ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 7
1.1. Проблема формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в
научных исследованиях педагогов и психологов 7
1.2. Произведения изобразительного искусства как средство формирования
сенсорного опыта у младших дошкольников 12
1.3. Педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших
дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНОГО ОПЫТА У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 31
2.1. Определение уровня сформированности сенсорного опыта у младших
дошкольников 31
2.2. Апробация педагогических условий, способствующих формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства 40
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы по формированию сенсорного опыта у младших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Формирование сенсорного опыта у детей младшего дошкольного возраста является одним из важнейших направлений познавательного развития. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, т.е. для сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для многих видов деятельности.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение, - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия детей дошкольного возраста осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, формирования сенсорного опыта. Таким образом, под сенсорным опытом следует понимать совокупность накопленных ребенком знаний, представлений о сенсорных эталонах и умение использовать эти знания в решении возникающих практических задач.
Вопросы сенсорного развития дошкольников исследовали многие педагоги и психологи - В.И. Аванесова, Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.
Эффективному формированию сенсорного опыта у младших дошкольников может способствовать ознакомление с произведениями изобразительного искусства . Исследованию вопросов использования произведений изобрази-тельного искусства в формировании сенсорного опыта у детей дошкольного возраста посвящены научные труды многих педагогов (Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, С.К. Кожохина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.П. Усова и др.).
Все вышесказанное позволило нам определить тему исследования «Формирование сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства».
Проблема исследования заключается в определении педагогических условий формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования сенсорного опыта у младших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: успешному формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений о сенсорных эталонах;
- пополнение содержания предметно-пространственной среды произведениями изобразительного искусства;
- обеспечение проявления активности ребенка в применении усвоенных представлений о сенсорных эталонах в продуктивных видах деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами бы¬ли определены следующие задачи:
1. Проанализировать степень разработки проблемы формирования сен-сорного опыта у младших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности произведений изобразительного искусства в формирований сенсорного опыта у младших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
4. Выявить динамику в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы; педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных ученых:
- Л.А. Венгера, Н.Е. Вераксы, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддъякова - о развитии восприятия детей дошкольного возраста;
- Г.Г. Григорьевой, Т.Г. Казаковой, С.К. Кожохиной, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, А.П. Усовой - о роли произведений изобразительного искусства в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Выпускная квалификационная работа была направлена на решение следующих задач:
1. Проанализировать степень разработки проблемы формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Рассмотреть возможности произведений изобразительного искусства в формирований сенсорного опыта у младших дошкольников.
3. Определить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства.
4. Выявить динамику в формировании сенсорного опыта у младших дошкольников.
Проведение работы по проблеме исследования позволило сделать следующие выводы:
Формирование сенсорного опыта у младших дошкольников осуществляется в процессе сенсорного воспитания и предполагает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Период дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования сенсорного опыта у младших дошкольников - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений (Т.Б. Башаева, Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, А.В. Запорожец и др.).
Усвоение сенсорных эталонов происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов.
Основу художественно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста составляет сенсорное развитие. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Для этого необходимо создавать условия для познавательной деятельности (выявлять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования и сравнения).
Экспериментальная работа по формированию сенсорного опыта у младших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства проводилась на базе МОУ «Теребренская ООШ» Детский сад с. Теребрено Краснояружского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 12 детей младшего дошкольного возраста.
В ходе проведенной экспериментальной работы были выявлены уровни сформированности сенсорного опыта у младших дошкольников: высокий уровень показали 2 ребенка (16,7%); средний уровень - 7 детей (58,3%) и низкий уровень - 3 ребенка (25%).
В процессе формирующего этапа экспериментальной работы нами были использованы дидактические игры и произведения изобразительного искусства для развития восприятия детей экспериментальной группы. Также была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды произведениями изобразительного искусства: репродукциями картин (пейзажи, бытовой жанр, натюрморты), поделками из глины, расписанными в стиле дымковской, хохломской, городецкой росписи, иллюстративным материалом (книжная графика, распечатка изображений предметов декоративно-прикладного искусства в цвете, раскраски для уголка самостоятельной изобразительной деятельности и др.).
В процессе контрольного этапа экспериментальной работы нами была выявлена положительная динамика в формировании сенсорного опыта у детей экспериментальной группы: высокий уровень показали 3 ребенка (25%); средний уровень - 8 детей (66,7%) и низкий уровень - 1 ребенок (8,3%).
Выявленная положительная динамика в формировании сенсорного опыта у детей экспериментальной группы подтверждает выдвинутые нами условия гипотезы. Таким образом, поставленные нами задачи исследования решены, цель исследования достигнута.
1. Абдулаева Е. Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. - С.14¬18 с.
2. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
3. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1982. - 175 с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991г. - 169с.
6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы./ В.М. Букатов.- М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. - С. 3 - 45.
7. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. К вопросу о тематическом объединении содержания образовательной работы в детском саду //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 1. - С.32-42.
8. Венгер А. «Цвета радуги». - М.: Просвещение, 1995. - 98 с.
9. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
10. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер,
- М.: Просвещение, 1998. - 128 с.
11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка.
- М.Просвещение, 1988. - 138 с.
12. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста/Под ред. О.М. Дьяченко. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.
13. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ нау. Ред. А. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «СФЕРА»., 2012. - 352 с.
14. Вербенец А.М. Проблемы и направления мониторинга достижений дошкольников в рамках освоения образовательной области «Художественное творчество» //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 4. - С.62-82.
15. Вербенец А.М. Своеобразие и направления тематического планирования образовательного процесса в рамках образовательной области «Художественное творчество» //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 1. - С.64¬88.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/
Собр. соч. в 6 т., т. 4. - М.: Педагогика, 1982. - 312 с.
17. Генезис сенсорных способностей. /Под ред. Л. А. Венгера. - М.: «Педагогика», 1986. - 256 с.
18. Голикова Е.М. Психологические основы становления готовности педагога к развитию познавательных способностей дошкольника: дис....канд. психол. наук. - Саранск, 2007. - 245 с.
19. Дерягина Л.Б. «Сказка о том, как на свете появились краски» // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 6 (15) - С. 43 - 45.
20. Детская практическая психология: учебник /Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
21. Детская психология. /Под ред. А.В. Коломенского. - Минск: Асвета, 1982., с. 323.
22. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 352 с.
23. Дидактические игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста. / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Знание, 1985.- 98 с.
24. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников /Под ред. Венгера Л.А. - М.: Просвещение, 1995. - 116 с.
25. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения /Н.В. Елжова. - Ростов н/Д: Феникс, 201. - 250 с.
26. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 12 - С. 20 - 21.
27. Запорожец А.В. Развитие ощущения и восприятия в раннем дошкольном детстве.// Изобр. псих, труды в 2 т., т. 1. - М.: Просвещение, 1986. - С. 91¬99.
28. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Владос, 2006. - 255 с.
29. Карабанова О.А. и др. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Метод . рекомендации для пед. работников ДОО и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.
- М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
30. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности.
- М.: ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.
31. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
32. Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. И.И. Комаровой. -М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2013. - 192 с. Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.
33. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
34. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 128 с.
35. Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 80 с.
36. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000//http://koob.ru.
37. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. - М.: ИД «Цветной мир», 2015. - 144 с.
38. Лыкова И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.90-106.
39. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. - 144 с.
40. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. - М.: Изд. дом «Цветной мир», 2014. - 144 с.
41. Лыкова И.А. Художественно-эстетическая деятельность: рождение Культуры, Искусства и Человека //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.88-104.
42. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. - М.: Пресс, 1998. - с. 365.
43. Мониторинг в детском саду. Проограмма «Детство». - М.: МОЗАИ¬КА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
44. Немов Р.С. Психологический словарь/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 560 с.
45. Немов Р.С. Психология. Т.3. - М.: Наука, 1999. - 458 с.
46. Нефедова К.П. Посуда и столовые принадлежности. Какие они? - М.: ГНОМ и Д, 2010. - 78 с.
47. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
48. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад.
- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2002г.
49. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
50. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/ Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 128 с.
51. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
- М.: Астрель, 2006. - 435 с.
52. Развитие личности ребенка от трех до пяти лет. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. - 528 с.
53. Ривина Е.К., Гутникова М.А., Гутников Р.А. Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 12. - С.62-72.
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т., т.1. - М., 2005., с.315.
55. Сенсорное воспитание в детском саду./ Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение,1996. - 321 с.
56. Сенсорное воспитание дошкольников./ Под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение,1993. -с. 225.
57. Сенсорное развитие детей в условиях дошкольного учреждения: содержание, средства, организация // Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 12. - С.23-26.
58. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1998. - 96 с.
59. Сохина В.П. Восприятие формы и конструирование. //Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд.. - М.: Академия, 1998. - С. 76-86.
60. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду./ Под ред. А.П. Усовой. - М.: Просвещение, 1965., 278 с.
61. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская. - М.: Просвещение, 1994. - 96 с.
62. Урунтаева Г.А. Диагностика психических особенностей дошкольника. - М.: Академия, 1997. - 412 с.
63. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - с. 336.
64. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Академия, 1999. - 336 с.
65. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976. - 83 с.
66. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детских садов. - М.: Просвещение, 1972. - 78 с.
67. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1984 с. - 112 с.
68. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, I960., с. 300.