Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования навыков
выразительного чтения младших школьников 8
1.1. Выразительное чтение младших школьников как дидактическая
проблема 8
1.2. Компоненты выразительного чтения 14
1.3. Система упражнений по формированию навыков выразительного
чтения младших школьников 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями 34
2.1. Показатели и уровни оценки сформированности навыков
выразительного чтения 34
2.2. Методика формирования навыков выразительного чтения
младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями 40
2.3. Динамика сформированности навыков выразительного чтения
младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями 53
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения
Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования.
Выразительное чтение создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную ценность изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и к воплощению авторского замысла в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.
Особенно большое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.
Лирическая поэзия - важный элемент школьного курса литературы, ведь именно она приобщает младшего школьника к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях. Например, в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века» (Н.Ф. Виноградова) учащиеся начальных классов знакомятся с лирическими произведениями о родном крае, о жизни крестьянских детей, о природных явлениях и их красоте. Стихотворения, читаемые младшими школьниками, учат их любить и оберегать свой родной край, понимать язык природы, знакомят с жизнью крестьянских детей («Берёза», «Нивы сжаты, рощи голы...» С.А. Есенина, «Русь», «Утро» И.С. Никитина, «Мороз-воевода», «Крестьянские дети» (отрывки) Н.А. Некрасова; «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя.», «Няне» А.С. Пушкина).
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирическая поэзия играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелёгкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.
Бытует мнение, что выразительное чтение - незначительное дело и помогать ученикам, учить их выразительно читать не нужно, они справятся сами. Но есть и другая точка зрения: для выразительного чтения нужен талант, в противном же случае возможно только научить делать интонационные паузы на знаках препинания. Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность (а выразительное чтение - один из видов творческой деятельности в области искусства) доступна и необходима всем детям: как учащимся младших классов, так и подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность, она может быть более или менее яркой, но во всех случаях она должна направляться учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны формироваться и развиваться в процессе специальной работы.
Проблема выразительного чтения младших школьников, актуальная до сегодняшнего дня, возникла как реакция на механическое чтение, бытовавшее до 60-х годов XIX века в русской начальной школе, и решалась передовыми педагогами в связи со становлением объяснительного чтения.
Обследования детей, которые проводились З.П. Агейкиной, Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30% до 40% младших школьников слабо владеют навыками выразительного чтения. Многие учащиеся читают монотонно, не умеют общаться со слушателями. Дети ошибаются в расстановке пауз, а некоторые и вовсе их игнорируют. Большое количество ошибок состоит в неверном определении логических центров. По мнению педагогов и методистов, это происходит потому, что работе над выразительностью чтения уделяется недостаточно внимания.
Большое значение выразительному чтению придавали многие известные педагоги: Л.А. Горбушина, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, К.Д. Ушинский. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности: Т.А. Задорожная, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что тема данного исследования является актуальной, так как в настоящее время всё ещё существует необходимость пристального внимания к проблеме обучения выразительному чтению: выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение.
Проблема исследования: каковы приёмы формирования навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Исходя из вышесказанного, объектом нашего исследования является процесс формирования навыков выразительного чтения младших школьников. В качестве предмета исследования мы рассматриваем приёмы формирования навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями.
Гипотеза исследования: формирование навыков выразительного чтения младших школьников будет эффективным, если:
1) в процессе работы над лирическими произведениями уделять внимание как технической, так и смысловой стороне;
2) систематически включать в деятельность на уроке литературного чтения упражнения на тренировку речевого дыхания, темпа речи, выделения логических пауз, логического ударения, выработку правильной интонации.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:
1) изучить литературу по теме исследования, определить понятия «выразительное чтение», «навыки выразительного чтения»;
2) рассмотреть и изучить компоненты выразительного чтения; разработать систему упражнений по формированию навыков выразительного чтения;
3) организовать опытно-экспериментальную работу по диагностике и повышению уровня сформированности навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение теории вопроса (анализ литературы по проблеме исследования), изучение продуктов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, опрос, математическая обработка данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, направленные на формирование и развитие навыков выразительного чтения младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями. Сформированные навыки могут быть проявлены учащимися при чтении не только лирических произведений, но и прозаических отрывков, а также повысят общий уровень выразительности речи.
Экспериментальная база исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «СОШ №7» г. Белгорода 3 «Б» класса.
Апробация результатов исследования. Содержание работы частично отражено в статье, опубликованной в материалах Всероссийской международной научно-практической Интернет-конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования навыков выразительного чтения младших школьников, компоненты выразительного чтения, система упражнений по формированию навыков выразительного чтения.
Во второй главе рассматриваются показатели и уровни оценки сформированности навыков выразительного чтения в процессе работы над лирическими произведениями, методика формирования навыков выразительного чтения младших школьников и динамика сформированности навыков выразительного чтения младших школьников.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Список литературы включает 51 источник.
В приложение помещены анкеты для выявления уровня сформированности по смысловому критерию, протоколы наблюдений, планы-конспекты уроков по литературному чтению, партитуры стихотворений.
Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в процессе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений).
Выразительное чтение - это одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественными произведениями вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами.
Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников - очень важная часть работы учителя начальных классов, так как именно в начальной школе формируются первые умения, связанные с выразительным чтением. Для того чтобы правильно понять текст, его нужно правильно прочитать; а для того, чтобы выразительно прочитать, текст нужно понять. Выразительное чтение невозможно без полного, комплексного анализа произведения, а также без умения пользоваться интонационными средствами выразительности.
С помощью выразительного чтения у учащихся развивается собственная речь, она становится яркой, убедительной, разборчивой, чёткой, эмоциональной.
В первой главе мы описали проблему выразительного чтения, пути её решения, познакомились с компонентами выразительного чтения, разработали систему упражнений, которые можно использовать как для формирования навыков выразительного чтения лирических произведений, так и для формирования навыков выразительного чтения при работе над прозаическими произведениями.
Во второй главе констатирующем этапе мы выявили начальный уровень сформированности навыков выразительного чтения младших школьников при чтении стихотворений. Получились следующие результаты: у 52% учащихся низкий уровень сформированности навыков выразительного чтения лирических произведений, у 44% - средний уровень, у 4% - высокий уровень. Для того чтобы повысить уровень сформированности навыков выразительного чтения лирических произведений, нами был проведён и разработан формирующий этап. Программа формирующего этапа включает уроки литературного чтения, на которых у учеников с помощью разнообразных методов, приёмов и форм формируются умения, необходимые для выразительного чтения. После формирующего этапа был проведён контрольный этап. Учащимся были предложены задания наподобие тех, которые ученики выполняли на констатирующем этапе (принять участие в опросе, ответить на вопросы анкеты, прочитать выразительно стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится.»). В результате были получены следующие результаты: у 36% учащихся низкий уровень сформированности навыков выразительного чтения в процессе работы над лирическими произведениями, у 52% - средний уровень и у 12% - высокий. Можно сделать вывод о том, что благодаря формирующему этапу у некоторых учеников повысился уровень формирования навыков выразительного чтения в процессе работы над лирическими произведениями.
Работа по формированию навыков выразительного чтения, безусловно, не является оконченной и требует дальнейшего продолжения. Больше всего формирующий этап повлиял на осознанное отношение младших школьников к поставленной перед ними задаче выразительно прочитать стихотворение. Над смысловой и технической стороной нужно продолжать вести целенаправленную работу.
Также положительные результаты контрольного этапа дали возможность сделать вывод о том, что сформулированная гипотеза подтвердилась. Для формирования навыков выразительного чтения необходимо работать не только над смысловой стороной, но и над технической, так как обе эти стороны взаимосвязаны; необходимо систематически включать в деятельность на уроке литературного чтения упражнения на тренировку речевого дыхания, темпа речи, выделения логических пауз, логического ударения, выработку правильной интонации.
1. Аксёнов В.Н. Искусство художественного слова / В.Н. Аксенов. - М.: Искусство, 2002. - 256 с.
2. Артоболевский Г.В. Художественное чтение / Г.В. Артоболевский. - М.: Просвещение, 1978. -156 с.
3. Астафьева О.В. Детская литература. Выразительное чтение: практикум: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб заведений / О.В. Астафьева, Т. В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 271 с.
4. Бакланова И.В Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи. URL: http://mdou47stbel31.ru/igruiypragn.pdf(дата обращения: 17.02.2016).
5. Балашова Е.А. Анализ лирического стихотворения / Е.А. Балашова, И.А. Каргашин. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 192 с.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 273 с.
7. Булатова О.С. Педагогический артистизм / О. С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
8. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б. А. Буяльский. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 245 с.
9. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
10. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 1997. - 118 с.
11. Вербовая Н. Н. Подготовка к выразительному чтению / Н.Н. Вербовая // Русская словесность. - 2000. - № 4. - С. 63-66.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1998. - 280 с.
14. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2005. - 54 с.
15. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.
16. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях, Ч. 1 / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 192 с.
17. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения / Т.Ф. Завадская. - М.: Просвещение, 2007. - 254 с.
18. Иванова Л.Ю. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-
справочник / Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 840 с.
19. Калашникова С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: методические рекомендации для учителей начальных классов / С.Г. Калашникова. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 44 с.
20. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. - 2010. - № 4. - С. 11¬14.
21. Кубасова О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дело, 2001. - 144 с.
22. Львов М.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Г. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-e изд., испр. - М.: Академия,
2000. - 464 с.
23. Львов М.Р. Риторика. Культура речи / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
24. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах: Учебное пособие для студентов-бакалавров по методике обучения русскому языку и литературному чтению в начальных классах / Л.Д. Мали. - Пенза: издательство ПГУ, 2014. - 228 с.
25. Миловзорова А.М. Выразительное чтение как средство воспитания нравственных чувств / А.М. Миловзорова, Е.В. Тиунова // Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 32-33.
26. Найдёнов Б.С. Методика выразительного чтения / Б.С. Найдёнов, Л.Ю. Коренюк. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
27. Панина Г.А. Речевая ритмика / Г.А. Панина // Научно-методическая газета для учителей: Здоровье детей. - 2011. - №2.- 47 с.
28. Огнев В. Ф. Горизонты поэзии: Избран. работы в 2 т. Т.2 / В.Ф. Огнев. - М.: Худож. лит., 1982. - 535 с.
29. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. - М.: Академия, 2001. - 312 с.
30. Павлова Л.А. Влияние выразительного чтения на воспитание нравственных чувств учащихся / Л.А. Павлова // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 35-37.
31. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова / М.А. Палкин. - Минск: Вышэйш.шк., 1986. - 270 с.
32. Пальчевский С.С. Социальная педагогика / С.С. Пальчевский. - Киев: Кондор, 2009. - 560 с.
33. Полозкова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозкова. - М.: Просвещение, 2008. - 119 с.
34. Примерная общеобразовательная программа начального общего образования . URL: йй:р://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/роор_поо_геез1т.йос (дата обращения: 11.03.2016).
35. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т.П. Рудыка // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 28-30.
36. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / М.А. Рыбникова.
- М.: Учпедгиз, 1993. - 239 с.
37. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования / Т.В. Рыжкова. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
38. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 189 с.
39. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика: учебное пособие для педвузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-Оол. - М.: Академия,
2001. - 288 с.
40. Станиславский К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславский. - М.: Артист. Режиссер. Театр, 2005. - 352 с.
41. Старкова М. В. Развитие читательских интересов младших школьников //
[Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/statya-razvitie-chitatelskih-interesov-
mladshih-shkolnikov-626089.html (дата обращения 15.04.2016)
42. Тарлавина О.Н. Развитие речевого дыхания младших школьников // [Офиц. сайт]. URL: https://infourok.ru/razvitie-rechevogo-dihaniya-mladshih-shkolnikov- 984559.html(дата обращения: 12.03.2016).
43. Тихомиров Д.И. Педагогические заметки / Д.И. Тихомиров. - СПб.: Синод. тип, 1911. - 120 с.
44. Тищенко С.В. Приемы обучения правильному, сознательному, беглому и
выразительному чтению учащихся // [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/12/statya_tishchenko.docx (дата
обращения: 18.12.2015).
45. Ушинский К.Д. Школа Ушинского / К.Д. Ушинский. - М.: Карапуз ISBN, 2004.
- С. 16.
46. Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального
общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/8033/файл
/7256/Prikaz_№_1576_ot_31.12.2015.pdf (дата обращения: 11.04.2016).
47. Ховалыг Ч.Г. Компоненты навыка чтения // [Офиц. сайт].
URL:https://infourok.ru/material.html?mid=1803087 (дата обращения:
14.03.2016).
48. Черноморов А.И. Практикум по выразительному чтению: пособие для учителей начальных классов / А.И. Черноморов, А.И. Шустова. М.: Дана, 2000. - 388 с.
49. Ширкина Л.Б. Работа учителя с учащимися над выразительным чтением
стихотворений. URL: http://infourok.ru/rabota_uchitelya_s_uchaschimisya_
nad_vyrazitelnym_chteniem_stihotvoreniy-334305.htm (дата обращения:
12.03.2016).
50. Шишкова М.И. Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении / М.И. Шишкова // Логопед. - 2006. - №1. - С.15.
51. Язовицкий Е.В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий. - М.: Просвещение, 2003. - 399 с.