Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ БАНКОВСКИХ РАБОТНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ

Работа №71157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг-стратегий
1.1. Стрессоустойчивость личности как психологический
феномен 6
1.2. Роль копинг-стратегий в процессе преодоления
стрессовой ситуации 13
1.3. Связь стрессоустойчивости с копинг-стратегиями 22
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование психологических особенностей стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг- стратегий
2.1. Организация, этапы и методы исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг-стратегий
2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная
на повышение стрессоустойчивости у банковских работников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Актуальность. Современному человеку для приспособления к ускоряющемуся ритму жизни с ранних лет необходимо преодолевать определенные физические и психические нагрузки. Современный стиль жизни вызывает перенапряжение нервной системы и способствует частому возникновению стрессовых ситуаций. Стрессы ухудшают самочувствие, формируют чувство неудовлетворенности работой, негативно сказываются на эффективности профессиональной деятельности. Затянувшиеся неустойчивые психические состояния могут вызывать дезадаптивное поведение человека, оказывать негативное воздействие на его здоровье.
В условиях жесткой рыночной конкуренции особый смысл приобретает задача подготовки высококвалифицированных специалистов, работающих в сфере обслуживания. Один из критериев отличного сервиса - это умение работать с так называемыми «сложными клиентами», сохранять спокойствие в любой, даже самой непростой конфликтной ситуации. Соответственно, персоналу необходимы навыки профилактики и преодоления стрессовых ситуаций, которые будут способствовать развитию стрессоустойчивости.
Проблемой стрессоустойчивости занимались известные отечественные и зарубежные авторы: Ю.А. Александровский, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, А.Б. Леонова, Л.С. Славина, Ю.В. Щербатых, П.Б. Зильберман, Р.С. Лазарус, Ч.Д. Спилбергер, и другие
Исследованием проблемы преодолевающего поведения занимались известные отечественные и зарубежные ученые: Л.И. Анцыферова, Л.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер, Р.С. Лазарус, С. Фолкман и другие.
Изучением связи стрессоустойчивости с копинг-стратегиями занимались такие авторы: К.В. Буянов, С.Ю. Визитова, М.К. Киреева, Е.Н. Кочнева, М.И. Харитонов.
В настоящее время проблема связи стрессоустойчивости и копинг- стратегий остается не до конца изученной.
Проблемой нашего исследования стал поиск ответов на вопрос: каковы особенности стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг-стратегий?
Цель нашего исследования: выявить психологические особенности стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг- стратегий.
Объект исследования: стрессоустойчивость банковских работников.
Предмет исследования: особенности стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг-стратегий.
Гипотеза исследования: для банковских работников с высоким уровнем стрессоустойчивости характерны адаптивные виды копинг-стратегий, а именно: самоконтроль, положительная переоценка. Для банковских работников с низким уровнем стрессоустойчивости характерны мало адаптивные копинг- стратегии: бегство и избегание, дистанцирование, поиск социальной поддержки. При формировании адаптивных копинг-стратегий у банковских служащих повышается стрессоустойчивость.
Задачи исследования:
1. Изучить степень разработанности ведущих понятий: стресс,
стрессоустойчивость, копинг-стратегии.
2. Выявить особенности стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг-стратегий.
3. Разработать коррекционно-развивающую программу для сотрудников банка, направленную на повышение стрессоустойчивости.
Теоретической основой исследования являются: теория стресса Г. Селье, когнитивная теория стресса Р.С. Лазаруса, С. Фолкман, Л.А. Китаев- Смык, Ч.Д. Спилбергера, Б.Х. Варданян, В.А. Бодрова, Ю.В. Щербатых, А.Б. Леонова, Л.С. Славиной, П.Б. Зильберман; подходы к профессиональному стрессу А.Б. Леоновой, В.А. Бодрова, концепция копинга Р.С. Лазаруса, С. Фолкман, Ю.В. Щербатых; подходы к пониманию копинга Л.И. Анцыферовой, B.A. Бодрова, В.В. Семина, В.И. Щедрова, С.К. Муздубаева, Н.М. Нартовой- Бочавер, JI.B. Виноградова и др.
Методы исследования: в соответствии с задачами исследования в работе были использованы следующие общепсихологические методы:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Эмпирические методы: психодиагностический метод, наблюдение.
3. Метод обработки данных: качественный анализ, описание
различных случаев, статистический: обработка результатов с помощью математической статистики: (программа SPSS, Excel) применялся непараметрический коэффициент корреляции R-Пирсона.
4. Интерпретационный метод: структурный метод (горизонтальные связи между изученными характеристиками личности).
Методики исследования:
1. Методика определения уровня стрессоустойчивости личности Ю.В. Щербатых.
2. Методика комплексной оценки проявлений стресса Ю.В.
Щербатых.
3. Методика Р.С Лазаруса на определение копинг-стратегий.
4. Наблюдение.
Эмпирическая база исследования: публичное акционерное общество «Почта банк» (г. Санкт-Петербург). Всего в исследовании приняли участие 40 банковских служащих в возрасте от 20 до 35 лет.
Структура представленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 63 наименования, 3 приложения. Работа включает 1 таблицу, 4 рисунка в основном тексте. Объем работы составляет 102 страницы машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Разработкой понятий «стресса» и «стрессоустойчивости» занимались отечественные и зарубежные авторы: Ю.А. Александровский, П.К. Бодров, Б.Х. Варданян, А.Б. Леонова, Л.С. Славина, Ю.В. Щербатых, Р.С Лазарус, Г. Селье, Ч.Д. Спилбергер, П.Б. Зильберман и другие. Термином «стресс» обозначают особое функциональное состояние, которое возникает в результате реакции организма на экстремальное воздействие, представляющее опасность для физического и психологического существования человека. Таким образом, стресс-это реакция организма, включающая совокупность изменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом психическом уровнях, включая субъективные эмоциональные переживания.
Исследования стресса являются научным фундаментом для изучения стрессоустойчивости человека. При разработке определения стрессоустойчивости, ученые столкнулись со сложностями, характерными для любого психологического понятия. Понятие «стрессоустойчивость» рассматривают с разных сторон в зависимости от осознания природы, сущности и способов анализа стрессового состояния.
Из большого количества определений понятия «стрессоустойчивость», предложенных учеными, мы выявили следующие характеристики:
стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость сводятся к одному понятию; стрессоустойчивость нужно рассматривать с функциональных позиций как качество, черта, свойство, влияющее на характер деятельности; стрессоустойчивость-это интегральная, комплексная характеристика, которая включает разнообразные психологические, физиологические и поведенческие компоненты; стрессоустойчивость трактуется как способность управлять своими эмоциями, поддерживать высокую выносливость, выполнять тяжелую или опасную деятельность без напряжённости, несмотря на эмоциогенное влияние.
В настоящее время, стрессоустойчивость рассматривается как динамичная величина, способная к изменениям, которая обладает ситуативной изменчивостью и опосредована когнитивно-аффективной оценкой ситуации, и возможностями человека.
Исследованием проблемы преодолевающего поведения занимались отечественные и зарубежные ученые: Л.И. Анцыферова, Дикая С.К, Л.А. Китаев-Смык, А.Б. Леонова, Л.Г. Нартова-Бочавер, Р.С. Лазарус, К. Муздыбаев, С. Фолкман, и другие.
Копинг представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации.
Ученые, занимающиеся проблемами копинга, склонны оценивать влияние двух факторов на выбор преодолевающего поведения, а именно стремятся проанализировать личностно-ситуационное взаимодействие.
На сегодняшний день не существует однозначных данных, подтверждающих взаимосвязь определенных личностных особенностей с тем или иным типом копинга. Тем не менее, существуют базовые личностные детерминанты, которые обуславливают процесс преодоления, к которым относится: локус контроля, «Я-концепция» (самооценка, уровень притязаний, «Я-образ»). Кроме этого подчеркивается значимость интеллектуальной, эмоциональной, и волевой сфер личности, а также ряда личностных черт.
Основными ситуационными детерминантами копинга являются: сила стрессового воздействия, прогнозируемость ситуации, контролируемость, значимость, неожиданность, длительность и трудность преодоления.
Изучением связи стрессоустойчивости с копинг-стратегиями занимались отечественные авторы: К.В. Буянов, С.Ю. Визитова, М.Е. Киреева, Е.М. Кочнева, М.И. Харитонов.
Однако, теоретический анализ показал недостаточную разработанность темы связи стрессоустойчивости с копинг-статегиями.
При исследовании особенностей стрессоустойчивости банковских работников с различными видами копинг-стратегий, мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что среди банковских работников есть лица с низкой, средней и высокой стрессоустойчивостью. Низкий уровень стрессоустойчивости демонстрируют 14 респондентов (35%). Средним уровнем стрессоустойчивости обладают 18 респондентов (45%). Высокой стрессоустойчивостью обладают 8 респондентов (20%).
У банковских работников с низкой устойчивостью к стрессу наблюдается высокий коэффициент выраженности эмоциональных, поведенческих интеллектуальных, физиологических проявлений стресса.
При исследовании копинг-стратегий среди банковских работников были выявлены наиболее встречаемые способы совладания, а именно: дистанцирование используют 12 респондентов (30%); бегство-избегание используют 11 респондентов (27,5%).
Результаты исследования позволили выявить положительную корреляционную связь между стрессоустойчивостью и стратегиями: «дистанцирование» (r=0,427; p=0,01), «поиск социальной поддержки» (r=0,437; p=0,01), «бегство и избегание». Это говорит о том, что чем ниже уровень стрессоустойчивости у банковского служащего, тем чаще он прибегает к использованию неэффективных копинг-стратегий. Так же нами была обнаружена обратная корреляционная связь между стрессоустойчивостью и стратегиями: «самоконтроль» (r=-0.318; p=0,05), «планирование решения
проблемы» (r=-0,686; p=0,01).
По результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: для банковских работников с высокой стрессоустойчивостью характерны адаптивные виды копиг-стратегий, а именно: самоконтроль, положительная переоценка, для банковских работников с низкой стрессоустойчивостью характерны мало адаптивные копинг-стратегии: дистанцирование, бегство и избегание, поиск социальной поддержки.
В стрессовой ситуации, банковские работники используют комплекс копинг-стратегий, которые образуют определенные паттерны поведения. По преобладанию одной из стратегий в каждом паттерне, нами были выделены четыре типа банковских сотрудников:
1. Избегающий тип. Для банковских сотрудников данного типа характерна низкая стрессоустойчивость. Ведущей стратегией является «бегство и избегание». Чаще всего банковские работники преодолевают стрессовые ситуации за счет реагирования по типу уклонения. Отличительной особенностью данного типа сотрудников являются паттерн социального дискомфорта, страх негативной оценки. В краткосрочной перспективе данная стратегия помогает снизить эмоциональное напряжение, но при более длительном использовании, наблюдается дезадаптация в стрессовой ситуации.
2. Конфронтирующий тип. В данную группу вошли лица со средним уровнем стрессоустойчивости. Банковские сотрудники в проблемной ситуации предпринимают активную деятельность, направленную на изменение ситуации или на выплеск отрицательных эмоций, с ней связанных. При частом использовании данной стратегии в поведении сотрудников наблюдается импульсивность, конфликтность, направленность преимущественно на разрядку эмоционального напряжения
3. Ответственный тип. В данную выборку вошли респонденты со средним уровнем стрессоустойчивости. В основе паттерна поведения, который образуют эти две стратегии, лежит рациональный подход к решению проблемы. Справляясь со своим эмоциональным состоянием, банковские работники прикладывают активные усилия, пытаясь самостоятельно изменить ситуацию.
4. Планирующий тип. Основным отличаем данных лиц является высокая стрессоустойчивость. Паттерн поведения, который образуют данные стратегии является эффективным. Ведущей стратегией в данном комплексе является «планирование решения проблемы». Банковские работники с точностью определяют проблему и находят альтернативные решения. Их основным отличаем, является добросовестное выполнение дел. Их стремление все заранее спланировать и предусмотреть помогает в решении стрессовых ситуаций. Они продуктивны в профессиональной сфере благодаря их настойчивости и усидчивости.
На основе результатов исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение стрессоустойчивости у банковских работников. Профессия банковского работника сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с клиентами, сотрудниками, руководителями отделов. Стресс возникает при несоответствии адаптивных возможностей человека величине действующей нагрузки. Стресс снижает не только работоспособность, но и сопротивляемость организма к различным болезням, провоцирует уже имеющиеся заболевания. Действие стрессогенных факторов вызывает накопление усталости, что ведет к истощению и выгоранию.
По мнению специалистов, снижение стрессоустойчивости возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» и «освобождения» от них, а также использовании неэффективных копинг-стратегий. Именно поэтому банковским работникам необходима помощь психолога, который подскажет, как справиться с негативными эмоциями, как восстановить силы после тяжелого стресса. Обучение преодолению стресса бесспорно окажет положительное влияние на здоровье банковских служащих.
Таким образом, практическая работа психолога с банковскими работниками должна отражать влияние двух факторов на выбор преодолевающего поведения, а именно личностно-ситуационное взаимодействие. Теоретические и практические исследования связи стрессоустойчивости с копинг-стратегиями показали, что необходимо осуществлять психологическую работу, направленную на: формирование адаптивных копинг-стратегий - это в свою очередь повлечет повышение стрессоустойчивости у банковских работников.



1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства/ Ю.А. Александровский. - М.: ПЭРСЭ, 2000. -269 с.
2. Алиев, Х.М. Укрощение стресса / Х.М. Алиев. - М.: Эксмо, 2011. - 296 с.
3. Алиев, Х.М. Новый метод психической саморегуляции «Стресс- трамплин»: Использование «энергии» стресса для повышения эффективности деятельности / Х.М. Алиев, О.А. Андреев // Глобальный научный потенциал Научно-практический журнал. - 2013- №5 (26) - С. 13-17.
4. Алиев, Х.М. Метод "Ключ". Разблокируй свои возможности. Реализуй себя! Выключи стресс и проблемы / Х.М. Алиев. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.
5. Алиева, М.Н. Тренинг развития стрессоустойчивости / М.Н.
Алиева. - СПб.: Речь, 2012. - 145 с.
6. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Эксмо, 2011. - 447с.
7. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия /Л.И. Анцыферова. // Психологический журнал. 1993. - № 2. - С. 3-16.
8. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 2014. - Т.15. - №1. - С. 3-18.
9. Бодалев, А.А. О человеке в экстремальной ситуации
(эмоциональная и интеллектуальная составляющая отношения в выборе поведения) / А.А. Бодалев. // Мир психологии. - 2002. - № 4 (32). - С.132.
10. Бодалев, А.А. Психология о личности / А.А. Бодалев. - М.: Эксмо, 2010. - 188 с.
11. Бодров, В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров. - М.: ПЭРСЭ, 2000. - 352 с.
12. Бодров, В.А. Материалы научно-практических мероприятий V Всер оссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» / В.А. Бодров // Том 4: Всероссийский научно - практический конгресс «Здоровье нации и образование». - М.: Речь, 2009 - 356 с.
13. Бодров, В.А. Информационный стресс в операторской деятельности / В.А. Бодров, А.А. Обознов, П.С. Турзин // Психологический журнал. - 1998: Т. 19. - №5. - С. 38-54.
14. Бреслав, Г.М. Основы психологического исследования / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл: Академия,2010. - 493 с.
15. Варданян, Б.Х. Механизмы саморегуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Психологический журнал: категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. - М.: Эксмо,2013 - С.24.
16. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. - 1995. -Т. - 16. - №3. - С. 90-101.
17. Визитова, С.Ю. Психологические особенности
стрессоустойчивости педагога и пути ее повышения: диссертация...кандидата психологических наук: 19.00.07 / С.Ю. Визитова. [Место защиты: Моск. псих.- соц. ин-т]. - Елец, 2012. - 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 -1219/197.
18. Визитова, С.Ю. Психологический стресс: диагностика и коррекция: методическое пособие / С.Ю. Визитова. - Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2014. - 48 с.
19. Виноградова, Я.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций / Я.В. Виноградова // Психологический журнал. - 2004.Т.25. - №6. - С. 21-28.
20. Водопьянова, Н.В. Психодиагностика стресса / Н.В. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 226 с.
21. Гринберг, Дж. С. Управление стрессом / Гринберг Дж. С. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
22. Голованевская, В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения / В.И. Голованевская // Вестник Московского Университета. Сер. 14 Психология. - 2014. - №4. - С. 30-36.
23. Дикая, Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния /Л.Г. Дикая, В.В. Семина, В.И. Щедров // Психологический журнал. - 1994. - №6. - С. 28-37.
24. Дикая, Л.Г. Психофизиология профессиональной деятельности Текст. / Л.Г. Дикая // Психофизиология: учебник для вузов; под ред. Ю.И. Александрова. СПб.: Питер, 2001. - С. 379 - 393.
25. Дьяченко, М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект Текст. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. - М.: Изд-во МГУ, 1985. 224с.
26. Джидарьян, И. А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян. М.: Речь, 2013. - 268 с.
27. Игумнов, С.А. Стресс и стресс - зависимые заболевания/С.А. Игумнов, В.А. Жебентяев. - М.: Речь, 2014. - 352 с.
28. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. - №9. - С. 243-246.
29. Киреева, М.В. Ведущие копинг-стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости / М.В. Киреева // Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 6 (125). Выпуск 13. - С. 229-233.
30. Китаев-Смык, Л.А. / Л.А. Китаев-Смык / Издательство: ЕЕ Медиа, 2014 г. - 368 с.
31. Космолинский, Ф.П. Эмоциональный стресс при работе в
экстремальных условиях / Ф.П.Космолинский. - М.: Медицина, 1976. - 190 с.
32. Кочнева, Е.М. Стрессоустойчивость спортсменов как предмет психологических исследований в отечественной психологии / Е.М. Кочнева, К.В. Буянов // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы X Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 16 окт. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. -
№ 3 (10). - С. 76-79.
33. Лазарус, Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу / Р.С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. - М.: Речь, 2014. - С. 121-126.
34. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.С. Лазарус // Эмоциональный стресс - М.: Речь 2014. С. 178¬208.
35. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса /А.Б. Леонова // Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. 2000. - №3. - С. 4-21.
36. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / А.Б. Леонова // Психологический журнал Т.25. - №2. - 2004. - С. 75-85.
37. Леонова, А.Б. Психопрофилактика стрессов /А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. - М.:МГУ, 2000.
38. Леонова, А.Б. Психодиагностика функциональных состояний
человека / А.Б. Леонова.- М.: Изд-во Моск. ун-та. 2013. - 200 с.
39. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. - М.: Речь, 2010. - С. 3-18.
40. Мерлин, B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности / В.С. Мерлин // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. - 87-106.
41. Монина, Г.Б. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивое TM»/ Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. СПб.: Речь, 2010. - 250 с.
42. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями Теоретический анализ /К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. №2- С 26-29.
43. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, 2015. - 128 с.
44. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности /С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. Т. 18. № 5. - С. 20-30.А
45. Немчин, Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. -168 с.
46. Орлова, С.Н. Психология экстремальных ситуаций: Учебное пособие для слушателей Центра комплексной безопасности и повышения квалификации руководителей и специалистов мобилизационных органов, гражданской обороны и преподавателей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»/ С.Н. Орлова. - Красноярск: СибГТУ, 2005. - 96 с.
47. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система / С.Р. Пантилеев. - М.: МГУ, 1991. - 100с.
48. Правдина, Л.Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности / Л.Р. Правдина: Дис. ... канд. психол. наук: Ростов н/Д. 2004. - 233 с.
49. Приходько, А.И. Когнитивные факторы совладающего поведения безработных / А.И. Приходько // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - №2. С. 109-112.
50. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров // Психологический журнал. 2009. - № 3(56). - С.175-186.
51. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.
52. Райгородский, Д. Самосознание и защитные механизмы личности. / Д. Райгородский // Хрестоматия по психологии самосознания: хрестоматия / Бахрах - М, 2016. - 656 с.
53. Реан, A.A. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 1998. Т. 19. - №4. - С. 3-12
54. Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. - М.: Речь, 2013. - 392.
55. Рудаков, А.Л. Стресс, стрессоустойчивость и саногенная рефлексия в спорте / А.Л. Рудаков М.: Флинта, 2014. - 332 с.
56. Савенко, Ю. С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология / Ю.С. Савенко. - В кн.: Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. М., 1994, - С.95-112.
57. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье М.: Речь,2012. - 124 с.
58. Сиерральта, З.Б. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте / З.Б. Сиерральта: Дис. канд. психол. наук:.04 СПб, 2000. - 163 с.
59. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПБ.: Изд-во Речь,2003. - 345 с.
60. Трошин, В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика/ В.Д. Трошин. М.: Речь, 2014. - 784 с.
61. Хазова, С.А. Совладающее поведение одаренных
старшеклассников /С.А. Хазова// Психологический журнал. - 2004. Т. 25. - №5. - С. 59-69.
62. Хекхаузен, Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения / Х. Хекхаузен // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. - С. 58-91.
63. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ