Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корпоративный музей как технология развития бренда корпорации (на примере ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»)

Работа №71427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы118
Год сдачи2017
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
433
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Корпоративный музей и бренд организации 7
1.1. Бренд компании: корпоративный музей как суббренд 7
1.2. Современный музей: классификация, функции 16
1.3. Феномен корпоративного музея понятие, организация деятельности. „22
1.4. Отечественный и зарубежный опыт деятельности корпоративных
музеев 29
1.5. Событийные коммуникации в корпоративном музее 35
1.6. Продвижение в социальных сетях: основные тренды 39
Глава II. Коммуникационная активность музейного комплекса «Вселенная воды» в регионе присутствия 44
2.1 Музейный комплекс «Вселенная воды» в структуре ГУП «Водоканал
Санкт-Петербурга» 44
2.2 Корпоративные музеи Северо-Западного региона: сравнительный
анализ 55
2.3 Активность корпоративного музея «Вселенная воды» в социальных
сетях и работа со СМИ 59
2.4 Коммуникация корпоративного музея с целевыми группами 63
2.5 Рекомендации для развития корпоративного музея «Вселенная
воды» 68
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Приложения

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению феномена корпоративного музея как суббренда компании. Актуальность данной темы обусловлена фактором востребованности музеев, как среди коммерческих компаний, так и государственных. Поскольку, корпоративный музей в первую очередь направлен на формирование и развитие корпоративной культуры, а также сохранение наследия организации. Однако на теоретическом уровне корпоративные музеи недостаточно изучены.
Музей - это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. В ходе исторического развития, как и любой социальный институт, музей претерпел определенные трансформации, изменилось его понимание и использование как института. Однако неизменно его фундаментальное назначение - сохранять, презентовать и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие оценочным представлениям определенного временного периода .
В современном социокультурном пространстве музеи выполняют как традиционную миссию: просветительство и образование, а также, адаптируясь под современные реалии, ориентируются на удовлетворение запросов посетителей как потребителей музейного продукта. Соответственно появляется такое понимание музея как современный музей.
Тем не менее, возникает проблема - поиск баланса между культурной миссией музея и развлекательно-досуговой деятельностью, другими словами современный музей должен вывести идеальную формулу для общения с посетителями, учитывая обе переменные. Более того, современный музей - это не только новый тип коммуникации с посетителями, но и применение современных технологий в музейном пространстве.
Корпоративные музеи активно используют в своей деятельности опыт сфер маркетинга и менеджмента, создавая культурный продукт, соответствующий запросам современного общества.
В музееведении под корпоративным музеем понимается разновидность ведомственных музеев, структурных подразделений, обычно, негосударственных учреждений и предприятий, преимущественно ориентированных на решение корпоративных задач . В свою очередь Николай Никишин, независимый эксперт в области музейного проектирования считает, что корпоративные музеи - не разновидность ведомственных, отдельная категория музеев, существенно отличающая от них. Это выражается в ориентации на значимые цели и ценности для компании. При этом стоит отметить, что корпоративные музеи законодательно не обладают официальным статусом . Подробнее дефиницию «корпоративный музей» исследуем в параграфе - феномен корпоративного музея: понятие, организация деятельности.
В качестве объекта исследования данной работы выступает коммуникационная деятельность корпоративного музея в регионе присутствия. Соответственно предметом исследования - корпоративный музей ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» как способ повышения известности бренда предприятия в современном пространстве региона.
Основная цель исследования: изучить феномен современного корпоративного музея на примере музея ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга». Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие, функции, позиционирование корпоративного музея;
2) проанализировать зарубежный опыт функционирования корпоративных музеев;
3) выявить составляющие бренда ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также роль корпоративного музея в составе предприятия;
4) проанализировать коммуникационную деятельность музея с целевыми группами общественности;
5) предложить рекомендации для развития корпоративного музея предприятия.
Для изучения базисного субъекта будут использованы следующие методы исследования:
1) анализ теоретической литературы;
2) бенчмаркинг;
3) неформализованный анализ документов;
4) изучение открытых источников и информационных ресурсов (сайт, группы в социальных сетях);
5) проведение коммуникационного аудита (контент-анализ);
6) метод наблюдения;
7) экспертное интервью.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды российских и зарубежных авторов по таким направлениям как музееведение: Л.Г. Гужова, Е.А. Поправко, Л.М. Шляхтина, Т.Ю. Юренеева, В. Данилов, Ф. Котлер на основании учебных пособий перечисленных исследователей рассмотрены музейная классификация, основные функции музеев, типология корпоративных музеев, понятие «музейный продукт»; брендингу: Д. Аакер, Т. Гэд, В.Н. Домнин; событийным коммуникациям: А.Е. Назимко, Е.А. Каверина, Г.Л. Тульчинский, опираясь на работы теоретиков, дана интерпретация категорий «событие», «специальное событие», изучены виды событийных коммуникаций; также SMM сферы: Д. Халилов. Более того, проанализированы научные статьи российских и зарубежных практиков о корпоративных музеях, музейном брендинге: М.
Хенкеля, П. Алезраа, Н.А. Левочкиной, Н.В. Сербиной, А.Ю. Трофимовой, Г.А. Зайцевой и Д.А. Зайцева.
Эмпирическая база исследования охватывает контент-анализ публикаций в СМИ о ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в контексте музейного комплекса «Вселенная воды», наблюдение на Международной акции «Ночь музеев» и фестивале «Детские дни в Петербурге», сравнительный анализ коммуникационной активности корпоративных музеев Северо-Западного региона; бенчмаркинг зарубежных корпоративных музеев.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги данной выпускной квалификационной работы, стоит отметить, что цель работы: изучить феномен современного корпоративного музея на примере музея ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» достигнута. Проанализировав подходы к пониманию корпоративного музея важно ещё раз зафиксировать то, что с точки зрения музееведения корпоративный музей - это разновидность музеев с ведомственной принадлежностью, структурных подразделений негосударственных учреждений, ориентированных на реализацию корпоративных целей. С социологической точки зрения корпоративный музей рассматривается как феномен общественного сознания, демонстрирующий принадлежность к определенной организации и используемый в качестве инструмента для развития компании. Согласно данному подходу, корпоративный музей - отдельная категория музеев, не принадлежащая к ведомственным. При этом стоит учитывать специфику внешней среды, то есть, для российской практики характерна принадлежность государственным организациям. В силу этого, в контексте данного повествования корпоративный музей - музей, выступающий в качестве информационной площадки, с частной или ведомственной принадлежностью, представляющий символ корпоративной культуры, решающий корпоративные задачи и призванный транслировать ключевые ценности компании.
Корпоративный музей в современном социокультурном пространстве выполняет следующие функции: документирования, образования и воспитания, организации досуга, а также формирования позитивного имиджа компании.
Изучив подходы к организации музейного пространства, разработана авторская классификация корпоративных музеев по критериям: контентная ориентация, группы посетителей, способ позиционирования.
По контентной ориентации: 1) корпоративные музеи - демонстрирующие продукцию; 2) акцентирующие внимание на истории, достижения, значимых лицах отдельной компании; 3) корпоративные музеи в контексте отрасли.
В соответствии с группами посетителей: 1) для сотрудников; 2) для клиентов; 3) для фанатов продукции компании; 4) для широкой общественности; 5) для стейкхолдеров организации (инвесторы, акционеры, партнеры и др.).
Согласно позиционированию: 1) гостевые центры; 2) информационно¬образовательные центры; 3) развлекательные центры; 4) потенциальные музеи.
Музейный комплекс «Вселенная воды» в соответствии с предложенной классификацией ориентирован на широкую общественность, сотрудников предприятия, клиентов, а также стейкхолдеров; позиционируется как информационно-образовательный центр с такими уникальными отличительными характеристиками как интерактивное взаимодействие с посетителями, преобладание направленности на коммуникацию с семейной и детской группами, а также использование современных технологий в пространстве музея.
Проанализировав зарубежный опыт корпоративных музеев, следует подчеркнуть то, что музеи компаний - структурные подразделения, транслирующие корпоративное наследие компании. При этом, деятельность корпоративного музея должна соответствовать политике организации.
В структуре бренда ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» корпоративный музей «Вселенная воды» стоит рассматривать как суббренд, гармонирующий и поддерживающий идентичность материнского бренда компании. Проанализировав корпоративный музей в призме суббренда, следует отметить: музей разделяет и транслирует ценности предприятия, предлагая экскурсионные программы, выставки, в контекст которых интегрирована информация о деятельности предприятия. «Вселенная воды» не только подчеркивает идентичность предприятия, выделяя приоритетность экологической политики, но и расширяет ее путем образовательно¬просветительской деятельности, используя потенциал музейной отрасли в целом (участие в мероприятиях значимых для отрасли).
Таким образом, стоит отметить, что для продвижения современные корпоративные музеи активно применяют опыт сфер маркетинга и менеджмента, создавая музейный продукт, формирующий позитивный имидж компании.
В результате анализа коммуникационной активности музейного комплекса выявлено, что в реализации своей деятельности музей связан с «Детским экологическим центром». Также следует отметить, что уникальность коммуникационной активности корпоративного музея проявляется в периодическом обновлении музейных программ с ориентаций на работу с семейной и детской группой посетителей, использование интерактивных методов в проведении экскурсий, а также активное взаимодействие с профессиональным музейным сообществом. Более того, событийные коммуникации одна из ключевых применяемых технологий для продвижения музея и привлечения новых посетителей, для расширения присутствия бренда музея в интернет-пространстве применяются платформы социальных сетей. Более того, на основании анализа внутренней и внешней среды музейного комплекса «Вселенная воды» предложены ряд рекомендаций для дальнейшего развития коммуникационной активности.



1. Аакер Д. Создание сильных брендов. - 2-е изд. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2008. - 440 с.
2. Гужова Л.Г. Музееведение. Владимир: Изд-во Владим. гос. университет, 2010. - 116 с.
3. Гэд Т. 4D БРЭНДИНГ: взламывая корпоративный код сетевой экономики: пер. с англ. Марии Аккая. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 232 с.
4. Домнин В.Н. Брендинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2016. - 411 с.
5. Каверина Е.А., Создание событий: гуманитарные технологии в корпоративных коммуникациях: Научно-практические материалы. - СПб.: ООО "Книжный Дом", 2008. - 168 с.
6. Котлер Ф., Шефф Дж., Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-XXI, 2012. - 688 с.
7. Назимко Е.А. Событийный маркетинг: руководство для заказчиков и исполнителей. - М.: Вершина, 2007. - 224 с.
8. Поправко Е.А. Музееведение: учебное пособие для студентов. - Владивосток: ВГУЭС, 2006. - 230 с.
9. Траут Дж., Райс Э. Позиционирование. Битва за умы. - СПб.: ПИТЕР, 2015. - 352 с.
10. Тульчинский Г.Л., Герасимов С.В., Лохина Т.Е., Менеджмент специальных событий в сфере культуры. - СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010. - 384 с.
11. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 378 с.
12. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: Учеб. пособие - СПб.: Роза мира, 2004. - 187 с.
13. Шляхтина Л.М.Основы музейного дела: теория и практика. М. Высш. шк., 2009. - 183 с.
14. Юренеева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М.: Академический Проект, 2008. - 560 с.
15. Victor J. Danilov. A Planning Guide for Corporate Museums, Galleries, and Visitor Centers.N.p.: Greenwood Group, 1992. Google Books Web. 25 Mar. 2017.
16. Kotler, Neil G., Philip Kotler, and Wendy I. Kotler. Museum Strategy and Marketing Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources. San Francisco (C.A.): Jossey-Bass, 2008. Web. 13 Apr. 2017.
17. Каверина Е.А. Создание специальных событий в современном социокультурном пространстве: автореф. дис. ... д-р. философ. наук: 24.00.01.
- СПб., 2012. - 320 с.
18. Cantalapiedra, Elena Villaespesa. Measuring Social Media Success: The
Value of the Balanced Scorecard as a Tool for Evaluation and Strategic Management in Museums. Diss. Leicester, 2015. N.p.: n.p., n.d. Culturepartnership.eu. Web. 18 Apr. 2017.
.
19. Droege, Emily Lyon. Public and Corporate History Museums: Common Attributes and Critical Differences. Diss. Oklahoma State U, 2006. N.p.: n.p., n.d. Print.
20. Алезраа П. Зачем компаниям нужны корпоративные музеи? // II Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня» к 70-ЛЕТИЮ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. Сборник докладов конференции. - М.: Бослен, 2015.
- С. 24.
21. Зайцева Г.А., Зайцев Д.А., Социальный маркетинг в деятельности корпоративных музеев // II Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня» к 70-ЛЕТИЮ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. Сборник докладов конференции. - М.: Бослен, 2015. - С. 143.
22. Левочкина Н.А., «Корпоративный музей как элемент корпоративной социальной ответственности (на примере ПО «Полет»)//Журнал «Национальные приоритеты России». 2015. №3. С.127-131
23. Никишин Н. А., Ведомственные и корпоративные музеи: тонкая грань различий // II Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня» к 70-ЛЕТИЮ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. Сборник докладов конференции. - М.: Бослен, 2015. - С. 32.
24. Петропаловская Д.Д., Сапанжа О.С., «Корпоративный музей в системе коммуникаций»//Студенческая наука XXI века: материалы II междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 21 апр. 2014г.) 2014. - С.20-26.
25. Сербина Н. В.,«Российские корпоративные музеи: перспективы развития и продвижения»//электронный научный журнал «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ». 2014. №6. С.8-16.
26. Каверина Е. А., Культуротворческий потенциал событийных
коммуникаций // Ценности и смыслы. 2011. №2 (11). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/kulturotvorcheskiy-potentsial-sobytiynyh- kommunikatsiy (дата обращения: 18.04.2017).
27. Соболев Л., Тренды будущего в технологиях и корпоративных музея //
III Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». Сборник докладов - URL: http://www.icom-russia.com/data/materialy-
konferentsiy/korporativnye-muzei-segodnya-iii-mezhdunarodnaya-konferentsiya/, (дата обращения: 18.04. 2017).
28. Стенверс Б., Вызовы корпоративного музея: к кому он обращен и какое
несет послание // III Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня». Сборник докладов - URL: http://www.icom-
russia.com/data/materialy-konferentsiy/korporativnye-muzei-segodnya-iii- mezhdunarodnaya-konferentsiya/, (дата обращения: 18.04. 2017).
29. Трофимова А.Ю. Бренд-культура как технология повышения конкурентоспособности музея // Музейная коммуникация: модели, технологии, практики. - М.: Печатается по решению Ученого совета Российского института культурологии МК РФ , 2010. - С. 28.
30. Хенкель М. Нет бренда без контента. Взгляд на основы деятельности корпоративных музеев // II Международная конференция «Корпоративные музеи сегодня» к 70-ЛЕТИЮ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ. Сборник докладов конференции. - М.: Бослен, 2015. - С. 42-43.
31. «Вселенная воды», музей воды // KidsReview.ru - URL: http://www.kidsreview.ru/spb/catalog/vselennaya-vody-muzei-vody-muzeino- multimediinyi-kompleks-spb (дата обращения: 31.03.2017).
32. Интерактивные музеи // KudaGo.com - URL: https://kudago.com/spb/museums/live-museums/ (дата обращения: 31.03.2017).
33. Итоги международной конференции «Корпоративные музеи сегодня» -
URL: http://ascreencg.ru/posts/view~itoghi-miezhdunarodnoi-konfierientsii-
korporativnyie-muziei-sieghodnia (дата обращения: 17.12.2016).
34. Миссия и ценности. -
URL:http://www.vodokanal.spb.ru/o_kompanii/missiya_i_cennosti/ (дата
обращения 27.12.2016).
35. Музеи для детей // СПБ-РФ - URL: http://www.spb- rf.ru/muzey_detskiy.htm (дата обращения: 31.03.2017).
36. Музей истории сберегательного дела при Северо-Западном Сбербанке
России // КУЛЬТУРА.РФ - URL: http://www.culture.ru/institutes/3948/muzey- istorii-sberegatelnogo-dela-pri-severo-zapadnom-banke-sberbanka-rossii (дата
обращения: 31.03.2017).
37. Новости // Музей электрического транспорта - URL:
http://getmuseum.ru/novosti (дата обращения: 31.03.2017).
38. НУЖЕН ЛИ МУЗЕЮ БРЕНД? // Ifors.Ru: исследовательско- консалтинговая компания, входящая в партнерство ВЦИОМ, 09.09.2015. - URL: http://ifors.ru/blog_posts/12 (дата обращения: 10.04.2017).
39. Официальный сайт интерактивного центра истории метро. - URL: http://dosug.metro.spb.ru/metro-museum/ (дата обращения 05.04.2017).
40. Официальный сайт музея городского электрического транспорта. - URL: http://getmuseum.ru/ (дата обращения 05.04.2017).
41. Официальный сайт музейного комплекса «Вселенная воды». - URL: http://www.vodokanal-museum.ru/ (дата обращения 05.04.2017). 
42. Официальная группа Вконтакте музея истории сберегательного дела. - URL: https://vk.com/club128722177 (дата обращения 05.04.2017).
43. Официальный сайт гостевого центра «Hallmark».
http://www.hallmarkvisitorscenter.com/ (дата обращения 28.02.2017).
44. Официальный сайт гостевого центра «Microsoft». - URL:
https://www.microsoft.com/en-us/visitorcenter (дата обращения 28.02.2017).
45. Официальный сайт корпоративного музея «Clock makers». - URL: http://www.sciencemuseum.org.uk/visitmuseum/plan_your_visit/exhibitions/clock makers-museum (дата обращения 28.02.2017).
46. Официальный сайт корпоративного музея «World of Coca-Cola». - URL: http://www.worldofcoca-cola.com/ (дата обращения 28.02.2017).
47. Официальный сайт корпоративного музея «Guinness Storehouse». - URL: https://www.guinness-storehouse.com/en (дата обращения 28.02.2017).
48. Официальный сайт корпоративного музея «Intel». - URL: http ://www.intel.ru/content/www/ru/ru/history/museum-visiting-intel.html (дата обращения 28.02.2017).
49. Официальный сайт корпоративного музея «McDonalds». - URL: http://www.bigmacmuseum.com/ (дата обращения 28.02.2017).
50. Официальный сайт корпоративного музея «Phillips Petroleum». - URL: (дата обращения
«Sapporo». - URL:
(дата обращения
http://www.zippo.com/about/article.aspx?id=1584 (дата обращения 28.02.2017).
53. Российская музейная энциклопедия - словарь музейных терминов - URL: http://www.museum.ru/RME/dictionary.asp (дата обращения 31.03.2017).
54. Статистика социальных сетей. Вконтакте // Brand Analytics - URL: https://br- analytics.ru/ statistics/author?hub_id=3&date=201703&country_id=20&period_typ e=month (дата обращения: 16.04.2017).
55. Статистика социальных сетей. Facebook // Brand Analytics - URL: https://br-
analytics.ru/ statistics/author?hub_id=4&date=201703&country_id=20&period_typ e=month (дата обращения: 16.04.2017).
56. Топ 10 трендов в SMM на 2017 год // Rusability.ru - URL: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/top- 10-trendov-smm-na-2017-god/ (дата обращения: 16.04.2017).
57. Тренды брендинга в социальных сетях на 2017 год // Cossa.ru - URL: http://www.cossa.ru/264/147713/ (дата обращения: 16.04.2017).
58. Три преимущества и три тренда видеоконтента на 2017 год // Cossa.ru - URL: http://www.cossa.ru/Proximity/157983/ (дата обращения: 16.04.2017).
59. ФК «Зенит» приобрел собственный музей // Sostav.ru - URL: http://www.sostav.ru/blogs/28108/17473/ (дата обращения: 16.04.2017).
60. Хотите стать лидером отрасли? Вам нужен музей! - URL: http://mart- museum.ru/mart_articles/vam-nuzhen-muzej/ (дата обращения: 17.12.2016).
61. Цифры и факты. -
URL:http://www.vodokanal. spb.ru/o_kompanii/cifry_i_fakty/ (дата обращения
27.12.2016) .
62. 8 ярких SMM трендов 2017: на что обратить внимание в соцсетях //
Geniusmarketing.me - URL: https://geniusmarketing.me/lab/8-yarkix-smm- trendov-2017-na-chto-obratit-vnimanie-v-socsetyax/ (дата обращения:
16.04.2017).
63. 10 корпоративных музеев, достойных посещения - URL:
http://www.forbes.ru/stil-zhizni-slideshow/puteshestviya/179580-10- korporativnyh-muzeev-dostoinyh-poseshcheniya (дата обращения 30.12.2016).
64. The corporate museum - Your living story. - URL: http://www.bakerbrand.com/corporate-museum-storytelling/ (дата обращения:
17.12.2016) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ