«BRITISH BROADCASTING CORPORATION» КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕЩАТЕЛЬ: ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ, ВНУТРЕННЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ БИ-БИ-СИ
И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ 10
1.1 История Британской вещательной корпорации 10
1.2 Эволюция концепции общественного вещания Великобритании 28
1.3 Современное состояние организационной структуры и концепции
вещания Би-Би-Си 38
Выводы к Главе I 50
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПРИНЦИПЫ
И НОРМЫ «EDITORIAL GUIDELINES BBC» 55
2.1 «Editorial Guidelines» как редакционный документ, регулирующий
деятельность Би-Би-Си 55
2.2 Ключевые принципы внутреннего регулирования Би-Би-Си
и их реализация на практике 63
2.3 Частные нормы, вытекающие из ключевых принципов и их практическое
применение 72
Выводы к Главе II 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ БИ-БИ-СИ
И ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ 10
1.1 История Британской вещательной корпорации 10
1.2 Эволюция концепции общественного вещания Великобритании 28
1.3 Современное состояние организационной структуры и концепции
вещания Би-Би-Си 38
Выводы к Главе I 50
ГЛАВА II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: ПРИНЦИПЫ
И НОРМЫ «EDITORIAL GUIDELINES BBC» 55
2.1 «Editorial Guidelines» как редакционный документ, регулирующий
деятельность Би-Би-Си 55
2.2 Ключевые принципы внутреннего регулирования Би-Би-Си
и их реализация на практике 63
2.3 Частные нормы, вытекающие из ключевых принципов и их практическое
применение 72
Выводы к Главе II 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современную мировую систему средств массовой коммуникации уже невозможно представить без такого медиагиганта, как Би-Би-Си. За почти столетие своего существования она превратилась в глобальную медиакорпорацию, которая считается образцом общественной модели вещания. В настоящий момент Би-Би-Би представляет из себя транснациональную корпорацию с девятью телеканалами в Великобритании, десятью радиостанциями, обширной онлайн-платформой и Всемирной службой, действующей по всему земному шару.
С самого начала своего существования Би-Би-Си позиционирует себя как объективная и независимая медийная организация, служащая исключительно интересам общества, как «источник надежных и беспристрастных новостей»» [Истомин: http]. «В информационном плане Би-Би-Си играет жизненно важную роль в смутные времена. Люди во всем мире обращаются к Би-Би-Си, когда другие источники объективной информации оказываются в дефиците»»[BBC отмечает...: http].
Форма организации Би-Би-Си как общественной организации, установленная и частично финансируемая государством, часто вызывала разночтения. Советские исследователи, например, в своих работах критиковали Британскую вещательную корпорацию и приводили в качестве примера ее зависимости различные способы воздействия на нее государства. В.М. Карелина, в частности, в работе «На экране и за экраном» указывала на то, что правящие классы «предпочитают применять внутренние, скрытые от глаз широкой общественности механизмы воздействия на вещание Би-Би-Си, подчиняя её, таким образом, политической конъюнктуре»» [Цит. по Шампорова 2014: 61].
Современные российские (Е.Л. Вартанова, Б.И. Любимов, Н.В. Орешкина) и зарубежные (С. Аллан, Дж. Курран, Дж. Ситон, Р. Эйткин) исследователи по-другому оценивают степень независимости Би-Би-Си и ее роль в европейском общественном вещании. Е.Л. Вартанова рассматривает Корпорацию как «едва ли не идеальный пример общественной вещательной монополии» [Вартанова 2003: 179], К. Якубович считает, что британская
модель общественного вещания неразрывно связана с развитым гражданским обществом и демократическими ценностями. Из всех моделей общественного вещания, британская - наиболее успешная, потому что «она сочетает в себе независимость от власти, коммерческих структур и строгое соблюдение интересов общества в целом»[Jakubowicz 2011: 56].
В настоящее время исследователи сосредоточены на трансформации модели общественного вещания в условиях развития новых медиа и коммерциализации рынка СМИ (С.И. Покровская, И.В. Григорьева, Ю.С. Шампорова). Например, Ю.С. Шампорова выделяет понятие «общественная медиаслужба», соответствующая запросам современного информационного общества [Шампорова 2014: 5], деятельность которой
выходит за рамки просто общественного вещания и включает в себя новые коммуникационные сервисы, использует цифровые медиа и платформы, в том числе интернет, вместо того, чтобы осуществлять исключительно теле- или радиовещание [там же: 33]. Современные исследователи (Б.И. Любимов, К. Якубович, Н.В. Орешкина) при изучении истории Британской вещательной корпорации большое внимание уделяют внешним изменениям, произошедшим с Корпорацией - открытие новых телеканалов и радиостанций, продажа собственности (Б.И. Любимов), коммерциализация, политизация (Н.В. Орешкина, Б.И. Любимов), цифровизация (Ю.С. Шампорова), «калчартеймент» (С.И. Покровская).
Внутренние же аспекты развития Корпорации, такие как концепция общественного вещания и ее эволюция, а также внутреннее (внутриредакционное) профессиональное регулирование, остаются малоизученными, что, на наш взгляд, является серьезным недостатком современного научного медиадискурса, поскольку в условиях нестабильной политической и экономической ситуации возрастает потребность в объективной и непредвзятой информации, источником которой Би-Би-Си себя зарекомендовала в итоге многолетнего развития.
Самоосмысление и самоанализ Корпорации играют огромную роль в установлении конкретных целей её существования и способов их достижения. Результатом многолетней саморефлексии Би-Би-Си стала концепция общественного вещания, благодаря которой на сегодняшний день в глобальном массовом сознании Корпорация заслужила репутацию практически недостижимого идеала беспристрастности и объективности, продвигая себя на рынке как СМИ с многолетним опытом и традициями, высокими профессиональными стандартами. Однако, на сегодняшний день исследователи обходят стороной проблему современного состояния концепции общественного вещания Би-Би-Си и глубокого анализа реализации вытекающих из нее принципов и норм.
Таким образом актуальным представляется изучить эволюцию концепцию общественного вещания Би-Би-Си, вытекающие из нее принципы и нормы редакционных правил, а также проанализировать деятельность Британской вещательной корпорации в аспекте соблюдения заявленных принципов и норм.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день представляется неполной, так как в научном дискурсе не выявлено работ, в которых давался бы системный анализ развития принципов общественного вещания Би-Би-Си, закрепленных как на внешнем законодательном, так и на внутриредакционном уровнях, а также их практическая реализация в современных условиях функционирования общественного СМИ.
Объектом нашего исследования является концепция общественного вещания Би-Би-Си, воплощенная в Королевских Хартиях разных лет, и её практическая реализация в настоящее время.
Предметом - вытекающие из нее принципы и нормы функционирования Корпорации, представленные в руководстве для персонала корпорации («Editorial Guidelines»), рассмотренные в контексте деятельности Би-Би-Си.
Цель нашего исследования - проанализировать эволюцию концепции общественного вещания и её реализацию в настоящее время через соблюдение принципов и норм «Editorial Guidelines».
Для выполнения заявленной цели мы планируем обратиться к решению следующих задач:
• изучение истории развития Британской вещательной корпорации;
• изучение исторической эволюции концепции общественного вещания Би-Би-Си;
• анализ современной организационной структуры и концепции общественного вещания Корпорации;
• анализ редакционных правил «Editorial Guidelines»;
• выявление основных принципов редакционных правил Би-Би-Си и анализ их реализации;
• выявление основных норм «Editorial Guidelines» и их соблюдения на практике вещания корпорации.
Основные методы, которые использовались в ходе исследования, это:
• реферативно-аналитический и индуктивно-дедуктивный методы, использованные для систематизации теоретического и эмпирического материала;
• исторический подход, использующийся для изучения истории Би¬
Би-Си, ее организационно-структурного развития и эволюции концепции общественного вещания Великобритании;
• метод категоризации, использованный для выявления основных принципов вещания Би-Си-Си;
• метод научного описания, применённый для описания содержания редакционных правил «Editorial Guidelines»;
• метод контент-анализа, применённый для анализа материалов Би¬Би-Си в аспекте соблюдения провозглашённых в «Editorial Guidelines» принципов и норм.
Эмпирическим материалом выступают девять Королевских Хартий, регламентировавших деятельность Би-Би-Си с 1927 года, редакционные правила Би-Би-Си «Editorial Guidelines», а также теле-, радиоматериалы и материалы официального сайта Би-Би-Си за 2014 - 2017 годы.
Теоретической базой нашего исследования выступили исследования зарубежных и российских авторов:
• в области теории журналистики и массовых коммуникаций - Я.Н, Засурского. С.Г. Корконосенко, Д. Маккуэйла и др.;
• истории и культуры Великобритании - Д. Бойла, Г. Брауна,
B. В. Ощепковой, Ю.П. Тен;
• истории и эволюции общественного вещания - К. Якубовича, Е.Л. Вартановой, И.В. Григорьевой, Ю.С. Шампоровой, А.С. Зубока Б.И. Любимова, В.М. Карелиной, В.В. Орловой;
• в области истории Британской вещательной корпорации - Дж. Куррана, Дж. Ситона, А. Криселла, Р. Эйткина, А. Бриггс, П. Бурка, C. Аллана, А.П. Короченского, В.Л. Артемова, В.С. Семенова.
Гипотезой нашего исследования является:
1. Утверждение о том, что «Editorial Guidelines» является универсальным редакционным регулирующим документом, отражающим и детализирующим специфическую концепцию общественного вещания В еликобритании;
2. Предположение о том, что Би-Би-Си в условиях сложившейся в мире последние годы кризисной политической и экономической ситуации лишь частично соблюдает принципы и нормы, закреплённые в собственных редакционных правилах, тем самым дискредитируя себя в глазах общественности как объективная и беспристрастная медийная организация.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности усовершенствования нормативно-правовых и этических документов, регулирующих деятельность СМИ, а также в учете полученных научных результатов в практике отечественной международной журналистики.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в работе впервые дается анализ эволюции концепции вещания Британской вещательной корпорации через призму развития законодательно закрепленных принципов, их детализации и отражения во внутренних редакционных правилах и их реализации через закрепленные нормы профессиональной деятельности. Результаты данного исследования, его основные положения и выводы, полученные в ходе работы, составляют определенный теоретический вклад в развитие теории общественного вещания и международной журналистики и могут быть в дальнейшем использованы с целью проведения новых исследований в области изучения транснациональных и общественных СМИ.
Работа прошла апробацию в рамках научно-практической конференции студентов НИУ «БелГУ» в секции «Актуальные проблемы международной журналистики и зарубежных СМИ». Кроме того, по теме исследования было опубликовано три научные работы: «Британская широковещательная корпорация в зеркале Британской медиакритики (на примере организации Media Lens)» (Чебоксары, 2016), «Editorial Guidelines BBC как регулирующий документ» (Boston, 2016), «Структура и содержание программ телеканала BBC World News» (Москва, 2016).
Структура работы обусловлена целями и задачами и включает в себя введение, две главы и выводы к ним, списки использованных источников и литературы.
Первая глава «Организационно-структурное развитие Би-Би-Си и эволюция концепции общественного вещания» посвящена изучению истории Британской вещательной корпорации, описанию развития документов, определяющих правовые основы её деятельности и отражающих развитие принципов общественного вещания, а также анализу современного состояния организационной структуры и концепции Би-Би-Си.
Вторая глава «Профессиональное регулирование: принципы и нормы «Editorial Guidelines BBC» посвящена описанию и анализу редакционных правил Корпорации, выявлению ключевых принципов и вытекающих из них норм работы Би-Би-Си как общественного вещателя, а также анализу реализации заявленных принципов и норм в практической деятельности Корпорации.
С самого начала своего существования Би-Би-Си позиционирует себя как объективная и независимая медийная организация, служащая исключительно интересам общества, как «источник надежных и беспристрастных новостей»» [Истомин: http]. «В информационном плане Би-Би-Си играет жизненно важную роль в смутные времена. Люди во всем мире обращаются к Би-Би-Си, когда другие источники объективной информации оказываются в дефиците»»[BBC отмечает...: http].
Форма организации Би-Би-Си как общественной организации, установленная и частично финансируемая государством, часто вызывала разночтения. Советские исследователи, например, в своих работах критиковали Британскую вещательную корпорацию и приводили в качестве примера ее зависимости различные способы воздействия на нее государства. В.М. Карелина, в частности, в работе «На экране и за экраном» указывала на то, что правящие классы «предпочитают применять внутренние, скрытые от глаз широкой общественности механизмы воздействия на вещание Би-Би-Си, подчиняя её, таким образом, политической конъюнктуре»» [Цит. по Шампорова 2014: 61].
Современные российские (Е.Л. Вартанова, Б.И. Любимов, Н.В. Орешкина) и зарубежные (С. Аллан, Дж. Курран, Дж. Ситон, Р. Эйткин) исследователи по-другому оценивают степень независимости Би-Би-Си и ее роль в европейском общественном вещании. Е.Л. Вартанова рассматривает Корпорацию как «едва ли не идеальный пример общественной вещательной монополии» [Вартанова 2003: 179], К. Якубович считает, что британская
модель общественного вещания неразрывно связана с развитым гражданским обществом и демократическими ценностями. Из всех моделей общественного вещания, британская - наиболее успешная, потому что «она сочетает в себе независимость от власти, коммерческих структур и строгое соблюдение интересов общества в целом»[Jakubowicz 2011: 56].
В настоящее время исследователи сосредоточены на трансформации модели общественного вещания в условиях развития новых медиа и коммерциализации рынка СМИ (С.И. Покровская, И.В. Григорьева, Ю.С. Шампорова). Например, Ю.С. Шампорова выделяет понятие «общественная медиаслужба», соответствующая запросам современного информационного общества [Шампорова 2014: 5], деятельность которой
выходит за рамки просто общественного вещания и включает в себя новые коммуникационные сервисы, использует цифровые медиа и платформы, в том числе интернет, вместо того, чтобы осуществлять исключительно теле- или радиовещание [там же: 33]. Современные исследователи (Б.И. Любимов, К. Якубович, Н.В. Орешкина) при изучении истории Британской вещательной корпорации большое внимание уделяют внешним изменениям, произошедшим с Корпорацией - открытие новых телеканалов и радиостанций, продажа собственности (Б.И. Любимов), коммерциализация, политизация (Н.В. Орешкина, Б.И. Любимов), цифровизация (Ю.С. Шампорова), «калчартеймент» (С.И. Покровская).
Внутренние же аспекты развития Корпорации, такие как концепция общественного вещания и ее эволюция, а также внутреннее (внутриредакционное) профессиональное регулирование, остаются малоизученными, что, на наш взгляд, является серьезным недостатком современного научного медиадискурса, поскольку в условиях нестабильной политической и экономической ситуации возрастает потребность в объективной и непредвзятой информации, источником которой Би-Би-Си себя зарекомендовала в итоге многолетнего развития.
Самоосмысление и самоанализ Корпорации играют огромную роль в установлении конкретных целей её существования и способов их достижения. Результатом многолетней саморефлексии Би-Би-Си стала концепция общественного вещания, благодаря которой на сегодняшний день в глобальном массовом сознании Корпорация заслужила репутацию практически недостижимого идеала беспристрастности и объективности, продвигая себя на рынке как СМИ с многолетним опытом и традициями, высокими профессиональными стандартами. Однако, на сегодняшний день исследователи обходят стороной проблему современного состояния концепции общественного вещания Би-Би-Си и глубокого анализа реализации вытекающих из нее принципов и норм.
Таким образом актуальным представляется изучить эволюцию концепцию общественного вещания Би-Би-Си, вытекающие из нее принципы и нормы редакционных правил, а также проанализировать деятельность Британской вещательной корпорации в аспекте соблюдения заявленных принципов и норм.
Степень разработанности проблемы на сегодняшний день представляется неполной, так как в научном дискурсе не выявлено работ, в которых давался бы системный анализ развития принципов общественного вещания Би-Би-Си, закрепленных как на внешнем законодательном, так и на внутриредакционном уровнях, а также их практическая реализация в современных условиях функционирования общественного СМИ.
Объектом нашего исследования является концепция общественного вещания Би-Би-Си, воплощенная в Королевских Хартиях разных лет, и её практическая реализация в настоящее время.
Предметом - вытекающие из нее принципы и нормы функционирования Корпорации, представленные в руководстве для персонала корпорации («Editorial Guidelines»), рассмотренные в контексте деятельности Би-Би-Си.
Цель нашего исследования - проанализировать эволюцию концепции общественного вещания и её реализацию в настоящее время через соблюдение принципов и норм «Editorial Guidelines».
Для выполнения заявленной цели мы планируем обратиться к решению следующих задач:
• изучение истории развития Британской вещательной корпорации;
• изучение исторической эволюции концепции общественного вещания Би-Би-Си;
• анализ современной организационной структуры и концепции общественного вещания Корпорации;
• анализ редакционных правил «Editorial Guidelines»;
• выявление основных принципов редакционных правил Би-Би-Си и анализ их реализации;
• выявление основных норм «Editorial Guidelines» и их соблюдения на практике вещания корпорации.
Основные методы, которые использовались в ходе исследования, это:
• реферативно-аналитический и индуктивно-дедуктивный методы, использованные для систематизации теоретического и эмпирического материала;
• исторический подход, использующийся для изучения истории Би¬
Би-Си, ее организационно-структурного развития и эволюции концепции общественного вещания Великобритании;
• метод категоризации, использованный для выявления основных принципов вещания Би-Си-Си;
• метод научного описания, применённый для описания содержания редакционных правил «Editorial Guidelines»;
• метод контент-анализа, применённый для анализа материалов Би¬Би-Си в аспекте соблюдения провозглашённых в «Editorial Guidelines» принципов и норм.
Эмпирическим материалом выступают девять Королевских Хартий, регламентировавших деятельность Би-Би-Си с 1927 года, редакционные правила Би-Би-Си «Editorial Guidelines», а также теле-, радиоматериалы и материалы официального сайта Би-Би-Си за 2014 - 2017 годы.
Теоретической базой нашего исследования выступили исследования зарубежных и российских авторов:
• в области теории журналистики и массовых коммуникаций - Я.Н, Засурского. С.Г. Корконосенко, Д. Маккуэйла и др.;
• истории и культуры Великобритании - Д. Бойла, Г. Брауна,
B. В. Ощепковой, Ю.П. Тен;
• истории и эволюции общественного вещания - К. Якубовича, Е.Л. Вартановой, И.В. Григорьевой, Ю.С. Шампоровой, А.С. Зубока Б.И. Любимова, В.М. Карелиной, В.В. Орловой;
• в области истории Британской вещательной корпорации - Дж. Куррана, Дж. Ситона, А. Криселла, Р. Эйткина, А. Бриггс, П. Бурка, C. Аллана, А.П. Короченского, В.Л. Артемова, В.С. Семенова.
Гипотезой нашего исследования является:
1. Утверждение о том, что «Editorial Guidelines» является универсальным редакционным регулирующим документом, отражающим и детализирующим специфическую концепцию общественного вещания В еликобритании;
2. Предположение о том, что Би-Би-Си в условиях сложившейся в мире последние годы кризисной политической и экономической ситуации лишь частично соблюдает принципы и нормы, закреплённые в собственных редакционных правилах, тем самым дискредитируя себя в глазах общественности как объективная и беспристрастная медийная организация.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности усовершенствования нормативно-правовых и этических документов, регулирующих деятельность СМИ, а также в учете полученных научных результатов в практике отечественной международной журналистики.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что в работе впервые дается анализ эволюции концепции вещания Британской вещательной корпорации через призму развития законодательно закрепленных принципов, их детализации и отражения во внутренних редакционных правилах и их реализации через закрепленные нормы профессиональной деятельности. Результаты данного исследования, его основные положения и выводы, полученные в ходе работы, составляют определенный теоретический вклад в развитие теории общественного вещания и международной журналистики и могут быть в дальнейшем использованы с целью проведения новых исследований в области изучения транснациональных и общественных СМИ.
Работа прошла апробацию в рамках научно-практической конференции студентов НИУ «БелГУ» в секции «Актуальные проблемы международной журналистики и зарубежных СМИ». Кроме того, по теме исследования было опубликовано три научные работы: «Британская широковещательная корпорация в зеркале Британской медиакритики (на примере организации Media Lens)» (Чебоксары, 2016), «Editorial Guidelines BBC как регулирующий документ» (Boston, 2016), «Структура и содержание программ телеканала BBC World News» (Москва, 2016).
Структура работы обусловлена целями и задачами и включает в себя введение, две главы и выводы к ним, списки использованных источников и литературы.
Первая глава «Организационно-структурное развитие Би-Би-Си и эволюция концепции общественного вещания» посвящена изучению истории Британской вещательной корпорации, описанию развития документов, определяющих правовые основы её деятельности и отражающих развитие принципов общественного вещания, а также анализу современного состояния организационной структуры и концепции Би-Би-Си.
Вторая глава «Профессиональное регулирование: принципы и нормы «Editorial Guidelines BBC» посвящена описанию и анализу редакционных правил Корпорации, выявлению ключевых принципов и вытекающих из них норм работы Би-Би-Си как общественного вещателя, а также анализу реализации заявленных принципов и норм в практической деятельности Корпорации.
В ходе проведенного исследования, целью которого являлся анализ эволюции концепции общественного вещания Би-Би-Си и её реализации в настоящее время через призму соблюдения принципов и норм «Editorial Guidelines» нами, в первую очередь, была изучена история Британской вещательной корпорации, развитие декларируемых принципов общественного вещания и ее современное состояние. Кроме того, был представлен подробный анализ редакционных правил «Editorial Guidelines», выявляющий их природу, сферу применения, содержание, ключевые принципы, коррелирующие с принципами концепции общественного вещания, и вытекающие из них нормы работы Би-Би-Си.
В ходе изучения истории Британской вещательной корпорации, опираясь на изменения в организационной структуре и программной политике, нами было выделено несколько этапов:
1. Начальный этап развития (1927 - 1939 гг.);
2. Военное время (1939 - 1945 гг.);
3. Этап восстановления телевидения и возникновения конкуренции со стороны коммерческого вещания (1946 - конец 1980-х гг.);
4. Этап коммерциализации деятельности (1980-е - 1990-е гг.);
5. Этап цифровизации (2000-е годы).
Изучая современное состояние организационной структуры Би-Би-Си, нами было выявлено, что правовой статус общественного вещания Би-Би-Си определяется в соответствии с Королевской хартией, в которой выражаются основные специфические принципы общественного вещания Великобритании. Также, анализируя эволюцию современного состояния концепции Би-Би-Си через развитие принципов общественного вещания , нами было выявлено, что старейшие принципы Би-Би-Си коррелируют с общепризнанными принципами универсальности, независимости и разнообразия и что они развивались и дополнялись на протяжении всей истории Корпорации. Таким образом, основными принципами общественного вещания Би-Би-Си на сегодняшний день являются:
1. Общедоступность, коррелирующая с универсальностью;
2. Независимость;
3. Разнообразие;
4. Подотчетность;
5. Служение общественным интересам;
6. Содействие развитию культуры и науки, образованию и просвещению;
7. Качество.
Выделенные принципы находят свое отражение во внутренних редакционных правилах Би-Би-Си, регламентирующих деятельность сотрудника Корпорации. Нами была проанализирована природа и структура «Editorial Guidelines» и было установлено, что они являются нормативным регулирующим документом, содержащим как этические принципы, так и легитимизованные нормы журналистской работы. Их создание является попыткой руководства Би-Би-Си систематизировать законные права и обязанности и этические принципы в сфере распространения информации. В настоящий момент «Editorial Guidelines» - это живой текст, обновляющийся по мере необходимости, обрастающий дополнительными документами, регламентирующими конкретные явления современной действительности.
Таким образом, была подтверждена первая гипотеза нашего исследования о том, что «Editorial Guidelines» является универсальным редакционным регулирующим документом, отражающим и детализирующим специфическую концепцию общественного вещания Великобритании.
Кроме того, было установлено, что принципы и нормы, прописанные в редакционных правилах Би-Би-Си, распространяются на весь контент Корпорации и претендуют на универсальность использования для любого СМИ, стремящегося к высоким идеалам качественности и объективности.
Также нами было выявлено, что стандарты работы, которые выделяются редакционными правилами Би-Би-Си, можно свести к нескольким ключевым принципам внутреннего регулирования, которые коррелируют с принципами общественного вещания:
1. Принцип точности и беспристрастности;
2. Принцип служения общественным интересам;
3. Принцип независимости;
4. Подотчетность.
В ходе проведенного нами анализа деятельности Би-Би-Си на современном этапе также подтвердилась наша вторая гипотеза, предполагающая, что в условиях сложившейся в мире последние годы кризисной политической и экономической ситуации Би-Би-Си лишь частично соблюдает принципы и нормы, закреплённые в собственных редакционных правилах, поскольку:
а. Пытаясь реализовать принцип точности и беспристрастности и соблюдать вытекающие из него нормы, Би-Би-Би предоставляет аудитории разнообразные мнения, поддерживающие существующий на данный момент правительственный курс, таким образом проявляя тенденциозность в освещении как международных, так и внутренних политических событий;
б. Действуя в рамках служения общественным интересам, Би-Би-Си пренебрегает установленными нормами уважения частной жизни, тем самым делая перекос в сторону сенсационности и драматизации, продолжая тенденцию превращения новостей в затянувшейся драматический сериал, характерную для глобальных коммерческих телесетей;
в. Рамки принципа независимости размываются посредством присутствия отсылок к продукции официальных партнеров Корпорации в контенте, реализуемом в общественном вещании, художественной необходимости в которых явно не прослеживается;
г. Отсутствие глобальных отчетов по работе с жалобами, предполагающихся по принципу подотчетности и вытекающих из него норм придает всей схеме работы с аудиторией оправдательный характер, смысл существования которого только в том, чтобы создать видимость открытости.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, объектом которого являлась концепция общественного вещания Би-Би-Си и её практическая реализация в настоящее время, предметом - вытекающие из нее принципы и нормы функционирования Корпорации, представленные в руководстве для персонала корпорации («Editorial Guidelines»), рассмотренные в контексте деятельности Би-Би-Си, были реализованы поставленные задачи, достигнута заявленная цель и подтверждена научная гипотеза. Результаты данного исследования, полученные в итоге работы, составляют определенный теоретический вклад в развитие теории общественного вещания и международной журналистики и могут быть в дальнейшем использованы с целью проведения новых исследований в области изучения транснациональных и общественных СМИ.
В ходе изучения истории Британской вещательной корпорации, опираясь на изменения в организационной структуре и программной политике, нами было выделено несколько этапов:
1. Начальный этап развития (1927 - 1939 гг.);
2. Военное время (1939 - 1945 гг.);
3. Этап восстановления телевидения и возникновения конкуренции со стороны коммерческого вещания (1946 - конец 1980-х гг.);
4. Этап коммерциализации деятельности (1980-е - 1990-е гг.);
5. Этап цифровизации (2000-е годы).
Изучая современное состояние организационной структуры Би-Би-Си, нами было выявлено, что правовой статус общественного вещания Би-Би-Си определяется в соответствии с Королевской хартией, в которой выражаются основные специфические принципы общественного вещания Великобритании. Также, анализируя эволюцию современного состояния концепции Би-Би-Си через развитие принципов общественного вещания , нами было выявлено, что старейшие принципы Би-Би-Си коррелируют с общепризнанными принципами универсальности, независимости и разнообразия и что они развивались и дополнялись на протяжении всей истории Корпорации. Таким образом, основными принципами общественного вещания Би-Би-Си на сегодняшний день являются:
1. Общедоступность, коррелирующая с универсальностью;
2. Независимость;
3. Разнообразие;
4. Подотчетность;
5. Служение общественным интересам;
6. Содействие развитию культуры и науки, образованию и просвещению;
7. Качество.
Выделенные принципы находят свое отражение во внутренних редакционных правилах Би-Би-Си, регламентирующих деятельность сотрудника Корпорации. Нами была проанализирована природа и структура «Editorial Guidelines» и было установлено, что они являются нормативным регулирующим документом, содержащим как этические принципы, так и легитимизованные нормы журналистской работы. Их создание является попыткой руководства Би-Би-Си систематизировать законные права и обязанности и этические принципы в сфере распространения информации. В настоящий момент «Editorial Guidelines» - это живой текст, обновляющийся по мере необходимости, обрастающий дополнительными документами, регламентирующими конкретные явления современной действительности.
Таким образом, была подтверждена первая гипотеза нашего исследования о том, что «Editorial Guidelines» является универсальным редакционным регулирующим документом, отражающим и детализирующим специфическую концепцию общественного вещания Великобритании.
Кроме того, было установлено, что принципы и нормы, прописанные в редакционных правилах Би-Би-Си, распространяются на весь контент Корпорации и претендуют на универсальность использования для любого СМИ, стремящегося к высоким идеалам качественности и объективности.
Также нами было выявлено, что стандарты работы, которые выделяются редакционными правилами Би-Би-Си, можно свести к нескольким ключевым принципам внутреннего регулирования, которые коррелируют с принципами общественного вещания:
1. Принцип точности и беспристрастности;
2. Принцип служения общественным интересам;
3. Принцип независимости;
4. Подотчетность.
В ходе проведенного нами анализа деятельности Би-Би-Си на современном этапе также подтвердилась наша вторая гипотеза, предполагающая, что в условиях сложившейся в мире последние годы кризисной политической и экономической ситуации Би-Би-Си лишь частично соблюдает принципы и нормы, закреплённые в собственных редакционных правилах, поскольку:
а. Пытаясь реализовать принцип точности и беспристрастности и соблюдать вытекающие из него нормы, Би-Би-Би предоставляет аудитории разнообразные мнения, поддерживающие существующий на данный момент правительственный курс, таким образом проявляя тенденциозность в освещении как международных, так и внутренних политических событий;
б. Действуя в рамках служения общественным интересам, Би-Би-Си пренебрегает установленными нормами уважения частной жизни, тем самым делая перекос в сторону сенсационности и драматизации, продолжая тенденцию превращения новостей в затянувшейся драматический сериал, характерную для глобальных коммерческих телесетей;
в. Рамки принципа независимости размываются посредством присутствия отсылок к продукции официальных партнеров Корпорации в контенте, реализуемом в общественном вещании, художественной необходимости в которых явно не прослеживается;
г. Отсутствие глобальных отчетов по работе с жалобами, предполагающихся по принципу подотчетности и вытекающих из него норм придает всей схеме работы с аудиторией оправдательный характер, смысл существования которого только в том, чтобы создать видимость открытости.
Таким образом, в ходе проведенного исследования, объектом которого являлась концепция общественного вещания Би-Би-Си и её практическая реализация в настоящее время, предметом - вытекающие из нее принципы и нормы функционирования Корпорации, представленные в руководстве для персонала корпорации («Editorial Guidelines»), рассмотренные в контексте деятельности Би-Би-Си, были реализованы поставленные задачи, достигнута заявленная цель и подтверждена научная гипотеза. Результаты данного исследования, полученные в итоге работы, составляют определенный теоретический вклад в развитие теории общественного вещания и международной журналистики и могут быть в дальнейшем использованы с целью проведения новых исследований в области изучения транснациональных и общественных СМИ.



