МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы изучения мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД .... 8
1.1 Психологическая готовность курсантов к профессиональной
деятельности как социально-психологический феномен 8
1.2 Проблема мотивационной готовности к профессиональной
деятельности в психологии 17
1.3 Особенности мотивационной готовности курсантов к
профессиональной деятельности 24
Глава II. Эмпирическое изучение мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения мотивационной
готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений
МВД 36
2.3 Рекомендации по повышению мотивационной готовности курсантов к
профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. Теоретические основы изучения мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД .... 8
1.1 Психологическая готовность курсантов к профессиональной
деятельности как социально-психологический феномен 8
1.2 Проблема мотивационной готовности к профессиональной
деятельности в психологии 17
1.3 Особенности мотивационной готовности курсантов к
профессиональной деятельности 24
Глава II. Эмпирическое изучение мотивационной готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД 33
2.1 Организация и методы исследования 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения мотивационной
готовности к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений
МВД 36
2.3 Рекомендации по повышению мотивационной готовности курсантов к
профессиональной деятельности в ходе обучения в вузе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное российское общество требует высокопрофессионального подхода к защите жизни, здоровья, имущества, а также прав и свобод граждан и их близких. Органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» цель профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел заключается в защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечении безопасности общества и государства от преступных посягательств [1;20].
Профессиональная деятельность курсантов МВД характеризуется следующими профессиональными качествами: проявление уважения, вежливости, тактичности по отношению к гражданам; соблюдение нейтральности; проявление уважения к национальным обычаям и традициям, учет культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп; добросовестному выполнению служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне; выполнение служебных обязанностей в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленных законодательством Российской Федерации необходимых для осуществления профессиональных задач.
Успешность и качество обучения курсантов во многом определяется их направленностью на освоение профессии, основанной на системе мотивов. Именно поэтому в рамках образовательного учреждения важно создать такие условия, которые будут способствовать формированию и развитию активности обучающихся в освоении теоретических аспектов будущей трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практике [32;108].
Профессиональная деятельность курсантов МВД характеризуется следующими профессиональными качествами: проявление уважения, вежливости, тактичности по отношению к гражданам; соблюдение нейтральности; проявление уважения к национальным обычаям и традициям, учет культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп; добросовестному выполнению служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне; выполнение служебных обязанностей в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленных законодательством Российской Федерации необходимых для осуществления профессиональных задач.
Успешность и качество обучения курсантов во многом определяется их направленностью на освоение профессии, основанной на системе мотивов. Именно поэтому в рамках образовательного учреждения важно создать такие условия, которые будут способствовать формированию и развитию активности обучающихся в освоении теоретических аспектов будущей трудовой деятельности и готовности к применению полученных знаний, умений, навыков в практике [32;108].
В ходе исследования мы изучили мотивационную готовность к профессиональной деятельности курсантов учебных заведений МВД.
Выбирая сферу своей будущей профессиональной деятельности, молодой человек выбирает не профессию и не работу, а будущий «образ жизни», к которому должен быть психологически готов. Соответственно возникает вопрос, насколько это осознаётся лицом, делающим столь ответственный выбор в пользу института МВД России. Ответ на данный вопрос важен потому, что именно мотивация во многом определяет особенности адаптации к требованиям учебного заведения, отношение к учёбе, а также к дальнейшей служебной деятельности по окончании вуза. Ориентация в профессиональных предпочтениях абитуриентов, сумевших впоследствии обрести статус курсанта, обеспечивает возможность для педагогического коллектива института МВД России выработки адекватной стратегии и тактики психологического сопровождения учебной деятельности, проведения воспитательных мероприятий с учётом их индивидуальных психологических особенностей.
Мотивационная готовность курсантов является значимым фактором, влияющим на успешность предстоящей профессиональной деятельности в полиции, а её развитие следует считать актуальной задачей организации образовательного процесса в юридическом институте Министерства Внутренних дел. Это обусловлено тем, что: во-первых, знание мотивов профессиональной деятельности, позволяет судить об их субъективной значимости для курсантов и организовывать работу по развитию мотивационной готовности в профессионально желаемом направлении; во- вторых, работа по развитию у курсантов мотивационной готовности предполагает усиление психолого-педагогической направленности образовательного процесса, развитие их наблюдательности, активности и инициативы. Мотивация выступает как реальный «двигатель» учебной
деятельности курсантов, регулятор их поведения, характеризующий степень их социальной зрелости; в-третьих, формирование мотивационной готовности в период обучения в вузе развивает уверенность курсантов в своих силах и возможностях, способствует более качественному усвоению учебного материала.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что у курсантов в процессе обучения повышается уровень формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности. У курсантов второго курса в учебном заведении не сформированы мотивы профессиональной деятельности по сравнению с курсантами пятого курса. Полученные данные позволили подтвердить, что развитие мотивации происходит в период обучения в вузе.
Для курсантов второго курса характерно формирование мотивации в вузе. Мотивом профессионального выбора является «получение диплома» и «приобретение знаний». Ценностно-смысловые профессиональные ориентации для них это результат жизни и локус контроль - Я. Им свойственна удовлетворённость своей прожитой частью жизни и готовность построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У данных курсантов сформирована профессиональная идентичность, заинтересованность в том деле, которым будут, заниматься и считать своим призванием. В тоже время им характерна и низкая самооценка, которую можно еще поднять в период обучения в вузе. На высоком уровне у них уже проявляются качества личности необходимые в профессиональной деятельности: ответственность, целеустремленность, энергичность, но при этом у некоторых курсантов наблюдается и средний уровень развития волевых качеств личности: решительность, самостоятельность, выдержка,
настойчивость, внимательность.
У курсантов пятого курса мотивационная готовность к
профессиональной деятельности сформирована. На данный период обучения в вузе мотивом является «получение диплома». Для них характерны ценностно-смысловые профессиональные ориентации это результат жизни и локус
контроль - Я. Для данных курсантов свойственна удовлетворённость своей прожитой части жизни и ощущение себя как сильной личности, а также выстраивание жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. На высоком уровне выражены такие качества личности как ответственность, решительность, целеустремленность и энергичность. Они заинтересованы в том деле, которым занимаются, считают его своим призванием. В тоже время у них выявлен, средний уровень самооценки, который способствует успешному началу профессиональной деятельности.
Таким образом, у курсантов второго курса выявлен низкий уровень по некоторым показателям мотивационной готовности, на основании анализа которых разработаны рекомендации для использования педагогическим коллективом. У курсантов пятого курса определены компоненты, свидетельствующие об успешной профессиональной деятельности.
Выбирая сферу своей будущей профессиональной деятельности, молодой человек выбирает не профессию и не работу, а будущий «образ жизни», к которому должен быть психологически готов. Соответственно возникает вопрос, насколько это осознаётся лицом, делающим столь ответственный выбор в пользу института МВД России. Ответ на данный вопрос важен потому, что именно мотивация во многом определяет особенности адаптации к требованиям учебного заведения, отношение к учёбе, а также к дальнейшей служебной деятельности по окончании вуза. Ориентация в профессиональных предпочтениях абитуриентов, сумевших впоследствии обрести статус курсанта, обеспечивает возможность для педагогического коллектива института МВД России выработки адекватной стратегии и тактики психологического сопровождения учебной деятельности, проведения воспитательных мероприятий с учётом их индивидуальных психологических особенностей.
Мотивационная готовность курсантов является значимым фактором, влияющим на успешность предстоящей профессиональной деятельности в полиции, а её развитие следует считать актуальной задачей организации образовательного процесса в юридическом институте Министерства Внутренних дел. Это обусловлено тем, что: во-первых, знание мотивов профессиональной деятельности, позволяет судить об их субъективной значимости для курсантов и организовывать работу по развитию мотивационной готовности в профессионально желаемом направлении; во- вторых, работа по развитию у курсантов мотивационной готовности предполагает усиление психолого-педагогической направленности образовательного процесса, развитие их наблюдательности, активности и инициативы. Мотивация выступает как реальный «двигатель» учебной
деятельности курсантов, регулятор их поведения, характеризующий степень их социальной зрелости; в-третьих, формирование мотивационной готовности в период обучения в вузе развивает уверенность курсантов в своих силах и возможностях, способствует более качественному усвоению учебного материала.
В нашем исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что у курсантов в процессе обучения повышается уровень формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности. У курсантов второго курса в учебном заведении не сформированы мотивы профессиональной деятельности по сравнению с курсантами пятого курса. Полученные данные позволили подтвердить, что развитие мотивации происходит в период обучения в вузе.
Для курсантов второго курса характерно формирование мотивации в вузе. Мотивом профессионального выбора является «получение диплома» и «приобретение знаний». Ценностно-смысловые профессиональные ориентации для них это результат жизни и локус контроль - Я. Им свойственна удовлетворённость своей прожитой частью жизни и готовность построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. У данных курсантов сформирована профессиональная идентичность, заинтересованность в том деле, которым будут, заниматься и считать своим призванием. В тоже время им характерна и низкая самооценка, которую можно еще поднять в период обучения в вузе. На высоком уровне у них уже проявляются качества личности необходимые в профессиональной деятельности: ответственность, целеустремленность, энергичность, но при этом у некоторых курсантов наблюдается и средний уровень развития волевых качеств личности: решительность, самостоятельность, выдержка,
настойчивость, внимательность.
У курсантов пятого курса мотивационная готовность к
профессиональной деятельности сформирована. На данный период обучения в вузе мотивом является «получение диплома». Для них характерны ценностно-смысловые профессиональные ориентации это результат жизни и локус
контроль - Я. Для данных курсантов свойственна удовлетворённость своей прожитой части жизни и ощущение себя как сильной личности, а также выстраивание жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. На высоком уровне выражены такие качества личности как ответственность, решительность, целеустремленность и энергичность. Они заинтересованы в том деле, которым занимаются, считают его своим призванием. В тоже время у них выявлен, средний уровень самооценки, который способствует успешному началу профессиональной деятельности.
Таким образом, у курсантов второго курса выявлен низкий уровень по некоторым показателям мотивационной готовности, на основании анализа которых разработаны рекомендации для использования педагогическим коллективом. У курсантов пятого курса определены компоненты, свидетельствующие об успешной профессиональной деятельности.
Подобные работы
- МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ГОТОВНОСТЬ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ
СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Системное изучение человеческого фактора в
опасных профессиях(19.00.01.)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - Педагогические условия подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСНОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



