ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические основы реализации принципа наглядности в обучении лексике английского языка 8
1.1 Мода как социокультурное явление и объект научного изучения .... 8
1.2 Понятие наглядности в обучении ИЯ 15
1.3 Роль наглядности в обучении лексике ИЯ в российских и
зарубежных исследованиях 23
Глава II. Особенности применения наглядности в обучении лексике
английского языка (на примере темы «Одежда. Мода») 33
2.1 Особенности изучения лексики по теме «Одежда. Мода» в
современных российских УМК по АЯ 33
2.2 Роль и место наглядности по теме «Одежда. Мода» в современных
российских УМК по АЯ 42
2.3 Результаты тестирования лексических навыков учащихся средней
школы по теме «Одежда. Мода» 49
2.4 Рекомендации по реализации принципа наглядности при обучении
ИЯ в средней школе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сфера моды является наднациональным проектом, который задействует в своей деятельности тысячи людей из разных стран мира. Выход на международный рынок - это показатель успеха любого специалиста данной отрасли. Для того чтобы взаимодействие с зарубежными партнёрами происходило наиболее эффективно, специалисту необходимо владеть иностранными языками. В наши дни языком интернационального общения принято считать английский. Однако помимо разговорной лексики, выбранная сфера деятельности предполагает также и владение узкопрофильными специальными языковыми единицами.
Запоминание слов всегда было своего рода «краеугольным камнем» при обучении иностранному языку. Как правило, обучающиеся предпочитают запоминать новые слова методом «зубрёжки», вследствие чего не происходит формирования тематического понятийного аппарата. Очевидно, что обучающимся не хватает наглядности, так как в современном обществе визуальная информация выходит на передний план. Современный человек воспринимает окружающий мир посредством органов чувств и в большей степени посредством визуального канала. Именно это помогает ему лучше воспринимать и запоминать информационный поток.
Однако стоит отметить, что в образовательном процессе этому методу не уделяется большого внимания, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе. Предметом исследования - особенности реализации принципа наглядности в преподавании темы «Одежда. Мода» на уроках английского языка на разных этапах обучения в средней школе.
Целью нашей работы является выявление особенностей реализации принципа наглядности в обучении лексике английского языка по теме «Одежда. Мода» в средней школе. Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
1. Изучить литературу по феномену моды; обобщить и уточнить понятие, основные виды и функции наглядности в обучении ИЯ.
2. Выявить особенности изучения лексики по теме «Одежда. Мода» в УМК Spotlightи Starlightдля каждой возрастной группы обучающихся.
3. Уточнить объём остаточных знаний по теме «Одежда. Мода» у обучающихся средней школы и глубину интереса к ней.
4. Сформулировать ряд рекомендаций по реализации принципа наглядности при обучении ИЯ в средней школе.
Для успешного достижения поставленных цели и задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературы, сравнение, измерение, эксперимент, опрос, обобщение и анализ полученных данных.
Теоретическая значимость данной магистерской диссертации заключается в попытке обобщить существующие взгляды зарубежных и отечественных учёных по данной проблеме для того, чтобы выделить ключевые особенности применения принципа наглядности в обучении специальной лексике иностранного языка.
Практическая значимость данной работы заключается в составлении рекомендаций для наиболее эффективной реализации принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку в средней школе. Кроме того, представленные материалы могут стать основой для создания новой программы обучения специалистов рассматриваемой области (в частности, fashion-сегмент), что будет способствовать быстрому и более продуктивному развитию данной отрасли в отдельной стране и во всём мире в целом.
Материалом для теоретической части исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных, методистов и учителей-практиков. В процессе работы нами были исследованы различные УМК по английскому языку для средней школы с учетом требований наиболее популярных у современных российских педагогов программ, в частности, УМК Spotlightи Starlight,УМК Enjoy English,УМК New millennium English,УМК English (В.П. Кузовлев и др.), УМК English(О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) и УМК English(И.Н. Верещагина и др.). В целом, нами было собрано и проанализировано около 150 единиц специальной лексики по теме «Одежда. Мода».
Теоретическая база исследования представляет собой труды отечественных и зарубежных философов, педагогов и лингвистов. Исследованиями моды как социокультурного феномена занимались такие известные мыслители как Т. Веблен («Теория праздного класса. Институциональная экономика», 1899), В. Зомбарт («Народное хозяйство и мода», 1904), Г. Зиммель («Философия моды», 1905), Р. Барт («Система моды», 1967) и Ж. Бордийяр («Мода и феерия кода», 1976). Вопросом влияния наглядных образов на процесс запоминания и обучения в целом - Я.А. Коменский («Великая дидактика», 1985), И.Г. Песталоцци («Лингард и Гертруда», 1781-1787; «Как Гертруда учит своих детей», 1801 и другие), К.Д. Ушинский, К.Ю. Блохманн, Ф. Фребель, А.А. Хованский и другие. Что касается современных исследований нашего века, то среди отечественных деятелей, изучающих вопрос моды, стоит выделить К.Ю. Михалёву («Мода как социальный институт», 2012, «Мода: предмет, история, социология, экономика», 2016). А за рубежом наиболее популярными стали D. Crane (“Fashion and its Social Agendas”, 2000), P. Sweetman (“Anchoring the (Postmodern) self? Body modification, fashion and identity”, 2000) и Kawamura (“Fashion Japanese subcultures”, 2012). Вопросами наглядности занимались
S.Thornbury (1996), E. Smidt и V. Hegelheimer (2004), а также T. Cobb (2007).
Научная новизна данной работы заключается в обобщении и уточнении условий эффективной реализации принципа наглядности при формировании лексических навыков обучающихся путём максимального привлечения органов чувств к познавательному процессу. Данные условия сформулированы в виде рекомендаций на основе глубокого анализа содержания современных УМК по АЯ и определения роли и места наглядности при изучении темы «Одежда. Мода», а также тестирования уровня лексических навыков обучающихся и мотивации к изучению темы «Одежда. Мода» на уроках АЯ в средней школе.
В работе обоснована необходимость максимального использования наглядности при изучении темы «Одежда. Мода» на основании того, что одежда является объектом, наиболее ощущаемым всеми органами чувств. Сделаны выводы, что в процессе такой наглядно-познавательной деятельности, обучающийся сможет ясно видеть написание слова и его художественную интерпретацию, проводя параллель и тем самым закрепляя новую информацию в своей голове. Таким образом, еще одним преимуществом становится навык формирования денотата при малейшем упоминании референта в повседневной жизни, что позволит не только наиболее эффективно запоминать новую лексику, но и будет способствовать развитию творческого мышления обучающихся.
В работе также обоснована необходимость поиска и внедрения эффективных методов изучения специальной лексики уже на начальном и среднем этапе обучения для построена системы непрерывного образования для конкретной отрасли по принципу преемственности. А это значит, что, если обучающийся имеет склонность к определенной сфере деятельности, то он/ она может начать двигаться к вершине, начиная с периода обучения в средней школе.
Структура магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа магистранта состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрывается актуальность исследования, его предмет и объект, формируются цели и задачи, теоретическая и практическая значимость данной магистерской диссертации.
В первой главе «Теоретические основы реализации принципа наглядности в обучении лексике английского языка» рассматриваются теоретические исследования в области данной темы. Раскрывается понятие моды, как социокультурного явления, и наглядности, как одного из основных методических принципов в обучении иностранному языку.
Вторая глава «Особенности применения наглядности в обучении лексике английского языка (на примере темы «Одежда. Мода»)» посвящена специфике изучения лексики иностранного языка в современных УМК в средней школе и исследованию роли наглядности в них. Представлены результаты эксперимента с обучающимися разных возрастных групп на определение остаточных знаний и выявление интереса к исследуемому вопросу. Приведены рекомендации по наиболее эффективному внедрению принципа наглядности в образовательный процесс.
В заключении формулируются общие выводы исследования.
Апробация. Результаты данного исследования нашли своё отражение в следующих публикациях:
1) Поморцева Н.П., Антонова С.П. Проблема обучения специальной" лексике ИЯ в средней школе // Казанский лингвистический журнал. - 2019. - №3. - С. 144-155.
2) Антонова С.П., Поморцева Н.П. Реализация принципа наглядности в обучении лексике английского языка в средней школе // Terra Linguae: сб. науч. ст. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - Вып. 5. - 224 с. - С.195-201.
3) Антонова С.П., Поморцева Н.П. Оценка уровня овладения
специальной лексикой в средней школе (на материале темы «Одежда. Мода») // Казанский вестник молодых учёных. - 2019. -№5 (13). - С. 110-115.
4) Антонова С.П., Поморцева Н.П. Условия реализации принципа наглядности в обучении специальной лексике ИЯ в школе // Terra Linguae: сб. науч. ст. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. - Вып. 7. - 224 с. - С.195-201.
Все материалы указанных сборников постатейно индексируются в РИНЦ.
Проблема запоминания лексики при обучении иностранному языку всегда была и до сих пор остаётся наиболее актуальным вопросом в методике преподавания иностранного языка. В современных школах обучающиеся часто вынуждены запоминать новую лексику методом «зубрёжки», что, по мнению экспертов, является не самым эффективным способом. В связи с перенасыщением современного общества всевозможными визуальными объектами, наиболее продуктивным методом запоминания информации, по нашему мнению, будет использование наглядности в образовательном процессе. Являясь одним из основополагающих структур педагогики, данный принцип уже внедрён в программу. Однако интенсивность использования, несмотря на доказанную эффективность, до сих пор остаётся на низком уровне.
В рамках данной магистерской работы нами было проведено исследование, касающееся выявления особенностей реализации принципа наглядности в обучении лексике английского языка в средней школе на примере темы «Одежда. Мода». В процессе изучения литературы по феномену моды было установлено, что данная сфера вызывает активный интерес не только у тех людей, кто выбрал данный сегмент в качестве своей профессиональной деятельности, но и у обычных людей. Также была установлена необходимость в высококвалифицированных мультилингвальных кадрах, способных совершенствовать и развивать данную отрасль. Являясь многосторонним и многогранным феноменом, оказывающим влияние на привычки, ценности и вкусы целого общества, мода нуждается в коммуникации между людьми без каких-либо барьеров (языковых в первую очередь). Не зря выдающиеся мыслители и социологи придавали ей качества одной из самых главных черт современности, которая затрагивает практически все сферы деятельности, начиная с экономики и заканчивая философией, не говоря уже об одежде и вешнем облике человека, как о более узком её направлении.
Параллельно с изучением теорий моды был проведёт анализ основных научных трудов, посвящённых принципу наглядности и его применению в образовательном процессе. Исследования разных лет показали значительную эффективность данного метода при использовании его в целях восприятия и запоминания новой информации. Являясь одним из самых важных педагогических принципов, принцип наглядности занимает одно из лидирующих положений в образовательном процессе, что неоднократно было доказано учёными прошлого и современности. Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие деятели науки - все они неоднократно подтверждали нужность и важность наблюдения и анализа не только в изучении гуманитарных предметов, (например, в изучение языков) но и во всех остальных областях познания, включая математический счёт.
Также был достаточно подробно рассмотрен вопрос применения наглядности непосредственно в обучении лексике иностранного языка. Несмотря на большое количество исследований в этой области (как отечественных, так и зарубежных), стоит отметить, что в основном данное направление рассматривается учёными как вспомогательный фон, а не как специальный теоретический объект, способный разрешить многие психолого-педагогические и дидактические задачи. В связи с этим, принцип наглядности становится достаточно актуальной проблемой в области обучения и образования, а также прекрасным объектом для более подробного изучения.
В процессе работы достаточно детально была исследована школьная программа по английскому языку в учебных заведениях нашей страны, как отправная точка начала обучения. Проведён подробный анализ школьных УМК Spotlightи Starlightна наличие лексических единиц по теме «Одежда. Мода» с целью определения глубины и интенсивности изучения данного вопроса на ступенях общего образования, а также сделано сопоставление особенностей изучения специальной лексики и потребностей для каждой возрастной группы обучающихся.
Также был исследован процесс применения принципа визуальной наглядности в наиболее популярных у российских педагогов УМК (Spotlight и Starlight, Enjoy English, New millennium English, English(В.П. Кузовлев и др.), English(О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) и English(И.Н. Верещагина и др.)) с целью определения роли и места данного метода в отечественном образовании. В результате подробного анализа мы пришли к выводу, что данный принцип используется в преподавании не так часто, что усложняет процесс усвоения новых лексических единиц. Кроме того, тема «Одежда. Мода» рассматривается в достаточно узком ключе, не охватывая весь вокабуляр, который может пригодится даже в повседневной жизни, не говоря уже о профессиональной деятельности в рассматриваемой области.
Также был проведён опрос обучающихся средних школ России и Словении с целью уточнения объёма остаточных знаний по теме «Одежда. Мода» и определения глубины интереса к ней. Результаты эксперимента в отечественной системе образования показали, что по направлению от столиц к регионам процент усвоения специальной лексики имеет тенденцию к значительному понижению, что может говорить о недостаточно продуманном подходе к обучению, который при грамотной реализации мог бы поддерживать мотивацию обучающихся на должном уровне, а также обеспечивать индустрию образования компетентными кадрами и соответствующим техническим оборудованием. Обучающиеся школ Словении продемонстрировали более высокий уровень знаний, что, вероятно, связано с расположением страны, более доступными путешествиями и с совершенно иной программой обучения. Что касается интереса, то в среднем показатели по всем возрастным группам оказались на уровне чуть выше среднего, что говорит о том, что при правильной подаче материала, процент привлекательности рассматриваемого вопроса вполне может быть увеличен до максимальных значений.
В результате проделанной работы был составлен ряд практических рекомендаций по более эффективному применению принципа наглядности в процессе обучения иностранному языку в средней школе. Также необходимо отметить, что данные материалы могут быть успешно использованы в будущем для создания новой программы обучения специалистов в конкретной отрасли. Данные методы позволят создать научно-методический комплекс для целой системы непрерывного образования, построенной по принципу преемственности, что позволит обучающимся начать движение к вершине профессионализма, начиная с самых ранних лет.
1. Адилова Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения / Н.Ф. Адилова // Молодой ученый. - 2011. - Т. II. - №12. - С. 121-124.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Акбаева Х. Лексика в системе языковых средств как важнейший компонент речевой деятельности / Х. Акбаева // Academy. - 2017. - №3 (18). - С. 46-48.
4. Воробъева Е., Глазунова А. Мода и ее влияние на организм подростка /
Е. Воробъёва, А. Глазунова // Режим доступа:
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/04/issledovatelskaya-rabota-moda-i-ee-vliyanie-na-organizm-podrostka , дата обращения 27.05.20.
5. Галич Л. Ю. Сообщение по методике преподавания английского языка:
«Лексический аспект обучения и проблемы лексического отбора материала на старшем этапе обучения английскому языку в общеобразовательной школе» / Л.Ю. Галич// Режим доступа:
https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/lieksichieskiiaspiektobuchieniiai probliemyotboralieksichieskoghomatierialanastarshiemetapieobuchieniiaanghliisko muiazykuvsriednieishkolie, дата обращения 27.05.20.
6. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2006. - 335с.
7. Гигиена и питание подростков. Комплексное исследование / Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова // Режим доступа:https://studfiles.net/preview/3992708/page:4/,дата обращения 27.05.20.
8. Гусейнов А.З. Развитие принципа наглядности в истории педагогики / А.З. Гусейнов, Г.Д. Турчин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2007. - №7 (1). - С. 64¬
67.
9. Дьяков А.В., Емельянова М.А. Ролан Барт: система моды и подозрительность к системе / А.В. Дьяков, М.А. Емельянова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2009. - №1 (25). - С. 30-37.
10. Жимбаева Ц.Ч. Особенности развития идентификации в подростковой среде / Ц.Ч. Жимбаева // Вестник Бурятского университета. - 2009. - № 14. - С. 197-201.
11. Зиммель Г. Избранное: в 2 т. Т. 2: Созерцание жизни / Г. Зиммель, пер. с нем. - М.: Юрист, 1996. - 267 с.
12. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 6: Антропология с прагматической точки зрения. Антропологические замечания о вкусе. О вкусе, отвечающем моде / И. Кант. - СПб.: Наука, 1999. - 471 с.
13. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гребенова, М. Ламарова. - Прага: Артия, 1988. - 608 с.
14. Ковалёва В.С. Методика комплексного использования средств
наглядности в формировании речевых навыков и умений аудирования / В.С. Ковалёва [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3bc78a4d53a88421306c26 0.html
15. -Колесникова А.Ю. Принцип отбора и организации иллюстративного материала для обучения иностранному языку / А.Ю. Колесникова // Концепт. - 2016. - № S7. - С. 23-28.
16. Коменский Я. Великая дидактика / Я. Коменский. — СПб.:
Типография А. М. Котомина, 1875. - 282 с.
17. Коменский Я.А. Дидактические принципы: (Отрывки из "Великой дидактики") / Со вступ. статьей А. А. Красновского / Я.А. Коменский. - М.: Учпедгиз, 1940. - 91 с.
18. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: 2 т./
Я.А.Коменский. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1982. - 1232 с.
19. Копылова В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 156-158.
20. Ломб К. Как я изучаю языки / К. Ломб. - Вильнюс: Мокслас, 1984. - 176 с.
21. Несова Н. М. Грамматические и стилистические пометы в толковых словарях русского и английского языков: Дисс. ... канд. филол. наук. — М., 2006. — С. 94.
22. Несова Н. М. Стилистическая квалификация слов в английском языке / Н.М. Несова // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. - 2012. - №1. - С. 50-54.
23. Пахомова М. Г. Мода как социально-культурный феномен / М.Г. Пахомова // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - №3 (4). - С. 42-44.
24. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
25. Песталоцци И.Г. Педагогические сочинения / И.Г. Песталоцци. - М., 1950.
26. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов (Образование XXI века) / П.И. Пидкасистый. - 2-е изд., допол. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.
27. Посохова С.Т. Принятие моды: внешнее и внутреннее измерение
личности / С.Т. Посохова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - №128. - С. 92¬
105.
28. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических
терминов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http ://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-
terminy/slovo/?q=486&n=17 01, дата обращения 27.05.20.
29. Самойлова С.В. Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей / С.В. Самойлова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/23/realizatsiya-printsipa-naglyadnosti,дата обращения 27.05.20.
30. Самсонова Т.С. "Материаловедение" для студентов специальности
"Дизайн" среднего профессионального образования: выпускная
квалификационная работа бакалавра: 44.03.04 - Профессиональное обучение (по отраслям). - Алтайский гос. университет, Барнаул, 2017 - 97 с.
31. Смит А. Теория нравственных чувств, или Опыт исследования о законах, управляющих суждениями / А. Смит. — СПб.: И. И. Глазунов, 1895.-350 с.
32. Солонцова Л.П. Методика обучения иностранным языкам в 3 частях: учеб. для вузов (бакалавриат) / Л.П. Солонцова. - М.: ВЛАДОС, 2018. - Часть 1 : Общие вопросы. Базовый курс. - 272 с.
33. Суздальцева В. Н., Рахманова Л. И. Современный русский язык. Лексика, фразеология, морфология. Учебник для студентов ВУЗов. Издание 3-е / В.Н. Суздальцева, Л.И. Рахманова. — М.: Аспект Пресс, 2010. - 465с.
34. Сыромолотова Е.М. Современные проблемы и технологии обучения лексике английского языка в сфере моды / Е.М. Сыромолотова // Вопросы студенческой науки. - 2017. - №16. - С. 147 - 151.
35. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении / А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало // Педагогическое образование в России. - 2016.
- №6. - С. 102-109.
36. Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для учащих / К.Д. Ушинский // Собр. соч. - М., 1949. - Т.6. - 448 с.
37. Харламов И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
38. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга; пер.с нидерл. В.В. Ошиса. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 352 с.
39. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/principy-obucheniya.html, дата
обращения 27.05.20.
40. Barcroft J. Second Language Vocabulary Acquisition: A Lexical Input Processing Approach / J. Barcroft // Foreign Language Annals. - 2004. - № 37. - P. 200-208.
41. Bower, G. The psychology of learning and motivation / G. Bower. - New York: Academic Press, 1970. - 426 p.
42. Carter R., McCarthy M. (Eds.). Vocabulary and language teaching / R. Carter, McCarthy, M. (Eds.). - New York: Longman, 1988. - 254 p.
43. Cobb, T. Breadth and depth of vocabulary acquisition with hands-on concordancing / T. Cobb // Computer Assisted Language Learning. - 1999. - № 12. - P. 345-360.
44. French A. V. Techniques in Teaching Vocabulary. Teaching Techniques in English as a Second Language / A.V. French. - Oxford: Oxford University Press, 1983. - 144 p.
45. Hague S. Vocabulary Instruction: What L2 Can Learn from L1 / S. Hague // Foreign Language Annals, 1987. - № 20 (3). - P. 217-225.
46. Higbee, K. Recent Research on Visual Mnemonics: Historical Roots and Educational Fruits / K. Higbee // Review of Educational Research. - 1979. - № 49(4). - P. 611.
47. Hsiao, I.Y.T., Lan, Y.-J., Kao C.-L., Li, P. Visualization Analytics for Second Language Vocabulary Learning in Virtual Worlds / I.Y.T. Hsiao, Y.-J. Lan, C.-L. Kao, P. Li // Educational Technology and Society. - 2017. - № 20 (2). - P. 161-175.
48. Kern, R. G. Second language reading strategy instruction: Its Effects on comprehension and word inference ability / R.G. Kern // The Modern Language Journal. - 1989. - № 73 (2). - P. 135-149.
49. Kolodii O., Kovalchuk I., Syvak O. The impact of visualization techniques on student’s learning vocabulary / O. Kolodnii, I. Kovalchuk, O. Syvak // International journal of new economics and social sciences. - 2017. - № 6(2). - P. 359 - 367.
50. Llach P.A., Gomez A.B. Children’s characteristics in vocabulary acquisition and use in the written production / P.A. Llach, A.B. Gomez // RESLA. - 2007. - № 20. - Р. 9-26.
51. Malt B.C., Li P., Pavlenko A., Zhu J., Ameel E. Bi-directional lexical interaction inlate-immersed Mandarin-English bilinguals / B.C. Malt, P. Li, A. Pavlenko, J. Zhu, E. Ameel // Journal of Memory and Language. - 2015. - № 82. - P. 86-104.
52. Nyikos, M. Bilingualism and family: parental beliefs; child agency / M. Nyikos // Sustainable Multilingualism. - 2014. - № 5. - P.18-40.
53. Smidt E., Hegelheimer V. Effects of online academic lectures on ESL listening comprehension, incidental vocabulary acquisition, and strategy use / E. Smidt, V. Hegelheimer // Computer Assisted Language Learning. - 2004. - № 17 (5). - P. 517-556.
54. Thornbury, S. Teachers research teacher talk / S. Thornbury // ELT Journal.
- 1996. - № 50(4). - P. 279-289.
55. Zinszer B.D., Malt B., Ameel E, Li P. Native-likeness in second language lexical categorization reflects individual language history and linguistic community norms / B.D. Zinszer, B. Malt, E. Ameel, P. Li // Frontiers in Psychology. - 2014. - № 5. - P. 1-16.