ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАБА 1 Управление автотранспортной деятельностью в условиях перехода к рыночной экономике 8
1.1 Экономические, организационные, социальные предпосылки к выбору стратегии управления на автомобильном транспорте 8
1.2 Информационная база для выбора концепции управления затратами
и результатами 21
1.3 Выбор системы информационного обеспечения управления затратами и результатами 38
ГЛАВА 2 Формирование системы управления затратами и результатами автотранспортной деятельности 56
2.1 Методы управления затратами и результатами в процессе маркетинговой деятельности 56
2.2 Методика и модель управления затратами и результатами 70
2.3 Функционирование системы управления затратами и результатами...89
ГЛАВА 3 Пути совершенствования хозяйственного механизма на основе применения системы управления затратами и результатами 106
3.1 Рациональное планирование перевозок с выделением области безубыточности 106
3.2 Методика расчета сменно-суточных заданий на перевозки 109
3.3 Разработка рациональных управленческих решений в системе «затраты-результаты» 120
Заключение 135
Список использованной литературы 142
Приложения 149
Актуальность темы исследования. В период реформирования хозяйственная практика острее всего ощущает потребность в научно обоснованной системе управления затратами и результатами в любой сфере экономики, в том числе в сфере автотранспортного обслуживания села, наличие которой позволяет предприятиям наиболее эффективно использовать накопленный производственный потенциал по своей основной деятельности. Практика передовых предприятий нашей страны и стран с развитой рыночной экономикой показывает высокую эффективность управления затратами и результатами, что обеспечивает доходное и платежеспособное функционирование этих субъектов.
Исследованию данной проблемы посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов. Однако приходится отметить отсутствие актуальной идеи, способствующей переводу автопарков сельскохозяйственных
товаропроизводителей, а также специализированных предприятий, обслуживающих село, с затратных путей хозяйствования на рельсы самоокупаемости и самофинансирования.
Разночтимость рекомендаций по планированию и оперативному расчету затрат на перевозки по статьям себестоимости, а также разбросанность материалов об оценочном характере анализа этих затрат по различным источникам, дают основание утверждать о целесообразности в научном обосновании идеи управления затратами, следовательно, результатами деятельности автотранспортных подразделений.
В настоящее время в РФ функционирует свыше 400 тыс. различных субъектов (юридических лиц) с парком подвижного состава около 1,9 млн. грузовых автомобилей и 1,0 млн. автобусов. В связи с переходом к рыночным отношениям и спадом производства во всех отраслях экономики, на рынке автоуслуг возникло превышение предложений над спросом, что вызвало
4
острейшую конкуренцию между отдельными хозяйствующими субъектами. Остроту конкуренции усиливает рост числа индивидуальных владельцев. Им принадлежит почти 19 млн. легковых и 450 тыс. грузовых автомобилей.
Сельские товаропроизводители, из-за особенностей условий производства, вынуждены содержать огромный парк автомобилей (около 580 тыс. единиц в РФ) для обеспечения технологических процессов и социальных перевозок, которые, в отличие от городских организаций, не освобождены от содержания, социальной сферы, несвойственной для коммерческих организаций.
Возникшая ситуация вызвала необходимость углубления научных исследований в автотранспорте как в производственной, так и в социальной сферах, особенно на селе. Все это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка методических приемов управления затратами и результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, направленных на обеспечение их устойчивого развития в рыночных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- выявить современные тенденции в управлении затратами и результатами;
- разработать экономическую модель безубыточной работы предприятия;
разработать методику рационализации соотношения затрат на транспортные услуги;
- установить подходы и разработать метод определения договорных цен на автоуслуги ;
- обосновать экономическую стратегию обновления парка автомобилей;
апробировать разработанную методику управления затратами и результатами в автотранспортном предприятии, осуществляющем рыночное реформирование.
Предметом и объектом исследования являются вопросы управления затратами и результатами в автотранспортных предприятиях сельской местности.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили современная экономическая теория затрат и результатов, а также научные разработки и положения по проблемам организации планирования и управления затратами.
В процессе исследования применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, методы статистического и экономико-математического моделирования.
Наиболее существенные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна:
- определены роль и место управленческого учета в информационной системе функционирования коммерческих формирований в условиях рыночной экономики;
- составлена экономическая модель управления затратами и результатами, доказывающая функциональную зависимость различных стадий управленческого процесса;
- раскрыты тенденция и особенности изменения статей затрат в себестоимости перевозок при изменении внешних и внутренних факторов;
- разработана методика обеспечения безубыточной работы предприятия, позволяющая оперативно варьировать затратами;
- предложены научно обоснованные решения по определению договорной цены на услуги по перевозкам грузов и пассажиров; по нормированию статей затрат и планированию прибыли, расходов и доходов по видам перевозок; методы анализа соотношения затрат, выручки и объема перевозок, расчёта сменно-суточных заданий на перевозки, нормирования и контроля расхода топлива;
- установлены методические подходы к рационализации статей затрат путем нормативного планирования и имитационного моделирования, позволяющие эффективно использовать материальные ресурсы и направлять денежные потоки по статьям затрат в заданных пропорциях при любых экономических ситуациях;
6
- разработаны приемы экономического обоснования управленческих решений по обновлению парка подвижного состава, выбору марок и моделей автомобилей в качестве инвестиционного объекта.
Практическая значимость работы. Разработанная в результате исследования методика управления затратами и результатами апробирована и внедрена в конкретном автотранспортном предприятии. Универсальность методики обеспечена рассмотрением практически всех видов перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования. Объективность результатов базируется на долгосрочном прослеживании за всеми статьями себестоимости на различных видах автомобильных перевозок, работающих в определенных условиях эксплуатации после установления их экономической целесообразности.
Задача эффективного управления затратами и результатами выделена как определяющая в организации автотранспортной деятельности в сельской местности в производственной и социальной сферах с целью обеспечения ее конкурентоспособности.
Апробация и реализация результатов работы. Основные положения и результаты исследования, изложенные в диссертационной работе, были обсуждены и одобрены в Уфимском технологическом институте сервиса (Уфа, 1998г.), доложены на семинаре преподавателей Камского политехнического института (Набережные Челны, 1999 г.), на научно-практическом совещании руководителей и главных специалистов дочерних предприятий северного региона ГУП “Башавтотранс” (Нефтекамск, 1999 г.), на конференции руководителей и специалистов АПК Дюртюлинского района (Дюртюли, 1999 г.), на научно- практической конференции в Башкирском государственном аграрном университете (Уфа, 2000 г.).
1. Закономерным результатом падения общественного производства в годы экономического кризиса стали не только вывод из строя значительной части производственного потенциала, но и повсеместный обвал уровня рентабельности его еще функционирующей части. К началу 1998 г, удельный вес убыточных предприятий реального сектора экономики достиг 50%; размеры прибыли и амортизационных фондов подавляющего большинства другой половины предприятий этого сектора не обеспечивают нормальных условий не только для расширенного, но подчас и для простого воспроизводства.
Анализ работы автомобильного транспорта в бывшем Советском Союзе, России и за рубежом показывает, что и при плановой, и при рыночной экономике к настоящему времени не решены три проблемы, оказывающих основное влияние на функционирование транспортной системы:
совмещение интересов предприятий и предпринимателей с общественными;
- отсутствие методики управления затратами, позволяющей иметь стабильные тарифы на перевозки;
- отсутствие точного количественного измерителя и методики оценки экономических приоритетов и затрат на инвестиции в транспорт.
Все это порождено отсутствием на автомобильном транспорте, во- первых, методики управления затратами, которая бы позволила оперативно рассчитывать тарифы на перевозки, учитывающие и интересы перевозчика, и платежеспособность клиентуры; во-вторых, методики оценки приоритетных направлений инвестиций в транспорт, вследствие чего руководителям АТП совсем непросто сделать свой выбор - то ли вкладывать деньги в
136
приобретение нового подвижного состава (тогда на какой именно марке автомобилей остановить свой выбор), то ли - в строительство авторемонтных цехов и станций техобслуживания и т.д. Предложенная работа может стать методической основой реформирования автотранспортных предприятий с целью решения вышеперечисленных задач.
2. И при плановой, и при рыночной экономике оценка эффективности хозяйственной деятельности определяется как разность между результатами производства и затратами производственных ресурсов. Задача реформирования региональных автотранспортных предприятий для вхождения в рыночную экономику усложнялась тем, что эти предприятия в доперестроечное время являлись планово убыточными.
Имеющийся опыт планово-экономической работы, разработки финансовых планов, технико-экономических обоснований, оценок экономической эффективности различных мероприятий в ситуации перехода к рынку невозможно применять без существенной корректировки. Необходимо смещение акцента с производственной стороны мероприятий на рыночную. Основные элементы стратегии маркетинга включают в себя тарифную политику, методы стимулирования сбыта и рекламу, формирование общественного мнения об АТП и его автоуслугах. Особенно ценным конкурентным преимуществом является отличная репутация предприятия, выражающаяся в доверии заказчиков, которые трансформируются в их повышенный спрос на автоуслуги.
Элементы поиска путей стабилизации производственно-хозяйственной деятельности Дюртюлинского АТП были начаты практически уже в начале 1993 года, сразу же после первой волны девальвации отечественной денежной единицы и отказа государства от своей регулирующей роли. Уже тогда стало очевидным, что эффективно управлять автотранспортным предприятием традиционными методами не удастся. Более глубокое исследование по теме диссертации охватило последние пять лет деятельности
137
АТП, в результате которого были сделаны соответствующие выводы о формах и методах управления затратами и результатами, которые стали, в конечном счете, основой стабилизации финансово-экономического состояния изучаемого предприятия.
3. Стабилизация должна предусматривать, в первую очередь, ведение хозяйства и финансов с соблюдением принципа превышения доходов над расходами. Решая эту задачу путем анализа финансовых показателей и результатов предприятия за длительный период, когда объемные показатели вели себя крайне нестабильно, автору удалось раскрыть тенденции и особенности изменения статей затрат в себестоимости перевозок при изменениях внешних и внутренних факторов. В результате в качестве научной концепции для решения задачи обеспечения безубыточной работы предприятия выбрано новое направление планирования и управления затратами, позволившее оперативно варьировать ими для достижения желаемых результатов. В процессе исследования впервые применен метод нормирования не абсолютных величин, а отношения статей затрат к суммарным затратам на осуществление автотранспортной деятельности, позволивший сделать вывод: для того, чтобы иметь устойчивые финансовые результаты в любых экономических ситуациях, нужно добиваться стабильности соотношений статей затрат в себестоимости.
4. Финансовый учет не обеспечивает управленцев всех уровней оперативной информацией и не предоставляет данных для планирования и координации будущего развития предприятия в условиях рынка. Это и вызвало появление управленческого учета как самостоятельного направления бухгалтерской деятельности. За годы исследования на базовом предприятии проводилось реанимирование оперативного учета по всем подразделениям и статьям затрат с последующим соединением его с бухгалтерским учетом. После ознакомления с теоретическими основами управленческого учета, весь бухгалтерский учет стали делить на финансовый
138
и управленческий. Управленческому учету отвели задачи составления отчетов для целей периодического планирования и контроля, для принятия решений в нестандартных экономических ситуациях. Эти отчеты составляются для внутренних пользователей и содержат информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в производственных подразделениях. Рекомендуемая нами методика управления затратами близко стоит к системе «стандарт-кост». Различие состоит в том, что в системе «стандарт-кост» варьируют абсолютными значениями статей затрат в их денежном выражении, что не позволяет ее применение в кризисных ситуациях.
5. Преимущества нормирования соотношения статей затрат, а не их
абсолютных значений, проявляются при применении методики в
экстремальных условиях, при скачкообразном~изменении внешних факторов, i Например", в 1998 году доходы от перевозок из месяца в месяц резко менялись от 450 тыс. руб. в_<февр_але до 1159 тыс. руб. в июле. При этом, благодаря нормированию соотношений статей затрат, удалось контролировать финансовые потоки. В результате чего каждая статья затрат получала свою
долю финансовых средств, что беспечивало не только устойчивую
производственную деятельность предприятия, но и устойчивость его финансов. Расчетная прибыль предприятия не снижалась ниже 7-8 %. Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что при работе по этой методике постоянно в поле зрения находятся все составляющие статей затрат. Благодаря этому обеспечивается гармоничный процесс управления затратами * и результатами.
6. Внедрение нормативного метода учета затрат на производство является одним из наиболее перспективных мероприятий по дальнейшему совершенствованию управления затратами предприятия, повышению контрольных и аналитических возможностей. Основными задачами нормативного метода являются своевременное предупреждение
139
нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов деятельности подразделений. Для решения этой задачи разработаны методологические основы оптимизации статей затрат путем нормативного планирования и имитационного моделирования, которые могут с успехом применяться при планировании финансовых результатов для любых видов перевозок.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II
2. Анисимов А.П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий. - М.: Транспорт. 1998.
3. Абалонин С.М. Коммерческая деятельность на автотранспорте. - Саратов: СГТУ, 1999.
4. Абалонин С.М., Пахомова А.В. Бизнес - план автотранспортного предприятия. - М.: Транспорт, 1998.
5. Авдонькин Ф.Н. Теоретические основы технической эксплуатации автомобилей. - Саратов.: СГТУ, 1981.
6. Александров Л.А. Организация управления на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт 1985.
7. Андрианов Ю.В. Введение в оценку транспортных средств. - М.: Дело, 1998.
8. Аринин И.Н., Коновалов С.И. Техническая эксплуатация автомобилей: Упр. техн. готовностью подвижного состава. - Владимир: ВлГУ, 1998.
9. Артемьев С.П. Развитие и организация международных автоперевозок.
- М.: Транспорт 1984.
10. Атяшкин Е.Л., Гуджоян О.П. Теоретические основы коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта. - М.: МТУ, 1999.
11. Афанасьев В.А. Прогрессивные формы организации труда на транспорте. - М.: Транспорт 1985.
12. Афанасьев Л.Л. Островский Н.Б. Цукерберг С.М.,Единая трансп.сист. и автом.перев. - М.: Транспорт 1984.
13. Афанасьев Л.Л. Повышение эффективности и качества работы автомобильного транспорта. - М.: Транспорт 1997.
14. Бадинер С.Н., Барыкин В.А. Методологические основы создания АСУ на автомобильные транспорты. - М.: Транспорт 1976.
15. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Прогресс 1993.
16. Барлыбаева Х.А. Экономика Башкортостана. - Уфа.: БГУ, 1998.
17. Безродный O.K. Проблемы управления инвестициями в инфраструктуру сельского хозяйства региона. - Краснодар, 1999.
18. Белоус В.Н. Организация работы автомобильного транспорта за рубежом. - М.: ЦБНТИ 1982.
19. Бережной В.И. Методы и модели логического подхода к управлению автотранспортным предприятием. - Ставрополь: Интеллект-сервис,
1997.
if
143
20. Богомазов В.А. Государственное регулирование транспортной деятельности и стратегическое управление автотранспортными предприятиями. - СПб.: СПбГИЭА, 1997.
21. Богомазов В. А. Стратегия развития автотранспортных предприятий. Экономика и упр. на транспорте. - СПб.: СПбГИЭА, 1997.
22. Бочкарев А.А., Клочков В.Н. Системно-информационный анализ процессов управления в автотранспортных предприятиях. - Саратов: СГТУ, 1999.
23. Бронштейн JI.A. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях. - М.: Высшая школа, 1983.
24. Бункина М.К. Макроэкономика. - М.: АО ДИС, 1996.
25. Булычев Н.Д. Автотранспортные средства категории. - М.: Транспорт, 1985.
26. Васильев Н.М. Автомобильный транспорт. Организация и эффективность. - М.: Транспорт, 1985.
27. Вельможин А.В., Гудков В.А. Основы технологии, организации и управления автомобильными перевозками. - Волгоград.: ВГТУ, 1988.
28. Вельможин А.В. Измерение эффективности автоперевозок. - Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд., 1986.
29. Вельможин А.В. Управление транспортным производством. - Волгоград.: Нижне - Волжское кн. изд., 1981.
30. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Дело, 1991.
31. Геронимус Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт, 1993.
32. Геронимус Б.Л. Труд руководителя. - М.: Транспорт, 1995.
33. Гинзбург А. Международные автомобильные перевозки грузов. - СПб.: XXI в., 1999.
34. Голянд И.Л., Замощик А.И. Управление автотранспортным производством. - Красноярск.: КрГТУ, 1997.
35. Гуреев В.И. Налоговое право. - М. Экономика, 1995.
36. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: Юнити
1997.
37. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. /Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
38. Ефимова Н.Л. Повышение качества управленческих решений на основе использования экономико-математических методов. - Ростов н/Д, 1998.
39. Жуков Е.А. Транспортный комплекс в структуре народного хозяйства. - М.: Наука, 1990.
40. Зайцев Е.И. Информационные технологии в управлении эксплуатационной эффективностью автотранспорта. - СПб.: СПбГИЭА,
1998.
41. Ильина Н.В. Управление автотранспортным производством. - Красноярск.: КГТУ, 1997.
144
42. Именков С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Дело, 1997.
43. Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
44. Клочков В.Н. Адаптация автотранспортных систем к рыночной среде. - Саратов.: СГТУ, 1999.
45. Клочков В.Н., Трегубов В.Н. Методика статистической обработки данных автотранспортной отрасли с использованием современных программных средств. - Саратов.: СГТУ, 1999.
46. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1997.
47. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Финансы и статистика, 1999 .
48. Кожаров А.А. Организация и финансовая оценка грузовых перевозок. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1999.
49. Колесник П.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: Транспорт, 1969.
50. Кононова Г.А. Экономические проблемы развития автомобильного транспорта. - СПб.: СПбГИЭА, 1996.
51. Королев Н.С. Основные направления технического прогресса на автомобильном транспорте. - М.: Транспорт 1977.
52. Котин А.П., Мезенцев В.Н. Матемематические методы в планировании и управлении грузовыми автоперевозками. - М.: Транспорт, 1994
53. Красовский Ю.Д. Если я руководитель. - М.: Московский рабочий, 1983.
54. Крылов А.А. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - Ленинград: Ленинградского университета, 1975.
55. Кузнецов B.C. Расчетные нормативы рентабельности грузовых автомобилей и себестоимости использования автобусов. - М.: ЦБНТИ, 1969.
56. Кузнецова Г.А., Труханович Л.В. Автотранспортные средства: лицензирование, регистрация, оформление операций, бухгалтерский учет, налогообложение. - М.: Приор, 1999.
57. Лесов Я.Ю. Научно-технический реферативный сборник. - М.: ЦБНТИ, 1982.
58. Линник В.Г., Грабов Н.Н. Учет производственной деятельности объединений Госкомсельхозтехники. - М.: 1985.
59. Лисович Г.М., Ткаченко И.Ю. Бухгалтерский управленческий учет в сельском хозяйстве и на перерабатывающих предприятиях АПК. - Ростов на Дону: Март, 2ООО.
60. Логинов В.Н. Повышение эффективности работы автобусов на городских маршрутах на основе оптимизации скоростных форм и режимов сообщения. - М.: ГУ У, 1998.
145
61. Лузина И. А. Государственное регулирование экономики: формы, инструменты, методы. - Уфа.: 1997.
62. Ляско В.И. Методы прогнозирования экономического и социального развития предприятий транспортно-дорожного комплекса. - М.: Техн. ун-т, 1999.
63. Масинов М.А. Автомобильные материалы. - М.: Транспорт, 1971.
64. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.
65. Мильский Е.А. Организация и оплата труда на транспортных работах. - М.: Сельхозиздат, 1976.
66. Миротина Л.Б. Менеджмент на автомобильном транспорте в условиях рынка. - М. 1995
67. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры./ пер. с нем. - М.: ЗАО ФБК - ПРЕСС, 1996.
68. Назаров В.Н. Совершенствование условий труда на предприятиях автомобильного транспорта. - М.: ЦБНТИ, 1972.
69. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. - М.: Транспорт, 1985.
70. Напхоненко Н.В. Расчет техтрансфинплана автотранспортных предприятий. - Новочеркасск.: НГТУ, 1998.
71. Нарчин А.А. Безопасность движения на автомобиле за рубежом. - М.: ЦБНТИ, 1982.
72. Насонов А.П. Основы эксплуатации автомобильного транспорта и бухгалтерского учета автотранспортных средств. - М.: Транспорт, 1998.