РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1 Понятие и особенности развития просодической стороны речи в
онтогенезе 8
1.2 Особенности просодической стороны речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 19
1.3 Использование интерактивных технологий в развитии просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 50
2.1 Изучение уровня развития просодической стороны речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 50
2.2 Направления логопедической по развитию просодической стороны речи у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием интерактивных технологий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1 Понятие и особенности развития просодической стороны речи в
онтогенезе 8
1.2 Особенности просодической стороны речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 19
1.3 Использование интерактивных технологий в развитии просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 50
2.1 Изучение уровня развития просодической стороны речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 50
2.2 Направления логопедической по развитию просодической стороны речи у
старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием интерактивных технологий 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время одной из актуальных проблем дошкольного образования является увеличение количества детей с нарушениями речи, обусловленные органическим генезом, которые имеют тенденцию к значительному росту. Среди них особую распространённость получила дизартрия. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Очень часто при дизартрии страдает просодическая сторона речи, которая являясь неотъемлемой частью речевой деятельности человека, представляет собой единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, длительности,
интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Нарушение просодической стороны речи - одно из выраженных в структуре речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии (Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова, Н.В. Серебрякова). Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. Авторы отмечают, что в основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.
Проблемой содержания понятия «просодическая сторона речи», а также её развитием в онтогенезе занимались такие выдающиеся ученые как В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др. Они подчеркивали, что многообразие просодических компонентов определяет выразительность просодической стороны речи, её эмоциональность и влияет на эффективность коммуникации.
В настоящее время при организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями речи, наряду с традиционными формами, методами и технологиями работы используются и инновационные подходы. Среди которых важное место отводится использованию информационно-коммуникационных технологий. Интерактивные технологии рассматриваются как наиболее адаптируемые к индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников, в том числе и с нарушением речевого развития (Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина и др.).
Однако, анализ специальной теоретической и методической литературы, а также практика работы дошкольных образовательных организаций показали, что использованию интерактивных технологий в развитии просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией уделяется очень мало внимания. При внедрении
интерактивныхтехнологийвобразовательный процесс дошкольного
образовательного учреждения возникает ряд проблем:
- при внедрении интерактивных технологий как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости;
- при внедрении интерактивных технологий в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств;
- остается актуальной проблема профессиональной компетенции
педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
Цель исследования: разработать основные направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
Объект исследования: процесс развитияпросодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы теоретически обосновать проблему развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии средствами интерактивных технологий.
2. Изучить особенности развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
Гипотеза исследования:работа по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий будет эффективной, если будут определены основные направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием интерактивных технологий, а также разработаны игры и компьютерные презентации в программе MicrosoftPowerPoint.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями проблем просодической стороны (Г.В.Волкова, А.З.Андронова-Арутюнян, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Н.В.Черемисина,
Н.Н.Трауготт, С.Н.Цейтлин); исследованиями проблем дизартрии детского возраста (О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.Г. Гутцман, О.В. Правдина, Л.В. Мелехова, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова); разработками в области применения информационных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением речи (Л.Б. Баряева, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.П. Вернева, Е.В. Кузьмина и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий).
3. Количественный и качественный и анализ полученных результатов.
интенсивности, темпа речи и тембра произнесения. Состояние просодической стороны речи влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Нарушение просодической стороны речи - одно из выраженных в структуре речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии (Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова, Н.В. Серебрякова). Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи, которые обусловлены наличием неврологической микросимптоматики. Авторы отмечают, что в основе нарушения при этом расстройстве могут лежать легкие остаточные нарушения иннервации артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата, которые выявляются только при углубленном неврологическом исследовании. В речевой симптоматике, помимо нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, наблюдаются просодические нарушения: речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный.
Проблемой содержания понятия «просодическая сторона речи», а также её развитием в онтогенезе занимались такие выдающиеся ученые как В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др. Они подчеркивали, что многообразие просодических компонентов определяет выразительность просодической стороны речи, её эмоциональность и влияет на эффективность коммуникации.
В настоящее время при организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями речи, наряду с традиционными формами, методами и технологиями работы используются и инновационные подходы. Среди которых важное место отводится использованию информационно-коммуникационных технологий. Интерактивные технологии рассматриваются как наиболее адаптируемые к индивидуальным и возрастным особенностям дошкольников, в том числе и с нарушением речевого развития (Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина и др.).
Однако, анализ специальной теоретической и методической литературы, а также практика работы дошкольных образовательных организаций показали, что использованию интерактивных технологий в развитии просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией уделяется очень мало внимания. При внедрении
интерактивныхтехнологийвобразовательный процесс дошкольного
образовательного учреждения возникает ряд проблем:
- при внедрении интерактивных технологий как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости;
- при внедрении интерактивных технологий в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств;
- остается актуальной проблема профессиональной компетенции
педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
Цель исследования: разработать основные направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
Объект исследования: процесс развитияпросодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и целью сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы теоретически обосновать проблему развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрии средствами интерактивных технологий.
2. Изучить особенности развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Разработать основные направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий.
Гипотеза исследования:работа по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией средствами интерактивных технологий будет эффективной, если будут определены основные направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием интерактивных технологий, а также разработаны игры и компьютерные презентации в программе MicrosoftPowerPoint.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследованиями проблем просодической стороны (Г.В.Волкова, А.З.Андронова-Арутюнян, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Н.В.Черемисина,
Н.Н.Трауготт, С.Н.Цейтлин); исследованиями проблем дизартрии детского возраста (О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, Г.Г. Гутцман, О.В. Правдина, Л.В. Мелехова, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова); разработками в области применения информационных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с нарушением речи (Л.Б. Баряева, Ю.Ф. Гаркуша, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Е.П. Вернева, Е.В. Кузьмина и др.)
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий).
3. Количественный и качественный и анализ полученных результатов.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов экспериментальной работы можно сделать следующие выводы.
Проблема развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как просодическая сторона речи играет важную роль в развитии и обеспечении коммуникативной функции речи.
У дошкольников с псевдобульбарной дизартрией страдает в первую очередь восприятие интонационных структур, а также способность владения своим голосом. У них нарушаются речевое дыхание, мышечный тонус. Темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается интонационная структура высказывания.Затруднение представляет воспроизведение ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов.
В настоящее время в специальном образовании, в том числе и в образовании детей с нарушениями речевого развития, ведется активный поиск эффективных методов, приемов, средств организации коррекционно-педагогической работы, в том числе и организации работы по развитию просодической стороны речи. Среди них одним из эффективных средств признаются интерактивные технологии, которые позволяют решать не только коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно¬воспитательные задачи, но и способствуют развитию интереса и мотивации ребенка к занятиям, активизируют его внимание, стимулируют познавательную активность, уверенность в себе, моделируют жизненные ситуации, предоставляю возможность индивидуального обучения.
Экспериментальная работа по изучению развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией позволила нам выявить, что у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией преобладает низкий уровень сформированности просодической стороны. Изменения голоса у детей носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение интонации и логического ударения. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.
С целью совершенствования работы по развитию просодической стороны речи нами были разработаны направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием интерактивных технологий; выделены 3 этапа логопедической работы и направления по каждому из них; нами были подобраны игры и разработаны компьютерные презентации в программе MicrosoftPowerPoint для демонстрации на интерактивной доске.
Проблема развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является одной из актуальных в теории и практике логопедии, так как просодическая сторона речи играет важную роль в развитии и обеспечении коммуникативной функции речи.
У дошкольников с псевдобульбарной дизартрией страдает в первую очередь восприятие интонационных структур, а также способность владения своим голосом. У них нарушаются речевое дыхание, мышечный тонус. Темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается интонационная структура высказывания.Затруднение представляет воспроизведение ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов.
В настоящее время в специальном образовании, в том числе и в образовании детей с нарушениями речевого развития, ведется активный поиск эффективных методов, приемов, средств организации коррекционно-педагогической работы, в том числе и организации работы по развитию просодической стороны речи. Среди них одним из эффективных средств признаются интерактивные технологии, которые позволяют решать не только коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно¬воспитательные задачи, но и способствуют развитию интереса и мотивации ребенка к занятиям, активизируют его внимание, стимулируют познавательную активность, уверенность в себе, моделируют жизненные ситуации, предоставляю возможность индивидуального обучения.
Экспериментальная работа по изучению развития просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией позволила нам выявить, что у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией преобладает низкий уровень сформированности просодической стороны. Изменения голоса у детей носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение интонации и логического ударения. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.
С целью совершенствования работы по развитию просодической стороны речи нами были разработаны направления логопедической работы по развитию просодической стороны речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с использованием интерактивных технологий; выделены 3 этапа логопедической работы и направления по каждому из них; нами были подобраны игры и разработаны компьютерные презентации в программе MicrosoftPowerPoint для демонстрации на интерактивной доске.
Подобные работы
- Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетической системы речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на материал дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022



