Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУРС О КИНО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.... 8
1.1. Арт-журналистика: особенности содержательного наполнения 8
1.2. Дискурс о кинематографе как часть арт-дискурса 18
1.3. Стилистико-речевые особенности дискурса о кино 29
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ В ДИСКУРСЕ О КИНО: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
2.1. Портрет как особый речевой жанр: категория персональности в
журналистском тексте 39
2.2. Создатель кино как творческая личность: репрезентация в медиатексте 62
ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЗДАТЕЛЯ КИНО В МЕДИАТЕКСТЕ 91
3.1 Коммуникативный сценарий «Знакомство с создателем кино» в медиатексте 91
3.2. Коммуникативный сценарий «Оценивание создателя кино» в
медиатексте 102
3.2.1. Похвала как разновидность сценария «Оценивание создателя кино» 103
3.2.2. Критика как разновидность сценария «Оценивание создателя кино»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ДИСКУРС О КИНО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.... 8
1.1. Арт-журналистика: особенности содержательного наполнения 8
1.2. Дискурс о кинематографе как часть арт-дискурса 18
1.3. Стилистико-речевые особенности дискурса о кино 29
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ В ДИСКУРСЕ О КИНО: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
2.1. Портрет как особый речевой жанр: категория персональности в
журналистском тексте 39
2.2. Создатель кино как творческая личность: репрезентация в медиатексте 62
ГЛАВА 3. КОММУНИКАТИВНЫЕ СЦЕНАРИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ СОЗДАТЕЛЯ КИНО В МЕДИАТЕКСТЕ 91
3.1 Коммуникативный сценарий «Знакомство с создателем кино» в медиатексте 91
3.2. Коммуникативный сценарий «Оценивание создателя кино» в
медиатексте 102
3.2.1. Похвала как разновидность сценария «Оценивание создателя кино» 103
3.2.2. Критика как разновидность сценария «Оценивание создателя кино»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 140
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность исследования. Развитие системы информационных носителей и каналов распространения информации приводит к тому, что современная журналистика способна делать культуру доступной для широких групп и слоев населения. Потребитель информации свободен в выборе канала ее получения и тематики, соответствующей его эстетическим интересам. Ведущее место из выбираемых аудиторией средств массовой коммуникации сферы культуры занимает, как правило, художественная культура или различные виды искусства. В процессе изучения материалов об интересующей сфере у реципиента рождается любопытство по отношению к создателю произведения искусства как к центральной фигуре, влияющей на содержание культуры. Журналистика функционирует созвучно интересам своей аудитории. Поэтому тенденция современных медиа - интерес к отдельному человеку и его частной жизни, отображение особенностей и черт личности. Одним из направлений таких интересов, где посредством репрезентации творчества персоны представляется информация о предмете искусства, можно назвать кино.
Являясь одним из центральных звеньев массовой аудиовизуальной коммуникации, кино активно реагирует на ключевые проблемы современности, осмысливая актуальные социокультурные процессы и мировую историю. Киноискусство играет роль транслятора культурных кодов, стереотипов, тем самым формируя мировоззрение аудитории. Журналист, пишущий и говорящий о кино, становится посредником между искусством и аудиторией, помогая ей не только выработать ощущение прекрасного и чувство вкуса, но и понять перипетии кинопроцесса. Кино открывает широкие возможности познания, обогащая общество духовно, и, отражаясь в медиатекстах, способствует просветительской пропаганде в социуме. Изучение информации о кино, представленной в различных типах медиа, является значимой задачей журналистской науки, поскольку именно через СМИ формируется информационное поле, непосредственно влияющее на будущее восприятие кино; расставляются акценты на те или иные аспекты фильма; посредством указания на детали, не доступные обывателю, отображается реальная повестка дня. Все чаще в разнообразных источниках обнаруживаются не только анонсы предстоящих премьер, но и другие жанры, в том числе обзор и рецензия. Через описание творческого процесса и его реализацию в СМИ определяется образ творца, без которого создание кинопродукта невозможно. Интерпретация такого образа различна.
Дискурс о кинематографе, как и любой другой, обладает определенными стилистическими особенностями и представляется немыслимым без выделения в тексте создателя кино. Создатель кино - это творец, являющийся частью кинопроизводства и вносящий свою лепту в наполнение отдельно взятого кинопродукта. Выделяя фигуру, медиа позволяют создать единые представления о наполнении кинокартины, о ее успешности и актуальности для общества. Творец представляет новую уникальную иерархию ценностей в социуме посредством воплощения творческих идей и замыслов. Таким образом, с помощью различных средств массовой информации можно подсознательно сформировать образ творца, а будущие представления о продукте этого создателя рождаются в синтезе событий, в которых существует личность не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Такие материалы формируют изучаемый дискурс о кинематографе.
Обладая чертами как искусствоведческого, так и развлекательного дискурса, он являет собой набор уникальных характеристик и способов его восприятия. Самый молодой вид, за век своего существования получивший стремительное развитие и занявший прочное место в ряду других видов искусства, является и самым массовым, а потому неразрывно связан с бизнесом. То, какой тональностью будет наполнен текст о кинокартине и с помощью каких средств будет представлен творец, оказывает непосредственное влияние на значимость фильма для зрителей. Кино становится популярным благодаря создателю.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что персона играет важную роль в представлении кинокартины, а репрезентация создателя кино в тексте обусловливает успешность коллективной работы команды по производству кинофильма, претендующего на именование предметом искусства.
Объектом исследования является портрет создателя кино, воплощенный в медиатексте, предметом - речевые особенности репрезентации творца в дискурсе о кино.
Цель исследования - выявление особенностей речевой репрезентации создателя кино в медиатексте.
Цель определила постановку следующих задач:
1) выявление стилистико-речевых особенностей дискурса о кино как части арт-дискурса;
2) изучение категории персональности в аспекте репрезентации творца в журналистском тексте;
3) выявление особенностей жанра портрета в медиатексте, выделение его композиционных частей и исследование способов их воплощения в текстах дискурса о кинематографе;
4) определение основных коммуникативных сценариев репрезентации создателя кино в медиатексте и изучение особенностей их воплощения в медиатексте.
В диссертации использованы следующие научные методы: контент- анализ, типологизация, классификация, обобщение, сравнительный анализ текста, интенционально-стилистический анализ, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа.
Материалом для изучения послужили медиатексты о кинематографе, кинобизнесе, творчестве режиссеров, актеров и других фигур, способствующих созданию представлений о киноискусстве, опубликованные в специализированных изданиях о кино (Искусство Кино, Сеанс, Афиша (раздел Кино), The Hollywood Reporter Russia, Cinemaholics и др.), а также тексты о кино, опубликованные в универсальных изданиях (РБК, Аргументы и Факты, Фонтанка, Огонёк, Газета.ру, Esquire, Colta, Сноб и др.).
Хронологические рамки исследования. В диссертации рассматриваются публикации, размещенные в специализированных и универсальных медиа за последние пять лет (2013 - 2017). Выборка обусловлена возможностью охватить в исследовании большее количество представителей мира кино, а также выявить типизацию анализируемых материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных элементов и особенностей арт-дискурса и анализе значимости создателя кино в дискурсе о кинематографе.
Практическая значимость исследования может быть связана с выявлением новой методики репрезентации творческой личности в медиатексте при помощи классификации коммуникативных сценариев построения текстов, а также с дальнейшей апробацией методики в ходе научно-исследовательских конференций. Исследование может быть использовано в качестве составной единицы материалов будущих лекционных занятий в рамках курса стилистики в высшем учебном заведении.
Научная новизна работы заключается в применении текстовой категории персональности для представления создателя кино в медиатексте и определении стилистико-речевых особенностей изображения представителей кинопрофессий, а также в выявлении основных коммуникативных сценариев репрезентации создателя кино в медиатексте.
Структура магистерского исследования состоит из нескольких частей: введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении сформулированы актуальность исследования, цель, задачи, определены объект и предмет, материал и хронологические рамки исследования, теоретическая и практическая значимости, научная новизна исследования. Первая глава посвящена определению основных особенностей дискурса о кинематографе и стилистико-речевых особенностей, отраженных в материалах дискурса. Вторая глава представляет изучение речевой репрезентации создателя кино в медиатексте на основе выделения речевого жанра портрета и применения коммуникативных действий, отвечающих категории персональности, с целью представления создателя кино. В третьей главе мы выделяем основные коммуникативные сценарии репрезентации личности создателя в медиатексте и на основе лингвостилистического анализа обосновываем их применимость в дискурсе о кино. В заключении сформулированы основные результаты исследования.
Являясь одним из центральных звеньев массовой аудиовизуальной коммуникации, кино активно реагирует на ключевые проблемы современности, осмысливая актуальные социокультурные процессы и мировую историю. Киноискусство играет роль транслятора культурных кодов, стереотипов, тем самым формируя мировоззрение аудитории. Журналист, пишущий и говорящий о кино, становится посредником между искусством и аудиторией, помогая ей не только выработать ощущение прекрасного и чувство вкуса, но и понять перипетии кинопроцесса. Кино открывает широкие возможности познания, обогащая общество духовно, и, отражаясь в медиатекстах, способствует просветительской пропаганде в социуме. Изучение информации о кино, представленной в различных типах медиа, является значимой задачей журналистской науки, поскольку именно через СМИ формируется информационное поле, непосредственно влияющее на будущее восприятие кино; расставляются акценты на те или иные аспекты фильма; посредством указания на детали, не доступные обывателю, отображается реальная повестка дня. Все чаще в разнообразных источниках обнаруживаются не только анонсы предстоящих премьер, но и другие жанры, в том числе обзор и рецензия. Через описание творческого процесса и его реализацию в СМИ определяется образ творца, без которого создание кинопродукта невозможно. Интерпретация такого образа различна.
Дискурс о кинематографе, как и любой другой, обладает определенными стилистическими особенностями и представляется немыслимым без выделения в тексте создателя кино. Создатель кино - это творец, являющийся частью кинопроизводства и вносящий свою лепту в наполнение отдельно взятого кинопродукта. Выделяя фигуру, медиа позволяют создать единые представления о наполнении кинокартины, о ее успешности и актуальности для общества. Творец представляет новую уникальную иерархию ценностей в социуме посредством воплощения творческих идей и замыслов. Таким образом, с помощью различных средств массовой информации можно подсознательно сформировать образ творца, а будущие представления о продукте этого создателя рождаются в синтезе событий, в которых существует личность не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Такие материалы формируют изучаемый дискурс о кинематографе.
Обладая чертами как искусствоведческого, так и развлекательного дискурса, он являет собой набор уникальных характеристик и способов его восприятия. Самый молодой вид, за век своего существования получивший стремительное развитие и занявший прочное место в ряду других видов искусства, является и самым массовым, а потому неразрывно связан с бизнесом. То, какой тональностью будет наполнен текст о кинокартине и с помощью каких средств будет представлен творец, оказывает непосредственное влияние на значимость фильма для зрителей. Кино становится популярным благодаря создателю.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена тем, что персона играет важную роль в представлении кинокартины, а репрезентация создателя кино в тексте обусловливает успешность коллективной работы команды по производству кинофильма, претендующего на именование предметом искусства.
Объектом исследования является портрет создателя кино, воплощенный в медиатексте, предметом - речевые особенности репрезентации творца в дискурсе о кино.
Цель исследования - выявление особенностей речевой репрезентации создателя кино в медиатексте.
Цель определила постановку следующих задач:
1) выявление стилистико-речевых особенностей дискурса о кино как части арт-дискурса;
2) изучение категории персональности в аспекте репрезентации творца в журналистском тексте;
3) выявление особенностей жанра портрета в медиатексте, выделение его композиционных частей и исследование способов их воплощения в текстах дискурса о кинематографе;
4) определение основных коммуникативных сценариев репрезентации создателя кино в медиатексте и изучение особенностей их воплощения в медиатексте.
В диссертации использованы следующие научные методы: контент- анализ, типологизация, классификация, обобщение, сравнительный анализ текста, интенционально-стилистический анализ, методы лексического, семантического, контекстного и лингвостилистического анализа.
Материалом для изучения послужили медиатексты о кинематографе, кинобизнесе, творчестве режиссеров, актеров и других фигур, способствующих созданию представлений о киноискусстве, опубликованные в специализированных изданиях о кино (Искусство Кино, Сеанс, Афиша (раздел Кино), The Hollywood Reporter Russia, Cinemaholics и др.), а также тексты о кино, опубликованные в универсальных изданиях (РБК, Аргументы и Факты, Фонтанка, Огонёк, Газета.ру, Esquire, Colta, Сноб и др.).
Хронологические рамки исследования. В диссертации рассматриваются публикации, размещенные в специализированных и универсальных медиа за последние пять лет (2013 - 2017). Выборка обусловлена возможностью охватить в исследовании большее количество представителей мира кино, а также выявить типизацию анализируемых материалов.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных элементов и особенностей арт-дискурса и анализе значимости создателя кино в дискурсе о кинематографе.
Практическая значимость исследования может быть связана с выявлением новой методики репрезентации творческой личности в медиатексте при помощи классификации коммуникативных сценариев построения текстов, а также с дальнейшей апробацией методики в ходе научно-исследовательских конференций. Исследование может быть использовано в качестве составной единицы материалов будущих лекционных занятий в рамках курса стилистики в высшем учебном заведении.
Научная новизна работы заключается в применении текстовой категории персональности для представления создателя кино в медиатексте и определении стилистико-речевых особенностей изображения представителей кинопрофессий, а также в выявлении основных коммуникативных сценариев репрезентации создателя кино в медиатексте.
Структура магистерского исследования состоит из нескольких частей: введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении сформулированы актуальность исследования, цель, задачи, определены объект и предмет, материал и хронологические рамки исследования, теоретическая и практическая значимости, научная новизна исследования. Первая глава посвящена определению основных особенностей дискурса о кинематографе и стилистико-речевых особенностей, отраженных в материалах дискурса. Вторая глава представляет изучение речевой репрезентации создателя кино в медиатексте на основе выделения речевого жанра портрета и применения коммуникативных действий, отвечающих категории персональности, с целью представления создателя кино. В третьей главе мы выделяем основные коммуникативные сценарии репрезентации личности создателя в медиатексте и на основе лингвостилистического анализа обосновываем их применимость в дискурсе о кино. В заключении сформулированы основные результаты исследования.
Кино становится популярным благодаря создателю. Создатель кино - специалист, включенный в производство картины, фигурирует в медиатексте как лицо, через которое реципиент интерпретирует не только фильм или кинособытие, но и искусство кинематографа в целом.
В киноискусстве создателем кино может быть назван каждый участник процесса становления произведения искусства, внесший свой вклад в окончательный результат кинотворчества (режиссер, актер, оператор, продюсер, сценарист, композитор и др.) В медиатексте личность создателя передана при помощи портретных характеристик.
В связи с тем, что антропоцентричность является неотъемлемой чертой построения современного дискурса периодического издания, портрет как жанр в современной журналистике занимает весомое место. Портрет становится способом обнаружения индивидуального, неповторимого в изображаемом человеке, и в то же время типичного, свойственного человеку и за пределами определенной ситуации. Значит, любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению создателя портрета: с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или персону.
Авторское начало в журналистских текстах определяет восприятие и воздействует на создание образов. Смысловая авторская позиция непосредственно влияет на субъективность или модальность публицистической речи. Творческий опыт журналиста дает широкий простор для интерпретации передаваемого сообщения. Изучение дискурса о кинематографе показывает, что он обладает своими интенциями, группами с набором присущих им жанров и жанрообразующих установок. Все эти особенности объединены категориальными значениями.
В ходе аналитических исследований были сформированы особенности выделения текстовых категорий. При изучении типологических категорий текста стало очевидным, что текстовая категория персональности служит интенции представления участников событий, а значит соответствует целям репрезентации личности в медиатекст.
Интенциональная характеристика текстов, посвященных портрету творческой личности, значима тем, что отбор языковых средств, составляющих основу категории персональности в журналистском тексте, происходит в соответствии с целеустановкой автора и выбранным коммуникативным сценарием. Было выявлено, что языковые приемы категории персональности строятся не только на авторских интенциях, но и на специфических чертах портретируемого.
На основе материалов, опубликованных в СМИ и раскрывающих личности создателей кино, мы исследовали, какими языковыми особенностями, формирующими жанровую семантико-стилистическую категорию персональности, наполнены микрополя средств их выражения. Исследование было построено по принципу наименования роли создателя относительно кинопроизводства. Итогом аналитического разбора стало осознание того, что для каждого создателя актуальны уникальные стилистические конструкции, описывающие его творчество. Основанием является как место в процессе кинопроизводства, так и обусловленность специфики его деятельности. Портретные характеристики, выраженные в медиатексте, разнятся в зависимости от особенностей профессии и мастерства их исполнения.
Репрезентация личности создателя кино в тексте зачастую отражена в русле осведомительной или оценочной интенции. Было выявлено, что информация о творце представлена через зависимость от суммы факторов, влияющих на повествование. Это авторский замысел, психологические и профессиональные особенности его личности, а также концепция и тип издания, публикующего материал. Так, в специализированных изданиях о киноискусстве портрет создателя более подробен, содержит эстетическую оценку его творчества и апеллирует к высокому пониманию кинематографа, что влияет на выбор речевых средств. В универсальных медиа текст направлен на восприятие более широкой публикой, выбор стилистико-речевых средств с целью репрезентации творца будет основан на упрощенной интенции подачи материала.
Речевая последовательность, предопределенная авторским замыслом и набором интенций, позволяет прийти к заключению о прямой связи замысла с композицией текста. Так, в текстах, воплощающих тот или иной интенциональный стиль, языковые средства системно организуются в последовательности коммуникативных действий, совершаемых профессионалом, - коммуникативные сценарии. Учеными и исследователями утверждается, что существует огромное количество критериев по классификации речевых действий. Поэтому выявленные критерии позволяют создавать классификации сценариев любой конфигурации, хотя и усложняют методику разработки систематизации сценариев речевого взаимодействия.
Проведя обширный анализ эмпирического материала, мы выделяем два типа сценариев: знакомство с создателем кино и оценивание создателя кино в медиатексте, последний в свою очередь делим на два вида: похвалу и критику.
В ходе анализа мы пришли к выводу, что интенциональность текстов, реализующих коммуникативный сценарий знакомства с создателем, включает следующие коммуникативные действия: осведомление о биографических данных, портретное описание, социальную оценку роли персоны в искусстве. Важная деталь такого сценария: осведомление о создателе дается в виде справки; автор не прибегает к ярким оценочным характеристикам, т. к. генеральной интенцией медиатекста становится знакомство с творцом в контексте информационного повода.
Сценарий оценивания создателя рисуется за счет репрезентации его творческих побед и поражений, выраженных языковыми средствами, которые отражены автором в оценивании характеристик, присущих профессии искусства. И если в первом сценарии знакомства информация предоставляется в виде справки, то во втором случае является неотъемлемой частью портрета творца, создаваемого журналистом. Хотя в первом и во втором случае наблюдается авторская оценка (без нее невозможен текст об искусстве, ведь цель культурно-просветительского материала - интерпретировать произведение), превалируют модальные характеристики все же в сценарии оценивания, что связано с ключевой интенцией и ясно по данному ему названию.
При выражении оценки на начальном этапе авторского рассуждения и, таким образом, привлечении внимания к характерным для явления свойствам, автор выбирает один из двух путей подтверждения заявленной оценки - вариант оценки одобрения или вариант оценки осуждения. Так, мы выделяем в исследовании похвалу и критику как виды сценариев оценивания.
Было выявлено, что структура сценария оценивания имеет набор речевых шагов, общих для одобрительного и порицательного повествования. После уведомления о творческом пути и выделения портретных характеристик создателя, автор переходит к подтверждению оценки, заявленной в начале медиатекста.
Анализ эмпирического материала показал, что журналист прибегает к более подробному развертыванию оценки порицания, в связи с необходимостью аргументирования собственной позиции. Также представляется важным наличие у автора медиатекста специальных знаний и опыта в интерпретации произведений искусства для исчерпывающего анализа творчества создателя кино и кинематографа в целом.
Выводы, построенные в ходе исследования, могут быть применимы в изучении новой методики репрезентации творческой личности в медиатексте при помощи классификации коммуникативных сценариев построения текстов, а также, основываясь на алгоритме анализа материалов, составляющих дискурс о кинематографе, представляется доступным образовать новую классификацию, основанную на объекте кинотворчества - создателе кино.
В киноискусстве создателем кино может быть назван каждый участник процесса становления произведения искусства, внесший свой вклад в окончательный результат кинотворчества (режиссер, актер, оператор, продюсер, сценарист, композитор и др.) В медиатексте личность создателя передана при помощи портретных характеристик.
В связи с тем, что антропоцентричность является неотъемлемой чертой построения современного дискурса периодического издания, портрет как жанр в современной журналистике занимает весомое место. Портрет становится способом обнаружения индивидуального, неповторимого в изображаемом человеке, и в то же время типичного, свойственного человеку и за пределами определенной ситуации. Значит, любое портретное описание подчинено определенному коммуникативному намерению создателя портрета: с требуемой степенью словесной детализации описать, воссоздать какой-либо предмет или персону.
Авторское начало в журналистских текстах определяет восприятие и воздействует на создание образов. Смысловая авторская позиция непосредственно влияет на субъективность или модальность публицистической речи. Творческий опыт журналиста дает широкий простор для интерпретации передаваемого сообщения. Изучение дискурса о кинематографе показывает, что он обладает своими интенциями, группами с набором присущих им жанров и жанрообразующих установок. Все эти особенности объединены категориальными значениями.
В ходе аналитических исследований были сформированы особенности выделения текстовых категорий. При изучении типологических категорий текста стало очевидным, что текстовая категория персональности служит интенции представления участников событий, а значит соответствует целям репрезентации личности в медиатекст.
Интенциональная характеристика текстов, посвященных портрету творческой личности, значима тем, что отбор языковых средств, составляющих основу категории персональности в журналистском тексте, происходит в соответствии с целеустановкой автора и выбранным коммуникативным сценарием. Было выявлено, что языковые приемы категории персональности строятся не только на авторских интенциях, но и на специфических чертах портретируемого.
На основе материалов, опубликованных в СМИ и раскрывающих личности создателей кино, мы исследовали, какими языковыми особенностями, формирующими жанровую семантико-стилистическую категорию персональности, наполнены микрополя средств их выражения. Исследование было построено по принципу наименования роли создателя относительно кинопроизводства. Итогом аналитического разбора стало осознание того, что для каждого создателя актуальны уникальные стилистические конструкции, описывающие его творчество. Основанием является как место в процессе кинопроизводства, так и обусловленность специфики его деятельности. Портретные характеристики, выраженные в медиатексте, разнятся в зависимости от особенностей профессии и мастерства их исполнения.
Репрезентация личности создателя кино в тексте зачастую отражена в русле осведомительной или оценочной интенции. Было выявлено, что информация о творце представлена через зависимость от суммы факторов, влияющих на повествование. Это авторский замысел, психологические и профессиональные особенности его личности, а также концепция и тип издания, публикующего материал. Так, в специализированных изданиях о киноискусстве портрет создателя более подробен, содержит эстетическую оценку его творчества и апеллирует к высокому пониманию кинематографа, что влияет на выбор речевых средств. В универсальных медиа текст направлен на восприятие более широкой публикой, выбор стилистико-речевых средств с целью репрезентации творца будет основан на упрощенной интенции подачи материала.
Речевая последовательность, предопределенная авторским замыслом и набором интенций, позволяет прийти к заключению о прямой связи замысла с композицией текста. Так, в текстах, воплощающих тот или иной интенциональный стиль, языковые средства системно организуются в последовательности коммуникативных действий, совершаемых профессионалом, - коммуникативные сценарии. Учеными и исследователями утверждается, что существует огромное количество критериев по классификации речевых действий. Поэтому выявленные критерии позволяют создавать классификации сценариев любой конфигурации, хотя и усложняют методику разработки систематизации сценариев речевого взаимодействия.
Проведя обширный анализ эмпирического материала, мы выделяем два типа сценариев: знакомство с создателем кино и оценивание создателя кино в медиатексте, последний в свою очередь делим на два вида: похвалу и критику.
В ходе анализа мы пришли к выводу, что интенциональность текстов, реализующих коммуникативный сценарий знакомства с создателем, включает следующие коммуникативные действия: осведомление о биографических данных, портретное описание, социальную оценку роли персоны в искусстве. Важная деталь такого сценария: осведомление о создателе дается в виде справки; автор не прибегает к ярким оценочным характеристикам, т. к. генеральной интенцией медиатекста становится знакомство с творцом в контексте информационного повода.
Сценарий оценивания создателя рисуется за счет репрезентации его творческих побед и поражений, выраженных языковыми средствами, которые отражены автором в оценивании характеристик, присущих профессии искусства. И если в первом сценарии знакомства информация предоставляется в виде справки, то во втором случае является неотъемлемой частью портрета творца, создаваемого журналистом. Хотя в первом и во втором случае наблюдается авторская оценка (без нее невозможен текст об искусстве, ведь цель культурно-просветительского материала - интерпретировать произведение), превалируют модальные характеристики все же в сценарии оценивания, что связано с ключевой интенцией и ясно по данному ему названию.
При выражении оценки на начальном этапе авторского рассуждения и, таким образом, привлечении внимания к характерным для явления свойствам, автор выбирает один из двух путей подтверждения заявленной оценки - вариант оценки одобрения или вариант оценки осуждения. Так, мы выделяем в исследовании похвалу и критику как виды сценариев оценивания.
Было выявлено, что структура сценария оценивания имеет набор речевых шагов, общих для одобрительного и порицательного повествования. После уведомления о творческом пути и выделения портретных характеристик создателя, автор переходит к подтверждению оценки, заявленной в начале медиатекста.
Анализ эмпирического материала показал, что журналист прибегает к более подробному развертыванию оценки порицания, в связи с необходимостью аргументирования собственной позиции. Также представляется важным наличие у автора медиатекста специальных знаний и опыта в интерпретации произведений искусства для исчерпывающего анализа творчества создателя кино и кинематографа в целом.
Выводы, построенные в ходе исследования, могут быть применимы в изучении новой методики репрезентации творческой личности в медиатексте при помощи классификации коммуникативных сценариев построения текстов, а также, основываясь на алгоритме анализа материалов, составляющих дискурс о кинематографе, представляется доступным образовать новую классификацию, основанную на объекте кинотворчества - создателе кино.
Подобные работы
- Создатель кино в зеркале массмедиа: коммуникативно-речевой аспект
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Кинокритика в аспекте современных медиатехнологий (на материале публикаций Антона Долина)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020



