ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НА РАЗРАБОТКУ ОБУЧАЮЩЕЙ
ПРОГРАММЫ ПО РЕЖИМАМ ШИФРОВАНИЯ ГОСТ 28147-89 5
1.1. Обзор криптографического преобразования ГОСТ 28147-89 5
1.2. Обзор и анализ обучающих программ 20
1.3. Требования к обучающей программе 28
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ 32
2.1. Предварительное проектирование 32
2.2. Проектирование модульной структуры программы 34
2.3. Программная реализация 37
3. АПРОБАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕЖИМАМ
ШИФРОВАНИЯ ГОСТ 28147-89 44
3.1. Программа и методика испытаний 44
3.2. Результаты испытаний 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современном информационном обществе остро стоит вопрос защиты информации. Если информация защищена шифрованием, никто не в силах ее прочесть или изменить. Если мы используем шифрование, то знаем, с кем имеем дело, поэтому шифрование можно интерпретировать и как аутентификацию. Шифрование является важнейшим средством обеспечения безопасности. Обучение студентов методам криптографической защиты также важно: в самом деле, на сегодняшний день криптография используется в цифровых технологиях, что делает представление многих сфер жизни общества без её наличия немыслимым. Этот процесс охватывает всё больше и больше различных сфер жизни: логин и пароль, аутентификация и идентификация, электронная цифровая подпись - использование перечисленных и многих других схожих понятий стало обычным явлением для повседневной жизни.
В данной работе затрагиваются вопросы обучения криптографической защиты информации, происходит обзор основных алгоритмов для решения этой задачи и даётся математическое обоснование правильности их работы. Излагается главная информация об основных направлениях, наиболее актуальных новшествах и примерах классической криптографии. Чёткость и связность изложения помогают студентам достичь максимально полного и комплексного восприятия предмета. Таким образом, студенты, обучающиеся на специальностях, связанными с информационными технологиями, должны быть не только грамотны в вопросах защиты информации, но и способны реализовать и дорабатывать алгоритмы шифрования.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка обучающей программы по режимам шифрование ГОСТ 28147-89.
Для её достижения были поставлены следующие задачи:
• Провести обзор предметной области и выполнить анализ литературы по теме шифрования на основе ГОСТ 28147-89;
• Раскрыть возможность использования режимов шифрования ГОСТ в качестве средства обучения;
• Изучить средства информационных технологий для проектирования программы учебного назначения и обосновать выбор средств, для разработки собственной компьютерной обучающей программы по режимам шифрования ГОСТ 28147-89;
• Разработать обучающую программу по режимам шифрования ГОСТ 28147-89;
• Экспериментально протестировать обучающую программу по режимам шифрования ГОСТ 28147-89.
В первой главе идет постановка задачи на разработку обучающей программы по режимам шифрования ГОСТ 28147-89,обзор и анализ обучающих программ и составление требований.
Во второй главе происходит предварительное проектирование приложения, проектирование модульной структуры и программная реализация.
В третье главе идет апробация обучающей программы по режимам шифрования ГОСТ 28147-89.
В выпускной квалификационной работе содержится 56 страниц без приложения, 21 рисунков , 5 таблиц, 13 формул. В процессе создания было использовано 20 литературных источников.
Данная программа разработана в соответствии с постановкой задачи разработка обучающей программы по режимам шифрования ГОСТ 28147-89. При написании программы использовалась информация ГОСТа 28147-89, был сделан его обзор, изучены методические указания. В ходе работы были раскрыты возможности режимов ГОСТ в качестве средств обучения, изучены средства информационных технологий для проектирования обучающей программы ГОСТ 28147-89, были рассмотрены средства для разработки компьютерной обучающей программы, выявлены и реализованы требования для реализации обучающей программы, обоснован выбор средств, для собственно программы. Было произведено сравнение с другими программами, например программа DES или обучающая программа ГОСТ, находящаяся в свободных источниках.
Разработана и экспериментально протестирована обучающая программа по режимам шифрования ГОСТ 28147-89. Интерфейс программы удобен для использования. Выходные данные представлены в виде текстового файла. По своей структуре программа хорошо организована, что позволяет в случае необходимости легко ее модифицировать. Для проверки работоспособности программы и правильности обработки входных данных разработан тестовый пример. Тестирование программы подтвердило, что программа правильно выполняет обработку данных и выдаёт верные результаты.
Всё это свидетельствует о работоспособности программы и позволяет сделать вывод о пригодности программы к использованию её в целях обучения шифрованию данных.