Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ МИГРАНТА В СОВРЕМЕННЫХ НЕМЕЦКИХ СМИ

Работа №71328

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования образа мигранта в немецких СМИ 7
1.1 Политическая лингвистика как раздел языкознания 7
1.2 Лингвопрагматические характеристики газетного политического текста
1.3 Понятие «образа» в лингвистике 17
1.4 Языковые средства формирования образа в СМИ 21
1.4.1 Политическая лексика и фразеология 21
1.4.2 Лексико-стилистические свойства современных политических
текстов 22
1.4.3 Стилистические фигуры и тропы 23
1.4.4 Средства формирования образа в политическом дискурсе СМИ 24
Выводы по ГЛАВЕ I 26
ГЛАВА II. Анализ и интерпретация образа мигранта в немецких СМИ 28
2.1 Анализ и интерпретация статистических данных о миграции в
Германии 28
2.2 Анализ лексических единиц, актуализирующих образ мигранта:
статистика, дефиниции, синонимия 35
2.3 Образ мигранта в немецких СМИ в сравнительном аспекте в 2015 -2016 и
2018 годах 41
2.3.1 Образ мигранта в немецких СМИ на базе фактического материала
2015-2016 года 41
2.3.2 Образ мигранта в немецких СМИ на базе фактического материала за
2018 год 44
2.4 Соотношение образа мигранта и образа немецкого общества глазами
мигрантов в СМИ 49
Выводы по ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 61
Список условных сокращений 62


Деятельность СМИ занимает важное место в жизни общества. Газеты, радио, телевидение служат средствам быстрого и широкого охвата аудитории. Они оказывают влияние на все сферы общественной жизни, т.к. освещение и интерпретация важнейших событий в мире происходит с их помощью. Под влиянием СМИ формируется и развивается общественное сознание, создаётся отношение к каким-либо проблемам, явлениям, конкретным личностям, социальным слоям, народам и даже странам.
Политический дискурс СМИ развивается наиболее динамично и всегда отражает текущую ситуацию в мире. При этом образы, которые формируют СМИ разных стран, отражая представления народа или политической элиты, зачастую не совпадают. Ввиду текущей политической и социальной ситуации образ мигранта в немецких СМИ представляет особый интерес для исследования, чем и обусловлена актуальность исследования.
Объектом исследования является образ мигранта в политическом дискурсе немецкоязычных СМИ.
Предметом исследования выступают лингвистические и экстралингвистические средства формирования образа мигранта в немецких СМИ.
Целью настоящей работы является анализ и интерпретация образа мигранта в немецкоязычных СМИ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить основные положения теории политической лингвистики, характеристики газетного политического текста в частности.
2. Определить понятие «образа» в лингвистике и средства его формирования.
3. Проанализировать материалы немецкой прессы и дать характеристику образа мигранта в немецких СМИ.
Теоретическую базу исследования составили работы Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, Э.В. Будаева, Б.М. Гаспарова, А.П. Чудиноваи другие.
Фактическим материалом для исследования послужили публикации и разделы на тему миграции семи периодических Интернет- изданий и Интернет-версий газет: Die Welt, Spiegel Online, Focus Online, Deutschland.de, Stern, Deutsche Welle.
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, обобщение, статистический метод, метод сплошной выборки фактического материала, анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, метод интерпретаций, сравнительно-сопоставительный метод, дескрипторный метод, общефилософские методы анализа и синтеза.
Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в следующих публикациях «Образ мигранта в немецких СМИ» (Национальные языки и культуры в эпоху глобализации: сборник научных студенческих работ (по материалам научной сессии НИУ «БелГУ» «СТУДЕНЧЕСКАЯ ВЕСНА - 2017», г. Белгород, 12 апр. 2017 г.) / отв. ред. Седых А.П. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017), «Образ немецкого общества с точки зрения мигрантов в немецком медиадискурсе» (находится в печати). В рамках научной сессии 2018 года на факультете иностранных языков Педагогического института был сделан доклад по теме «Образ мигранта в немецких СМИ».
Структура и содержание работы определены составом решаемых проблем и задач. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, списка источников фактического материала. После каждой главы приводятся выводы.
Во «Введении» обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая база, фактический материал, используемые методы и апробация исследования.
В первой главе «Теоретические предпосылки исследования образа мигранта в немецких СМИ» рассмотрены основные положения теории политической лингвистики, ключевые характеристики газетного политического текста, политического дискурса СМИ, понятие «образа» в лингвистике, языковые средства его создания в СМИ.
Во второй главе «Образ мигранта в немецких СМИ» изложены практические результаты проведенного исследования образа мигранта в сопоставительном аспекте за 2015-2016 и 2018 годы.
В «Заключении» подведены итоги исследования, сформулированы общие выводы по работе, намечены основные перспективы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Процесс миграции имеет огромные масштабы в современном обществе. Он оказывает влияние на все сферы общественной жизни: социальную, экономическую, политическую и культурную.
Процесс миграции, как и любые другие общественные явления, находит отражение в СМИ. Т.к. манипуляция общественным сознанием является главной задачей политического дискурса СМИ, именно журналисты формируют образ мигранта, который затем остается в сознании читателей.
Целью нашего исследования было изучение образа мигранта в немецком медиадискурсе. Для достижения этой цели нами была проведена работа с теоретическими источниками, со статистическими данными о миграции в Германии, с материалами словарей и фактическим материалом - публикациями на тему миграции в немецких периодических изданиях.
Результатом работы с теоретическими источниками по теме политическая коммуникация, политический дискурс СМИ и публицистический образ стало определение места политической лингвистики в системе наук, её основных направлений, характерных черт, рассмотрение ключевых характеристик политического дискурса и выделение в нём политического дискурса СМИ. Нами был рассмотрен образ в лингвистике, изучены его функции, типы и средства его формирования.
Анализ статистических данных о миграции в Германии позволил нам определить место данного явления в немецком обществе, а также его отражение в СМИ, и еще раз подтвердить актуальность нашего исследования.
В результате работы со словарями и фактическим материалом мы выделили ряд слов, актуализирующих образ мигранта, определили их ключевые характеристики, выделили основные черты образа мигранта в немецких СМИ по состоянию на 2015-2016 и 2018 год, рассмотрели ключевые тенденции в его развитии. Если в 2015-2016 году главной задачей немецких СМИ было создание позитивного образа мигранта в сознании читателей, призыв к сочувствию, то в 2018 году сфера интересов СМИ смещается в сторону отражения настроений в немецком обществе и его отношения к мигрантам. Образ мигранта был дополнен представлениями самих мигрантов о немецком обществе, которые также отражены в СМИ.
Проблема образа мигранта в немецких СМИ требует дальнейшего изучения. Перспективы исследования проблемы мы видим в более детальном рассмотрении взаимосвязи между спецификой отдельных периодических изданий и тем образом, который они формируют, а также изучении не только прессы, но и других средств массовой коммуникации (например, телевидения).



1. Аблажей, Н.Н. Образ трудового мигранта в прессе и массовом сознании россиян / Н.Н. Аблажей// Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2012. - Том 11, выпуск 6. - С. 17-23.
2. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка: Учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко — М.: Флинта, 2010. — 288 с.
3. Алтунян, А.Г. Анализ политических текстов: учебное пособие / А.Г. Алтунян - М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 384 с.
4. Амиров, В.М. Политическая проблематика в журналистическом дискурсе современных вооруженных конфликтов // Политическая лингвистика - 2012 - №4 - С. 65-70
5. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова - 2-е изд., испр. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.
6. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие / А.Н. Баранов - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 360 с.
7. Будаев, Э. В. Современная политическая лингвистика: учебное пособие / Будаев, Э. В., Ворошилова М. Б., Дзюба Е. В., Красильникова Н. А.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2011. - 252 с.
8. Веснина, Л.Е. Милитарная метафора, представляющая образ мигранта в отечественных СМИ / Л.Е. Веснина // Лингвокультурология - 2009 - №3. - С.27-34
9. Воловикова, М.Л Лингвокультурный образ В.В. Путина в интернет-дискурсе британских СМИ / М.Л. Воловикова, С.Б. Чурносова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2015. - № 8-2. - С. 1-4.
10. Галинская, Т.Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике / Т.Н. Галинская // Вестник ОГУ - 2013. - №11(160)/ноябрь - С. 91-94.
11. Гаспаров, Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования / Б.М. Гаспаров - М.: “Новое литературное обозрение”, 1996. - 352 с.
12. Грушевская Т.М., Самарская Т.Б. Политический газетный дискурс сквозь призму языковых средств представления информации // Сфера услуг: инновации и качество: научно-практический журнал. - 2011.- №2. - С.16.
13. Дегтярев, С.Б. Лингвистические средства создания образа современного российского политика в западных СМИ / С.Б. Дегтярев // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств - 2013. - том 196. - С. 62-67.
14. Золина, Г.Д. Языковые и жанровые особенности политического текста / Г.Д. Золина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение - 2009. - Выпуск 4. - С. 44-48.
15. Никитина, К.В. Политический дискурс СМИ и его особенности, создающие предпосылки для манипуляции общественным сознанием // Управление общественными и экономическими системами : многопредм. науч. журн. / ОрелГТУ, 2006. - С. 1-6
16. Никитина, Л.Б. Языковой образ-концепт: о природе сложного термина / Л.Б. Никитина // Вестник Челябинского государственного университета - 2011. - № 24 (239). - С. 97-99.
17. Пархоменко Я.А. Публицистическая составляющая медийного образа // Вестник электронных и печатных СМИ. - 2015. - №1 (23). - С. 31¬49.
18. Попова, З. Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: Восток-Запад, АСТ, 2007. - 320 с.
19. Скребцова, Т.Г. Образ мигранта в современных российских СМИ / Т.Г. Скребцова // Политическая лингвистика - 2007. - №3(27). - С. 115-118.
20. Солганик, Г.Я. Язык СМИ на современном этапе / Солганик Г.Я. // Мир русского слова - 2010 - №2 - С. 21-24.
21. Сорокина, О.Н. Роль и значение образов-информационных моделей в СМИ / О.Н. Сорокина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук - 2009. - №2. - С. 201-206.
22. Чудинов, А.П. Политическая линвистика: учебное пособие / А.П. Чудинов - М.: Флинта: Наука, 2006. - 256 с.
23. Чудинов, А.П. Современная политическая коммуникация: Учебное пособие / А.П. Чудинов - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2009. - 292 с.
24. Чудинов, А.Н. Дискурсивные характеристики политической коммуникации / А.Н. Чудинов // Политическая лингвистика - 2012. - №2 (40). - С. 53-59.
25. Шакова, Б.М. Различные подходы к исследованию политического дискурса / Б.М. Шакова // Тамбов: Грамота - 2013. - № 9 (27): в 2-х ч. Ч. I. C. 195-198.
26. Шевцова, Д.А. От публицистического образа к медиаобразу: движение научной мысли // Современные проблемы науки и образования. 2015.- № 2-3.- С. 73.
27. Щербакова, Е.Н. Лексические и грамматические средства формирования образа А. Меркель в современном политическом дискурсе (на примере печатных немецкоязычных СМИ) / Е.Н. Щербакова // Вестник МГЛУ - 2015. - Выпуск 9 (720). - С. 57-66.
28. Ястребов-Пестрицкий, М.С. Наиболее распространённые типы классификации образных средств языка / М.С. Ястребов-Пестрицкий // Вестник Удмуртского университета - 2015. - Том 25, вып. 5 - С. 176-181.
29. Duden [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.duden.de/(дата обращения: 15.01.2018).
30. Gesellschaft fur deutsche Sprache [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gfds.de/(дата обращения: 25.02.2016)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Deutsche Welle - [Электронный ресурс] - Режим gocTyna:http://www.dw.com/
2. Deutschland.de - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.deutschland.de
3. FOCUS Online - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.focus.de/
4. SPIEGELONLINE - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.spiegel.de/
5. STERN.de- [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.stern.de/
6. WELT - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.welt.de/
7. ZEIT ONLINE - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.zeit.de/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ