Введение 3
Глава 1. Концепции мотивации в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Категория мотива и мотивации в современной психологии 14
1.2. Исследование активности в контексте проблемы мотивации 35
1.3. Роль мотивации в процессе становления личности 47
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Исследование особенностей и динамики мотивационной сферы личности
2.1. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и диагностика мотивации 56
2.2. Экспериментальное исследование мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств 71
2.3. Системно-функциональный анализ мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств 94
Выводы по второй главе 105
Заключение 108
Список литературы 116
Приложения 132
Многие исследователи отмечают, что на современном этапе развития психологической науки, особенно в последнее десятилетие, значительно усилился интерес ученых к проблемам мотивации. Проблемы мотивации — исследование причин, целей и различных обусловленных ими форм деятельности — являются одними из ведущих в науках о человеке. Они имеют большое методологическое, теоретическое и практическое значение, поэтому многие из основоположников психологии, их последователей и современных ученых внесли свой вклад в развитие теории мотивов и мотивации. В трудах таких выдающихся отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, JI.C. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Джидарьян, В.А. Иванников, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Сосновский, П.М. Якобсон и др. описаны исследования, касающиеся вопросов мотивации, мотивообразования. Решению задач, связанных с проблемами мотивации, посвящены работы А.Г. Александрова, В.Г. Асеева, И.А. Васильева, Е.П. Ильина, В.Г. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, Ю.М. Орлова, В.И. Чиркова и др. Большой вклад в изучение вопросов, касающихся структуры и функций мотива, формирования мотивационной сферы и ее роли в процессе развития личности, внесли видные зарубежные исследователи: Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, К. Левин, А. Маслоу, Ж. Нюттен, X. Хекхаузен и др.
Несмотря на расхождения во взглядах различных авторов относительно понимания природы, структуры и функций мотива, все они едины в одном — изучение вопросов, связанных с мотивацией личности, является приоритетной областью психологии. Исследование мотивов деятельности необходимо для теории психологии, прежде всего психологии личности, поскольку без изучения мотивации - одного из стержневых, важнейших компонентов в структуре личности — трудно построить логически обоснованную концепцию (теорию) этого феномена, и не менее важна разработка этой проблемы и для практики, указывает В.И. Ковалев [83, с. 18]. А.К. Маркова, Т.А. Матис и А.Б. Орлов отмечают необходимость изучения мотивации в связи с важностью процесса мотивообразования для развития личности. Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса «воспитания» мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивационной сферы личности. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому, как подчеркивает
А.К. Маркова, подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования данного феномена [107, с. 192].
В работах И.В. Архиповой [13], Т. Буянцогтын [31], И.И. Вартановой [32], И.А. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминова [33] излагается точка зрения, со¬гласно которой разработка проблемы мотивации человека как системы движущих сил поведения является принципиально важной и исключительно острой как в теоретическом, так и в практическом плане. Это связано с тем, что становление личности, прежде всего, определяется развитием ее мотивационной сферы. Значимость разработки проблемы мотивов для теории психологии является следствием того, что эта проблема относится к важнейшему разделу психологической науки — психологии личности, являясь в ней стержневой.
История развития психологической науки содержит немало наглядных примеров интереса со стороны ученых к вопросам мотивации, мотивообразования, мотивационной сферы личности. Как отмечает Р. Фрэнкин, на протяжении многих веков ученые — представители различных дисциплин и научных областей - размышляли над тем, что представляют собой мотивы человека [178, с. 25]. Особенность современного отношения психологов к проблемам мотивации четко выражена в ряде последних публикаций. Исследователи могут спорить о содержании понятий мотива и мотивации, мотивационных интенциях и потребностях, о побудительной и смысловой функциях мотива, но сам факт регуляторной роли мотивационно-потребностных личностных структур не нуждается в специальных доказательствах. Важнейшая задача в этой области, на наш взгляд, заключается в том, чтобы от констатации регулирующей роли мотивации и потребностей перейти к исследованию функций и места различных мотивационных структур в целостной системе саморегуляции деятельности и поведения человека [141, с. 11].
Один из возможных способов изучения места и роли мотивационной составляющей в жизнедеятельности индивида — комплексное исследование структуры личности и взаимосвязей ее компонентов. Подтверждение этой идеи мы находим в работах видных отечественных и зарубежных психологов. Положения системного подхода, представленные в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского и др. [1,2, 28, 141], тео¬рия многомернофункциональной организации свойств личности А.И. Крупнова и его последователей служат надежным обоснованием комплексности исследования структуры личности и континуумов, входящих в ее состав. Преимущества многокомпонентного подхода к изучению психологических феноменов и явлений в целом и мотивации, в частности, отмечает Р. Фрэнкин при анализе направлений зарубежной психологии. Суть подобного подхода состоит в том, что при изучении мотивации мы сталкиваемся с необходимостью разобраться, как диспозиции, предрасположенности, опосредованные взаимным влиянием биологического, когнитивного процессов и процесса научения, приводят к реализации тех или иных действий, полагает автор, и отмечает, что это лучший путь к пониманию мотивации, это объективный и обстоятельный анализ различных систем мотивации, осуществляемый посредством обращения к ее базовым компонентам.
1. Абульханова-Славская К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. - С. 18—25.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.-299 с.
3. Александров А.Г. Мотивационная готовность к учебно-познавательной деятельности студентов // Активность личности: Сб. науч. тр. Часть II / Ново- сиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 1998. - С. 29—43.
4. Александров А.Г. Психологические механизмы формирования мотивацион¬ной готовности к учебно-познавательной деятельности: Дис. ...канд. псих, наук. - Новосибирск, 1999. — 183 с.
5. Алексеева Л.Ф. Активность в жизнедеятельности человека. — Томск, Изд-во ЦНТИ, 2000. - 320 с.
6. Алферова Г.А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерыв¬ному образованию: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. — Волгоград, 1998.-22 с.
7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001.
- 688 с.
8. Анохин П.К. Идеи и факты в разработке теории функциональных систем // Психологический журнал. Том 5. — 1984. - №2. - С. 107-118.
9. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Меди¬цина, 1975. — 448 с.
10. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. — М.: Наука, 1979. - 453 с.
11 .Анциферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. — М.: Наука, 1990. —С.61—78.
12. Артишевская Т.М., Жеребкина В.Ф. Влияние системы профессиональной подготовки в вузе на удовлетворенность выбранной специальностью // Уче¬ные записки естественно-технологического факультета ЧГПУ: Сб. науч. тр. / Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск, 2001. — С. 63-69.
13. Архипова И.В. Мотивационные механизмы формирования и развития спе-циальных (педагогических) способностей: Автореф. дис. ...канд. псих. наук.
— Новосибирск, 1995. - 19 с.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Мысль, 1976.-158 с.
15. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование ми¬ров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-768 с.
16. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М. Изд-во МГУ, 1984. - 190 с.
17. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
18. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 304 с.
19. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивации на формирование общих умственных способностей: Автореф. дис. ...канд. псих. наук. — Новосибирск, 1997. — 24 с.
20. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психоло¬гии. - 1978. - № 2. - С. 68- 74.
21. Бодалев А.А., Столин В.В. и др. Общая психодиагностика. — СПб.: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
22. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал. Том 22. — 2001.-№2. —С.90—100.
23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Про-свещение, 1968. — 464 с.
24. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологиче¬ские труды. - М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
25. Бойко Е.И. Механизм умственной деятельности. — М.: Педагогика, 1976-
118
26. Бойко Е.И. Мозг и психика. - М.: Просвещение, 1969. — 191 с.
27. Бояренцев В.П., Шевцов А.Г. Некоторые методологические вопросы иссле-дования активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Вопросы психологии личности и деятельности: Тезисы конф. уральского от-деления общества психологов СССР. - Свердловск, 1982. — С. 4.
28. Брушлинский А.В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Наука, 1990.-С. 97-103.
29. Бурлуцкая М.Г., Рубина Л.Я., Шапко И.В. Качество образования в УрГПУ глазами выпускников (материалы социологического исследования) // Меха¬низм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педаго¬гических кадров: Сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2001. — С. 200-216.
30. Бурляева О.Ф. Формирование профессионально-познавательных интересов у студентов в вузе в процессе подготовки специалистов дошкольного воспи¬тания. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М.,1998. — 21 с.
31. Буянцогтын Т. Развитие мотивационной сферы личности студентов в ситуа¬ции совместной продуктивной деятельности: Дис. ...канд. псих. наук. — М., 1990.- 131 с.
32. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник Московского ун-та. Серия 14 Психология. - 1998. — № 2. - С. 80-87.
33. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием.
- М.: Изд-во МГУ, 1991. - 144 с.
34. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 206 с.
35. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека — М.: Изд- во Моск. ун-та, 1990. — 285 с.
36. Вилюнас В.К. Психологические механизмы развития мотивации: Дис. ...д- ра псих. наук. - М., 1990. - 409 с.
119
37. Вопросы психологии активности и саморегуляции личности / Отв. ред. А.И. Крупнов — Свердловск, 1976. - 133 с.
38. Вопросы психологии познавательной деятельности. Сборник научных тру¬дов / Отв. ред. И.Л. Баскакова. — М, 1979. - 100 с.
39. Воробьева С.Д. О необходимости психологического сопровождения про¬цесса профессионального самоопределения студентов педвуза// Практиче¬ская психология'2001. Ежегодник. Том IV: Материалы региональной науч.- практ. конф., Екатеринбург, 27 — 28 марта 2001 г. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2001. — С. 128-130.
40. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 488 с., Т.2. -504 с.
41. Галактионов И.В. Психологические особенности творческой личности сту¬дента педвуза. Автореф. дис. ... канд. псих, наук., - М., 1997. — 20 с.
42. Гершкович Т.Б., Глуханюк Н.С. Готовность к педагогической деятельности как условие успешной адаптации молодых преподавателей вуза // “Пасхи”. — Екатеринбург, 2000. — № 1. — С. 174-181.
43. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 320 с.
44. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. — М.: Мир, 1996. — Т.1. — 496 с., Т.2.-376 с.
45. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -464 с.
46. Григорян С.Т. Проблема мотивации учения школьников в советской психо¬логии. — М.: МП1И, 1985. - 116 с.
47. Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. - М.: МГПИ, 1982.-89 с.
48. Гуслякова Н.И. О психологических механизмах формирования профессио-нального сознания будущего учителя // Психолого-педагогические исследо-вания в системе образования: Тез. докл. межрегиональной науч.-практ.
120
конф., Челябинск, 21-22 мая 2001 г. / Челяб. гос. пед. ун-т. — Челябинск, 2001.- С. 10-11.
49. Джемс У. Психология / Под ред. JI.A. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
50. Деминенко Н.Н. Мотивационно — потребностная сфера личности как ком¬понент психологической готовности и ее влияние на успешность педагоги¬ческой деятельности: Дис. ...канд. псих. наук. — Тверь, 1996.-202 с.
51. Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность. — JL: Наука, 1980. - 199 с.
52. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. — 200 с.
53. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы пси-хологии. — 1984. — № 4. - С. 126-130.
54. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология .-СПб :Питер, 2000.-320 с.
55. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотива¬ции // Психологическая наука и образование. — 2002. - №2. — С. 42-45.
56. Дубовицкая Т.Д. Мотивационная сфера личности как показатель качества педагогического образования // Механизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагогических кадров: Сб. науч. тр. / Урал, гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. — С. 70-74.
57. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. — М.: Педагоги¬ка, 1989.- 169 с.
58. Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь — справочник. — М.: ACT, 2001.-576 с.
59. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. — Псков.: Изд-во Пскове, обл. ин-та усовершен. учит., 1994. - 282 с.
60. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2000. — 560 с.
61. Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. - М.: Луч, 1991. — 159 с.
121
62. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в струк¬туре направленности человека // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С. 100-108.
63. Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. ...д-ра псих. наук. — Новосибирск, 1997. - 38 с.
64. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура лично¬сти и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии. — 1989. -№2.-С. 73-81.
65. Зубарева C.JI. Ситуация успеха как средство воспитания интереса к профес-сиональной деятельности у будущих учителей: Дис. ...канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 185 с.
66. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М.: Изд- во МГУ, 1991.-140 с.
67. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Дис. ...д- ра псих. наук. - М., 1988. - 697 с.
68. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психо¬логии. - 1985.-№3. — С. 113-123.
69. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб: Питер,2000.-512 с.
70. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. Том
16. -1995.-№2.-С. 27-41.
71. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал. — 2000. — № 6. — С. 57—65.
72. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. —
2000. -№3.- С. 57-66.
73. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.-224 с.
122
74. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и про-фессионального становления студентов — психологов // Психологический журнал. Том 23. - 2002. — №6. — С. 51-59.
75. Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, ме-ханизмы, условия формирования: Дис. ...д-ра псих. наук. — М., 1998. — 394 с.
76. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М.: Мысль, 1968 — 148 с.
77. Кирсанов В.М. Мотивационная активность // Актуальные проблемы психо¬логии личности: Сб. науч. тр./ Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2003. — С. 95-100.
78. Кирсанов В.М. Мотивация студентов как фактор качества педагогического образования // Механизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагогических кадров: Сборник научных трудов. — Екатерин¬бург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2001. - С. 75-77.
79. Кирсанов В.М. Мотивация, ее особенности и роль в процессе формирования личности // Практическая психология'2001. Ежегодник. Том IV: Материалы региональной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27 — 28 марта 2001 г. / Урал, гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2001. — С. 30-31.
80. Кирсанов В.М. Особенности мотивации выбора профессии у студентов фа-культета психологии // Практическая психология'2002. Ежегодник. Том V: Материалы региональной науч.-практ. конф., Екатеринбург, 28 — 30 марта 2002 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - С. 146-149.
81. Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. Том 2. —
1981. -№ 1.-С. 29-44.
82. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений // Психологический журнал. Том 5. — 1984. — № 4. -С. 3-14.
83. Ковалев В.И. Мотивы деятельности // Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельно¬
123
сти:Тез.док.науч.-практ. конф., Новосибирск,! 1-13 июня 1981 г.— Новосибирск, 1981 .-С. 18-19.
84. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Наука, 1988—192с.
85. Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динами¬ка в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. Том 3. - 1986. - № 6. - С. 35-44.