Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД

Работа №71412

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
270
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД .... 8
1.1 Психологическая готовность курсантов к профессиональной
деятельности как социально-психологический феномен 8
1.2 Проблема мотивационной готовности к профессиональной
деятельности в психологии 17
1.3 Особенности мотивационной готовности курсантов к
профессиональной деятельности 24
Глава II. Эмпирическое изучение мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения мотивационной
готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений
МВД 36
2.3 Рекомендации по повышению мотивационной готовности курсантов к
профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ


Современное российское общество требует высокопрофессионального подхода к защите жизни, здоровья, имущества, а также прав и свобод граждан и их близких. Органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» цель профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств [1;20].
Профессиональная деятельность курсантов МВД характеризуется следующими профессиональными качествами: проявление уважения, вежливости, тактичности по отношению к гражданам; соблюдение нейтральности; проявление уважения к национальным обычаям и традициям, учет культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп; добросовестному выполнению служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне; выполнение служебных обязанностей в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленных законодательством Российской Федерации необходимых для осуществления профессиональных задач.
Успешность и качество обучения курсантов во многом определяется их направленностью на освоение профессии, основанной на системе мотивов. Именно поэтому в рамках образовательного учреждения важно создать такие условия, которые будут способствовать формированию и развитию активности обучающихся в освоении теоретических аспектов будущей трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практике [32;108].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы изучили мотивационную готовность к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД.
Выбирая сферу своей будущей профессиональной деятельности, молодой человек выбирает не профессию и не работу, а будущий «образ жизни», к которому должен быть психологически готов. Соответственно возникает вопрос, насколько это осознаётся лицом, делающим столь ответственный выбор в пользу института МВД России. Ответ на данный вопрос важен потому, что именно мотивация во многом определяет особенности адаптации к требованиям учебного заведения, отношение к учёбе, а также к дальнейшей служебной деятельности по окончании вуза. Ориентация в профессиональных предпочтениях абитуриентов, сумевших впоследствии обрести статус курсанта, обеспечивает возможность для педагогического коллектива института МВД России выработки адекватной стратегии и тактики психологического сопровождения учебной деятельности, проведения воспитательных мероприятий с учётом их индивидуальных психологических особенностей.
Мотивационная готовность курсантов является значимым фактором, влияющим на успешность предстоящей профессиональной деятельности в полиции, а её развитие следует считать актуальной задачей организации образовательного процесса в юридическом институте Министерства Внутренних дел. Это обусловлено тем, что: во-первых, знание мотивов профессиональной деятельности, позволяет судить об их субъективной значимости для курсантов и организовывать работу по развитию мотивационной готовности в профессионально желаемом направлении; во- вторых, работа по развитию у курсантов мотивационной готовности предполагает усиление психолого-педагогической направленности образовательного процесса, развитие их наблюдательности, активности и инициативы. Мотивация выступает как реальный «двигатель» учебной
деятельности курсантов, регулятор их поведения, характеризующий степень их социальной зрелости; в-третьих, формирование мотивационной готовности в период обучения в вузе развивает уверенность курсантов в своих силах и возможностях, способствует более качественному усвоению учебного материала.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что у курсантов в процессе обучения повышается уровень формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности. У курсантов второго курса в учебном заведении не сформированы мотивы профессиональной деятельности по сравнению с курсантами пятого курса. Полученные данные позволили подтвердить, что развитие мотивации происходит в период обучения в вузе.
Для курсантов второго курса характерно формирование мотивации в вузе. Мотивом профессионального выбора является «получение диплома» и «приобретение знаний». Ценностно-смысловые профессиональные ориентации для них это результат жизни и локус контроль - Я. Им свойственна удовлетворённость своей прожитой частью жизни и готовность построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У данных курсантов сформирована профессиональная идентичность, заинтересованность в том деле, которым будут, заниматься и считать своим призванием. В тоже время им характерна и низкая самооценка, которую можно еще поднять в период обучения в вузе. На высоком уровне у них уже проявляются качества личности необходимые в профессиональной деятельности: ответственность, целеустремленность, энергичность, но при этом у некоторых курсантов наблюдается и средний уровень развития волевых качеств личности: решительность, самостоятельность, выдержка,
настойчивость, внимательность.
У курсантов пятого курса мотивационная готовность к
профессиональной деятельности сформирована. На данный период обучения в вузе мотивом является «получение диплома». Для них характерны ценностно-смысловые профессиональные ориентации это результат жизни и локус
контроль - Я. Для данных курсантов свойственна удовлетворённость своей прожитой части жизни и ощущение себя как сильной личности, а также выстраивание жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. На высоком уровне выражены такие качества личности как ответственность, решительность, целеустремленность и энергичность. Они заинтересованы в том деле, которым занимаются, считают его своим призванием. В тоже время у них выявлен, средний уровень самооценки, который способствует успешному началу профессиональной деятельности.
Таким образом, у курсантов второго курса выявлен низкий уровень по некоторым показателям мотивационной готовности, на основании анализа которых разработаны рекомендации для использования педагогическим коллективом. У курсантов пятого курса определены компоненты, свидетельствующие об успешной профессиональной деятельности.



1. Указ Президента РФ № 248 от 01.03.2011 г. «Вопросы Министерства
внутренних дел Российской Федерации» // «Российская газета», № 43,
02.03.2011.
2. Абдурахманов, Р.А. Военная психология: методология, теория, практика: учебно-методическое пособие / Р.А. Абдурахманов. - М.: Военный университет, 2011. - 260 с.
3. Агеев Б.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности: автореф. дис...канд.психол.н. / Б.А. Агеев. - Москва, 1994. - 234 с.
4. Беловолов, В. А. Профессиональная деятельность офицера ВВ МВД РОССИИ как психолого-педагогическое явление / В.А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С. 21-32.
5. Беляев, Р.В. Мотивационная готовность к службе в войсках как компонент профессиональной готовности будущих офицеров / Р.В. Беляев, М.В. Петровская, А.В. Машина // Специальные образовательные технологии. - 2014. - №1.- С.90-93.
6. Бобков, О.Б. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза / О.Б. Бобков, Г.А. Виноградова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - №2 - 1. - С. 116 - 122.
7. Богдан М.М. Особенности психологической готовности студентов к
профессиональной деятельности // Психология, социология и педагогика: электронный научный журнал. - 2012. № 9 [Электронный ресурс] Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -URL:
http://psychology.snauka.ru/2012/09/1031 (дата обращения: 12.11.2015).
8. Богуславский В.В. Мотивация учебной деятельности курсантов военно-учебных заведений / В.В. Богуславский. - М.: ВУ, 2001. - 90 с. 
9. Вакула, А.А. Формирование мотивации и потребности курсантов военного вуза в самообразовании / А.А. Вакула // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 461 - 464.
10. Грачев, Ю.А. Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России / Ю.А. Грачев // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3. - С. 170 - 175.
11. Грецов А, Азбель А. Психологические тесты для старшекласников и студентов / А. Грецов, А. Азбель . - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
12. Дьяченко М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск.: БГУ им. В.И. Ленина, 1981. — 383 с.
13. Ефимова, О.В. Мотивационная готовность выпускников ссуза к будущей профессиональной деятельности / О.В. Ефимова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №11. - С. 47.
14. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер.-М.: НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
15. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
16. Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - М.: «Академия», 2007. - 250 с.
17. Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные
исследования и инновации: электронный научный журнал. - 2014. №6
[Электронный ресурс] Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. -URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (дата обращения: 31.03.2016).
18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 2008. - 230 с.
19. Корзин А.Б. Профессиональная готовность студентов и мотивация их учебно-профессиональной деятельности : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тверь, 2004. С. 18 - 22. 
20. Кочнева, Е. М. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности / Е. М. Кочнева, Л.Ю. Пахомова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - №3. - С. 53 - 61.
21. Кихтенко Л. Ф. Формирование ценностно-смысловых отношений у курсантов военного вуза в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис канд.пед.н. / Л.Ф. Кихтенко. - Ставрополь, 2009. - 168 с.
22. Ломакина, Э. Н. Профессиональная направленность как механизм психологической готовности к профессиональной деятельности студентов / Э.Н. Ломакина // Сибирский педагогический журнал. - 2011.- №10. - С.63 - 65.
23. Максимова, Н.Ю. К вопросу о профессиональной мотивации студентов / Н.Ю. Максимова // Молодой ученый. - 2014. - №21 (1) - С. 106 - 108.
24. Марихин, С.В. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности / С.В. Марихин // Мир человека. - 2009. - № 1. - С. 155 - 163.
25. Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.- М, 2009. - 811 с.
26. Моцарь, Л.С. Эмпирические «индикаторы» уровней личностной готовности выпускника ВУЗА к профессиональной деятельности / Л.С. Моцарь // Вестник Адыгейского Государственного университета. - 2011.- № 1.- С. 25 - 28.
27. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 261с.
28. Пахомова Н. В. Повышение эффективности самостоятельной работы в обучении курсантов военных вузов: автореф. дис...канд.пед.н. / Н.В. Пахомова - Москва, 2011. - 204 с.
29. Петрова М.Ю. Социально - психологические условия развития военно - профессиональной направленности курсантов вузов: автореф. дисс. канд. психол. н./ М.Ю. Петрова. - Москва, 2007.- 223 с. 
30. Петровский А.В. Словарь Общая психология / А.В. Петровский. - М, 2005. - 251 с.
31. Подпорин, И.В. Формирование позитивной мотивации и потребности курсантов в профессионально ориентированной самообразовательной деятельности в процессе обучения в вузе МВД России / Подпорин И.В., Лозицкий Л.С. // Молодые голоса в науке. -2012. - №5.- С.108 - 112.
32. Проказин, Д.Л. Система профессиональной подготовки личного состава подразделений ГИБДД: методические рекомендации / Д.Л. Проказин, Е.Г. Капустина, Н.М. Кузнецова, ОВ. Бровчук. - Орёл.: Орловский юридический институт МВД России, 2010. - 62 с.
33. Рапацевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. - М, 2005. - 720 с.
34. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности: понятие, структура и содержание / Р.Д. Санжаева.- Хабаровск.: ДВГУПС, 2008. - 326 с.
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко.- СПб.: Речь, 2007. - 305 с.
36. Улыбин, С.В. Психологические факторы, влияющие на профессиональную деятельность человека / С.В. Улыбин // Мир психологии. - 2008. - №4. - С. 262 - 268.
37. Улыбин С. В. Динамика развития военно-профессиональной мотивации у курсантов военных институтов: автореф. дис...канд.пед.н. / С.В. Улыбин. - Москва, 2010 - 240 с.
38. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
39. Цыганков, Д.С. Формирование мотивационного компонента профессионального становления будущих офицеров в реалиях гуманизации военного образования / Д.С. Цыганков // Вестник Костромского
государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - №3 (16) . - С. 58¬61.
40. Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков // Вопросы психологии. - 2006. - №1. - С. 169 - 178.
41. Шикун, А.Ф. Профессионально-психологическая подготовленность к деятельности как психологическая проблема / А.Ф. Шикун, A.A. Шикун, М.В. Скотников // Вестник ТвГУ «Педагогика и психология». - 2010.- №5.- С. 12-40.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ