Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФУНКЦИОНАЛЬНО - СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ МИМИКУ, В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Работа №71374

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты использования глаголов мимики в
современном английском языке 6
1.1. Исследования мимики в работах по психологии 6
1.2. Роль и место мимики в коммуникативном процессе 19
1.3. Выделение исследовательского корпуса глаголов мимики 25
1.3.1 Отбор глаголов мимики по словарю -тезаурусу 25
1.3.2 Анализ словарных дефиниций глаголов мимики 26
Выводы по главе I 30
ГЛАВА II. Функционирование глаголов мимики в текстах современных художественных произведений 31
2.1. Семантика и функционирование глаголов, обозначающих мимику в
целом 31
2.2. Семантика и функционирование глаголов, обозначающих мимику,
исполняемую губами 32
2.3. Семантика и функционирование глаголов, обозначающих мимику,
исполняемую глазами 32
Выводы по главе II 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКА ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 51


Данная работа посвящена изучению глаголов английского языка, обозначающих мимику.
Актуальность исследования заключается в том, что глаголы мимики являются частотными, активно используются в текстах художественных произведений с целью передачи эмоционального состояния героев произведения, их настроения, отношения друг к другу. В современной британской и американской художественной литературе мимика отражена широким пластом лексики. Мимика, отраженная в художественном тексте, составляет важную деталь портрета героя произведения. Мимические проявления двигательной активности человека в процессе вербальной коммуникации делают речь более эмоциональной и выразительной. Наиболее активно мимические проявления двигательной активности используются при непосредственном общении людей, в диалогической речи. Таким образом, при описании бытовых диалогов в художественной литературе авторами обязательно отражена мимика собеседников.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей семантики и функционирования глаголов мимики в современном английском языке. Поставленная цель диктует следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть мимику как одно из важнейших средств повышения
эффективности коммуникативного акта, обратившись к данным психологии;
2. Изучить данные смежных с лингвистикой наук (паралингвистика, семиотика), лежащие в основе значения лексических единиц, обозначающих мимику.
3. Изучить словарные дефиниции глаголов мимики;
4. Проанализировать использование глаголов мимики в текстах художественных произведений;
5. Систематизировать полученные данные о функционально - семантических особенностях глаголов мимики.
Объектом исследования являются глаголы мимики современного английского языка: smile, laugh, giggle, grimace, chuckle, blink, mimic, wink и др.
Материалом исследования послужили примеры из современных художественных произведений английских и американских писателей.
Теоретической базой для написания данной выпускной квалификационной работы послужили положения, разрабатываемые в следующих отраслях лингвистической науки:
- в рамках функционально-логического подхода к анализу лексико - семантической структуры слова в работах Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Ю.С. Степанова и др.
- в психологии и паралингвистике - труды Г.В. Колшанского, Г.Е. Крейдлина, А.Н. Леонтьева, А.Пиза, С.А. Рубинштейна, и др.
В данной выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• Метод сплошной выборки примеров фактического материала из произведений художественной литературы и интернет-источников;
• Анализ словарных дефиниций;
• Логико-семантический анализ;
• Контекстуальный анализ;
• Описательный метод.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные в ходе исследования материалы могут быть использованы в практике преподавания английского языка, лингвистических дисциплин.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. Во введении даётся общая характеристика работы, определяется её актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования. ГЛАВА I является теоретической базой исследования. В I главе рассматривается такое явление, как мимика, её роль и место в процессе коммуникации; привлекаются данные психологии и паралингвистики, лежащие в основе значения глаголов мимики; выделяется исследовательский корпус глаголов мимики. ГЛАВА II несёт практическую направленность. В ней приводятся словарные дефиниции исследуемых глаголов, а также рассматриваются их функционально-семантические особенности на примерах фактического материала. Обе главы завершаются выводами. В ЗАКЛЮЧЕНИИ излагаются результаты проведённого исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Любое явление действительности может быть описано вербальной речью. Функционируя в качестве основного средства общения, язык тесно соприкасается, взаимодействует и часто даже сливается с невербальными компонентами коммуникации: мимикой, жестами, позами, выражениями лица. Для языка всегда открыта возможность использовать для сообщения только собственные средства, однако сопровождающие речевое сообщение невербальные средства также передают немалую смысловую информацию, дополняющую речь. Авторы художественных произведений довольно часто прибегают к использованию рассмотренных нами лексических единиц при описании общения персонажей. Описание невербальных компонентов коммуникации героев произведения привносит важную дополнительную информацию о том или ином персонаже, о его характере и манерах, является важной деталью его портрета, способствует раскрытию его образа, позволяет читателю наиболее ярко и чётко представить себе героя. Мимика персонажей, описанная в романах, существенно дополняют образы героев произведений. В процессе общения нам легче представить, как выглядит и ведёт себя тот или иной человек, благодаря использованию автором лексических единиц, описывающих его мимику.
Важным итогом проведённого исследования является подтверждение гипотезы о том, что семантика глаголов, обозначающих мимику, включает в себя весь комплекс знаний об обозначаемом (мимике как таковой). Для уяснения особенностей семантики и особенностей функционирования рассматриваемых лексических единиц необходимо привлечь весь комплекс знаний о мимике, привлечь данные психологии.
В нашей работе были выявлены особенности семантики и функционирования исследуемых лексических единиц. Лексические значения глаголов, являющихся объектом нашего исследования, не только отражают концептуальную информацию о мимике, но и способны обобщенно представлять ситуацию использования того или иного проявления мимической активности в процессе коммуникации. Сцены, стоящие за лексическими значениями глаголов мимики, включают участников ситуации и связывающие их отношения.
Важным итогом работы является получение представления о том, как структурированы знания о мимике в сознании человека и каковы внутренние механизмы формирования лексического значения глаголов мимики.



1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка
системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. - № 3. - С. 37-69.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 384 с.
3. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М. Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
4. Баженова И.С. Обозначение эмоций в художественном тексте:
Прагматический аспект : дис. ... д-ра филол. наук. - М. , 2004. - 418 с.
5. Верещагин Е.М. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными
средствами. - Вопросы языкознания. - 1981. - № 1. -С. 36-47.
6. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. - 312 с.
7. Галичев А.И. Кинетический и проксемический компоненты речевого общения: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - Москва, 1987. -22 с.
8. Ганина В.В., Карташкова Ф.И. Эмоции человека и невербальное поведение: гендерный аспект. - Иваново : Иван. гос. ун-т, 2006. - 208 с.
9. Голубева Ю. В. Репрезентация фрейма «Жестикуляция» английскими глаголами и глагольными сочетаниями : дис. ... канд. филол. наук. - Белгород, 2007. - 162с.
10. Голубева Ю.В. Языковые средства репрезентации концепта «Невербальное
общение» в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» // Научный альманах № 3-4 (17), 2016 Тамбов: ООО Консалтинговая компания Юком»,
2016. - С.252-257
11. Горелов И.Н. Безмолвный мысли знак: рассказы о невербальной
коммуникации / В. Ф. Енгалычев. - M. : Мол. гвардия, 1991. - 240 с.
12. Дементьев А.В. Способы и средства вербального отражения кинесики. Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. - М., 1985. - 38 с. - Деп. в ИНИОН РАН 25.03.85, № 20085.
13. Дементьев А.В. Динамика соотношения эксплицитного в семантике средств вербализации кинесики (на материале соврем. англ. яз.) // Вопросы семантики языковых единиц : межвуз. науч. сб. / Башк. гос. ун-т. - Уфа, 1988. - С. 9-14.
14. Железанова Т.Т. Номинация паралингвистических явлений в современном немецком языке : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1982. - 20 с.
15. Железанова Т.Т. Семантические аспекты номинаций паралингвистических явлений. Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. - М., 1982. - 29 с. - Деп. в ИНИОН РАН 18.06.1982, № 10425.
16. Зуева Е.А. Паралигвистика и языковое общение. - Филологические
исследования : междунар. сб. науч. тр. Белгород - Запорожье, 2003. - Вып. 2. - С. 52-55.
17. Иртеньева Н.Ф. Грамматика современного английского языка. - М.: Грамота, 2006. - 312 с.
18. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение. Учебное пособие. - М.: ЭТС, 2002. - 424 с.
19. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика.: учеб. пособие / И. М. Кобозева ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Эдиториал УРСС, 2000. - 352 с. - (Новый лингвист. учебник).
20. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М. : Наука, 1974. - 81 с.
21. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика в ее соотношении с вербальной : дис. ... д-ра филол. наук. - М. : [б.и.], 2000. - 385 с.
22. Крейдлин Г.Е. Кинесика // Григорьева, С. А. Словарь языка русских жестов / С.А. Григорьева, Н.В. Григорьев, Г.Е. Крейдлин. - М.: Вена, 2001. - С. 166-248.
23. Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 344 с.
24. Лапшина М.Н. Семантическая эволюция английского слова. - С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 159 с.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000. - 511 с.
26. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М.: Академия, 2004. - 75 с.
27. Маслова В.Л. Лингвокультурология. - М.: Академия, 2001. - 224 с.
28. Накашидзе Н.В. Кинесика и ее вербальное выражение. дис. ... доктора филол. наук: 10.02.04 М., 1981. - 22 с.
29. Оркина А.Н. Аспектуально-темпоральная характеристика высказываний с семантикой обусловленности в современном русском языке: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Спб., 2000. - 55 с.
30. Петелина Ю.Н. Отражение национально-культурного фактора в языке /
Развитие и взаимодействие национальных культур как фактор стабильности межэтнических отношений в полиэтническом регионе: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань: Изд-во Астрахань, 2000. - 36 с.
31. Пиз А. Язык телодвижений : как читать мысли других по их жестам : пер. с англ. - Н. Новгород : Ай кью, 1992. - 262 с.
32. Потебня А.А. Слово и миф. М., Издательство Правда, 1989. - 203 с.
33. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка. М., 1956. - 156 с.
34. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Е., Издат-о Урал ун-та, 1999. - 432 с.
35. Станиславский - реформатор оперного искусства: Материалы и документы. /Сост. Г.Кристи, О.Соболевская. Ред. Ю.Калашников. - М.: Музыка, 1985.-384с.
36. Рубинштейн, С. А. Основы общей психологии : в 2 т /
С. А. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - Т. 1. - 1989. - 486 с. - (Труды действит. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
37. Conningham, M. R. Personality and the structure of the nonverbal communication of emotions/ M. R. Conningham // Journal of Personality. - 1977. - № 45. - P 564-584.
38. Wikipedia, the Free Encyclopedia Электронный ресурс - http://ru.wikipedia.org/wiki(осень-зима 2016)
39. Электронный ресурс - http://www.elitarium.ru/2005/09/01/chto oznachaet mimika lica.html
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 19-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. - 750 с.
2. ТИСРГ - Толковый идеографический словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 704 с.
3. Hornby, A.S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English / A. S. Hornby. - Oxford : Oxford Univ. Press, 1974. - 1055 p.
4. Roget’s Thesaurus. - Longmans Green & Co. : Penguin Books, 1978. -
712 p.
5. Webster's School Dictionary. Merriam- Webster Inc., Publishers Springfield, Massachusetts, U. S. A. 1986. - 1167 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. British National Corpus [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. natcorp. ox. ac. Uk ( осень-зима 2016)
2. Salinger J.D. The catcher in the rye. [Электронный ресурс] URL: lib.aldebaran.ru(осень-зима 2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ