Введение 3
Глава 1. Теоретико-педагогические основы формирования вычислительных навыков учащихся 6
1.1. Организация совместной деятельности учащихся начальной
школы: определение понятия, формы, методика организации 6
1.2. Педагогические основы организации совместной
деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков учащихся начальной школы 12
1.3. Методика формирования навыков табличных случаев
сложения и вычитания 21
1.4. Анализ образовательных программ по формированию
табличных случаев сложения и вычитания 34
1.5. Особенности формирования табличных случаев сложения и
вычитания по программе «Школа России» 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков сложения и вычитания через организацию совместной деятельности учащихся 1 классов 45
2.1. Начальный уровень сформированности вычислительных
навыков у учащихся 1 классов 45
2.2. Организация совместной деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков у учащихся 1 классов 53
2.3. Динамика сформированности табличных случаев сложения и
вычитания у учащихся 1 классов 64
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения
Актуальность исследования. Одна из главных задач обучения математике детей начальных классов, которую перед учителем ставит ФГОСС НОО - это формирование вычислительных навыков, источником которых является осознанное применение вычислительных приемов.
Изучение арифметических действий в 1 классе предполагает:
- знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20;
- умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел;
- умение выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения и др.
Для наиболее прочного усвоения вычислительных навыков необходимо организовывать совместную деятельность на уроках математики. Сотрудничество не только вызывает интерес к данному предмету, но и повышает качество усвоения материала, что позволяет сделать вывод об эффективности данной формы организации деятельности младших школьников.
Вопросом о совместной деятельности занимались такие психологи, как: Г.А. Цукерман, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Л.С. Выготский, Дежникова и др. Педагоги, изучающие данную область: Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, Х.И. Лийметс и др.
Вычислительные навыки и умения развивают также умственные способности детей, которые пригодятся не только в дальнейшем обучении, но и в обычной жизни. Обучение детей вычислительным навыкам является главным аспектом начальной школы. Ведь с каждым годом школа должна обеспечивать более высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся.
В методике математики известны исследования методистов: А.В. Белошистой, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.Е. Царевой и Н.Б. Истоминой. Вычислительными навыками занимались педагоги: Л.Г. Петерсон и М.И.Моро, М.А. Бантова, Н.Б. Истомина. Проблемами формирования умений и навыков занимался исследователь И.П. Подласый. Работы этих ученых послу-жили литературными источниками данного исследования.
Проблема нашего исследования состоит в том как организовать совместную деятельность учащихся при формировании табличных случаев сложения и вычитания.
Объектом исследования является процесс формирования вычислительных навыков учащихся начальной школы.
Предметом исследования являются методические условия формирования вычислительных навыков у учащихся 1 классов.
Целью данного исследования является выявление методических условий, способствующих формированию вычислительных навыков у учащихся 1 классов в совместной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень сформированности табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и с переходом через десяток в пределах 20 повысится, если:
1. Включать учащихся в творческие парные задания при выполнении табличных случаев сложения и вычитания, в основе которых лежит конкретный смысл арифметических действий;
2. Использовать групповые и парные дидактические игры при изучении табличных случаев сложения и вычитания, теоретической основой которых являются свойства арифметических действий;
3. Осуществлять совместную проверку выполненных индивидуальных заданий;
4. Применять наглядность на всех этапах формирования вычислительных навыков (подготовка, введение, закрепление).
Цель, объект, предмет исследования определили выбор задач исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие совместной деятельности и формы ее организации;
2. Выяснить педагогические условия организации совместной деятельности учащихся 1 классов;
3. Изучить методику формирования табличных случаев сложения и вычитания;
4. Проанализировать образовательные программы по формированию табличных случаев сложения и вычитания и рассмотреть методику формирования вычислительных навыков по программе Школа России;
5. Провести педагогический эксперимент по выявлению педагогических условий и выявить уровень, на котором находятся учащиеся при изучении вычислительных навыков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; тестирование учащихся, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных..
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ пгт Горнореченский Кавалеровского района в1 «А» и 1 «Б» классах, работающих по программе «Школа России». Классы средней успеваемости.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью данного исследования было выявить методические условия, способствующие формированию вычислительных навыков у учащихся 1 классов в совместной деятельности.
Совместная деятельность на уроках математики лучше влияет на усвоение вычислительных навыков, чем индивидуальная форма работы. Сотрудничество должно выстраиваться по двум линиям: ученик-учитель, ученик-ученик.
Изучение таких педагогических понятий как вычислительный навык, вычислительное умение и вычислительный прием позволило определить педагогиеские условия формирования вычислительных навыков на уроках у учащихся 1 классов. Ими являются: использование дифференцированных упражнений, комплексное применение наглядных материалов, а также такие формы организации работы как фронтальная работа, парная, парно-коллективная и групповая.
Анализ образовательных программ показал, что в учебниках заданий на формирование вычислительных навыков у учащихся 1х классов не так много, они однообразные и не формируют в полной мере вычислительные умения. Поэтому учителю приходится самому разрабатывать задания и включать их в урок помимо упражнений, данных в учебнике.
В ходе педагогического эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности вычислительных навыков, который показал, что учащиеся не владеют умением находить неизвестное слагаемое, а это знание необходимо при формировании табличных случаев сложения и вычитания в пределах от 10 до 20, когда разность находится на значении зависимости между сложением и вычитанием; не умеют решать задачи, не знают свойства нуля, испытывают трудности в решении примеров-цепочек. В связи с этим была разработана про-грамма организации деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков у учащихся 1 классов, в ходе которой были реализованы основные положения гипотезы.
По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов результаты улучшились. Наиболее четко динамика прослеживается в 1 «А» классе, который является экспериментальным. Многие дети с низкого уровня поднялись на средний, а кто-то и на высокий уровень, дети, находящиеся на среднем уровне, оказались на высоком. Небольшой процент учащихся так и остался на низком уровне, но только в 5 задании. Спада результатов не наблюдается. Это подтвердилонашу гипотезу: уровень сформированности табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и с переходом через десяток в пределах 20 повысился.
Таким образом цель и задачи нашей работы были достигнуты. Гипотеза подтверждена.
1. Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школь-ном коллективе: учеб, пособие / Л.В. Байбородова. - Ярославль, 1991. - 110 с.
2. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: учеб, пособие для отделений пед. училищ / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. -М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
3. Бантова, М.А. Система формирования вычислительных навыков/ М.А. Бантова. - М.: Изд. «Начальная школа», 2009. - 38 с.
4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций / А.В. Белошистая. - М.: 2007. - 455 с.
5. Васильева, З.И. Проблема сотрудничества педагогов и учащихся как педагогическое явление / З.И. Васильева, Т.К. Ахаян. - Спб., 2010. - 136 с.
6. Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. - М., 2011. - 160 с.
7. Выготский, Л. С. Психология мышления: хрестоматия / Л. С. Выготский. - М.: Астрель, 2008. - 490с.
8. Дежникова, Н.С. Воспитательные проблемы коллективной познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Н.С. Дежникова,- М.: науч.-исслед. ин-т общих проблем воспитания Акад. Пед.наук, 2007-21 с.
9. Дежникова, Н.С. Товарищеская взаимопомощь школьникам / Н. С. Дежникова, И. Б. Первин. -М.: Педагогика, 1981. - 112 с.
10. Дусавицкий, А.К. Дважды два равно икс / А.К. Дусавицкий. - М: Наука и прогресс, 2006. - 213с.
11. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В.К. Дьяченко. - Красноярск: Изд. Красноярского университета, 2012.- 185 с.
12. Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.
13. Есипов, Б.П. Основы дидактики / Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, П.Н. Шимбирев. - М., 1967. - 61 с.
14. Журавлев, А.Л. Совместная деятельность / А.Л. Журавлев. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 640 с. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? - М.,1985.
15. Истомина, Н.Б. Математика 1 класс 1 часть: учебник / Н.Б. Истомина. - Смоленск, 2012 .
16. Истомина, Н.Б. Математика 1 класс 2 часть: учебник /Н.Б. Истомина. - Смоленск, 2012.
17. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб, пособие для студентов сред, и высш. пед. учеб, заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 288 с.
18. Конникова, Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе / Т.Е. Конникова. - М., 2012. - 400 с.
19. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся: учеб, пособие по спецкурсу / В.В. Котов. - Рязань: Рязан. ГНИ, 2008. - 100 с.
20. Лийметс, Х.И. Групповая работа на уроке / Х.И. Лийметс. - М.: Наука, 2007. - 144 с.
21. Моро, М.И. Математика 1 класс 1часть: учебник // С. И. Волкова, С.В. Степанова. -М:, — 2013 .
22. Моро, М.И. Математика 1 класс 2 часть: учебник // С. И. Волкова, С.В. Степанова. -М:, — 2013 .
23. Петерсон, Л.Г. Математика 1 класс 1 часть: учебник / Л.Г. Петерсон. -М.: - 2012.
24. Петерсон, Л.Г. Математика 1 класс 2 часть: учебник / Л.Г. Петерсон. -М.: - 2012.
25. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов, А.Д. Глоточкин. - М.: Наука, 2001. - 256 с.
26. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / П.П. Подласый. - М.: Владос, 2008,- 474 с.
27. Прозументова, Г.Н. Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность // Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / Г.Н. Прозументова. - Томск: Дельтаплан, 2001. - 4 с.
28. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. URL: http:// Минобрнауки. РФ.
29. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - Спб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2008. - 114 с.
31. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: 2007. - 576 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. ,2010.
33. Царева, С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева. - М.: Изд. «Начальная школа и образование», 2012. - 51 с.
34. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г.А. Цукерман. - М.: Наука, 2000. - 39 с.
35. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 2009. - 268 с.
36. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 42-89.
37. Чередов, И.М. О дифференцированном обучении на уроках/ И. М. Чередов. -М.: Просвещение, 2009. - 155 с.
38. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И.М. Чередов. - М.: Педагогика, 2012. - 150 с.