Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КРЕСТЬЯНСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СЛОБОДЫ РОВЕНЬКИ ОСТРОГОЖСКОГО УЕЗДА ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Работа №71256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЫТОВОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX-НАЧАЛА ХХ ВЕКА 12
1.1. Особенности бытовой культуры Воронежской губернии 12
1.2. Традиции и обычаи Воронежской губернии 32
2. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ В СЛОБОДЕ РОВЕНЬКИ
ОСТРОГОЖСКОГО УЕЗДА ВОРОНЕЖСКО ГУБЕРНИИ 47
2.1. История слободы Ровеньки Острогожского уезда Воронежской
губернии 47
2.2. Особенности материальной и бытовой культуры 51
2. 3. Традиционная обрядовая культура 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 89


Исследование традиционной народной культуры как важнейшей нравственной, социально-духовной ценности, служит одной из самых значимых проблем в отечественной истории и в современном обществе. Своеобычие культуры, правомерность поведения, развития общественных отношений и быта народов, проживающих на рассматриваемой нами территории, помогают глубже проникнуть в их историческое прошлое и разобраться в сегодняшних событиях, а также тенденциях в современной культуре и искусстве. Выбор Воронежского региона, входящего в состав тогдашней Воронежской губернии в исследуемый период, в качестве объекта исследования с целью изучения обозначенной проблематики является перспективным, поскольку эта территория на протяжении длительного времени, являлась местом взаимодействовали двух народов - русских и украинцев. Изначальная этнотерриториальная и сословная неоднородность переселенцев создали на этой территории многосложную этнокультурное положение, что предопределило культурную специфику региона.
Актуальность темы исследования предполагает рассмотреть традиционно-бытовую культуру как важнейший компонент этноса народа, она многослойна и состоит из сложных пластов, возникших в разные исторические промежутки развития изучаемого общества. Как известно, историческая закономерность течения культуры заключается в органическом единстве полученного от прошлых поколений опыта, накапливающегося в виде традиций (то есть системы определенных стереотипов поведения и деятельности человека или представлений о них), и неизменно возникающих новаций, отвечающих условиям жизни народа . Характер традиционной культуры территории отражает историю, социальные и культурные взаимоотношения народа населявших её. А также, более мелких этнических групп местного значения. Вместе с тем, и складывание хозяйственно¬культурного комплекса, элементы которого мы рассмотрим в работе. Тема крестьянского семейного быта и истории повседневности позволяет заглянуть в прошлое народной жизни. В системе культуры любого общества важнейшее место занимают одежда и жилище, удовлетворяющие самым необходимым потребностям человека. В формировании типов одежды, жилища, пищи нашла отражение этническая специфика населения изучаемой зоны, что особенно ценно с точки зрения основных задач работы. Одним из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры исследуемой зоны конца XIX - начала ХХ вв. была одежда, особенно женская . Именно в ней, в разнообразии ее видов, во множестве вариативности более ярко и полно, чем в любом другом компоненте культуры, проявлялась этническая специфика, отражавшая национальное и своеобразие населения этой территории в прошлом. В жилище также сохранились древние традиции, но оно было более подвержено изменениям, происходившим под воздействием окружающей естественно-географической среды, социально-экономических и исторических условий жизни, жилище быстрее адаптировалось к окружающей среде. В традиционной культуре Воронежской губернии бытовали свои особые календарные обряды и обычаи. Они до сих пор являются богатством, сформированным прошлыми поколениями и выражается в эмоционально-образной форме в культурное наследие региона. Обычаи и обряды определяют наиболее важные моменты в жизни любого человека. В настоящее время наша страна переживает духовный подъём, начался поиск растерянных ценностей прошлого, производятся попытки вспомнить культурное прошлое, таким образом, обряды и обычаи направлены на сохранение вечных человеческих культурно значимых ценностей. Крестьянская семья являлась первичной хозяйственной единицей. Разделение полномочий в крестьянских семьях, их внутрисемейные взаимоотношения, уклад повседневной обыденности, все эти составляющие дают нам представление о крестьянских семьях Воронежской губернии. В семьях сохранялись и передавались от поколения к поколению традиции - элементы социокультурного достояния, большинство которых сохранились до сих пор и стали составной частью повседневной жизни россиян.
Целью исследования является изучение традиционной культуры на территории Воронежской губернии, и на территории слободы Ровеньки Острогожского уезда, развитие народных обычаев, традиций, празднеств. Рассматриваются быт и традиции, играющие огромную роль в регулировании общественного быта с конца XIX до начала ХХ века, а именно: особенности развития жилища, одежды, семейно-бытового уклада в крестьянских семьях.
Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
- изучить материально-бытовой уклад жизни крестьянства на территории Воронежской губернии, раскрыть его специфику и особенности;
- рассмотреть особенности обрядности жителей Воронежской губернии исследуемого периода;
- изучить традиционно-обрядовую и материальную культуру слободы Ровеньки Острогожского уезда Воронежской губернии и выявить её основные особенности;
- сопоставить некоторые явления традиционной и бытовой культур Воронежской губернии, с формами культур существовавших на территории слободы Ровеньки.
Объектом данного исследования выступает материальная и традиционная культуры крестьян Воронежской губернии.
Предмет исследования: крестьянская повседневность конца Х1Х - начала ХХ в. в слободе Ровеньки Острогожского уезда.
Хронологические рамки исследования охватывают конец Х1Х - начало XX вв. Выбор хронологических границ исследования объясняется тем, что в этот промежуток времени культурная специфика края, полностью сформирована и завершается к концу XIX в. складыванием особого пласта - русско-украинской традиции.
Территориальные рамки данного исследования охватывают бывшую Воронежскую губернию, входившие в неё уездные территории, в большей степени Острогожский уезд. Избранный для исследования регион характеризуется давностью смежного проживания, долгим культурным союзом русского и украинского народов. В результате взаимодействия социально-экономического и естественно-географического факторов сложилась русско-украинская контактная зона, установившая многие из сторон народной традиционной культуры.
Теоретическую и методологическую основу исследования составил цивилизационный подход, с позиций которого в данной дипломной работе предпринята попытка обозначить сущность заявленной проблемы, опираясь на принципы историзма (изучение любого явления в динамике и конкретно¬исторической обусловленности) и объективности (предполагает всесторонний охват изучаемого явления).
Источниковая база исследования. Неопубликованные источники, представлены документами следующих фондов: Ф.Р - 1667 «Личный фонд И.Г. Охрименко» Государственного архива Белгородской области (далее ГАБО), Этнографическим описанием Короткоянского уезда Воронежской губернии // ГАБО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 19. Л. 5. А также, ГАБО. Р.9. Оп. 1. Д. 27. Л.1. труд Жуковцева Н. Этнографическое описание Бирючинского уезда. Неопубликованные источники, так же, представлены в форме опроса жителей сел Ровеньского района. Это источник ценных сведений по исследуемой проблеме: типах поселений и жилища, традиционном комплексе одежды, а также праздниках и народном творчестве. Эти данные дают возможность проникнуть в суть протекавших процессов и явлений, проанализировать и нередко персонифицировать их. Например, сведения жительницы с. Нагольное, Ровеньского р-на, Белгородской обл., Кизиёвой Матрёны Дмитриевны 1918 г.р., помогают судить о комплексности, функциональности и символике традиционного женского костюма слободы Ровеньки.
Историография. С середины XIX вв. появляется ряд историко-статистических очерков. К примеру, Г.М Веселовский в 1867 г. составил «Историко-статистический очерк г. Осторогожск и его уезда» , где подробно описал историю заселения этого края, его материальную и духовную культуру: одежду, питание, обряды и обычаи местных русских и украинцев. Бесспорно, важными источниками стали материалы собранные
этнографическими экспедициями: экспедиция Т.А. Листовой, побывавшая в 70-е годы XX в. в украинских и русских селах Белгородчины. Безгин В.Б. в своей работе Крестьянская повседневность: традиции конца XIX - начала ХХ века, рассматривает различные ситуации происходившие в крестьянской повседневности Центрального Черноземья, уделяет внимание проблемам хозяйственной деятельности, духовным традициям, семейному быту
русского крестьянства . Работа Б.А. Куфтина «Материальная культура русской мещеры. Ч.1. Женская одежда: рубаха, понева, сарафан» . Автор на основе источников приводит ряд гипотез и предположений по истории зарождения русского костюма, следуют упоминания как целостного костюма, так и его отдельных элементов. Информация об отдельных
элементах женского костюма содержится в работах Н.П. Гринковой
«Русская понева юго-западных районов РСФСР» и Л.В. Тазихиной
«Русский сарафан» . Проблеме складывания традиционного комплекса
одежды как элемента хозяйственно-культурной специфики Белгородского региона посвящены работы Громова Г.Г. «Одежда» , Масловой Г.С. «Народная одежда русских украинцев и белорусов в XIX - начале ХХ вв.» , Чижиковой Л.Н. «Традиционная женская одежда русских в Белгородской области» , Пономарева П.Д. «Народный костюм Воронежской губернии» . Мы видим, что комплекс народной одежды, сформировался, во взаимодействии разных национальных и этнических традиций под непосредственным воздействием природных и социально-бытовых факторов. Он имел характерные особенности, свойственные русскому народному костюму.
Праздникам и обрядам русского населения также посвящен ряд работ, среди них работы Громыко М.М. «Духовная культура русского крестьянства» и «Мир русской деревни XIX в.» . Особенности и закономерности развития традиционно-бытовой культуры рассматриваются в фундаментальном издании: коллективном сборнике «Русские» . Труд М.С. Жирова «Народно-художественная культура Белгородчины» , по его словам «традиционная свадьба наиболее полно и глубоко даёт представление о мировоззрении наших предков, их верованиях, духовных ценностях, общественно-бытовом укладе. Не случайно исследователи называют свадебный обряд исключительно сложным по масштабу и высоко художественным по воплощению явлением южнорусской культуры в её целом».
Особое внимание привлекают работы историков, объектом исследования которых является наш край: Табачникова Б.Я., сборник «Люби и знай свой край», , Бережной С.В., кандидатская диссертация на тему «Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в конце XVIII - XIX веках» , Бражникова В.И., «А к Айдару-реке ровень ровныя: Ровеньки. Ровеньской район (из истории края)» , Никонова Ф.И., «Быт и хозяйство малороссов в Воронежской губернии» .
Методы исследования: исторический, который позволяет воссоздать исторический фон, а также рассмотреть элементы традиционной культуры Воронежской губернии XIX - начала ХХ вв. в контексте общеисторического развития региона; логический, с помощью которого удается установить взаимосвязь и взаимозависимость некоторых процессов и явлений; сравнительно-исторический, позволяющий в контексте заявленной проблемы проследить сходство бытовых условий и традиционно-обрядовой культуры, проявляющееся во многих общих традициях материальной и традиционной культуры; типологический же метод делает возможным определить национальное своеобразие культуры русских и украинских групп населения этноконтактной зоны.
Научная новизна дипломной работы заключается в том, что работа является попыткой комплексного исследования функционирования народных традиций в рамках русской культуры конца XIX века - начала ХХ века в слободе Ровеньки Острогожского уезда. Осуществлена попытка составить более или менее целостную картину бытования традиций на основе сбора и возможно полного обобщения разрозненных этнографических материалов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее основные положения могут быть использованы в преподавании историче-ских и культуроведческих дисциплин; при подготовке спец. курсов об истории и культуре Белгородско-Воронежского региона; во внеучебной работе в учебных заведениях области; материалы дипломной работы представляют особый интерес для специалистов учреждений системы дополнительного образования, изучающих традиционно-бытовую культуру и народное творчество.
Апробация работы проводилась в виде этнографических чтений «Обрядовая культура Белгородского края», на областной научной конференции в Белгородском государственном музее народной культуры (28 марта 2016 года). Публикация в сборнике Обрядовая культура Белгородского края / Управление культуры Белгородской области, ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»: Ред. совет: Н.О. Андросова и др.: отв. за выпуск: Е.В. Спиридонова: Белгород, 2016, С.62-65.
Структура дипломной работы в себя включает введение с обоснованием темы выбранного исследования, две главы, в первой характеризуется бытовая и традиционной культуры в Воронежской губернии конца XIX- начала ХХ века, в описание бытовой культуры Воронежской губернии входит жилище, одежда, пища, взаимоотношение и характеристика крестьянских семей, в описании традиций и обычаев Воронежской губернии затронуты обряды свадебные, родильные, погребально-поминального цикла, а также, дана характеристика распространенным календарным праздникам на данной территории, с их подробным описанием. Вторая глава - Особенности культуры в слободе Ровеньки Острогожского уезда Воронежской губернии. Она состоит из трех параграфов: параграф первый - История слободы Ровеньки Острогожского уезда Воронежской губернии. Во втором параграфе - Особенности материальной и бытовой культуры, рассматриваются типы жилищ, комплекс крестьянской одежды, пища крестьян слободы Ровеньки, и в третий параграф - Традиционная обрядовая культура, где следует описание календарных праздников и обрядов на территории слободы Ровеньки в конце XIX - начале ХХ вв. Заключение, в котором сделаны общие выводы по работе, библиографический список, а также приложения к дипломной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На протяжении XXI - XX вв. на территории губернии прослеживается взаимовлияние и взаимодействие украинского и русского народов. Поскольку женская и мужская крестьянская одежда в XIX в. была одним из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры, именно в ней наиболее интенсивно выражалась этническая и локальная особенность разных групп населения этой территории. Интересен тот факт, что у русских украинские детали в одежде сохранялись гораздо дольше, чем у украинцев, которые уже к концу XIX в. расстались с традиционным костюмом, сменив его на городской общерусский, так называемую «парочку» состоящей из кофты и юбки, что более явно прослеживается среди одежды на территории слободы Ровеньки. Считается, что корни этого явления лежат в особенностях экономического развития украинских сел, где больше занимались ремесленной и товарной деятельностью. Одним из наиболее древних и общих элементов одежды для народа этой территории являлась рубаха. Отличительными признаками, как и женской, так и мужской русской и украинской рубах были длина рубахи и особенности её украшений, форма рукавов (для русских типичными был длинные, сужавшиеся к низу рукава; украинские рубахи шились часто без манжет). Среди разнообразия женской одежды стоит выделить сарафан. Этот вид одежды чаще всего использовали как праздничный. Не смотря на то, что сарафан считается исконно русской одеждой, к середине XIX в. появляются так называемый сарафан с лифом, во многом сходный с украинской одеждой. Считается, что он возник в результате культурного влияния малоросских переселенцев. Носили сарафаны и женщины и молодые девушки. Сарафан кроился в виде юбки из прямых полотнищ, доходящей до подмышек, и придерживаемой на туловище помочами. Дополнительную ширину сарафану придавали вставленные
клинья и сборки. Сарафан старались сшить таким образом, чтобы он сковывал движений женщины. Будничные сарафаны шили из холста, черного цвета, что символизировало связь селян с землей, плодородным черноземом. Черные девичьи сарафаны отделывались яркой контрастной декорировкой. Праздничные сарафаны шили из холста бежевого, красного цветов, на холст ткани нашивали разноцветные ленты, вышивали узоры.
Крестьянская пища никогда не отличалась большим изобилием, крестьянство самостоятельно подготавливало запасы продовольствия для своей семьи, в редких случаях выдавалась возможность приобретать продукты на сельских ярмарках. Самой распространённой пище крестьянина, прежде всего, можно отнести хлеб, яйца, похлебку из пшена, щи из капусты, каша, овощи: редька, огурцы, картофель, мясо домашней птицы. На территории слободы Ровеньки из видов домашних птиц наиболее встречались куры - несушки и гуси. Из подсобного хозяйства во все времена крестьяне держали свиней. В праздничные дни пекли блины, пампушки и другие мучные изделия. В летний промежуток времени из напитков предпочитали квас и компот из сухофруктов.
Основной формой семьи Воронежской губернии была двухпоколенная (родители и дети) и трёхпоколенная семья. Возникновению неразделённых, больших семей способствовали малоземелье, неугодные для земледелия участки, низкий уровень сельскохозяйственного производства. В семейном быту сохранялись патриархальные традиции. Главой в неразделенной семье и распорядителем всех хозяйственных дел был старший мужчина — дед, отец. Мужской основной работой была работа в поле. Им необходимо было обеспечить семью необходимыми продовольственными продуктами, поддерживать материальное положение в семье. Женщины тоже трудились на поле, и помимо этого занимались домашним хозяйством, скотиной, огородом. Иногда главой семьи приходилось быть женщине. Дети были подчинены родителям до совершеннолетия, в их обязанности входило присматривать за младшими детьми, помогать матери с хозяйством, в подростковой возрасте помогали мужчинам в поле. В патриархальной крестьянской семье воспитание детей заключалось в приобщении к православию, прежде всего к передаче социального опыта, выработке хозяйственных навыков, формировании поведенческих стереотипов.
Традиционная свадебная обрядность на территории губернии слагалась из нескольких основных составляющих. Предсвадебный цикл обрядов, как и повсюду, начинался со сватовства. Затем устраивали «пропой», игравший роль помолвки. На территории Ровеньских земель предсвадебные торжества назывались «сватанья», «заручення». Во всех уездах исполнялся «каравайный» ритуал. Свадьба - кульминационный момент свадебных обрядов - обычно её справляли в воскресенье.
В конце XIX в. на территории губернии отмечаются различия в последовательности обряда венчания. В большинстве сел и деревень, акт венчания был органично включен в систему народных свадебных обрядов. На большей части Воронежской губернии свадьба предшествовала венчанию, в слободе Ровеньки было возможным сначала обвенчаться молодоженам, а затем отпраздновать свадьбу. Обрядность первого свадебного дня была схожей на территории всей губернии. В день свадьбы, в дом невесты, с утра приезжал свадебный «поезд» жениха, затем производились обряды с целью «выкупа» невесты, раздача каравая, одаривание и другие.
Обряды родильные и похоронно-поминальные обладают довольно схожими чертами между слободой и территорией всей губернии. Традиция родильного обряда сообщает о том, что особую ритуальную значимость женщина приобретала во время обрядов. Основными участниками этого обряда выступают женщина беременная и помощник в родах во многих уездах, с этой ролью справлялась повивальная бабка, выполняющая во время родов ряд ритуальных действ по отношению к матери и ребенку, и читает приговоры, заговоры, способствующие здоровью и благополучию малыша. Похоронные обряды направлены совокупность приготовлений ряда действий по случаю провод покойника в последний путь. Специально обученные женщины выполняли этот обряд пошагово: омывали покойного, наряжали в посмертную одежду, давали в руки крест и свечу, укладывали покойного на стол по центру комнаты. Поминальный обряд сорока дней предусматривал пригласить родных, близких в дом умершего на поминки. На сорок дней родные навещали могилу покойного.
Календарные праздники отмечались с большим размахом, по случаю каждого из известных календарных праздников, был сформирован сценарий праздничного дня, который зачастую проходил в форме веселых гуляний и больших застолий. Отмечались такие праздники как Новый год, Рождество, Масленица, Вербное Воскресение, Троица, Пасха и другие праздники. В некоторые праздники было принято посещать церковь. В каждый из праздников было принято выполнять действия, связанные с обычаями празднования этого календарного праздника. Например, на территории слободы Ровеньки на Масленицу сжигали чучело козла, распространены были кулачные бои, в Рождество молодёжь ходила колядовать и пела песни связанные с этим праздником, песни и колядки составляли в стихотворной форме, распевали их обычно хором, когда колядовали по деревне. На Вербное воскресенье все просили прощения друг у друга, ходили в церковь. На Троицу устраивали веселые гуляния с песнями под гармонь.
Важнейшей особенностью культуры на исследуемой нами территории является то, что она представляла сосуществование двух культур, которое сложилось в результате взаимопроникновения и взаимовлияния народов между собой, впоследствии проявившейся в русско - украинской традиции.


1. Ф. Р-1667. «Личный фонд И.Г. Охрименко». Оп.1. Д.4-5. Л.5.
2. Ф. Р-198. «Алексеевский уездный отдел управления». Оп. 1. Д. 27. Л. 2.
3. О. Ф.-170. «Церкви Коротоякского уезда Воронежской губернии». Оп.
1. Д. 10. Л. 8.
4. Бережная А. Г. Воспоминания/ Записала Ю.Н. Переверзева, 2005. - с. Нагольное, 2005. - 1с. - Комп. набор.
5. Глушкова М. К. Воспоминания/ Записала Т.И. Чернокалова, 2002. - с. Пристень, 2002. -1с. - Комп.набор.
6. Зубкова А. П. Воспоминания/ Записала Т.И. Чернокалова, 2002. - с. Нижняя Серебрянка, 2002. -1с. - Комп.набор.
7. Кизиёва М. Д. Воспоминания/ Записала Т.И. Чернокалова, 2002. - с. Нагольное, 2002. -1с. - Комп.набор.
8. Лобкина М. Н. Воспоминания/ Записала Ю.Н. Переверзева, 2005. - с. Нагольное, 2005. - 1с. - Комп. набор.
9. Синельнина М. С. Воспоминания/ Записала Т.И. Чернокалова, 2002. - с. Нижняя Серебрянка, 2002. -1с. - Комп.набор.
10. Титовская А. Н. Воспоминания/ Записала Т.И. Чернокалова, 2002. - с. Пристень, 2002. -1с. - Комп.набор.
II. Литература
1. Александров В.А. К вопросу о происхождении сословия государственных крестьян //Вопросы истории. - М., 1950. №10. -18-23с.
2. Александров В.А. и др. Русские. - М.: Наука,1999. - 832 с.
3. Асташова А.Н. Свадебная обрядность крестьянства Воронежской губернии в пореформенный период (социально-психологический аспект) // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск, 2008.- № 35.- 36 с.
4. Баллер Э.А. Проблемы преемственности в развитии культуры //Вестник истории мировой культуры. - М.,1961. №5. - 25 - 27 с.
5. Безгин В.Б. Крестьянская повседневность: традиции конца XIX - начала XX века. Монография / В.Б. Безгин - Тамбов: Изд. ТГТУ, 2004. - 304 с.
6. Белозёрова В.В. Традиционная культура Орловского края: Учебное пособие. - Орел: «Картуш», 2005. - 45 с.
7. Бережная С.В. Народная культура русского и украинского населения Курской губернии в XVIII - XIX вв. дис. ... канд. ист. наук / Курск, 2000. - 278 с.
8. Боева О.А. Крестьянская семья Воронежской губернии в конце XIX - первой трети XX вв. дис. ...канд.ист.наук. / Воронеж, 2014.- 233 с.
9. Бражников В.И., Омельченко В.И. А к Айдару-реке ровень ровныя: Ровеньки. Ровеньской район (из истории края). - Белгород: «Везелица», 1998. -111 с.
10. Веневитинов М.А. Расписные кирпичные избы. - М.: Тип. и словолитня О.О. Гербека, 1890. - 98 с.
11. Веселовский Г.М. Осторогожск и его уезд. Историко-статистический и этнографический очерк. Воронеж: Типография Губернского правления (Воронеж), 1867. - 230 с.
12. Высоцкий В.А. // Украинское население Воронежской губернии. Электрон. дан. — [М., 2012]. —URL: http://www.proza.ru/2013/07/09/548. (Дата обращения: 04.03.2016).
13. Гайворонский А. И. Записки воронежских краеведов. - Воронеж.: Центрально-Чернозёмное кн. изд-во, 1987. - 223 с.
14. Головинский П.В. Слободские казачьи полки. - СПб.: Тип. Н. Тиблена и Комп., 1864 - 254 с.
15. Гринкова Н.П. Русская понева юго-западных районов РСФСР.// Сборник МАЭ. СПб, 1949. - Т. 12. С. 5-42.
16. Громов Г.Г. Одежда. //Очерки русской культуры XVI в. - М.: Изд-во МГУ, 1977. - 451 с.
17. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с.
18. Громыко М.М. Духовная культура русского крестьянства. //Очерки русской культуры XVIII в. Ч. IV. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 299-356 с.
19. Губанова Е.Н. Женский костюм Воронежской областной губернии/ Е.Н.Губанова, О.В.Ожерельева // Народное творчество. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008.- №3. - С. 40 -
43.
20. Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края : вторая половина XIX - начало XX в. дис. ...канд.ист.наук. - Курск, 2007. - 321 с.
21. Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. - Белгород, 2000. - 268 с.
22. Жирова О.Я. Фольклорные традиции села Мощеное. - Белгород: «Везелица», 1998. - 48 с.
23. Забылин М.В. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. - М.: Эксмо, 1880. - 608 с.
24. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 511 с.
25. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Вып. III.. - Воронеж: Изд. ВГУ, 2005. - 274 с.
26. Колчев В. Ю. Народная праздничная культура Воронежского края: уличные гуляния на Масленицу // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сборник статей. - Воронеж, 2009. - Вып. 7. - С. 50-66.
27. Коренева А.В. Крестьянство Воронежской губернии в начале XX века (духовно-психологический облик): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Тамбов, 2008. - 36 с.
28. Коротояк (Коротоякский уезд): очерки истории населенных мест Воронежской губернии (сборник материалов по изданиям разных лет). - Вып. 2. - Воронеж, 1998. - 32 с.
29. Красикова Н. Открыть мир народного костюма / Н.Красикова // Народное творчество. - Воронеж: Центр духовного возрождения черноземного края, 2008.- №4.- 20 с.
30. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры.//Труды государственного Музея Центрально-Промышленной области. Вып. 3.
Ч. 1. Женская одежда: рубаха, панева, сарафан. М., 1926. - 137 с.
31. Лаврентьева Л.С. О платке // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. - СПб.: Петербургское востоковедение,
1999. - 249 с.
32. Лазутина С.Г. Воронежские народные песни: сборник фольклорных записей студентов. - Воронеж: Изд. ВГУ, 1962. - 152 с.
33. Летопись XVIII века истории Ровеньского района Белгородской области
Ровеньки. Россия. URL: http://www.rvsn2.narod.ru/his1.htm. (Дата
обращения 14.02.2016).
34. Листова Т.А. Ткачество и вышивка в некоторых районах Курской и Белгородской областей. // Полевые исследования Института этнографии (ПИИЭ) - М., 1979. - 125 с.
35. Ломакин А.В.// Народное художественное творчество села
Ладомировка Ровеньского района Белгородской области в системе культурных традиций русского народа. URL:
http://ladlav.narod.ru/f_i_r5.htm (Дата обращения 27.02.16).
36. Матвеева Е. Г. Воронежская матрешка. Воронежский костюм. Воронежская роспись //Народное творчество. - Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2007.- №2.- С. 26-27.
37. Маслова Г.С. Историко-культурные связи русских и украинцев по данным народной одежды. // «Советская этнография». - М.: Наука, 1954. - №2. - С. 40 - 59.
38. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв. // Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX - начале XX вв.- М., 1956. - С. 543-757.
39. Машкин А.С. Быт крестьян // Этнографический сборник ИРГО. Вып. V. - СПб.,1862. - 137 с.
40. Милоголова И.Н. Экономика пореформенной крестьянской семьи // Вестник МГУ. Сер. 8. История. № 5. - М., 1997. - 74 с.
41. Мясникова Т. В. // Народный костюм Воронежской губернии.
URL: http://rusorn.ru/народный-костюм-воронежской-губерни/ (Дата
обращения: 23.02.2016).
42. Нижник Л.Д., Петрова Р.Н. По следам этнографической экспедиции // Краеведческие записки. - Воронеж: Центрально-Чернозёмное кн. изд- во, 1968. Вып. 3. - 362 с.
43. Никонов Ф.И. Быт и хозяйство малороссов в Воронежской губернии // Памятная книжка Воронежской губернии на 1870-1871 гг. - Воронеж: Тип. губ. правления, 1871. - С. 246-272.
44. Панькова И.С. Южнорусский народный костюм // Роль народной культуры в духовном возрождении России. - Курск, 1995. - 165 с.
45. Пономарев П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1994. - 36 с.
46. Посоха И. Е. Календарные праздники и обряды // Традиционная культура. Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края,
2007. - № 1. - С. 82-97.
47. Работнова И. П. Русская народная одежда. - М.: Легкая индустрия, 1964. - 57 с.
48. Соловьев К.А. Жилище крестьян Дмитровского края. Вып. 6. - М.: Тип. Дмитровского Райисполкома, 1930. - 99 с.
49. Свадебные обряды у крестьян села Роговатого Нижнедевицкого уезда //
Воронежские губернские ведомости. - Воронеж: Центрально¬
Черноземное кн. изд-во, 1957. - 27 с.
50. Свадебная обрядность крестьянства Воронежской губернии в
пореформенный период (социально-психологический аспект). URL: Allbest.culture/00294070_0.html.ru. (Дата обращения 30.02.16).
51. Табачников Б.Я. Сборник «Люби и знай свой край». - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008. - 384 с.
52. Тазихина Л. В. Русский сарафан. Краткое Сообщение Института Этнографии АН СССР, вып. XXII. - М., 1955. - С. 26-30.
53. Толкачёва С.П. Народный костюм Воронежской губернии конца XIX -
начала XX века. - Воронеж: Центр духовного возрождения
Черноземного края, 2007. - 224 с.
54. Традиционная культура Ровеньского района Белгородской области. - «Экспедиционная тетрадь». Вып. 16. - Сборник научных статей и фольклорных материалов. - Изд. 2-е переработ. и дополн. / Сост. и науч. ред. В.А. Котеля. - Белгород: ГУК «БГЦНТ», 2013. - 48 с.
55. Феникс. Историко-этнографический вестник: Традиционный костюм Белгородчины. Вып. IV. - Белгород: ГУК «БГЦНТ», 2000. - 26 с.
56. Христова Г.П. Русские и украинцы в восприятии жителей украинских сел Острогожского района Воронежской области (к проблеме этнической самоидентификации) // Этнография центрального Черноземья. Вып. 6. - Воронеж: «Истоки», 2007. - 145 с.
57. Чижикова Л.Н. Особенности этнокультурного развития населения Воронежской области // Советская этнография: сборник статей . - 1984. - №3. - С. 3-14 .
58. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. - М.: Наука, 1989. - 256 с.
59. Чижикова Л.Н. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области // Полевые исследования Института этнографии. 1977. М.: Наука, 1979. - 94 с.
60. Чижикова Л.Н. Традиционное жилище народов России. - М.: Наука, 1997. - 397 с.
61. Чуприна Н.Т. Изучение истории и культуры края. - Белгород, Библиотековедение. - 2000. - № 3. - С. 88-93.
62. Шингарев А. И. Вымирающая деревня : Опыт санитарно¬
экономического исследования двух селений Воронежского уезда. - Изд. второе. - СПб.: Типография Товарищества «Общественная Польза», 1907. - 224 с.
63. Шмелева М.Н. Тазихина Л.В. Украшения русской крестьянской одежды сер XIX - нач. XX в., - М.: Наука,1970. - 123 с.
64. Щербина Ф.А. Крестьянское хозяйство по Острогожскому уезду. - Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1887. Т. 2. Вып. 2.- 501 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ