ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
СОДЕРЖАНИЕ
3РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
3РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Возрастная структура отражает все события демографической истории ныне живущих поколений. Соотношение детей, населения в трудоспособном возрасте и старших возрастов тесно связано с темпами естественного прироста и определяется стадией демографического перехода. В регионах, завершающих демографический переход, наблюдается старение сельского населения из -за массовой миграции молодежи в города. Материнство и детство являются необходимым условием существования общества, ибо без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна вообще.
Охрана здоровья матери и ребенка - это комплексная социально-гигиеническая проблема. Сложность ее решения определяется, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями женского и детского организма. Для этой группы населения характерны особые закономерности заболеваемости и смертности. Все это требует создания специальных медицинских учреждений для матери и ребенка со специфическими формами и методами работы.
Здоровье матери и ребенка наглядно показывает, что социально-экономические условия жизни населения (материальная обеспеченность, жилище, труд, отдых, образование, питание и т.д.) и другие факторы прямо или косвенно влияют на здоровье и численность будущего поколения.
Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья матери и ребенка: возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей.
Очевидно, что меры по охране здоровья матери и ребенка недостаточно эффективны. В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, увеличение воспроизводства населения. Однако, эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране. Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вышеперечисленных проблем и их влияния на демографическую политику и в целом на государственную социальную политику, а также необходимостью поддержки материнства и детства со стороны властных структур.
Степень изученности темы исследования. Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка. Сегодня существует обширное количество источников по различным аспектам изучения особенностей реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации.
Теоретические основы государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации представлены в работах Е.А. Андреевой, И.Ю. Аранович, Л.В. Бабаевой, О. Кононова, М.В. Малышевой, М.В. Медкова, Ю.В. Павловой, В.В. Харченко, И.А. Шмелева которые, в частности, раскрывают цели и методы государственного регулирования качества предоставляемых услуг, анализируют нормативно-правовую базу, обосновывают необходимость государственной политики.
Отдельные аспекты государственного регулирования в рассматриваемой сфере затрагиваются и освещаются в работах таких ученых, как: А.А. Барано, О.В. Буровой, В.И. Воронина, М.С. Денисова, Т.Г. Денисовой, И.Г. Зайнышевой, Е.Ф. Лукашиной, А.М. Нечаевой, О.В. Сальцевой, И.В. Соколова, О.М. Тольстовой, Р.Н. Турелецкой.
Анализу правового регулирования сферы охраны здоровья матери и ребёнка посвящены работы таких отечественных авторов, как: А.А. Баранов, А.В. Басова, Е.В. Воронцова, И.А. Еремцева . Результаты исследований данных авторов свидетельствует, что в подходах к государственному
7 регулированию как на федеральном, так и на региональном уровнях произошли заметные изменения.
В связи с этим, актуальность исследования и степень научной разработанности темы позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью совершенствования государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка и недостаточной научно-практической разработанностью методов ее реализации на региональном уровне.
Объектом является государственная политика в сфере охраны здоровья матери и ребёнка.
Предметом являются механизмы реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере охраны здоровья материнства и детства в Белгородской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации;
- проанализировать практику реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка на материалах департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области;
- предложить направления совершенствования государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка на региональном уровне.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные работы по вопросам формирования, функционирования и развития
Методологическую базу исследования составили системный и структурно-функциональный подходы. Использование системного подхода позволило рассмотреть систему взаимодействия власти и общества в сфере охраны здоровья матери и ребенка. Структурно-функциональный подход дал возможность разделить представленную в работе проблему на многоуровневые составляющие, выявить их функциональные возможности и рассмотреть динамику их изменений.
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, анализ документов. Важную роль в процессе исследования сыграли методы факторного и сравнительного анализа, исторический и диалектический методы, а также формально-логический.
Эмпирическая база исследования.
1) нормативно-правовые акты, регулирующие охрану здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации на федеральном уровне ;
2) нормативно-правовые акты Белгородской области 1;
3) аналитические и отчетные материалы департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области ;
4) данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области .
Практическая значимость работы определяется тем, что предложенные автором выводы и рекомендации по совершенствованию обеспечения государственного регулирования в сфере здоровья матери и ребёнка могут быть использованы в практике работы департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и применены для последующего изучения данной проблемы.
Структура дипломного исследования состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений
Охрана здоровья матери и ребенка - это комплексная социально-гигиеническая проблема. Сложность ее решения определяется, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями женского и детского организма. Для этой группы населения характерны особые закономерности заболеваемости и смертности. Все это требует создания специальных медицинских учреждений для матери и ребенка со специфическими формами и методами работы.
Здоровье матери и ребенка наглядно показывает, что социально-экономические условия жизни населения (материальная обеспеченность, жилище, труд, отдых, образование, питание и т.д.) и другие факторы прямо или косвенно влияют на здоровье и численность будущего поколения.
Состояние здоровья матери и ребенка является индикатором состояния и благополучия общества в целом. В Российской Федерации отмечаются неблагоприятные тенденции динамики ряда важных показателей состояния здоровья матери и ребенка: возросла распространенность болезней, в том числе социально-обусловленных (туберкулез, заболевания, передаваемые половым путем, ВИЧ-инфекция, наркомания и другие). Хроническая патология регистрируется в более ранних возрастных группах, ежегодно растет число детей инвалидов. Низкими темпами снижается материнская и младенческая смертность. Ухудшается состояние здоровья будущих матерей.
Очевидно, что меры по охране здоровья матери и ребенка недостаточно эффективны. В условиях отсутствия законодательно закрепленных механизмов координации межотраслевое взаимодействие не стало основополагающим принципом в решении медицинских и социальных проблем детства и материнства.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, увеличение воспроизводства населения. Однако, эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране. Актуальность темы исследования обусловлена большой значимостью вышеперечисленных проблем и их влияния на демографическую политику и в целом на государственную социальную политику, а также необходимостью поддержки материнства и детства со стороны властных структур.
Степень изученности темы исследования. Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка. Сегодня существует обширное количество источников по различным аспектам изучения особенностей реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации.
Теоретические основы государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации представлены в работах Е.А. Андреевой, И.Ю. Аранович, Л.В. Бабаевой, О. Кононова, М.В. Малышевой, М.В. Медкова, Ю.В. Павловой, В.В. Харченко, И.А. Шмелева которые, в частности, раскрывают цели и методы государственного регулирования качества предоставляемых услуг, анализируют нормативно-правовую базу, обосновывают необходимость государственной политики.
Отдельные аспекты государственного регулирования в рассматриваемой сфере затрагиваются и освещаются в работах таких ученых, как: А.А. Барано, О.В. Буровой, В.И. Воронина, М.С. Денисова, Т.Г. Денисовой, И.Г. Зайнышевой, Е.Ф. Лукашиной, А.М. Нечаевой, О.В. Сальцевой, И.В. Соколова, О.М. Тольстовой, Р.Н. Турелецкой.
Анализу правового регулирования сферы охраны здоровья матери и ребёнка посвящены работы таких отечественных авторов, как: А.А. Баранов, А.В. Басова, Е.В. Воронцова, И.А. Еремцева . Результаты исследований данных авторов свидетельствует, что в подходах к государственному
7 регулированию как на федеральном, так и на региональном уровнях произошли заметные изменения.
В связи с этим, актуальность исследования и степень научной разработанности темы позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью совершенствования государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка и недостаточной научно-практической разработанностью методов ее реализации на региональном уровне.
Объектом является государственная политика в сфере охраны здоровья матери и ребёнка.
Предметом являются механизмы реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать практические рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере охраны здоровья материнства и детства в Белгородской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации;
- проанализировать практику реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка на материалах департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области;
- предложить направления совершенствования государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребёнка на региональном уровне.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные работы по вопросам формирования, функционирования и развития
Методологическую базу исследования составили системный и структурно-функциональный подходы. Использование системного подхода позволило рассмотреть систему взаимодействия власти и общества в сфере охраны здоровья матери и ребенка. Структурно-функциональный подход дал возможность разделить представленную в работе проблему на многоуровневые составляющие, выявить их функциональные возможности и рассмотреть динамику их изменений.
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, анализ документов. Важную роль в процессе исследования сыграли методы факторного и сравнительного анализа, исторический и диалектический методы, а также формально-логический.
Эмпирическая база исследования.
1) нормативно-правовые акты, регулирующие охрану здоровья матери и ребёнка в Российской Федерации на федеральном уровне ;
2) нормативно-правовые акты Белгородской области 1;
3) аналитические и отчетные материалы департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области ;
4) данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области .
Практическая значимость работы определяется тем, что предложенные автором выводы и рекомендации по совершенствованию обеспечения государственного регулирования в сфере здоровья матери и ребёнка могут быть использованы в практике работы департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и применены для последующего изучения данной проблемы.
Структура дипломного исследования состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений
В данной работе проведен анализ современного состояния, проблем и тенденций развития государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка, а также выявлены проблемы, решение которых позволит совершенствовать данную регулирование данной сферы.
В настоящее время, государственная политика в области охраны здоровья матери и ребенка является самостоятельным приоритетным направлением во внутренней политике, которое обеспечивает целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждой матери и ребенка на охрану их здоровья. Данный вид государственной политики базируется на современных научно обоснованных представлениях о том, что благополучие каждого ребенка зависит от степени выполнения законодательно установленных обязательств в отношении него и его мамы со стороны общества.
Систем органов осуществляющих охрану здоровья матери и ребенка представлена следующим образом: государственная система (федеральные органы исполнительной власти; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; подведомственные органы исполнительной власти как на федеральном так и на региональном уровнях); муниципальная система (органы местного самоуправления;
подведомственные органам местного самоуправления медицинские и фармацевтические организации); частная система (создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья).
Отметим, что государственная политика в сфере охраны здоровья матери и ребенка осуществляется по следующим направлениям: совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи; создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка; развитие центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; выхаживание детей с экстремально -низкой массой тела; развитие специализированной медицинской помощи детям; внедрение современных медицинских технологий помощи детям; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей.
Органом, осуществляющим государственную политику в сфере охраны здоровья матери и ребенка в Белгородской области, является департамент здравоохранения и социальной защиты населения. Департамент обеспечивает в пределах своей компетенции, проведение единой государственной политики по предоставлению различных мер поддержки для улучшения положения детей, беременных женщин, матерей и граждан, имеющих на воспитании детей, в том числе инвалидов , в виде пособий и компенсаций, организации отдыха и круглогодичного оздоровления детей, мероприятий по повышению социального престижа материнства.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений, реализуемых в рамках региональной программы «Развитие здравоохранения Белгородской области на 2013-2020 годы» является совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка. В Белгородской области стабильно функционирует сеть учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям. Данные учреждения обеспечивают оказание специализированной помощи женщинам с этапа планирования беременности до родоразрешения и оказание специализированной помощи новорожденным детям, в том числе родившимся недоношенными.
Анализ практики реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка показал, что в Белгородской области проведена большая работа всеми заинтересованными ведомствами и службами по лечению и оздоровлению детей. Вместе с тем, сохраняются проблемы в области охраны и укрепления здоровья детей, связанные с недостаточным финансированном принятых программ по охране здоровья матери и ребенка в муниципальных образованиях. По-прежнему в области сохраняется дефицит кадров педиатров и акушеров-гинекологов, что влияет на качество и своевременность оказания медицинской помощи беременным и детям. Нуждается в дальнейшем совершенствовании материально -техническая оснащенность лечебно-профилактических и образовательных учреждений области.
Вопросы касающиеся формирования здорового образа жизни детей и их родителей сегодня становится все более значимыми, поскольку в последние годы ухудшилось состояние здоровья детей. Не смотря на то, что широкое распространение получили здоровьесберегающие технологии среди дошкольников и школьников.
На сегодняшний день особая роль в охране здоровья детей возложена на детские поликлиники, которые являются не только местом для лечения болезни, но, в первую очередь, местом для профилактики и предотвращения заболеваний, а также местом первичной пропаганды здорового образа жизни, организации санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей. В структуре всех детских поликлиниках предусмотрен кабинет здорового ребенка, который должен являться методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Но фактически данный кабинет не работает надлежащим образом, т.к. существует ряд нерешенных вопросов, негативно влияющих на эффективность функционирования этого подразделения и снижающих его привлекательность для родителей.
Для разработки и реализации мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и организацию санитарно-гигиенического воспитания детей и их родителей был предложен проект «Организация работы кабинета здоровья в детских поликлиниках Белгородской области». Для достижения цели предложенного проекта необходимо решить ряд задач: выявить начальную потребность и сформировать долговременную потребность родителей в работе кабинета здоровья в детских поликлиниках; актуализировать содержание деятельности кабинета здоровья в детских поликлиниках; разработать нормативно-методические документы для организации работы кабинета здоровья в детских поликлиниках. Мероприятия проекта были разделены на три блока: организационный, нормативно-методический; технологический.
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики охраны здоровья матери и ребенка целесообразно предложить департаменту здравоохранения и социально защиты населения ряд практических рекомендаций:
1. Реорганизовать работу кабинета здорового ребенка (кабинета здоровья) в детских поликлиниках Белгородской области.
2. Развивать меры по охране здоровья матери и ребенка, не связанные со значительным увеличением финансирования, а именно связанные с приданием дополнительных функций имеющимся кабинетам здоровья в части усиления индивидуальной и общественной профилактической работы.
3. Актуализировать методическое содержание и сопровождение деятельности кабинета здоровья.
4. При формировании потока движения пациентов в детских поликлиниках маршрут движения родителей разрабатывать с учетом посещения кабинета здоровья.
5. При формировании бюджета на социальную рекламу здорового образа жизни и профилактических мероприятий часть средств направлять на укрепление информационной базы (по пропаганде здорового образа жизни) кабинетов здоровья в поликлиниках.
В настоящее время, государственная политика в области охраны здоровья матери и ребенка является самостоятельным приоритетным направлением во внутренней политике, которое обеспечивает целенаправленное регулирование общественных отношений для полного осуществления права каждой матери и ребенка на охрану их здоровья. Данный вид государственной политики базируется на современных научно обоснованных представлениях о том, что благополучие каждого ребенка зависит от степени выполнения законодательно установленных обязательств в отношении него и его мамы со стороны общества.
Систем органов осуществляющих охрану здоровья матери и ребенка представлена следующим образом: государственная система (федеральные органы исполнительной власти; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации; подведомственные органы исполнительной власти как на федеральном так и на региональном уровнях); муниципальная система (органы местного самоуправления;
подведомственные органам местного самоуправления медицинские и фармацевтические организации); частная система (создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья).
Отметим, что государственная политика в сфере охраны здоровья матери и ребенка осуществляется по следующим направлениям: совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи; создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка; развитие центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; выхаживание детей с экстремально -низкой массой тела; развитие специализированной медицинской помощи детям; внедрение современных медицинских технологий помощи детям; развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения детей.
Органом, осуществляющим государственную политику в сфере охраны здоровья матери и ребенка в Белгородской области, является департамент здравоохранения и социальной защиты населения. Департамент обеспечивает в пределах своей компетенции, проведение единой государственной политики по предоставлению различных мер поддержки для улучшения положения детей, беременных женщин, матерей и граждан, имеющих на воспитании детей, в том числе инвалидов , в виде пособий и компенсаций, организации отдыха и круглогодичного оздоровления детей, мероприятий по повышению социального престижа материнства.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений, реализуемых в рамках региональной программы «Развитие здравоохранения Белгородской области на 2013-2020 годы» является совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка. В Белгородской области стабильно функционирует сеть учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь женщинам и детям. Данные учреждения обеспечивают оказание специализированной помощи женщинам с этапа планирования беременности до родоразрешения и оказание специализированной помощи новорожденным детям, в том числе родившимся недоношенными.
Анализ практики реализации государственной политики в сфере охраны здоровья матери и ребенка показал, что в Белгородской области проведена большая работа всеми заинтересованными ведомствами и службами по лечению и оздоровлению детей. Вместе с тем, сохраняются проблемы в области охраны и укрепления здоровья детей, связанные с недостаточным финансированном принятых программ по охране здоровья матери и ребенка в муниципальных образованиях. По-прежнему в области сохраняется дефицит кадров педиатров и акушеров-гинекологов, что влияет на качество и своевременность оказания медицинской помощи беременным и детям. Нуждается в дальнейшем совершенствовании материально -техническая оснащенность лечебно-профилактических и образовательных учреждений области.
Вопросы касающиеся формирования здорового образа жизни детей и их родителей сегодня становится все более значимыми, поскольку в последние годы ухудшилось состояние здоровья детей. Не смотря на то, что широкое распространение получили здоровьесберегающие технологии среди дошкольников и школьников.
На сегодняшний день особая роль в охране здоровья детей возложена на детские поликлиники, которые являются не только местом для лечения болезни, но, в первую очередь, местом для профилактики и предотвращения заболеваний, а также местом первичной пропаганды здорового образа жизни, организации санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей. В структуре всех детских поликлиниках предусмотрен кабинет здорового ребенка, который должен являться методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей. Но фактически данный кабинет не работает надлежащим образом, т.к. существует ряд нерешенных вопросов, негативно влияющих на эффективность функционирования этого подразделения и снижающих его привлекательность для родителей.
Для разработки и реализации мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и организацию санитарно-гигиенического воспитания детей и их родителей был предложен проект «Организация работы кабинета здоровья в детских поликлиниках Белгородской области». Для достижения цели предложенного проекта необходимо решить ряд задач: выявить начальную потребность и сформировать долговременную потребность родителей в работе кабинета здоровья в детских поликлиниках; актуализировать содержание деятельности кабинета здоровья в детских поликлиниках; разработать нормативно-методические документы для организации работы кабинета здоровья в детских поликлиниках. Мероприятия проекта были разделены на три блока: организационный, нормативно-методический; технологический.
В целях дальнейшего совершенствования государственной политики охраны здоровья матери и ребенка целесообразно предложить департаменту здравоохранения и социально защиты населения ряд практических рекомендаций:
1. Реорганизовать работу кабинета здорового ребенка (кабинета здоровья) в детских поликлиниках Белгородской области.
2. Развивать меры по охране здоровья матери и ребенка, не связанные со значительным увеличением финансирования, а именно связанные с приданием дополнительных функций имеющимся кабинетам здоровья в части усиления индивидуальной и общественной профилактической работы.
3. Актуализировать методическое содержание и сопровождение деятельности кабинета здоровья.
4. При формировании потока движения пациентов в детских поликлиниках маршрут движения родителей разрабатывать с учетом посещения кабинета здоровья.
5. При формировании бюджета на социальную рекламу здорового образа жизни и профилактических мероприятий часть средств направлять на укрепление информационной базы (по пропаганде здорового образа жизни) кабинетов здоровья в поликлиниках.
Подобные работы
- ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ИМПЛАНТАЦИЯ ЭМБРИОНА: ПРАВА ЖЕНЩИНЫ И РЕБЕНКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017



