ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА НАЧАЛА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПОВТОРНЫЙ ОПЫТ БРАКА
|
Аннотация 2
Введение 5
Часть 1. Литературный обзор 8
Глава 1. Феномен семьи 8
1.1. Понятие «семьи» 8
1.2. Структура семьи 11
1.3. Функции семьи 14
Глава 2. Кризис молодой семьи 17
2.1. Понятие кризиса 17
2.2. Жизненный цикл семьи и критические периоды 18
2.3. Кризис начала семейной жизни 22
2.4. Развод как результат непреодоления кризиса 26
Выводы по литературному обзору 30
Часть 2. Методический блок 32
2.1. Цели, задачи, объект исследования, гипотезы, описание
выборки. Используемые методики 32
2.2. Описание методик, используемых в исследовании 34
2.3. Анализ анкетных данных 38
2.4. Статистическая обработка данных 44
2.5. Корреляционный анализ 59
2.6. Обсуждение полученных результатов 60
Выводы 65
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения
Введение 5
Часть 1. Литературный обзор 8
Глава 1. Феномен семьи 8
1.1. Понятие «семьи» 8
1.2. Структура семьи 11
1.3. Функции семьи 14
Глава 2. Кризис молодой семьи 17
2.1. Понятие кризиса 17
2.2. Жизненный цикл семьи и критические периоды 18
2.3. Кризис начала семейной жизни 22
2.4. Развод как результат непреодоления кризиса 26
Выводы по литературному обзору 30
Часть 2. Методический блок 32
2.1. Цели, задачи, объект исследования, гипотезы, описание
выборки. Используемые методики 32
2.2. Описание методик, используемых в исследовании 34
2.3. Анализ анкетных данных 38
2.4. Статистическая обработка данных 44
2.5. Корреляционный анализ 59
2.6. Обсуждение полученных результатов 60
Выводы 65
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения
Что такое семья? Каким образом происходит ее образование? С какими трудностями сталкивается семья в процессе своего существования? На эти и многие другие вопросы пытаются ответить исследователи самых различных научных направлений: психологии, социологии, экономики, политологии и права и т.д.
Актуальность исследования. Проблеме семьи в психологической науке отводится значительное внимание. Это можно наблюдать в работах таких специалистов, как Э.К.Васильева, Э.Эйдемиллер, Ф.Василюк, Т.В.Андреева и других. Брак и семья относятся к той категории явлений, который всегда вызывали устойчивый интерес как у исследователей, так и обычных людей.
Начало ХХ1 века характеризуется колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья. Семья — это важнейший институт социализации личности, исторической преемственности культурных и нравственных различий.
Сегодня наблюдается тенденция к формированию у молодежи четкого разграничения любви и брака. Брачно-семейные отношения отражают так называемую потребительскую нереалистичность молодых людей. Согласно данным Зацепина В.И. (Андреева Т.В., 2004 [1]), это демонстрируется в
чрезмерной идеализации будущего партнера и явном несоответствии этих требований в ближайшем окружении. Таким образом, для молодых людей характерно расхождение качества желаемого спутника и предполагаемого партнера по повседневному общению, для девушек становится малозначимым посвящение себя сохранению семьи и формированию семейного очага, на первый план выходят стремления реализовать себя в профессиональной деятельности (Дружинин В.Н., 1995, [12]). Ковалев С.В. подчеркивает важность формирования адекватных семейно-брачных представлений у молодых людей (Андреева Т.В., 2004, [1]), что может способствовать благоприятному формированию семьи, как социального института, в будущем.
Изменения в представлениях о семье, ее потребностях, ценностях и особенностях, которые неизбежно трансформируются в условиях быстро развивающегося мира, приводят к снижению качества брачных отношений, что можно увидеть, проанализировав статистику разводов, снижения уровня рождаемости и общую социально-демографическую ситуацию. Проблема разводов молодых пар в России поставлен достаточно остро, по статистике каждый второй зарегистрированный брак распадается.
Супруги, имеющие опыт официальных отношений представляют собой особый научный интерес, поскольку их суждения и представления отличаются от таковых супругов, вступающих в брак впервые. Поэтому исследование переживания кризиса молодой семьи у людей, имеющих повторный опыт брака является актуальным и востребованным в современном обществе.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи между очередностью брака и особенностями протекания кризиса начала семейной жизни.
• В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
• Определить наличие текущего кризиса, основываясь на субъективной оценке участников исследования;
• Раскрыть отношение к браку в целом у семейных пар, имеющих опыт официальных отношений;
• Выявить различия смысложизненных ориентаций молодых людей и девушек, состоящих в первом и повторном браке;
• Изучить систему ролевых ожиданий партнеров, состоящих в первом и во втором браке;
• Рассмотреть индивидуально-специфические модели поведения супругов в конфликтных ситуациях;
• Выявить степень влияния опыта развода на переживание кризиса в парах, состоящих в браке повторно.
Исходя из поставленных задач, основное содержание работы разделено на две части. Первая часть представляет собой литературный обзор, где рассматриваются основные понятия, связанные с изучением феномена семьи: определение, функции, структура, жизненный цикл и критические периоды. Вторая часть является описание проведения исследования: поставлены цели и задачи, выдвинуты гипотезы, приведены основные результаты по методиками, дается описание статистической обработки данных, а также обсуждаются полученные результаты и делаются выводы. В заключении подводятся итоги проведенной работы и анализируются возможные направления дальнейшего исследования выбранной тематики.
Актуальность исследования. Проблеме семьи в психологической науке отводится значительное внимание. Это можно наблюдать в работах таких специалистов, как Э.К.Васильева, Э.Эйдемиллер, Ф.Василюк, Т.В.Андреева и других. Брак и семья относятся к той категории явлений, который всегда вызывали устойчивый интерес как у исследователей, так и обычных людей.
Начало ХХ1 века характеризуется колоссальными изменениями, которые испытывает на себе российская семья. Семья — это важнейший институт социализации личности, исторической преемственности культурных и нравственных различий.
Сегодня наблюдается тенденция к формированию у молодежи четкого разграничения любви и брака. Брачно-семейные отношения отражают так называемую потребительскую нереалистичность молодых людей. Согласно данным Зацепина В.И. (Андреева Т.В., 2004 [1]), это демонстрируется в
чрезмерной идеализации будущего партнера и явном несоответствии этих требований в ближайшем окружении. Таким образом, для молодых людей характерно расхождение качества желаемого спутника и предполагаемого партнера по повседневному общению, для девушек становится малозначимым посвящение себя сохранению семьи и формированию семейного очага, на первый план выходят стремления реализовать себя в профессиональной деятельности (Дружинин В.Н., 1995, [12]). Ковалев С.В. подчеркивает важность формирования адекватных семейно-брачных представлений у молодых людей (Андреева Т.В., 2004, [1]), что может способствовать благоприятному формированию семьи, как социального института, в будущем.
Изменения в представлениях о семье, ее потребностях, ценностях и особенностях, которые неизбежно трансформируются в условиях быстро развивающегося мира, приводят к снижению качества брачных отношений, что можно увидеть, проанализировав статистику разводов, снижения уровня рождаемости и общую социально-демографическую ситуацию. Проблема разводов молодых пар в России поставлен достаточно остро, по статистике каждый второй зарегистрированный брак распадается.
Супруги, имеющие опыт официальных отношений представляют собой особый научный интерес, поскольку их суждения и представления отличаются от таковых супругов, вступающих в брак впервые. Поэтому исследование переживания кризиса молодой семьи у людей, имеющих повторный опыт брака является актуальным и востребованным в современном обществе.
Целью данной работы является изучение взаимосвязи между очередностью брака и особенностями протекания кризиса начала семейной жизни.
• В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
• Определить наличие текущего кризиса, основываясь на субъективной оценке участников исследования;
• Раскрыть отношение к браку в целом у семейных пар, имеющих опыт официальных отношений;
• Выявить различия смысложизненных ориентаций молодых людей и девушек, состоящих в первом и повторном браке;
• Изучить систему ролевых ожиданий партнеров, состоящих в первом и во втором браке;
• Рассмотреть индивидуально-специфические модели поведения супругов в конфликтных ситуациях;
• Выявить степень влияния опыта развода на переживание кризиса в парах, состоящих в браке повторно.
Исходя из поставленных задач, основное содержание работы разделено на две части. Первая часть представляет собой литературный обзор, где рассматриваются основные понятия, связанные с изучением феномена семьи: определение, функции, структура, жизненный цикл и критические периоды. Вторая часть является описание проведения исследования: поставлены цели и задачи, выдвинуты гипотезы, приведены основные результаты по методиками, дается описание статистической обработки данных, а также обсуждаются полученные результаты и делаются выводы. В заключении подводятся итоги проведенной работы и анализируются возможные направления дальнейшего исследования выбранной тематики.
Согласно статистике, количество разводов среди молодых семей достигает половины официально зарегистрированных отношений. Такие показатели можно связать с несформированностью у современной молодежи адекватного представления о семье и браке, а также о брачном партнере; статистика разводов неумолимо растет из-за рассогласованности ценностной структуры супругов и мотивационной составляющей вступления в брак.
В нашей работе мы изучили особенности кризиса начала семейной жизни.
В соответствие с планом работы, были рассмотрены основные понятия, связанные с феноменом семьи: определения, структура, функции, система ролей, жизненный цикл семьи.
Понятие «кризиса» имеет обширное толкование, общим знаменателем всех предлагаемых дефиниций является наличие ситуации, которую невозможно изменить, используя уже известные модели поведения, что приводит к изменению личностной структуры. В нашем случае рассмотрения проблемы кризисов перестройка касается семейной структуры. Нормативные семейные кризисы имеют схожие элементы переживания у всех семей, однако ряд отличий можно обнаружить между семьями, супруги которых состоят в первом и повторном браках.
В ходе проведенного исследования мы обнаружили, что более успешно справляются с переживанием кризиса супруги, состоящие в первом браке, поскольку опыт развода формирует более негативную систему представлений о семейно-брачных отношениях.
Развод может расцениваться как позитивный исход брачных отношений, однако в большинстве случаев как сами супруги, так и их ближайшее окружение, отрицательно относятся к разрыву отношений.
В настоящее время проблема распада молодых семей остается по- прежнему актуальной. Анализ литературы показал высокую степень заинтересованности специалистов различных областей в изучении проблемы развода. Семья, являясь основным институтом социализации ребенка, распадаясь, делает невозможным осуществление одной из своих главных функций: рождение и воспитание детей. Принимая во внимание нынешнюю демографическую ситуацию, можно говорить о значимости продолжения исследования семейных разводов.
В нашей работе мы изучили особенности кризиса начала семейной жизни.
В соответствие с планом работы, были рассмотрены основные понятия, связанные с феноменом семьи: определения, структура, функции, система ролей, жизненный цикл семьи.
Понятие «кризиса» имеет обширное толкование, общим знаменателем всех предлагаемых дефиниций является наличие ситуации, которую невозможно изменить, используя уже известные модели поведения, что приводит к изменению личностной структуры. В нашем случае рассмотрения проблемы кризисов перестройка касается семейной структуры. Нормативные семейные кризисы имеют схожие элементы переживания у всех семей, однако ряд отличий можно обнаружить между семьями, супруги которых состоят в первом и повторном браках.
В ходе проведенного исследования мы обнаружили, что более успешно справляются с переживанием кризиса супруги, состоящие в первом браке, поскольку опыт развода формирует более негативную систему представлений о семейно-брачных отношениях.
Развод может расцениваться как позитивный исход брачных отношений, однако в большинстве случаев как сами супруги, так и их ближайшее окружение, отрицательно относятся к разрыву отношений.
В настоящее время проблема распада молодых семей остается по- прежнему актуальной. Анализ литературы показал высокую степень заинтересованности специалистов различных областей в изучении проблемы развода. Семья, являясь основным институтом социализации ребенка, распадаясь, делает невозможным осуществление одной из своих главных функций: рождение и воспитание детей. Принимая во внимание нынешнюю демографическую ситуацию, можно говорить о значимости продолжения исследования семейных разводов.



