УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ЛИВЕНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ЛИВЕНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО¬ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ЛИВЕНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ЛИВЕНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 26
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КУЛЬТУРНО¬ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ В ЛИВЕНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, оказали влияние на государственное устройство, систему управления, экономику, на деятельность общественных институтов, отразившись и на такой сфере жизнедеятельности общества, как культура. Значение культуры сложно переоценить: она определяет не только уровень цивилизованного развития государства, но и способствует формированию и совершенствованию образовательного, профессионального, научного, духовного потенциала общества, являясь важнейшим фактором его социально-экономического развития.
Для современного российского общества характерны такие деструктивные явления, как утрата духовно-нравственных ориентиров, маргинализация, наркомания, преступность. В массовое сознание через телевидение, прессу, кино входят насилие, аморальные установки, стандарты потребительского общества, являясь основой разрушения культурных ценностей. Снижается активность населения в культурной деятельности, растет количество социальных групп, предрасположенных к девиантному поведению.
Такие явления усугубляются, с одной стороны, существенным сокращением финансирования учреждений культуры, отсутствием в них необходимого оборудования, низким уровнем оплаты труда работников культуры, а с другой - снижением социального статуса работников культуры, наличием многочисленных барьеров для вхождения культуры в рыночную среду.
Таким образом, в настоящее время ощущается необходимость существенного улучшения организации культурной деятельности, досуга и отдыха населения, создания условий, обеспечивающих разумное использование свободного времени, чему во многом способствует поиск новых форм и методов управления культурно-досуговой деятельностью как одного из ключевых факторов, обеспечивающего достижение нового качества в развитии сферы культуры.
В этих условиях возникает необходимость как изучения современных концепций культурного развития, так и разработки эффективных моделей и механизмов управления развитием культурно-досуговой сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Особое значение в этой связи приобретает разработка и внедрение модели управления культурно-досуговой сферой на региональном и муниципальном уровнях, где органы управления наиболее близки к культурным запросам населения и могут оперативно влиять на ситуацию посредством принятия конкретных управленческих решений. Необходимость решения указанных проблем и определили актуальность избранной тематики выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Исследования эффективности работы учреждений культуры появились в 1980-х гг. в рамках социологии культуры и социологии управления. Теоретические основы изучения социокультурной сферы, а также анализ роли материальных, социальных и политических факторов, влияющих на культурную жизнь страны, отражены в исследованиях А.Л. Миронова, Г. Е. Шкалиной.
Основные принципы и модели управления сферой культуры и досуга раскрываются в трудах Д. П. Барсукова, Л. Е. Вострякова, Н.А. Носковой, К.С. Холодковой и др Различные аспекты управления культурным развитием и сферой культуры посредством правовых, финансовых, организационных и информационных механизмов отражены в трудах Е. М. Акулич, М. В. Асаиновой, Г. Г. Карповой и ряда других.
В работах С. Миронова и В. В. Тарновского рассмотрены особенности и основные проблемы проектного управления в сфере культуры.
Вопросы реализации культурной политики на федеральном и региональном уровнях представлены в работах Л. Е. Вострякова, Н. Г. Федотовой, С. В. Шишкина . Проблемам рассмотрения принципов формирования, а также целей и механизмов управления развитием культурно-досуговой сферы на муниципальном уровне посвящены исследования К. В. Вишневской, В. Чурбанова и др.
Несмотря на наличие большого числа трудов отечественных исследований, посвященных рассмотрению специфики культурной деятельности, публикаций, раскрывающих особенности управления развитием культурно-досуговой сферы на муниципальном уровне не так много, что предопределяет необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований по данной проблематике.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования механизмов реализации культурной политики в условиях муниципального образования и недостаточностью практических рекомендаций по управлению развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области.
Объектом выпускного квалификационного исследования является реализация культурной политики на муниципальном уровне.
Предмет исследования - управление развитием культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании «Ливенское сельское поселение Красногвардейского района Белгородской области».
Цель исследования - разработка рекомендаций по управлению развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы управления развитием культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании;
2) проанализировать практику управления развитием культурно - досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области;
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения комплексного подхода, изложенного в исследованиях Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой, С. В. Шишкина , и позволившего рассмотреть муниципальное управление культурно-досуговой деятельностью как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
Важную роль в процессе исследования играли методы структурного, функционального и сравнительного анализа, с помощью которых были выявлены принципы организации муниципального управления культурно - досуговой деятельностью в Красногвардейском районе; описательный метод, позволивший собрать теоретический материал по практике муниципального управления в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области; анализ документов, опрос. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством группировки первичных эмпирических данных.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:
1) федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов власти в области реализации культурной политики ;
2) нормативные правовые акты Красногвардейского района Белгородской области, а также документы, регламентирующие деятельность администрации Ливенского сельского поселения в культурно-досуговой сфере и являющиеся основаниями для осуществления муниципальной культурной политики ;
3) результаты авторского социологического исследования, проведенного в марте-апреле 2018 года и включающего в себя: анкетный опрос жителей Красногвардейского района (N=100), экспертный опрос представителей администрации Красногвардейского района и работников культурно-досуговых учреждений Ливенского сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области (N=12).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования выводов и рекомендаций, сформулированных автором исследования, в деятельности органов муниципального управления развитием культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области, а также при чтении специальных курсов для бакалавров направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Для современного российского общества характерны такие деструктивные явления, как утрата духовно-нравственных ориентиров, маргинализация, наркомания, преступность. В массовое сознание через телевидение, прессу, кино входят насилие, аморальные установки, стандарты потребительского общества, являясь основой разрушения культурных ценностей. Снижается активность населения в культурной деятельности, растет количество социальных групп, предрасположенных к девиантному поведению.
Такие явления усугубляются, с одной стороны, существенным сокращением финансирования учреждений культуры, отсутствием в них необходимого оборудования, низким уровнем оплаты труда работников культуры, а с другой - снижением социального статуса работников культуры, наличием многочисленных барьеров для вхождения культуры в рыночную среду.
Таким образом, в настоящее время ощущается необходимость существенного улучшения организации культурной деятельности, досуга и отдыха населения, создания условий, обеспечивающих разумное использование свободного времени, чему во многом способствует поиск новых форм и методов управления культурно-досуговой деятельностью как одного из ключевых факторов, обеспечивающего достижение нового качества в развитии сферы культуры.
В этих условиях возникает необходимость как изучения современных концепций культурного развития, так и разработки эффективных моделей и механизмов управления развитием культурно-досуговой сферы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Особое значение в этой связи приобретает разработка и внедрение модели управления культурно-досуговой сферой на региональном и муниципальном уровнях, где органы управления наиболее близки к культурным запросам населения и могут оперативно влиять на ситуацию посредством принятия конкретных управленческих решений. Необходимость решения указанных проблем и определили актуальность избранной тематики выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Исследования эффективности работы учреждений культуры появились в 1980-х гг. в рамках социологии культуры и социологии управления. Теоретические основы изучения социокультурной сферы, а также анализ роли материальных, социальных и политических факторов, влияющих на культурную жизнь страны, отражены в исследованиях А.Л. Миронова, Г. Е. Шкалиной.
Основные принципы и модели управления сферой культуры и досуга раскрываются в трудах Д. П. Барсукова, Л. Е. Вострякова, Н.А. Носковой, К.С. Холодковой и др Различные аспекты управления культурным развитием и сферой культуры посредством правовых, финансовых, организационных и информационных механизмов отражены в трудах Е. М. Акулич, М. В. Асаиновой, Г. Г. Карповой и ряда других.
В работах С. Миронова и В. В. Тарновского рассмотрены особенности и основные проблемы проектного управления в сфере культуры.
Вопросы реализации культурной политики на федеральном и региональном уровнях представлены в работах Л. Е. Вострякова, Н. Г. Федотовой, С. В. Шишкина . Проблемам рассмотрения принципов формирования, а также целей и механизмов управления развитием культурно-досуговой сферы на муниципальном уровне посвящены исследования К. В. Вишневской, В. Чурбанова и др.
Несмотря на наличие большого числа трудов отечественных исследований, посвященных рассмотрению специфики культурной деятельности, публикаций, раскрывающих особенности управления развитием культурно-досуговой сферы на муниципальном уровне не так много, что предопределяет необходимость проведения дальнейших теоретических и практических исследований по данной проблематике.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования механизмов реализации культурной политики в условиях муниципального образования и недостаточностью практических рекомендаций по управлению развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области.
Объектом выпускного квалификационного исследования является реализация культурной политики на муниципальном уровне.
Предмет исследования - управление развитием культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании «Ливенское сельское поселение Красногвардейского района Белгородской области».
Цель исследования - разработка рекомендаций по управлению развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы управления развитием культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании;
2) проанализировать практику управления развитием культурно - досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области;
3) предложить направления совершенствования управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области;
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения комплексного подхода, изложенного в исследованиях Г. Л. Тульчинского, Е. Л. Шековой, С. В. Шишкина , и позволившего рассмотреть муниципальное управление культурно-досуговой деятельностью как систему, изменяющуюся в результате взаимодействия отдельных элементов с внешней средой.
Важную роль в процессе исследования играли методы структурного, функционального и сравнительного анализа, с помощью которых были выявлены принципы организации муниципального управления культурно - досуговой деятельностью в Красногвардейском районе; описательный метод, позволивший собрать теоретический материал по практике муниципального управления в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области; анализ документов, опрос. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством группировки первичных эмпирических данных.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составили:
1) федеральные и региональные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов власти в области реализации культурной политики ;
2) нормативные правовые акты Красногвардейского района Белгородской области, а также документы, регламентирующие деятельность администрации Ливенского сельского поселения в культурно-досуговой сфере и являющиеся основаниями для осуществления муниципальной культурной политики ;
3) результаты авторского социологического исследования, проведенного в марте-апреле 2018 года и включающего в себя: анкетный опрос жителей Красногвардейского района (N=100), экспертный опрос представителей администрации Красногвардейского района и работников культурно-досуговых учреждений Ливенского сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области (N=12).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования выводов и рекомендаций, сформулированных автором исследования, в деятельности органов муниципального управления развитием культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области, а также при чтении специальных курсов для бакалавров направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Рассмотрение теоретических и эмпирических аспектов управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района Белгородской области позволяет сделать следующие выводы по выпускной квалификационной работы.
Эффективное развитие культурно-досуговой сферы определяется многими факторами, среди которых одним из основополагающих является грамотное управление, проявляющееся как на государственном, так и на муниципальном уровне.
Управление развитием культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы местного самоуправления в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также организации досуга населения муниципального образования. Основной задачей органов местного самоуправления в области развития культурно-досуговой сферы является создание системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры и досуга. Среди множества подходов к реализации культурной политики на уровне местного самоуправления наиболее целесообразными, на наш взгляд, являются подход, определяющий культурную политику как менеджмент культурной среды и программно-целевой подход.
Муниципальная политика в сфере культуры и досуга строится на основе общих принципов государственной политики и регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре, а также иными федеральными и региональными нормативными актами. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях накоплен определенный положительный опыт реализации государственной культурной политики. Значительная работа проводится по сохранению памятников истории и культуры, развитию народной культуры. Осуществляется реорганизация системы управления учреждениями культурно-досуговой сферы, усиливается внимание подготовке и переподготовке кадров, осуществляется адаптация культурно-досуговой сферы к рыночным условиям. Во многих муниципалитетах, отдельных поселениях разработаны программы развития культуры, в содержании которых отражены государственные и местные приоритеты.
Несмотря на положительную динамику, управление развитием культурно-досуговой сферы на уровне муниципальных образований связано с рядом трудностей объективно-субъективного характера. Так, по-прежнему недооценивается роль культурно-досуговой сферы в решении социально-экономических вопросов, в повышении качества жизни населения, что находит отражение в самой низкой в стране средней заработной плате работников культурно-досуговых учреждений. Небольшие средства выделяются на развитие учреждений культуры, их ресурсной базы. Не создаются должные социально-экономические условия для закрепления выпускников вузов, хотя в сельских учреждениях культуры половина работающих специалистов не имеют специального образования. Все это требует согласованной политики органов власти по преодолению обозначенных проблем и созданию условий для развития культурно-досуговой сферы муниципальных образований.
Основные функции по управлению сферой культуры и досуга в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района возложены на администрацию поселения. В полномочия органов местного самоуправления Ливенского сельского поселения в отношении культурно-досуговой сферы входит создание условий для реализации мер, направленных организацию досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры. Наличие уникальных природно-климатических ресурсов, богатое культурное и историко-архитектурное наследие Ливенского сельского поселения позволяют сохранить интерес к поселению как к месту рекреации со стороны населения Белгородской области. При этом, устойчивое развитие Ливенского сельского поселения основывается на максимальной мобилизации внутренних ресурсов при безусловной поддержке регионального бюджета и привлечении малого бизнеса.
К числу сильных сторон культурно-досуговой сферы в Ливенской сельском поселении можно отнести: сохранение и развитие национальных традиций и исторического наследия поселения; создание условий для повышения активности населения в культурно-досуговой сфере посредством регулярного проведения мероприятий; повышение уровня культуры жителей поселения, создание условий для организации досуга населения в целом, и самореализации молодежи, в частности; рост качества управления культурно-досуговой сферой на территории Красногвардейского района, в целом, и Ливенского сельского поселения, в частности.
Анализ функционирования учреждений культурно-досуговой сферы, а также результаты проведенного анкетирования жителей поселка Ливенка и экспертного опроса работников учреждений культуры района позволили определить основные проблемы, требующие управленческого вмешательства со стороны органов муниципальной власти. К их числу относятся: слабая стандартизированность услуг культурно-досуговой сферы; низкий уровень использования современных информационных технологий в практике муниципального управления культурно-досуговой сферой; нехватка квалифицированных управленческих кадров, а также дефицит специалистов в учреждениях культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения; несовершенство механизмов привлечения молодежи и пенсионеров к участию в культурно-досуговой деятельности; недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы; неустойчивость финансирования и неравномерное распределение
финансовых средств между учреждениями культуры Ливенского поселения, отсутствие мониторинговой деятельности в отношении культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения. По мнению экспертов, решение этих проблем требует координации усилий всех заинтересованных сторон и позволит поднять функционирование учреждений культурно-досуговой сферы на качественно новый уровень.
В качестве одного из направлений повышения эффективности деятельности администрации Ливенского сельского поселения в области управления развитием культурно-досуговой сферы может быть предложен проект, направленный на реализацию следующих основных задач: обеспечение сохранности и популяризации историко-культурного наследия Ливенского сельского поселения; совершенствование нормативно-правового обеспечения управления развитием культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения; организацию мониторингового отдела и введение должности специалиста по культурно-досуговой сфере в администрации Ливенского сельского поселения; модернизацию учреждений культурно¬досуговой сферы Ливенского сельского поселения; повышение качества и доступности культурно-досуговых услуг, предоставляемых жителям Ливенского сельского поселения; обеспечение информационного сопровождения развития культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения.
В ходе реализации проекта предусмотрено осуществление следующего комплекса мероприятий: повышение нормативно-правового обеспечения реализации мероприятий проекта посредством разработки муниципальной программы «Управление развитием культурно-досуговой сферой Ливенского сельского поселения на 2018-2020 годы»; организация мониторингового отдела и введение должности специалиста по культурно-досуговой сфере в администрации Ливенского сельского поселения; создание условий для проведения досуга и обеспечения жителей Ливенского сельского поселения услугами учреждений культуры; обеспечение информационной поддержки развития культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения.
В целях дальнейшего совершенствования муниципального управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района считаем целесообразным предложить ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ливенского сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области:
1) рассмотреть и принять к реализации проект по повышению эффективности муниципального управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении;
2) создать мониторинговый отдел и вести должность специалиста по культурно-досуговой сфере в администрации Ливенского сельского поселения;
3) предусмотреть размещение информационных материалов о ходе реализации проекта в региональных и муниципальных средствах массовой информации.
Эффективное развитие культурно-досуговой сферы определяется многими факторами, среди которых одним из основополагающих является грамотное управление, проявляющееся как на государственном, так и на муниципальном уровне.
Управление развитием культурно-досуговой сферы в муниципальном образовании - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуются органы местного самоуправления в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также организации досуга населения муниципального образования. Основной задачей органов местного самоуправления в области развития культурно-досуговой сферы является создание системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры и досуга. Среди множества подходов к реализации культурной политики на уровне местного самоуправления наиболее целесообразными, на наш взгляд, являются подход, определяющий культурную политику как менеджмент культурной среды и программно-целевой подход.
Муниципальная политика в сфере культуры и досуга строится на основе общих принципов государственной политики и регламентируется Основами законодательства Российской Федерации о культуре, а также иными федеральными и региональными нормативными актами. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях накоплен определенный положительный опыт реализации государственной культурной политики. Значительная работа проводится по сохранению памятников истории и культуры, развитию народной культуры. Осуществляется реорганизация системы управления учреждениями культурно-досуговой сферы, усиливается внимание подготовке и переподготовке кадров, осуществляется адаптация культурно-досуговой сферы к рыночным условиям. Во многих муниципалитетах, отдельных поселениях разработаны программы развития культуры, в содержании которых отражены государственные и местные приоритеты.
Несмотря на положительную динамику, управление развитием культурно-досуговой сферы на уровне муниципальных образований связано с рядом трудностей объективно-субъективного характера. Так, по-прежнему недооценивается роль культурно-досуговой сферы в решении социально-экономических вопросов, в повышении качества жизни населения, что находит отражение в самой низкой в стране средней заработной плате работников культурно-досуговых учреждений. Небольшие средства выделяются на развитие учреждений культуры, их ресурсной базы. Не создаются должные социально-экономические условия для закрепления выпускников вузов, хотя в сельских учреждениях культуры половина работающих специалистов не имеют специального образования. Все это требует согласованной политики органов власти по преодолению обозначенных проблем и созданию условий для развития культурно-досуговой сферы муниципальных образований.
Основные функции по управлению сферой культуры и досуга в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района возложены на администрацию поселения. В полномочия органов местного самоуправления Ливенского сельского поселения в отношении культурно-досуговой сферы входит создание условий для реализации мер, направленных организацию досуга и обеспечения жителей сельского поселения услугами организаций культуры. Наличие уникальных природно-климатических ресурсов, богатое культурное и историко-архитектурное наследие Ливенского сельского поселения позволяют сохранить интерес к поселению как к месту рекреации со стороны населения Белгородской области. При этом, устойчивое развитие Ливенского сельского поселения основывается на максимальной мобилизации внутренних ресурсов при безусловной поддержке регионального бюджета и привлечении малого бизнеса.
К числу сильных сторон культурно-досуговой сферы в Ливенской сельском поселении можно отнести: сохранение и развитие национальных традиций и исторического наследия поселения; создание условий для повышения активности населения в культурно-досуговой сфере посредством регулярного проведения мероприятий; повышение уровня культуры жителей поселения, создание условий для организации досуга населения в целом, и самореализации молодежи, в частности; рост качества управления культурно-досуговой сферой на территории Красногвардейского района, в целом, и Ливенского сельского поселения, в частности.
Анализ функционирования учреждений культурно-досуговой сферы, а также результаты проведенного анкетирования жителей поселка Ливенка и экспертного опроса работников учреждений культуры района позволили определить основные проблемы, требующие управленческого вмешательства со стороны органов муниципальной власти. К их числу относятся: слабая стандартизированность услуг культурно-досуговой сферы; низкий уровень использования современных информационных технологий в практике муниципального управления культурно-досуговой сферой; нехватка квалифицированных управленческих кадров, а также дефицит специалистов в учреждениях культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения; несовершенство механизмов привлечения молодежи и пенсионеров к участию в культурно-досуговой деятельности; недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы; неустойчивость финансирования и неравномерное распределение
финансовых средств между учреждениями культуры Ливенского поселения, отсутствие мониторинговой деятельности в отношении культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения. По мнению экспертов, решение этих проблем требует координации усилий всех заинтересованных сторон и позволит поднять функционирование учреждений культурно-досуговой сферы на качественно новый уровень.
В качестве одного из направлений повышения эффективности деятельности администрации Ливенского сельского поселения в области управления развитием культурно-досуговой сферы может быть предложен проект, направленный на реализацию следующих основных задач: обеспечение сохранности и популяризации историко-культурного наследия Ливенского сельского поселения; совершенствование нормативно-правового обеспечения управления развитием культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения; организацию мониторингового отдела и введение должности специалиста по культурно-досуговой сфере в администрации Ливенского сельского поселения; модернизацию учреждений культурно¬досуговой сферы Ливенского сельского поселения; повышение качества и доступности культурно-досуговых услуг, предоставляемых жителям Ливенского сельского поселения; обеспечение информационного сопровождения развития культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения.
В ходе реализации проекта предусмотрено осуществление следующего комплекса мероприятий: повышение нормативно-правового обеспечения реализации мероприятий проекта посредством разработки муниципальной программы «Управление развитием культурно-досуговой сферой Ливенского сельского поселения на 2018-2020 годы»; организация мониторингового отдела и введение должности специалиста по культурно-досуговой сфере в администрации Ливенского сельского поселения; создание условий для проведения досуга и обеспечения жителей Ливенского сельского поселения услугами учреждений культуры; обеспечение информационной поддержки развития культурно-досуговой сферы Ливенского сельского поселения.
В целях дальнейшего совершенствования муниципального управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении Красногвардейского района считаем целесообразным предложить ряд практических рекомендаций в адрес администрации Ливенского сельского поселения Красногвардейского района Белгородской области:
1) рассмотреть и принять к реализации проект по повышению эффективности муниципального управления развитием культурно-досуговой сферы в Ливенском сельском поселении;
2) создать мониторинговый отдел и вести должность специалиста по культурно-досуговой сфере в администрации Ливенского сельского поселения;
3) предусмотреть размещение информационных материалов о ходе реализации проекта в региональных и муниципальных средствах массовой информации.



