Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансцендентальное предчувствие как феномен человеческой субъективности

Работа №7122

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы294стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
724
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Ракурсы понимания первичной очевидности в феноменах человеческой субъективности 25
1.1. Методическое сомнение как путь понимания первичной очевидности трансцендентального предчувствия 26
1.1.1. Методическое сомнение и возвращение к первичному опыту 26
1.1.2. Трансцендентальное предчувствие как первичная очевидность 40
1.2. Трансцендентальное предчувствие в формах структурирования восприятия феноменального мира 52
1.2.1. «Двойное схватывание» и трансперсональный характер предчувствия 52
1.2.2. Воображение как процесс приведения трансцендентального предчувствия к определенности 60
1.2.3. Структурирование феноменального мира 66
1.2.4. Настрой 74
1.3. Интуиция присутствия в феноменах человеческой субъективности 78
1.3.1. Эстетический характер присутствия 78
1.3.2. Темпоральность присутствия 83
1.3.3. Пространственность присутствия 93
1.3.4. Феноменология опыта присутствия абсолюта 104
2. Трансцендентальное предчувствие в становлении смыслового бытия 110
2.1. Соотношение события и вещи с позиции
энергийного понимания смысла 110
2.1.1. Энергийное понимание смысла 110
2.1.2. Смыслы личностного бытия и определенности суррогатного мира 114
2.1.3. Вещь и событие 117
2.2. Смысловая определенность с позиции динамичного понимания смысла 124
2.2.1. Динамическая природа смысла 124
2.2.2. Архетип смыслового континуума 130
2.2.3. Идеальная парадигма 137
3. Трансцендентальное предчувствие в формах эмоционального бытия 146
3.1. Соотнесенность структуры эмоциональной сферы человеческой субъективности с первичным опытом 147
3.1.1. Эмоциональная структура жизненного мира 147
3.1.2. Первичный эмоционально-ситуативный поток 153
3.1.3. Феноменология страдания 161
3.1.4. Феноменология трансперсонального опыта 169

3
3.1.5. Трансперсональное страдание 181
3.1.6. Трансцендентальная ирония 186
3.2. Условия преодоления деформации эмоциональной сферы человеческой субъективности 197
3.2.1. Экзистенциальное сомнение и абсурдность мира 197
3.2.2. Дестрой 201
3.2.3. Бог - источник настроения, фундирующего мир 205
3.2.4. Идеология и суррогатный мир 208
3.2.5. Присутствие аутистского мира как настрой 215
4. Преодоление замкнутости человеческой субъективности в коммуникации ..220
4.1. Интуиция присутствия в формах личного общения 220
4.1.1. Неподлинное общение 220
4.1.2. Подлинное горизонтальное общение 227
4.1.3. Подлинное вертикальное общение 232
4.2. Первичный опыт в коммуникации как взаимодействие энергий в слове 239
4.2.1. Редукция слова к самотождественности 239
4.2.2. Событийно-энергийная природа слова 244
4.3. Структурирование первичного опыта в исторической коммуникации ....252
4.3.1. Гилетический поток истории 252
4.3.2. Исторический архетип 256
4.3.3. Уровни истории 262
4.3.4. Настроение христианского откровения 269
Заключение 277
Литература 281



Тема диссертационного исследования состоит в выявлении через критику смысловых определенностей первичных феноменов человеческой субъективности, обозначенных в работе как «присутствие» и «трансцендентальное предчувствие». Осмысление трансцендентального предчувствия позволяет понять другие феномены человеческой субъективности: воображение, смыслы, эмоции, ирония, страдание, феномен веры и т.д.
Современная ситуация межкультурного диалога определяет актуальность данной работы, суть которой в следующем:
1—1 U 1 1 U U
Европейская философия произрастала из архетипов европейской культуры выражавших специфическую смысловую определенность. Эта определенность трактовалась философами по-разному, однако традиционно считалась раз и навсегда данной во все времена и для всех народов. Сейчас мы живем совсем в другом мире, где в повседневной жизни человека сталкиваются представления самых разных культур, и старые традиционные предпосылки понимания уже безвозвратно утрачивают право на абсолютную истину. В этих условиях релятивизации представлений неизбежно наступает кризис гносеологических предпосылок мировосприятия. Уже ни априорные принципы, ни естественные законы не могут нам гарантировать правильной ориентации в динамичном поликультурном мире. Поэтому философский ответ на эту ситуацию приобретает особую актуальность, и этот ответ должен состоять не в догматическом признании или отвержении традиционных истин, а в проблематизации любых предзаданных смысловых определенностей.
Философия есть путь осмысления общезначимого содержания на основе личного жизненного опыта. Предпосылками философской системы являются интуитивно найденные «очевидности». Очевидное не должно доказываться или выводиться, и вместе с этим оно не должно оставаться безосновательным. Его основания не в чем-то предзаданном, но в потенции творить новое: не человек задает, что считать очевидным, но сами представления, удостоверяя себя в качестве

5
очевидностей, формируют его как личность. Иными словами, очевидными являются те представления, которые обоснованы в жизненном опыте человека.
Найденные на основе личного опыта предпосылки могут выражать общекультурное содержание в той мере, в какой личность воплощает в себе опыт культуры. Общность европейской культуры формирует общую для европейского сознания очевидность, которую можно обозначить как «интуицию определенности». В античности эта интуиция определенности нашла свое философское воплощение в открытии идеального мира, сейчас она представлена либо в виде трансцендентальной системы принципов, либо в идее всеобщей причинности, выражающейся в системе естественнонаучных законов.
Общекультурным архетипом на всем протяжении истории европейской традиции остается наличие системы смысловых определенностей, собирающей воедино картину мира европейца. И хотя самим создателям классических философских систем исходные смысловые предпосылки казались незыблемыми, данными для всех раз и навсегда истинами, сейчас с исторической точки зрения можно видеть их относительность и зависимость от культурных представлений своего времени. В этом плане можно согласиться с утверждением А.Н. Книгина что
«в сознании нет ничего внеисторичного в смысле абсолютности каких бы то ни было
- 1
содержаний» .
Но если система смысловых определенностей есть результат опыта европейской культуры, то, через ее проблематизацию становится возможным обнаружить более первичную очевидность. Иными словами, необходимо подвергнуть критике европейское понимание очевидности, чтобы освободить его от тех наслоений, которые являются проекцией на первичный опыт общекультурного наследия.
Не только ситуация межкультурного диалога, но и современная психологическая ситуация также определяет актуальность работы. Кризис предпосылок мировосприятия создает сложности при возвращении в нормальное состояние человека, утратившего связь с реальностью. В связи с этим возникает особая необходимость в критерии, позволяющем отличать мир душевнобольного от мира здорового человека. Выявление первичного пласта сознания - первичной
1 Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. - С. 16.

6
очевидности трансцендентального предчувствия, позволяет в ней обнаружить тот критерий реальности, который даст опору человеку в любой самой сложной психологической ситуации и позволит ему вернуться в реальный мир.
Помимо этого можно выделить также философскую актуальность работы, которая заключается в обнаружении нового пространства мысли, в котором открываются новые перспективы решения философских проблем.
Особо следует сказать об эвристичности используемого подхода, основанного на синтезе неоплатонизма и феноменологии. Для феноменологического подхода может показаться подозрительным «уход в метафизику», когда в исследовании соотношения смысла и слова происходит обращение в соответствии с неоплатонически-христианской традицией к методологическому разграничению сущности и энергии. Ведь традиция энергетизма (различающая сущность и энергию) развивается в парадигме неоплатонизма, а не феноменологии. Однако в работе понятия сущности и энергии осмысляются не метафизически, а именно феноменологически - как выражение опыта человеческой субъективности. В любом феномене мы можем обнаружить имманентное переживаемое содержание. Его описание требует новых категорий, которых нет у классиков феноменологии, но которые можно взять в традиции неоплатонизма. Феноменологическим фактом является не только интенция, но и акт ее полагания из некоей сферы бесконечных возможностей. Эта потенция возможных интенциональных полаганий является первоосновой воли и метафизически обозначается как сущность. Однако если мы рассматриваем ее феноменологически, как переживание, явленное в человеческой субъективности, то и само понятие сущности должны истолковать не метафизически
- как субстанцию, а феноменологически - как явленную в переживании бесконечную потенцию воли.
Это открывает огромные перспективы для философского исследования. Это позволяет разрешить те проблемы, которые принципиально были не решаемы с позиции Гуссерля: становится возможным описать интерсубъективный опыт и опыт единств жизненного мира. Помимо этого, открываются возможности решения других философских проблем, не связанных непосредственно с данным исследованием.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование было направлено не просто на феноменологическое описание смысловых определенностей, но на их проблематизацию. Это позволило выявить изначальную очевидность, предваряющую всякую определенность.
В соответствии с критически-феноменологическим методом жизненный мир описывался не в своей предзаданной смысловой структурированности, а в движении от неопределенного трансцендентального предчувствия к проясненности в той или иной определенности. Этот подход предполагал отказ от философского предрассудка понимания очевидности сознания исключительно как определенности. Опыт очевидности открывается в изначальном переживании, которому только еще предстоит быть проясненным, но, несмотря на свою первичную неопределенность, это изначальное переживание содержательно и обладает потенцией воплощения в различных - вплоть до взаимоисключающих - смысловых определенностях. Первичная неопределенная содержательность была обозначена в исследовании как трансцендентальное предчувствие, которое раскрывалось как источник мышления, смысловой определенности, эмоционального бытия, воображения и трансперсонального опыта.
Путей приведения изначального опыта к определенности может быть множество, поэтому ни одна система смысловых определенностей не может претендовать на исключительность. Этот вывод имеет огромное значение для решение проблемы межкультурного диалога. Во-первых, ни одна культура не обладает абсолютными истинами по отношению к другой, так как априорная структура каждой культуры формируется по-разному, реализуя одну из равноправных возможностей приведения трансцендентального предчувствия к смысловой определенности. Во-вторых, понимание генезиса априорной смысловой структуры из трансцендентального предчувствия позволяет найти пути понимания чужой культуры из имманентных ей предпосылок, не подменяя подлинное познание проекцией собственных представлений.

278
Анализ трансцендентального предчувствия выявляет его изначальный
и U T-v
трансперсональный характер, воплощенный в интуиции присутствия. В предчувствии всегда присутствует нечто, что само по себе неопределенно, его прояснение приводит
U U 1 и и 1
к возникновению смысловой, эмоциональной и феноменально-событийной сфер. Неопределенность интуиции присутствия заключается в ее несамотождественной неисчерпаемости - постоянной возможности все большего углубления в ее содержательность. По мере своего самообнаружения, эта содержательность все больше выявляет свой трансперсональный характер и позволяет сделать вывод, что изначальнейшее трансцендентального предчувствия является общим источником многообразия феноменальных миров.
В работе было показано, что реальность мира конституируется вовсе не предзаданными самоочевидными определенностями, но интуицией присутствия. Трансперсональный характер предчувствия выражает присутствие единого мира, в своей непостижимости превосходящего любое описание, по отношению к которому любые другие субъективные миры людей являются лишь частными фрагментами единого мира, редуцированными к системам мироописания. Лишь несовместимость смысловых определенностей разных описаний создает иллюзию множественности миров, в действительности представляющих всего лишь множественность способов описания непостижимого мира.
На основе этого трансперсонального характера предчувствия, зафиксированного в понятии «присутствие», было обосновано, что интерсубъективность бытия не конституируется, но усматривается как первичная очевидность в общении. Это общение может происходить на разных уровнях коммуникации, от уровня межличностного общения и до исторической коммуникации.
В работе широко использовались неоплатонические категории, отточенные в восточно-христианской средневековой мысли - «сущность», «энергия». Несмотря на то, что неоплатонизм представляет собой развитую метафизическую систему, сами эти неоплатонические категории рассматриваются не как метафизические сущности, а феноменологически - как указания на переживаемые содержания сознания. В частности, понятие сущность, которое в неоплатонизме выражает онтологическую категорию, в данном исследовании указывает на схватываемую в переживаемом

279
опыте потенцию энергийного выражения, а саму энергию - как интенцию, актуализирующую первичное неопределенное содержание.
т~ч и и
В дальнейшей перспективе исследования предполагается выявить опыт трансцендентального предчувствия, лежащего в основе феноменально-гилетического уровня бытия. Иначе говоря, проблематизации подлежат не только смысловые определенности и эмоциональная структура человека, но и сама гилетическая чувственно-воспринимаемая действительность.
Поскольку в основе гилетической действительности лежит опыт собственного тела, то в основе всякого другого описания чувственной действительности должен лежать именно феноменологический анализ процесса прояснения из трансцендентального предчувствия первичного телесного опыта.
Выявление трансцендентального предчувствия, которое лежит в основе сборки гилетической реальности, позволит понять, почему в фактической жизни люди на практике встречают все то, что допускается их мифологической картиной мира, и насколько мифология и наука могут не просто изменять систему восприятия действительности, но и изменять саму действительность - сам жизненный мир.
Это требует критически-феноменологического анализа не только мифа, но и науки. Особенно интересным представляется показать, что в основе не только таких гуманитарных наук, как право и экономика, но и таких строгих наук, как математика, лежат вовсе не предзаданные смысловые определенности, а работа сознания по приведению изначально неопределенного трансцендентального предчувствия к определенности.
Разные мироописания расслаивают действительность, и то, что в одном описании является привычным и само собой разумеющимся, в другом - невозможно. Простое указание на свидетельства встреч с мифологическими существами будет тривиальностью, намного интересней дать феноменологический анализ возможности взаимоисключающих результатов одних и тех же экспериментов в близких дисциплинах знания, но исходящих из разных предпосылок миропонимания, в частности, химии и алхимии.



1. А. Ф. Лосев и культура XX в.: Лосевские чтения / Сост. Ю. Ф. Панасенко - М.: Наука, 1991. - 221 с.
2. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии: Ежегодник философского общества СССР - 1991. - М.: Наука, 1991. - С. 183-203.
3. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: CODA, 1997. - 343 с..
4. Антология феноменологической философии в России. - М.: Логос, Прогресс- Традиция, 1998. - Т. 1. - 512 с.
5. Антология феноменологической философии в России. - М.: Логос, Прогресс- Традиция, 2000. - Т. 2. - 527 с.
6. Антропологическая проблематика в западной философии / Под ред. М. А. Гарнцева. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 79 с.
7. Аристотель. Метафизика / Пер. с др. греч. - М.: Мысль, 1976. - 550 с.
8. Ашвагхоша. Шастра о пробуждении веры в махаяне // Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989. - С. 247-256.
9. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 464 с.
10. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Проблемы творчества Достоевского. - Киев: «NEXT», 1994. - 509 с.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424 с.
12. Бергсон А. Собрание сочинений: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память / Пер. с фр. - М.: Московский клуб, 1992 - Т.1. - 336 с.
13. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с фр., предисл. и примеч. И.И. Блауберг:. - М.: Канон-пресс: Кучково поле, 1998. - 382 с.
14. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / Пер. с фр. - Минск: Харвест, 1999.

282
15. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. - М.: Наука, 1990. - С. 43-271.
16. Бердяев Н.А. Смысл истории. - Париж: Ymca-Press, 1969. - 270 с.
17. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология / Пер. с нем. и предисл. О.В. Никифорова // Логос. - М., 1992. - № 3. - С. 117-135.
18. Блюменберг X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии / Пер. с нем. // Вопросы философии - 1993. - № 10. - С. 69-92.
19. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - М.: Изд-е Спасо- Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - Т. IV. - 600 с.
20. Борисов E.B. Феноменологический метод М. Хайдеггера // Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. - Томск: Водолей, 1998. - С. 345-374.
21. Борисов Е.В. Диалог как судьба. Со-бытие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Г. Г. Шпет / Comprehensio. - Томск: Водолей, 1997. - С. 102-119.
22. Борисов Е.В. Набросок психоонтологического анализа тоталитарного сознания // Тоталитаризм и тоталитарное сознание. - Томск: Изд-е ТОАК, 1996. - С. 12-14.
23. Борисов Е.В. Негативность понимания Другого в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера // Понимание и существование. - Минск: Изд-во ЕГУ, 2000. - С. 21-27.
24. Борисов Е.В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э. Гуссерля // Логос. - М., 1999. - Вып. 1. - С. 65-83.
25. Борхес Х.Л. История вечности // Борхес Х.Л. Письмена Бога / Пер. с исп. - М.: Республика, 1992. - С. 76-92.
26. Брентано Ф. Психология с эмпирической точки зрения / Пер. и предисл. Я.Е. Саноцкого // Вопросы философии. 1995. - № 2. - С. 148-171.
27. Брихадараньяка упанишада / Пер. с санскр. - М.: Ладомир, 1992. - 240 с.
28. Брюнинг В. Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние // Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатеринбург- Бишкек, 1997. - С. 412-656.
29. Бубер М. Два образа веры / Пер. с нем. - М.: Республика, 1995. - 464 с.
30. Бубер М. Я и Ты / Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.
31. Булгаков С.Н. Икона, ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства. Вып.1. - М.: Прогресс, 1993. - С. 281-291.

283
32. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. - М.: Наука, 1993. - 752 с.
33. Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 1998. - 344 с.
34. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. - Киев: Путь к истине, 1991. - 407 с.
35. Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с санскр. - М.: Наука, 1990. - Кн.1. - 336 с.
36. Васубандху. Абхидхармакоша / Пер. с тибетск. - Улан-Удэ, 1980. - Ч.1-2. - 391 с.
37. Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы, или Абхидхармакоша / Пер. с санскр., введ., коммент. Е.П. Островской, В.И. Рудого. - М.: Ладомир, 1998. - 670 с.
38. Введение в философию: Тексты лекций / Ивонин Ю.П., Меньшикова Н.В., Пыхтина Т.Ф. и др. Под общ. ред. Фигуровской В.М. - Новосибирск, 1993. - 272 с.
39. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: Интерсубъективность и понятие феномена // История философии. - 1997. - № 1. - С. 59-70.
40. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1990. - С. 44-344.
41. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996. - 416 с.
42. Вильгельм Р., Вильгельм. Г. Понимание «И цзин»: Сб. / Пер. с англ. и нем. В.Б. Курносовой. - М.: Алетейя, 1998. - 207 с.
43. Воображение как познавательная возможность: как возможно творческое воображение? - М.: Центр гуманитарных исследований, 2001. - 112 с.
44. Вопросы Милинды / Пер. с пали. - М.: Наука, 1989. - 485 с.
45. Гадамер Х.-Г. «Я - человек диалога» / Беседу записали Ю.Д. Артамонова и др. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 1998. - № 5. - С. 3-24.
46. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1988. - 700 с.
47. Гайденко В.П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука, 1989. - 352 с.
48. Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 1997. - № 7. - С. 114-140.
49. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997. - 494 с.
50. Гайденко П.П. Эдмунд Гуссерль: трансцендентальная субъективность как абсолютный темпоральной поток. Поворот к трансцендентальной субъективности //

284
Русская антропологическая школа: Труды. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. - Вып. 2. - С. 309-340.
51. Гильдебрант фон Д. Метафизика любви / Пер. с нем. А.И. Смирнова - СПб.: Алетейя, ТО «Ступени», 1999. - 629 с.
52. Гиренок Ф.И., Костылева Т.В. Диалектика и эклектика в исследовании феномена человека // Диалектика и научное мышление. - М., 1988. - С. 179-188.
53. Гиренок Ф.И. Археография событий // События и Смысл. - М., 1999. - C. 67-87.
54. Гиренок Ф.И. Синергетика и соборность // Онтология и эпистемология синергетики. - М., 1997. - С. 155-158.
55. Гоготишвили Л. А. Мифология хаоса: (О социально-исторической концепции А. Ф. Лосева ) // Вопросы философии. - 1993. - № 9. - С. 39-51.
56. Григорий Палама. Слово // Философска мисъл. - 1982 - Кн. 11. - С.69-80. - На болг. яз.
57. Гулыга А.В. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта // Вопросы философии. - 1985. № 4. - С. 120-128.
58. Гумбольдт Вильгельм фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс, 1985. - 451 с.
59. Гуревич П.С., Степин В. С. Философская антропология: Очерк истории // Философские исследования. - М. - 1994. - № 1. - С. 114-129.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ