. Объединение и разделение. / С. К. Нартова-Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавер. М.: Генезис, 2011, 410 с.
40. Нехорошкова, А.Н. Проблема тревожности как сложного
психофизиологического явления /А.Н. Нехорошкова, А.В Грибанов, Ю.С. Джос // Экология человека. - 2014. - № 6. - С. 47-54.
41.Ольшанский, Д.В. «Психологический образ» жизни и субъективное пространство жизнедеятельности личности / Д.В. Ольшанский. Таллин: Эстонское государственное издательство, 1983. - 146 с.
42. Орлов, А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека /А.Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. - № 2. - С. 5-18.
43. Панина, Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности / Е.Н. Панина. Красноярск: гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2006. - 619 с.
44. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2011. -352 с.
45. Плотникова, К.Д. Психофизиологические предпосылки личностной тревожности / К.Д. Плотникова // Успехи современного естествознания.
- 2013. - № 9. - С. 60-61.
46. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.
47. Прихожан, А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика /А.М. Прихожан // Школьный психолог. - 2002.- № 4. - С. 10-12.
48. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х.М. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
49. Сафонова, Т.Я. Психологическое насилие в отношении детей: сущность, последствия, оказание помощи / Т.Я. Сафонова // Актуальные проблемы современного детства. - 1999. - № 3. - С. 169-175.
50. Скорова, Л.В. Формирование суверенности психологического
пространства у старших подростков / Л.В. Скорова // Сибирский психологический журнал. - 2013. - № 48. - С. 75-83.
51. Слободчиков, В.И. Психологические проблемы становления
внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии.
- 1986. - № 6. - С. 14-22.
52. Снегирева, Т.В. Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. / Т. В. Снегирева, М.А Кража. М.: Эксмо, 2001. - 254 с.
53. Солоед, К.В. Разлука с матерью на первом году жизни: влияние на объектные отношения у детей / К.В. Солоед // Московский психотерапевтической журнал. - 2000. - № 4. - С. 70-94.
54. Тинберген, Н. Социальное поведение животных. / Н. Тинберген. М.: Мир, 1993. - 164 с.
55. Хусаинова, Р.М. Особенности ситуативной и личностной тревожности в учебной и педагогической деятельности / Р.М. Хусаинова, О.П. Гредюшко // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5.-С. 1-7.
56. Шкопоров, Н.Б. Психологическое пространство личности и гипотеза проникновения в среду: теоретический анализ / Н.Б. Шкопоров. Таллин: ЭООП, 1985. -138 с.
57. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 352 с.
58. Юнг, К.Г. Человек и его символы / Юнг, К.Г. Пер. с англ. - М.: Колос, 2002. - 301с.
59. Teicher, Martin H. The neurobiology of child abuse / Martin H. Teicher // Sci. Amer. - 2002. - № 3. - P. 68-75.
60. Heft H. High residential density and perceptial-cognitive development: An examination of effects of crowding and noise in the home // Wohlwill J.F., van Vliet (Ed). Habitats for Children: The impact of Density. N.Y., 1985. P. 39-76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ