ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ ТЕЛА У ПОДРОСТКОВ С ГЕМИПАРЕТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП 9
1.1. Историко-ретроспективный анализ изучения схемы тела в
психологии 9
1.2. Проявления нарушения параметров схемы тела у подростков с
гемипаретической формой ДЦП 15
1.3. Нейропсихологические особенности параметров схемы тела у
подростков с гемипаретической формой ДЦП 26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ СХЕМЫ ТЕЛА У ДЕТЕЙ С ГЕМИПАРЕТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Анализ и интерпретация результатов проведенного исследования 38
2.3 Разработка, внедрение и оценка эффективности программы
психологического сопровождения подростков с гемипаретической формой ДЦП 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема нарушения схемы тела у людей с патологией опорно-двигательного аппарата, в том числе и при детском церебральном параличе (далее - ДЦП), имеет особый научно-практический интерес для поиска эффективных путей оказания психологической помощи. Н.А. Кравцова, изучавших проблемы самосознания личности и психологии развития, под схемой тела понимали сложный вид чувствительности, который создает основу ощущения взаиморасположения и соотношения размеров частей собственного тела; структуру психики, отражающую устройство собственного тела человека; гибкое, динамичное представление субъекта о собственном теле, которое непрерывно создается и меняется у человека в течение его жизни [57].
Актуальность данной работы состоит в том, что развитие пространственных представлений базируется на двигательной активности. Это является главным нарушенным звеном при ДЦП. У детей с ДЦП недостаток пространственных представлений особенно выражен, что может вести к трудностям не только в обучении, но и в освоении бытовых навыков. Полное или почти полное отсутствие собственной двигательной активности у таких детей затрудняет их ориентацию в "большом" пространстве, замедляет формирование квазипространственных структур, лежащих в основе понимания логико-грамматических конструкций и математических операций, препятствует становлению зрительно-моторных координаций.
В научных трудах нейропсихологов Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.В. Семенович, Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой схеме тела уделяется значительное внимание. Е.Д. Хомская отмечает, что схема тела является динамичным субъективным образованием, поскольку она формируется самим человеком в процессе его активной деятельности. Схема тела создается человеком из различных проявлений телесного осознавания в разнообразных жизненных ситуациях [49].
Особой трудностью детей с ДЦП является несформированность пространственных представлений в силу ограниченности моторных возможностей, в том числе на уровне собственного тела. В частности, у больных с гемипаретической формой ДЦП раннее поражение правого или левого полушария не приводит к существенной в количественном отношении разнице в дефиците высших психических функций, но структура и выраженность нарушений различаются в зависимости от латерализации поражения.
Гемипаретическая форма детского церебрального паралича возникает в результате повреждений головного мозга плода в пренатальном и перинатальных периодах и характеризуется структурным нарушением мозговых структур и односторонним парезом конечностей. Основными проявлениями данной формы детского церебрального паралича являются слабость активных движений (снижение мышечной силы, парез), нарушение мышечного тонуса и отставание в росте одной половины тела, преимущественно руки и ноги.
Исследования последних лет показали, что развитие ДЦП, как правило, имеет под собой не одну причину, а совокупность нескольких факторов.
Совершенствование пространственной ориентировки у детей с ДЦП ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира, его социализации в обществе.
Проблема исследования: каковы нейропсихологические особенности параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП?
Цель работы: изучить нейропсихологические особенности параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП.
Объект исследования: параметры схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП.
Предмет исследования: нейропсихологические особенности параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ нейропсихологических особенностей параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП;
2. Эмпирически исследовать нейропсихологический статус подростков с гемипаретической формой ДЦП.
3. Выполнить нейропсихологическое исследование особенностей параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП;
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность программы, направленной на коррекцию параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП.
Гипотеза: нарушение опорно-двигательного аппарата у подростков с гемипартеической формой ДЦП определяет своеобразие в параметрах схемы тела, проявляющихся в трудностях пространственного анализа и синтеза (ориентировки). В ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у подростков с гемипаретической формой ДЦП нейропсихологические особенности параметров схемы тела, такие как пространственный анализ и синтез (ориентировка), которые повлияют на успешное обучение и социальную адаптацию.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- принцип системности (Л. Фон Берталанфи);
- принцип развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
- теория системной динамической локализации высших психических функций (далее - ВПФ) А.Р. Лурия.
В работе учитывались подход к изучению схемы тела В.Б. Никишиной, как совокупность информации о структурно-динамической организации тела, регулирующие процессы поддержания и формирования позы и организации движений [59].
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1. Организационные (сравнительный и комплексный методы);
2. Эмпирические методы добывания научных данных (наблюдение,
включая самонаблюдение, экспериментальные методы);
психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности; биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.);
3. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями);
4. Интерпретационные методы.
В качестве основных психодиагностических процедур в исследовании использовались следующие нейропсихологические пробы:
- проба Озерецкого;
- графическая проба «Забор»;
- узнавание изображений (предметных, наложенных, незавершенных);
- ритмические удары;
- исследование профиля латеральной организации по А.Р. Лурия;
- проба на локализацию прикосновений;
- проба Тойбера;
- право-левая ориентировка;
- показ частей своего тела и лица;
- проба на исследование пространственной ориентировки (проба Г. Хеда);
- воспроизведение положения руки по отношению к лицу;
- воспроизведение соотносительного положения кистей двух рук;
- перенос позы с одной руки на другую.
Также использовались следующие методики:
1. Методика изучения диссоциации Образа Я;
2. Методика «Силуэт».
Исследование проводилось на базе ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с. Веселая Лопань Белгородской области. В исследовании приняли участие 30 подростков в возрасте 11-17 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 3 рисунков, 6 таблиц, приложений. Объем работы составляет 70 страниц машинописного текста.
Проведенное нами исследование позволило достичь той цели, которая была заявлена в работе, а именно, нами изучены нейропсихологические особенности параметров схемы тела у подростков с гемипаретической формой ДЦП. Также решены все практические и теоретические задачи.
В теоретической части нами были рассмотрены основные подходы к проблеме формирования психических и моторных функций у подростков с ДЦП. Отечественные и зарубежные ученые указывают на важность своевременной коррекции нарушенных психических функций у детей с отклонениями в развитии. В основу нашего исследования вошли труды отечественных нейропсихологов А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой и др.
Психические процессы, такие как пространственный анализ и синтез играют огромную роль в коррекционном процессе. Анализ литературы позволил нам отметить огромную значимость телесного контакта в дошкольном возрасте до 7 лет, в связи с присущей ребенку данного возраста биологической потребностью в движении, доминировании кинестетической перцепции в познании окружающего мира.
Психологическая диагностика в данном исследовании позволила выявить уровень развития пространственного восприятия, а также роль нарушений пространственного анализа и синтеза в развитии психики подростков с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп. Недостаточность зрительно-пространственных функций, была отмечена у ста процентов исследуемых, чаще всего выявляются и зрительно-пространственные нарушения и нарушения восприятия пространственных направлений и схемы тела. Сравнительный анализ обследования детей показывает, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм ДЦП и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у подростков экспериментальной и контрольной групп.
Анализ различий уровня развития функций пространственного восприятия у подростков экспериментальной группы и контрольной группы и статистическая обработка данных показали, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе значимо выше по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы. Следует отметить, что в наших группах преобладающее число подростков были с гемипаретической формой ДЦП, у которых имеются повреждения конечностей (руки и ноги) с одной стороны тела. Но все же успешность выполнения упражнений во многом зависит от интеллектуальных способностей подростка.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой нами была разработана психокррекционная программа с группой подростков с гемипаретической формой ДЦП. Проведено наблюдение за двумя группами подростков по 15 человек в каждой, больных ДЦП, проходящих лечение в «Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями».
На основании анализа полученных результатов выявлены наиболее распространенные средства и методы физической реабилитации при ДЦП.
Подобранный нами комплекс упражнений может быть наиболее эффективно использован для реабилитации детей и подростков, больных гемипаретической формой ДЦП. Упражнения, входящие в указанный комплекс, оказывают положительное влияние на развитие двигательных способностей подростков с ДЦП (равновесие, ориентация в пространстве, быстрота реагирования, мелкая моторика). Применение лечебной физической культуры положительно влияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус подростка.
Основываясь на результатах экспериментального исследования, мы можем подтвердить, что разработанный алгоритм коррекции, способствует успешному развитию у детей и подростков процессов пространственного анализа и синтеза.
Были рассмотрены психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у подростков с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений.
В соответствии с целями и задачами проводимого нами исследования были выполнены три этапа психологического эксперимента.
Полученные нами данные свидетельствуют о том, что нарушения пространственного анализа и синтеза являются специфическими для всех форм ДЦП и указывают на недоразвитие функций пространственного восприятия у детей контрольной и экспериментальной групп. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что общий уровень развития процессов пространственного анализа и синтеза у испытуемых располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития, структура нарушений психических функций отличается диспропорциональностью.
На завершающем этапе нашего эксперимента был составлен алгоритм программы психологической коррекции, направленной на развитие пространственного анализа и синтеза у дошкольников с детским церебральным параличом при помощи групповых физических упражнений. Данная коррекционно-развивающая методика применялась на групповых занятиях лечебной физической культурой в экспериментальной группе.
Выполненная на контрольном этапе психологического эксперимента повторная диагностика уровня развития пространственного восприятия в контрольной и экспериментальной группах по ранее примененным психологическим методикам позволила на основании полученных результатов исследования выявить динамику развития процессов пространственного восприятия у детей с ДЦП и эффективность примененного алгоритма коррекционного воздействия.
Сравнительный анализ результатов показал, что уровень выраженности нарушений психических функций по последним показателям в контрольной группе значительно выше, чем у детей из экспериментальной группы.
Количественный анализ полученных данных указывает, что коэффициент продуктивности психической деятельности детей в экспериментальной группе статистически значимо выше по всем уровням точности выполнения заданий, чем у детей контрольной группы.
Таким образом, уровневый и количественный анализ продуктивности психической деятельности детей с церебральным параличом показывает качественные изменения процессов пространственного анализа и синтеза, развитие которых достоверно выше у подростков экспериментальной группы, чем те же показатели у детей контрольной группы.
По результатам проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Подростки с гемипаретической формой ДЦП стали намного успешней воспринимать пространственное направление движений;
2. Зрительно-пространственная организация движений у подростков с гемипаретической формой ДЦП возросла, подростки начали лучше ориентироваться в собственном теле и теле другого человека;
3. Возросла адекватность восприятия своего собственного тела;
Таким образом, результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу о том, нарушение опорно-двигательного аппарата у подростков с гемипартеической формой ДЦП определяет своеобразие в параметрах схемы тела, проявляющихся в трудностях пространственного анализа и синтеза (ориентировки). В ходе специально организованного коррекционного процесса (включения в структуру психологической коррекции специально подобранных физических упражнений), возможно развить у подростков с гемипаретической формой ДЦП нейропсихологические особенности параметров схемы тела, такие как пространственный анализ и синтез (ориентировка), необходимые для дальнейшего психического развития, то есть способствующие не только эффективному приспособлению подростка к окружающему миру, но и возможность успешного обучения и социальной адаптации.
Основываясь на результатах экспериментального исследования, можно сделать вывод о том, что разработанный алгоритм коррекции способствует успешному развитию у подростков процессов пространственного анализа и синтеза. Полученные результаты позволяют в дальнейшем перейти к более глубокому изучению проблемы пространственных нарушений и их влияния на развитие психики ребенка с ДЦП, для дальнейшей разработки профилактических и коррекционных программ для детей с психомоторными нарушениями.
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. — М. : Просвещение, 1964. - 253 с.
2. Банщиков, В.М. Медицинская психология / В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков. - М. : Медицина, 2013. - 139 с.
3. Бескова, Д. А. Телесность как пространственная структура. Междисциплинарные проблемы психологии телесности. / Д.А. Бескова, ред.- сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М., 2004. - 133 с.
4. Бурачевская, О.В. Пространственные и пространственно¬временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка/ О.В. Бурачевская // Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 21-24.
5. Быховская, И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы/ И.М. Быховская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 2. - С. 19-27.
6. Вассерман, Л.И. Методы нейропсихологической диагностики/ Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон. - СПб. :Стройлеспечать, 1997. - 360 с.
7. Войтик, Т.Н. Специфика ориентировки в схеме собственного тела дошкольников с задержкой психического развития/ Т.Н. Войтик //Российский психологический журнал. - 2010. - №4. - С. 27-33.
8. Газарова, Е.Э. Тело и телесность: психологический анализ / Е. Э. Газарова. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 192 с.
9. Дворникова, Т.А. Качественная характеристика нарушений познавательной деятельности у детей, страдающих гемипаретической формой ДЦП и ЗПР в поздней резидуальной стадии болезни: автореферат / Т.А. Дворникова. - М., 2010. - 15 с.
10. Еливанова, М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего возраста/ М. А. Еливанова // Онтолингвистика: Некоторые итоги и перспективы. - 2006. - №3. - С. 58-66.
11. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2013. - 376 с.
12. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 816 с.
13. Ильина, Н.Л., Егоренко, Л.А. Роль спорта и физической активности в профилактике формирования неадекватного образа тела у детей 10—12 лет / Н.Л. Ильина, Л.А. Егоренко// Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №3. - С. 250-255.
14. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. - М. : В. Секачев, 2013. - 80 с.
15. Калижнюк, Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации / Э.С. Калижнюк. - М. : Медицина, 2013. - 32 с.
16. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. - К. : Высшая школа, 2015. - 272 с.
17. Катышева, М.В. Нейропсихологический анализ структуры нарушений высших психических функций при гемипаретической форме детского церебрального паралича: автореферат / М.В. Катышева - СПб, 1999. -35с.
18. Киященко, Л.П. О границах телесности человека [Текст] / Л.П.Киященко // Интернет -журнал «Ломоносов», 2000. - С. 23-25.
19. Кожевникова, Т.О. Детский церебральный паралич. Гемипаретическая форма (особенности клиники, диагностики) / Т.О. Кожевникова, З.В. Азыдова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2017. - №7. - С. 29-31.
20. Коноваленко, С.В. Диагностическое изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и его коррекция средствами деятельности конструирования: автореферат / С.В. Коноваленко. - Н.Новгород, 2006. -35с.
21. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М., 2002. - 253 с.
22. Кравцова, Н.А. Нейропсихология формирования двигательных функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста // Психолого-педагогические исследования: электронный журнал psyedu.ru. - №2. - 2011 [Электронный ресурс]. —
http://psyedu.ru/journal/2011/2/2121.phtml (дата обращения: 4.10.2017).
23. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М. : Политиздат, 2015. - 431 с.
24. Леви, Т.С. Психология телесности в ракурсе личностного развития / Т. С. Леви., В. П. Зинченко //Междисциплинарные проблемы психологии телесности. - М., 2004. - С.288-309.
25. Левик, Ю.С. Система внутреннего представления в управлении движениями и организации сенсомоторного взаимодействия: автореферат. /Ю.С. Левик. - М., 2006. - 18 с.
26. Левченко, И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте / И.Ю. Левченко // Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича: Сб. науч. тр. - 1991. - С. 21-44.
27. Лигай, Д. А. Анализ теоретических представлений по проблеме схемы и образа тела у детей с расстройством аутистического спектра / Д.А. Лигай // Проблемы педагогики. - 2017. - №1 (24). - С. 33-36.
28. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. - М., 2002. - 245 с.
29. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями / И.И. Мамайчук // Психология и педагогика. - 2016. - С. 107-118.
30. Мендоса, Х.Р. Психологические особенности детей с вялыми параличами верхних конечностей: автореферат / Х.Р. Мендоса.- СПб., 2015. - 23 с.
31. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация / А.А. Налчаджян. - Ереван, 1988. - 136 с.
32. Никишина, В.Б. Диагностика индивидуально типологических особенностей детей с проявлениями синдрома дефицита внимания и гиперактивности: результаты исследования / В.Б. Никишина // Социальная политика и социология. - М., 2013. - № 4-2 (97) - С. 142-154.
33. Никишина, В.Б. Нарушение схемы тела при менингиомах теменно-затылочной области / В.Б. Никишина, В.А. Лазаренко, Е.А. Петраш, А.И. Ахметзянова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2016. - № 12. - С. 20-24.
34. Никишина, В.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: регуляторно-поведенческий аспект. Монография / В. Б. Никишина, В. Л. Баркова. - Курск, 2008. - 48 с.
35. Полонская, Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Полонская. - М., 2007. - 198 с.
36. Психология самосознания: хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2000. - 672 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн; отв. ред. Е.В. Шорохов. Изд. 2-е. - М. : Педагогика, 2013. - 270 с.
38. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов / Н. Я. Семаго. - М., 2005. - 85 с.
39. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М.М. Семаго. - М. : 2000. - 68 с.
40. Семаго, Н.Я. Структура пространственных представлений [Текст]
/ Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: лекции 5-8. - М. : Педагогический
университет «Первое сентября», 2008. - 60 с.
41. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Я. Семаго. - М., 2007. - 97 с.
42. Семенович, А. В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии / А. В. Семенович. - М. : Генезис, 2010. - 432 с.
43. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников / А. Л. Сиротюк. - М., 2007. - 265 с.
44. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М. : МГУ, 1989. - 216 с.
45. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов / А.С. Спиваковская. - М. : Просвещение, 2014. - 352 с.
46. Стребкова, Ю.А. Психологические аспекты изучения телесности / Ю.А. Стребкова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т.10. «Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение». - 2008. - № 6 (1). - С. 183-187.
47. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. - М. : Смысл, 2002. - 287 с.
48. Уляева, Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я- физического у занимающихся тхэквондо / Л.Г. Уляева // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 192¬197.
49. Хомская, Е.Д. Нейропсихология /Е.Д. Хомская. - СПб. : Питер, 2005. - 496 с.
50. Цветкова, Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина; Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. - 295 с.
51. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук - СПб. : Дидактика Плюс, 2012. - 272 с.
52. Александрова, Н.П. Психологическое сопровождение
формирования пространственного восприятия как условие развития познавательного процесса ребенка. Прикладная юридическая психология - 2012 [Электронный ресурс]. Систем. требования: AdobeAcrobatReader. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dissotsiatsiya-obraza-ya-pri-alkogolnoy-
zavisimosti (дата обращения: 10.05.2017).
53. Арышева, А.П. Влияние схемы тела на принятие человеком своей
телесности как внутриличностного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2008 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-shemy-tela-na-prinyatie-
chelovekom-svoey-telesnosti-kak-vnutrilichnostnogo-obrazovaniya(дата обращения: 10.01.2017).
54. Карташова, Т.О. Нейропсихологические особенности параметров
схемы тела у детей младшего школьного возраста // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. (8- 9 декабря 2016) / Под ред. Ткаченко П.В. [Электронный ресурс]. Архиватор RAR. — URL:
http://ihtik.lib.ru/edu_21sept2007/edu_21 sept2007_685.rar (дата обращения: 20.12.2017).
55. Киселев, Д.А. Стабилометрия в диагностике и лечении детей с
гемипаретической формой детского церебрального паралича: автореферат / Д.А. Киселев - М., 2007 [Электронный ресурс]. - URL.:
http://www.dissercat.com/content/stabilometriya-v-diagnostike-i-lechenii-detei-s-gemipareticheskoi-formoi-detskogo-tserebraln(дата обращения 10.06.2017).
56. Косолапова, К. Н. Особенности формирования схемы тела дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.17. - С. 887-892 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/46352.htm.(дата обращения: 17.05.2017).
57. Кравцова, Н.А. Нейропсихология формирования двигательных
функций и пространственных представлений у часто болеющих детей младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. - 2011. - №2 [Электронный ресурс]. URL:
http://psyedu.rU/journal/2011/2/2121.phtml (дата обращения 14.09.2018).
58. Лаврова, О.В. Концепция телесности в интегративной
психотерапии / «Журнал практического психолога», 2006 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.adhoc-coaching.spb.ru/(дата обращения:
18.09.2017).
59. Никишина, В.Б. Диссоциация образа «Я» при алкогольной
зависимости / В.Б. Никишина, А. Лоппас, Т.Н., Разуваева, Е.А. Петраш, И.В. Запесоцкая // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". - 2015 [Электронный ресурс]. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/dissotsiatsiya-obraza-ya-pri-alkogolnoy-zavisimosti.(дата обращения: 25.11.2017).
60. Никишина, В.Б. Нарушение схемы тела при ампутации нижних
конечностей /В.Б. Никишина, В.А. Лазаренко, Е.А. Петраш, А.И. Ахметзянова // Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье". - 2016 [Электронный ресурс]. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/narushenie-shemy-tela-pri-amputatsii-nizhnih-konechnosteyrar (дата обращения: 17.05.2017).
61. Новикова, С.С. Социология: история, основы,
институционализация в России // М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 464 с. [Электронный ресурс]. Систем. требования: Архиватор RAR. — URL:
http:ZZihtik.lib.ru/edu_21sept2007/edu_21 sept2007_685.rar (дата обращения: 17.05.2017).
62. Фадеева, К.М. Компоненты образа тела и их значение в процессе
социализации старших подростков // Психология, социология и педагогика. - № 9(24). - 2013 [Электронный ресурс].http:ZZpsychology.snauka.ruZ
2013/09/2424 (дата обращения: 25.10.2017).
63. Gallagher, S. (2005). How the Body Shapes the Mind. New York: Oxford University Press, 284 p.
64. Mehling W.E, Gopisetty V., Daubenmier J., Price C.J., Hecht F.M., & Stewart Body awareness: construct and self-report measures, 2009.