Динамика и соотношение мотивационно—потреБностнык характеристик в структуре личностный свойств
|
Введение 3
Глава 1. Концепции мотивации в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Категория мотива и мотивации в современной психологии 14
1.2. Исследование активности в контексте проблемы мотивации 35
1.3. Роль мотивации в процессе становления личности 47
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Исследование особенностей и динамики мотивационной сферы личности
2.1. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и диагностика мотивации 56
2.2. Экспериментальное исследование мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств 71
2.3. Системно-функциональный анализ мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств 94
Выводы по второй главе 105
Заключение 108
Список литературы 116
Приложения 132
Глава 1. Концепции мотивации в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Категория мотива и мотивации в современной психологии 14
1.2. Исследование активности в контексте проблемы мотивации 35
1.3. Роль мотивации в процессе становления личности 47
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Исследование особенностей и динамики мотивационной сферы личности
2.1. Концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и диагностика мотивации 56
2.2. Экспериментальное исследование мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств 71
2.3. Системно-функциональный анализ мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств 94
Выводы по второй главе 105
Заключение 108
Список литературы 116
Приложения 132
Многие исследователи отмечают, что на современном этапе развития психологической науки, особенно в последнее десятилетие, значительно усилился интерес ученых к проблемам мотивации. Проблемы мотивации — исследование причин, целей и различных обусловленных ими форм деятельности — являются одними из ведущих в науках о человеке. Они имеют большое методологическое, теоретическое и практическое значение, поэтому многие из основоположников психологии, их последователей и современных ученых внесли свой вклад в развитие теории мотивов и мотивации. В трудах таких выдающихся отечественных психологов, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, JI.C. Выготский, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Джидарьян, В.А. Иванников, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Сосновский, П.М. Якобсон и др. описаны исследования, касающиеся вопросов мотивации, мотивообразования. Решению задач, связанных с проблемами мотивации, посвящены работы А.Г. Александрова, В.Г. Асеева, И.А. Васильева, Е.П. Ильина, В.Г. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, М.Ш. Магомед-Эминова, Ю.М. Орлова, В.И. Чиркова и др. Большой вклад в изучение вопросов, касающихся структуры и функций мотива, формирования мотивационной сферы и ее роли в процессе развития личности, внесли видные зарубежные исследователи: Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, К. Левин, А. Маслоу, Ж. Нюттен, X. Хекхаузен и др.
Несмотря на расхождения во взглядах различных авторов относительно понимания природы, структуры и функций мотива, все они едины в одном — изучение вопросов, связанных с мотивацией личности, является приоритетной областью психологии. Исследование мотивов деятельности необходимо для теории психологии, прежде всего психологии личности, поскольку без изучения мотивации - одного из стержневых, важнейших компонентов в структуре личности — трудно построить логически обоснованную концепцию (теорию) этого феномена, и не менее важна разработка этой проблемы и для практики, указывает В.И. Ковалев [83, с. 18]. А.К. Маркова, Т.А. Матис и А.Б. Орлов отмечают необходимость изучения мотивации в связи с важностью процесса мотивообразования для развития личности. Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса «воспитания» мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивационной сферы личности. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому, как подчеркивает
А.К. Маркова, подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования данного феномена [107, с. 192].
В работах И.В. Архиповой [13], Т. Буянцогтын [31], И.И. Вартановой [32], И.А. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминова [33] излагается точка зрения, со¬гласно которой разработка проблемы мотивации человека как системы движущих сил поведения является принципиально важной и исключительно острой как в теоретическом, так и в практическом плане. Это связано с тем, что становление личности, прежде всего, определяется развитием ее мотивационной сферы. Значимость разработки проблемы мотивов для теории психологии является следствием того, что эта проблема относится к важнейшему разделу психологической науки — психологии личности, являясь в ней стержневой.
Несмотря на расхождения во взглядах различных авторов относительно понимания природы, структуры и функций мотива, все они едины в одном — изучение вопросов, связанных с мотивацией личности, является приоритетной областью психологии. Исследование мотивов деятельности необходимо для теории психологии, прежде всего психологии личности, поскольку без изучения мотивации - одного из стержневых, важнейших компонентов в структуре личности — трудно построить логически обоснованную концепцию (теорию) этого феномена, и не менее важна разработка этой проблемы и для практики, указывает В.И. Ковалев [83, с. 18]. А.К. Маркова, Т.А. Матис и А.Б. Орлов отмечают необходимость изучения мотивации в связи с важностью процесса мотивообразования для развития личности. Психологическое изучение мотивации и ее формирование — это две стороны одного и того же процесса «воспитания» мотивационной сферы целостной личности. Изучение мотивации — это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования мотивационной сферы личности. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому, как подчеркивает
А.К. Маркова, подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования данного феномена [107, с. 192].
В работах И.В. Архиповой [13], Т. Буянцогтын [31], И.И. Вартановой [32], И.А. Васильева, М.Ш. Магомед-Эминова [33] излагается точка зрения, со¬гласно которой разработка проблемы мотивации человека как системы движущих сил поведения является принципиально важной и исключительно острой как в теоретическом, так и в практическом плане. Это связано с тем, что становление личности, прежде всего, определяется развитием ее мотивационной сферы. Значимость разработки проблемы мотивов для теории психологии является следствием того, что эта проблема относится к важнейшему разделу психологической науки — психологии личности, являясь в ней стержневой.
История развития психологической науки содержит немало наглядных примеров интереса со стороны ученых к вопросам мотивации, мотивообразования, мотивационной сферы личности. Как отмечает Р. Фрэнкин, на протяжении многих веков ученые — представители различных дисциплин и научных областей - размышляли над тем, что представляют собой мотивы человека [178, с. 25]. Особенность современного отношения психологов к проблемам мотивации четко выражена в ряде последних публикаций. Исследователи могут спорить о содержании понятий мотива и мотивации, мотивационных интенциях и потребностях, о побудительной и смысловой функциях мотива, но сам факт регуляторной роли мотивационно-потребностных личностных структур не нуждается в специальных доказательствах. Важнейшая задача в этой области, на наш взгляд, заключается в том, чтобы от констатации регулирующей роли мотивации и потребностей перейти к исследованию функций и места различных мотивационных структур в целостной системе саморегуляции деятельности и поведения человека [141, с. 11].
Один из возможных способов изучения места и роли мотивационной составляющей в жизнедеятельности индивида — комплексное исследование структуры личности и взаимосвязей ее компонентов. Подтверждение этой идеи мы находим в работах видных отечественных и зарубежных психологов. Положения системного подхода, представленные в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского и др. [1,2, 28, 141], тео¬рия многомернофункциональной организации свойств личности А.И. Крупнова и его последователей служат надежным обоснованием комплексности исследования структуры личности и континуумов, входящих в ее состав. Преимущества многокомпонентного подхода к изучению психологических феноменов и явлений в целом и мотивации, в частности, отмечает Р. Фрэнкин при анализе направлений зарубежной психологии. Суть подобного подхода состоит в том, что при изучении мотивации мы сталкиваемся с необходимостью разобраться, как диспозиции, предрасположенности, опосредованные взаимным влиянием биологического, когнитивного процессов и процесса научения, приводят к реализации тех или иных действий, полагает автор, и отмечает, что это лучший путь к пониманию мотивации, это объективный и обстоятельный анализ различных систем мотивации, осуществляемый посредством обращения к ее базовым компонентам.
Один из возможных способов изучения места и роли мотивационной составляющей в жизнедеятельности индивида — комплексное исследование структуры личности и взаимосвязей ее компонентов. Подтверждение этой идеи мы находим в работах видных отечественных и зарубежных психологов. Положения системного подхода, представленные в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского и др. [1,2, 28, 141], тео¬рия многомернофункциональной организации свойств личности А.И. Крупнова и его последователей служат надежным обоснованием комплексности исследования структуры личности и континуумов, входящих в ее состав. Преимущества многокомпонентного подхода к изучению психологических феноменов и явлений в целом и мотивации, в частности, отмечает Р. Фрэнкин при анализе направлений зарубежной психологии. Суть подобного подхода состоит в том, что при изучении мотивации мы сталкиваемся с необходимостью разобраться, как диспозиции, предрасположенности, опосредованные взаимным влиянием биологического, когнитивного процессов и процесса научения, приводят к реализации тех или иных действий, полагает автор, и отмечает, что это лучший путь к пониманию мотивации, это объективный и обстоятельный анализ различных систем мотивации, осуществляемый посредством обращения к ее базовым компонентам.



