Введение 3
1 Аналитическая часть 7
1.1 Понятие автоматизированной информационной системы 7
1.2 Организация учебного процесса 13
1.3 Необходимость автоматизации процесса контроля уровня знаний
для лабораторного практикума 14
1.4 Анализ существующих автоматизированных систем
тестирования 16
1.5 Формализация задач обработки информации 19
2 Проектирование 23
2.1 Методы создания сайта 23
2.2 Модульная схема программного продукта 25
2.3 Модель сайта 27
2.4 Физическая модель базы данных 28
2.5 Диаграмма модели «сущность-связь» 32
2.6 Список объектов и их свойств 35
3 Реализация программного продукта 36
3.1 Создание модуля регистрации 36
3.2 Создание среды тестирования 39
4 Результаты применение автоматизированной системы тестирования
4.1 Сведения о работе программного средства 46
4.2 Применение системы и вычисление порога 52
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение
Выполнение магистерской диссертации является заключительным этапом обучения студента. Выпускнику необходимо доказать свою профессиональную пригодность путем разработки программного обеспечения, показывающего способность студента применять изученные технологии для решения различных задач.
Одной из важных задач автоматизированной системы является создание и нормализация базы данных, которая позволяет хранить в себе множество необходимых данных для дальнейшей работоспособности программ, а именно разнообразие вопросов и ответов на них в рамках материала по дисциплине, информация о зарегистрированных пользователях, которые в дальнейшем будут проходить тестирование.
Суть системы тестирования, рассматриваемой в данной работе, заключается в том, что студент может проверить свою подготовку по лабораторной работе, не отвлекая и не затрачивая время преподавателя. Так же участник тестирования может получить оценку за теоретическую часть своей работы, тем самым получить допуск к защите практической части. Данная оценка будет зависеть он знаний самого студента, а не от отношения к нему проводящего тестирование. Преподаватель же, может уделить внимание тем студентам, которые знают материал и готовы защитить лабораторную работу, а не отвлекаться на не подготовившихся учеников.
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что выполняется особый подход к организации учебного процесса, а именно проверки теоретической части по средствам тестирования. Упрощается оценивание студента, а так же затрачиваемое время на защиту лабораторной работы. Актуальность темы исследования определила цель выпускной квалификационной работы.
Целью работы является исследование учебного процесса по защите лабораторного практикума, а так же внедрение программного обеспечения, позволяющего упросить работу проверки теоретической части лабораторной работы и уменьшить время, затрачивающееся на опрос.
Для достижения этой цели в магистерской диссертации были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать тестирование как контроль знаний студентов;
- Исследовать организацию учебного процесса;
- Проанализировать необходимые требования для создания грамотного и отвечающего ГОСТу тестирования;
- Выполнить проектирование автоматизированной системы, учитывая все тонкости проверки теоретических знаний студентов;
- Рассмотреть структурный язык запросов;
- Изучить строение баз данных;
- Изучить основные методы для реализации тестирования студентов;
- Привести созданную базу данных к третьему нормальному виду;
- Разработать программное обеспечение для возможности тестирования студента.
Объектом исследования являются средства автоматизированного управления учебным процессом, а именно подборка СУБД для реализации базы данных и языки веб-программирования.
Предмет - организация учебного процесса с использованием автоматизированной системы, включающей себя веб-интерфейс с нормализованной базой данных.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается во внедрении автоматизации процесса в обучение студентов, а именно проверка теоретических знаний студентов по средствам тестирования, а не устных опросов. То есть разработка программного обеспечения, позволяющего организовать проверку теории по лабораторной работе без участия преподавателя и получение необходимых результатов оценивания знаний.
Материалами, с помощью которых была написана выпускная квалификационная работа, являются научные работы отечественных и зарубежных авторов, различные учебные пособия, а также интернет ресурсы.
Структура, магистерской диссертации включает в себя: введение, содержание, четыре главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования по выбранному направлению, ставится проблема, цель и задачи исследования, определяются объект, предмет научных поисков, ставятся цель и задачи, указывается методологическая база исследования, его теоретическая, практическая значимости.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические основы относительно самого процесса тестирования, его недостатки и плюсы по отношению к устной сдаче теории по предмету, организация учебного процесса и анализ существующих систем. Так же изучены главные требования по проведению тестирования и составлению заданий.
Во второй главе показано проектирование информационного обеспечения. А именно, методы реализации автоматизированных систем, проектирование структуры веб-интерфейса, наличие физической модели базы данных, отражающие внешний ее вид. Диаграмма “сущность-связь”, где изображена зависимость и связь таблиц между собой. Список объектов и их свойств, то есть подробно описано содержание всей базы данных.
В третьей главе выполняется реализация автоматизированной системы тестирования, а именно код программного продукта. Будут показаны куски программного кода регистрации и тестирования, которые являются главной частью квалифицированной работы, а так же пояснение к нему.
В четвертой главе производится тестирование работы системы тестирования знаний студентов, а так же скриншоты показывающие страницы доступные разным пользователям. Пробное тестирование нескольких групп студентов, для получения результатов, на основе которых будет установлен определенный порог.
В заключении доказано достижение цели работы, за счет решения поставленных задач, приведен общий вывод по вопросу автоматизированной системы поддержки лабораторного практикума.
Данная работа выполнена с наличием 64 страниц без приложения, 20 рисунков, 5 таблиц, 7 листингов.
Эффективная работа автоматизированной системы тестирования, является одной из ключевых проблем контроля знаний студентов. Создание гибкого и безошибочного интерфейса для работы с тестами, проверяющими уровень знаний тестирующего по дисциплинам является приоритетом в системе образования учебных заведений. Данное программное средство позволяет оценить подготовленность студента к сдаче лабораторного материала, первоначально изучив его познания в теоретической части выданного ему задания. Для полноценной работы программного обеспечения была использована база данных, которая позволяет системе тестирования хранить большое количество данных, как о пользователях тестов, так и созываемых тестах.
Нахождение нужного вида системы, который смог бы правильно выполнять проверку изученного материала студентом быстро и эффективно, был найдет. Поэтому реализация тестирования была выполнена по средствам web-приложения с подключенной к нему базе данных. На сегодняшний день нет ни одной полностью правильной и всеми используемой системы тестирования, так как у каждой из них есть какие-то недостатки или издержки функционала. Так же на это влияет и то, что многие созданные онлайн тестирования являются платными, так что каждый пытается создать свое программное средство с меньшими затратами.
Целью, данной магистерской диссертации, является автоматизировать учебный процесс по средствам внедрения тестирования теоретической части лабораторного практикума.
Данная цель повлекла за собой решение таких задач как:
- исследовать организацию учебного процесса;
- рассмотреть структурный язык запросов;
- изучить строение баз данных;
- изучить основные методы для реализации тестирования студентов;
- привести созданную базу данных к третьему нормальному виду;
- разработать программное обеспечение для возможности тестирования студента.
Полученный результат в виде системы тестирования в дальнейшем может эксплуатироваться по назначению, а именно выполнять контроль знаний студентов, сдающих теоретический материал для защиты лабораторного практикума.
По завершению написания выпускной квалификационной работы, было достигнуто следующее:
- Рассмотрена организация учебного процесса без использования автоматизации;
- Проанализированы все достоинства и недостатки тестирования, как контроль изученного материала;
- Выявлены главные требования по составлению тестов и заданий для данной системы;
- Детально изучены виды программных продуктов, оптимальных для выполнения практической части тестирования;
- Изучены методы для реализации тестирования студентов;
- Разработано приложение, в котором реализованы данные методы;
- Разработано программное обеспечение для выполнения тестирования студента;
- Выполнено пробное тестирование на работоспособность и безошибочный вывод необходимых данных.
По ходе выполнения магистерской диссертации были изучены основные методы работы с базой данных и создания программного кода интернет-приложения, показано применение этих знаний в различных ситуация, была освоена новая среда разработки, а также применены и показаны умения работы на языках PHP, MySQL, JavaScript, Ajax.
Разработанное приложение показало принцип работы с автоматизированными системами тестирования, а именно поддержки лабораторного практикума.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи. Результатом проделанной работы является создание приложения, реализующего работу методов, а также проведение различных тестовых заданий, которые смогли показать эффективность работы приложения в рамках данной выпускной квалификационной работы.
При выполнении магистерской диссертации был выполнен весь необходимый перечень и объем работ.
1. Терешин В.А., Тестирование студентов [Текст]: - СПбГПУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет», 2007 г,-100с.
2. Юдалевич Н.В., Использование автоматизированных систем
тестирования при работе со студентами [Текст]: - Ярославский
педагогический вестник, 2010 г. - 166с.
3. Попов А.В. , Тестирование как метод контроля качества знаний студентов [Текст]: - Народное образование. Педагогика, 2013 г. - 286
4. Аванесов В.С., Композиция тестовых заданий [Текст]: - М.: Центр тестирования,2002 г. - 239 с.
5. Васильев В.И., Требования к программно-дидактическим тестовым материалам и технологиям компьютерного тестирования [Текст]: - Издательство МГУП, 2005 г. -37с.
6. Борзых Е.А., Разработка заданий в тестовой форме [Текст]: - ФГОУ СПО «Оренбургский государственный колледж», 2009 г. -18с.
7. Ролина Е. Н. Тестирование как один из методов педагогического контроля знаний и умений студентов в преподавании истории [Текст]: - Чебоксары, 2015 г. - 3 c.
8. Усков В.Л., Информационные технологии в образовании [Текст]: - Информационные технологии, 2002 г. - 37 с.
9. Ruby S., Thomas D., Heinemeier Hansson D., Agile Web Development with Rails [Текст]: - The Pragmatic Bookshelf, 2011 г. - 480 с.
10. Мартинес А. Секреты создания недорогого Web - сайта: Как создать и поддерживать удачный Web - сайт, не потратив ни копейки: [пер. с англ.]:- ДМК Пресс, 2009 г. - 414 с.
11. Уильямс Б., Дэмстра Д., Стэрн Х. WordPress для профессионалов [Текст]:- СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
12. Нрачев А. Создаем свой сайт на WordPress: быстро, легко и бесплатно. Работа с CMS WordPress 3 [Текст]:- СПб.: Питер, 2011. - 543 с.
13. Википедия [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D 1 %8C%D0%BD%D0%B0%D 1 %8F%D 1 %84%D0%BE%D 1 %80%D0%BC%D0%B0%D0%91 %D0%BE%D0%B9%D 1 %81 %D0%B0%E2%80%94%D0%9A%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B0
14. Мерсер Д.У., Кент А., PHP 5 для начинающих [Текст]: - Издательство Диалекстика, 2006 г. - 846с.
15. Девис М.Е., Филлипс Д.А., Изучаем PHP и MySQL [Текст]: - Издательство Символ-Плюс, 2008 г. - 448с.
16. Колисниченко Д.Н., Профессиональное программирование на PHP [Текст]: - Издательство БХВ-Петербург, 2007 г. - 416с.
17. HTML.net[Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://ru.html.net/tutorials/php/lesson12.php
18. Бейли Л., Моррисон М., Изучаем PHP и MySQL [Текст]: - Издательство Эксмо, 2010 г. - 800с.
19. Кузнецов М.В., PHP 5. Практика разработки Web-сайтов [Текст]: - Издательство БХВ-Петербург, 2005 г. - 960с.
20. Никсон Р., Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL и JavaScript [Текст]: - Издательство Питер, 2011 г. - 497с.
21. Ловэйн П., Объектно-ориентированное программирование на PHP 5 [Текст]: - Издательство НТ Пресс, 2007 г. - 224с.
22. Шлосснейгл Д., Профессиональное программирование на PHP [Текст]: - Издательство Вильямс, 2006 г. - 624с.
23. Бююль А., Цефель П., SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей [Текст]: - Издательство Диасофт, 2005 г. - 608с.
24. Васильева Э.К., Лялина В.С., Статистика [Текст]: - Издательство Юнити-Дана, 2012 г. - 398 с.
25. Божко В.П., Информационные технологии в статистике [Текст]: - Издательство Юнити-Дана, 2011 г. - 152с.