ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ
АКТИВНОСТИ/ИНАКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 14
1.1. Исследование динамических характеристик индивидуальной ком-муникативно-речевой активности/инактивности
в отечественной и зарубежной психологии 14
1.2. Факторы, определяющие коммуникативно-речевую активность/инактивность 21
1.3. Конституционально обусловленный континуум личности
и речевого поведения подростка 55
1.4. Взаимосвязь коммуникативно-речевой активности/инактивности с аномальной личностной изменчивостью 63
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ПСИХОКОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ 77
2.1. Организация и методика проведения диагностического исследования 77
2.2. Социальные механизмы операциональных возможностей общения 94
2.3. Исследование мотивационного звена общения 95
2.4. Исследование мотивационного звена, обусловленного трудностями операциональных возможностей общения 95
2.5. Исследование звена контроля общения 97
2.6. Конституционально ориентированная психологическая
коррекция коммуникативно-речевой инактивности у подростков 98
3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 115
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально¬психологический анализ подростков 115
3.1.1. Исследование самооценки 115
3.1.2. Исследование уровня притязаний 118
3.1.3. Исследование тревожности 120
3.1.4. Исследование личностных установок 121
3.1.5. Исследование межличностных отношений в семьях 123
3.1.6. Анализ устных высказываний и письменных текстов 127
3.1.7. Анализ структурных компонентов общения 128
3.2. Практические рекомендации 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
ВЫВОДЫ 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ
166
Актуальность исследования. В последние десятилетия приобрела общественную значимость подростковая психология. Социальные, экологические факторы, вступая в активное взаимодействие с той или иной выраженностью психотипологической, характерологической, личностной, конституционально обусловленной неполноценностью, дефектностью мозга (А.Г. Ананьев, 1977; К.К. Платонов, 1965; Б.Н. Теплов, 1961; Е.В. Шорохова, 1961), приводят к проявлениям психологической и личностной декомпенации и дезадаптации подростков.
Подростковая психология остро нуждается в теоретической и практической разработке аспектов психологии общения и, прежде всего, - общения речевого, часто отражающего различную степень выраженности мозговой недостаточности. А.Н. Леонтьев (1948) утверждал, что всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и цели общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств».
Отечественные психологи отмечают неразрывную связь несводимых друг к другу общения и деятельности, выступающих в качестве базовых категорий психологической науки (С.Л. Рубинштейн, 2000; Б.Ф. Ломов, 1984). Важнейшим ориентиром человека при его деятельности в мире, диалоге человека с миром является язык. А. А. Леонтьев (1997) называет его языком личности, подчеркивая этим самым не только «значенческий», смысловой феномен языка, но личностно детерминированную (субъектную) стратегию речевого общения.
А.В. Брушлинский и В. А. Поликарпов (1999), подтверждая эти положения, указывают, что на любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная взаимосвязь субъект-субъектных и субъект-объектных типов соотношений. Мировоззренческий и культурный уровень вносят свою коррекцию в личностные переживания и поведенческие аномальные проявления, чаще всего, отражаясь в вербально-коммуникативной функции или коммуникативно-речевой деятельности (И.А. Зимняя, 2001). В общем смысле речевая коммуникация или речевое общение представляет собой важнейший фактор совместной деятельности людей, выявляющий активность или инактивность его участников.
Личность развивается как целое и ни одна функция (ни речь, ни память) не может развиваться самостоятельно, и лишь в целях научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития (Л.С. Выготский, 1934). Пубертатный период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом. Связанный с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации, подростковый возраст отражает одну из существенных детерминант процесса дозревания (адолесценции): коммуникативно-речевую деятельность, проявляющуюся активностью или инактивностью. Конституционально-типологический комплексный анализ функций, проводимый в течение ряда лет в Ставропольском государственном университете, позволяет «голографически» представить развитие личности в конституциональном личностном континууме.
В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. В связи с этим трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные проблемы самоопределения и самореализации в жизни, что обосновывает необходимость развития специализированной психологи¬ческой помощи подросткам.
1. Коммуникативно-речевая активность/инактивность отражает степень выраженности аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков, проявляясь в межличностных отношениях, структуре общения, уровне самосознания и сознания. Подтверждена возможность использования коммуникативно-речевой инактивности в качестве психологического маркера, детерминированного сочетанной конституционально¬типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности - неблагоприятный вариант и, обусловленного психотиполо¬гической предиспозицией личности, - благоприятный вариант.
2. Наиболее адекватным экспериментально-психологическим диагностическим комплексом методик, позволяющим на высоко достоверном уровне определять коммуникативно-речевую инактивность у подростков, служат показатели методик изучения коммуникативности, структуры общения, тревожности, самооценки и уровня притязаний, личностных установок и межличностных отношений в семьях и коллективах сверстников, анализ устных высказываний и письменных сочинений.
3. Признаками коммуникативно-речевой инактивности служат: малая речевая активность в среде сверстников и в микросоциуме, недостаточность развития операционально-технической стороны общения (малый запас слов и знаний, аграмматизмы в устной и письменной речи), дефекты речи, неумение четко сформулировать свою мысль в устном и письменном высказывании; ошибки письма и письменной речи, некомпетентность в стилевом оформлении устной и письменной речи, что отражает степень выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД.
4. Для подростков с признаками коммуникативно-речевой инактивности, детерминированной сочетанной конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности, соответствующей диапазону ПАЛ, характерными признаками являются:
- наличие психологических проблем мотивационного звена общения, включающего ориентировку в ситуации общения, коммуникативное намерение, осознание психологической реальности «Другого», установку на «прочтение Другого», вследствие не сформированности смыслообразующих мотивов деятельности;
-проблемы эмоциональной стороны самосознания: переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников;
- проблемы поведенческого уровня: избегание ряда бытовых ситуаций, сужение круга контактов, недостаточная адекватность протекания коммуникации, обеднение речевых действий, выражающейся в поиске коротких, легких в произносительном отношении вербальных единиц.
5. Специализированная психологическая помощь в виде психо-коррекционной программы, адресованной конституциональным механизмам психологической компенсации и адаптации, должна учитывать место расположения подростков в конституциональном личностном континууме:
- у подростков диапазона психологической нормы - акцентуации в процессе психокоррекции формируется стойкая мотивированность к целенаправленной деятельности, желание достичь мотива-цели, справиться со своими проблемами, подтверждая благоприятный социально-психологический прогноз;
- подростки диапазона пограничной аномальной личности, характеризуются аутокоммуникативным характером общения, отражающим только собственные ощущения и трудности, а не реакцию на собеседника, проявляя при этом раздражительность, аффективные, невротические реакции, свидетельствуя о малоблагоприятном социально-психологическом прогнозе.
1. Абульханова, К. А. О субъекте психической деятелньости. - М., 1973.
2. Абульханова-Славская, К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1977.
3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. - М: Наука, 1980. - 335 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности. - Психол. ж., 1985, т. 6, № 5. - С. 3 -18.
5. Абульханова-Славская, К.А. Личностные типы мышления // Когни¬тивная психология. - М., 1986. - С. 154-172.
6. Аванесян, Р.Д., Юнтунен, О.А. Обучение диалогу детей с наруше¬ниями речевого развития // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб., 2001. - С. 4 - 17.
7. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологи¬ческие проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 239 с.
8. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.
10. Акимова, М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 1999.
11. Алешина, Ю.Б., Петровская, Л.А. Психология общения: Психологиче¬ская компетентность пропагандиста. - М., 1989.
12. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
13. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.; Воронеж, 1996.
151
14. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., 1994.
15. Анохин, П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975. - 301 с.
16. Анцыферова, Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методо¬логии психологии // Метологические и теоретические проблемы пси¬хологии. - М., 1969. - С. 57-117.
17. Аргентова, Т.Е. Стиль общения как фактор эффективности совмест¬ной деятельности // Психол. журнал. - 1984. - Т. 5. - № 6. - С. 130-133.
18. Артемов, В.А. Психология речи // Уч. зап. МГПИИЯ. - М., 1953. - Т. VI.
19. Артемов, В.А. Речевой поступок // Преподавание иностранных язы¬ков. Теория и практика. Сб. статей //Отв. Ред. А.Т. Базиев. - М., 1971.
20. Арутюнян, М.Ю., Петровская, Л.А. Обратная связь в системе воспри¬ятия человека человеком // Психология межличностного познания. - М., 1981. - С. 42 - 53.
21. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследо¬вания. - М., 1984.
22. Асмолов, А.Г. Психология личности. - М., 1990.
23. Асмолов, А.Г., Петровский, В.А. О динамических подходе к психо-лингвистическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978.
- № 1.
24. Ахвердова, О.А. Личностно-характерологический континуум современного подростка: Автореф. дис...д-ра психол. наук. - М.,
1998. - 43 с.
152
25. Ахвердова, О.А., Боев, И.В., Волоскова, Н.Н. Личностные и поведен¬ческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточ¬ностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. - 271 с.
26. Ахутина, Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вести Моск. Ун.-та. Сер. 14. 1984. - № 3.
27. Ахутина, Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 1989.
28. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. - М.: Владос, 1999. - 175 с.
29. Бахтин, М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986. - С. 82-160.
30. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
31. Балакшина, Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в пери¬од их становления: Автореф. дисс...канд. психол. наук. - СПб., 1995.
32. Бенедиктов, С.Б. Психологический анализ одновременного воспри¬ятия и воспроизведения связной речи // Автореф. дисс . канд. психол. наук. - Вильнюс, 1974.
33. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. - М., 1986.
34. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.
35. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
36. Бодалев, А.А. Личность и общение // Избр. тр. - М., 1983.
37. Бодалев, А.А. Психология общения. - М., 1996.
153
38. Бодалев, А.А., Ковалев, Г.А. О познавательных процессах в общении // Когнитивная психология. Материалы финско- советского симпо¬зиума. М., 1986.
39. Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.
40. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
41. Боев, И.В. Пограничная аномальная личность. - Ставрополь,
1999. - 362 с.
42. Боев, И.В., Ахвердова, О.А., Волоскова, Н.Н. Клинико-психологи¬ческие аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2001. - 382 с.
43. Брудный, А.А., Сыдыкбекова, Д.С. Общение и деятельность // Эргономика. - М., 1976.
44. Брушлинский, А.В. О природных предпосылках психического развития человека. - М., 1977.
45. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование. - М., 1979.
46. Брушлинский, А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 106-126.
47. Брушлинский, А.В., Поликарпов, В.А. Мышление и общение. - Самара, 1999. - 123 с.
48. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1978.
49. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М., 1998.
50. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. - М., 1987.
154
51. Волоскова, Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. И.В. Боева. - Ставрополь, 1999. - 120 с.