Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения компьютерного моделирования как одного из разделов информатики 5
1.1. Основные понятия моделирования 5
1.2. Подходы к раскрытию темы компьютерного моделирования в учебной и научной литературе 9
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Практические аспекты изучения основ компьютерного моделирования в рамках школьного курса информатики 13
2.1. Особенности изучения основ моделирования в рамках школьного курса информатики 13
2.2. Методические приемы изучения компьютерного моделирования в рамках школьного курса информатики 18
Выводы по главе 2 27
Заключение 28
Список используемых источников 29
История формирования информационных технологий характеризуется стремительным видоизменением концептуальных идей, технических средств, методов и сфер примечаний. В сегодняшнем мире возможность применять информационные технологии стала весьма важной для многих людей.
Проблема исследования: можно ли с помощью компьютерного моделирования сделать процесс обучения школьного курса информатики более эффективным.
Объект исследования: компьютерное моделирование.
Предмет исследования: особенности процесса обучения компьютерного моделирования как одного из разделов информатики.
Цель исследования: изучить компьютерное моделирование в рамках школьного курса информатики.
Задачи исследования:
1. Изучить основные понятия моделирования.
2. Раскрыть подходы к раскрытию темы компьютерного моделирования в учебной и научной литературе.
3. Рассмотреть особенности изучения основ моделирования в рамках школьного курса информатики.
4. Подобрать методические приемы изучения компьютерного моделирования в рамках школьного курса информатики.
Методологической основой исследования являются методические приемы изучения компьютерного моделирования в рамках школьного курса информатики.
Теоретической основой исследования являются основные понятия моделирования, а также подходы к раскрытию темы компьютерного моделирования в учебной и практической литературе.
Работали над темой компьютерного моделирования такие ученые как К. Б. Батораев, Б. В. Бирюков, Б. С. Грязнов, Г. Б. Жданов, К. Е. Морозов, И. Б. Новик, Г. И. Рузавин, Ю.А. Харин, В. А. Штофф.
Методы исследования:
теоретические: анализ и обобщение используемой литературы по проблеме исследования, изучение компьютерного моделирования как одного из разделов информатики;
практические: изучение основ компьютерного моделирования в рамках школьного курса информатики.
Практическая значимость исследования: курсовой работы заключается в том, что знания полученные в ходе изучения темы исследования, можно использовать педагогам в учебном процессе.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемых источников.
Таким образом, нами была поставлена цель исследования. В результате изучения темы мы доказали, что компьютерное моделирование в рамках школьного курса информатики имеет большие возможности и может использовать различные подходы.
Понятие модель считается одной из основных категорий теории познания. какого-либо объекта, процесса либо явления, который применяется в качестве их представления либо замещения. Модель представляет собой подобие исследуемых объектов, которые создает человек.
На сегодняшний день в учебном плане «Информатика и ИКТ» на раздел «Моделирование и формализация» отводится в среднем 8 часов. Глава «Моделирование» имеется во всех УМК, которые актуальны в наше время.
Проанализировав все учебники, можно сделать вывод, что существуют разные подходы к изложению содержательной линии «формализации и моделирования» с её достоинствами и недостатками. При объяснении этой темы на практике можно как строго придерживаться одной из них, так и использовать разными комбинациями.
Во время проведения исследования были поставлены выше
В результате исследования во 2 главе были разработаны конспекты уроков по теме «Моделирование» для учащихся начального, среднего и старшего звена с использованием различного технического оборудования, в том числе и интерактивной доски.
Таким образом, полученные в результате исследования результаты доказали, что использование компьютерного моделирования в рамках школьного курса информатики дает больше возможностей в процессе обучения. Школьники, делая практические задания, быстрее учатся и лучше запоминают пройденный материал. Цель и задачи исследования выполнены.
1. Босова, Л. Л. Информатика. 6 класс Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ, 2016. – 213 с.
2. Босова, Л. Л. Информатика. 7 класса Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Лаборатория знаний, 2015. – 226 с.
3. Веников, В. А. Теория подобия и моделирование В. А. Веников, Г. В. Веников. - М.: Высшая школа, 2016. – 479 с.
4. Горячев, А. В. Информатика и ИКТ. 3 класс А. В. Горячев. – М.: Баласс, 2016. – 80 с.
5. Горячев, А. В. Информатика. 1 класс. В 2 частях А. В, Горячев. – М.: Баласс, 2015. – 70 с.
6. Горячев. А. В. Информатика 4 класс. Информатика в играх и задачах. Часть 2 А. В. Горячев, К. И. Горина, Н. И. Суворова, Л. Л. Лобачева, Т. Ю. Спиридонова. – М.: Баласс, 2015. – 80 с.
7. Гусева, Е. Н. Информатика: учеб. пособие / Е. Н. Гусева, И. Ю. Ефимова, Р. И. Коробков, К. В. Коробкова, Е. Н. Мовчан, Л. А Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2016. – 216 с.
8. Гусева, Е. Н. Математика и информатика: учеб. пособие/ Е. Н. Гусева, И. Ю. Ефимова, И. Н. Мовчан, Л. А. Савельева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Флинта, 2015 – 400 с.
9. Гусева, Е. Н. Математические основы информатики / Е. Н. Гусева, И. И. Боброва, И. Ю. Ефимова, И. Н. Мовчан, С. А. Повитухин, Л. А. Савельева. – Магнитогорск: МаГУ, 2016. - 234 с.
10. Гусева, Е. Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е. Н. Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2017. – 100с.
11. Калинин, И. А. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса И. А. Калинин, Н. Н. Самылкина. - М.: Лаборатория знаний, 2019. – 256 с.
12. Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Базовый уровень Н. В. Макарова. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
13. Полежаева, О. А. Информатика. УМК для начальной школы. 2-4 классы Полежаева О. А. – М.: БИНОМ, 2015 – 137 с.
14. Семакин, И. Г. Информатика. 9 класс И. Г. Семакин, л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – М.: БИНОМ, 2015. – 200 с.
15. Семакина, И. Г. Информатика. Задачник-практикум / И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: Лаборатория знаний, 2015. – 309 с.
16. Семенова, А. Л. Информатика. 2 класс. Рабочая тетрадь А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.
17. Семенова, Л. А. Информатика. 3 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1 А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко. - М.: Просвещение, 2018. – 58 с.
18. Угринович, Н. Д. Информатика. 9 класс Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ, 2015 – 298 с.