ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ИВАЩЕНКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ИВАЩЕНКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Актуальность темы исследования. В России происходят глобальные изменения, которые вносят дополнительные сложности в работу руководителей муниципальных образований. Муниципальным органам власти в условиях крайнего дефицита ресурсов приходится одновременно решать целый ряд разноуровневых и разнонаправленных задач по нормализации хозяйственно-экономической деятельности, стабилизации социальных отношений, модернизации инфраструктуры, разработке и запуску программ развития, преодолению локальных кризисных ситуаций и т.п., в условиях жесткого лимита времени и отсутствия отработанных управленческих технологий, соразмерных решаемым проблемам. Традиционные методы управления для этого часто не годятся, в следствие чего возникает объективная необходимость поиска новых технологий управления муниципальными образованиями..
Основная цель муниципального управления - повышение качества и уровня жизни населения муниципального образования, в связи с чем перед органами местного самоуправления стоит двуединая задача: управление текущими делами для достижения оперативных целей и управление развитием муниципального образования для достижения стратегических целей. Решению этой двуединой задачи способствует применение технологии управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования, включающей разработку и реализацию концепции (программы, плана) социально-экономического развития муниципального образования
Особое значение управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования приобретает в сельских поселениях.В настоящее время назрела объективная необходимость социально-экономического преобразования сельских территорий, которая требует новых подходов к формированию механизма управления их устойчивым развитием. Соотношение площади сельской местности и городских поселений, существующие диспропорции в их возможностях, социальных условиях обуславливают особую значимость села в формировании инновационной экономики нашей страны, повышении уровня жизни в государстве.
Требования устойчивости и комплексности развития села с применением инновационных методов и нового инструментария управленческих решений диктует целесообразность изучения сущностных аспектов управления устойчивым социально-экономическим развитием сельских территорий. Оно предполагает повышение эффективности производства, расположенного на них, рост уровня жизни населения, наличие развитой инфраструктуры на территории территорий, а также решение жилищных проблем населения, снижения уровня безработицы и прочее.
Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности. В настоящее время перед практикой и теорией стоят задачи выявления эффективных инструментов управления сельскими территориями, комплексной оценки уровня их социально-экономического развития. В этой связи совершенствование управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований приобретает особую актуальность, что и предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы.
Анализ степени изученности темы. Сегодня в научной литературе идет дискуссия о направлениях и механизмах управления селом, обсуждается концепция устойчивого развития сельских территорий. Специалисты называют ряд причин, определивших проблемы устойчивого социально-
экономического развития сельских территорий. Это исторически сложившиеся проблемы: неэффективность аграрной политики,
недостаточность в бюджете страны социальных расходов по аграрному сектору, ведомственная разобщенность управления в сельской местности, слабость сельского самоуправления, ограниченность доступа сельского населения к рынкам продукции, материально -технических, финансовых и информационных ресурсов.
Для задач данного исследования важными стали труды ученых таких как: И.А. Василенко, А.А. Еремин, В.Н. Ильин, Л.Е. Ильичева, О.Н. Капелько, О.В. Кожевина, В.С. Комаровский, Г.Л. Купряшин, Н.Г. Ломова, В.Г. Лякишева, Н.С. Мельникова, И.Е. Москалева, М.В. Сиротенко , которые описывают общие принципы, методы и технологии муниципального управления территориями.
Изучению устойчивого развития сельских территорий посвятили свои работы: Е.В. Автайкина, Н.М. Едрёнкина, О.О. Зайцева, Е.Г. Коваленко, Т.М. Полушкина, М.А. Ракабанова, К.С. Седова, О.В. Шумакова, О.Ю. Якимова, в которых представлены научные подходы к устойчивому развитию сельских территорий .
Изучение процесса социально-экономического развития
муниципального образования неразрывно связано с анализом программно¬целевого подхода, который рассмотрен в работах К.Л. Жихарева, А.В. Ильичева, С.С. Ковалевского и В.В. Кульбы, Р.А. Кочкарова, Б.З. Мильнера,
М.П. Силич .
Проведенный автором анализ научных трудов показывает, что к настоящему времени наиболее широко освещены исторические и правовые аспекты становления и развития института местного самоуправления, достаточно активно исследуются финансово-экономические и организационные основы его функционирования, много работ посвящено проблемам жизнедеятельности местных сообществ в зависимости от их территориально-административного типа. Вместе с тем, количество научно¬теоретических исследований, посвященных изучению проблем управления социально-экономическим развитием сельских территорий, специфики данного управления пока недостаточно . Существует необходимость детального изучения новых подходов к управлению социально¬экономическим развитием сельских поселений, обоснования и систематизации форм, способов и технологий такого управления .
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения качества жизни населения муниципального образования и недостаточной разработанностью инновационных подходов к управлению его социально-экономическим развитием, обеспечивающим достижение данной цели.
Объектом исследования в данной работе выступает управление развитием муниципального образования.
Предметом исследования является механизм управления социально-экономическим развитием Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование механизма управления социально - экономическим развитием Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы процесса управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
2. Проанализировать практику управления социально¬
экономическим развитием Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма управления социально-экономическим развитием Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области.
В качестве теоретико-методологической основы исследования послужили исследования развития сельских территорий Л.В. Бондаренко, Ф. Мантино , в которых разработаны теоретические основы управления развитием сельских территорий.
Выпускная квалификационная работа опирается на основные положения системного подхода, представленного в работах Р. Джонсона, Ф. Каста и Р. Розенцвейга, В.Н. Садовского .
В ходе исследования использовались принципы сравнительного анализа, институционального подхода, исследования, метод анализа документов, результатов массовых социологических опросов по проблемам местного самоуправления.
Эмпирическая база исследования включает в себя:
- нормативно-правовые акты Российской Федерации ;
- нормативные акты Белгородской области ;
- акты администрации Иващенковского сельского поселения, статистические данные .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования результатов её исследования и разработанных рекомендаций в деятельности органов муниципального управления.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы, приложениями.
Происходящие изменения в экономике страны, связанные с диверсификацией и модернизацией ее структуры, направлены на достижение нового качества жизни населения. В этих условиях возрастает значимость управления социально-экономическим развитием территорий.
Под социально-экономическим развитием муниципального
образования понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизнедеятельности муниципального образования, который имеет своей целью достигнуть определенный уровень развития духовной и экономической области на территории муниципального образования, с минимальным ущербом для природных ресурсов и большим уровнем удовлетворения нужд населения и интересов государства на территории муниципального образовании.
Проанализировав практику управления социально-экономическим развитием Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области отметим, что управление социально-экономическим развитием сельского поселения основывается на реализации двух программ: «Программа социально-экономического развития Иващенковского сельского поселения до 2021 года» и «Программакомплексного развития социальной инфраструктуры Иващенковского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области на 2017 - 2026 годы».
Программные мероприятия направлены на решение таких задач как: повышение качества жизни населения, развитие реального сектора экономики, развитие малого бизнеса на территории поселения, усиление роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования. Однако процессу управления социально -экономическим развитием Иващенковского сельского поселения присущ ряд проблем, в частности низкая вовлеченность населения сельского поселения в процесс развития территории муниципального образования, отсутствие механизма оценки устойчивости развития сельского поселения, недостаток финансовых ресурсов.
На муниципальном уровне одним из главных условий развития муниципальных образований является повышение активности населения в управлении социально-экономическим развитием. Нами разработан проект, направленный на формирование благоприятных условий для включения населения в процесс управления социально-экономическим развитием Иващенковского сельского поселения: «Инициативный селянин - устойчивое социально-экономическое развитие территории»
Результатами реализации проекта будут являться: обучение 4 муниципальных лидеров за 2 года реализации проекта; поддержка 6 инициативных проектов направленных на социально-экономическое развитие сельского поселения за 2 года реализации проекта; увеличение количества предложений, идей граждан по решению проблем территории, а также количества совместно решенных муниципальных проблем (жители сообщают - власть реагирует) ;повышение интереса населения к взаимодействию с органами местного самоуправления в решении муниципальных проблем; мониторинг мнения населения о целях, задачах и перспективах социально-экономического развития сельского поселения, а так же выявление готовности к участию в его развитии.
Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций администрации Иващенковского сельского поселения по совершенствованию процесса управления социально-экономическим развитием муниципального образования:
- провести конкурс грантов по поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности. Приоритетные направления реализации проектов: создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок; сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников; поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел; развитие социальной инфраструктуры села;
- распространить позитивный образ практики проявления активности и инициативы, успешного опыта социально значимых инициатив путем социальной рекламы;
- привлечь широкий круг общественного внимания к добровольческим инициативам, благотворительной деятельности ;
- сформировать в Алексеевском районе Банк проектов развития сельских территорий как онлайн-ресурс, объединяющий лучшие проекты и практики управления селом, призванный максимально упростить процесс взаимодействия между представителями органов власти, общественными организациями и сельскими жителями. Данное мероприятие может быть реализовано и в рамках межмуниципального сотрудничества.
Важным для совершенствования процесса управления социально - экономическим развитием сельского поселения, на наш взгляд, является так же: формирование системы управления имиджем Иващенковского сельского поселения на основе разработки визуального и вербального образа муниципального образования и его позиционирования в информационно¬коммуникационном пространстве региона; разработка критериев оценки устойчивости муниципального образования; проведение мероприятий по развитию человеческого потенциала, содействие в обучении и привлечении молодых специалистов в поселение (специалистов сельхозпроизводства и переработки, врачей, учителей, работников культуры, муниципальных служащих).
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. -2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.
3. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст]: федер. закон от 09 февраля 2009 г. №8-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 7. - Ст. 776.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - №40. - Ст. 3822.
5. Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ [Текст] // Российская газета. - № 290. - 30 декабря.
7. О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских
территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Текст]: Постановление Правительства от 15 июля 2013 г. № 598 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 30. - Ст. 4110.
8. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской
Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Информационный банк. Версия « Проф». Раздел « Законодательство» .
9. Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области [Текст]: Закон Белгородской области от 24 марта 2005 г. № 177 // Белгородские известия. - 2005. - 24 марта.
10. Устав Иващенковского сельского поселения Алексеевского района
Белгородской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт Алексеевского района URL. http://www.adm-
alekseevka.ru/adm/
11. Программа комплексного развития социальной инфраструктуры Иващенковского сельского поселения муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области на 2017 - 2026 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области.: http://ivaschenkovskoe.ru
12. Программа социально-экономического развития Иващенковского сельского поселения до 2021 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: Официальный сайт Иващенковского сельского поселения Алексеевского района Белгородской области. - режим доступа: http://ivaschenkovskoe.ru.
13. Автайкина, Е.В. Модернизация механизма устойчивого развития сельских территорий [Текст] / Е.В. Автайкина, О.О. Зайцека, Е.Г. Коваленко [и др.] - М.: Академия Естествознания, 2014. - 248 с.
14. Барамзин, С.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений [Текст] / С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - №9. - С. 34-42.
15. Бондаренко, Л.В. Развитие сельских территорий России: оценки, мнения, ожидания [Текст] / Л.В. Бондаренко // Социологические исследования. - 2016. - № 3. - С. 76-82 .
16. Бондаренко, Л.В. Сельские территории: состояние и
регулирование [Текст] / Л.В. Бондаренко // АПК: экономика, управление. -
2014. - №1. - С. 69-79.
17. Бондаренко, Л.В. Научные основы формирования системы стандартов обеспечения сельского населения социальными услугами [Текст] / Л.В. Бондаренко. - М.: ВНИИЭСХ, 2013. - 78 с.
18. Бражник, Г.В. Формирование и воспроизводство социального капитала сельского населения [Текст]: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Г.В. Бражник. - Белгород, 2014. - 212 с.
19. Василенко, И.А. Модели и механизмы государственного и муниципального управления стран Запада, Востока и России: сравнительный анализ [Текст] / И.А. Василенко, Л.Е. Ильичева, В.С. Комаровский, Г.Л. Купряшин, О.Н. Капелько, И.Е. Москалева: под ред. Л.Е. Ильечевой, В.С. Комаровского. - М.: Аналитик, 2015. - 168 с.
20. Везиницына, С.В. Взаимодействие общественного мнения и органов муниципальной власти: механизмы, проблемы, совершенствование [Текст] / С.В. Везиницына // Известия Саратовского университета. - 2017. - Т. 13. - Серия Социология. Политология. Вып. 1. - С. 3-7.
21. Волошинская, А.А. 2016. «Российская общественная инициатива»:парадоксыотечественной электронной демократии[Текст] / А.А. Волошинская // Власть.-2016. - № 1. -С. 47-50.
22. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики [Текст] / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 77 с.
23. Горелов, Н. А. Методологические подходы к исследованию и оценке качества жизни населения [Текст] / Н.А. Горелов // Социологические исследования. - 2014. - №4. - С. 12-16.
24. Едрёнкина, Е.М. Теоретические подходы формирования устойчивого развития сельских территорий [Текст] /Е.М. Едрёнкина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 7. - С. 169-179.
25. Еремин, А.А. Актуальные проблемы теории и практики муниципального управления [Текст] / А.А. Еремин, В.Н. Ильин, Н.Г. Ломова, В.Г. Лякишева, Н.С. Мельникова. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 277 с.
26. Жихарев, К. Проектное управление развитием региональной инновационной системы: общая схема и принципы [Текст] / К. Жихарев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 7. - С.50-57.
27. Залунин, В.И. Социальная экология [Текст] / В.И. Залунин. - Владивосток, 2013.- 245 с.
28. Иванов, Д. В. Оценка деятельности органов местного самоуправления как фактор повышения качества жизни населения [Текст] / Д. В. Иванов // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 55-56.
29. Ильина, Э.А. Развитие обратной связи между муниципальным образованием и обществом в период реформирования [Текст] / Э.А. Ильина, О.А. Колибаба // Культура. Духовность. Общество. - 2015. - № 17. - С. 52-55
30. Киричук, С.М. Развитие местного самоуправления приоритетное направление работы современной федерации [Текст] / С.М. Киричук // Вопросы местного самоуправления. - 2015. - №2. - С. 4-7.
31. Кожевина, О.В. Стратегирование пространственного развития муниципальных образований [Текст] / О. В. Кожевина, М.В. Сиротенко. - М.: Аналитик, 2015. - 153 с.
32. Колиснеченко, Е.А. Государственная политика устойчивого развития сельских территорий: содержание, оценка результативности, ключевые направления совершенствования [Текст] / Е.А. Колиснеченко, В.И. Меньщикова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №10. - С. 34-43.
33. Королева, Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты [Текст] / Е.Н. Королева. - М.: Всерос. гос. налоговая академия, 2013. - 326 с.
34. Кузнецова, Е.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / Е.С. Кузнецова, А.С. Богданова // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2013. - Т.15, №1. - С.195-198.
35. Майкова, Э.Ю. Тенденции развития местного самоуправления [Текст] / Э.Ю. Майкова, Е.В. Симонова // Власть. - 2013. - № 6. - С. 130-133.
36. Мстиславский, П. С. Вопросы теории и методологии анализа качества жизни [Текст] / П. С. Мстиславский // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. - №2. - С. 5-16.
37. Новиков, И.А. Стратегическое управление проектами муниципального образования: понятие и основные принципы [Текст] / И.А. Новиков // Проблемы экономики. - 2015. - № 4. - С. 82-85.
38. Рабканова, М.А. Устойчивое развитие сельских территорий: понятие и сущность [Текст] / М.А. Рабакова, О.В. Шумакова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8. - С. 1643-1646.
39. Римашевская, Н. М. Социально-экономические и
демографические проблемы современной России [Текст] / Н. М. Римашевкая // Вестник российской академии наук. - 2013. - №3. - С. 21-24.
40. Семенова, Ф.З. Устойчивое развитие сельских территорий аграрного региона [Текст] / Ф.З. Семенова, Д.В. Ганюков // Управление экономическими системами. - 2012. - № 12 (48). - С. 108-116.
41. Семеняченко, А.В. Социальное обустройство и развитие жилых территорий [Текст] / А.В. Семянченко. - М.: Наука, 2013. - 148 с.
42. Соловьев,С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации [Текст] / С.Г. Соловьев.- СПб.: Логос, 2013.-215 с.
43. Староверова, Г.С. Сельская территория как среда обитания и сфера жизнедеятельности человека [Текст] / Г.С. Староврова, А.Ю. Медведев. // Институт социально-экономического развития территорий РАН. - 2014. - № 5 (73). - С. 112-122.
44. Торопов,Д.И. Программно-целевой подход к развитию сельских
территорий[Текст] /Д.И. Торопов// АПК: экономика, управление. - 2017. -
№6. - С. 20-23.
45. Холопов, В.А. Муниципальное управление, ориентированное на результат [Текст] / В.А. Холопов. - Рязань: Академия наук социальных технологий и местного самоуправления, 2016. - 530 с.
46. Хорохонов, Д.Ю. Повышение результативности проектов экономического развития муниципальных образований, основанных на использовании их ресурсного потенциала [Текст] / Д.Ю. Хорохонов // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 12 (83). - С.382-387.
47. Хусунтдинова, С.Р. Социально-экологические факторы формирования комфортной среды урбанизированных территорий [Текст] / Р.С. Хусунтдинова, А. А. Дембич, Ю.А. Закирова // Географический вестник.
- 2016. - № 4 (39). - С. 28-35.
48. Черняк, Т.В. Формирование и развитие профессиональных компетенций специалистов: принципы, подходы и методы [Текст] / Т.В. Черняк // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 27. - С. 28-30.
49. Юрасов, И.А. Мониторинг социальной эффективности управления муниципалитетом [Текст] / И.А. Юрасов, И.Н. Горячев // Власть.
- 2012. - № 5. - С.102-105.
50. Территориальный орган Федеральной службы государственной
статистики по Белгородской области [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Терр. орган Фед. службы гос. статистики. - Белгород, 1999-2017. -
http://www.gks.ru.http://borisovka.info.
51. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Фед. служба гос. статистики. - М., 1999-2018. - http://www.gks.ru.