ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования субъектности в учебной деятельности младших школьников в условиях увлечённости ими компьютерными играми
1.1 Субъектность младшего школьника в учебной деятельности как предмет
психологического анализа 9
1.2 Учебная деятельность младших школьников: сущность, структура, динами¬ка 18
1.3 Мотивация учебной деятельности младших школьников 23
1.4 Рефлексия в учебной деятельности младших школьников 28
1.5 Увлечённость компьютерными играми в младшем школьном возрасте 35
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование субъектности в учебной деятельности младших школьников с разной степенью увлечённости компьютерными играми
2.1 Организация и методы исследования 36
2.2 Изучение сформированности структурных компонентов учебной деятельности младших школьников как показатель их субъектности 39
2.3 Анализ мотивации учебной деятельности младших школьников 44
2.4 Определение рефлексии в учебной деятельности младших школьников 72
2.5 Изучение увлечённости компьютерными играми младших школьников 76
2.6 Анализ характера связи между субъектностью в учебной деятельности
младших школьников и увлечённостью ими компьютерными играми 73
2.7 Практические рекомендации и программа развития субъектности в учебной
деятельности младших школьников 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Актуальность проблемы исследования. В психологическом облике
младшего школьника происходят глубокие изменения, которые свидетельствуют о широких возможностях ребенка на данном возрастном этапе как
субъекта собственной жизнедеятельности. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного
субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего
собственный опыт действования в этом мире.
Изучение субъектности осуществлялось на пути развития отечественный представлений об активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности: учебе, работе. В психологической литературе, под субъектностью
понимается - свойство индивида быть субъектом своей активности.
Младший школьный возраст является особенно важным для становления субъектности в учебной деятельности. Во-первых: сама учебная деятельность направлена на то, что к концу младшего школьного возраста "ученик
научился самостоятельно учиться",; во-вторых: механизмы формирования
субъектности в учебной деятельности соответствуют механизмам формирования любой другой деятельности, так что уже в младшем школьном возрасте ученику предоставляется уникальная возможность овладеть этим механизмом, что и является главной задачей самой учебной деятельности. Как мы
уже говорили, субъектность у младших школьников формируется в учебной
деятельности. Под субъектностью в учебной деятельности В.В. Давыдов [22],
Д.Б. Эльконин [73] понимают совокупность характеристик присущих субъекту, формирующихся и раскрывающихся в деятельности. Г.А. Цукерман [46],
под субъектностью в учебной деятельности, понимает становление ученика
как активного субъекта этой деятельности, нацеленного на поисковую активность. А.К. Осницким [49], И. А. Липчанской [90], Е. В. Михайловой [91],
Е.В. Стародубцевой [92] определяют субъектность в учебной деятельности
как целостную характеристику активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека. Вышеупомянутыми и многими другими авторами, субъектность в учебной деятельности определяется очень лаконично
и, вероятно, весьма точно, как "умение учиться". Под субъектностью в учебной деятельности мы будем понимать такую форму учебной активности, а
рамках которой учащийся выступает как инициатор собственной познавательной деятельности, имеющий устойчивую внутреннюю мотивацию, способный осознанно планировать и регулировать свои действия, осуществлять
анализ своей учебной деятельности и давать оценку её результатов.
На основе теоретического анализа имеющихся по данной проблеме исследований, в качестве критериев субъектности в учебной деятельности мы
рассматриваем сформированность учебной деятельности, адекватную мотивации учения, рефлексивность. Рефлексия представляет собой отслеживание
ребенком целей, процесса и результатов своей деятельности, осознание тех
внутренних изменений, которые происходят, а также осознание себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Является важнейшим новооборазованием младшего школьного возраста.
Как известно, младший школьный возраст является наиболее сензитивным возрастом. Разрастающаяся экспансия компьютерных игр направлена
на снижение возрастного ценза компьютерных игроков. Дети младшего
школьного возраста, как представители наиболее восприимчивого периода,
оказываются беззащитно очарованными виртуальным миром. К концу младшего школьного возраста ребёнка начинает посещать чувство "взрослости",
которое характеризуется желанием ребёнка принять роль взрослого, общественного "человека", для которого компьютерные игры являются модной
нормой. Эту самую моду ребёнок и впитывает.
Изучением влияния компьютерных игр занимались Ю.Д. Бабаева, А.Е.
Войкунский [4], Фомичева Ю.В. [74], Е.Н. Волкова и А.В. Гришина [10] О.В.
Смысловая [71], С.А. Шапкин [73], О.Н. Арестова, В.Д. Горский [77], В.С.
Собкина и Ю.М. Евстегнеевой [60], Ш. Тёркл [72], К.Янг [75] . Их исследования позволяют судить о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого компьютерными играми на человека. Компьютерные игры могут
3быть использованы как для ухода в виртуальный мир, в котором трудности и
проблемы реального мира отсутствуют, так и в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт.
Учитывая, что увлечённость компьютерными играми, в связи с повсеместным компьютерным бумом, проявляющемся в наличия мобильных игровых устройств практически у каждого школьника, легкой доступности игровых компьютерных, да и просто информатизацией общества; проявляет себя
столько неопределённо, то может возникнуть опасность, что младший
школьник перепутает реальный и виртуальный миры. При этом, влияние
компьютерных игр на детей младшего школьного возраста практически не
изучено.
На основе теоретического анализа имеющихся по данной проблеме исследований, в качестве критериев субъектности в учебной деятельности мы
рассматриваем сформированность учебной деятельности: наличие учебно-познавательного мотива в числе ведущих; умение ставить перед собой учебные задачи и уметь их решать посредством учебных действий, затем, соотносить учебные действия с образцом, а после, оценивать свою деятельность на
разных этапах её осуществления.
Главным отличительным моментом развивающего обучения является
изменение самого характера деятельности учащегося, когда "партнёром учителя является не ученик, а учащийся" [55,6].В то время как при традиционном обучении деятельность учащегося носит репродуктивный характер (воспроизведение, выполнение заданий по алгоритму), в условиях развивающего
обучения она является продуктивной. В процессе продуктивной деятельности ученик самостоятельно ищет решение нового для него задания, проблемы. Для этого ему нужно применять знания в новой ситуации, самому разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ним проблемы. Учебная деятельность является полимотивированной, т.е. она связана не с одной, а с целым
рядом потребностей. Мотив может быть внутренний, порождаемый самой
деятельностью, и внешний, который в деятельности не создаётся. Мотив
конкретизируется в целях, но если нет внутреннего мотива, то нет цели. Цель
же является детерминантой, которая задаёт деятельность, т.е. если нет внутреннего мотива, то и нет деятельности. Только наличие учебно-познавательного мотива ведущим мотивом, определяет становление субъектности в учебной деятельности. В рамках системы развивающего обучения,
рефлексия есть и цель, и средство учебной деятельности. Действия контроля
и оценки, наряду с учебными задачами и действиями, выступают ступеньками, поднимаясь по которым, к концу младшего школьного возраста, происходит формирование теоретического мышления, характеристикой и венцом
которого является содержательная рефлексия.
Исследовательские данные позволяют судить о неоднозначности и
разнообразии влияния, оказываемого компьютерными играми на младших
школьников и полагать, что в зависимости от мотивации, целей и условий
деятельности, компьютерные игры могут быть использованы как для ухода в виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира
отсутствуют, так и в качестве своеобразной творческой лаборатории, позволяющей приобрести новый психологический опыт. Существуют разные
классификации игр. Наиболее привлекательными являются ролевые игры.
Они способны увлечь ребёнка вплоть до утраты индивидуальности и
отождествления себя с персонажам. Ребёнок становится объектом компьютерной игры, что не будет способствовать развитию субъектности в целом, в том числе и в учебной деятельности.
1. Абульханова, К. А. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений [Текст] / К. А. Абульханова, М. И. Воловикова // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 5.-С. 5-14.
2. Антохина В.А. Развивающее обучение в современной школьной практике: тенденции, противоречия, перспективы // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
3. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 2. С. 38¬47.
4. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : Изд- во Московского ун-та, 1990. - 367 с
5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В, Тихомиров О.К. Психо-логические последствия информатизации: психологические аспек- ты//Психологический журнал. 1999. N 2.
6. Божович Е.Д. Психолого-педагогические проблемы развития школьника, как субъекта учения./ Е.Д. Божович. - М.:ПЕР СЭ, 2000. — 255 с.
7. Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, мето¬ды исА следования / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 400 с.
8. Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в изменяющемся обществе (статья вторая) [Текст] /А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 1997. - Т. 18.-№2.-С. 18-33.
9. В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван : Луйс, 1981,—218, [2] с.
10. Волкова Е.Н. Исследование структуры субъектности в младшем подрост-ковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости [Текст]/ Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Психологическая наука и образо-вание. - 2015. - №1,- С. 69-79с.
11. Волкова Е.Н. Оценка распространённости игровой компьютерной зависи-мости у младших школьников [Текст]/ Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3,- С. 69-79.
12. Волкова Е.Н. Психологические факторы формирования игровой компью-терной зависимости в младшем подростковом возрасте [Текст]/ Е.Н. Вол-кова, А.В. Гришина//Психологический журнал, том 35,- 2015. - №2.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с. - (Психология: Классические труды).
14. Гальперин П. Я. О методе поэтапного формирования действий // Вопро-сы психологии. - 1969. - № 1 - С. 15-25.
15. Гуляева Е.В., Соловьева Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольни¬ков // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 5-12.
16. Гуткина Н.И., Печенков В.В. Динамика учебной мотивации учащихся от второго к третьему классу // Вестник практической психологии образова¬ния. 2006. № 4. С. 46-50.
17. Давыдов В. В. (ред.) Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
18. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Интор, 1972. - 265 с.
19. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М. : Интор, 1996. - 554 с.
20. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагоги-ческого мышления // Новое педагогическое мышление М., 1989.
21. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьни¬ков // Вопросы психологии. 1981. № 6. Р. 13 - 26.
22. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования - М Педагогика, 1986 - 240 с. - (Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
23. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3—4.
24. Давыдов, В.В., Варданян, А.У. Учебная деятельность и моделирование.- Ер.:Луйс, 1981.-220 с.
25. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-ва "Лантерна", "Вита", 1995,- 150 с.
26. Дусавицкий А.К. Из опыта экспериментального изучения динамики по-знавательных интересов младших школьников,- В кн.: Экспериментальное исследование по проблемам усовершенствования учебно¬воспитательного процесса в начальных классах и подготовки детей к шко¬ле. Часть 2. Тбилиси, 1974 г., с 144.
27.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / Науч,- исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР/А.З. Зак. - М.: Педагогика, 1984. - 152 с.
28. Зайков, Л.В. Обучение и развитие // Л.В. Зайков,- М: Просвещение, 1975. - 150 с., с. 97
29.3ельцерман Б.А., Рогалёва Н.В. Как проявляется субъектность в учебной деятельности [Электр, ресурс]/ Б.А. Зельцерман, Н.В. Рогалёва. -URL: http: //www. experiment. 1 v./rus/biblio/vremj a_exp/3. htm
30.Зимняя И.А. Педагогическая психология — Ростов-на-Дону:Феникс, 1997,-480с
31.Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002...
32.Зинченко В.П. Перспектива ближайшего развития развивающего образо-вания // Психологическая наука и образование. 2000. № 2.
33. Иванов М.С. Формирование увлечённости от ролевых компьютерных игр/ М.С. Иванов//Психология зависимости, 2013 г., том26, .1, с 143 - 169.
34. Книжникова С. В., Серая Ю. В. Компьютерные игры как фактор формиро-вания агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. -С. 82-87.
35. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тен-денции и условия развития // Культурно-историческая психология. 2015. Том И. №3. С. 100-109. doi: 10.17759/chp.2015110309
36. Левина И.Л. О субъектности субъекта учебной деятельности [Текст]/ И.Л. Левина//Педагогика и психология. - 2012,- №6,- С. 89-96
37. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М. : Политиздат, 1975.-304 с.
38. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1979, с. 513
39. Липчанская И. А. Становление субъектного опыта ребенка 7-9 лет в усло-виях развивающей среды образовательного учреждения: дисс. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 200 с
40. Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх/ А.Г. Макалатия// 3- я российская конференция по экологической психологии (Москва 15-17 сентября 2003г.): тез. - М., 2003. - с. 358-361
41. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. —95 с.
42. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: По-собие для учителя. — М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
43. Матюхина М. В.. В. Вопросы формирования мотивации учения у младших школьников на уроке. — В сб.: Проблемы урока в свете комплексного подхода к воспитанию и обучению школьников. Волгоград, 1980. С. 105— 114.
44. Матюхина М.В. Мотивация младших школьников. -М.: Педагогика, 1984. - С. 304.
45. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2005
46. Михайлова Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта уча-щихся индивидуализированными средства- ми обучения: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Петрозаводск, 2008. 192 с
47. Могдалева Е.П. Компьютер: друг или враг. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://www.iunior, bv/74-kompyuter-drug-ili-vrag. html (дата обращения: 26.05.2012)
48.Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и об-разование. 2008. № 3. С. 49-61.
49.Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С.5-19.
50.Осницкий А.К. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осницкий. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 232 с.
51. Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной дея-тельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) // Психологическая наука и образование. 2003. № 2.
52. Психология обучения младшего школьника, Эльконин Д.Б.[Электронный ресурс] - Электрон, текстовые дан. - Москва: [б.и.], 2000. - Режим досту¬па http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2391.htm
53. Радеева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры. Электронная версия: http://www. childDSv.ru/lib/articles/id/10345.DhD
54. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. - Томск: "Пеленг", 1997. - 288 с. - (Б-ка Развивающего Обучения; Выпуск 19).
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.: (Серия "Мастера психологии"
56. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. - Воронеж: Институт практической психологи, 1996. - 384 с.
57. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятель¬ность. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
58. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онто-генезе. М.: Школьная пресса, 2000.
59. Стародубцева Е.В. Проблемы диагностики регуляторного опыта младших школьников [Текст]/ Е.В. Стародубцева//Альманах современной науки и образования,- 2013.-№3.-С. 177-189
60. Стахнева Л.А. Субъектность как предмет психологического исследования [Текст] /Л.А. Стахнева// Психологический журнал,- 2011,- Т.34.-№6- С.23¬30.
61. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корре-ляты увлеченности компьютерными играми// Вестник МГУ. 2001 г.Сер. 14. Психология, 3.
62. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990, с. 350
63. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. - Томск : Пеленг, 1993. - 268 с.
64. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся?- М. Рига , 2000, с 187
65. Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии 1999. № 6.
66. Цукерман Г. А. Переход из начальной школы в среднюю как психологи-ческая проблема // Вопросы психологии 2001. № 5.
67. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности сред-ствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №4. С. 77-90.