МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование мониторинга земель в Российской Федерации 10
1.1. Государственный мониторинг земель: понятие, цели,
содержание 10
1.2. Особенности мониторинга земель в Российском
законодательстве 14
Глава 2. Динамика структуры земельного фонда в Российской
Федерации с 1995 по 2014 годы 24
2.1. Изменение структуры земельного фонда в Российской
Федерации 24
2.2. Динамика сельскохозяйственных угодий в Российской
Федерации 26
Глава 3. Земельный фонд Белгородской области: тенденции и закономерности изменения структуры за последние годы 33
3.1. Изменение структуры земельного фонда в Белгородской
области 33
3.2. Динамика сельскохозяйственных угодий в Белгородской
области 37
Глава 4. Сравнительный анализ изменения во времени структуры земельного фонда Российской Федерации и Белгородской области 42
Глава 5. Прогнозирование состояния земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области и пути повышения эффективности их мониторинга 49
5.1. Прогноз динамики сельскохозяйственных земель в Белгородской области на 5-летний период 49
5.2. Перспективы мониторинга сельскохозяйственных земель в
Белгородской области 55
5.3. Рекомендации по повышению эффективности мониторинга
сельскохозяйственных земель в Белгородской области 59
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 72
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование мониторинга земель в Российской Федерации 10
1.1. Государственный мониторинг земель: понятие, цели,
содержание 10
1.2. Особенности мониторинга земель в Российском
законодательстве 14
Глава 2. Динамика структуры земельного фонда в Российской
Федерации с 1995 по 2014 годы 24
2.1. Изменение структуры земельного фонда в Российской
Федерации 24
2.2. Динамика сельскохозяйственных угодий в Российской
Федерации 26
Глава 3. Земельный фонд Белгородской области: тенденции и закономерности изменения структуры за последние годы 33
3.1. Изменение структуры земельного фонда в Белгородской
области 33
3.2. Динамика сельскохозяйственных угодий в Белгородской
области 37
Глава 4. Сравнительный анализ изменения во времени структуры земельного фонда Российской Федерации и Белгородской области 42
Глава 5. Прогнозирование состояния земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области и пути повышения эффективности их мониторинга 49
5.1. Прогноз динамики сельскохозяйственных земель в Белгородской области на 5-летний период 49
5.2. Перспективы мониторинга сельскохозяйственных земель в
Белгородской области 55
5.3. Рекомендации по повышению эффективности мониторинга
сельскохозяйственных земель в Белгородской области 59
Заключение 63
Список использованной литературы 66
Приложения 72
Актуальность исследования. Земля выступает как важнейший элемент окружающей среды, главное средство производства в аграрном секторе, а также как пространственный базис для размещения организаций и предприятий всех отраслей хозяйства. Поэтому вопросы исследования земель требуют унифицированного государственного подхода, основанного на комплексных и систематических наблюдениях.
Мониторинг земель выполняет связующую роль среди других видов мониторинга и кадастра природных ресурсов, поэтому он наделяется государственным статусом. Такой подход направлен на обеспечение получения комплексных сведений о земле, а также на сокращение расходов на функционирование всей системы наблюдений.
Данная проблема видится актуальной, поскольку проявления негативных процессов, происходящих с земельными ресурсами, могут иметь серьезные последствия для всего земельного фонда России, что может повлечь за собой не только изменение экологической ситуации в стране, но также существенно снизить объёмы производства сельскохозяйственной продукции и, в конечном итоге, привести к снижению продовольственной базы, вызвать экономическую зависимость России от других государств.
Таким образом, проведение государственного мониторинга земель с целью получения достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв является важным и актуальным.
Проблема исследования. Большое значение в управлении земельными ресурсами имеет организация мониторинга и прогнозирование использования земель как на глобальном и региональном, так и на локальном уровнях. Проблема исследования состоит в том, что на сельскохозяйственных землях, играющих особую роль в продовольственной безопасности страны, государственный мониторинг осуществляется разрозненными ведомствами, не связанными между собой ни организационно, ни методически.
Теоретико-методологической основой написания выпускной работы послужили труды отечественных ученых в области земельного права, управления земельными ресурсами и мониторинга земель таких как А.А. Артемьев, А.А. Варламов, В.М. Котляков, Д.И. Люри и другие.
Объектом исследования выступает земельный фонд Белгородской области и России в целом.
Предметом исследования являются механизмы осуществления мониторинга земель для целей эффективного управления земельными ресурсами
Цель работы состоит в исследовании мониторинга и прогнозирования использования земель как составной части управления земельными ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) провести анализ нормативно-правового регулирования мониторинга земель в Российской Федерации;
2) определить динамику структуры земельного фонда Российской Федерации с 1995 по 2014 гг.;
3) выявить закономерности изменения земельного фонда Белгородской области за последние годы;
4) провести сравнительный анализ изменения во времени структуры земельного фонда Российской Федерации и Белгородской области;
5) определить перспективы состояния земель Российской Федерации и Белгородской области в будущем.
Основными используемыми в работе методами исследования выступают анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, сравнительный, математико-статистический методы исследований и прочие другие.
Научная новизна заключается в выявлении ряда тенденций и закономерностей, обусловивших изменение соотношения различных категорий земель Белгородской области за последние годы и десятилетия.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовая и отчетная документация по состоянию и мониторингу земель в Российской Федерации, официальные статистические данные Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, фондовые и картографические материалы кафедры природопользования и земельного кадастра Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Практическое значение дипломного проекта заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования системы управления земельными ресурсами Белгородской области.
Структура работы в соответствии с поставленными задачами включает: введение, пять глав, заключение, список использованной литературы из 42 наименований и приложений.
Мониторинг земель выполняет связующую роль среди других видов мониторинга и кадастра природных ресурсов, поэтому он наделяется государственным статусом. Такой подход направлен на обеспечение получения комплексных сведений о земле, а также на сокращение расходов на функционирование всей системы наблюдений.
Данная проблема видится актуальной, поскольку проявления негативных процессов, происходящих с земельными ресурсами, могут иметь серьезные последствия для всего земельного фонда России, что может повлечь за собой не только изменение экологической ситуации в стране, но также существенно снизить объёмы производства сельскохозяйственной продукции и, в конечном итоге, привести к снижению продовольственной базы, вызвать экономическую зависимость России от других государств.
Таким образом, проведение государственного мониторинга земель с целью получения достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв является важным и актуальным.
Проблема исследования. Большое значение в управлении земельными ресурсами имеет организация мониторинга и прогнозирование использования земель как на глобальном и региональном, так и на локальном уровнях. Проблема исследования состоит в том, что на сельскохозяйственных землях, играющих особую роль в продовольственной безопасности страны, государственный мониторинг осуществляется разрозненными ведомствами, не связанными между собой ни организационно, ни методически.
Теоретико-методологической основой написания выпускной работы послужили труды отечественных ученых в области земельного права, управления земельными ресурсами и мониторинга земель таких как А.А. Артемьев, А.А. Варламов, В.М. Котляков, Д.И. Люри и другие.
Объектом исследования выступает земельный фонд Белгородской области и России в целом.
Предметом исследования являются механизмы осуществления мониторинга земель для целей эффективного управления земельными ресурсами
Цель работы состоит в исследовании мониторинга и прогнозирования использования земель как составной части управления земельными ресурсами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) провести анализ нормативно-правового регулирования мониторинга земель в Российской Федерации;
2) определить динамику структуры земельного фонда Российской Федерации с 1995 по 2014 гг.;
3) выявить закономерности изменения земельного фонда Белгородской области за последние годы;
4) провести сравнительный анализ изменения во времени структуры земельного фонда Российской Федерации и Белгородской области;
5) определить перспективы состояния земель Российской Федерации и Белгородской области в будущем.
Основными используемыми в работе методами исследования выступают анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, сравнительный, математико-статистический методы исследований и прочие другие.
Научная новизна заключается в выявлении ряда тенденций и закономерностей, обусловивших изменение соотношения различных категорий земель Белгородской области за последние годы и десятилетия.
Информационную базу исследования составляют нормативно-правовая и отчетная документация по состоянию и мониторингу земель в Российской Федерации, официальные статистические данные Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, фондовые и картографические материалы кафедры природопользования и земельного кадастра Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Практическое значение дипломного проекта заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования системы управления земельными ресурсами Белгородской области.
Структура работы в соответствии с поставленными задачами включает: введение, пять глав, заключение, список использованной литературы из 42 наименований и приложений.
В ходе достижения поставленной в работе цели - исследовании мониторинга и прогнозирования использования земель как составной части управления земельными ресурсами, - были сделаны следующие выводы.
1. Полномочия по государственному мониторингу земель в Российской Федерации принадлежат Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения, мониторинг которых осуществляется Министерством сельского хозяйства.
2. Анализ динамики структуры земельного фонда Российской Федерации с 1990 по 2014 гг. показал, что произошло сокращение площади, занятой землями сельскохозяйственного назначения, площадь земель населенных пунктов увеличилась более, чем в 2,7 раза, незначительно увеличилась площадь земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения, площадь земель лесного фонда в абсолютных показателях возрастала более всего, в 2,5 раза увеличилась площадь, занятая особо охраняемыми природными территориями, изменения претерпели также земли водного фонда, площадь которых увеличилась в 7 раз, на 40,8 млн. га сократилась площадь земель запаса гражданам.
Особого внимания заслуживает факт сокращения площади земель в структуре земельного фонда страны, занятых сельскохозяйственными угодьями, в том числе пашни главным - образом за счет неиспользования продуктивных земель и зарастания их кустарником, мелколесьем и лесом. Одной из причин вывода угодий из разряда продуктивных является их деградация из-за нерационального применения и влияния негативных процессов, получивших широкое развитие в связи с резким сокращением мероприятий по защите ценных земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.
3. В Белгородской области динамика структуры земельного фонда характеризуется снижением доли земель сельскохозяйственного назначения с 1990 года до 2010 года и постепенным ростом с 2011 по 2014 гг., постоянно увеличиваются площади, занятые землями населенных пунктов, площадь земли лесного фонда за 24 года увеличилась, площадь остальных категорий земельного фонда региона за анализируемый период почти не изменялась и составляет в совокупности 1,8% общей площади земельного фонда Белгородской области.
Негативным в Белгородской области является факт количественной и качественной деградации сельскохозяйственных земель. Поэтому мониторингу этих земель должно отводиться особое место.
4. В ходе сравнительного анализа изменения во времени структуры земельного фонда Российской Федерации и Белгородской области были выявлены следующие тенденции: отмечается снижение доли в структуре земельного фонда страны и региона таких категорий, как земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса; доля земель населенных пунктов и земель лесного фонда увеличивается; доля земель водного фонда остается стабильной; доля земель промышленности и иного специального назначения и земель особо охраняемых природных территорий в стране увеличивается, а в области остается стабильной в последнее время.
5. Проведенный прогноз структуры земельного фонда Белгородской области до 2019 года, показал увеличение площади, занятой землями сельскохозяйственного назначения на 63,3 тыс. га, возможно, в основном за счет перевода постселитебных территорий из категории земель населенных пунктов, на которых возможна организация пчелопарков и охотничьих угодий. Однако площадь сельскохозяйственных угодий и пашни в их числе, согласно выполненному прогнозу, будет сокращаться.
6. Для повышения эффективности мониторинга земель в Белгородской области необходимо:
1) выделить и обосновать наиболее информативные и репрезентативные показатели, характеризующие сельскохозяйственные угодья как объект собственности, компонент природной среды и средство производства; □
2) разработать методологию расчета интегральных показателей, дающих обобщенную оценку состояния сельскохозяйственных угодий;
3) создать шкалу уровней факторов для адекватной оценки продуктивности и устойчивости агроценозов как единой системы воздействий и отклика на такое воздействие; □
4) использовать специальную систему обеспечения достоверности и качества информации, получаемой при мониторинге почвенного плодородия.
1. Полномочия по государственному мониторингу земель в Российской Федерации принадлежат Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения, мониторинг которых осуществляется Министерством сельского хозяйства.
2. Анализ динамики структуры земельного фонда Российской Федерации с 1990 по 2014 гг. показал, что произошло сокращение площади, занятой землями сельскохозяйственного назначения, площадь земель населенных пунктов увеличилась более, чем в 2,7 раза, незначительно увеличилась площадь земель промышленности и иного несельскохозяйственного назначения, площадь земель лесного фонда в абсолютных показателях возрастала более всего, в 2,5 раза увеличилась площадь, занятая особо охраняемыми природными территориями, изменения претерпели также земли водного фонда, площадь которых увеличилась в 7 раз, на 40,8 млн. га сократилась площадь земель запаса гражданам.
Особого внимания заслуживает факт сокращения площади земель в структуре земельного фонда страны, занятых сельскохозяйственными угодьями, в том числе пашни главным - образом за счет неиспользования продуктивных земель и зарастания их кустарником, мелколесьем и лесом. Одной из причин вывода угодий из разряда продуктивных является их деградация из-за нерационального применения и влияния негативных процессов, получивших широкое развитие в связи с резким сокращением мероприятий по защите ценных земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.
3. В Белгородской области динамика структуры земельного фонда характеризуется снижением доли земель сельскохозяйственного назначения с 1990 года до 2010 года и постепенным ростом с 2011 по 2014 гг., постоянно увеличиваются площади, занятые землями населенных пунктов, площадь земли лесного фонда за 24 года увеличилась, площадь остальных категорий земельного фонда региона за анализируемый период почти не изменялась и составляет в совокупности 1,8% общей площади земельного фонда Белгородской области.
Негативным в Белгородской области является факт количественной и качественной деградации сельскохозяйственных земель. Поэтому мониторингу этих земель должно отводиться особое место.
4. В ходе сравнительного анализа изменения во времени структуры земельного фонда Российской Федерации и Белгородской области были выявлены следующие тенденции: отмечается снижение доли в структуре земельного фонда страны и региона таких категорий, как земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса; доля земель населенных пунктов и земель лесного фонда увеличивается; доля земель водного фонда остается стабильной; доля земель промышленности и иного специального назначения и земель особо охраняемых природных территорий в стране увеличивается, а в области остается стабильной в последнее время.
5. Проведенный прогноз структуры земельного фонда Белгородской области до 2019 года, показал увеличение площади, занятой землями сельскохозяйственного назначения на 63,3 тыс. га, возможно, в основном за счет перевода постселитебных территорий из категории земель населенных пунктов, на которых возможна организация пчелопарков и охотничьих угодий. Однако площадь сельскохозяйственных угодий и пашни в их числе, согласно выполненному прогнозу, будет сокращаться.
6. Для повышения эффективности мониторинга земель в Белгородской области необходимо:
1) выделить и обосновать наиболее информативные и репрезентативные показатели, характеризующие сельскохозяйственные угодья как объект собственности, компонент природной среды и средство производства; □
2) разработать методологию расчета интегральных показателей, дающих обобщенную оценку состояния сельскохозяйственных угодий;
3) создать шкалу уровней факторов для адекватной оценки продуктивности и устойчивости агроценозов как единой системы воздействий и отклика на такое воздействие; □
4) использовать специальную систему обеспечения достоверности и качества информации, получаемой при мониторинге почвенного плодородия.
Подобные работы
- ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ
Дипломные работы, ВКР, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - МОНИТОРИНГ ФАКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ УГЛОВСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2020 - Территориальная организация и структура сельскохозяйственных земель в муниципальном районе: на примере Яковлевского района Белгородской области
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Система экологического мониторинга окружающей среды в Российской Федерации
Бакалаврская работа, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Использование информационных технологий в системах муниципального управления
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016



