ФОРМИРОВАНИЕ ТАБЛИЧНЫХ СЛУЧАЕВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-педагогические основы формирования вычислительных навыков учащихся 6
1.1. Организация совместной деятельности учащихся начальной
школы: определение понятия, формы, методика организации 6
1.2. Педагогические основы организации совместной
деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков учащихся начальной школы 12
1.3. Методика формирования навыков табличных случаев
сложения и вычитания 21
1.4. Анализ образовательных программ по формированию
табличных случаев сложения и вычитания 34
1.5. Особенности формирования табличных случаев сложения и
вычитания по программе «Школа России» 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков сложения и вычитания через организацию совместной деятельности учащихся 1 классов 45
2.1. Начальный уровень сформированности вычислительных
навыков у учащихся 1 классов 45
2.2. Организация совместной деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков у учащихся 1 классов 53
2.3. Динамика сформированности табличных случаев сложения и
вычитания у учащихся 1 классов 64
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения
Глава 1. Теоретико-педагогические основы формирования вычислительных навыков учащихся 6
1.1. Организация совместной деятельности учащихся начальной
школы: определение понятия, формы, методика организации 6
1.2. Педагогические основы организации совместной
деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков учащихся начальной школы 12
1.3. Методика формирования навыков табличных случаев
сложения и вычитания 21
1.4. Анализ образовательных программ по формированию
табличных случаев сложения и вычитания 34
1.5. Особенности формирования табличных случаев сложения и
вычитания по программе «Школа России» 39
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков сложения и вычитания через организацию совместной деятельности учащихся 1 классов 45
2.1. Начальный уровень сформированности вычислительных
навыков у учащихся 1 классов 45
2.2. Организация совместной деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков у учащихся 1 классов 53
2.3. Динамика сформированности табличных случаев сложения и
вычитания у учащихся 1 классов 64
Заключение 74
Список литературы 76
Приложения
Актуальность исследования. Одна из главных задач обучения математике детей начальных классов, которую перед учителем ставит ФГОСС НОО - это формирование вычислительных навыков, источником которых является осознанное применение вычислительных приемов.
Изучение арифметических действий в 1 классе предполагает:
- знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20;
- умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел;
- умение выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения и др.
Для наиболее прочного усвоения вычислительных навыков необходимо организовывать совместную деятельность на уроках математики. Сотрудничество не только вызывает интерес к данному предмету, но и повышает качество усвоения материала, что позволяет сделать вывод об эффективности данной формы организации деятельности младших школьников.
Вопросом о совместной деятельности занимались такие психологи, как: Г.А. Цукерман, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Л.С. Выготский, Дежникова и др. Педагоги, изучающие данную область: Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, Х.И. Лийметс и др.
Вычислительные навыки и умения развивают также умственные способности детей, которые пригодятся не только в дальнейшем обучении, но и в обычной жизни. Обучение детей вычислительным навыкам является главным аспектом начальной школы. Ведь с каждым годом школа должна обеспечивать более высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся.
В методике математики известны исследования методистов: А.В. Белошистой, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.Е. Царевой и Н.Б. Истоминой. Вычислительными навыками занимались педагоги: Л.Г. Петерсон и М.И.Моро, М.А. Бантова, Н.Б. Истомина. Проблемами формирования умений и навыков занимался исследователь И.П. Подласый. Работы этих ученых послу-жили литературными источниками данного исследования.
Проблема нашего исследования состоит в том как организовать совместную деятельность учащихся при формировании табличных случаев сложения и вычитания.
Объектом исследования является процесс формирования вычислительных навыков учащихся начальной школы.
Предметом исследования являются методические условия формирования вычислительных навыков у учащихся 1 классов.
Целью данного исследования является выявление методических условий, способствующих формированию вычислительных навыков у учащихся 1 классов в совместной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень сформированности табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и с переходом через десяток в пределах 20 повысится, если:
1. Включать учащихся в творческие парные задания при выполнении табличных случаев сложения и вычитания, в основе которых лежит конкретный смысл арифметических действий;
2. Использовать групповые и парные дидактические игры при изучении табличных случаев сложения и вычитания, теоретической основой которых являются свойства арифметических действий;
3. Осуществлять совместную проверку выполненных индивидуальных заданий;
4. Применять наглядность на всех этапах формирования вычислительных навыков (подготовка, введение, закрепление).
Цель, объект, предмет исследования определили выбор задач исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие совместной деятельности и формы ее организации;
2. Выяснить педагогические условия организации совместной деятельности учащихся 1 классов;
3. Изучить методику формирования табличных случаев сложения и вычитания;
4. Проанализировать образовательные программы по формированию табличных случаев сложения и вычитания и рассмотреть методику формирования вычислительных навыков по программе Школа России;
5. Провести педагогический эксперимент по выявлению педагогических условий и выявить уровень, на котором находятся учащиеся при изучении вычислительных навыков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; тестирование учащихся, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных..
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ пгт Горнореченский Кавалеровского района в1 «А» и 1 «Б» классах, работающих по программе «Школа России». Классы средней успеваемости.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Изучение арифметических действий в 1 классе предполагает:
- знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20;
- умение выполнять сложение и вычитание однозначных чисел;
- умение выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения и др.
Для наиболее прочного усвоения вычислительных навыков необходимо организовывать совместную деятельность на уроках математики. Сотрудничество не только вызывает интерес к данному предмету, но и повышает качество усвоения материала, что позволяет сделать вывод об эффективности данной формы организации деятельности младших школьников.
Вопросом о совместной деятельности занимались такие психологи, как: Г.А. Цукерман, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Л.С. Выготский, Дежникова и др. Педагоги, изучающие данную область: Т.Е.Конникова, З.И.Васильева, Х.И. Лийметс и др.
Вычислительные навыки и умения развивают также умственные способности детей, которые пригодятся не только в дальнейшем обучении, но и в обычной жизни. Обучение детей вычислительным навыкам является главным аспектом начальной школы. Ведь с каждым годом школа должна обеспечивать более высокое качество обучения, воспитания и развития учащихся.
В методике математики известны исследования методистов: А.В. Белошистой, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.Е. Царевой и Н.Б. Истоминой. Вычислительными навыками занимались педагоги: Л.Г. Петерсон и М.И.Моро, М.А. Бантова, Н.Б. Истомина. Проблемами формирования умений и навыков занимался исследователь И.П. Подласый. Работы этих ученых послу-жили литературными источниками данного исследования.
Проблема нашего исследования состоит в том как организовать совместную деятельность учащихся при формировании табличных случаев сложения и вычитания.
Объектом исследования является процесс формирования вычислительных навыков учащихся начальной школы.
Предметом исследования являются методические условия формирования вычислительных навыков у учащихся 1 классов.
Целью данного исследования является выявление методических условий, способствующих формированию вычислительных навыков у учащихся 1 классов в совместной деятельности.
Гипотеза исследования: уровень сформированности табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и с переходом через десяток в пределах 20 повысится, если:
1. Включать учащихся в творческие парные задания при выполнении табличных случаев сложения и вычитания, в основе которых лежит конкретный смысл арифметических действий;
2. Использовать групповые и парные дидактические игры при изучении табличных случаев сложения и вычитания, теоретической основой которых являются свойства арифметических действий;
3. Осуществлять совместную проверку выполненных индивидуальных заданий;
4. Применять наглядность на всех этапах формирования вычислительных навыков (подготовка, введение, закрепление).
Цель, объект, предмет исследования определили выбор задач исследования.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие совместной деятельности и формы ее организации;
2. Выяснить педагогические условия организации совместной деятельности учащихся 1 классов;
3. Изучить методику формирования табличных случаев сложения и вычитания;
4. Проанализировать образовательные программы по формированию табличных случаев сложения и вычитания и рассмотреть методику формирования вычислительных навыков по программе Школа России;
5. Провести педагогический эксперимент по выявлению педагогических условий и выявить уровень, на котором находятся учащиеся при изучении вычислительных навыков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; тестирование учащихся, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка полученных данных..
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ пгт Горнореченский Кавалеровского района в1 «А» и 1 «Б» классах, работающих по программе «Школа России». Классы средней успеваемости.
Структура работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Целью данного исследования было выявить методические условия, способствующие формированию вычислительных навыков у учащихся 1 классов в совместной деятельности.
Совместная деятельность на уроках математики лучше влияет на усвоение вычислительных навыков, чем индивидуальная форма работы. Сотрудничество должно выстраиваться по двум линиям: ученик-учитель, ученик-ученик.
Изучение таких педагогических понятий как вычислительный навык, вычислительное умение и вычислительный прием позволило определить педагогиеские условия формирования вычислительных навыков на уроках у учащихся 1 классов. Ими являются: использование дифференцированных упражнений, комплексное применение наглядных материалов, а также такие формы организации работы как фронтальная работа, парная, парно-коллективная и групповая.
Анализ образовательных программ показал, что в учебниках заданий на формирование вычислительных навыков у учащихся 1х классов не так много, они однообразные и не формируют в полной мере вычислительные умения. Поэтому учителю приходится самому разрабатывать задания и включать их в урок помимо упражнений, данных в учебнике.
В ходе педагогического эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности вычислительных навыков, который показал, что учащиеся не владеют умением находить неизвестное слагаемое, а это знание необходимо при формировании табличных случаев сложения и вычитания в пределах от 10 до 20, когда разность находится на значении зависимости между сложением и вычитанием; не умеют решать задачи, не знают свойства нуля, испытывают трудности в решении примеров-цепочек. В связи с этим была разработана про-грамма организации деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков у учащихся 1 классов, в ходе которой были реализованы основные положения гипотезы.
По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов результаты улучшились. Наиболее четко динамика прослеживается в 1 «А» классе, который является экспериментальным. Многие дети с низкого уровня поднялись на средний, а кто-то и на высокий уровень, дети, находящиеся на среднем уровне, оказались на высоком. Небольшой процент учащихся так и остался на низком уровне, но только в 5 задании. Спада результатов не наблюдается. Это подтвердилонашу гипотезу: уровень сформированности табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и с переходом через десяток в пределах 20 повысился.
Таким образом цель и задачи нашей работы были достигнуты. Гипотеза подтверждена.
Совместная деятельность на уроках математики лучше влияет на усвоение вычислительных навыков, чем индивидуальная форма работы. Сотрудничество должно выстраиваться по двум линиям: ученик-учитель, ученик-ученик.
Изучение таких педагогических понятий как вычислительный навык, вычислительное умение и вычислительный прием позволило определить педагогиеские условия формирования вычислительных навыков на уроках у учащихся 1 классов. Ими являются: использование дифференцированных упражнений, комплексное применение наглядных материалов, а также такие формы организации работы как фронтальная работа, парная, парно-коллективная и групповая.
Анализ образовательных программ показал, что в учебниках заданий на формирование вычислительных навыков у учащихся 1х классов не так много, они однообразные и не формируют в полной мере вычислительные умения. Поэтому учителю приходится самому разрабатывать задания и включать их в урок помимо упражнений, данных в учебнике.
В ходе педагогического эксперимента был выявлен начальный уровень сформированности вычислительных навыков, который показал, что учащиеся не владеют умением находить неизвестное слагаемое, а это знание необходимо при формировании табличных случаев сложения и вычитания в пределах от 10 до 20, когда разность находится на значении зависимости между сложением и вычитанием; не умеют решать задачи, не знают свойства нуля, испытывают трудности в решении примеров-цепочек. В связи с этим была разработана про-грамма организации деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков у учащихся 1 классов, в ходе которой были реализованы основные положения гипотезы.
По результатам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства учащихся 1 «А» и 1 «Б» классов результаты улучшились. Наиболее четко динамика прослеживается в 1 «А» классе, который является экспериментальным. Многие дети с низкого уровня поднялись на средний, а кто-то и на высокий уровень, дети, находящиеся на среднем уровне, оказались на высоком. Небольшой процент учащихся так и остался на низком уровне, но только в 5 задании. Спада результатов не наблюдается. Это подтвердилонашу гипотезу: уровень сформированности табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10 и с переходом через десяток в пределах 20 повысился.
Таким образом цель и задачи нашей работы были достигнуты. Гипотеза подтверждена.



