Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием

Работа №71201

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Литературный обзор 9
1.1 Психологическое благополучие человека 9
1.2 Родительские установки, как фактор развития личности ребенка
1.3 Связь родительских представление с развитием личности ребенка
1.4 Самооценка ребенка дошкольного возраста и факторы, влияющие на ее становление 33
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 39
2.1 Цель и задачи исследования 39
2.2 Описание выборки исследования 40
2.3 Методы и процедура исследования 42
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 52
3.1 Сравнительный анализ характеристик психологического благополучия
мужчин и женщин 52
3.2 Сравнительный анализ характеристик родительских установок и
представлений о ребенке у мужчин и женщин 56
3.3 Взаимосвязь психологического благополучия, родительских установок и представлений о ребенке у мужчин и женщин 62
3.4 Взаимосвязь самооценки дошкольника с психологическим благополучием родителей, их родительскими установками и представлениями о ребенке ....80
3.5 Обсуждение результатов исследования 83
ВЫВОДЫ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ


Для современных исследований характерна тенденция подходить к изучению человека с точки зрения его позитивного функционирования, т.е. личность рассматривается в соответствии с подходом, ориентированным на здоровье, а не на болезнь. Одним из наиболее важных понятий, характеризующих позитивное функционирование, является психологическое благополучие, которое в разное время изучали Н. Бредберн (Bradburn, 1969), В. Вилсон (Wilson, 1967), Э. Динер (Diener, 1984), А. Уотерман (Waterman, 1993), К. Рифф (Ryff, 1995), Р.М. Райан (Ryan, 2001), М.Селигман (Seligman 2002) П.П. Фесенко (2005), Ф. Хуперт (Huppert, 2009), А.И. Подольский и О.А. Идобаева (2011), Л.В. Жуковская (2011), Д.С. Корниенко (2014), М. Люман (Luhmann, 2012), Е.Г. Трошихина (2014) , Я.А. Ледовая (2015), В.Р. Манукян и Е.Г. Трошихина (2016), Н.В. Гришина (Гришина, 2016).
Важнейшим фактором формирования полноценно функционирующей личности ребенка являются детско-родительские отношения в семье, на которые, в свою очередь влияет психологическое благополучие родителей, их представления о ребенке и родительские установки, как готовность к определенному типу взаимодействия с ребенком. Д. Бельский рассматривает психологическое благополучие родителя как наиболее значимый фактор, способный обеспечивать оптимальные детско-родительские отношения даже при негативном влиянии о стальных факторов (Belsky, 1984). В настоящий момент существует значительное количество исследований материнских установок. В работах изучается соотношение установок матери и ее личностных характеристик, отношения к ребенку, в том числе к будущему ребенку (Филиппова, 2002; Мещерякова, 2000), динамика родительских установок (Смирнова, Быкова, 2000), возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей (Трошихина, Жуковская, 2008), особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста (Горбунова, Трошихина, 2010), взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок женщин (Жуковская, 2011). Появляются единичные работы, посвященные отцовству (Борисенко, Портнова, 2006). Однако соотношение психологического благополучия с родительскими установками и отношением к ребенку практически не изучено. Настоящая работа направлена на исследование психологического благополучия, образа ребенка и родительских установок, на выявление взаимосвязей данных факторов и их гендерных аспектов, а также на исследование их влияния на самооценку ребенка.
Актуальность работы заключается в том, что рассматриваются взаимосвязи психологического благополучия с образом ребенка и родительскими установками, как у женщин, так и у мужчин. Это дает возможность сопоставить воспитательные тенденции и представления о собственном ребенке у психологически благополучных матерей и отцов. Также в данной работе мы изучаем влияние психологического благополучия, образа ребенка и родительских установок родителей на самооценку ребенка- дошкольника. Результаты исследования могут быть полезны специалистам, работающим с детско-родительскими отношениями и в семейном консультировании.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что исследуются психологическое благополучие, образ ребенка и родительские установки и матерей, и отцов, а также влияние всех этих факторов на самооценку ребенка. Тогда как большинство исследований сосредоточено на изучении роли матери в формировании личности ребенка.
Цель исследования: изучить соотношение психологического благополучия, родительских установок и образа ребенка у мужчин и женщин; исследовать самооценку дошкольника и ее взаимосвязи с родительскими установками, представлением о своем ребенке и психологическим благополучием матерей и отцов.
Исходя из цели исследования, выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить уровневые и структурные характеристики родительских установок и психологического благополучия мужчин и женщин.
2. Изучить уровневые и структурные характеристики восприятия ребенка мужчинами и женщинами.
3. Проанализировать взаимосвязи психологического благополучия, родительских установок и оценки ребенка у мужчин и женщин.
4. Изучить уровневую характеристику самооценки ребенка и ее взаимосвязи с родительскими установками, представлением о своем ребенке и психологическим благополучием матерей и отцов.
Гипотезы исследования:
1. Психологически благополучные мужчины и женщины имеют демократичные родительские установки и высоко оценивают своего ребенка.
2. Самооценка дошкольника тем выше, чем выше психологическое благополучие его родителей, чем демократичнее родительские установки, и чем выше ребенка оценивают мать и отец.
Объект исследования: психологическое благополучие, родительские установки, самооценка.
Предмет исследования: психологическое благополучие, родительские установки и образ ребенка у мужчин и женщин; самооценка дошкольника в связи с родительскими установками, образом своего ребенка у родителей и их психологическим благополучием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной).
2. Шкала аффективного баланса Н.М. Бредберна.
3. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
4. Методика «Отношение к работе» П. Войданофф (в адаптации JIB.
Жуковской).
5. Опросник «Соотношение семьи и работы» (Жуковская Л.В.).
6. Методика PARI (в адаптации T.B. Архиреевой).
7. Методика Father’s PARI Q4 Е. и Ш. Шлудерманн.
8. Методика «Личностный дифференциал» (в адаптации НИИ им. В.М. Бехтерева).
9. Методика исследования самооценки дошкольника «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.
10. Социально-демографическая анкета.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была направлена на изучение взаимосвязи родительских установок, образа ребенка и психологического благополучия у мужчин и женщин, и взаимосвязи этих факторов с самооценкой ребенка дошкольного возраста.
Исследование показало, что взрослые с высоким уровнем субъективного и психологического благополучия имеют демократичные родительские установки. Высоко оценивают своего ребенка матери с высоким уровнем субъективного благополучия, самопринятия и компетентности, а отцы - с высоким уровнем психологического благополучия. Высокая самооценка дошкольника взаимосвязана с высокой оценкой ребенка родителями. Также для высокой самооценки дошкольника важно наличие жизненных целей у отца.
Можно заключить, что найденные взаимосвязи отражают важные аспекты отношений родителей и детей. В первую очередь, родитель, который позитивно относится к себе, принимает себя со всеми достоинствами и недостатками, с таким же принятием относится и к своему ребенку. Позитивный образ своего ребенка у родителей приводит к уверенности дошкольника в себе, его высокой самооценке. Такой позитивный образ своего ребенка характерен для психологически благополучных родителей . Можно предположить, что уверенная в себе мать, довольная своей семьей и жизнью, играет для дошкольника роль надежной пристани, места, где всегда примут, поймут и поддержат, а благополучный отец - роль наставника, который содействует самостоятельности и независимости ребенка, учит добиваться лучшего в жизни.
В результате проведенного исследования подтвердилась первая гипотеза - психологически благополучные мужчины и женщины имеют демократичные родительские установки и высоко оценивают своего ребенка. Вторая гипотеза, о том, что самооценка дошкольника тем выше, чем выше психологическое благополучие его родителей, чем демократичнее родительские установки, и чем выше ребенка оценивают мать и отец, подтвердилась частично. Согласно результатам исследования самооценка ребенка дошкольного возраста непосредственно связана с родительской оценкой своего ребенка, причем обоих родителей. В то время как родительские установки и компоненты психологического благополучия взаимосвязаны с самооценкой ребенка опосредованно, собственно через родительскую оценку своего ребенка. Исключение составляет только прямая взаимосвязь с самооценкой дошкольника компонента психологического благополучия отца - наличие жизненных целей.
Полученные результаты могут быть использованы специалистами, работающими в области семейного консультирования с детско-родительскими отношениями.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение особенностей взаимосвязей родительских установок и психологического благополучия родителей в семьях дошкольников с низким уровнем самооценки, т. е. в другой социальной ситуации развития. А также на изучение взаимосвязи показателей самооценки дошкольников с родительскими установками и благополучием родителей в возрастной динамике.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер с англ. Ростов н/ Д.: Феникс, 1998. 448 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста: автореферат дис. ...канд. психол. наук. М., 1990. 19 с.
4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
5. Белорыбкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онто- и социогенеза: дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 368 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 398 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2. С. 9-19.
8. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Пер. с англ. М.: Время, 2009. 192 с.
9. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.122-130.
10. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 220 с.
11. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984. 433 с.
12. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 2. С. 48-54.
13. Гришина Н.В. От психологического благополучия к душевному здоровью: экзистенциально-психологический подход // Концепт душевного здоровья в человекознании, коллективная монография / Под ред. О.И. Даниленко. Изд- во С.-Петерб.ун-та, 2014. 372 с.
14. Гришина Н.В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности. // Психологические исследования, 2016. Т. 9 № 48. С. 10.
15. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 23 с.
16. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: Дис. канд.психол.наук. СПб., 2011. 193 с.
17. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82-93.
18. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 1982. 448 с.
19. Канеман Д. Внимание и усилие / Пер. с англ. М.: Смысл, 2006. 288 с.
20. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
21. Корниенко Д.С. Личностные предикторы психологического благополучия// Фундаментальные исследования. 2014. №11. С. 429-432.
22. Ледовая Я.А., Боголюбова О.Н., Тихонов Р.В. Стресс, благополучие и Темная триада. // Психологические исследования. 2015. 8(43), С. 5.
23. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 77-85.
24. Маслова Е.А. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. М.: Просвещение, 1995. 169 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб: Евразия, 1999. 478 с.
26. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.
27. Московичи С. Век толп / Пер. с фр. М., 1996. 478с.
28. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1985. 272 с.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1996. 239 с.
30. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2007. 392 с.
31. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.
32. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Пер. с англ.; Под общ. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 462 с.
33.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
34. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Сборник Материалов III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. URL:http://publications.hse.ru/chapters/78753840(дата обращения: 15.09.2016).
35. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981. 216 с.
36. Подольский А.И., Идобаева О.А. Психологическое благополучие личности, как условие и результат ее позитивного развития // Образование личности. 2011. №3. С. 24-31.
37. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: МГУ, 1999. 412 с.
38. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. М., 2003. 230 с.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
40. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996.
№ 4. С. 14-18.
41. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.
42. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
43. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
44. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. C. 3-14.
45. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2, М.: Апрель- Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. 464 с.
46. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Ростов: Феникс, 2006. 704 с.
47. Трошихина Е.Г. Психологическое благополучие и его истоки / Концепт душевного здоровья в человекознании / Под ред. Даниленко О.И. СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2014. С. 150-170.
48. Трошихина Е.Г., Жуковская Л.В. Возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей // Вестник Санкт- Петербургского университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2008. Сер. 12. Вып. 3. С. 48-54.
49. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологически исследования. М. 1966. С. 81-102.
50. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук, М., 2005. 206 с.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития лично сти и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
52. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учеб. пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с.
53.Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принципы развития в психологии. М. 1978. С. 316-337.
54. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. С. 108-114.
55. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001. 651 с.
56. Ядов В.А. О диспозициональной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М: Наука. 1975. С. 89-106.
57. Baumrind D. Socialization determinants of personal agency // Paper presented at biennial meeting of the Society for Research in Child Development. New Orleans. 1977. P 17-20.
58. Belsky J. The determinants of parenting - a process model // Child Development. 1984. 55 (1). P 83-96.
59. Belsky J. Etiology of child maltreatment: A developmental ecological analysis // Psychological Bulletin. 1993. Р 35.
60. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publishing Company, 1969.
61. Cachia R.L., Anderson А., Moore D.W. Mindfulness, Stress and Well-Being in Parents of Children with Autism Spectrum Disorder: A Systematic Review // Journal of child and family. 2016. № 1 (25). P 1-14.
62. Chida Y., Steptoe A. Positive psychological well-being and mortality: A quantitative review of prospective observational studies // Psychosomatic Medicine. 2008. № 70. Р 741-756.
63. Chow E., Tsao M.N., Harth T. Does psychosocial intervention improve survival in cancer? A meta-analysis // Palliative Medicine. 2004. № 18. Р 25-31.
64. Coopersmit S. The antecendents of self-esteem. N.Y.: Freeman, 1967.
65. Diener E. Subjective well-being. // Psychological Bulletin. 1984. № 95. P 542¬575.
66. Diener, E; Seligman, MEP. Very happy people // Psychological science. 2002. №13 (1). P 81-84.
67. Diener E., Chan M.Y. Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity // Applied Psychology: Health and Well¬Being. 2011. № 3(1). Р 1-43.
68. Eccles J. A. Comparison of parents' and children's attributions for successful and unsuccessful math performances. Paper presented at the annual convention of the American Psychological Association. California: Anaheim. 1983.
69. Helliwell J.F., Putnam R.D. The social context of well-being // Philosophical transactions of the Royal Society of London series B-biological sciences. 2004. №359 (1449). P 1435-1446.
70. Howell R.T., Kern M.L., Lyubomirsky S. Health benefits: Metaanalytically determining the impact of well-being on objective health outcomes // Health Psychology Review. 2007. № 1. Р 83-136.
71. Huppert F.A. Psychological Well-being: Evidence Regarding its Causes and Consequences // Applied psychology-health and well being. 2009. №1 (2).
P 137-164.
72. Huppert F.A., Abbott R.A., Ploubidis G.B., Richards M., Kuh D. Parental practices predict psychological well-being in midlife: life-course associations among women in the 1946 British birth cohort // Psychological medicine. 2010. № 9. P 1507-1518.
73. Grusec J.E., Hastings P.D. (Eds.). Handbook of socialization // New York: The Guilford Press. 2007. P 665-691.
74. Luhmann M., Hofman W., Eid M., Lucas R.E. Subjective Well-Being and Adaptation to Life Events: A Meta-Analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 102. №. 3. P 592-615.
75. Luhmann M., Hawkley L.C., Eid M., Cacioppo J.T. Time frames and the distinction between affective and cognitive well-being // Journal of Research in Personality. 2012. № 46. Р 431-441.
76. Parsons J.E., Ruble D.N., Hodges K.L., Small A.W. Cognitive-development factors in emerging sex differences in achievement-related expectancies // Journal of Social Issues. 1976. Vol. 32(3). P 47-61.
77. Merton R.K. The self-fulfilling prophecy // The Antioch Review.1948. Vol. 8. P 193-210.
78. Pressman S.D., Cohen S. Does positive affect influence health? // Psychological Bulletin. 2005. № 131. Р 925-971.
79. Rodrigo, M.J., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // European Journal of Psychology of Education. 1996. Vol. 11. P 55-78.
80. Roeters А., Gracia Р Child Care Time, Parents' Well-Being, and Gender: Evidence from the American Time Use Survey // Journal of child and family studies. 2016. 8. P. 2469-2479.
81. Rosenthal R., Jacobsen L. Pygmalion in the classroom. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968.
82. Ryan R.M., & Deci E.L. On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being // Annual review of Psychology. 2001. № 52. P 141-166.
83. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57. P 1069-1081.
84. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. P 99-104.
85.Schludermann S., Schludermann E. A revised paternal attitude research instrument (PARI) Q4: Methodological study // Journal of psychology. 1977. № 96. P 15-23.
86. Sigel I.E.A conceptual analysis of beliefs. Parental belief systems: The psychological consequences for children // Hillsdale: Erlbaum, 1985. P 345-371.
87. Waterman A.S. Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (eudaimonia) and hedonic enjoyment // Journal of Personality and Social psychology. 1993. № 64. P. 678-691.
88. Yagmurlu, Bilge; Yavuz, H. Melis; Sen, Hilal. Well-Being of Mothers of Children with Orthopedic Disabilities in a Disadvantaged Context: Findings from Turkey // Journal of child and family studies. 2015. 24 (4). P. 948-995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ