Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня (Фонетико-фонематические нарушения речи, Шадринский педагогический университет)

Работа №71401

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы33
Год сдачи2021
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено исследование.
Выборка: 15 детей старшего дошкольного возраста, из них 7 мальчиков и 8 девочек от 4 лет 2 месяцев до 5 лет 1 месяца. По заключению логопеда у всех старших дошкольников ОНР III уровня.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения формирования словообразовательных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 5
1.1 Понятие словообразования и его развитие в онтогенезе 5
1.2 Особенности сформированности навыка словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 10
Глава 2 Экспериментальное исследования по определению специфики словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 16
2.1 Процедура и методика исследования 16
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 22
Заключение 30
Список использованных источников 32


Процесс развития словообразования в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается к младшему школьному возрасту. Но у детей с нарушениями речи данный процесс задерживаются в развитии, затруднено усвоение норм и правил словообразования, это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и организованы на основе большого количества правил. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР), проявляются трудности в овладении словообразовательными процессами. Поэтому проблема изучения особенностей словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, актуальна.
Цель исследования – изучить особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1. Раскрыть закономерности формирования навыков словообразования в онтогенезе.
2. Охарактеризовать особенности формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выявить в экспериментальном исследовании специфику словообразовательных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наиболее затруднено словообразование имен существительных и имен прилагательных.
Объект исследования – словообразование при общем недоразвитии речи.
Предмет исследования – особенности словообразования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сравнения, синтез и обобщение; экспериментальные – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическая основа исследования. Проблема формирования навыков словообразования в онтогенезе при нормальном речевом развитии представлена в работах А.Н. Гвоздева, А.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича и др. Особенности сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Л.А. Кухоренко, Р.И. Лалаевой, Е.Н. Соколовой, Л.П. Федоренко и др. Специфика словообразовательных умений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня проанализирована в исследованиях Е.А. Коровко, Л.О. Кривощаповой, Т.А. Симаковой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы показал, что изучение словообразование является важной грамматической категорией. Обогащение словарного запаса и образование новых слов в норме осуществляется на протяжении всего детства. Особенно активно нарастание его происходит в дошкольном детстве.
Проведенное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечается несформированность словообразования существительных. Дети затрудняются при образовании названий детенышей животных, названий профессий, особенно женского рода. Кроме того, у детей возникают затруднения при образовании слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, а также образовании слов обозначающих вместилище для чего-либо и со значением единичности.
Исследование словообразования глаголов показало, что старшие дошкольники с ОНР III уровня затрудняются при образовании глаголов приставочным способом, а также суффиксальным. При этом дети затрудняются при образовании глаголов начала и конца действия, а также совершенного и несовершенного вида. Исследование словообразования прилагательных показало, что данная категория наиболее затруднительная для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Дети допускали ошибки при употреблении прилагательных относительных и притяжательных, а также при образовании сравнительной степени прилагательных.
Можно выявить характерные ошибки допускаемые детьми с общим недоразвитием речи:
- неправильное употребление окончаний существительных, прилагательных;
- неправильное образование притяжательных прилагательных;
- неправильное использование предложно падежных конструкций.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Артеменко, О. Н. Формирование навыков словообразвоания у детей с ОНР / О. Н. Артеменко, Н. И. Семернина // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 8. – С. 43-44.
2. Артемкова, К. В. Особенности употребления словосочетаний дошкольниками с общим недоразвитием речи / К. В. Артемкова // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 5-14.
3. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи / А. И. Баева // Логопед. – №2. – 2017 – С. 40-43.
4. Воробьева, В. К. Методика развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР : Учебное пособие / В. К. Воробьева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 471 с.
5. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2016. – 587 с.
6. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. – В кн. : Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 471 с.
7. Глухов, В. П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов – Екатеринбург : Центр проблем детства, 2016. – 114 с.
8. Зорина, С. В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с ОНР / С. В. Зорина // Дефектология. – 2016. – №4. – С. 85-88.
9. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – 2-е изд., перераб. / Н. С. Жукова. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 239 с.
10. Ковалева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР / О. А. Ковалева. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
11. Козырева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь : учеб.пособие для детей с ОНР ст. дошк. возраста / О. А. Козырева. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 202 с.
12. Коровко, Е. А. Исследование логико-смысловой организации высказывания у старших дошкольников при нарушениях лексико-грамматического строя речи / Е. А. Коровко // Специальное образование. – 2016. – № 1. – С. 22-33.
13. Кривощапова, Л. О. Пути формирования навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи / Л. О. Кривощапова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – Т. 2. – № 10. – С. 124-131.
14. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников / Л. А. Кухоренко. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2016. – 248 с.
15. Ладогова, И. М. Методы и приемы пополнения словаря дошкольников с ОНР / И. М. Ладогова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2013. – 249 с.
16. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2018. – 249 с.
17. Леонтьев, А. А. Психофизиологические механизмы речи / А. А. Леонтьев // Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. – Москва : Гном – Пресс, 2017. – 478 с.
18. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
19. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 125 с.
20. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду / О. Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
21. Руденко, В. И. Логопедия: практическое пособие / В. И. Руденко. – Изд. 10- е – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 287 с.
22. Светличная, А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
23. Симакова, Т. А. Учимся, играя / Т. А. Симакова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
24. Смирнова, И. А. Обследование словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР / И. А. Смирнова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
25. Соколова, Е. Н. Развитие словаря дошкольников / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 52-56.
26. Терентьева, В. И. Особенности грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР / В. И. Терентьева // Дефектология. – 2018. – № 4. – С. 74-77.
27. Тушканова, Г. Е. Особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2017. – №3. – С. 23-25.
28. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника / Л. П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
29. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
30. Шахнарович, А. М. Проблема формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи ] / А. М. Шахнарович. – Москва : Инфра-М, 2016. –741 с.
31. Хватцев, М. Е. Логопедия : работа с дошкольниками / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2016. – 266 с.
32. Чуковский, К. И. От двух до пяти… / К. И. Чуковский. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 458 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ