Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование этнической идентичности у детей из этно-гетерогенных семей

Работа №71232

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
322
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретико-методологические основания исследования детско-родительских
отношений и этнической идентичности 11
1.1 Основные направления в рамках исследования этнической идентичности 11
1.2 Детско-родительские отношения в межэтнической семье и их влияние на
формирование этнической идентичности 14
1.3 Факторы и механизмы формирования этнической идентичности членов
межэтнических семей 21
2. Межэтнические семьи 27
2.1 Структурная обусловленность вступления в брак 27
2.2 Этнокультурная обусловленность межэтнического брака 33
2.3 Модели родительства в межэтнической семье и их влияние на
формирование идентичности детей 35
3. Исследование формирования идентичности у детей из этно-гетерогенных
семей 38
3.1 Программа и структура исследования 38
3.2 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Анкетный опрос) 44
3.3 Основные результаты исследования «формирование идентичности у детей
из этно-гетерогенных семей» (Интервью) 61
Заключение 74
Библиография 78
Приложение 1 .Анкета 84
Приложение 2. Гайд интервью 94
Приложение 3. Пример транскрипта интервью

Как известно, семья является первой ступенью в процессе социализации ребёнка и то, каким способом родители прививают этнокультурные и национальные ценности, имеет огромный вклад в формирование этнической идентичности у детей. Различная этническая принадлежность родителей может внести определенные противоречия в формирование ребёнком собственной идентичности.
В современной России интерес к проблематике межнациональных браков и этнически-смешанных семей волнует умы не только политиков или ученых, но и обычных людей, которые по воле судьбы оказались затронуты политическими событиями, культурными конфликтами и гражданскими волнениями. Учитывая такое положение вещей, многие люди могут быть связаны с межэтническими процессами и отношениями как прямым, так и косвенным образом.
В особенности эта проблема может затрагивать детей, которые родились в смешанных браках, ведь зачастую таким людям сложно осознать свою принадлежность и однозначно отнести себя к какой-либо группе, этнической, национальной или религиозной. Более того, у большинства людей, рожден¬ных в этих семьях, может возникнуть чувство внутреннего противоречия, внутреннего конфликта на предмет собственной этнической идентичности. Он может ощущать себя представителем как одной этнической группы одного или другого из родителей, так и может считать себя представителем одновременно обеих групп (биэтническая идентичность), или же представителем нескольких этнических групп одновременно (полиэтническая идентичность). Однако в то же время контраст или противоречие между идентичностями каждого из родителей может привести к тому, что ребенок будет обладать «размытой» идентичностью, что может повлечь за собой ряд проблем, как например синдром заниженной самооценки
Этно-смешанные браки являются одной из форм межличностного общения мужчины и женщины, чьи отношения юридически закреплены на нормативно-правовом уровне. Исходя из этого положения, можно выделить несколько особенностей в области изучения этно-смешанного брака:
• Супруги могут принадлежать к разным этническим общностям, со своей культурой и традициями;
• Супруги могут принадлежать к различным территориально - государственным образованиям, из-за того, что относятся к различным этническим общностям (различное гражданство).
Можно выделить несколько основных моментов, составляющих в своей совокупности актуальность тематики дипломного исследования, которые могут давать толчок для социологических исследований:
• Во-первых, это описание основных факторов, которые имеют влияние на образование этносмешанных браков;
• Во-вторых, это выявление взаимосвязи роста численности межнациональных союзов на территории России с такими важными этносоциальными процессами как миграция, ассимиляция этнических общностей и интеграция этносов.
• В-третьих, это выявление влияния некоторых факторов (таких как: тип расселения, интенсивность миграции, культурные обычаи и традиции, религиозная принадлежность, социально-психологические характеристики взаимодействия этнических групп, языковая принадлежность, политическая ситуация) на положение этно-смешанных семей в современной России.
Важность изучения данной проблемы в России обусловлена следующими факторами:
• В первую очередь полиэтничностью и поликультурностью российского общества, что создает конфликтную среду, обусловленную различием системы ценностей, традиций, обычаев и образа жизни народов РФ.
• Увеличением потока трудовых мигрантов из стран СНГ, а также беженцев другого этнического происхождения из «горячих точек» постсоветского пространства, что повсеместно, но особенно в мегаполисах, формирует слабую этно-контактную среду.
• Увеличением числа межэтнических браков в целом в России и, в частности, в Санкт-Петербурге, о чем свидетельствуют следующие статистические данные. По данным Федеральной службы государственной статистики России, каждый шестой иностранный ребенок, родившийся в России, является азербайджанцем, каждый седьмой - таджик, каждый десятый - узбек, армянин, киргиз или украинец. В 2010 г. в РФ родилось 24,1 тыс. детей у матерей, которые имели статус иностранных граждан, что составляет 1% от общей численности всех родившихся детей в РФ в 2010 г. В Санкт-Петербурге в 2010 г. практически каждый одиннадцатый брак регистрировался с иностранными гражданами. Из всего количества рожениц иностранные граждане в 2013 г. составили 6,1% от общего числа рожениц (в 2012 г. - 4,5%).
• Проблемой этнической и культурной самоидентификации выходцев из смешанных межэтнических семей, что потенциально приводит к ситуации внутриличностного и межличностного конфликта.
Из вышесказанного мы видим, что причины всплеска этнической идентичности достаточно изучены многими исследователями, однако объяснить саму суть данного явления не всегда представляется возможным. Сложность изучения состоит в существовании огромного спектра различных подходов, взглядов и концепций, которые призваны объяснить этот феномен, но его сложность и многогранность, а также радикально противоположные направленности развития этнической идентичности составляют богатое поле для исследователей.
Таким образом формируется цель данного исследования: проанализировать модели родительства в межэтнической семье и выяснить степень их влияния на формирование идентичности детей.
Исследовательские задачи, помогающие раскрыть и конкретизировать цель исследования:
1. Исследовать этнокультурную обусловленность супружеских и детско-родительских отношений в межэтнической семье.
2. Изучить факторы и механизмы формирования этнической идентичности детей из межэтнических семей.
3. Узнать трудности, общественные или семейные практики, которые мешают становлению идентичности и соотнесению себя с определенной группой, у детей из этно-смешанных семей.
4. Выявить влияние семьи (её традиций и правил) и общества (главенствующих в нём норм) на становление этнической идентичности, у детей из этно-смешанных семей;
5. Обнаружить моменты актуализации или скрытия этнической идентичности у детей из этно-смешанных семей.
Мой исследовательский вопрос заключается в том, чтобы понять, какую роль играет семья в формировании этнической идентичности у детей из этно- смешанных семей.
Объектом настоящего исследования являются межэтнические семьи с детьми подросткового возраста.
Предметом являются социокультурные предпосылки формирования этнической идентичности детей из этно-гетерогенных семей.
Основная гипотеза заключается в предположении, что этническая идентичность детей из этно-смешанных семей носит биэтнический характер, что обусловлено влиянием двух культур: национальной культурой отца и национальной культурой матери (наряду с другими факторами) и накладывает свой отпечаток на этническую идентичность.
В работе я опираюсь на работы следующих отечественных и зарубежных авторов, касающиеся социологии семьи, социальной антропологии, социальной работе, этнопсихологии, социальной психологии: Антонов А. И , Безрукова О. Н., Голод С. И., Гурко Т. А., Кравцова Е. Е., Кон И. С., Мацковский М. С., Мид М., Сикевич З. В., Стефаненко Т. Г., Скворцов Н. Г., Харчев А. Г., Шнейдер Л. Б., Эриксон Э. и т.д.
Основными понятиями данной работы будут выступать следующие термины: «этническая идентичность», «этно-гетерогенная семья», «детско- родительские отношения», «биэтническая идентичность», «моноэтническая идентичность», «слабая этническая идентичность», «мотивация вступления в брак», «диффузная идентичность», «модель родительства».
Далее рассмотрим каждый термин по отдельности, чтобы понять, в каком именно значении они будут использованы в данной работе.
• Этническая идентичность - отнесение себя индивидом к определённой символической группе людей, объединенных общей культурой, исторической судьбой и некоторыми общими психологическими чертами, формирующимся в ходе семейной социализации ;
• Этно-гетерогенная семья - форма экзогамии, подразумевающая брак между супругами , принадлежащих к разным этносам;
• Детско-родительские отношения - отношения между родителями и детьми в этнически-смешанных семьях в условиях современных Российских реалий;
• Биэтническая идентичность- когда человек, живущий в полиэтнической среде, владеет обеими культурами и осознает их как одинаково позитивные;
• Моноэтническая идентичность- когда у человека преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном отношении к другим этносам;
• Слабая этническая идентичность - когда человек не относит себя к какому-либо этносу, а декларирует космополитическую или гражданскую;
• Мотивация вступления в брак - система мотивов для образования брачного союза;
• Диффузная идентичность - человек не обладает идентичностью, и не пытается её определить.
• Модель родительства- система совокупности ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания.
Новизна исследования состоит в следующем: во-первых, изучение межэтнической семьи впервые носит комплексный междисциплинарный характер, во-вторых предусмотрено проведение количественно-качественного исследования с учетом типологии межэтнических семей, с учетом возраста детей, в-третьих в данном исследовании межэтнических семей внимание акцентируется на формирование идентичности детей.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:
Во-первых, потребностью в понимании формирования этнокультурных особенностей отдельных народов, на фоне глобальных социальных процессов, которые приводят к миграции народов их ассимиляции и конфронтации. Таким образом сформированный мультикультурализм сопровождается ростом националистических настроений некоторых слоев населения.
Во-вторых, важностью изучения формирования этнической идентичности и её роли в процессах возникновения и разрешения огромного количества этнорелигиозных, межнациональных конфликтов. Изучение данной тематики поспособствует поиску путей решения этих острых проблем, в современном мире.
В-третьих, необходимостью исследования формирования этнической идентичности, которая призвана защищать особенности национальных культур в современном нестабильном многонациональном мире.
Исследование механизмов влияния семьи на формирование этнической идентичности поспособствует позитивной межкультурной коммуникации и взаимообогащению культур.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. Каждая глава состоит из нескольких больших параграфов. В первой главе представлена теоретическая рамка исследования, описывается специфический междисциплинарный подход к формированию идентичности детей из этно-гетерогенных семей.
Во второй главе описаны мотивы вступления в межэтнический брак. Также особое внимание уделяется специфике модели этнокультурной обусловленности супружеских отношений в межэтнической семье и модели родительства в межэтнической семье и их влияние на формирование этнической идентичности детей.
В третьей главе представлены результаты эмпирического исследования, в рамках которого внимание концентрируется на конкретном обществе, в данном исследовании это ученики ГБОУ СОШ № 259 и их родители. Описываются детско-родительские отношения в данных семьях и то, как отношения в семье, школе, с друзьями и сверстниками влияют на формирование этнической идентичности. В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются выводы и делаются возможные прогнозы, касательно практического применения выпускной квалификационной работы.
Данное исследование было выполнено при поддержке РГНФ и является первым этапом, в масштабном проекте «межэтнические семьи как фактор формирования этносоциальной стабильности в российском обществе». (Научный руководитель проф. З. Сикевич). Проект предусматривает проведение комплексного эмпирического исследования по реализации цели и задач, представленных выше. Комплексность обеспечивается сочетанием социологического и социально-психологического подходов к осуществлению задач.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги можно обозначить, что объектом интереса выпускной квалификационной работы был механизм формирования этнической идентичности у детей из этно-гетерогенных семей. Тема является очень интересной, однако, недостаточно изученной в современной социальной антропологии и социологии.
В первой главе была представлена теоретическая рамка исследования, описывался специфический междисциплинарный подход к формированию идентичности детей из этно-гетерогенных семей. Мы рассмотрели данный феномен с точки зрения трёх подходов: примордиалистского, конструктивистского и инструменталистского.
Во второй главе были описаны мотивы вступления в межэтнический брак. Также особое внимание данной главы было уделено специфике родительства в межэтнической семье и её влияние на формирование этнической идентичности детей. В данной главе мы рассмотрели три модели родительства: патриархальная, детоцентристская, супружеская.
В третьей главе были проанализированы результаты эмпирического исследования и сформулированы основные выводы. В качестве основного метода выполнения эмпирической верификации исследования был проведён прямой анкетный опрос. В качестве дополнительного метода исследования использовались глубинные полуструктурированные интервью.
В рамках дипломного исследования было проведено в общей сложности полуформализованных интервью с дальнейшим анализом получившегося нарратива и опрос посредством анкетирования (68 опрошенных), с последующим вводом данных и анализом получившихся результатов.
Основная гипотеза настоящего исследования заключалась в предположении, что этническая идентичность детей из этно-смешанных семей носит биэтнический характер, что обусловлено влиянием двух культур: национальной культурой отца и национальной культурой матери (наряду с другими факторами) и накладывает свой отпечаток на этническую идентичность.
Хотелось бы отметить несколько основных проблем, с которыми я столкнулась в ходе проведения данного исследования. Во-первых, это недостаточность теоретического материала на предмет идентичности детей из межэтнических семей. Большое количество информации по поводу этнической идентичности людей в психологии, но в социологии количество теорий ограничено. Во-вторых, достаточно значимой проблемой был дефицит эмпирических исследований, на которые можно было бы опереться. И, в- третьих очень большой проблемой оказался поиск респондентов. Количество информантов используемых в данном исследовании позволяет сделать только поверхностные выводы и предположения . Для более глубинного и детального изучения и четких, аргументированных выводов по данной проблематике требуется гораздо большее количество респондентов.
Если обратиться к самой работе и постараться её обобщить, то следует отметить тот факт, что эмпирический материал, в большинстве своём, подтверждает теоретические положения. В результате изучения был получен материал, анализ которого позволяет заключить, что этническая идентичность ребёнка, рождённого в межнациональной семье, является сложной и неоднозначной, но «политика» воспитания играет важную роль в процессе конструирования ребёнком своей собственной идентичности.
В ходе анализа были полученные следующие результаты, напрямую влияющие на формирование этнической идентичности детей из этно- гетерогенных семей:
• На осознание детьми своей этнической принадлежности достаточно сильно влияет факт нахождения в полиэтнической или моноэтнической среде;
• Этническая идентичность детей в смешанном браке носит амбивалентную направленность;
• Общение детей с родителями носит билингвальный характер;
• Биэтническая идентичность у детей встречается в 31.2% случаев;
• Касательно этнической и культурной идентичности выясняется , что в культурной модели семейного взаимодействия на уровне детско- родительских отношений - большее влияние оказывают установки обоих родителей;
• Степень формирования этнической идентичности обусловлена моделью родительства в межэтнической семье;
• Преимущественно в смешанных семьях встречается «детоцентристская» модель родительства;
• У детей из межнациональных семей доминирует моноэтническая идентичность, которая в большинстве случаев выбирается по отцу;
• Дети из межэтнических браков отличаются высокой этнической толерантностью.
• Дети из межнациональных семей наибольшее значение придают гендерной характеристике , на втором месте конфессиональная принадлежность, на третьем -национальная.
Хочется отметить , что реальная этническая самоидентификация далеко не всегда совпадает с записью «в паспорте», однако этот факт говорит скорее о стабильности реальных межэтнических брачных границ, потому что часть мононациональных браков «по паспорту» в реальности оказываются национально-смешанными.
Таким образом можно утверждать, что выдвинутая гипотеза не подтвердилась, но данный факт требует дальнейшего изучения.
Более того ,хотелось бы отметить тот факт, что формирование этнической идентичности детей происходит в большей степени под влиянием семьи, чем внешнего окружения. Также семейные традиции, обычаи и обряды в большей степени влияют на формирование именно социокультурной идентичности ребёнка. Но именно модель родительства играет очень важную роль в процессе формирования этнической идентичности. Важна необходимость рассмотрения создания брачных процессов, т.к. это напрямую влияет на образование межнациональной семьи и в дальнейшем на этническую идентичность ребёнка.
Подводя итог выпускной квалификационной работе, хочется сказать пару слов о практической значимости и актуальности выбранной тематики.
Актуальность темы этнической идентичности детей, рождённых в межэтнических семьях, очень возросла за последние несколько лет, и будет популярной ещё долгое время. Это обусловлено глобализацией и интенсификацией контактов между людьми. Однако так как данная тема является очень важной и серьёзной, она требует глубокого изучения на междисциплинарном уровне.
Данная работа будет полезная для разработки целевых программ, которые будут направлены на преодоление внутриличностных и межличностных конфликтов в межэтнической семье, формирование позитивной этнической идентичности у выходцев из межличностных семей в целях преодоления социокультурной маргинализации. Также она будет полезная для развития системы социальных услуг межэтническим семьям и разработки программ социальной поддержки межэтнических семей в рамках региональной семейной политики.
В заключение, хотелось бы сказать, что ребёнку из межнациональной семьи, который и так по природе своей «амбивалентен» необходимо ощущать себя частью целого, и если он не может найти этого в этносе, то тогда он начинает искать замену в каких-то других группах таких как: политические партии, молодежные организации, религиозные секты и т.д. Однако, со временем, по какой либо причине он может быть исключён из данной группы , но из этноса быть исключенным нельзя, поэтому его можно считать единственной устойчивой опорой в жизни. Поэтому изучение механизмов формирования этнической
идентичности через призму семейных отношений является важным этапом на пути достижения этносоциальной стабильности в обществе.



1. Антонов А.И Социология семьи: учебник. / -2-е изд., испр. - М.;ИНФРА- М, 2010. - 636 с.
2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А.,: Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 271 с.
3. Багарян Р. А. Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. Тамбов , 2009. - 24 с.
4. Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика, 2001. - 326с.
5. Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал // Социологические исследования, 2014. №9. С.85-97
6. Безрукова О.Н. Ресурсы и сети поддержки ответственного родительства в молодых семьях. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2011. - с. 118-127
7. Безрукова О.Н. Самойлова В.А. Семейная политика на муниципальном уровне // Власть. 2013. № 11. С. 138-144
8. Безрукова О.Н. Трансформация семейных ценностей и репродуктивных установок поколения родителей и детей. Опубликовано в: Проблемы народонаселения в зеркале истории. Шестые Валентеевские чтения. Сборник докладов. // Под редакцией В.В. Елизарова, И.А. Троицкой. М., МАКС Пресс, 2010, с. 159¬167.
9. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М; 1998 С. 48-67.
10. Бромлей, Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность: Монография / - М.: Наука, 1987. - 336 с.
11. Бурова С.Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / С.Н. Бурова. - Минск: Право и экономика, 2014. - 444 с.
12. Волков А.Г. Этнически смешанные семьи и межнациональные браки// Семья и семейная политика. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР, 1991. - 381 с.
13. Гидденс Э. Социология// Родство, брак и семья [Электронный ресурс]
URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/12.php
(Дата обращения 18.12.2016).
14. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ Санкт- Петербург, 1998. - 270 с.
15. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - СПб.; Изд-во Прайм-Еврознак, 1994. - 136 с.
16. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М.: Институт социологии РАН, 2008. - 306 с.
17. Горкин А.П. / Социальная энциклопедия /. М.: Большая рос. энцикл.,
2000. - 438 с.
18. Делова Л. А. Социокультурные факторы межэтнической брачности: Автореф. Дис. канд. социол. наук. Майкоп, 2001. - с. 11
19. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75-86
20. Жирнова Г.В. Брак свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. М.1980. - 149 с.
21. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. - СПб.; 2005. С. 32-48.
22. Захаров С.В., Иванова Е.Н. Рождаемость и брачность в России. // Социо-логические исследования № 7, 1997. С. 70-80
23. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.
24. Земска М. Семья и личность. - М.; Прогресс, 1986. - 136 с.
25. Кон И.С. Психология ранней юности. /М., Просвещение, 1989. - 256 с.
26. Крысько В.Г. Этническая психология / М.: Академия, 2004. - 320 с.
27. Лебедева К.М. «Синдром навязанной этичности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. / М.: Старый сад, 1997, С. 104-115.
28. Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых. /Советская этнография, № 5, 1973. С. 123-131
29. Макарова И. А. Межэтнический брак: концептуализация понятия [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 27.04.2017).
30. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. - М., Изд-во Дрофа, 1998. - 116 с.
31. Мид М. Модели поведения супругов в межнациональных семьях, журнал/ Семейная политика - М.: №3, 2004 - С. 12-22.
32. Овчарова Р.В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 368 с.
33. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.
34. Платонов, Ю.П. Этническая психология / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь,
2001. - 320 с.
35. Почебут Л.Г. Социальная психология. Питер. Спб.2010.
[Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskiy-brak-kontseptualizatsiya-ponyatiya (Дата обращения: 27.04.2017).
36. Сафонов А.Л., Орлов А.Д./ Нация и этнос: разграничение понятий в контексте глобализации. Ж. Вестник Бурятского государственного университета. № 6. 2012. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/natsiya-i-etnos-razgranichenie-ponyatiy-v-kontekste-globalizatsii (Дата обращения: 16.05.2017)
36. Сизоненко, З. Л. Межнациональная семья на современном этапе развития общества: (на материалах Республики Башкортостан) : дис. канд. социол. наук / Уфа, 1999. - 156 с.
37. Сикевич З.В. Социальная психология этнических отношений/ Курс лекций., Изд-во АНО «ИНН», 2008. - 130 с.
38. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. Спб., 1999. - 203 с.
39. Сикевич З.В. Этнические парадоксы глобального общества. Прага, 2014. - 154 с.
40. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб. гос. ун-т. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1996. - 183 с.
41. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. - 389 с.
42. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология; М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
43. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. - Минск, Изд-во Минскиздат, 1990. - 160 с.
44. Харчев А.Г. Брак и семья. - М.; Наука, 1997. - 368 с.
45. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. - М.; Наука, 1991. - с. 98-102.
46. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. - М.; Наука, 1997. - 421 с.
47. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
48. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
49. Center R. Sexual attraction &love: An instrumental theory. Springfield, 1975. P. 259-267
50. Murstein B.J. Mate Selection in 1970s, p. 59
51. Murstein B.J. Who Will Marry Whom? Theories & Research to Marital Choice. New York, 1976 p. 130
52. Phinney, J.S. Ethnic Identity in Adolescents and Adults: Review of Re- search//Psychological Bulletin, 1990, Vol. 108, No. 3. p.471-514
53. Winch R.F. The theory of complementary needs in mate selection / American Sociological Review. 1955. V. 20. - P. 552-555
Интернет источники:
54. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] URL :http://vocabulary.ru/этническая идентичность (Дата обращения 18.12.2016).
55. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL:http://www.gks.ru/насeлeниe/дeмография (Дата обращения 18.12.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ