ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ КАК ОСНОВНОЙ
ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Экономическая сущность и состав розничного товарооборота 7
1.2. Теоретические основы анализа показателей оборота розничной
торговли 10
1.3. Анализ динамики розничного товарооборота в Российской Федерации
и в Белгородской области за период 2010-2014 годы 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В ООО «МАРИВЕР» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «МАРИВЕР».26
2.2. Документальное оформление учета товаров в комиссионной
торговле 36
2.3. Синтетический и аналитический учет розничного товарооборота 43
2.4. Инвентаризация товаров, переданных комитентом для продажи 49
2.5. Мероприятия по совершенствованию учета товарооборота в ООО
«МАРИВЕР» 51
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА В ООО «МАРИВЕР» 55
3.1. Анализ динамики и сезонных колебаний товарооборота 55
3.2. Факторный анализ розничного товарооборота 59
3.3. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности
предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. На практике очень важна организация экономически эффективной работы торгового предприятия: в рамках розничной торговли это способствует росту розничного товарооборота, а также полному удовлетворению спроса населения и получению в конечном итоге прибыли предприятием.
Показатель розничного товарооборота отражает объем потребления товаров населением всей страны или отдельного региона. Анализ динамики данного показателя позволяет определить тенденции развития спроса и предложения на рынке, оценить объем привлечения денежных средств потребителей, сделать выводы об изменении развития торговой сети, охарактеризовать распределение реализации товаров по территориям и регионам страны, по конкретным субъектам хозяйствования, по отдельным группам товаров.
Комиссионная торговля является одной из разновидностей розничной торговли и имеет некоторые преимущества, одним из которых является отсроченное во времени возмещение комитенту стоимости проданных товаров. Данное обстоятельство практически исключает потребность в кредитах у комиссионера, однако несколько усложняет бухгалтерский учет. Поэтому для данной формы торговли особое значение приобретает организация бухгалтерского учета, планирование и анализ товарооборота.
Выше изложенные обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы исследования «Организационно-методическое обеспечение учета и анализа товарооборота в розничной торговле».
Цель и задачи диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является предоставление рекомендаций по совершенствованию организационно-методического обеспечения учета и анализа товарооборота в организации розничной торговли.
Задачи исследования:
- рассмотреть розничный товарооборот как основной показатель эффективности работы торгового предприятия;
- изучить состояние бухгалтерского учета розничного товарооборота в исследуемой организации;
- проанализировать розничный товарооборот в исследуемой организации.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность организации комиссионной торговли ООО «МАРИВЕР», объектом - розничный товарооборот данного предприятия по договору комиссии.
Теоретическая и методологическая база исследования. Методологической и теоретической основой исследования выступают положения по теории и методологии бухгалтерского учета и экономического анализа, представленные в трудах российских и зарубежных ученых, международные стандарты финансовой отчетности и российские нормативные акты в области бухгалтерского учета. Исследованием данной проблемы занимались многие экономисты, такие, как: Каплина С.А., Парушина Н.В., Кравченко Л.И., Соломатина А.Н., Любушин Н.П. и другие.
Для обработки исходной информации в исследовании были использованы следующие методы и приемы: группировки, сравнения и сопоставления, расчета, анализа и синтеза показателей, балансовый способ, метод экономических наблюдений и т.д.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили данные первичных документов, регистров синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности ООО «МАРИВЕР» за 2014-2015 годы, специализирующегося на розничной торговле по договорам комиссии, материалы Роскомстата по г. Белгороду и Белгородской области.
Научная новизна результатов исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и практическом решении вопросов, связанных с организационно-методическим обеспечением учета и анализа товарооборота в розничной торговле.
В процессе исследования получены следующие научные результаты:
1) сформулирована проблема, сущность которой заключается в том, что комиссионная продажа товаров с одной стороны относится к торговой деятельности, с другой стороны классифицируется как деятельность по оказанию услуг, поэтому к комиссионной продаже товаров нельзя в полной мере применить понятие «товарооборот», который является основным экономическим показателем торговых организаций;
2) определены тенденции розничного товарооборота в Российской Федерации и в Белгородской области за период 2010-2014 годы;
3) разработана авторская блок-схема анализа продажи товаров по договору комиссии в розничной торговле.
Практическая ценность исследования состоит в подготовке, представлении и использовании рекомендаций по совершенствованию организационно-методического обеспечения учета и анализа товарооборота предприятия розничной торговли.
Публикации. Основные положения работы доложены на двух конференциях: VII Международной научно-практической заочной конференции для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики» 21 апреля 2016 г., г. Белгород, Россия; Всероссийской научной конференции «Современное общество: наука, техника, образование» 15 декабря 2016 г., г. Нефтекамск, Россия. По материалам диссертационного исследования опубликованы три статьи:
Абрамова И.А. Анализ оборота оптовой торговли в Российской Федерации за период 2010-2014 год/Абрамова И. А., Семыкина Л.Н.//Актуальные проблемы развития национальной и региональной экономики: сб. науч. тр./под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. Е.Н.
Камышанченко, к-та экон. наук, доц. Н.П. Шалыгиной, к-та экон. наук, доц. Ю.Л. Растопчиной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. - 374 с.;
Абрамова И.А. Товарооборот розничной торговли как социальный индикатор/ Абрамова И. А., Семыкина Л.Н.//Современное общество: наука, техника, образование [Электроный ресурс]: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (г.Нефтекамск, 15 декабря 2016 г.) /Гл. ред. И.Р.Кызыргулов - Электрон. текст подготовлен НФ БашГУ. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016.
Абрамова И.А. Основные аспекты анализа продажи товаров по договору комиссии в розничной торговле у комиссионера / Абрамова И. А., Семыкина Л.Н.// Молодой ученый, - №30 (134), декабрь 2016 г. - С. 269.
Объем и структура работы. Магистерская диссертация изложена на 76 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, заключения. Список использованной литературы насчитывает 83 наименования, к работе приложено 10 документов.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, а также раскрыты научная новизна и практическая значимость.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации бухгалтерского учета и анализа розничного товарооборота.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, рассмотрено состояние бухгалтерского учета поступления и продажи товаров по договору комиссии в розничной торговле.
В третьей главе проведен анализ поступления и продажи товаров по договору комиссии на предприятии розничной торговли.
В заключении сформулированы основные теоретические выводы и практические предложения по результатам исследования.
Общество с ограниченной ответственностью «МАРИВЕР» (далее ООО «МАРИВЕР») создано в апреле 2013 г. Основным видом деятельности общества является розничная торговля одеждой.
В торговле существует понятие товарооборота, которое включает в себя комплекс хозяйственных операций по приобретению и продаже товаров. С точки зрения комиссионной торговли, под товарооборотом следует понимать совокупность операций по получению комиссионного вознаграждения, которое в общем случае будет адекватно торговой наценке для организаций розничной торговли.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией предприятия с использованием автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета: бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия».
В целом финансово-хозяйственную деятельность ООО «МАРИВЕР» в рассматриваемом периоде следует признать удовлетворительной: при сохраняющейся тенденции к увеличению выручки и соответствующем изменении затрат, организация имеет прибыль, являясь финансово независимой.
ООО «МАРИВЕР» осуществляет розничную торговлю одеждой исключительно в форме комиссионной торговли в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными Постановлением правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. N 569.
В ООО «МАРИВЕР» товары поступают от комитента на основании договора комиссии. Перемещение товаров от комитента к комиссионеру оформляется сопроводительными документами, предусмотренными договором комиссии и правилами перевозки грузов. Основными сопроводительными документами, которые выписывает комитент, являются расходная накладная и товарная накладная по форме ТОРГ-12.
Так как товары, приобретаемые и реализуемые по договору комиссии, принадлежат комитенту, комиссионер не отражает их на собственном балансе. Поэтому в ООО «МАРИВЕР» в соответствии с рабочим планом счетов для учета товаров или иных активов, полученных для продажи от комитента, предусмотрено ведение забалансового счета 004 «Товары, принятые на комиссию». К данному счету в организации открыт субсчет 01 «Товары на складе».
В бухгалтерском учете комиссионера отражаются только суммы полученного (начисленного) вознаграждения за исполнение договора комиссии в составе доходов. При реализации товара комитента у ООО «МАРИВЕР» возникает оборот по реализации посреднических услуг (на сумму комиссионного вознаграждения), который отражается в учете по кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка».
ООО «МАРИВЕР» применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, который при реализации товара в учете отражается по дебету счета 90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость».
Прибыль ООО «МАРИВЕР» от реализации услуги определяется как разница между выручкой от ее реализации (комиссионным вознаграждением) без учета НДС и затратами на реализацию, включаемыми в себестоимость услуги. Полученный финансовый результат ежемесячно списывается на счет 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» субсчет «Прибыль/убыток от продаж».
Анализ динамики товарооборота ООО «МАРИВЕР» в 2014-2015 гг. выявил, что в ООО «МАРИВЕР» в каждый последующий период наблюдался преимущественный рост товарооборота по сравнению с первым кварталом 2014 года.
Анализ сезонных колебаний товарооборота ООО «МАРИВЕР» за 2014¬2015 годы показал, что минимальное значение объема продаж приходится на январь - февраль, максимальные значения наблюдаются в мае - июне, августе - октябре и в декабре.
На основании проведенного факторного анализа розничного товарооборота ООО «МАРИВЕР» сделан вывод, что основными резервами роста товарооборота является ускорение оборачиваемости товаров, рост фондоотдачи основных фондов, а также увеличение среднечасовой выработки на одно рабочее место.
В результате изучения организации и ведения учета товаров в ООО «МАРИВЕР» было установлено практически полное соответствие аналитического и синтетического учета требованиям законодательства и нормативных документов. Однако были выявлены некоторые недостатки, в частности: отсутствие четко закрепленного порядка документального оформления хозяйственных операций по учету товаров или надлежаще оформленного графика документооборота; в учетной политике организации не нашел отражение порядок учета операций по договору комиссии; в рабочем плане счетов организации используется как цифровая, так и буквенная кодировка субсчетов.
Для устранения указанных недостатков предложены следующие мероприятия по совершенствованию учета: применение разработанной формы графика документооборота; дополнение учетной политики организации уточняющими формулировками, позволяющими устранить разночтения и более корректно отражать информацию по расчетам с комитентом; для приведения рабочего плана счетов ООО «МАРИВЕР» к общему единообразию рекомендуется перейти от смешанной (буквенно-цифровой) кодировки субсчетов к исключительно цифровой.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 64с.
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2011 г. - М.: Омега-Л, 2011. - 478с.
3. Налоговый кодекс РФ. - СПб.: Питер, 2012. - 672с.
4. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: закон РФ №402-ФЗ от 06.12.11 года // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.07.2012
5. Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий: Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 19 августа 1998 г., №89 // Справочно-правовая система «Гарант».
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению [Электронный ресурс]: Утвержден Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000г. №94н. // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.23.2006.
7. Все положения по бухгалтерскому учету: сб. док. [Текст] / Сборник документов. - М.: Эксмо, 2011. -272 с.
8. Абрютина А.М. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 464с.
9. Агафонова М.Н. Бухучет в оптовой и розничной торговле и документооборот. - (2-изд.) - М.: ИД «Гросс Медиа»: РОСБУХ, 2011. - 720с.
10. Агафонова М.Н. Торговля: Настольная книга бухгалтера торгового предприятия. - М.: Рид групп, 2011. - 960с.
11. Акмаева Р.И., Епифанова Н.Ш. Экономика организаций (предприятий). - М.: Феникс, 2011. - 494с.
12. Арзуманова Т.И., Мачабели М.Ш. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2011. - 272с.
13. Астахов В.П. Бухгалтерский учет от «А» до «Я». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 359с.
14. Баканов М.И., Дмитриева И.М. Смирнова Л.Р. Экономический анализ в торговле. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 400с.
15. Белькова Г.Д. Организация розничной торговли: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2011. - 117 с.
16. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 224с.
17. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. - М.: Омега-Л, 2011. - 768с.
18. Бороненкова С. А., Буянова Т.И. Бухгалтерский учет и экономический анализ в страховых организациях (+ CD-ROM). - М.: Инфра-М, 2010. - 480 с.
19. Братухина О.А. Методология, методика и практика исчисления налогов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 224 с.
20. Бреславцева Н.А., Михайлова Н.В., Гончаренко О.Н. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 468с.
21. Валевич Р.П., Белоусова Е.А. Экономика предприятий торговли. - Минск: БГЭУ, 2010. - 267с.
22. Васильев Г.А., Романов А.А., Поляков В.А. Маркетинг розничного торгового предприятия: Учебное пособие. - М. Вузовский учебник: Инфра- М, 2014. - 159с.
23. Воронин В.П. Повышение комфортности торговых услуг. - М.: Издательство Воронежского ун-та, 2011. - 375с.
24. Гавриков А.В., Казиначикова Н.А. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие для вузов. - Минск: Новое знание, 2010. - 245с.
25. Голова А.М. Управление продажами: Учебник. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 280с.
26. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. - М.: Филинъ, 2011.
27. Горшкова Л.В. Планирование торговли. Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2010. - 89с.
28. Греховодова М. Экономика торгового предприятия. - М.: Феникс, 2011. - 192с.
29. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.
30. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
31. Егорова Н.Р., Николаева Т.И. Экономика предприятий торговли и общественного питания. - М.: Кнорус, 2010. - 400с.
32. Едронова, В.Н. Общая теория статистики / В.Н. Едронова, М.В. Малафеева. - М.: Магистр, 2010. - 541с.
33. Ерохина Л.И., Башмачникова Е.В., Марченко Т.И. Экономика предприятия в сфере товарного обращения. - М.: КноРус, 2011. - 304с.
34. Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия. - М.: Инфра-М, 2010. - 136с.
35. Жуков В.Н. Основы бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2013. - 405с.
36. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2011. - 455с.
37. Иванов Г.Г. Экономика торгового предприятия: учебник. - М.: Академия, 2010. - 320с.
38. Каплина С.А. Организация и технология розничной торговли. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 333 с.
39. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2010. - 315с.
40. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2013. - 293с.
41. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Вахрушиной М.А. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 464с.
42. Кондрашов П.Д., Таривердиев Л.А. Совершенствование организации торговли. - М.: Экономика, 2011. - 367с.
43. Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятий): Учебник. - М.: Проспект, 2010. - 160с.
44. Коровкин В.В., Кузнецова Т.В. Торговая деятельность: практическое пособие. - М.: ПРИОР, 2011 - 416 с.
45. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М. - Новое знание, 2011. - 512 с.
46. Ларионов И. К., Алиев А. Т., Антипов К. В. Предпринимательство. Учебник для магистров. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 191с.
47. Лебедева С. Экономика торгового предприятия. - Минск: Новое знание, 2010. - 240с.
48. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Любушин. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юнити-Дана, 2010. - 575 с.
49. Максименко Н.В., Шишкова Е.Е. Экономика предприятий торговли. - Минск: Высшая школа, 2011. - 542с.
50. Медведева О.В. Экономический анализ в торговых организациях. - М.: Феникс, 2010. - 376с.
51. Мелентьева В.В. Экономика торгового предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 272с.
52. Негматова Ш. Г. Тенденции роста и основные пути увеличения розничного товарооборота / Ш. Г. Негматова // Науковедение. - 2013. - № 5. - С. 173-178.
53. Николаева Г. А., Сергеева Т. С. Бухгалтерский учет в оптовой торговле. - М.: А-Приор, 2010. - 256 с.
54. Николаева И.П. Экономический словарь. - М.: КноРус, 2011. - 157с.
55. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания. - М.: КноРус, 2010. - 400с.
56. Памбухчиянц О. В. Технология розничной торговли: Учебник. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков И Ко», 2012. - 288 с.
57. Патров, В.В. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании [Текст] /В.В.Патров - 3-е изд. - СПб: Питер; М.: Издательский дом БИНФА, 2010. - 264 с.
58. Пешкова Т.А., Карпенко Е.А., Ларионова В. А., Ольхова Л.А. Экономика отрасли: торговля и общественное питание. - М.: Альфа-М, 2011. - 224с.
59. Поздняков В.Я. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. - М.: Инфра-М, 2010. - 624с.
60. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. - М.: Мастерство, 2001. - 336с.
61. Раицкий К.А. Экономика и управление в организациях торговли. - М.: Аспект-Пресс, 2011. - 192с.
62. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Г.В.Савицкая - 5-е изд., пер. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011 - 536 с.
63. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 480с.
64. Самохвалов Ю.Н. Учет текущих обязательств и расчетов. М.: налоговый вестник, 2011. - 256 с.
65. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: КноРус, 2013. - 462с.
66. Саркисова Е.А. Риски в торговле. Управление рисками в торговле: Практические пособие. - М.: Дашков и К, 2010. - 244с.
67. Саталкина Н.И., Герасимов Б.И., Терехова Г.И. Экономика торговли: учебное пособие. - М.: Форум: Инфра-М, 2013. - 232с.
68. Семенихин В.В. Торговля. Энциклопедия. - М.: ГроссМедиа; Росбух, 2010. - 1140с.
69. Справочник предпринимателя: Розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание. - М.: Наука, 2011. - 592 с.
70. Статистика: учебник / под ред. С.А. Орехова. - М.: ЭКСМО, 2010.
71. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. - 544 с.
72. Фридман А.М. Экономика предприятий торговли и общественного питания потребительского общества: Учебник. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 624с.
73. Черкай А.Д. Бухгалтерский и финансовый учет - язык бизнеса для руководителей. - М.: Омега-Л, 2013. - 386с.
74. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли / под ред.
А.Н. Соломатина. - СПб.: Питер, 2011. - 560с.
75. Экономика организации (торгового предприятия): учеб. пособие / О. Б. Яресь, И. В. Паньшин; Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 88 с.
76. Экономика предприятия (торговли и общественного питания): Учебник / С.Е. Метелев, Н.М. Калинина, С.Е. Елкин, В.П. Чижик. - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - 474 с.
77. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник/ Под ред. Л.А.Брагина. -М: ИНФРА-М, 2010.
78. Экономика фирмы / под ред. А.Н. Ряховской. - М.: Инфра-М, 2010. - 512с.
79. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. Градова А.П. - СПб.: Спецлитература, 2010. - 468с.
80. Экономический анализ. Учебное пособие. / Под редакцией Н.В. Парушиной - М.: КноРус, 2013. - 304 с.
81. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise.
82. Абрамова И.А. Товарооборот розничной торговли как социальный индикатор/ Абрамова И.А., Семыкина Л.Н.//Современное общество: наука, техника, образование [Электроный ресурс]: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (г.Нефтекамск, 15 декабря 2016 г.) /Гл. ред. И.Р.Кызыргулов - Электрон. текст подготовлен НФ БашГУ. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2016.
83. Абрамова И.А. Основные аспекты анализа продажи товаров по договору комиссии в розничной торговле у комиссионера / Абрамова И. А., Семыкина Л.Н.// Молодой ученый, - №30 (134), декабрь 2016 г. - С. 269.