Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку
1.1. Сущность понятия «коммуникативные универсальные
учебные действия» в педагогической литературе 9
1.2. Внеурочная деятельность и ее возможности в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 16
1.3. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности 22
Глава 2. Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку
2.1. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 29
2.2. Описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку 33
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение 60
В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения. Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области.
Важность развития коммуникативных универсальных учебных действий для учащегося очень важна, так как коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В.А. Канн-Калика, Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, К.В. Анисимовой и др. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
С точки зрения А.Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (Асмолов, 2011, 42).
Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках по русскому языку предполагает освоение первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, а также формирование понятий о языке как основе национального самосознания, понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и других УУД. Средствами только урочной деятельности трудно решать данные задачи, для чего используются ресурсы внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности освещены в работах Асмолова А.Г., Балашовой А.И., Воровщикова С.Г., Гришкевич И.Е., Ефросининой Л.А., Жирковой В.С., Клубович О.В., Кухтинской И.В., Леоновой Е.В., Локтионовой И.Ю., Осмаловой И.В., Окуневой Н.Ф., Осмоловской И.М., Поливановой К.Н., Савенко А.И., Шакиной Г.В. и др.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формировать коммуникативные универсальные учебные действия в процессе внеурочной деятельности по русскому языку и недостаточной методической оснащенностью этого вопроса.
Сформулированное противоречие определило тему исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности по русскому языку.
Решение указанной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка будет успешным, если:
1. Используется работа в парах и группах как основных формах организации внеурочной деятельности, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Используемые приемы работы по организации внеурочной деятельности носят коммуникативную направленность.
Сформулированные проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить лингвистическую, методическую и педагогическую литературу по теме исследования и выявить степень её теоретической разработанности.
2. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
3. Организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
Методологической основой исследования стали работы исследователей в рамках личностного подхода (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой и других), диалогического подхода (Ф.Е. Василюк, А.Ф. Копьева, Е.Т. Соколовой, Т.А. Флоренской, А.У. Хараш и других), а также работы авторов, рассматривающих особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий (С.Г. Воровщикова, И.Е. Гришкевича, Л.А. Ефросининой, В.С. Жирковой, О.В. Клубович и др.).
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); методы количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость определяется тем, что предложенные задания и упражнения могут быть рекомендованы учителям начальных классов в целях совершенствования работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, библиографического списка, заключения, приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» раскрывается сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» в педагогической литературе, рассматривается внеурочная деятельность и ее возможности в формировании коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, определяются особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Во второй главе «Методические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку» проведен анализ опыта учителей по проблеме исследования, а также дано описание экспериментальной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности по русскому языку.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, изложены выводы и результаты исследования.
Список использованной литературы содержит 43 наименования источников. Содержание работы изложено на 60 страницах.
Представленные в исследовании материалы имеют определенную практическую значимость для учителей начальных классов и студентов соответствующих специальностей и направлений подготовки.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В ходе проведения внеурочных занятий у детей повысился уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет важное значение как в учебно-воспитательном процессе, так и вне школы, так как от уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий зависит успеваемость учащихся.
Творческая и коммуникативная деятельность во внеурочное время на занятиях по русскому языку сформировала у младших школьников способность к целеполаганию и планированию, поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого языкового знания.
На занятиях кружка развитие коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности по русскому языку может быть организовано путем создания речевых ситуаций, выбора их из потока учебных заданий, ролевых игр и других способов накопления материала, любых видов деятельности, которые могут вызвать способность высказываний, создания сюжетов по воображению, в том числе сказочных, выбора разнообразных жанров: докладов, выступлений по радио, телепередач, рекламы, «пробы пера», т. е. литературно-творческих опытов в прозе, стихах, в драматических жанрах.
Соответственно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной работе по русскому языку возможно посредством реализации различных методов и форм работы. При этом ученики не только повышают уровень коммуникативных универсальных учебных действий, но и увеличивают свой объем знаний по русскому языку, повышают грамотность, учатся работать в команде, активно включаются в поисковую деятельность, что также позитивно влияет на успешность их обучения в будущем.
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.:
Просвещение, 2011. - 284 с.
2. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
3. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца//Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 53-56.
4. Воровщиков С.Г. Внутришкольная система развития учебно¬познавательной компетентности учащихся / С.Г. Воровщиков. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 208 с.
5. Гришкевич И.Е. Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку в начальной школе. URL: http: //nsportal. ru/shkola/rodnoy-yazyk-i- literatura/library/2015/03/30/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy
6. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И.Гришанова. - Ижевск: 2010. - 136 с.
7. Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна «работать» на образовательный процесс / О. Егоров. - М.: Учитель. - 2011.- с.27-30
8. Ефросинина Л.А. Урок — важнейшее условие формирования универсальных учебных действий /Л.А. Ефросинина // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
9. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников/ Л.Я. Желтовская // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 50-57.
10. Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В. С. Жиркова // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.
11. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:
от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 182 с.
13. Концепция федеральных образовательных стандартов общего образования.
- М.: Просвещение, 2008. - 39 с. (Стандарты второго поколения)
14. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О.В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. - 2011.
- № 10. - С. 50-51.
15. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения/ М.А. Козюренко, Г.С. Базанова, Е.И. Сальникова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
16. Крайнева Т.А. Использование интерактивных форм обучения для совершенствования коммуникативных учебных действий / Т.А. Крайнева // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 24-30.
17. Кухтинская И.В. Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся / И.В. Кухтинская // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 13-15.
18. Кузина С.В. Формирование коммуникативных УУД учащихся начальных
классов во внеурочной деятельности / С.В. Кузина. URL:
74442s002.edusite.ru/DswMedia/formirovanieuud.docx
19. Леонова Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности/ Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - № 7. - С. 91-96.
20. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении/И.Ю. Локтионова // Начальная школа. - 2010. - № 12. - С. 4-9.
21. Незнамова Е.Н. Внеурочная деятельность по русскому языку в начальной школе и ее особенности / Е.Н. Незнамова URL:http://festival.1september.ru/
22. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов // Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск : Пеленг, 1993. - 61 с.
23. Осмалова И.В. Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования универсальных учебных действий / И.В. ОсмаловаURL:http://festival.1september.ru/
24. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / [М.Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009 - (Стандарты второго поколения).
25. Окунева Н. Ф. Пути формирования универсальных учебных действий средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время в условиях ФГО / Н. Ф. Окунева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-116.
26. Орлова, Г.А. Формирование языковой компетенции младших школьников / Г.А. Орлова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 91.
27. Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6-13.
28. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др. Под ред.
Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
- (Стандарты второго поколения).
29. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов). - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 204 с. - (Стандарты второго поколения).
30. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006. - 382 с.
31. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова.
- М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
32. Программы начального общего образования. Система Занкова Л.В. - Сост.Нечаева Н.В., Бухалова С.В. - Самара : Издательский дом «Федоров», 2011 . - 224 с.
33. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 22-24.
34. Рашина, Л. Проектная деятельность в начальной школе / Л. Рашина // Начальная школа: Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
- 2008. - № 38
35. Степанова, Т. Ю. Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД / Т. Ю. Степанова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2013. - 17 декабря.
36. Савенко А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. - Самара.: Фёдоров, 2010. - 192 с.
37. Тюрикова С.А. Коммуникативные универсальные учебные действия: сущность и показатели сформированности / С.А. Тюрикова // Интернет- журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 3, май - июнь 2014
38. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е издание. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
39. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.:
Просвещение, 2009. - 48 с. (Стандарты второго поколения).
40. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - http://www.eidos.ru/joumak/2002/0423.htm
41. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
42. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 5. - С. 17-22.
43. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности / Н.А. Шкуричева //Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 4-10.