Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование трудовых отношений государственнык служащих исполнительный органов власти субъектов Федерации

Работа №7114

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы182стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
862
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Государственная служба и государственный служащий (общая характеристика)
1.1. Понятие и виды государственной службы
1.2. Правовой статус государственного служащего
1.3. Законодательство о государственной службе (краткий очерк)
2. Трудовые правоотношения государственных служащих
2.1. Понятие трудового правоотношения государственного служащего
2.2. Субъекты и содержание трудовых правоотношений государственных служащих
2.3. Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений государственных служащих
Заключение
Литература


Актуальность темы.
Государственная служба представляет собой комплексный правовой институт. Его место в системе права вызывает различные дискуссии. В частности, длительное время проблемным остается вопрос о разграничении сфер регулирования административного и трудового права в институте государственной службы. Существуют различные точки зрения на данную проблему. Одни (Ю.Н. Старилов и др.) утверждают, что с развитием законодательства о государственной службе специальные нормативные акты будут устанавливать положения, аналогичные содержащимся в трудовом праве. Поэтому целесообразно вывести государственных служащих из-под действия норм трудового права. Приверженцы этой позиции есть и среди ученых-трудовиков (С.П. Маврин).
Другие (например, Д.Н. Бахрах) считают, что нормы трудового права могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие вопросы не регулируются административно-правовым институтом государственной службы.
Согласно третьей точке зрения, которую, в частности, поддерживает
В.М. Манохин4, административно-правовые нормы и нормы трудового законодательства регламентируют статус служащего в комплексе, но каждая имеет свой предмет. Трудовое право регулирует те отношения, которые обеспечивают служащему выполнение его должностных полномочий. К сфере административного права относится регулирование содержания этих полномочий.
Принятие Трудового Кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, не способствовало разрешению спора. Дело в том, что Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», а вслед за ним и Трудовой Кодекс РФ, оговаривают особый по¬рядок распространения на государственных служащих норм трудового права, позволяющий отнести их трудовые отношения к предмету данной отрасли. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»2 оставил в силе указанное положение. Однако наличие формальных оснований для включения трудовых отношений государственных служащих в предмет трудового права не снимает вопрос о целесообразности этого включения.
Во-первых, в силу специфики трудовой функции применение общих норм трудового права к регламентации деятельности государственных служащих настолько незначительно, что позволяет определять этих лиц как специальных субъектов при рассмотрении многих институтов трудового права.
Во-вторых, причисление того или иного вида отношений к предмету отрасли влечет за собой использование соответствующих приемов регламентации. В рыночных условиях хозяйствования определяющим в методе трудового права становится договорный способ. Публично-правовая значимость трудовой функции государственных служащих обусловила наличие специфического, по сравнению с общепринятым в трудовом праве, набора правовых средств регулирования трудовых отношений этих лиц. Используемые законодателем правовые средства ограничивают договорный порядок определения юридического статуса государственных служащих как субъектов трудовых правоотношений.
В силу указанного, проблема целесообразности включения трудовых отношений государственных служащих в предмет трудового права рассматривается нами как актуальная.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В условиях реформирования государственной службы проблема разграничения сфер регулирования административного и трудового права в институте государственной службы вызывает особый интерес.
Наличие законодательных положений о распространении на государственных служащих норм трудового права (п. 3 ст. 4 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и п. 5 ст. 11 ТК РФ) позволяет сделать вывод о существовании трудовых отношений указанных субъектов.
Рассматриваемые отношения имеют ряд отличий по сравнению с трудовыми отношениями иных работников.
1) Особенность субъектного состава выражается в том, что в качестве работодателя выступает государственный орган, т.е. орган, специально пред-назначенный для осуществления публичной власти.
2) Специфика трудовой функции государственных служащих состоит в публично-правовой значимости их деятельности.
3) Для регламентации деятельности государственных служащих используется специальный метод правового регулирования. Он выражается в следующем:
а) преобладающим способом формирования содержания правоотношений является их определение централизованными и локальными нормами; регулирование данного вида правоотношений договорным путем имеет ограниченную сферу по сравнению с другими категориями работников;
б) значительное число трудовых правоотношений служащих регламентируется специальными нормами трудового законодательства;
в) имеют место существенные отличия (по сравнению с иными работниками) в основаниях возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.
Указанные особенности считаем достаточными для признания государственных служащих специальными субъектами трудового права.
Вместе с тем, анализ законодательства свидетельствует, что с точки зрения преемственности ныне действующая нормативная база тяготеет к дореволюционному варианту института государственной службы, когда государственные служащие рассматривались не как наемные работники, а исключительно как проводники государственной политики.
В такой ситуации наличие указанных особенностей трудовых отношений государственных служащих может привести к их исключению из предмета трудового права. Хотя, по нашему мнению, полный отказ от использования норм данной отрасли при регулировании труда государственных служащих, по крайней мере в ближайшее время, вряд ли состоится.
Одним из возможных вариантов решения проблемы распространения на государственных служащих положений трудового права может стать следующий. Отношения данных субъектов с работодателем по поводу применения их труда исключаются из предмета трудового права. Однако в случаях, прямо предусмотренных законом, допускается субсидиарное применение норм трудового права для регламентации деятельности данных лиц с работодателем.



1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.
2. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 19 окт. 1991 г. № 1032-1 // Ведомости Верховного Совета РФ. - 1991.
- № 18. - Ст. 565; Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 30. - Ст. 3613; 1999. - 18. - Ст. 2211; № 29. - Ст. 3696; № 47. - Ст. 5613; 2000. - № 33. - Ст. 3348; 2001. -№ 53, ч. 1. - Ст. 5024; 2002. - № 30. - Ст. 3033; 2003. - № 2. -Ст. 160; №2.-Ст. 167.
3. О коллективных договорах и соглашениях: Закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2410-1 // Ведомости Верховного Совета РФ. - 1992. - № 17. - Ст. 890; Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4558; 1999.
- № 18.-Ст. 2219; 2001.-№ 1,ч. 1.-Ст. 2.
4. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. — № 31. — Ст. 2990; 1999. - № 8. - Ст. 974; 2000. - №46.-Ст. 4537.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 28 авг. 1995 г. № 154-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506; 1996. - № 17. - Ст. 1917; № 49. - Ст. 5500; 1997. - № 12. - Ст. 1378; 2000. - № 35. - Ст. 3330; 2002. - № 12. - Ст. 1093; 2003. - № 28. - Ст. 2892.
6. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации от 8 янв. 1998 г. № 8-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 224; 1999. - № 16. - Ст. 1933; 2002. - № 16. -Ст. 1499; №30.-Ст. 3029.

163
7. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об осно¬вах муниципальной службы в Российской Федерации» от 13 апр. 1999 г. № 75-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 16. - Ст. 1933.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Фе¬дерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1,ч. l.-Ст. 3; № 30. - Ст. 3014; Ст. 3033; 2003. -№ 27, ч. 1.-Ст. 2700.
9. О системе государственной службы Российской Федерации: Феде¬ральный закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законода¬тельства РФ. - 2003. - № 22. — Ст. 2063.
10. Положение о федеральной государственной службе: Указ Президента РФ от 22 дек. 1993 г. № 2267 // Собр. актов Президента и Правительства РФ.
- 1993. - № 52. - Ст. 5073; Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 2. — Ст. 76; 1995. -№3.~ Ст. 174; № 33. - Ст. 3358.
11. Сводный перечень государственных должностей Российской Феде¬рации: утв. Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 32 // Собр. законода¬тельства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 173; 1996. - № 52. - Ст. 5912; 1998. - № 43. -Ст. 5337; 2001. -№ 16.-Ст. 1569.
12. Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих: утв. Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 г. № 33 // Собр. зако-нодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 174; № 3. - Ст. 176; № 33. - Ст. 3358;
1996. - № 16. - Ст. 1833; Ст. 1834; Ст. 1844; № 26. - Ст. 3064; № 34. - Ст. 4080; 1997. - № 20. - Ст. 2244; 2000. - № 4. - Ст. 369; 2001. - № 49. - Ст. 4611.
13. О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы: Указ Президента РФ от 30 янв.
1996 г. № 123 // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 533.
14. О денежном содержании федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 9 апр. 1997 г. № 310 // Собр. законодательства РФ. —
1997. - № 35. - Ст. 4058; № 37. - Ст. 4270; Ст. 4271; № 44. - Ст. 5058; 1998. - № 10. - Ст. 1164; № 49. - Ст. 6012; Ст. 6014; № 50. - Ст. 6128; 1999. - № 5. -

164
Ст. 652; № 10. - Ст. 1179; № 28. - Ст. 3676; № 39. - Ст. 4591; № 51. - Ст. 6328; № 52. - Ст. 6368; Ст. 6370; 2000. - № 5. - Ст. 474; № 15. - Ст. 1575; № 22. - Ст. 2288; № 26. - Ст. 2748; № 31. - Ст. 3252; № 36. - Ст. 3636; 2001. - № 15. - Ст. 1468; № 17. - Ст. 1692; № 49. - Ст. 4612; 2002. - № 5. - Ст. 500; № 26. - Ст. 2571; № 37. - Ст. 3515; № 45. - Ст. 4505; 2002. - № 48. - Ст. 4782; 2003. - № 9. - Ст. 852; № 30. - Ст. 3045.
15. Об утверждении общих принципов служебного поведения государст¬венных служащих: Указ Президента РФ от 12 авг. 2002 г. № 885 // Собр. за¬конодательства РФ. - 2002. - № 33. - Ст. 3196.
16. О федеральной программе «Реформирование государственной служ¬бы Российской Федерации (2003-2005 годы)»: Указ Президента РФ от 19 нояб. 2002 г. № 1336 // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 47. - Ст. 4664.
17. О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки: Постановление Правительства РФ от 14 окт. 1992 г. № 786 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 16. - Ст. 1253; 1993. - № 2. - Ст. 109; Собр. законодательства РФ. -
1995. - № 10. - Ст. 897; 2001. - № 7. _ Ст. 681.
18. Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительно¬го оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета: По¬становление Правительства РФ от 11 дек. 2002 г. № 884 // Собр. законода¬тельства РФ. — 2002. -№51. — Ст. 5081.
19. Постановления Президиума, решения и определения судебных кол¬легий Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Су¬да РФ. - 1999. - № 8. - С. 13-24.
20. О государственной службе Новосибирской области: Закон Новоси¬бирской области от 10 июля 1996 г. № 40-03 (в ред. Законов Новосибирской области от 27 окт. 1997 г. № 78-03; 10 фев. 1999 г. № 42-03; 11 мая 2000 г. № 93-03; 11 мая 2000 г. № 95-03; 12 нояб. 2001 г. № 188-03; 27 дек. 2002 г.

165
№ 86-03) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. -РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (59 кб). - М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр общероссий¬ской сети распространения правовой информации «КонсультантПлюс», платный.
21. О государственной службе Омской области: Закон Омской области от 26 июля 1996 г. № 69-03 (в ред. Законов Омской области от 28 июня 2000 г. № 247-03; 15 янв. 2002 г. № 340-03; 27 дек. 2002 г. № 419-03) // Кон¬сультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Ре¬гиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (78 кб). - М.: ОА Консультан¬тПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр общероссийской сети рас¬пространения правовой информации «КонсультантПлюс», платный.
22. О муниципальной службе в Алтайском крае: Закон Алтайского края от 10 сент. 1997 г. № 48-3С (в ред. Законов Алтайского края от 17 марта
1998 г. № 14-ЗС; 6 окт. 2000 г. № 59-ЗС; 29 дек. 2000 г. № 85-ЗС; 12 июля 2002 г. № 53-3C) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (65 кб).
- М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консал-тинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр обще-российской сети распространения правовой информации «КонсультантП¬люс», платный.
23. О муниципальной службе в Новосибирской области: Закон Новоси¬бирской области от 7 окт. 1997 г. № 74-03 (в ред. Законов Новосибирской об¬ласти от 25 мая 1998 г. № 11-03; 15 июня 2000 г. № 104-03; 27 дек. 2002 г. № 88-03) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (39 кб). - М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информационный центр общероссий¬

166
ской сети распространения правовой информации «КонсультантПлюс», платный.
24. О государственной службе Алтайского края: Закон Алтайского края от 8 дек. 1997 г. № 72-ЗС (в ред. Законов Алтайского края от 6 фев. 1998 г. № 1-ЗС; 6 июля 2000 г. № 44-ЗС; 7 фев. 2001 г. № 9-ЗС; 2 нояб. 2001 г. № 84-ЗС; 31 дек. 2002 г. № 95-ЗС) // КонсультантПлюс [Электронный ре¬сурс]: Справочная правовая система. - РегиональноеЗаконодательство. - Электрон, дан. (58 кб). - М.: ОА КонсультантПлюс, 1992 —Режим доступа: Юридическая консалтинговая фирма «Юр' ком (п)», региональный информа¬ционный центр общероссийской сети распространения правовой информа¬ции «КонсультантПлюс», платный.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ