Введение 5
1 Теоретические основы таргетирования 7
1.1 Экономическая составляющая существующих режимов таргетирования 7
1.2 Факторы, влияющие на трансформацию режимов таргетирования. 17
1.3 Характеристика модели трансформации режимов таргетирования. 20
2 Анализ реализации режимов таргетирования в России 23
2.1 Характеристика монетарного таргетирования денежно-кредитной политики
Банка России 23
2.2 Оценка результативности таргетирования валютного курса в России 29
2.3 Практика инфляционного таргетирования в России 34
3 Перспективные направления трансформации инфляционного таргетирования в России 45
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что таргетирование в последнее время стало занимать важное место в денежно-кредитной политике. В условиях
быстро меняющейся экономической ситуации необходимо выбор режимов таргетирования и процесс их трансформации является очень важным. При выборе режима таргетирования является необходимым ориентироваться на особенности экономки России, а также
ориентироваться на результаты проведения денежно-кредитной политики в различные периоды времени.
Не смотря на то, что практике трансформация режимов таргетирования происходит
постоянно во всех странах мира, в разных ее проявлениях, многие аспекты данного процесса до сих не раскрыты в отечественных и зарубежных трудах экономистов.
Инфляционное таргетирование в последнее время стало достаточно популярной
политикой среди Центральных Банков мира, так как инфляция представляет собой одну из
наиболее острых проблем современного развития экономики во всех странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Кроме того, с 2015 г. таргетирование инфляции является ключевым направлением проводимой политики в России, поэтому изучение данного режима денежно-кредитной политики приобретает особую актуальность.
Необходимо изучение предшествующего опыта и выявление направлений дальнейшей
трансформации данного режима таргетирования.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать процесс трансформации
режимов таргетирования в России.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть экономическую составляющую существующих режимов таргетирования;
- рассмотреть факторы, влияющие на трансформацию режимов таргетирования;
- привести характеристику модели трансформации режимов таргетирования;
- охарактеризовать монетарное таргетирование денежно-кредитной политики Банка
России;
- оценить результативность таргетирования валютного курса в России;
- проанализировать практику инфляционного таргетирования в России;
- раскрыть перспективные направления трансформации режимов таргетирования в
России.6
Объектом исследования является трансформация режимов таргетирования в России.
Предметом исследования в данной курсовой работе является совокупность экономико-правовых отношений в области трансформации режимов таргетирования в России.
Теоретическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в Российской Федерации, фундаментальные
исследования, внутренние положения и правила, разработанные финансовыми посредниками.
Информационно-статистической базой исследования послужили статистические
данные, аналитические обзоры и специальная научная литература, нормативные документы Банка России, отечественные и зарубежные публикации в периодической печати и
размещенные в сети Интернет.
В ходе исследований в рамках данной работы применялись следующие методы:
логический анализ, системный подход, метод экспертных оценок и другие.
Выпускная квалификационная работа выполнена в полном объеме. Реализованы
следующие задачи.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические
основы таргетирования.
Трансформация режимов таргетирования подразумевает не только переход от одного режима таргетирования к другому, но и изменения, происходящие внутри одного
режима. То есть Центральный банк, с одной стороны, осознает, что существующий режим не применим для данной среды, не является благоприятным для развития экономики,
не в силах скорректировать происходящие процессы в нужном направлении, и поэтому
ему необходимо перейти от одного режима к другому. С другой стороны, Центральный
банк осуществляет изменения внутри одного режима, становится профессионалом и прослеживает все моменты, происходящие в экономике, примером этому служат банки
Франции и Италии.
Режимы таргетирования должны быть адаптированы к новым вызовам экономики,
а, следовательно, их трансформация является необходимой для эффективного развития
экономики.
В зависимости от промежуточной цели денежно-кредитной политики осуществляется выбор того или иного режима таргетирования. Промежуточные цели определяются
уровнем развития экономики, характером трансмиссионного механизма. Именно поэтому
они не являются раз и навсегда заданными, особенно в странах с переходной экономикой,
так как выбор целей обусловлен постоянным процессом развития рыночных отношений.
Этим обусловлено многообразие режимов таргетирования и их трансформация.
Каждый из существующих режимов таргетирования имеют свои особенности, а
именно: свою цель, основные инструменты, преимущества, недостатки и т.д. Их трансформация связана с множеством факторов. Это и состояние экономики, и внешнеэкономические факторы, и многие другие.
Во второй главе произведен анализ реализации режимов таргетирования в России.
Трансформация режимов таргетирования прошла следующие этапы:
1) 1992-1995 гг. – таргетирование денежной массы;
2) 1995-2014 гг. - валютное таргетирование;
3) 2015-настоящее время – инфляционное таргетирование.52
Предпосылкой для реализации режима таргетирования денежной массы послужил
ряд событий, прежде всего, это распад СССР. Но еще до этого события ситуация в денежно-кредитной сфере вышла из-под контроля, наблюдалось расстройство денежного обращения, которое произошло в результате грубейших просчетов экономической политики
1985-1991 гг.
Монетарное таргетирование, осуществляемое с 1992-1995 гг. путем использования
денежных агрегатов М0 и М2 вызвало нежелательные побочные эффекты (рост неплатежей, сокращение производства и пр.).
Монетарное таргетирование было направлено в основном на снижение инфляции
путем сжатия денежной массы. В качестве теоретической основы была взята методика
Международного валютного фонда, реализующая положения монетарной школы.
Для России, находящейся в экономическом кризисе, страны, где на процесс обесценения денег оказывают сильное влияние не только денежные факторы, но и не денежные, проведение жесткой антиинфляционной политики не только не дало положительных
результатов, но и усилило негативные процессы. Необходимы были существенные изменения денежной политики в сторону ее смягчения.
Целесообразно выделить несколько этапов в связи с тем, что происходит смена
форм проведения политики таргетирования валютного курса:
1) август 1995 г. – 1998 г. – горизонтальный и скользящий валютный коридор;
2) сентябрь 1998 г. – 2009 г. – жесткое управляемое плавание;
3) ноябрь 2010 г. – 2014 г. – плавающий валютный курс.
1 Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие / С. Р. Моисе¬ев. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. - 784 с.
2 Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 146 с.
3 Засорина, И. Л. К вопросу об использовании прямого инфляционного таргети-рования / И. Л Засорина, И. П. Крючкова // Деньги и кредит. - 2001. -№ 5. - С. 58
4 Парусимова, Н. И. Денежно-кредитное регулирование: учеб. пособие / Н. И. Па- русимова, К. Ж. Садвокасова - Оренбург, ОГУ, 2016. - 182 с.
5 Малкина, М. Ю. Институты денежно-кредитного регулирования: противоречия функционирования и развития / М. Ю. Малкина // Финансы и кредит. - 2010. - № 18. - С. 9
6 Блэк, Джон Толковый словарь : Англо-русский / Джон Блэк. - Москва : ИНФРА-М : Весь Мир, 2000. - С. 829
7 Adrian , T. Advancing the Frontiers of Monetary Policy Edited / T. Adrian, Douglas Laxton, Maurice Obstfeld // International Monetary Fund Publication. - 2018. № 22 — P. 269
8 Моисеев, С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие / С. Р. Моисеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - МоскваМФПА, 2011. - 784 с. : ил. - (Универ-ситетская серия). - Библиогр.: с.775-779. - ISBN 978-5-902597-08-7.
9 Мишкин, Фредерик С. Экономическая теория денег, банковского дела и финан-совых рынков, 7-е издание: пер. с англ./ Фредерик С. Мишкин. - М.: ООО «И.Д. Виль-ямс», 2008. - 880 с. - ISBN 978-5-8459-0918-3 (рус.)
10 Смирнов, С. Режимы валютного курса и стабильность экономики / С. Смирнов // Вопросы экономики. - 2010. - №1. - С. 31.
11 Шилова, В. Р. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации / В. Р. Шилова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 286
12 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907 с.
13 Корищенко, К. Н. Актуальные проблемы методологии в реализации денежно-кредитной политики / К. Н. Корищенко - М.: Экономические науки, 2006. - 240 с.
14 Богатова, И. Э. Взаимосвязь денежно-кредитной политики России и трансгра-ничных потоков капитала / И. Э. Богатова // Вестник института экономики Российской академии наук. - 2014. - № 5. - С. 128-140
15 Золотухина, Т. Н. Курсовая политика Банка России в 1992-2002 гг. / Т. Н. Золо-тухина // Вопросы экономики. - 2002. - № 10. - С. 4-34
16 Алексашенко, С. В. Битва за рубль. / С. В. Алексашенко // Экономика - М.:
Время, 2009. -. 208 с
17 Замараев, Б. Экономические итоги 2008 года: конец «тучных» лет / А. Киюцев- ская, А. Назарова, Е. Суханов // Вопросы экономики. - 2009. - № 3. -С. 4-25
18 Дубинин, С. К. Смена ориентиров в политике Банка России: переход к свобод-ному курсообразованию / Н. А. Миклашевская, С. Б. Карловская, П. А. Партон // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. - 2015. № 4. - С. 99-121
19 Улюкаев, А. Предпосылки и последствия внедрения таргетирования инфляции в России / О. Замулин, М. Куликов // Экономическая политика. - 2006. - № 3. - С. 19-38
20 Аболихина, Г. А. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России в условиях реализации геополитических рисков // Экономика. Налоги. Право. - 2015. - № 1. - С. 37-42
21 Лопатина, О. А. Инновационные инструменты денежно-кредитной политики Банка России // Вопросы региональной экономики. - 2015. - № 2. - С. 111-118
22 Андрюшин, С. А. Экспертное заключение на проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов» / С. А. Андрюшин, В. К. Бурлачков и др // Банковское дело. - 2018. - №10. - С. 14-23
23 Официальный сайт «ЦБ РФ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// www.cbr.ru/
24 Крымова, И. П. Таргетирование инфляции в России: первые итоги / И. П. Кры-мова, С. П. Дядичко // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - №3(28). - С. 209-213
25 Годовой отчет Банка России за 2018 год [Электронный ресурс] . - Режим досту-па: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/19699/ar_2018.pdf
26 Бутузова, А. Н. Денежно-кредитная политика в России: смена приоритетов и целевых ориентиров / А. Н. Бутузова // Финансы и кредит. - 2018. №24. - С. 591-612
27 Трунин, П. В. Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России / П. В. Трунин, А. В. Божечкова, Е. Л. Горюнов, А. М. Киюцевская, . В. Трунин, А. В. Бо- жечкова, Е. Л. Горюнов, А. М. Киюцевская,Е. В. Синельникова-Мурылева // Научные до-клады: экономика - М.: Издательский дом «Дело» . В. Синельникова-Мурылева. - М.: Из-дательский дом «Дело» РАНХиГС. - 2019. - №5. - 60 с.
28 Сомова, И. А. Таргетирование инфляции в России: проблемы и перспективы / И. А. Сомова // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2012. - №2(12). - С. 5-12
29 Рогатенюк, Э. В. Особенности реализации инфляционного таргетирования в условиях модернизации российской экономики / Э. В. Рогатенюк // Экономика строитель-ства и природопользования. - 2018 - №2 (67). - С. 98-107
30 Картаев Ф. Взболтать, но не смешивать: сравнение эффективности чистого и смешанного инфляционного таргетирования / Ф. Картаев, И.Лунева // Деньги и кредит. - 2018. -№3(77). - С.65-75.