Оценка шумового загрязнения пгт.Оленино Тверской области
|
Введение 3
Глава 1. Основные параметры шума 6
§ 1.1. Физические аспекты шума, основные термины и определения 6
§ 1.2. Факторы, влияющие на уровень шума в городах 10
§ 1.3. Причины и источники шумового загрязнения 11
Глава 2. Методы измерения шума и используемая аппаратура 15
§ 2.1. Аппаратура 15
§ 2.2. Условия измерения 17
§ 2.3. Проведение измерения 20
Глава 3. Измерение шумового поля пгт. Оленино 22
§ 3.1. Географическое положение 22
§ 3.2. Рельеф 23
§ 3.3. Характеристика транспортного потока пгт. Оленино 24
§ 3.4. Оценка состояния шумового загрязнения территории 25
§ 3.4.1. Шумовое поле пгт. Оленино 25
§ 3.4.2. Шумовое поле пгт. Оленино в момент прохождения через его территорию железнодорожного состава 29
Глава 4. Возможные методы ограничения шумового воздействия на население 32
§ 4.1. Особая застройка территории 32
§ 4.2. Зеленые насаждения 34
§ 4.3. Шумозащитные экраны 35
Заключение 41
Список литературы 43
Глава 1. Основные параметры шума 6
§ 1.1. Физические аспекты шума, основные термины и определения 6
§ 1.2. Факторы, влияющие на уровень шума в городах 10
§ 1.3. Причины и источники шумового загрязнения 11
Глава 2. Методы измерения шума и используемая аппаратура 15
§ 2.1. Аппаратура 15
§ 2.2. Условия измерения 17
§ 2.3. Проведение измерения 20
Глава 3. Измерение шумового поля пгт. Оленино 22
§ 3.1. Географическое положение 22
§ 3.2. Рельеф 23
§ 3.3. Характеристика транспортного потока пгт. Оленино 24
§ 3.4. Оценка состояния шумового загрязнения территории 25
§ 3.4.1. Шумовое поле пгт. Оленино 25
§ 3.4.2. Шумовое поле пгт. Оленино в момент прохождения через его территорию железнодорожного состава 29
Глава 4. Возможные методы ограничения шумового воздействия на население 32
§ 4.1. Особая застройка территории 32
§ 4.2. Зеленые насаждения 34
§ 4.3. Шумозащитные экраны 35
Заключение 41
Список литературы 43
В последние годы классифицированы источники вредного антропогенного воздействия на окружающую среду. Среди них транспорт играет главную роль. Наряду с такой проблемой, связанной с интенсивной транспортизацией, как загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами, стоит серьезная проблема шумового загрязнения, вызываемого работой некоторых
инженерных сооружений и, в первую очередь, транспортными средствами
[30].
Шумовое загрязнение в городах чаще всего имеет локальный характер.
Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ, что на 10 дБ выше максимального значения шума, не наносящего вреда человеческому организму и на 35 дБ превышает санитарные нормы,
и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что представляет большую опасность для окружающей среды и здоровья людей в районах оживленных транспортных магистралей [30].
Данная проблема в пгт. Оленино Тверской области вызвана расположением железнодорожной линии Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки в непосредственной близости к жилым зонам и местам отдыха. На протяжении многих лет население, проживающее в районах, расположенных вдоль
железной дороги испытывают на себе негативное влияние, оказываемое проходящими по линии железнодорожными составами. Главным образом, шум
создается при колебании вагонов состава на стыках элементов полотна и неровностях его поверхности.
Также железная дорога вызывает неудобства в плане перемещения жителей поселка, разделенного ей на две практически равные части, с одной
стороны на другую, обусловленные частым простоем многовагонных составов на станции Оленино с целью сцепки – расцепки и ремонта элементов состава, а также разгрузки вагонов. Во время прохождения через территорию
пгт. железнодорожного состава, на переезде (ул. Союзная) по обе стороны от
ж/д путей возникает скопление автомобилей, что усиливает интенсивность
шума в данном районе на момент начала их движения.
Целью работы является оценка шумового загрязнения пгт. Оленино
Тверской области.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Составление общей характеристики шума.
2. Освоение используемой аппаратуры и методов измерения шума.
3. Проведение измерений шумового поля исследуемой территории.
4. Составление картосхем шумового поля в программе MapInfo.
5. Поиск и предложение возможных методов ограничения шумового воздействия на население.
Объектом исследования является пгт. Оленино и его главные транспортные узлы. Предметом исследования является шумовой фон исследуемой территории и влияние транспорта на его характеристики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Наблюдение.
2. Описание.
3. Метод натурных измерений.
4. Аналитический.
5. Картографический.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили
ГОСТы (4 шт.), учебники (5 шт.), учебные пособия (15 шт.), интернет – ресурсы (4 шт.), схема территориального планирования, руководство по использованию шумомера Testo 816, государственный доклад о состоянии и об
охране окружающей среды в Тверской области и журналы (3 шт.) по исследуемой теме.
Научная новизна работы заключается в том, что на территории пгт. Оленино не проводилось современных исследований в данной области. Измерения для данной работы проводились с использованием современного оборудования, внесенного в Государственный реестр средств измерений, каме5
ральная работа велась с использованием современного программного обеспечения.
Практическая значимость исследования объясняется, что данная работа
рассматривает интересы многих жителей пгт. Оленино, а именно, затрагивает
угрозу для их здоровья и спокойствия.
инженерных сооружений и, в первую очередь, транспортными средствами
[30].
Шумовое загрязнение в городах чаще всего имеет локальный характер.
Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ, что на 10 дБ выше максимального значения шума, не наносящего вреда человеческому организму и на 35 дБ превышает санитарные нормы,
и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что представляет большую опасность для окружающей среды и здоровья людей в районах оживленных транспортных магистралей [30].
Данная проблема в пгт. Оленино Тверской области вызвана расположением железнодорожной линии Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки в непосредственной близости к жилым зонам и местам отдыха. На протяжении многих лет население, проживающее в районах, расположенных вдоль
железной дороги испытывают на себе негативное влияние, оказываемое проходящими по линии железнодорожными составами. Главным образом, шум
создается при колебании вагонов состава на стыках элементов полотна и неровностях его поверхности.
Также железная дорога вызывает неудобства в плане перемещения жителей поселка, разделенного ей на две практически равные части, с одной
стороны на другую, обусловленные частым простоем многовагонных составов на станции Оленино с целью сцепки – расцепки и ремонта элементов состава, а также разгрузки вагонов. Во время прохождения через территорию
пгт. железнодорожного состава, на переезде (ул. Союзная) по обе стороны от
ж/д путей возникает скопление автомобилей, что усиливает интенсивность
шума в данном районе на момент начала их движения.
Целью работы является оценка шумового загрязнения пгт. Оленино
Тверской области.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Составление общей характеристики шума.
2. Освоение используемой аппаратуры и методов измерения шума.
3. Проведение измерений шумового поля исследуемой территории.
4. Составление картосхем шумового поля в программе MapInfo.
5. Поиск и предложение возможных методов ограничения шумового воздействия на население.
Объектом исследования является пгт. Оленино и его главные транспортные узлы. Предметом исследования является шумовой фон исследуемой территории и влияние транспорта на его характеристики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Наблюдение.
2. Описание.
3. Метод натурных измерений.
4. Аналитический.
5. Картографический.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили
ГОСТы (4 шт.), учебники (5 шт.), учебные пособия (15 шт.), интернет – ресурсы (4 шт.), схема территориального планирования, руководство по использованию шумомера Testo 816, государственный доклад о состоянии и об
охране окружающей среды в Тверской области и журналы (3 шт.) по исследуемой теме.
Научная новизна работы заключается в том, что на территории пгт. Оленино не проводилось современных исследований в данной области. Измерения для данной работы проводились с использованием современного оборудования, внесенного в Государственный реестр средств измерений, каме5
ральная работа велась с использованием современного программного обеспечения.
Практическая значимость исследования объясняется, что данная работа
рассматривает интересы многих жителей пгт. Оленино, а именно, затрагивает
угрозу для их здоровья и спокойствия.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы давалась
общая характеристика основных параметров шума с рассмотрением причин,
источников и физических аспектов шума, факторов, влияющих на уровень
шума в городах, а также основных терминов и определений.
Осваивались методы измерения шума по ГОСТам с учетом общих положений и условий измерения. Проходило ознакомление с аппаратурой, проведением её калибровки, видами частотной коррекции, применяемыми при
различных условиях измерения.
Описывалось географическое положение исследуемой территории по
отношению к крупным транспортным узлам. Анализировался рельеф территории для определения его влияния на характер распространения шума. Выявлялись главные источники шумового загрязнения поселка. Давалась характеристика транспортного потока на наиболее эксплуатируемом дорожном
участке пгт. Оленино.
Производились натурные измерения шумового поля пгт. Оленино Тверской области с помощью шумомера testo 816 при частотной коррекции (А) на
заранее установленных точках по всей исследуемой территории. Осуществлялась обработка практических материалов с целью создания картосхем шумового поля пгт. Оленино (2 шт. Масштаб 1: 20 450).
Давалась оценка состояния шумового загрязнения территории и условий
при которых оно возникает.
Проводился поиск возможных методов ограничения шумового воздействия на население пгт. Оленино, в процессе которого были предложены такие как:
1. Осуществление особой застройки территории в районах, прилегающих к ж/д путям, для обеспечения благоприятной акустической обстановки.
А именно постройка экранирующих зданий между жилыми зонами и ж/д путями, в которых можно располагать торговые ряды, кафе и др.42
2. Организация зеленых насаждений вдоль железнодорожных путей и
главных автомобильных дорог для ограничения распространения шума по
территории.
3. Установка шумозащитных экранов на железнодорожные пути. Экраны желательно устанавливать в виде замкнутого барьера с разрывами для
снегоуборочных мероприятий и беспрепятственного перемещения жителей
поселка через ж/д пути.
Основными источниками шумового загрязнения в пгт. Оленино являются дорожный участок ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла Маркса и линия Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки Октябрьской железной
дороги.
общая характеристика основных параметров шума с рассмотрением причин,
источников и физических аспектов шума, факторов, влияющих на уровень
шума в городах, а также основных терминов и определений.
Осваивались методы измерения шума по ГОСТам с учетом общих положений и условий измерения. Проходило ознакомление с аппаратурой, проведением её калибровки, видами частотной коррекции, применяемыми при
различных условиях измерения.
Описывалось географическое положение исследуемой территории по
отношению к крупным транспортным узлам. Анализировался рельеф территории для определения его влияния на характер распространения шума. Выявлялись главные источники шумового загрязнения поселка. Давалась характеристика транспортного потока на наиболее эксплуатируемом дорожном
участке пгт. Оленино.
Производились натурные измерения шумового поля пгт. Оленино Тверской области с помощью шумомера testo 816 при частотной коррекции (А) на
заранее установленных точках по всей исследуемой территории. Осуществлялась обработка практических материалов с целью создания картосхем шумового поля пгт. Оленино (2 шт. Масштаб 1: 20 450).
Давалась оценка состояния шумового загрязнения территории и условий
при которых оно возникает.
Проводился поиск возможных методов ограничения шумового воздействия на население пгт. Оленино, в процессе которого были предложены такие как:
1. Осуществление особой застройки территории в районах, прилегающих к ж/д путям, для обеспечения благоприятной акустической обстановки.
А именно постройка экранирующих зданий между жилыми зонами и ж/д путями, в которых можно располагать торговые ряды, кафе и др.42
2. Организация зеленых насаждений вдоль железнодорожных путей и
главных автомобильных дорог для ограничения распространения шума по
территории.
3. Установка шумозащитных экранов на железнодорожные пути. Экраны желательно устанавливать в виде замкнутого барьера с разрывами для
снегоуборочных мероприятий и беспрепятственного перемещения жителей
поселка через ж/д пути.
Основными источниками шумового загрязнения в пгт. Оленино являются дорожный участок ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла Маркса и линия Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки Октябрьской железной
дороги.



