Проведено исследование.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 2 месяцев до 5 лет 10 месяцев).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования активного словаря у дошкольников с дизартрией 5
1.1 Развитие словарного запаса в онтогенезе 5
1.2 Особенности проявления дизартрии в дошкольном возрасте 8
1.3 Особенности формирования активного словарного запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии 12
Глава 2 Исследование особенностей активного словаря у дошкольников со стертой дизартрией 17
2.1 Организация экспериментального исследования 17
2.2 Рекомендации по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с дизартрией 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
Дизартрия у детей – неврологическое заболевание, суть которого выражается в тяжелом нарушении речи, а именно: замене одних звуков другими, нарушении артикуляции, изменении интонации и темпа речи. Кроме того, у таких детей зачастую наблюдаются и нарушения моторики – как мелкой, так и крупной, а также сложности с жевательными и глотательными движениями. Детям с любой степенью и формой этого заболевания чрезвычайно сложно овладеть письменной речью, они всячески искажают слова, допускают ошибки при использовании предлогов и построении синтаксических связей в предложениях. Дизартрия у детей требует лечения и индивидуально педагогического подхода, поэтому школьники с таким диагнозом обучаются в специализированных школах отдельно от других детей.
Отклонения в развитии речи имеют негативное воздействие на психическое развитие старшего дошкольника, создают сложности в общении ребенка с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, которые проявляются в недостаточности формирования ассоциативных связей, сложностях установления зависимостей между событиями окружающей среды и т.д. – Г.Е. Павлова, О.А. Реуцкая и др.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме формирования речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, проблема исследования особенностей развития активного словаря у дошкольников со стертой дизартрией изучена недостаточно.
Объект исследования – особенности развития активного словаряу детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – логопедическая работа, направленная на развитие активного словаряу детей дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования –исследовать особенности формирования активного словаря у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи:
1. Изучить особенности развития словарного запаса в онтогенезе.
2. Рассмотреть особенности проявления дизартрии у детей дошкольного возраста.
3. Определить особенности формирования активного словаря у детей дошкольного возраста с дизартрией.
4. Выявить методы и приемы по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования :изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; реферирование; цитирование; эксперимент; качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Становление речи проходит как путем постоянного и медленного накопления словаря, так и путем значительных скачков. Выстраивание связей одних слов с другими приводит к построению иерархической системы словесных значений.Обогащение жизненного опыта ребёнка и развитие общения с окружающими приводит к росту словаря. С помощью слов ребёнок описывает лишь то, что общедоступно его осмыслению.
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений, внимания, памяти, мышления и др.
Стертая дизартрия – это форма нарушения речевой деятельности, которая напрямую связана с артикуляционным расстройством, возникшим при поражении нервной системы. Конкретные отклонения, указывает П.Р. Колос, достаточно сложно выявить без специалиста. По этой причине требуется обязательно обращаться к медицинскому специалисту, чтобы улучшить своё самочувствие. Характерным проявлением патологии является ограниченность подвижности мышц речевого аппарата, а также его общей слабостью[9]. Специфические речевые нарушения способны сопровождаться проблемами с письменной речью, с мелкой и общей моторикой.
Эффективность логопедического воздействия по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии зависит и от возраста, в котором начата коррекционная работа: желательно исправить нарушения звукопроизношения до поступления в школу, чтобы недостатки произношения звуков не оказывали влияния на овладение письменной речью.
Многие общеупотребительные слова, которые усвоены детьми с нормальным речевым развитием, не вошли в активный словарь детей со стертой дизартрией. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с нормой ошибки при актуализации глаголов и прилагательных единичны и включают лишь 7 слов, в то время как количество глаголов и прилагательных, при назывании которых дети со стертой дизартрией допускали ошибки, равняется 29, т.е. в 4 раза больше.
Экспериментальное исследование было направлено на определение особенностей активного словаря у старших дошкольников со стертой формой дизартрии. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 2 месяцев до 5 лет 10 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – стертая форма дизартрии, данная группа детей составила экспериментальную группу.
В заключение данного этапа работы, мы пришли к выводу, что уровень развития активного словаря детей данной группы средний или низкий, причем 60 % (6детей) имеют низкий уровень, а 40 %(4 ребенка) имеют средний уровень. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно выполняли задания, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. В общем словаре детей не наблюдались обобщения, понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков наблюдалось в изолированном положении.
Все это доказывает необходимость поисков новых подходов к развитию активного словарного запаса детей данного возраста в повседневной жизни и на занятиях.
1. Анисимова, Ю.Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия / Ю.Н. Анисимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2015. №4. С.17-43.
2. Артемьева,И.В.Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. 2015. – №7. – С. 31-35.
3. Бабина, Г.В., Грассе, Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н.А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С.174-192.
4. Баймусаева, Б.Ш. Характеристика и способы развития связной речи у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи / Б.Ш. Баймусаева // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2018. – С. 321-324.
5. Большакова, С.Е. Логопедическое обследование ребенка / диагностический альбом и пособие для логопеда / С.Е. Большакова – М.: А.О.П., 1995. – 30 с.
6. Винничук, А.В. Оптимизация речевого развития в процессе сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием в совместной деятельности с учителем-логопедом /А.В. Винничук // Логопед в детском саду. – 2016. – № 2. – С. 29-35.
7. Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №5. – С. 48-52.
8. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи / Т.А. Воробьева // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. ‒ 2006. – № 3. ‒ С. 38-41.
9. Горева, Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у дошкольников / Е.В. Горева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 14. – С. 202-203.
10. Дизартрия[Электронный ресурс] –Ссылка на источник: https://probolezny.ru/dizartriya/, свободный. Дата обращения 11.03.2021.
11. Дизартрия у детей[Электронный ресурс] –Ссылка на источник: https://www.reacenter.ru/info/dizartriya/, свободный. Дата обращения 11.03.2021.
12. Дошкольная логопедическая служба/ Методическое пособие / Под ред. О.А. Степановой. – Москва: ТЦ Сфера. ‒ 2006. – 128 с.
13. Жинкин, Н. И. Механизмы речи/ Н.И. Жинкин. – Москва: Директ-Медиа. ‒ 2008. – 1104 с.
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / Иншакова О.Б. – Москва: Владос, 2011. – 280 с.
15. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрий и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – №5. – С. 10–14.
16. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Пособие для логопеда / Г.А. Каше – Москва: Просвещение. ‒ 1985. ‒ 177 с.
17. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение. ‒ 2004.‒ 236 с.
18. Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. Материалы конференции «Реабилитация пациентов с расстройствами речи». – С. – Пб., 2000. – С 177–182.
19. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи: Учебно-методическое пособие / Т.Г. Маланка. – Москва: Эксмо, 2018. – 192 c.
20. Матвеева, А.С. Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет : Учебно-методическое пособие / А.С. Матвеева, Н.Н Яковлева. – Москва: АСТ, 2016. – 224 c.
21. Махонина, М.Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО / М.Ф.Махонина // Молодой ученый. – 2017. – № 47. – С. 213-214.
22. Радина, Е.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва:Академия. ‒ 2001. ‒ 560 с.
23. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада : Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 1979. – 223 с.
24. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста[Электронный ресурс] – Ссылка на источник: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/stertaya_dizartriya_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/, свободный. Дата обращения 11.03.2021.
25. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – Москва: Эксмо, 2017. – 240 c.
26. Филичева Т.Б., Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. Основы логопедии – М.: 1989. – 221 с. – С 82 – 85.
27. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. – Москва: Издательство «ГНОМ и Д». ‒ 2000. – 80 с.
28. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников : учебно-методическое пособие / Т.А.Фотекова, – Москва ‒ 2000. – 84 с.
29. Чевелева, Л.П. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Л.П. Чевелева // Дефектология. – 1986. – №5. – С.57-61.
30. Шишкова, С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет/ С.Ю. Шишкова. – Москва: АСТ, 2019. – 192 c.