Введение
1. Государственная служба и государственный служащий (общая характеристика)
1.1. Понятие и виды государственной службы
1.2. Правовой статус государственного служащего
1.3. Законодательство о государственной службе (краткий очерк)
2. Трудовые правоотношения государственных служащих
2.1. Понятие трудового правоотношения государственного служащего
2.2. Субъекты и содержание трудовых правоотношений государственных служащих
2.3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений государственных служащих
Заключение
Литература
Актуальность темы.
Государственная служба представляет собой комплексный правовой институт. Его место в системе права вызывает различные дискуссии. В частности, длительное время проблемным остается вопрос о разграничении сфер регулирования административного и трудового права в институте государственной службы. Существуют различные точки зрения на данную проблему. Одни (Ю.Н. Старилов и др.) утверждают, что с развитием законодательства о государственной службе специальные нормативные акты будут устанавливать положения, аналогичные содержащимся в трудовом праве. Поэтому целесообразно вывести государственных служащих из-под действия норм трудового права. Приверженцы этой позиции есть и среди ученых-трудовиков (С.П. Маврин).
Другие (например, Д.Н. Бахрах) считают, что нормы трудового права могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие вопросы не регулируются административно-правовым институтом государственной службы.
Согласно третьей точке зрения, которую, в частности, поддерживает
В.М. Манохин4, административно-правовые нормы и нормы трудового законодательства регламентируют статус служащего в комплексе, но каждая имеет свой предмет. Трудовое право регулирует те отношения, которые обеспечивают служащему выполнение его должностных полномочий. К сфере административного права относится регулирование содержания этих полномочий.
Принятие Трудового Кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, не способствовало разрешению спора. Дело в том, что Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», а вслед за ним и Трудовой Кодекс РФ, оговаривают особый по¬рядок распространения на государственных служащих норм трудового права, позволяющий отнести их трудовые отношения к предмету данной отрасли. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»2 оставил в силе указанное положение. Однако наличие формальных оснований для включения трудовых отношений государственных служащих в предмет трудового права не снимает вопрос о целесообразности этого включения.
Во-первых, в силу специфики трудовой функции применение общих норм трудового права к регламентации деятельности государственных служащих настолько незначительно, что позволяет определять этих лиц как специальных субъектов при рассмотрении многих институтов трудового права.
Во-вторых, причисление того или иного вида отношений к предмету отрасли влечет за собой использование соответствующих приемов регламентации. В рыночных условиях хозяйствования определяющим в методе трудового права становится договорный способ. Публично-правовая значимость трудовой функции государственных служащих обусловила наличие специфического, по сравнению с общепринятым в трудовом праве, набора правовых средств регулирования трудовых отношений этих лиц. Используемые законодателем правовые средства ограничивают договорный порядок определения юридического статуса государственных служащих как субъектов трудовых правоотношений.
В силу указанного, проблема целесообразности включения трудовых отношений государственных служащих в предмет трудового права рассматривается нами как актуальная.
В условиях реформирования государственной службы проблема разграничения сфер регулирования административного и трудового права в институте государственной службы вызывает особый интерес.
Наличие законодательных положений о распространении на государственных служащих норм трудового права (п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и п. 5 ст. 11 ТК РФ) позволяет сделать вывод о существовании трудовых отношений указанных субъектов.
Рассматриваемые отношения имеют ряд отличий по сравнению с трудовыми отношениями иных работников.
1) Особенность субъектного состава выражается в том, что в качестве работодателя выступает государственный орган, т.е. орган, специально пред-назначенный для осуществления публичной власти.
2) Специфика трудовой функции государственных служащих состоит в публично-правовой значимости их деятельности.
3) Для регламентации деятельности государственных служащих используется специальный метод правового регулирования. Он выражается в следующем:
а) преобладающим способом формирования содержания правоотношений является их определение централизованными и локальными нормами; регулирование данного вида правоотношений договорным путем имеет ограниченную сферу по сравнению с другими категориями работников;
б) значительное число трудовых правоотношений служащих регламентируется специальными нормами трудового законодательства;
в) имеют место существенные отличия (по сравнению с иными работниками) в основаниях возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Указанные особенности считаем достаточными для признания государственных служащих специальными субъектами трудового права.
Вместе с тем, анализ законодательства свидетельствует, что с точки зрения преемственности ныне действующая нормативная база тяготеет к дореволюционному варианту института государственной службы, когда государственные служащие рассматривались не как наемные работники, а исключительно как проводники государственной политики.
В такой ситуации наличие указанных особенностей трудовых отношений государственных служащих может привести к их исключению из предмета трудового права. Хотя, по нашему мнению, полный отказ от использования норм данной отрасли при регулировании труда государственных служащих, по крайней мере в ближайшее время, вряд ли состоится.
Одним из возможных вариантов решения проблемы распространения на государственных служащих положений трудового права может стать следующий. Отношения данных субъектов с работодателем по поводу применения их труда исключаются из предмета трудового права. Однако в случаях, прямо предусмотренных законом, допускается субсидиарное применение норм трудового права для регламентации деятельности данных лиц с работодателем.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 19 окт. 1991 г. № 1032-1 // Ведомости Верховного Совета РФ. - 1991.
- № 18. - Ст. 565; Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3613; 1999. - 18. - Ст. 2211; № 29. - Ст. 3696; № 47. - Ст. 5613; 2000. - № 33. - Ст. 3348; 2001. -№ 53, ч. 1. - Ст. 5024; 2002. - № 30. - Ст. 3033; 2003. - № 2. -Ст. 160; №2.-Ст. 167.
3. О коллективных договорах и соглашениях: Закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2410-1 // Ведомости Верховного Совета РФ. - 1992. - № 17. - Ст. 890; Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4558; 1999.
- № 18.-Ст. 2219; 2001.-№ 1,ч. 1.-Ст. 2.
4. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. — № 31. — Ст. 2990; 1999. - № 8. - Ст. 974; 2000. - №46.-Ст. 4537.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506; 1996. - № 17. - Ст. 1917; № 49. - Ст. 5500; 1997. - № 12. - Ст. 1378; 2000. - № 35. - Ст. 3330; 2002. - № 12. - Ст. 1093; 2003. - № 28. - Ст. 2892.
6. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 8 янв. 1998 г. № 8-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 224; 1999. - № 16. - Ст. 1933; 2002. - № 16. -Ст. 1499; №30.-Ст. 3029.
163
7. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об осно¬вах муниципальной службы в Российской Федерации» от 13 апр. 1999 г. № 75-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 16. - Ст. 1933.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Фе¬дерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1,ч. l.-Ст. 3; № 30. - Ст. 3014; Ст. 3033; 2003. -№ 27, ч. 1.-Ст. 2700.
9. О системе государственной службы Российской Федерации: Феде¬ральный закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законода¬тельства РФ. - 2003. - № 22. — Ст. 2063.
10. Положение о федеральной государственной службе: Указ Президента РФ от 22 дек. 1993 г. № 2267 // Собр. актов Президента и Правительства РФ.
- 1993. - № 52. - Ст. 5073; Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 2. — Ст. 76; 1995. -№3.~ Ст. 174; № 33. - Ст. 3358.
11. Сводный перечень государственных должностей Российской Феде¬рации: утв. Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 32 // Собр. законода¬тельства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 173; 1996. - № 52. - Ст. 5912; 1998. - № 43. -Ст. 5337; 2001. -№ 16.-Ст. 1569.
12. Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих: утв. Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 33 // Собр. зако-нодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 174; № 3. - Ст. 176; № 33. - Ст. 3358;
1996. - № 16. - Ст. 1833; Ст. 1834; Ст. 1844; № 26. - Ст. 3064; № 34. - Ст. 4080; 1997. - № 20. - Ст. 2244; 2000. - № 4. - Ст. 369; 2001. - № 49. - Ст. 4611.
13. О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы: Указ Президента РФ от 30 янв.
1996 г. № 123 // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 533.
14. О денежном содержании федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 9 апр. 1997 г. № 310 // Собр. законодательства РФ. —
1997. - № 35. - Ст. 4058; № 37. - Ст. 4270; Ст. 4271; № 44. - Ст. 5058; 1998. - № 10. - Ст. 1164; № 49. - Ст. 6012; Ст. 6014; № 50. - Ст. 6128; 1999. - № 5. -
164
Ст. 652; № 10. - Ст. 1179; № 28. - Ст. 3676; № 39. - Ст. 4591; № 51. - Ст. 6328; № 52. - Ст. 6368; Ст. 6370; 2000. - № 5. - Ст. 474; № 15. - Ст. 1575; № 22. - Ст. 2288; № 26. - Ст. 2748; № 31. - Ст. 3252; № 36. - Ст. 3636; 2001. - № 15. - Ст. 1468; № 17. - Ст. 1692; № 49. - Ст. 4612; 2002. - № 5. - Ст. 500; № 26. - Ст. 2571; № 37. - Ст. 3515; № 45. - Ст. 4505; 2002. - № 48. - Ст. 4782; 2003. - № 9. - Ст. 852; № 30. - Ст. 3045.
15. Об утверждении общих принципов служебного поведения государст¬венных служащих: Указ Президента РФ от 12 авг. 2002 г. № 885 // Собр. за¬конодательства РФ. - 2002. - № 33. - Ст. 3196.
16. О федеральной программе «Реформирование государственной служ¬бы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 47. - Ст. 4664.
17. О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки: Постановление Правительства РФ от 14 окт. 1992 г. № 786 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 16. - Ст. 1253; 1993. - № 2. - Ст. 109; Собр. законодательства РФ. -
1995. - № 10. - Ст. 897; 2001. - № 7. _ Ст. 681.
18. Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительно¬го оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета: По¬становление Правительства РФ от 11 дек. 2002 г. № 884 // Собр. законода¬тельства РФ. — 2002. -№51. — Ст. 5081.
19. Постановления Президиума, решения и определения судебных кол¬легий Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Су¬да РФ. - 1999. - № 8. - С. 13-24.
20. О государственной службе Новосибирской области: Закон Новоси¬бирской области от 10 июля 1996 г. № 40-03 (в ред. Законов Новосибирской области от 27 окт. 1997 г. № 78-03; 10 фев. 1999 г. № 42-03; 11 мая 2000 г. № 93-03; 11 мая 2000 г. № 95-03; 12 нояб. 2001 г. № 188-03; 27 дек. 2002 г.
165
№ 86-03) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. -РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (59 кб). - М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр общероссий¬ской сети распространения правовой информации «КонсультантПлюс», платный.
21. О государственной службе Омской области: Закон Омской области от 26 июля 1996 г. № 69-03 (в ред. Законов Омской области от 28 июня 2000 г. № 247-03; 15 янв. 2002 г. № 340-03; 27 дек. 2002 г. № 419-03) // Кон¬сультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Ре¬гиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (78 кб). - М.: ОА Консультан¬тПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр общероссийской сети рас¬пространения правовой информации «КонсультантПлюс», платный.
22. О муниципальной службе в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 10 сент. 1997 г. № 48-3С (в ред. Законов Алтайского края от 17 марта
1998 г. № 14-ЗС; 6 окт. 2000 г. № 59-ЗС; 29 дек. 2000 г. № 85-ЗС; 12 июля 2002 г. № 53-3C) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (65 кб).
- М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консал-тинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр обще-российской сети распространения правовой информации «КонсультантП¬люс», платный.
23. О муниципальной службе в Новосибирской области: Закон Новоси¬бирской области от 7 окт. 1997 г. № 74-03 (в ред. Законов Новосибирской об¬ласти от 25 мая 1998 г. № 11-03; 15 июня 2000 г. № 104-03; 27 дек. 2002 г. № 88-03) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (39 кб). - М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр общероссий¬
166
ской сети распространения правовой информации «КонсультантПлюс», платный.
24. О государственной службе Алтайского края: Закон Алтайского края от 8 дек. 1997 г. № 72-ЗС (в ред. Законов Алтайского края от 6 фев. 1998 г. № 1-ЗС; 6 июля 2000 г. № 44-ЗС; 7 фев. 2001 г. № 9-ЗС; 2 нояб. 2001 г. № 84-ЗС; 31 дек. 2002 г. № 95-ЗС) // КонсультантПлюс [Электронный ре¬сурс]: Справочная правовая система. - РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (58 кб). - М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 —Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информа¬ционный центр общероссийской сети распространения правовой информа¬ции «КонсультантПлюс», платный.