РАЗВИТИЕ МОДЫ И ИДЕАЛ КРАСОТЫ В АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ И ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КРУГАХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.: СОЦИАЛЬНЫЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 18
§ 1. Влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды 18
§ 2. Отечественные культурные и исторические процессы и явления, сказавшиеся на своеобразии российской моды 24
ГЛАВА 2. МОДА АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ КРУГОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 42
§ 1. Особенности женской моды и модные тенденции в XIX - начале XX вв 42
§ 2. Характерные черты мужской моды 70
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОДЫ ТОРГОВО- ПРОМЫШЛЕННЫХ КРУГОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 85
§ 1. Специфика женских нарядов 85
§ 2. Своеобразие мужского гардероба 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МОДНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ 18
§ 1. Влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды 18
§ 2. Отечественные культурные и исторические процессы и явления, сказавшиеся на своеобразии российской моды 24
ГЛАВА 2. МОДА АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ КРУГОВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА 42
§ 1. Особенности женской моды и модные тенденции в XIX - начале XX вв 42
§ 2. Характерные черты мужской моды 70
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МОДЫ ТОРГОВО- ПРОМЫШЛЕННЫХ КРУГОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 85
§ 1. Специфика женских нарядов 85
§ 2. Своеобразие мужского гардероба 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Жизнь каждого отдельного человека неразрывно связана с культурными явлениями. Одним из наиболее изменчивых культурных явлений является мода. Многие исследователи до сих пор спорят о том, какую социальную роль играет мода в жизни общества. Но единственное в чем сходятся ученые, так это то, что она играет одну из главнейших ролей в повседневной жизни людей.
В научной и научно-популярной литературе исследователи неоднократно рассматривали все составляющие моды, исследовали их с позиций истории, психологии, социологии, культурологии и даже философии. Изучая модные тенденции с точки зрения различных наук, можно сделать вывод о том, что новизна в модных гардеробах любого периода времени играла важную роль в сознании человека. Люди для того чтобы добиться определенного эффекта в глазах общественности шли на различные ухищрения, в том числе на вложение в свои наряды огромных капиталов. В какой-то степени моду уже можно назвать социальным институтом, призванным своеобразно манипулировать сознанием общества.
Одним из наиболее примечательных периодов в истории моды являлись все XIX столетие и начало последующего XX столетия, богатые на исторические события, повлиявшие на своеобразие модных тенденций. Касается это все прямым образом не только стран Западной Европы, так называемых законодательниц моды, но и Российской империи. Тенденции отечественной моды указанного периода являются своеобразным отражением социальной, экономической, политической и культурной сфер жизни. Помимо ответа на вопрос: «Что было модно в то время?», важны также ответы на вопросы: «Почему это было модным?» и «Что конкретно повлияло на формирование моды и идеала красоты?» Данные ответы способны значительно обогатить представления об интересующем нас временном периоде.
Степень изученности проблемы. Во время сбора и систематизации информации о модных тенденциях и исторических явлениях в Западной Европе и Российской империи были исследованы статьи, монографии и энциклопедические справочники. В основном авторы в своих трудах уделяли внимание внешнему облику мужчин и женщин из стран Западной Европы, прежде всего, из Франции и Англии, и только весьма узкий круг авторов рассматривал модные тенденции России, делая это через призму влияния европейской моды на отечественную. Помимо этих двух категорий авторов были выявлены монографии и статьи ряда исследователей, изучающих исключительно российскую моду в контексте истории нашего государства.
К первой группе относятся работы таких исследователей, как Ф.Ф. Комиссаржевский ; Е.В. Киреева ; А. Блейз ; М. Ивагами ; В.А. Луков ; Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова . Ко второй группе относятся труды таких авторов, как Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов ; Г.П. Дудникова ; Н. Будур ; Н.М. Каминская ; Р.В. Захаржевская ;
А12 13 14
.л_/. ^Андреева ; гл. ./Андреева ; J±. Аииаюва, и. ± ериенева, iv±. эгамарова .
К третьей группе относятся исследования В.И. Вардугина ; В.М. Глинки ; Л.В. Ефимовой, Т.С. Алениной, С.Ю. Самонина ; О.Ю. Захаровой ; Р.М. Кирсановой ; Т.Т. Коршуновой ; Н.Л. Пушкаревой , Е.Н. Суслиной , Н.М. Карамзина . Особняком стоит выделить книги, которые можно использовать для освещения культурного и социально-психологического фона изучаемого времени. К таковым относятся труды таких авторов, как Г. Вейс ; В. Брожик ; М.Л. Бодрова, А.Н. Лаврентьев ; Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова ; П.П. Гнедич ; Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова ; Д.М. Еникеева ; Г. Зельдемайер ; Т.В. Ильина ; М.А. Михеева ;
В.П. Мотяшов ; О.Б. Русанова ; М.Н. Топалов ; Б. Харанберг ; Л.И. Ятина .
Рассмотрим теперь подробнее какого рода материал содержится в работах, наиболее ценных для проведения нашего исследования. Так, Ф.Ф. Комиссаржевский обращает свой взор в монографии на идеалы красоты обоих полов, подкрепляя свои научные изыскания репродукциями модных художников того периода времени. Еще одним плюсом его труда является наличие информации о модных тенденциях и явлениях в области мужского и женского гардероба. Е.В. Киреева делает акцент в исследовании на влиянии капиталистических отношений на внешний облик и менталитет европейцев, а также на то каким образом эти отношения сказались на формировании и развитии костюмного комплекса. Такие авторы, как Т.О. Бердник и Т.П. Неклюдова в своей монографии акцентируют внимание на факторах, которые оказывали огромное влияние на создание и распространение модных нарядов не только в Западной Европе, но и в других странах. В.А. Луков в своем труде обращает свой взор на культурное развитие Европы и подходы, которые могут использовать исследователи для составления своей научной работы. В его монографии уделяется внимание сознанию европейцев и русских подданных на протяжении большого периода времени и о том, как это сказалось на внешнем облике.
Г.П. Дудникова в своем труде изучает влияние Великой Французской революции на развитие единого европейского костюма и влияние прогресса в легкой промышленности на распространение моды. Исследовательница уделяет внимание каждому модному направлению в разные периоды времени, особое значение в ее исследовании отводится тканям, аксессуарам, прическам и обуви. Рассматривая наработки Э.Б. Плаксиной, становится ясным, что свое внимание она уделила факторам, повлиявшим на складывание уникального костюмного комплекса. К таким факторам она относит Великую Французскую революцию, развитие ткацкого оборудования, искусство и модные выставки. Помимо всего прочего автор разработала свою работу с точки зрения гендерной истории, отдельное внимание уделяется внешнему облику мужчин и женщин, она их распределила для полного воссоздания облика европейцев того времени. В книге Н. Будур читатели могут почерпнуть факторы, сказавшиеся на европейском гардеробе непосредственным образом, а именно войны Наполеона Бонапарта, Венский конгресс, развитие искусства и другие. Однако в исследовании особое внимание уделяется женскому гардеробу, мужской облик изучается менее конкретно. Работа Н.М. Каминской содержит сведения не только о европейских модных тенденциях, но и о модных пристрастиях жителей России. В ее труде можно почерпнуть информацию о модных веяниях различных сословий Российской империи, прежде всего, выходцев из торгово-промышленной среды. Исследовательница Р.В. Захаржевская указывает на то, что костюм с XIX в. становится своеобразной визитной карточкой его владельца и говорит о социальном статусе главы семьи, чье состояние было пущено на поддержание необходимого имиджа в обществе. Особое внимание автор уделила разработке информации об аксессуарах, которые, как известно, делают модный облик дам и кавалеров полноценным. Р.П. Андреева свое внимание уделила исключительно женским модным тенденциям. Огромным плюсом данной работы является наличие иллюстраций, которые позволяют наглядно судить о модных направлениях XIX-XX вв. Богатейшая коллекция наглядных материалов содержится в работе Л. Кибаловой, О. Гербеневой, М. Ламаровой. Данный труд поистине оправдывает свое наименование иллюстрированной энциклопедии, совмещая в себе материал по различным моментам модной жизни европейцев изучаемого периода.
Изучая книгу Р.М. Кирсановой, можно с легкостью найти необходимую информацию о костюмах различных сословий, так как вся работа выстроена в виде энциклопедического модного словаря, который разбит по эпохам и сословиям, помимо всего прочего все выстроено с точки зрения алфавитного порядка. Т.Т. Коршунова касается проблемы женской моды в Российской империи на протяжении различных столетий, она выделяет модные тенденции XIX - начала XX вв. Особое внимание уделяется схемам выкроек костюмов, а также можно встретить информацию о том, каким образом в целом складывался модный гардероб в этот период. В.М. Глинка в своем исследовании касается проблемы изучения русского военного костюма и его специфики, а также о том , каким образом он оказывал влияние на мужской гражданский гардероб. Пристальное внимание уделяется украшениям военной формы, в работе имеется словарь терминов, которые раскрывают название и все составляющие элементы костюма. Л.В. Ефимова, Т.С. Аленина, С.Ю. Самонин в свою работу включили иллюстрации, которые сопровождаются текстом, содержащим необходимые пояснения к тем или иным видам костюмов. Монография полезна исследователям тем, что можно наглядно проследить быстро изменяющийся темп модных тенденций. Н.М. Карамзин в своих заметках обращает свой взор на своеобразие российского модного облика выходцев из торгово¬промышленной среды и приводит ряд цитат, которые в полной мере характеризуют моду данного сословия с невыгодной точки зрения. Поскольку автор являлся очевидцем тех событий, то его труд является уникальным свидетельством той эпохи в области модного гардероба. В.И. Вардугин касается истории российского гардероба, негативно оценивая излишнее увлечение западными модными тенденциями после реформ Петра I. Автор обращает внимание на «пропасть», возникшую между нарядами знатных людей и простолюдинов. Исследовательница Е.Н. Суслина в своей монографии затрагивает повседневную жизнь российских модников и модниц, не обделяя научным вниманием и их гардероб.
Г. Вейс исследует аксессуары мужчин и женщин, домашнюю утварь, вся структура работы поделена на отдельные главы и параграфы, которые содержат информацию о странах Европы и о Российской империи. Такие российские исследователи, как Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова делают акцент на специфику модных тенденций. В их монография дается определение понятию мода, а также имеются ответы на вопросы о том, как она возникла и развивалась на протяжении многих столетий, какие факторы оказывали влияние на формирование и развитие облика российских подданных. Большое внимание уделено психологическим и социокультурным особенностям модных тенденций.
Таким образом, на основе вышеизложенного историографического обзора можно подытожить, что для проведения исследования было привлечено количество наименований литературы, достаточное для раскрытия заявленной тематики.
Объектом исследования является мужская и женская мода аристократических семейств и выходцев из торгово-промышленной сферы в Российской империи XIX - начала XX вв.
Предметом исследования являются специфические особенности модных тенденций, а также социально-экономические, политические и культурные факторы, оказавшие влияние на изменение внешнего облика российских людей из высшего общества и торгово-промышленной среды.
Хронологические рамки работы охватывают полностью весь XIX в., а также первые семнадцать лет XX столетия.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Российской империи на период XIX - начала XX вв. без национальных окраин.
Целью работы является анализ социального, экономического и политического аспектов развития Российской империи, оказавших непосредственное влияние на развитие моды и идеала красоты в
аристократических и торгово-промышленных кругах российского общества в XIX - начале XX вв.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды;
2) Рассмотреть отечественные культурные и исторические процессы и явления, сказавшиеся на своеобразии российской моды;
3) Отметить особенности женской моды аристократических кругов российского общества и модные тенденции в XIX - начале XX вв.;
4) Описать характерные черты мужской аристократической моды;
5) Проанализировать специфику нарядов представительниц торгово-промышленных кругов;
6) Выяснить своеобразие гардероба мужчин, связанных с торговлей и производством.
Научная новизна исследования состоит в том, что предпринимается попытка масштабного изучения модных тенденций Российской империи в XIX - начале XX вв. на примере выходцев из аристократических семейств и представителей торгово-промышленной сферы на основе тщательной проработки письменных и художественных источников, а также исследовательских работ по рассматриваемой теме. О научной новизне темы исследования свидетельствует также рассмотрение российской моды, прежде всего, с исторической точки зрения и анализ модных веяний с позиций выявления исторических факторов их формирования и своеобразия.
Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы для воссоздания исторического культурного облика людей XIX - начала XX вв., принадлежавшим к аристократическим и торгово-промышленным кругам Российской империи, использованы в качестве инструкции для создания музейных экспонатов или проведения исторической реконструкции, а также для создания исторических передач.
10
Помимо этого можно использовать сведения работы в качестве материала для лекций по культурологии в университетах и школах.
Источниковая база исследования. При написании данной работы были использованы две группы источников: письменные и художественные. Письменные источники представлены документами законодательства и отрывками из отечественных и зарубежных журналов, повествующими о модных тенденциях изучаемого времени. К законодательным материалам следует отнести, прежде всего, «Высочайший манифест о незыблемости самодержавия» Александра III от 29 апреля 1881 г., а также указ Николая I от 27 февраля 1834 г. под названием «Высочайшее утверждение описание Дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору». Данные источники являются примером влияния монарших особ на моду.
Были также использованы периодические издания, представленные отечественными и зарубежными журналами. К российским журналам, которые дают наибольшую информацию о модных тенденциях, можно отнести такое издание, как «Вестник Европы» , выходившее в 1802-1830 гг. благодаря Н.М. Карамзину. Особенно примечательны выпуски за 1804 г., когда в 17 номерах содержалась ценная информация о парижских модах. Важны для выявления модных тенденций Российской империи выдержки из текста журнала «Отечественные записки» , выходившего с 1818 г. по 1884 г. с некоторыми перерывами. Нельзя не отметить такие периодические издания, как «Современник» , издававшийся с 1836 г. по 1866 г., «Галатея - журнал литературы, новостей и мод, издаваемый Раичем» , «Сын Отечества» , «Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» . В ряду зарубежных периодических изданий можно выявить такие журналы, как «La belle assemble» , издаваемый в 1806-1837 гг. в Великобритании, французский журнал «La Mode», а также испанский журнал «El Salon de la Moda» . Выпуски данных изданий содержали в себе не только описание нарядов, но и их непосредственные изображения в виде литографий. Необходимо отметить, что преобладающая часть выдержек из текста европейских и российских журналов была взята нами на информативном Интернет-ресурсе «Flana» .
Если рассматривать художественные источники, то к ним можно отнести картины российских художников. Наибольший интерес привлекают полотна таких отечественных портретистов, как Александр Павлович Брюллов , Карл Павлович Брюллов , Орест Адамович Кипренский , Иван Николаевич Крамской50 51 , Петр Федорович Соколов , Илья Ефимович Репин . Полотна данных деятелей искусства дают наглядное представление о модных гардеробных предпочтениях жителей Российской империи.
Таким образом, подобранная источниковая база всецело позволяет произвести комплексный анализ заявленной проблематики, выполнить цель работы и решить поставленные задачи.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, объективности и достоверности. В соответствии с принципом историзма российские модные тенденции рассматриваются во временной динамике и в рамках социально-политического и культурного фона. Для соблюдения принципа достоверности исследование проводится на основе совокупности разных источников, отражающих реалии того времени. В соответствии с принципом объективности большое внимание уделено конкретным историческим фактам, а также привлекается комплекс общенаучных и специальных методов. К общенаучным методам относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение. К специальным методам можно отнести системно-структурный, историко-логический, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический. Системно-структурный метод позволяет охарактеризовать влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды как неоднозначное и нуждающееся в создании системы поиска ответов на ставящиеся вопросы. Историко-логический метод позволяет реконструировать историческую действительность на основании имеющихся источников и исследований, воссоздать аутентичный модный гардероб. Сравнительно-исторический метод дает шанс глубже проанализировать модные течения изучаемого периода с предыдущим временем, выявить общие тенденции, а также проследить принципиальные расхождения. Проблемно-хронологический метод позволяет осветить основные процессы, происходящие в XIX - начале XX вв., в хронологической последовательности с разбивкой на периоды.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В работе отмечается, что слепое копирование европейских тенденций моды в Российской империи было невозможно в связи с климатическими условиями, традициями и обычаями российских граждан. Свой своеобразный отпечаток конкретно на женскую моду накладывали и патриархальные представления о роли женщины в обществе.
2. В ходе исследовательской деятельности было определено, что к социальным аспектам развития моды изучаемых категорий российского общества относятся деятельность общественных движений, прежде всего, славянофилов и западников, возрастание женской роли в общественной жизни, возможность отправки молодежи для учебы заграницу. К политическим аспектам можно отнести изменение политического курса России еще со времен Петра I, периоды военных лихолетий, смену отечественных правителей и желание монархов контролировать модные тенденции. К экономическим аспектам относятся развитие легкой промышленности, появление устройств, облегчающих процесс производства одежды, развитие транспортной системы, способствовавшей осуществлению путешествий и появлению соответствующих гардеробов.
3. В процессе исследования было установлено, что такие сложные периоды, как войны не только не тормозили развитие моды, но и в какой-то степени двигали ее вперед. Речь идет о влиянии роста патриотических настроений во время войн на появление элементов гардероба, либо названных в честь командующих, либо отражающих какой-либо военный аспект. Военные кампании влияли и на заимствования атрибутов военной униформы для создания гражданского гардероба.
4. В тексте доказывается, что модные тенденции, зародившиеся в странах Западной Европы, наибольшее влияние в России оказывали на моду представителей аристократии. В меньшей степени европейские модные веяния повлияли на складывание гардероба торгово-промышленных кругов, более близких к простому народу, нежели к высшему свету.
5. В исследовании прослеживается, что российская мода изучаемого времени прошла в своем развитии смену тех же модных стилей, что и мода Западной Европы. Это стиль ампир, сопряженный в России с правлением Александра I, стиль романтизм, пришедшийся на годы царствования Николая I, стиль капитализм, имевший место в период реформ Александра II, и стиль модерн, набиравший обороты при Александре III и Николае II.
6. В работе отмечается, что в плане идеала женской красоты с воцарением ампира модной стала бледность, достигаемая при помощи пудры, употребления мела, уксуса, ношения перчаток. С воцарением романтизма возвращаются в обиход корсеты, утягивающие талию. Только в эпоху модерна с отменой корсетов женский силуэт стал естественным. Канонам стройности и бледности придерживались, прежде всего, дамы- аристократки, в торгово-промышленных кругах излишнюю бледность и худобу считали недугом.
7. В тексте говорится о том, что на мужские идеалы красоты помимо веяний сменяющихся модных стилей влияние оказывали указы монархов. Речь идет об указе Николая I о запрете ношения бород в среде чиновничества и указе Александра III об отмене этого запрета. Также на внешнем виде многих мужчин сказалась идеология славянофилов, пропагандировавших исконно русскую моду.
Апробация результатов исследования. По материалам данной работы были написаны несколько научных тезисов и статей по следующим темам: «Факторы, оказавшие влияние на развитие российской моды в XIX веке» (статья в сборнике материалов Международного научного форума молодых историков «Белгородский диалог-2014») , «Особенности
российской мужской моды XIX - начала XX вв.: исторический контекст» (статья в сборнике материалов Международного научного форума молодых историков «Белгородский диалог-2016»), «Тенденции женской моды аристократических кругов российского общества в конце XIX - начале XX вв.» (статья в сборнике материалов международной научно¬практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие»), «Тенденции женской моды аристократических кругов российского общества 1830-1860-х гг.» (статья в сборнике материалов международной научной конференции «Карамзинские чтения»).
В научной и научно-популярной литературе исследователи неоднократно рассматривали все составляющие моды, исследовали их с позиций истории, психологии, социологии, культурологии и даже философии. Изучая модные тенденции с точки зрения различных наук, можно сделать вывод о том, что новизна в модных гардеробах любого периода времени играла важную роль в сознании человека. Люди для того чтобы добиться определенного эффекта в глазах общественности шли на различные ухищрения, в том числе на вложение в свои наряды огромных капиталов. В какой-то степени моду уже можно назвать социальным институтом, призванным своеобразно манипулировать сознанием общества.
Одним из наиболее примечательных периодов в истории моды являлись все XIX столетие и начало последующего XX столетия, богатые на исторические события, повлиявшие на своеобразие модных тенденций. Касается это все прямым образом не только стран Западной Европы, так называемых законодательниц моды, но и Российской империи. Тенденции отечественной моды указанного периода являются своеобразным отражением социальной, экономической, политической и культурной сфер жизни. Помимо ответа на вопрос: «Что было модно в то время?», важны также ответы на вопросы: «Почему это было модным?» и «Что конкретно повлияло на формирование моды и идеала красоты?» Данные ответы способны значительно обогатить представления об интересующем нас временном периоде.
Степень изученности проблемы. Во время сбора и систематизации информации о модных тенденциях и исторических явлениях в Западной Европе и Российской империи были исследованы статьи, монографии и энциклопедические справочники. В основном авторы в своих трудах уделяли внимание внешнему облику мужчин и женщин из стран Западной Европы, прежде всего, из Франции и Англии, и только весьма узкий круг авторов рассматривал модные тенденции России, делая это через призму влияния европейской моды на отечественную. Помимо этих двух категорий авторов были выявлены монографии и статьи ряда исследователей, изучающих исключительно российскую моду в контексте истории нашего государства.
К первой группе относятся работы таких исследователей, как Ф.Ф. Комиссаржевский ; Е.В. Киреева ; А. Блейз ; М. Ивагами ; В.А. Луков ; Т.О. Бердник, Т.П. Неклюдова . Ко второй группе относятся труды таких авторов, как Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов ; Г.П. Дудникова ; Н. Будур ; Н.М. Каминская ; Р.В. Захаржевская ;
А12 13 14
.л_/. ^Андреева ; гл. ./Андреева ; J±. Аииаюва, и. ± ериенева, iv±. эгамарова .
К третьей группе относятся исследования В.И. Вардугина ; В.М. Глинки ; Л.В. Ефимовой, Т.С. Алениной, С.Ю. Самонина ; О.Ю. Захаровой ; Р.М. Кирсановой ; Т.Т. Коршуновой ; Н.Л. Пушкаревой , Е.Н. Суслиной , Н.М. Карамзина . Особняком стоит выделить книги, которые можно использовать для освещения культурного и социально-психологического фона изучаемого времени. К таковым относятся труды таких авторов, как Г. Вейс ; В. Брожик ; М.Л. Бодрова, А.Н. Лаврентьев ; Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова ; П.П. Гнедич ; Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова ; Д.М. Еникеева ; Г. Зельдемайер ; Т.В. Ильина ; М.А. Михеева ;
В.П. Мотяшов ; О.Б. Русанова ; М.Н. Топалов ; Б. Харанберг ; Л.И. Ятина .
Рассмотрим теперь подробнее какого рода материал содержится в работах, наиболее ценных для проведения нашего исследования. Так, Ф.Ф. Комиссаржевский обращает свой взор в монографии на идеалы красоты обоих полов, подкрепляя свои научные изыскания репродукциями модных художников того периода времени. Еще одним плюсом его труда является наличие информации о модных тенденциях и явлениях в области мужского и женского гардероба. Е.В. Киреева делает акцент в исследовании на влиянии капиталистических отношений на внешний облик и менталитет европейцев, а также на то каким образом эти отношения сказались на формировании и развитии костюмного комплекса. Такие авторы, как Т.О. Бердник и Т.П. Неклюдова в своей монографии акцентируют внимание на факторах, которые оказывали огромное влияние на создание и распространение модных нарядов не только в Западной Европе, но и в других странах. В.А. Луков в своем труде обращает свой взор на культурное развитие Европы и подходы, которые могут использовать исследователи для составления своей научной работы. В его монографии уделяется внимание сознанию европейцев и русских подданных на протяжении большого периода времени и о том, как это сказалось на внешнем облике.
Г.П. Дудникова в своем труде изучает влияние Великой Французской революции на развитие единого европейского костюма и влияние прогресса в легкой промышленности на распространение моды. Исследовательница уделяет внимание каждому модному направлению в разные периоды времени, особое значение в ее исследовании отводится тканям, аксессуарам, прическам и обуви. Рассматривая наработки Э.Б. Плаксиной, становится ясным, что свое внимание она уделила факторам, повлиявшим на складывание уникального костюмного комплекса. К таким факторам она относит Великую Французскую революцию, развитие ткацкого оборудования, искусство и модные выставки. Помимо всего прочего автор разработала свою работу с точки зрения гендерной истории, отдельное внимание уделяется внешнему облику мужчин и женщин, она их распределила для полного воссоздания облика европейцев того времени. В книге Н. Будур читатели могут почерпнуть факторы, сказавшиеся на европейском гардеробе непосредственным образом, а именно войны Наполеона Бонапарта, Венский конгресс, развитие искусства и другие. Однако в исследовании особое внимание уделяется женскому гардеробу, мужской облик изучается менее конкретно. Работа Н.М. Каминской содержит сведения не только о европейских модных тенденциях, но и о модных пристрастиях жителей России. В ее труде можно почерпнуть информацию о модных веяниях различных сословий Российской империи, прежде всего, выходцев из торгово-промышленной среды. Исследовательница Р.В. Захаржевская указывает на то, что костюм с XIX в. становится своеобразной визитной карточкой его владельца и говорит о социальном статусе главы семьи, чье состояние было пущено на поддержание необходимого имиджа в обществе. Особое внимание автор уделила разработке информации об аксессуарах, которые, как известно, делают модный облик дам и кавалеров полноценным. Р.П. Андреева свое внимание уделила исключительно женским модным тенденциям. Огромным плюсом данной работы является наличие иллюстраций, которые позволяют наглядно судить о модных направлениях XIX-XX вв. Богатейшая коллекция наглядных материалов содержится в работе Л. Кибаловой, О. Гербеневой, М. Ламаровой. Данный труд поистине оправдывает свое наименование иллюстрированной энциклопедии, совмещая в себе материал по различным моментам модной жизни европейцев изучаемого периода.
Изучая книгу Р.М. Кирсановой, можно с легкостью найти необходимую информацию о костюмах различных сословий, так как вся работа выстроена в виде энциклопедического модного словаря, который разбит по эпохам и сословиям, помимо всего прочего все выстроено с точки зрения алфавитного порядка. Т.Т. Коршунова касается проблемы женской моды в Российской империи на протяжении различных столетий, она выделяет модные тенденции XIX - начала XX вв. Особое внимание уделяется схемам выкроек костюмов, а также можно встретить информацию о том, каким образом в целом складывался модный гардероб в этот период. В.М. Глинка в своем исследовании касается проблемы изучения русского военного костюма и его специфики, а также о том , каким образом он оказывал влияние на мужской гражданский гардероб. Пристальное внимание уделяется украшениям военной формы, в работе имеется словарь терминов, которые раскрывают название и все составляющие элементы костюма. Л.В. Ефимова, Т.С. Аленина, С.Ю. Самонин в свою работу включили иллюстрации, которые сопровождаются текстом, содержащим необходимые пояснения к тем или иным видам костюмов. Монография полезна исследователям тем, что можно наглядно проследить быстро изменяющийся темп модных тенденций. Н.М. Карамзин в своих заметках обращает свой взор на своеобразие российского модного облика выходцев из торгово¬промышленной среды и приводит ряд цитат, которые в полной мере характеризуют моду данного сословия с невыгодной точки зрения. Поскольку автор являлся очевидцем тех событий, то его труд является уникальным свидетельством той эпохи в области модного гардероба. В.И. Вардугин касается истории российского гардероба, негативно оценивая излишнее увлечение западными модными тенденциями после реформ Петра I. Автор обращает внимание на «пропасть», возникшую между нарядами знатных людей и простолюдинов. Исследовательница Е.Н. Суслина в своей монографии затрагивает повседневную жизнь российских модников и модниц, не обделяя научным вниманием и их гардероб.
Г. Вейс исследует аксессуары мужчин и женщин, домашнюю утварь, вся структура работы поделена на отдельные главы и параграфы, которые содержат информацию о странах Европы и о Российской империи. Такие российские исследователи, как Г.М. Гусейнов, В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова делают акцент на специфику модных тенденций. В их монография дается определение понятию мода, а также имеются ответы на вопросы о том, как она возникла и развивалась на протяжении многих столетий, какие факторы оказывали влияние на формирование и развитие облика российских подданных. Большое внимание уделено психологическим и социокультурным особенностям модных тенденций.
Таким образом, на основе вышеизложенного историографического обзора можно подытожить, что для проведения исследования было привлечено количество наименований литературы, достаточное для раскрытия заявленной тематики.
Объектом исследования является мужская и женская мода аристократических семейств и выходцев из торгово-промышленной сферы в Российской империи XIX - начала XX вв.
Предметом исследования являются специфические особенности модных тенденций, а также социально-экономические, политические и культурные факторы, оказавшие влияние на изменение внешнего облика российских людей из высшего общества и торгово-промышленной среды.
Хронологические рамки работы охватывают полностью весь XIX в., а также первые семнадцать лет XX столетия.
Территориальные рамки исследования ограничены территорией Российской империи на период XIX - начала XX вв. без национальных окраин.
Целью работы является анализ социального, экономического и политического аспектов развития Российской империи, оказавших непосредственное влияние на развитие моды и идеала красоты в
аристократических и торгово-промышленных кругах российского общества в XIX - начале XX вв.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды;
2) Рассмотреть отечественные культурные и исторические процессы и явления, сказавшиеся на своеобразии российской моды;
3) Отметить особенности женской моды аристократических кругов российского общества и модные тенденции в XIX - начале XX вв.;
4) Описать характерные черты мужской аристократической моды;
5) Проанализировать специфику нарядов представительниц торгово-промышленных кругов;
6) Выяснить своеобразие гардероба мужчин, связанных с торговлей и производством.
Научная новизна исследования состоит в том, что предпринимается попытка масштабного изучения модных тенденций Российской империи в XIX - начале XX вв. на примере выходцев из аристократических семейств и представителей торгово-промышленной сферы на основе тщательной проработки письменных и художественных источников, а также исследовательских работ по рассматриваемой теме. О научной новизне темы исследования свидетельствует также рассмотрение российской моды, прежде всего, с исторической точки зрения и анализ модных веяний с позиций выявления исторических факторов их формирования и своеобразия.
Практическая значимость работы. Полученные результаты могут быть использованы для воссоздания исторического культурного облика людей XIX - начала XX вв., принадлежавшим к аристократическим и торгово-промышленным кругам Российской империи, использованы в качестве инструкции для создания музейных экспонатов или проведения исторической реконструкции, а также для создания исторических передач.
10
Помимо этого можно использовать сведения работы в качестве материала для лекций по культурологии в университетах и школах.
Источниковая база исследования. При написании данной работы были использованы две группы источников: письменные и художественные. Письменные источники представлены документами законодательства и отрывками из отечественных и зарубежных журналов, повествующими о модных тенденциях изучаемого времени. К законодательным материалам следует отнести, прежде всего, «Высочайший манифест о незыблемости самодержавия» Александра III от 29 апреля 1881 г., а также указ Николая I от 27 февраля 1834 г. под названием «Высочайшее утверждение описание Дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему Двору». Данные источники являются примером влияния монарших особ на моду.
Были также использованы периодические издания, представленные отечественными и зарубежными журналами. К российским журналам, которые дают наибольшую информацию о модных тенденциях, можно отнести такое издание, как «Вестник Европы» , выходившее в 1802-1830 гг. благодаря Н.М. Карамзину. Особенно примечательны выпуски за 1804 г., когда в 17 номерах содержалась ценная информация о парижских модах. Важны для выявления модных тенденций Российской империи выдержки из текста журнала «Отечественные записки» , выходившего с 1818 г. по 1884 г. с некоторыми перерывами. Нельзя не отметить такие периодические издания, как «Современник» , издававшийся с 1836 г. по 1866 г., «Галатея - журнал литературы, новостей и мод, издаваемый Раичем» , «Сын Отечества» , «Библиотека для чтения, журнал словесности, наук, художеств, промышленности, новостей и мод» . В ряду зарубежных периодических изданий можно выявить такие журналы, как «La belle assemble» , издаваемый в 1806-1837 гг. в Великобритании, французский журнал «La Mode», а также испанский журнал «El Salon de la Moda» . Выпуски данных изданий содержали в себе не только описание нарядов, но и их непосредственные изображения в виде литографий. Необходимо отметить, что преобладающая часть выдержек из текста европейских и российских журналов была взята нами на информативном Интернет-ресурсе «Flana» .
Если рассматривать художественные источники, то к ним можно отнести картины российских художников. Наибольший интерес привлекают полотна таких отечественных портретистов, как Александр Павлович Брюллов , Карл Павлович Брюллов , Орест Адамович Кипренский , Иван Николаевич Крамской50 51 , Петр Федорович Соколов , Илья Ефимович Репин . Полотна данных деятелей искусства дают наглядное представление о модных гардеробных предпочтениях жителей Российской империи.
Таким образом, подобранная источниковая база всецело позволяет произвести комплексный анализ заявленной проблематики, выполнить цель работы и решить поставленные задачи.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, объективности и достоверности. В соответствии с принципом историзма российские модные тенденции рассматриваются во временной динамике и в рамках социально-политического и культурного фона. Для соблюдения принципа достоверности исследование проводится на основе совокупности разных источников, отражающих реалии того времени. В соответствии с принципом объективности большое внимание уделено конкретным историческим фактам, а также привлекается комплекс общенаучных и специальных методов. К общенаучным методам относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение. К специальным методам можно отнести системно-структурный, историко-логический, сравнительно-исторический и проблемно-хронологический. Системно-структурный метод позволяет охарактеризовать влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды как неоднозначное и нуждающееся в создании системы поиска ответов на ставящиеся вопросы. Историко-логический метод позволяет реконструировать историческую действительность на основании имеющихся источников и исследований, воссоздать аутентичный модный гардероб. Сравнительно-исторический метод дает шанс глубже проанализировать модные течения изучаемого периода с предыдущим временем, выявить общие тенденции, а также проследить принципиальные расхождения. Проблемно-хронологический метод позволяет осветить основные процессы, происходящие в XIX - начале XX вв., в хронологической последовательности с разбивкой на периоды.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В работе отмечается, что слепое копирование европейских тенденций моды в Российской империи было невозможно в связи с климатическими условиями, традициями и обычаями российских граждан. Свой своеобразный отпечаток конкретно на женскую моду накладывали и патриархальные представления о роли женщины в обществе.
2. В ходе исследовательской деятельности было определено, что к социальным аспектам развития моды изучаемых категорий российского общества относятся деятельность общественных движений, прежде всего, славянофилов и западников, возрастание женской роли в общественной жизни, возможность отправки молодежи для учебы заграницу. К политическим аспектам можно отнести изменение политического курса России еще со времен Петра I, периоды военных лихолетий, смену отечественных правителей и желание монархов контролировать модные тенденции. К экономическим аспектам относятся развитие легкой промышленности, появление устройств, облегчающих процесс производства одежды, развитие транспортной системы, способствовавшей осуществлению путешествий и появлению соответствующих гардеробов.
3. В процессе исследования было установлено, что такие сложные периоды, как войны не только не тормозили развитие моды, но и в какой-то степени двигали ее вперед. Речь идет о влиянии роста патриотических настроений во время войн на появление элементов гардероба, либо названных в честь командующих, либо отражающих какой-либо военный аспект. Военные кампании влияли и на заимствования атрибутов военной униформы для создания гражданского гардероба.
4. В тексте доказывается, что модные тенденции, зародившиеся в странах Западной Европы, наибольшее влияние в России оказывали на моду представителей аристократии. В меньшей степени европейские модные веяния повлияли на складывание гардероба торгово-промышленных кругов, более близких к простому народу, нежели к высшему свету.
5. В исследовании прослеживается, что российская мода изучаемого времени прошла в своем развитии смену тех же модных стилей, что и мода Западной Европы. Это стиль ампир, сопряженный в России с правлением Александра I, стиль романтизм, пришедшийся на годы царствования Николая I, стиль капитализм, имевший место в период реформ Александра II, и стиль модерн, набиравший обороты при Александре III и Николае II.
6. В работе отмечается, что в плане идеала женской красоты с воцарением ампира модной стала бледность, достигаемая при помощи пудры, употребления мела, уксуса, ношения перчаток. С воцарением романтизма возвращаются в обиход корсеты, утягивающие талию. Только в эпоху модерна с отменой корсетов женский силуэт стал естественным. Канонам стройности и бледности придерживались, прежде всего, дамы- аристократки, в торгово-промышленных кругах излишнюю бледность и худобу считали недугом.
7. В тексте говорится о том, что на мужские идеалы красоты помимо веяний сменяющихся модных стилей влияние оказывали указы монархов. Речь идет об указе Николая I о запрете ношения бород в среде чиновничества и указе Александра III об отмене этого запрета. Также на внешнем виде многих мужчин сказалась идеология славянофилов, пропагандировавших исконно русскую моду.
Апробация результатов исследования. По материалам данной работы были написаны несколько научных тезисов и статей по следующим темам: «Факторы, оказавшие влияние на развитие российской моды в XIX веке» (статья в сборнике материалов Международного научного форума молодых историков «Белгородский диалог-2014») , «Особенности
российской мужской моды XIX - начала XX вв.: исторический контекст» (статья в сборнике материалов Международного научного форума молодых историков «Белгородский диалог-2016»), «Тенденции женской моды аристократических кругов российского общества в конце XIX - начале XX вв.» (статья в сборнике материалов международной научно¬практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие»), «Тенденции женской моды аристократических кругов российского общества 1830-1860-х гг.» (статья в сборнике материалов международной научной конференции «Карамзинские чтения»).
На основании вышеизложенного материала можно сделать ряд обобщающих выводов. В результате анализа социального, экономического и политического аспектов развития Российской империи, оказавших непосредственное влияние на развитие моды и идеала красоты в аристократических и торгово-промышленных кругах российского общества в XIX - начале XX вв., были решены поставленные в начале исследования задачи. Во-первых, было определено влияние европейской культуры и истории на развитие российской моды.
Европейское влияние на российскую моду было очевидно. К числу самых значимых европейских факторов, оказавших влияние на российский гардероб, можно отнести Великую Французскую революцию, приведшую к демократизации общества, военные победы Наполеона Бонапарта в Европе и совершение им Египетского похода, археологические открытия на территории современных Греции и Италии. Жизнь европейцев кардинально изменили новые научные изобретения, ставшие возможными благодаря рано начавшемуся в странах Западной Европы промышленному перевороту, позволившему упростить процесс производства одежды. Также на гардеробе людей всецело сказалось появление магазинов, в которых совершалась продажа готовых нарядов, более дешевых по сравнению с костюмами, сделанными вручную.
Во-вторых, были рассмотрены отечественные культурные и исторические процессы и явления, сказавшиеся на своеобразии российской моды.
На формирование российского костюмного комплекса оказал влияние целый ряд отечественных факторов. К политическим факторам можно отнести изменение курса правления еще при Петре Великом, смену правителей на российском престоле, Отечественную войну 1812 г. и Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., восстание декабристов на 108
Сенатской площади 1825 г., Крымскую войну. К числу экономических факторов можно отнести снятие континентальной блокады с Англии и, как следствие, развитие торговли между Россией и англичанами, строительство железных дорог и других видов транспорта. Социальные факторы в не меньшей степени затронули развитие модного гардероба того времени. Прежде всего, к ним можно отнести появление новых общественных течений, эмансипацию женщин и изменение общественного представления о роли женщины как хозяйки и даже общественного деятеля. Но наибольшее влияние на модный гардероб того времени оказало развитие культуры, науки и образования, что нашло свое воплощение в формировании новых тенденций в области мужского и женского костюма и сопутствующих аксессуаров. Модные костюмные комплексы аристократических и торгово-промышленных кругов существенно видоизменились. Европейские тенденции, несомненно, оказывали огромное влияние на формирование отечественных нарядов, однако российскую моду нельзя считать полностью зависимой от Европы. Именно российские нравы, обычаи, традиции, а также изменения в области политики и культуры сформировали российскую моду, которая все еще сильно зависела от сословных различий и суммы денежных средств, имеющихся в карманах представителей сильного пола.
В-третьих, были отмечены особенности женской моды аристократических кругов и модные тенденции в XIX- начале XXвв.
Рассматривая модные тенденции в области гардероба представительниц слабого пола, становится ясно, что российская женская мода аристократических кругов испытывала большую зависимость от европейских модных тенденций. Все те модные направления, что господствовали в Европе, нашли свое воплощение и в костюмных комплексах Российской империи. Изучая историю моды с точки зрения политического, экономического и культурного аспекта, нельзя забывать о том, что российская действительность была непригодна для полного копирования модных тенденций Запада. Это было связано с менталитетом 109
граждан, климатическими особенностями, конфессиональными и национальными принадлежностями, политическими убеждениями, а также патриотическими настроениями в обществе. Нельзя сказать о том, что костюмные комплексы периода ампир полностью зависели от веяний западных столиц мод. Поскольку данное направление воспевало свободную, творческую, раскрепощенную личность, одетую в легкие, тончайшие ткани, это противоречило исконным убеждениям русских дам и девушек, которые в силу природных условий и природной скромности не могли слепо повторить наряд европейских барышень. Модный стиль романтизм был ближе по духу России, чем ампир, капитализм и модерн, поскольку это направление воспевало утонченную, мягкую, уступчивую и чувствительную даму, что нашло отражение и в нарядах, которые не были созданы в противоречии с природными условиями страны. Эпоха капитализма наиболее близко и точно скопировала черты европейской моды в плане гардероба, однако данный стиль был разбавлен русскими элементами в костюмных комплексах. Модерн ворвался в моду стремительно и быстро завоевал поклонников по всей Европе, поскольку данное направление полностью отменило ношение корсетов и демократизировало женское платье. Однако данное направление в России отличается от этого же направления в Европе, это связано с Первой мировой войной, которая сформировала черты в российской моде, в корне отличавшие отечественный костюмный комплекс от европейского.
В-четвертых, были описаны характерные черты мужской аристократической моды.
Мода аристократических кругов в корне отличалась от модных тенденций в области костюмного комплекса всех остальных сословий. Можно сказать, что представители светского общества утратили свои национальные корни, например, многие молодые люди забывали русский язык и изъяснялись на французском, забывали традиции своего государства, а богатый гардероб только добавлял различий между простыми жителями и «сильными мира сего». Идеологические споры славянофилов и западников 110
сказали и на модном облике многих аристократов, а российская власть была больше на стороне последних. На мужской моде сказалась и смена правящих монархов. С приходом Александра I в гардеробе вновь появились фраки, а воцарение Николая I ознаменовалось утверждением канонов придворной моды, влиявших и на российских аристократов. Войны, осуществляемые императорами, влияли на появление в моде национальных мотивов, подчеркивающие российские корни знати. В целом же, российская мужская аристократическая мода изменялась не так стремительно, как женская.
В-пятых, была проанализирована специфика нарядов
представительниц торгово-промышленных кругов.
Изучая модные тенденции дам, чьи отцы и мужья являлись крупными фабрикантами, банкирами, купцами, можно прийти к выводу о том, что внешний облик прекрасного пола в торгово-промышленной среде формировался и развивался под влиянием двух тенденций . С одной стороны это было подражание костюмному комплексу аристократок, с другой стороны костюм промышленников, купцов, крупных владельцев фабрик и торговцев придерживался старых обычаев и веры, т.е. мода женщин данного сословия была скорее национальной, нежели господской. И, несмотря на то, что модные платья шили с оглядкой на европейские тенденции моды, женщины стремились их видоизменить, приспособить под свою жизнь, обильно украшая их аксессуарами, шалями, платками и т.д.
Модный костюмный комплекс женщин был своеобразен и неповторим, он в первую очередь развивался под влиянием внутреннего мира представительниц прекрасного пола, а также в виду особенностей быта, традиций, веры. Можно сказать, что мода торгово-промышленной среды была более скромной, чем модный облик аристократических семейств. Женщины и девушки стремились скрыть свои формы и подчеркнуть невинность, скромность и чувствительность своими нарядами, в противовес аристократкам, которые во времена ампира практически полностью обнажили свое тело. Не стоит забывать, что , изучая моду торгово- 111
промышленной среды, нужно по возможности обращать внимание на суеверия, традиции и обряды данного сословия, которые в некоторой мере сказывались на развитии модных тенденций в области женского платья.
Мода торгово-промышленной среды в XIX - начале XX вв. постепенно разделила представителей данного сословия на две категории. Первая относилась к модницам, которые стремились воплотить все черты европейского платья в своем костюме, молодые дамы даже стремились разговаривать на иностранных языках, однако незнание их приводило к смешному соединению русского языка с неправильным произношением некоторых иностранных слов. К другой категории относились представительницы, которые стремились подчеркнуть свою принадлежность к своему сословию и наотрез отказывались от внедрения в свой костюмный комплекс заморских элементов гардероба. Их, прежде всего, интересовали дела супруга, хозяйство и дети, они стремились приумножить капитал семьи, а не растранжирить его как представительницы первой категории. Как правило, к первой категории относились представительницы слабого пола, которые еще находились в девичестве и стремились вкусить блага жизни до замужества, поэтому тратили деньги своего отца на дорогие ткани и украшения. Ко второй категории относились женщины в возрасте, для которых модный гардероб уже не имел никакого значения, они просто стремились не уронить свой облик в глазах соседей и своего супруга.
В-шестых, удалось выявить своеобразие гардероба мужчин, связанных с торговлей и производством.
Модные течения XIX - начала XX вв. оказали влияние на формирование мужского гардероба торгово-промышленной среды. Но нужно учитывать множество факторов складывания своеобразной моды выше упомянутого сословия. Представители сильного пола точно также как и дамы делились на две категории людей. Одни стремились войти в аристократические семейства и для этого нещадно тратили деньги на воссоздание модного облика, другие же наоборот стремились к умеренности 112
в области костюма. Как правило, ко второй категории мужчин относилось старшее поколение, которое знало цену деньгам и стремилось приумножить свое материальное положение и поэтому не считало необходимым спускать на ветер огромные суммы денег на быстро изменяющиеся модные тенденции. Несмотря на то, что мужская одежда все же зависела от модных тенденций, их облик часто приводил к курьезным случаям и высмеиванию в среде аристократов. Это было связано с тем, что молодые джентльмены не умели преподнести себя в высшем обществе, не имели представление о том как правильно носить костюм. Получалось, что костюм носит мужчин, а не наоборот, ко всему прочему незнание иностранных языков приводило к отталкиванию от них потенциальных невест, которые в свою очередь владели языками и в речи мужчин из торгово-промышленной среды видели только одни изъяны, например, такие как вставление исковерканных иностранных словечек в свою речь, даже когда они не подходили по смыслу. Однако с течением времени на рубеже XIX-XX вв. представители мужского населения начали добиваться признания в среде аристократов, это было связано с тем, что многие отцы отправляли своих отпрысков на учебу заграницу, где они получали необходимое образование и приобретали лоск, который был одним из залогов признания в светском обществе.
Тем самым, можно сказать, что мода в XIX - начале XX вв. в российской аристократической и торгово-промышленной среде являлась своеобразным синтезом двух культур, с одной стороны это было влияние исконно русских традиций на гардероб, с другой стороны это влияние западных тенденций. И то, и другое привело к созданию уникальной моды, о которой писали многие известные литераторы, чью необычную красоту воспевали именитые художники и скульпторы того времени. Так или иначе, мода аристократов и выходцев из торгово-промышленной среды имела ряд особенностей, которые были завязаны на образе жизни, деятельности, религии и сознании представителей выше упомянутых категорий, что делало ее неординарной и неповторимой в своем роде.
Европейское влияние на российскую моду было очевидно. К числу самых значимых европейских факторов, оказавших влияние на российский гардероб, можно отнести Великую Французскую революцию, приведшую к демократизации общества, военные победы Наполеона Бонапарта в Европе и совершение им Египетского похода, археологические открытия на территории современных Греции и Италии. Жизнь европейцев кардинально изменили новые научные изобретения, ставшие возможными благодаря рано начавшемуся в странах Западной Европы промышленному перевороту, позволившему упростить процесс производства одежды. Также на гардеробе людей всецело сказалось появление магазинов, в которых совершалась продажа готовых нарядов, более дешевых по сравнению с костюмами, сделанными вручную.
Во-вторых, были рассмотрены отечественные культурные и исторические процессы и явления, сказавшиеся на своеобразии российской моды.
На формирование российского костюмного комплекса оказал влияние целый ряд отечественных факторов. К политическим факторам можно отнести изменение курса правления еще при Петре Великом, смену правителей на российском престоле, Отечественную войну 1812 г. и Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг., восстание декабристов на 108
Сенатской площади 1825 г., Крымскую войну. К числу экономических факторов можно отнести снятие континентальной блокады с Англии и, как следствие, развитие торговли между Россией и англичанами, строительство железных дорог и других видов транспорта. Социальные факторы в не меньшей степени затронули развитие модного гардероба того времени. Прежде всего, к ним можно отнести появление новых общественных течений, эмансипацию женщин и изменение общественного представления о роли женщины как хозяйки и даже общественного деятеля. Но наибольшее влияние на модный гардероб того времени оказало развитие культуры, науки и образования, что нашло свое воплощение в формировании новых тенденций в области мужского и женского костюма и сопутствующих аксессуаров. Модные костюмные комплексы аристократических и торгово-промышленных кругов существенно видоизменились. Европейские тенденции, несомненно, оказывали огромное влияние на формирование отечественных нарядов, однако российскую моду нельзя считать полностью зависимой от Европы. Именно российские нравы, обычаи, традиции, а также изменения в области политики и культуры сформировали российскую моду, которая все еще сильно зависела от сословных различий и суммы денежных средств, имеющихся в карманах представителей сильного пола.
В-третьих, были отмечены особенности женской моды аристократических кругов и модные тенденции в XIX- начале XXвв.
Рассматривая модные тенденции в области гардероба представительниц слабого пола, становится ясно, что российская женская мода аристократических кругов испытывала большую зависимость от европейских модных тенденций. Все те модные направления, что господствовали в Европе, нашли свое воплощение и в костюмных комплексах Российской империи. Изучая историю моды с точки зрения политического, экономического и культурного аспекта, нельзя забывать о том, что российская действительность была непригодна для полного копирования модных тенденций Запада. Это было связано с менталитетом 109
граждан, климатическими особенностями, конфессиональными и национальными принадлежностями, политическими убеждениями, а также патриотическими настроениями в обществе. Нельзя сказать о том, что костюмные комплексы периода ампир полностью зависели от веяний западных столиц мод. Поскольку данное направление воспевало свободную, творческую, раскрепощенную личность, одетую в легкие, тончайшие ткани, это противоречило исконным убеждениям русских дам и девушек, которые в силу природных условий и природной скромности не могли слепо повторить наряд европейских барышень. Модный стиль романтизм был ближе по духу России, чем ампир, капитализм и модерн, поскольку это направление воспевало утонченную, мягкую, уступчивую и чувствительную даму, что нашло отражение и в нарядах, которые не были созданы в противоречии с природными условиями страны. Эпоха капитализма наиболее близко и точно скопировала черты европейской моды в плане гардероба, однако данный стиль был разбавлен русскими элементами в костюмных комплексах. Модерн ворвался в моду стремительно и быстро завоевал поклонников по всей Европе, поскольку данное направление полностью отменило ношение корсетов и демократизировало женское платье. Однако данное направление в России отличается от этого же направления в Европе, это связано с Первой мировой войной, которая сформировала черты в российской моде, в корне отличавшие отечественный костюмный комплекс от европейского.
В-четвертых, были описаны характерные черты мужской аристократической моды.
Мода аристократических кругов в корне отличалась от модных тенденций в области костюмного комплекса всех остальных сословий. Можно сказать, что представители светского общества утратили свои национальные корни, например, многие молодые люди забывали русский язык и изъяснялись на французском, забывали традиции своего государства, а богатый гардероб только добавлял различий между простыми жителями и «сильными мира сего». Идеологические споры славянофилов и западников 110
сказали и на модном облике многих аристократов, а российская власть была больше на стороне последних. На мужской моде сказалась и смена правящих монархов. С приходом Александра I в гардеробе вновь появились фраки, а воцарение Николая I ознаменовалось утверждением канонов придворной моды, влиявших и на российских аристократов. Войны, осуществляемые императорами, влияли на появление в моде национальных мотивов, подчеркивающие российские корни знати. В целом же, российская мужская аристократическая мода изменялась не так стремительно, как женская.
В-пятых, была проанализирована специфика нарядов
представительниц торгово-промышленных кругов.
Изучая модные тенденции дам, чьи отцы и мужья являлись крупными фабрикантами, банкирами, купцами, можно прийти к выводу о том, что внешний облик прекрасного пола в торгово-промышленной среде формировался и развивался под влиянием двух тенденций . С одной стороны это было подражание костюмному комплексу аристократок, с другой стороны костюм промышленников, купцов, крупных владельцев фабрик и торговцев придерживался старых обычаев и веры, т.е. мода женщин данного сословия была скорее национальной, нежели господской. И, несмотря на то, что модные платья шили с оглядкой на европейские тенденции моды, женщины стремились их видоизменить, приспособить под свою жизнь, обильно украшая их аксессуарами, шалями, платками и т.д.
Модный костюмный комплекс женщин был своеобразен и неповторим, он в первую очередь развивался под влиянием внутреннего мира представительниц прекрасного пола, а также в виду особенностей быта, традиций, веры. Можно сказать, что мода торгово-промышленной среды была более скромной, чем модный облик аристократических семейств. Женщины и девушки стремились скрыть свои формы и подчеркнуть невинность, скромность и чувствительность своими нарядами, в противовес аристократкам, которые во времена ампира практически полностью обнажили свое тело. Не стоит забывать, что , изучая моду торгово- 111
промышленной среды, нужно по возможности обращать внимание на суеверия, традиции и обряды данного сословия, которые в некоторой мере сказывались на развитии модных тенденций в области женского платья.
Мода торгово-промышленной среды в XIX - начале XX вв. постепенно разделила представителей данного сословия на две категории. Первая относилась к модницам, которые стремились воплотить все черты европейского платья в своем костюме, молодые дамы даже стремились разговаривать на иностранных языках, однако незнание их приводило к смешному соединению русского языка с неправильным произношением некоторых иностранных слов. К другой категории относились представительницы, которые стремились подчеркнуть свою принадлежность к своему сословию и наотрез отказывались от внедрения в свой костюмный комплекс заморских элементов гардероба. Их, прежде всего, интересовали дела супруга, хозяйство и дети, они стремились приумножить капитал семьи, а не растранжирить его как представительницы первой категории. Как правило, к первой категории относились представительницы слабого пола, которые еще находились в девичестве и стремились вкусить блага жизни до замужества, поэтому тратили деньги своего отца на дорогие ткани и украшения. Ко второй категории относились женщины в возрасте, для которых модный гардероб уже не имел никакого значения, они просто стремились не уронить свой облик в глазах соседей и своего супруга.
В-шестых, удалось выявить своеобразие гардероба мужчин, связанных с торговлей и производством.
Модные течения XIX - начала XX вв. оказали влияние на формирование мужского гардероба торгово-промышленной среды. Но нужно учитывать множество факторов складывания своеобразной моды выше упомянутого сословия. Представители сильного пола точно также как и дамы делились на две категории людей. Одни стремились войти в аристократические семейства и для этого нещадно тратили деньги на воссоздание модного облика, другие же наоборот стремились к умеренности 112
в области костюма. Как правило, ко второй категории мужчин относилось старшее поколение, которое знало цену деньгам и стремилось приумножить свое материальное положение и поэтому не считало необходимым спускать на ветер огромные суммы денег на быстро изменяющиеся модные тенденции. Несмотря на то, что мужская одежда все же зависела от модных тенденций, их облик часто приводил к курьезным случаям и высмеиванию в среде аристократов. Это было связано с тем, что молодые джентльмены не умели преподнести себя в высшем обществе, не имели представление о том как правильно носить костюм. Получалось, что костюм носит мужчин, а не наоборот, ко всему прочему незнание иностранных языков приводило к отталкиванию от них потенциальных невест, которые в свою очередь владели языками и в речи мужчин из торгово-промышленной среды видели только одни изъяны, например, такие как вставление исковерканных иностранных словечек в свою речь, даже когда они не подходили по смыслу. Однако с течением времени на рубеже XIX-XX вв. представители мужского населения начали добиваться признания в среде аристократов, это было связано с тем, что многие отцы отправляли своих отпрысков на учебу заграницу, где они получали необходимое образование и приобретали лоск, который был одним из залогов признания в светском обществе.
Тем самым, можно сказать, что мода в XIX - начале XX вв. в российской аристократической и торгово-промышленной среде являлась своеобразным синтезом двух культур, с одной стороны это было влияние исконно русских традиций на гардероб, с другой стороны это влияние западных тенденций. И то, и другое привело к созданию уникальной моды, о которой писали многие известные литераторы, чью необычную красоту воспевали именитые художники и скульпторы того времени. Так или иначе, мода аристократов и выходцев из торгово-промышленной среды имела ряд особенностей, которые были завязаны на образе жизни, деятельности, религии и сознании представителей выше упомянутых категорий, что делало ее неординарной и неповторимой в своем роде.



