ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ 6 ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ЮНОШЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Физическая культура как одна из основных дисциплин единого 6 учебного плана в образовательном учреждении
1.2. Анатомо-физиологические особенности юношей 15-16 лет 11
1.3. Виды физических качеств и способностей. Средства и методы их 14 развития
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 27
2.1. Методы исследования 27
2.2.Организация исследования 30
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ 33
ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Обоснование методики развития физических качеств у юношей 15-16 33
лет на уроках физической культуры
3.2 Экспериментальные данные методики развития физических качеств у 38 юношей 15-16 лет на уроках физической культуры
ВЫВОДЫ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
Актуальность данной темы заключается в проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. В настоящее время социально-экономическая ситуация в стране характеризуется ухудшением состояния здоровья детей, снижением показателей физического развития, ростом функциональных нарушений, заболеваемости и инвалидности.
По данным Министерства Здравоохранения с каждым годом увеличивается число школьников с заболеваниями внутренних органов, с различными нарушениями осанки и т.д.
Отмечено неблагополучное состояние детей в образовательных учреждениях, что связывается с ухудшением социально-экономического положения населения в целом, ростом неблагоприятного воздействия факторов внешней среды, отрицательным влиянием школьных нагрузок. В системе образования и сохранения здоровья детей выделено следующее: обеспечение, укрепление и сохранение здоровье детей, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой, направленных на развитие личности, утверждение здорового образа жизни. Перед педагогом ставится одна из главных задач - развитие, приумножение и использование всех резервов организма. Всестороннее развитие физических качеств имеет большое значение для человека и в другом отношении - широкая возможность их переноса на любую двигательную деятельность позволяет использовать их во многих сферах человеческой деятельности. Изучение физического развития детей и подростков в процессе физического воспитания имеет большое практическое значения, так как данные о преобразованиях соматометрических и физиометрических показателей в онтогенезе позволяют судить о росте и развитии определенных контингентов детей и подростков, решать вопросы спортивного отбора и ориентации регламентировать объем и интенсивность физических нагрузок. Динамика физического развития детей и подростков отражает влияние физических
Цель исследования: разработать методику развития физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
Объект исследования: физическое воспитание старших школьников.
Предмет исследования: развитие физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы развития физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
2. Разработать методику развития физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
3.Определить эффективность разработанной методики развития
физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
4. Разработать практические рекомендации развития физических
качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагалось, что если на уроках физической культуры с юношами 15-16 лет использовать спортивные игры и гимнастические упражнения, то это позволит эффективно развивать физические качества у них.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы,
тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Новизна исследования: состоит в том, что в результате проведения педагогического эксперимента были получены научные данные, которые позволили эффективно развивать физические качества у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанная методика развития физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры может непосредственно использоваться учителями по физической культуре, что, несомненно, повысит эффективность процесса физического воспитания с ними.
База исследования: Педагогический эксперимент был организован в МБОУ СОШ №49 г. Белгорода.
1. Анализ литературных источников по проблеме позволил выяснить, что чем разнообразнее средства, используемые для развития и совершенствования физических качеств, тем более высокого уровня проявления их можно достичь. Одно из основных условий высокой эффективности системы физического воспитания заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. Одним из основных критериев биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. К 17-18 годам сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Опорно-двигательный аппарат у старших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц.
2. Теоретический анализ позволил разработать экспериментальную методику развития физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры. В результате исследования мы выявили, что для развития физических качеств у юношей 15-16 лет наиболее эффективными оказались спортивные игры и гимнастические упражнения, позволяющие дифференцировать мышечные усилия, развивать пространственный анализ и повысить запас разнообразных двигательных умений и навыков занимающихся.
3 В результате итогового тестирования контрольной и экспериментальной групп выявлено, что результаты во всех выделенных критериях экспериментальной группы увеличились с достоверным отличием от исходного уровня физических качеств юношей 15-16 лет (Р<0,05). Так в тесте наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье увеличился на 5см, прыжок в длину с места толчком двух ног увеличился на 25см, подтягивание из виса на высокой перекладине увеличился на 6раз, время в беге на 2км уменьшилось на 1,19мин, в беге на 60м время уменьшилось на 1,5сек, поднимание туловища из положения, лежа на спине, увеличилось на 8раз. Данные различия являются достоверными с уровнем значимости Р<0,05.
4. Были разработаны практические рекомендации по применению методики развития физических качеств у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры.
1. Анохин, А.М. Теория и методики физического воспитания [Текст] : учебник для пединститутов / А.М. Анохин. - М. Физкультура и спорт, 2006. - 245с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов - М.: Просвещение, 1990. - 287с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого [Текст] : учебное пособие / В.К. Бальсевич. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 208с.
4. Баршай, В.М. Спортивная гимнастика [Текст] : учебник для вузов физической культуры / В.М. Барашай. - М.: Феникс, 2009. - 230с.
5. Бурухин С.Ф. Гимнастика - это важно // Физкультура в школе. 2000. № 8. С. 10-11.
6. Вайнбаум Я.С. Физические упражнения и здоровье школьников Физическая культура в школе. - 1997. -№ 4.
7. Верховский Ф. Позвоночник - «древо жизни» //Физкультура и спорт. - 1996. - №7. - С.9-10
8. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений [Текст]: / Ю.К. Гавердовский- М.: Терра спорт, 2002.
9. Годик, М.А. Стретчинг[Текст]: / М.А. Годик, А.М. Барамидзе, Т.Г. Киселёва - М.: Советский спорт, 1991. - 8с.
10. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст] : учебник для техникумов физ. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 230с.
11. Евстафьев Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека// Теория и практика физической культуры - 2005. -№ 4. С. 49-52.
12. Железняк, Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров - М.: Академия, 2002. - 146-151с.
13. Журавин, М.Л. Гимнастика [Текст]: Учеб. для студ. Высш. учебн. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. - М.: Академия, 2001. - 448с.
14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов [Текст] : учебное пособие / В.М. Запуорский. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 200с.
15. Захаров. Е.Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст]: /Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов под редакцией А.В. Карасева - М.: Лептос, 1994.
16. Зобков, В.А. Техническая подготовка в спортивной гимнастике [Текст] / В.А. Зобков // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №
7. - С.18.
17. Кондакова А.М., Кузнецова А.А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. - М.; Просвещение, 2008.
18. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 2009. 456 с.
19. Кофман, В.И. Методика физического воспитания [Текст] : настольная книга учителя физической культуры / В.И. Кофман. - М.: Просвещение, 2007. - 180с.
20. Куколевский Г. М. Физическое совершенствование. М.: «Медицина», 2006. 367 с.
21. Лях В.И., Зданевич. А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М., «Просвещение», 2004 г.
22. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2007. 302 с.
23. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007.- 270с.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] : учебник для институтов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М.: Феникс, 2008. - 250с.
25. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник для институтов физической культуры/ Л.П. Матвеев - М: ФиС,1991. - 543с.
26. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
27. Мейксон, Г.Б. Физическое воспитание учащихся [Текст] : пособие для учителя/ Г. Б. Мейксон. - М.: Феникс, 2005. - 320с.
28. Меньшиков, Н.К. Гимнастика с методикой преподавания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культ. / Н.К. Меньшиков - М.: Просвещение, 1990.
29. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического
воспитания школьников.-М.:2002.- 455 с.
30. Новиков, А.Д. Теория и методика физического воспитания [Текст] : учеб. для ин-тов физ. культ.: в 2 т. / А.Д. Новиков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 450с.
31. Организация и планирование самостоятельной работы студентов на ФФК / Сб. науч. тр. М., 1991.
32. Попова. Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике [Текст]: / Е.Г. Попова- М.: Терра спорт, 2000.
33. Решетнева, Г.А. Спортивная гимнастика [Текст] / Г.А. Решетнева // Здоровье и физические упражнения. - 2008. - №15. - С.26
34. Рунова, М.А. Элементы спортивной гимнастики [Текст] : пособие для педагогов школьных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 256с.
35. Сермеева, Б.В. Спортивная гимнастика в школе [Текст] / Б.В. Сермеева // Спорт-регион. - 2010. - №9. - С.30
36. Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений [Текст] / Пер. с польск. Е. Талага - М.: ФиС, 1998. - 412с.
37. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического
воспитания. - М.: «Физкультура и спорт», 2006. 420 с.
38. “Учебное пособие по гимнастике для студентов факультета физической культуры ” (авторы: ст. преподаватели Олендский В.В. , Чернышов Л.Т. , Уфимцева Т.А.) , изд. БГУ , 1997г.
39. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. - М., 2006.
40. Физическое воспитание: Учебник/под ред. В. А. Головина, В. А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 2008. 428 с.
41. Филин, В.П. Гимнастическик упражнения в спортивной гимнастике [Текст] / В.П. Филин // Спорт. - 2005. - №18. - С.15
42. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Владос,1995. - 401 с.
43. Фомин, Н.А. Физическая культура [Текст] : пособие для студентов педвузов и колледжей физической культуры / Н.А. Фомин. - М. : Просвещение, 2004. - 360с.
44. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: ACADEMA, 2000. 480 с.
45. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Академия, 2000. - 176,480с.
46. Яруллин Р.Х. Физические способности человека как генетически и социально обусловленные различия в появлении его физических свойств // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 7. - С.39-40
47. http: //news .sportbox.ru/sport- gimnastika.