ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ТЕКСТА 7
Выводы к главе 1 21
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ РАССКАЗА 23
2.1. История восприятия 23
2.2. История изучения 30
Выводы к главе 2 33
ГЛАВА 3. «ТОМЛЕНЬЕ ДУХА»: СМЫСЛЫ ФОРМУЛЫ 35
Выводы к главе 3 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Приложение 1. Текст рассказа «Томленье духа» 58
Приложение 2. Текст рассказа «Коза» 67
Приложение 3. Содержание юбилейного сборника журнала «Игрушечка» 70
Приложение 4. Некрологи Ф. М. Достоевскому и Н. С. Лескову, составленные А. Н. Пешковой-Толиверовой 71
Приложение 5. Оглавление тома 16 полного собрания сочинений Н. С. Лескова в 36 томах 71
Приложение 6. Содержание юбилейного сборника журнала «Игрушечка» (1880 - 1890 гг.) 72
Приложение 7. Рисунок, помещенный после текста рассказа «Коза» в журнале «Игрушечка» 72
Приложение 8. Содержание первой редакции VI тома прижизненного собрания сочинений Н. С. Лескова 73
Приложение 9. Титульный лист второй редакции VI тома прижизненного собрания сочинений Н. С. Лескова в 12 томах 73
Приложение 10. Текст молитвы «Отче наш» на немецком и русском языках 74
Приложение 11. Сементковский Р. И. Николай Семенович Лесков 74
Приложение 12. Икона «Преображение Господне» 75
Приложение 13. Формула «томленье духа» в книге А. Н. Лескова «Жизнь
Николая Лескова» 75
Приложение 14. Описание схождения Святого Духа на апостолов в Новом
Завете (Деян. 2:1 - 21) 79
Приложение 15. Рассказ «Томленье духа» как часть спецкурса «От замысла к смыслу: творческая история художественного
произведения» 81
Творчество Н. С. Лескова (1831 - 1895) стало объектом пристального
внимания и исследования только в XX веке. Долгое время большинство публикаций, посвященных анализу литературного наследия писателя, приурочивалось к годовщинам его рождения и смерти, т. е. не имело систематического характера. Сегодня лескововеды сосредоточены на осмыслении художественной философии Н. С. Лескова (И. В. Столярова, В. А. Туниманов, О. В. Евдокимова и др.).
Многие работы современных исследователей посвящены анализу произведений Лескова 1880-90-х гг. Однако вплоть до настоящего времени рассказ «Томленье духа» не становился предметом отдельной работы, в то время как анализ истории его создания и поэтики может значительно дополнить существующие представления о художественной системе Лескова.
Объектом данного исследования является рассказ «Томленье духа» (1890), принадлежащий к позднему периоду творчества писателя. Предметом - творческая история рассказа, включающая в себя рассмотрение истории создания, восприятия и изучения текста, сопоставление его печатных вариантов, выявление авторской интенции к его написанию, закономерностей творческой работы, контекстов, поэтики.
Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть рассказ «Томленье духа» в его взаимодействии с библейским, философским и литературным контекстами, разработав его творческую историю.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
• рассмотреть историю создания рассказа по имеющимся печатным вариантам;
• сопоставить варианты рассказа, выявить их сходство и различие, определить трансформацию смысловых доминант, произошедших в тексте после его корректировки;
• ознакомиться с историей восприятия и изучения рассказа «Томленье духа», определить степень разработанности темы, составить картину уже существующих подходов к анализу и интерпретации рассказа, выявить их сильные и слабые стороны;
• обнаружить в рассказе типичные для поэтики Лескова, а также новые образы, темы и мотивы;
• разработать новые пути анализа рассказа, позволяющие более полно раскрыть суть философии писателя;
• выявить в рассказе реминисценции из библейских текстов, определить место книги Екклесиаста в художественной системе писателя, осветить значимость обращения писателя к новозаветным темам и образам, в особенности к образу Духа и явлению Пятидесятницы.
Структура работы вытекает из поставленных задач, решение которых изложено в трех главах. В первой главе рассматривается история создания рассказа, сравниваются два его печатных варианта, дается текстологический комментарий к изменениям, произошедшим в окончательном варианте, и намечаются дальнейшие пути интерпретации текста. Вторая глава включает в себя обзор критических и литературоведческих работ, в которых рассказ «Томленье духа» анализируется или только упоминается. В ней выделяются существующие подходы к изучению рассказа, а также раскрывается вопрос о специфике влияния художественной философии Л. Н. Толстого на творчество Лескова. Третья глава посвящена анализу формулы «томленье духа» и охватывает постижение смыслов, закладываемых в это явление Екклесиастом и Лесковым; исследование образа Духа в рассказе, книге Проповедника и в Новом Завете; сопоставление тем, мотивов и образов произведения с новозаветными (в особенности тем свободы, рабства, спасения, прозрения; образа учителя), явлением Пятидесятницы.
Исходя из особенностей целей и задач работы, основными методами исследования стали сравнительно-исторический и сравнительно-типологический методы.
Возрастающая заинтересованность литературоведов в изучении творчества писателя и его философии, а также отсутствие специальных исследований, посвященных рассказу «Томленье духа» определяют соответственно актуальность и научную новизну работы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют представления о художественной системе Лескова, углубляют знания о своеобразии философии писателя.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов работы как материала для разработки внеклассных занятий, факультативных курсов, образовательных проектов по литературе для старших школьников (см.: Приложение 15), а также как один из источников для научного комментирования сочинений Н. С. Лескова.
В настоящей работе была исследована творческая история рассказа Н. С. Лескова «Томленье духа». Мы рассмотрели произведение во взаимосвязи с библейским, философским и историко-литературным контекстами.
В первой главе изучена история создания рассказа по имеющимся печатным вариантам: сопоставлены варианты текста, выявлены их сходство и различия, дан сопутствующий комментарий и выявлены пути анализа и интерпретации рассказа «Томленье духа». Первый вариант произведения носил название «Коза» и предназначался для детского чтения, т. к. был опубликован в журнале «Игрушечка» для детей младшего возраста. Во втором варианте автор изменил заглавие и подзаголовок, добавил эпиграф, отсылающий к книге Екклесиаста, а также существенно увеличил объем произведения. Изменения, произошедшие в рассказе, затрагивают все уровни текста: от стилистического до синтаксического. В результате сопоставления вариантов обнаружилась трансформация смысловых доминант в произведении: в «Томленье духа» одними из ведущих тем стали темы клятвы и духа, которые отсутствуют в «Козе». В связи с этим важно подчеркнуть, что второй вариант рассказа («Томленье духа») был опубликован в шестом томе прижизненного собрания сочинений Лескова, цель которого состояла в раскрытии религиозно-мистических тем.
Во второй главе исследована история восприятия и изучения рассказа. Формула «томленье духа» использовалась Лесковым, его сыном и друзьями для описания внутреннего мира писателя, его душевного состояния в кризисные моменты жизни.
Небольшое количество критических работ по теме исследования подтвердило ее актуальность. Наиболее детальный анализ произведения дан А. Л. Волынским в статье «Н. С. Лесков». Критик останавливается на особенностях рассказа, которые обуславливают своеобразие авторского стиля и творческого сознания писателя: образ Козы и его «фантазии» раскрывают в Лескове писателя- мистика, а темы и мотивы произведения восходят к книге Екклесиаста и Новому Завету. Однако Волынский убежден, что силой, восстающей против «духов злобы» являются «фантазии» героя, что не соответствует нашей позиции. В главе доказывается, что творческой силой, устремляющей человека к Истине, строительству Царства Божьего в мире и самом себе оказывается именно состояние «томленья духа» и его преодоление, прорыв.
Анализ существующих подходов к изучению текста показал, что до сих пор «Томленье духа» рассматривалось в трех направлениях: как автобиографическое произведение, что вызвано подзаголовком рассказа («Из отроческих воспоминаний»), как учительное произведение с явно выраженным библейским подтекстом, а также как «подражание» творчеству позднего Л. Н. Толстого. Наиболее продуктивным нам представляется второй подход к исследованию текста, основывающийся на сопоставлении смыслов рассказа со смыслами библейских книг, а точнее, Екклесиаста и Нового Завета, поскольку он позволяет вывести анализ «Томленья духа» на качественно новый уровень. Первый кажется нам поверхностным, не раскрывающим сути произведения. Третий же не соответствует действительности: изучив дневники, записные книжки, письма и философские труды Л. Н. Толстого, мы пришли к выводу о том, что воззрения писателей, казавшихся единомышленниками, в корне различны. Там, где Лесков погружается в мистику христианства, Толстой видит «вымысел».
В третьей главе, основываясь на результатах исследований, проведенных в первых двух частях работы, мы проанализировали формулу «томленье духа». Сопоставление семантики выражения, заключенной в рассказе, со значением, вкладываемым в него Проповедником, показало, что Лесков трансформирует смыслы формулы, не ограничивается определением «томленья духа» как «суеты». Писатель изымает выражение из контекста Екклесиаста и дополняет его новозаветной и собственно авторской семантикой. Было подтверждено, что «томленье духа» в рассказе раскрывается как внутренняя духовная сила человека, противоборствующая «духам злобы» и приводящая к единению человека с Богом. В ходе анализа мы пришли к выводу о том, что в центре творческого сознания Лескова находится образ Духа, который раскрывается в рассказе в нескольких значениях: как Святой Дух - одна из ипостасей Троицы; как дух человека, соединяющий его с Богом; как «духи злобы», противостоящие этому соединению. Образ Духа является источником остальных тем и образов рассказа: спасения, прозрения, бесстрашия, деятельного добра, любви, проповедничества. Из него же произрастает ключевой для художественной системы произведения новозаветный образ Пятидесятницы.
Темы и мотивы, внешне совпадающие с толстовскими, обнаруживаются у писателя внутренне обновленными, понятыми и проинтерпретированными по- другому. Выяснено, что, несмотря на кажущуюся близость художественной философии Лескова последних лет и «теории» о вопросах веры Толстого, автор «Запечатленного ангела» продолжает стоять на новозаветных основаниях.
Рассказ «Томленье духа» раскрылся как глубокий, эклектичный по своей структуре, но систематичный на смысловом уровне рассказ, который открывает новые грани мировоззрения Лескова. В дальнейшем «Томленье духа» может быть проанализирован в контексте рассказов Лескова для детей, других произведений писателя, в которых поднимается проблема Духа («Павлин», «Запечатленный ангел», «На краю света» и др.), а также в аспекте различий в восприятии веры Лесковым и Толстым.
Текст рассказа цитируется по изданию:
Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 12 т. / общ. ред. В. Ю. Троицкого. - М.: Правда, 1989.
Источники
1. Достоевский Ф. М. Неточка Незванова // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 12 т. - Т.1. / сост. Г. М. Фридлендер. - М.: Правда, 1982. С. 213 - 374.
2. Игрушечка / Ред. А. Тюфяева-Толиверова. - 1890. - №2. - 100 с.
3. Лесков Н. С. Избранные произведения: в 3 т. / ред. А. Иванова. - Петрозаводск: Государственное издательство Карело-Финской ССР, 1952.
4. Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. - СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889 - 1896.
5. Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: в 36 т. - СПб.: Типография А. Ф. Маркса, 1902 - 1903.
6. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 5 т. / Сост. В. Ю. Троицкий - М.: Правда, 1981.
7. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 6 т. / под общ. ред. Б. Я. Бухштаба. - М.: Правда, 1973.
8. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 6 т. / предисл. Л. Аннинского. - М.: Экран, 1993.
9. Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, Л. Н. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
10. Лесков Н. С. Собрание сочинений: в 12 т. / общ. ред. В. Ю. Троицкого. - М.: Правда, 1989.
Воспоминания
11. Ахматова Е. Н. Мое знакомство с Н. С. Лесковым // В мире Лескова: сборник / ред. К. Н. Полонская. - М.: Советский писатель, 1983. С. 332 - 337.
12. Боборыкин П. И. Воспоминания: в 2 т. - Т. 1 / Ред. В. Панов. - М.: Художественная литература, 1965. С. 350 - 370.
13. Гольцев В. Н. С. Лесков (Из воспоминаний и переписки) [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/g/golxcew_w_a/text_1903_leskov_oldorfo.shtml - (Дата
обращения: 15.05.2019).
14. Горький М. Н. С. Лесков // Н. С. Лесков. Избранные сочинения: в 3 т. - Т. I.
- Берлин, Петербург Москва: Издание 3. Гржебина, 1923. С. 5 - 16.
15. Гуревич Л. Я. Личные воспоминания О H. С. Лескове [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://az.lib.rU/g/gurewich_l_j/text_1895_leskov_oldorfo.shtml. - (Дата
обращения: 10.05.19).
16. Лесков А. Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям: в 2 т.- М.: Художественная литература, 1984.
17. Либрович С. Ф. На книжном посту: Воспоминания, записки, документы - Пг., М.: Изд. Т-ва М. О. Вольф, 1916. - 496 с.
18. Микулич В. Встречи с писателями. Лев Толстой. Достоевский. Н. Лесков. Всеволод Гаршин. - Л.: Издательство писателей, 1929. С. 159 - 208.
19. Пешкова-Толиверова А. Н. Памяти Л. // Игрушечка. - 1895. - № 9. - С. 12 - 27.
20. Толстой Л. Н. Дневники и записные книжки 1888 - 1889 // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - Т. 50. / подг. текста К. С. Шороха и Н.
С. Родионова. - М.: Государственное издательство художественной
литературы, 1952. - 351 с.
21. Толстой Л. Н. Письма 1891 (июль - декабрь) - 1893 // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - Т. 36 / подг. текста В. А. Верховской и В. С. Мишина. - М.: Г осударственное издательство художественной литературы, 1953. - 527 с.
22. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - Т. 41, 51, 66, 67. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952 - 1957.
23. Ясинский И. И. Н. С. Лесков [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://dugward.ru/library/leskov/yasinskiy_leskov.html - (Дата обращения:
29.04.2019).
Критические и литературоведческие работы о творчестве Лескова
24. Амфитеатров А. В. Николай Семенович Лесков // Амфитеатров А. В. Собр. соч.: В 37 т. - Т 22: Властители дум. - СПб., 1913. С. 327 - 344.
25. Анкудинова О. В. Идейно-творческие искания Н. С. Лескова: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (10.01.01). - Харьков, 1975. - 22 с.
26. Богданов В. Н. С. Лесков в русской литературе // В мире Лескова: сборник статей / сост. В. Богданов. - М.: Советский писатель, 1983. С. 8 - 57.
27. Волынский А. Л. Н. С. Лесков [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/w/wolynskij_a_l/text_1898_leskov-oldorfo.shtml - (Дата
обращения: 27. 04. 2019).
28. Горелов А. А. Хождение за истиной [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://royallib.Com/read/gorelov_a/hogdenie_za_istinoy_posleslovie.html#0- (Дата обращения: 15.05.2019).
29. Горелов А. А. «Праведники» как категория народной этической оценки и «праведнический» цикл произведений // Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. - Л., 1988. С. 223 - 263.
30. Гроссман Л. П. Н. С. Лесков. Жизнь - творчество - поэтика // Гроссман Л. П. Пушкин. Достоевский. Лесков. Полное издание в одном томе. - М.: «Издательство АЛЬФА КНИГА», 2018. С. 753 - 987.
31. Другое Б. М. Н. С. Лесков. Очерк творчества. - М.: Госуд. изд-во худ. лит¬ры, 1961. - 188 с.
32. Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н. С. Лескова. - СПб.: Алетейя, 2001. - 317 с.
33. Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова: сборник статей / сост. В. Богданов. - М.: Советский писатель, 1983. С. 58 - 73.
34. Меньшиков М. О. Художественная проповедь (XI том сочинений Н. С. Лескова) // Меньшиков М. О. Критические очерки: в 2 т. - Т. 1. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1899. С. 330 - 352.
35. Мирский Д. С. Лесков [Электронный ресурс] // Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. - Режим доступа: http://az.lib.ruZl/leskow_n_s/text_1360.shtml - (Дата обращения: 27. 04. 2019).
36. Новикова-Строганова А. «Ближе к свету, к добру, к свету познания и правде»: Очерк творчества Н. С. Лескова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://golos.ruspole.info/node/1310- (Дата обращения: 15.05.2019).
37. Озерова Н. И. Мудрое смирение: влияние книги Екклесиаста на концепцию
смысла бытия в хронике Н. С. Лескова «Захудалый род» // Проблемы исторической поэтики. - № 7. - Петрозаводск: Петрозаводский
государственный университет, 2005. С. 381 - 399.
38. Озерова Н. И. Хроника «Захудалый род». Творческая история. Реальные и литературные источники концепции хроники: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. фил. наук (10.01.01). - СПб., 2000. - 20 с.
39. Протопопов М. Больной талант // Русская мысль - № 12. - М.: Т-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1891. С. 258 - 278.
40. Сементковский Р. И. Николай Семенович Лесков // Лесков Н. С. Полное собрание сочинений: в 30 т. - Т. 1. - СПб.: Типография А. Ф. Маркса, 1902. С. 5 - 66.
41. Соловьев Е. А. Очерки по истории русской литературы XIX века - СПб.: Тип. А. Е. Колниеского, 1902. - 539 с.
42. Столярова И. В. На пути к преображению: человек в прозе Н. С. Лескова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 327 с.
43. Фаресов А. И. Против течений. Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1904. - 411 с.
44. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова: сборник статей / сост. В. Богданов. - М.: Советский писатель, 1983. С. 196 - 232.
45.Эйхенбаум Б. М. «Чрезмерный» писатель (К 100-летию рождения Н. Лескова) // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Сборник статей - Л.: Художественная литература, 1969. С. 327 - 345.
Исследования о творческих связях Н. С. Лескова с Л. Н. Толстым, Ф. М. Достоевским
46. Архангельская Т. Н. Толстой редактирует Лескова // Яснополянский сборник, 1986: Статьи, материалы, публикации: [К 75-летию Гос. музея Л.Н. Толстого] / Гл. ред. К. Ломунов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1986. С. 147 - 160.
47. Афонин Л. Лесков - читатель Л. Толстого // Подъем. - 1960. - №6. - С. 124 - 127.
48. Власкин А. Заочный диалог Н. С. Лескова и Ф. М. Достоевского по
проблемам религиозности и народной культуры // Русская литература. - 2003. - № 1. - С. 16 - 48.
49. Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России 1825 - 1904: архивно-библиографические разыскания. - М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1962. - 254 с.
50. Достоевский Ф. М. Ряженый // Достоевский Ф. М. Дневник писателя: в 2 т. - Т. 1. / вступ. ст. И. Волгина. - М.: Книжный Клуб 36.6, 2011. С. 131 - 147.
Исследования и материалы по философии и богословию
51. Библия. - СПб.: Российское библейское общество, 2008. - 2054 с.
52. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия: В 4 выпусках. / Труд и издание архимандрита Никифора. - М.: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1892.
53. Книга Экклесиаста [Электронный ресурс] / пер. Э. Г. Юнца // Вопросы
литературы. - 1991. - № 8. - Режим доступа:
http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1466767975- (Дата обращения: 11.04.2019).
54. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви - СТСЛ, 2012. - 586 с.
55. Мережковский Д. С. Религия // Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский / подг. Е. А. Андрущенко. - М.: Наука, 2000. С. 193 - 212.
56. Симфония для Библии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bible.by/symphony/- (Дата обращения: 10.04.2019).
57. Словарь библейских образов: энциклопедическое исследование образов, символов, основных тем, метафор, речевых оборотов и литературных стилей Библии / под общ. ред. Л. Райкена, Д. Уилхойта, Т. Лонгмана III; пер. Б. А. Скороходов, О. А. Рыбакова - СПб.: Библия для всех, 2005. - 1423 с.
58. Толстой Л. Н. Христианское учение // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - Т. 36 / подг. текста В. С. Мишина. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. С. 116 - 196.
59. Толстой Л. Н. Соединение и перевод четырех Евангелий. Краткое изложение
Евангелия // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - Т. 24 / подг. текста и комм. Н. Н. Гусева. - М.: Государственное издательство
художественной литературы, 1957. - 1011 с.
Справочная литература
60. Библиографический указатель литературы о Н. С. Лескове, 1917-1996 / под общ. ред. И. В. Столяровой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унт-та, 2003. - 121 с.
61. Богаевская К. П. Хронологическая канва жизни и деятельности Н. С. Лескова // Лесков Н. С. Собрание сочинений в одиннадцати томах / под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, Л. Н. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума.
- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 799 - 833.
62. Гришунин А. Творческая история // Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. С. 399.
63. Кагал // Краткая еврейская энциклопедия: в 11 т. - Т. 4. / Гл. ред. Ицхак Орен (Надель), д-р Нафтали Прат. - Иерусалим, 1988. С. 17 - 21.
64. Литературное наследство / Гл. ред. В.Р. Щербина. - Т. 87 Из истории русской литературы и общественной мысли. 1860-1890-е гг. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Ред. А.Н. Дубовиков и С.А. Макашин. - М.: Наука, 1977. - 727 с.
65. Н. С. Лесков: библиографический указатель, 1996-2006 / сост. И. Н. Минеева.
- Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - 113 с.
66. Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под. ред. А. П. Евгеньевой — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
67.Эльфы // Мифы народов мира: Энциклопедия: Электронное издание / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская Энциклопедия, 1980. С. 1117.
Литература на иностранных языках
68. Muller de Morogues I. L'oeuvre journalistique et litteraire de N. S. Leskov: Bibliographic. — Berne; Frankfort-s. M.; New York, 1984. С. 61.
Методические пособия, учебники по литературе
69. Беньковская Т. Е., Майдангалиева Ж. А. Формирование системы
литературного развития школьников в методике преподавания литературы (1840-2000-е гг.): монография - М.: Издательский дом Академии
Естествознания, 2016. - 218 с.
70. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Методика преподавания литературы (Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям) - М.: Издательство «Академ А», 1999. - 399 с.
71. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Логос, 2000. - 360 с.
72. Кан-Калик В. А., Хазан В. И. Психолого-педагогические основы
преподавания литературы в школе. - М.: Издательство «Просвещение», 1988.
- 255 с.
73. Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. - М.: Издательство «Просвещения», 1964. - 164 с.
74. Лансон Г. Метод в истории литературы. М.: Издательство «Товарищество Мир», 1911. - 76 с.
75. Лебедев Ю. В. Литература. 10 класс: учебник для общеобр. учреждений. Базовый и профил. уровни: в 2 ч.- М.: Просвещение, 2012.
76. Литература. 10 класс: методические рекомендации / под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2007. - 84 с.
77. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов: В 2 ч. - Ч. 2 / под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 288 с.
78. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов: В 2 ч. - Ч. 2 / под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - 304 с.
79. Программа по литературе для старших классов средней школы / под ред. В. Г. Маранцмана. - СПб.: СпецЛит, 2000. - 272 с.
80. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 10 - 11 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
81. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе: монография - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2016. - 307 с.
82. Старыгина Н. Н. Лесков в школе: методическое пособие. — М.: Владос, 2000.
- 360 с.
83. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) // Документы - Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/- (Дата обращения: 01.05.2019).
84. Ядровская Е. Р. Современная литература в базовой и профильной школе: учебно-методическое пособие. - СПб.: Наука, САГА, 2007. - 336 с.