УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В КОРОЧАНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство становится мощным фактором, определяющим современное состояние экономики муниципальных образований. При этом жилищно-коммунальное хозяйство представляет непроизводственный сектор экономики, где в рыночных условиях хозяйствования сложно достичь баланса между экономической целесообразностью и социальной необходимостью, и особенно остро вступают в противоречие рыночные и административные подходы. Для повышения эффективности работы этого сектора требуется реализация огромного комплекса задач технического, экономического и социального характера.
В процессе трансформации экономических отношений в российском обществе вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства занимают особое место. Во-первых, это одна из крупнейших сфер услуг, которая призвана удовлетворить основные социальные интересы людей. Во- вторых, эта сфера услуг является важной составляющей экономического развития муниципальных образований.
Реализующаяся на данный момент в Российской Федерации реформа системы управления жилищно-коммунальным хозяйством сталкивается с рядом проблем. Так, существующая в настоящее время методология муниципального управления не позволяет комплексно решать задачи, связанные с повышением эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования и снижением воздействия негативных факторов, возникающих в условиях его реформы. Это объясняется большой проработанностью только на уровне отдельных методик, правил и приемов, действенных только в определенных сложившихся условиях.
Одновременно с этим, процессы реформирования ЖКХ и совершенствования управления этой отраслью проявляются более остро и являются особенно актуальными, когда рассматриваются на уровне городских поселений, где имеет место разветвленная сеть инженерной инфраструктуры. Эти проблемы управления по масштабам аналогичны проблемам управления государственными системами, однако отличаются от них, прежде всего, чрезвычайно высокой концентрацией населения на крайне ограниченной территории. Без устранения недостатков в действующей системе управления отраслью невозможно вести речь о нормализации ее функционирования, повышения надежности и качества.
В последнее время проявляется все больше признаков серьезного замедления реформ, причинами которого является комплекс проблем, оставшихся от предыдущего периода функционирования отрасли. К числу нерешенных проблем относятся отсутствие достаточного финансирования жилищно-коммунальных предприятий, отставание законодательного сопровождения реформы, отсутствие практики сквозных договорных отношений, что определяется отсутствием и не разработанностью научно обоснованных подходов и методов к принятию решений в системе управления.
Одновременно с этим наблюдается также и ряд проблем присущих только новой системе управления жилищно-коммунальным хозяйством. Стоимость услуг неуклонно растет, при этом их качество снижается, коммунальная инфраструктура приходит в упадок, нормативно-правовая база жилищной реформы не совершенна, существуют системные противоречия между Жилищным и Гражданским кодексами, которые усугубляются тем, что они являются законами одного уровня. Кроме того, попытки решить задачи развития жилищно-коммунального хозяйства осуществляются только в рамках действующей системы, качественно не изменяя ее.
Таким образом, существует необходимость исследовать опыт управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском
Степень изученности темы исследования. Различные теоретические и практические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством рассматриваются в научных работах М.Ф. Бовыкиной, П.А. Жбанова, Н.В. Ковалевой, Л.А. Комиссаровой, А.О. Кондрашова, Д.В. Назаровой, Е.И. Николаевой, Л.А. Сеферян, С.А. Тихоновсковой .
Особенностям управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне муниципальных образований посвящены работы Д.А. Гайнанова, Т.А. Герасимова, В.И. Занина, С.А. Кожевникова, Н.А. Комарова, А.Ю. Ляхова, Н.Т. Обоймовой, А.И. Пахомовой .
Вопросы совершенствования и внедрения новых методик в управление развитием жилищно-коммунальным хозяйством раскрываются в работах
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях и недостатком практических рекомендаций по повышению эффективности управления жилищной сферой.
Объектом исследования является процесс управления развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Предметом исследования выступают методы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях.
2. Изучить практику управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
3. Определить направления совершенствования управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды отечественных ученых рассматривающих процесс управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях с точки зрения системного подхода: М.С. Агафоновой, М.Ф. Бовыкиной, Е.Ю. Богдановой, В.В. Бондаренко, Е.В. Григорьева, Н.В. Ковалевой, М.А. Таниной, В.К. Чаадаева, В.А. Юдиной.
Также использовались общенаучные методы: сравнительный анализ, синтез, структуризация, обобщение, индукция и дедукция, а также методы системного и структурно-функционального анализа, сравнительный метод. Кроме того, были использованы методы эмпирического исследования: анализ документов, нормативно-правовых источников и статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составили: федеральные и региональные нормативно-правовые акты , нормативно-правовые акты и целевые программы Корочанского района Белгородской области , материалы службы государственной статистики, справочные издания и материалы периодической печати, отчетные и аналитические материалы Администрации Корочанского района , а также материалы авторского социологического исследования .
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что обоснованные в ней выводы и предложения могут быть использованы органами местного самоуправления Корочанского района Белгородской области при совершенствовании процесса управления развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три раздела, заключение, список источников и приложения.
В процессе трансформации экономических отношений в российском обществе вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства занимают особое место. Во-первых, это одна из крупнейших сфер услуг, которая призвана удовлетворить основные социальные интересы людей. Во- вторых, эта сфера услуг является важной составляющей экономического развития муниципальных образований.
Реализующаяся на данный момент в Российской Федерации реформа системы управления жилищно-коммунальным хозяйством сталкивается с рядом проблем. Так, существующая в настоящее время методология муниципального управления не позволяет комплексно решать задачи, связанные с повышением эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования и снижением воздействия негативных факторов, возникающих в условиях его реформы. Это объясняется большой проработанностью только на уровне отдельных методик, правил и приемов, действенных только в определенных сложившихся условиях.
Одновременно с этим, процессы реформирования ЖКХ и совершенствования управления этой отраслью проявляются более остро и являются особенно актуальными, когда рассматриваются на уровне городских поселений, где имеет место разветвленная сеть инженерной инфраструктуры. Эти проблемы управления по масштабам аналогичны проблемам управления государственными системами, однако отличаются от них, прежде всего, чрезвычайно высокой концентрацией населения на крайне ограниченной территории. Без устранения недостатков в действующей системе управления отраслью невозможно вести речь о нормализации ее функционирования, повышения надежности и качества.
В последнее время проявляется все больше признаков серьезного замедления реформ, причинами которого является комплекс проблем, оставшихся от предыдущего периода функционирования отрасли. К числу нерешенных проблем относятся отсутствие достаточного финансирования жилищно-коммунальных предприятий, отставание законодательного сопровождения реформы, отсутствие практики сквозных договорных отношений, что определяется отсутствием и не разработанностью научно обоснованных подходов и методов к принятию решений в системе управления.
Одновременно с этим наблюдается также и ряд проблем присущих только новой системе управления жилищно-коммунальным хозяйством. Стоимость услуг неуклонно растет, при этом их качество снижается, коммунальная инфраструктура приходит в упадок, нормативно-правовая база жилищной реформы не совершенна, существуют системные противоречия между Жилищным и Гражданским кодексами, которые усугубляются тем, что они являются законами одного уровня. Кроме того, попытки решить задачи развития жилищно-коммунального хозяйства осуществляются только в рамках действующей системы, качественно не изменяя ее.
Таким образом, существует необходимость исследовать опыт управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском
Степень изученности темы исследования. Различные теоретические и практические аспекты управления жилищно-коммунальным хозяйством рассматриваются в научных работах М.Ф. Бовыкиной, П.А. Жбанова, Н.В. Ковалевой, Л.А. Комиссаровой, А.О. Кондрашова, Д.В. Назаровой, Е.И. Николаевой, Л.А. Сеферян, С.А. Тихоновсковой .
Особенностям управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне муниципальных образований посвящены работы Д.А. Гайнанова, Т.А. Герасимова, В.И. Занина, С.А. Кожевникова, Н.А. Комарова, А.Ю. Ляхова, Н.Т. Обоймовой, А.И. Пахомовой .
Вопросы совершенствования и внедрения новых методик в управление развитием жилищно-коммунальным хозяйством раскрываются в работах
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях и недостатком практических рекомендаций по повышению эффективности управления жилищной сферой.
Объектом исследования является процесс управления развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Предметом исследования выступают методы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций по повышению эффективности управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические основы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях.
2. Изучить практику управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
3. Определить направления совершенствования управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в Корочанском районе Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды отечественных ученых рассматривающих процесс управления развитием жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях с точки зрения системного подхода: М.С. Агафоновой, М.Ф. Бовыкиной, Е.Ю. Богдановой, В.В. Бондаренко, Е.В. Григорьева, Н.В. Ковалевой, М.А. Таниной, В.К. Чаадаева, В.А. Юдиной.
Также использовались общенаучные методы: сравнительный анализ, синтез, структуризация, обобщение, индукция и дедукция, а также методы системного и структурно-функционального анализа, сравнительный метод. Кроме того, были использованы методы эмпирического исследования: анализ документов, нормативно-правовых источников и статистических данных.
Эмпирическую базу исследования составили: федеральные и региональные нормативно-правовые акты , нормативно-правовые акты и целевые программы Корочанского района Белгородской области , материалы службы государственной статистики, справочные издания и материалы периодической печати, отчетные и аналитические материалы Администрации Корочанского района , а также материалы авторского социологического исследования .
Научно-практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что обоснованные в ней выводы и предложения могут быть использованы органами местного самоуправления Корочанского района Белгородской области при совершенствовании процесса управления развитием жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три раздела, заключение, список источников и приложения.
Управление развитием ЖКХ в муниципальном образовании представляет собой систему управленческих воздействий местных органов власти, предприятий, служб и хозяйств, предоставляющих жилищно-коммунальных услуги, на объекты ЖКХ и отношения между субъектами, с целью обеспечения комфортного проживания и повышения качества жизни населения. Существует большое число различных разнонаправленных методов управления развитием ЖКХ в муниципальных образованиях. К ним относятся административно-распорядительные, правовые, организационные и экономические методы. При этом последняя группа также подразделяется на специфические и присущие только сфере управления ЖКХ методы: бюджетного и внебюджетного финансирования, управления субсидированием и регулированием льгот, а также управления тарифным регулированием в ЖКХ.
Сочетания вышеуказанных методов, механизмы их применения, а также общие направления и цели развития ЖКХ определяют подходы к управлению его развитием в муниципальных образованиях. К числу основных их них относятся: программно-целевой, процессный, кластерный, управления развитием ЖКХ на основе саморегулирования и инновационный подход. Управление жилищно-коммунальным хозяйством в Корочанском районе возложено на отдел ЖКХ администрации Корочанского района Белгородской области, который отвечает за проведение единой государственной политики в области реформирования и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства района. Создание системы эффективного тарифного регулирования предприятий ЖКХ является важной задачей реформирования рынка ЖКУ, без решения которой невозможно достичь качественного улучшения ситуации в жилищно-коммунальной сфере, сформулировать четкую и последовательную ценовую политику, привлечь инвестиции для обновления основных фондов.
Положение о порядке рассмотрения и утверждения технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса муниципального района «Корочанский район» Белгородской области носит декларативный характер, схема формирования тарифа в рамках проведения инвестиционных программ не определена.
В качестве основных проблем жилищно-коммунального хозяйства района жители называют рост тарифов, необоснованный с их точки зрения. Отсутствие информации о формировании тарифов и направлениях расходования средств означает отсутствие какого бы то ни было контроля над ситуацией со стороны жителей, из-за чего многие чувствуют себя обманутыми. А значит, чтобы выстраивать отношения партнерства с населением, чтобы создать атмосферу доверия, необходимо информирование, повышение компетентности и социальной грамотности жителей. Кроме этого, как проблему следует рассматривать монополизированность отрасли жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие конкуренции со стороны субъектов малого предпринимательства в области оказания жилищно-коммунальных услуг населению района. Неудовлетворительное состояние ЖКХ Корочанского района обусловлено, прежде всего, серьезным отставанием перехода отрасли на рыночные принципы хозяйствования, неразвитостью конкурентной среды, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек и повышения качества работы жилищно-коммунального хозяйства района, неэффективной системой управления.
Для решения проблем в сфере совершенствования развития управления ЖКХ Корочанского района следует продолжить работу по собственной экономически и социально обоснованной программе развития системы управления ЖКХ, направленной на осуществление организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической и эксплуатационной деятельности, ориентированной на выполнение работ или оказание услуг, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории: обеспечение жильем, предоставление жилищно-коммунальных услуг, бесперебойное обеспечение населения теплом, водой, электричеством, эксплуатацию жилищного фонда, создание комфортных условий проживания.
Представляется целесообразным реализовать на территории Корочанского района проект «Внедрение автоматизированной единой диспетчерской службы», который будет в должной мере способствовать повышению экономической эффективности ЖКХ района, поможет реализовывать полномочия органам местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, осуществлять контроль за использованием и сохранностью инфраструктурных объектов, муниципального жилого и нежилого фонда, систем инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение), надежности и качества предоставляемых услуг, стабилизации их стоимости, в обеспечении условий для модернизации и устойчивого развития отрасли.
В заключение выпускной квалификационной работы приведем ряд практических рекомендаций:
1. Упрaвляющим компаниям Корочанского района: осуществить модернизацию и обновление основных рабочих машин, оборудования и передаточных устройств путем привлечения дополнительных целевых бюджетных средств (муниципaльнaя целевaя прогрaммa), что позволит сокрaтить потери теплa, электроэнергии и воды во время их трaнспортировки до потребителя.
2. Институту управления НИУ «БелГУ» открыть магистерскую программу по направлению подготовки «Управление ЖКХ и благоустройством», которая позволит специалистам Управления строительства, транспорта, связи и ЖКХ и сотрудникам управляющих компаний Корочанского района повысить уровень образования в сфере ЖКХ.
Сочетания вышеуказанных методов, механизмы их применения, а также общие направления и цели развития ЖКХ определяют подходы к управлению его развитием в муниципальных образованиях. К числу основных их них относятся: программно-целевой, процессный, кластерный, управления развитием ЖКХ на основе саморегулирования и инновационный подход. Управление жилищно-коммунальным хозяйством в Корочанском районе возложено на отдел ЖКХ администрации Корочанского района Белгородской области, который отвечает за проведение единой государственной политики в области реформирования и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства района. Создание системы эффективного тарифного регулирования предприятий ЖКХ является важной задачей реформирования рынка ЖКУ, без решения которой невозможно достичь качественного улучшения ситуации в жилищно-коммунальной сфере, сформулировать четкую и последовательную ценовую политику, привлечь инвестиции для обновления основных фондов.
Положение о порядке рассмотрения и утверждения технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса муниципального района «Корочанский район» Белгородской области носит декларативный характер, схема формирования тарифа в рамках проведения инвестиционных программ не определена.
В качестве основных проблем жилищно-коммунального хозяйства района жители называют рост тарифов, необоснованный с их точки зрения. Отсутствие информации о формировании тарифов и направлениях расходования средств означает отсутствие какого бы то ни было контроля над ситуацией со стороны жителей, из-за чего многие чувствуют себя обманутыми. А значит, чтобы выстраивать отношения партнерства с населением, чтобы создать атмосферу доверия, необходимо информирование, повышение компетентности и социальной грамотности жителей. Кроме этого, как проблему следует рассматривать монополизированность отрасли жилищно-коммунального хозяйства, отсутствие конкуренции со стороны субъектов малого предпринимательства в области оказания жилищно-коммунальных услуг населению района. Неудовлетворительное состояние ЖКХ Корочанского района обусловлено, прежде всего, серьезным отставанием перехода отрасли на рыночные принципы хозяйствования, неразвитостью конкурентной среды, отсутствием экономических стимулов для снижения издержек и повышения качества работы жилищно-коммунального хозяйства района, неэффективной системой управления.
Для решения проблем в сфере совершенствования развития управления ЖКХ Корочанского района следует продолжить работу по собственной экономически и социально обоснованной программе развития системы управления ЖКХ, направленной на осуществление организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической и эксплуатационной деятельности, ориентированной на выполнение работ или оказание услуг, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории: обеспечение жильем, предоставление жилищно-коммунальных услуг, бесперебойное обеспечение населения теплом, водой, электричеством, эксплуатацию жилищного фонда, создание комфортных условий проживания.
Представляется целесообразным реализовать на территории Корочанского района проект «Внедрение автоматизированной единой диспетчерской службы», который будет в должной мере способствовать повышению экономической эффективности ЖКХ района, поможет реализовывать полномочия органам местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства, осуществлять контроль за использованием и сохранностью инфраструктурных объектов, муниципального жилого и нежилого фонда, систем инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение), надежности и качества предоставляемых услуг, стабилизации их стоимости, в обеспечении условий для модернизации и устойчивого развития отрасли.
В заключение выпускной квалификационной работы приведем ряд практических рекомендаций:
1. Упрaвляющим компаниям Корочанского района: осуществить модернизацию и обновление основных рабочих машин, оборудования и передаточных устройств путем привлечения дополнительных целевых бюджетных средств (муниципaльнaя целевaя прогрaммa), что позволит сокрaтить потери теплa, электроэнергии и воды во время их трaнспортировки до потребителя.
2. Институту управления НИУ «БелГУ» открыть магистерскую программу по направлению подготовки «Управление ЖКХ и благоустройством», которая позволит специалистам Управления строительства, транспорта, связи и ЖКХ и сотрудникам управляющих компаний Корочанского района повысить уровень образования в сфере ЖКХ.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В КОРОЧАНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Развитие комфортной среды в муниципальном образовании (на материалах администрации Корочанского района Белгородской области)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
БЛАГОУСТРОЙСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА
ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД 1991 - 2006 ГГ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Оценка размещения и экологическое состояние полигонов ТКО Белгородской области
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019



