ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 7
1.1. Проблема формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в
научных исследованиях педагогов и психологов 7
1.2. Произведения изобразительного искусства как средство формирования
сенсорного опыта у младших дошкольников 12
1.3. Педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших
дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1. Определение уровня сформированности сенсорного опыта у младших
дошкольников 31
2.2. Апробация педагогических условий, способствующих формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 40
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию сенсорного опыта у младших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 7
1.1. Проблема формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в
научных исследованиях педагогов и психологов 7
1.2. Произведения изобразительного искусства как средство формирования
сенсорного опыта у младших дошкольников 12
1.3. Педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших
дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1. Определение уровня сформированности сенсорного опыта у младших
дошкольников 31
2.2. Апробация педагогических условий, способствующих формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 40
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию сенсорного опыта у младших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Формирование сенсорного опыта у детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, формирования сенсорного опыта. Таким образом, под сенсорным опытом следует понимать совокупность накопленных ребенком знаний, представлений о сенсорных эталонах и умение использовать эти знания в решении возникающих практических задач.
Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагоги и психологи - В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.
Эффективному формированию сенсорного опыта у младших дошкольников может способствовать ознакомление с произведениями изобразительного искусства . Исследованию вопросов использования произведений изобрази-тельного искусства в формировании сенсорного опыта у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, С.К. Кожохина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.П. Усова и др.).
Все вышесказанное позволило нам определить тему исследования «Формирование сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства».
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования сенсорного опыта у младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: успешному формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений о сенсорных эталонах;
- пополнение содержания предметно-пространственной среды произведениями изобразительного искусства;
- обеспечение проявления активности ребенка в применении усвоенных представлений о сенсорных эталонах в продуктивных видах деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами бы¬ли определены следующие задачи:
1. Проанализировать степень разработки проблемы формирования сен-сорного опыта у младших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности произведений изобразительного искусства в формирований сенсорного опыта у младших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
4. Выявить динамику в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых:
- Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова - о развитии восприятия детей дошкольного возраста;
- Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, С.К. Кожохиной, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, А.П. Усовой - о роли произведений изобразительного искусства в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, формирования сенсорного опыта. Таким образом, под сенсорным опытом следует понимать совокупность накопленных ребенком знаний, представлений о сенсорных эталонах и умение использовать эти знания в решении возникающих практических задач.
Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагоги и психологи - В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.
Эффективному формированию сенсорного опыта у младших дошкольников может способствовать ознакомление с произведениями изобразительного искусства . Исследованию вопросов использования произведений изобрази-тельного искусства в формировании сенсорного опыта у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, С.К. Кожохина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.П. Усова и др.).
Все вышесказанное позволило нам определить тему исследования «Формирование сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства».
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования сенсорного опыта у младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: успешному формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений о сенсорных эталонах;
- пополнение содержания предметно-пространственной среды произведениями изобразительного искусства;
- обеспечение проявления активности ребенка в применении усвоенных представлений о сенсорных эталонах в продуктивных видах деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами бы¬ли определены следующие задачи:
1. Проанализировать степень разработки проблемы формирования сен-сорного опыта у младших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности произведений изобразительного искусства в формирований сенсорного опыта у младших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
4. Выявить динамику в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых:
- Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова - о развитии восприятия детей дошкольного возраста;
- Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, С.К. Кожохиной, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, А.П. Усовой - о роли произведений изобразительного искусства в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Выпускная квалификационная работа была направлена на решение следующих задач:
1. Проанализировать степень разработки проблемы формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности произведений изобразительного искусства в формирований сенсорного опыта у младших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
4. Выявить динамику в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
Проведение работы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы:
Формирование сенсорного опыта у младших дошкольников осуществляется в процессе сенсорного воспитания и предполагает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования сенсорного опыта у младших дошкольников - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений (Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, А.В. Запорожец и др.).
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
Основу художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста составляет сенсорное развитие. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Для этого необходимо создавать условия для познавательной деятельности (выявлять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования и сравнения).
Экспериментальная работа по формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства проводилась на базе МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 12 детей младшего дошкольного возраста.
В ходе проведенной экспериментальной работы были выявлены уровни сформированности сенсорного опыта у младших дошкольников: высокий уровень показали 2 ребенка (16,7%); средний уровень - 7 детей (58,3%) и низкий уровень - 3 ребенка (25%).
В процессе формирующего этапа экспериментальной работы нами были использованы дидактические игры и произведения изобразительного искусства для развития восприятия детей экспериментальной группы. Также была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды произведениями изобразительного искусства: репродукциями картин (пейзажи, бытовой жанр, натюрморты), поделками из глины, расписанными в стиле дымковской, хохломской, городецкой росписи, иллюстративным материалом (книжная графика, распечатка изображений предметов декоративно-прикладного искусства в цвете, раскраски для уголка самостоятельной изобразительной деятельности и др.).
В процессе контрольного этапа экспериментальной работы нами была выявлена положительная динамика в формировании сенсорного опыта у детей экспериментальной группы: высокий уровень показали 3 ребенка (25%); средний уровень - 8 детей (66,7%) и низкий уровень - 1 ребенок (8,3%).
Выявленная положительная динамика в формировании сенсорного опыта у детей экспериментальной группы подтверждает выдвинутые нами условия гипотезы. Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Проанализировать степень разработки проблемы формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности произведений изобразительного искусства в формирований сенсорного опыта у младших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
4. Выявить динамику в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
Проведение работы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы:
Формирование сенсорного опыта у младших дошкольников осуществляется в процессе сенсорного воспитания и предполагает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования сенсорного опыта у младших дошкольников - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений (Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, А.В. Запорожец и др.).
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
Основу художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста составляет сенсорное развитие. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Для этого необходимо создавать условия для познавательной деятельности (выявлять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования и сравнения).
Экспериментальная работа по формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства проводилась на базе МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 12 детей младшего дошкольного возраста.
В ходе проведенной экспериментальной работы были выявлены уровни сформированности сенсорного опыта у младших дошкольников: высокий уровень показали 2 ребенка (16,7%); средний уровень - 7 детей (58,3%) и низкий уровень - 3 ребенка (25%).
В процессе формирующего этапа экспериментальной работы нами были использованы дидактические игры и произведения изобразительного искусства для развития восприятия детей экспериментальной группы. Также была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды произведениями изобразительного искусства: репродукциями картин (пейзажи, бытовой жанр, натюрморты), поделками из глины, расписанными в стиле дымковской, хохломской, городецкой росписи, иллюстративным материалом (книжная графика, распечатка изображений предметов декоративно-прикладного искусства в цвете, раскраски для уголка самостоятельной изобразительной деятельности и др.).
В процессе контрольного этапа экспериментальной работы нами была выявлена положительная динамика в формировании сенсорного опыта у детей экспериментальной группы: высокий уровень показали 3 ребенка (25%); средний уровень - 8 детей (66,7%) и низкий уровень - 1 ребенок (8,3%).
Выявленная положительная динамика в формировании сенсорного опыта у детей экспериментальной группы подтверждает выдвинутые нами условия гипотезы. Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены, цель исследования достигнута.



