Введение 3
Глава 1 Теоретические основы мерчендайзинга в розничной торговле 6
1.1 Понятие и экономическая сущность мерчендайзинга в розничной
торговле 6
1.2 Основные инструменты мерчендайзинга, применяемые в розничной
торговле 10
1.3 Основные инструменты мерчендайзинга, применяемые в розничной
торговле 20
Глава 2 Анализ мерчендайзинга продукции компании «Coca-Cola Hellenic» 24
2.1 Общая характеристика «Coca-Cola Hellenic» и сферы ее деятельности 24
2.2 Основные мероприятия по совершенствованию мерчендайзинга 38
2.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию мерчендайзинга продукции «Coca-Cola Hellenic» 40
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение
Актуальность темы исследования состоит в том, что сегодня в России насчитывается более 1 млн. торговых предприятий, таких как «Пятерочка», «Магнит», «Лента» и т.д. Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей.
Формирование ассортимента на предприятии охватывает обширную сферу деятельности, начиная от стратегического планирования на всех стадиях развития фирмы, заканчивая тонкостями выкладки товара на витрине, и вовлекает в работу многие службы предприятия.
Еще недавно существовало мнение, что покупателя в момент продажи можно спровоцировать на приобретение строго ограниченной группы товаров. Сегодня приемы мерчендайзинга используют во многих областях рынка: от потребительских до промышленных товаров. Чтобы привлечь внимание покупателя к товару, не всегда стоит тратить огромные средства на рекламу. Тот же эффект, но с меньшими затратами, может быть достигнут путем со-здания условий, которые подтолкнут человека к совершению покупки тогда, когда тот непосредственно стоит напротив товара. Стимулирование продаж в розничной торговле посредством мерчендайзинга занимает основные позиции в продвижении и закреплении товара на рынке.
Объект исследования - компания «Coca-Cola Hellenic».
Предметом исследования является система мерчендайзинга продукции компании «Coca-Cola Hellenic»
Цель исследования - разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию системы мерчендайзинга продукции компании «Coca-Cola Hellenic».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
— изучить теоретические основы мерчендайзинга в розничной торговле;
— рассмотреть общую характеристику «Coca-Cola Hellenic» и сферы ее деятельности;
— выполнить анализ инструментов мерчендайзинга, применяемых для продукции «Coca-Cola Hellenic»;
— выявить основные недостатки мерчендайзинга продукции «Coca- Cola Hellenic»;
— предложить мероприятия по совершенствованию мерчендайзинга продукции «Coca-Cola Hellenic»;
— оценить эффективность предлагаемых мероприятий по совершенствованию мерчендайзинга продукции «Coca-Cola Hellenic».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области мерчендайзинга и маркетинга.
В работах Ф. Бардена, Ф. Котлера широко освещены вопросы применения и взаимодействия элементов комплекса маркетинга для достижения целей предприятия.
Основы мерчендайзинга, принципы и правила применения в розничных сетях изложены в трудах, Ю.А. Горбулева, Ю.А. Попова. В исследованиях И.В. Сандраковой описаны основы розничной торговли и решения проблем предприятия.
Свои методики, имеющие узкую направленность в применении, предложили такие ученые, как О.В. Сагинова, И.В. Сандракова.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс «Coca-cola Hellenic».
Методы исследования. В процессе исследования использовались методы как эмпирического, так и теоретического уровня познания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития системы мерчендайзинга продукции компании «Coca-Cola Hellenic», а так же для аналогичных предприятий.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы и приложений.
Мерчендайзинг - востребованное и очень перспективное направление не только для розничной торговли, но и для бизнеса в целом, которое ориентировано на построение маркетинговых коммуникаций с целью увеличения сбыта, с привлечением конечного потребителя в места продаж, с помощью обученных мерчендайзеров.
В ходе проделанной работы были рассмотрены теоретические основы мерчендайзинга и основные инструменты, используемые в розничной торговле. Установлено, что на рост и развитие компании действует большое количество факторов в сфере выкладки продукции. На основании проделанных исследований, стоить отметить что компания «Кока-кола» в своей работе использует самые современные стратегии по размещению продукции на полке, занимает «золотые» полки в торговом зале, и располагает в правильных местах дополнительные места продаж. «Кока-Коле» важно грамотно организовать территорию торгового пространства, чтобы каждый его сантиметр работал на продажи товара и приносил прибыль.
Проанализировав основные инструменты мерчендайзинга в компании, мы смогли выявить основные недостатки системы мерчендайзинга. Главной проблемой стала недобросовестное отношение сотрудников к своей работе. Для решения данной задачи мы воспользовались услугами компании ООО "Пронетком", а именно приложением EasyMerch. Таким образом, благодаря автоматизации системы контроля мерчендайзинга мы смогли достичь увеличения представленности в 13%, увеличить уровень активации промо-акций. Также мы смогли оптимизировать маршруты мерчендайзеров, тем самым убрать от них низколиквидные торговые точки и сделать упор на точки с высоким товарооборот. Наша работа позволяет сделать вывод о том, в результате проведенных мероприятий планируется повышение товарооборота на 15 % и представленности в торговых точках.
В заключении можно сказать, что благодаря эффективному мерчендайзингу и разработанным мероприятиям по контролю сотрудников компании можно достичь увеличения продаж от 16%, и добиться увеличения сбыта в несколько раз.
1. Багиев, Г.Л. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. — 3-е изд., под общ. ред. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 736 с.
2. Баумгартен, Л.В. Маркетинг гостиничного предприятия [Текст] : учебник для академического бакалавриата / Л.В. Баумгартен. — Люберцы : Юрайт, 2016. — 338 с.
3. Березин, И.С. Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт [Текст] : книга / И.С. Березин. — Москва : Вершина, 2007. - 400 с.
4. Буланов, А. Бренд 2.0. От философии к практике [Текст] : книга / А. Буланов. - Москва : Красная Звезда, 2014. - 496 с.
5. Бузукова, Е. Система мерчендайзинга в магазине - «Управление магазином» [Текст] : книга / Е. Бузукова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 256 с.
6. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст] : книга / В.Р. Веснин — Москва : Проспект, 2016. — 320 с.
7. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли [Текст] : учебник / С.Н. Виноградова. 3-е изд., — Минск : Выш.школа, 2009. - 464 с.
8. Горбулева, Ю. А. Мерчендайзинг товара-новинки [Текст] : книга / Ю. А. Горбулева, Л. В. Земцова. - Москва : МИФ, 2005. — 89 с.
9. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] : Учебное пособие / Л.А. Дробышева. — Москва : Дашков и К, 2016. — 152 с.
10. Дубова, Е.А. Управление персоналом в быстрорастущих компаниях [Текст] / Е.А. Дубова, С.П. Хамаганова. // Справочник по управлению персона-лом. — 2015. — № 2. — С. 15.
11. Егоров, В.Ф. Организация торговли [Текст] : учебник для вузов / В.Ф. Егоров — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 352 с.
12. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации [Текст] : учебник / В.Н.Еремин. - Москва : КноРУс, 2014. - 648 с.
13. Есютина, А.А. Розничные торговые сети: стратегия, экономика и управление [Текст] : учебное пособие / А.А. Есютина, Е.В. Карпова. - Москва : КНО- РУС, 2007. — 424 с.
14. Капнин, Г.М. Оптимальное управление ассортиментным портфелем [Текст] : книга / Г. М. Капнин, А. В. Лури. - Москва : Эксмо, 2014. - 432 с.
15. Карпова, С.В. Международная реклама [Текст] : книга / С.В. Карпова. - Москва: Юрайт, 2015 - 473 с.
16. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте [Текст] : книга / А. Кожемяко. — Москва : МФПУ Синергия, 2015. — 176 с.
17. Комлев, М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации [Текст] / М.Х. Комлев // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 20. — С. 107 — 109.
18. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - Москва : Эксмо, 2014. - 432 с.
19. Латфуллин, Г.А. Теория менеджмента. [Текст] : книга / Г.А. Латфуллин, А.С. Никитин, С.С. Серебрянников. — Санкт-Петербург : Питер, 2016. — 464 с.
20. Липсиц, И.В. Основы маркетинга [Текст] : учебник / И.В Липсиц, М.Н. Дымшиц. - Москва: Геотар-Медиа, 2014. - 208 с.
21. Лукашевич, В.В. Менеджмент [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / В.В. Лукашевич, Н.И. Астохова. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 255 с.
22. Макашева, З.М. Брендинг [Текст] : книга / З.М. Макашева. — Санкт- Петербург : Питер, 2014. - 204 с.
23. Манн, И. Фидбэк. Получите обратную связь! [Текст] : книга / И. Манн, Е. Золина. — Москва : Манн, 2015. — 304 с.
24. Никишкин, В. Словарь основных терминов по дистрибуции и мерчендайзингу [Текст] : книга / В. Никишкин, Л. Мельниченко. - Москва : Гребенников Бизнес Букс, 2010. - 208 с.
25. Олейник, К. Все об управлении продажами [Текст] : книга / К. Олейник - Москва : Альпина Бизнес Букс, 2015. - 331 с.
26. Парамонова, Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли [Текст] : учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — Москва : КНОРУС, 2016. — 120 с.
27. Парамонова, Т.Н. Маркетинг торгового предприятия [Текст] : учебник для бакалавров / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. — Москва : Дашков и К,2014.— 284 с.
28. Попов, Е.В. Ассортиментная матрица - основа для формирования ассортиментной политики [Электронный ресурс] / Е.В. Попов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2015. — N5. - Режим доступа: http ://www. izvestia. usue. ru/download/3 0.pdf.
29. Попова, Ю. А. Мерчендайзинг или искусство торговать [Текст] / Ю. А. Попова // Научный журнал. — Т. 2, № 2. — 2010. — С. 143—144.
30. Прокшина, Т.П. Маркетинг [Текст] : учебник / Т. П. Прошкина. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2010. - 314 c.
31. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации [Текст] : учебник / А. А. Романов, И. М. Синяева, В. А. Поляков. — Москва: Вузовский учебник Инфра- М, 2011. — 384 с.
32. Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации [Текст] : практическое пособие / А.Н. Романцов. — Москва : Дашков и К, 2014. — 114 с.
33. Рукавишников, А. Интеллектуальный маркетинг [Текст] : книга / А. Рукавишников. - Москва : ЭКСМО, 2010. — 320 с.
34. Сагинова, О.В. Интегрированные коммуникации [Текст] : книга / О.В. Сагинова - Москва : изд. дом Академия, 2013. - 32 с.
35. Сандракова, И. В. Практический подход к оценке ассортимента розничной торговой сети [Текст] / И.В. Сандракова // Практический маркетинг. — № 3. - 2012. — С. 31—35.
36. Сидоров, Д. Практика применения мерчендайзинга на точке сбыта [Текст] / Д. Сидоров // - Издательский дом «Имидж-Медиа. - 2007. — № 5. — С. 47— 51.
37. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика [Текст] : учебник для вузов / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. — Москва: Юрайт, 2014. — 652 с.
38. Сысоева, С.В. Мерчендайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] : учебное пособие / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 256 с.
39. Тюрин, Д.В. Маркетинговый аудит: как его организовать и правильно провести [Текст] : учебник / Д.В. Тюрин - Москва : ИНФРА-М, 2012. — 251 с.
40. Угрюмова, Н.В. Теория организации и организационное поведение [Текст] : книга / Н.В. Угрюмова, А.О. Блинов. — Санкт-Петербург : Питер,2015.— 288 с.
41. Удалова, К. Место на полке для товарных новинок [Текст] / К. Удалова // Журнал «Современная торговля» — 2007. — №11 — С. 14—17.
42. Шевченко, Д.А. РЕКЛАМА. МАРКЕТИНГ. PR [Текст] : справочное пособие / Д.А. Шевченко. — 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : «РГГУ», 2014. — 639 с.
43. Аакер, Д. Как обойти конкурентов. Создаем сильный бренд [Текст] : книга / Д. Аакер. - Санкт—Петербург : Питер, 2012. — 352 с.
44. Барден, Ф. Взлом Маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем [Текст] : книга / Ф. Барден. - Москва : МИФ, 2014. - 304 с.
45. Бест, Р. Маркетинг от потребителя [Текст] : книга / Р. Бест. — 4-е изд., - Москва : МИФ, 2015. - 760 с.
46. Кананян, К. Мерчендайзинг [Текст] : книга / К. Кананян, Р. Кананян, — Москва : РИП-холдинг, 2003. — 236 с
47. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее к человеческой душе [Текст] : книга / Ф. Котлер. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2012 - 240 с.
48. Линдерс, М. Управление снабжением и запасами. Логистика [Текст] : книга / М.Линдерс, Х. Фирон. — пер. с англ. - Санкт-Петербург : Полигон, 2012. - 768 с.
49. Линдстром, М. Buy-ology Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя [Текст] : книга / М. Линдстром. — пер. с англ. - Москва : ЭКС¬МО, 2010. — 240 с.
50. Стелзнер, М. Контент-маркетинг [Текст] : книга / М. Стелзнер. - Москва : МИФ, 2012. - 288 с.
51. Сьюэлл, К. Клиенты на всю жизнь [Текст] : книга / К. Сьюэлл - Москва : Манн, 2005. - 224 с.