ВВЕДЕНИЕ
5
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
7
1.1 Исходные данные
7
1.2 Проблематика и актуальность разработки
8
1.3 Техническое задание
10
1.4 Выбор CASE-средств
13
1.5 Выбор инструментария разработки
14
1.6 Проектирование USE-CASE диаграмм
18
1.6.1 Разработка UML - диаграммы
18
1.6.2 Разработка диаграммы активности
20
1.6.3 Разработка диаграммы классов
24
1.6.4 Разработка диаграммы последовательностей
25
1.6.5 Разработка диаграммы компонентов
Проектирование прототипа интерфейса
29
1.8 Проектирование базы данных
33
1.9 Календарный план разработки
35
2 РАЗРАБОТКА ВЕБ-СЕРВИСА
37
2.1 Разработка модуля сбора и анализа информации
38
2.2 Разработка модуля личного кабинета пользователя
40
2.3 Разработка модуля администрирования
41
2.4 Тестирование программного продукта
42
2.4.1 Выбор метода тестирования программного продукта
42
2.4.2 Тест-кейсы проверки качества программного продукта
42
2.4.3 Баг репорты программного продукта
48
2.4.4 Нагрузочное тестирование
53
3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА 54
3.1 Расчет прямых и накладных расходов
54
3.2 Себестоимость работ и расчет прибыли
56
3.3 Оценка эффективности внедрения ПП
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
59
Приложение
Успешная деятельность современных digital - агентств зависит от то множества факторов. Ключевыми из них являются эффективность оптимизации рабочего процесса и гибкость в выборе инструментов, которые они используют в своей работе.
Данная выпускная квалификационная работа выполнялась на основе исходных статистических данных маркетингового агентства Facecom. Агентство специализируется на области стратегических исследований рынков, планирования и разработки маркетинговой концепций, а также всестороннего управления маркетингом. В частности, занимается SMM - продвижением клиентов.
SMM-продвижение (Social Media Marketing) — это наиболее современный и эффективный способ привлечения аудитории и увеличения лояльности к бренду клиента посредством социальных сетей, блогов, форумов, сообществ. Social Media Marketing является наиболее перспективным методом продвижения. Он позволяет общаться с аудиторией напрямую социальных сетей. Задачи, которые можно решать с помощью SMM:
- продвижением бренда, брендированием;
- увеличением числа посетителей сайта;
- ростом известности марки;
- повышением лояльности аудитории по отношению к бренду.
В процессе своей работы SMM - специалисты ежедневно обращаются к различным сторонним средствам сбора и анализа информации о социальных группах их клиентов, а также анализируют успешность введения социальных сетей конкурентов клиентов. Под сбором информации следует понимать использование платных сервисов анализа социальных сетей (Popsters).
Помимо этого, львиную долю времени от сбора и анализа информации занимает ручное копирование статистических данных из платных сервисов и последующие составление отчетности с помощью этих данных средствами Microsoft Excel. Количество анализируемых проектов прямо пропорционально затраченным времени сотрудников и финансовых ресурсов компании.
От того насколько оптимизирована будет работа SMM- специалиста зависит очень многое:
- сколько проектов одновременно он сможет вести;
- качество предоставляемого контента;
- эффективность введения социальных групп.
Анализируя опыт работы схожих агентств, становится очевидным, что программное обеспечение для анализа социальных сетей, разрабатываемое в основном зарубежными компаниями, не в полной мере соответствует специфике, финансовым возможностям, принципам функционирования и нуждам рассматриваемой агентства. Поэтому актуальным становится разработка сервиса, который удовлетворит потребности агентства в оптимизации времени сотрудников и снижении финансовых издержек агентства.
Для разрешения проблемы, связанной с анализом больших объемов данных в социальных сетях, необходима разработка веб¬сервиса, который обеспечивает автоматизацию процесса сбора статистических данных и составление отчетности по SMM - продвижению.
Объектом разработки являются алгоритмы сбора и анализа информации из открытых источников, интегрированный в разрабатываемый веб-сервис.
В процессе проектирования и разработки следует решить задачи:
- провести анализ предметной области;
- спроектировать USE-CASE диаграммы, базу данных, прототип интерфейса программного продукта, блок-схемы и разработать алгоритмы работы программного продукта;
- провести тестирование программного продукта по средствам тест-кейсов и нагрузочного тестирования;
- определить эффективность работы smm-специалистов после внедрения программного продукта.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ существующих методов сбора информации из открытых источников, разработка и внедрение найденного оптимального метода в ООО «Фейском».
Внедрение разрабатываемого программного продукта позволит повысить продуктивность работы SMM-специалистов и уменьшит финансовые издержки компании.
Разработанный программный продукт был разработан и внедрен в агентстве «Facecom». Созданный программный продукт поможет оптимизировать работу smm-специалистов агентства и уменьшит финансовые издержки компании на использование сторонних средств сбора и анализа информации.
В процессе исследования предметной области были проанализированы схожие инструменты сбора и анализа информации и выявлены их сильные и слабые стороны.
На этапе проектирования были спроектированы алгоритмы работы модулей веб-сервиса, use-case диаграммы и спроектирован прототип интерфейса программного продукта.
Разработанный программный продукт соответствует требованиям, описанным в техническом задании на разработку:
- удобный и современный дизайн;
- адаптивная верстка сайта;
- сохранение отчетов в базу данных веб-сервиса;
- экспорт отчетной информации в формат xlsx;
- создание и управление пользователями.
Программный продукт прошел проверку по различным тест- кейсам. Помимо тест-кейсов было проведено нагрузочное тестирование. Результаты тестов показали, что веб-сервис с успехом выдерживает одновременное её использование 50 пользователями.
Был проведен анализ эффективности внедрения веб-сервиса. Срок окупаемости внедряемого программного продукта составляет всего 6 месяцев.
В ближайшее время планируется проведение работ по расширению функционала веб-сервиса, а именно:
1) автоматическом сборе ежемесячно отчетной информации;
2) составление графиков на основе полученных данных.
1. Изучаем Python. Программирование игр, визуализация данных, веб-приложения. — СПб.: Питер, 2017. — 496 с
2. Скрапинг веб-сайтов с помощью Python. Митчелл Р. - М.: ДМК Пресс, 2016. - 280 с
3. Разработка геоприложений на языке Python / Вестра Э. - М. : ДМК Пресс, 2017. - 446 с.
4. Django: Практика создания Web-сайтов на Python, Дронов В., - М: БХВ-Петербург, 2016 г., 516 стр.
5. Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов, -М: Вильямс, 2009 г., 361 стр.
6. Не заставляйте меня думать. Веб-юзабилити и здравый смысл.
3- е издание, Круг С., - М. :Эксмо, 2017 г., 210 стр.
7. Разработка пользовательских интерфейсов, Тидвелл Д. -
М. :O'Reilly, 416 стр.
8. Новая большая книга CSS, Сойер М., - М. :O'Reilly, 2020 г., 720 стр.
9. Создаем динамические веб-сайты с помощью PHP, MySQL, JavaScript, CSS и HTML5, Никсон Р., - М. :O'Reilly, 2019 г., 496 стр.
10. HTML5, CSS3 и JavaScript. Исчерпывающее руководство. 4-ое издание, Д. Роббинс, 2014 г., 528 стр.
11. Жилина Е.В., Королева А.К. Исследование Web-системы коммерческого предприятия в социальной сети ВКонтакте // SCIENCE TIME. - Казань, 2015. - № 3 (15). - С. 180-194.
12. Жилина Е.В. Функциональный анализ бизнес-процессов рекламной компании при работе с клиентами // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XXII междунар. научно- практич. конф. 2015 г. - М.: Институт стратегических исследований,
2015. - С. 109-117.
13. Жилина Е.В., Кулебякин Р.Б., Частухина Л.В. Синтаксический анализ текста в Интернете. Парсинг // Эволюция современной науки: материалы XXIV международной конф. г. Уфа, 18 февраля 2017 г. - Уфа, 2017. - С. 28-33.
14. Жилина Е.В., Трипута В.Н., Сергиенко В.Ю. Оптимизация работы веб-приложений // Проблемы информационной безопасности: сб. статей VII Всероссийской заочной Интернет-конференции г. Ростов- на-Дону, 20-21 февраля 2018. - г. Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2018.
15. Жилина Е.В., Частухина Л.В., Ганжа А.Е. Моделирование жизненного цикла программного обеспечения // Информационные системы, экономика, управление трудом и производством: Ученые записки. Вып.16. - Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2014.
16. Исследование правильности и эффективности средств парсинга информации на веб-ресурсах [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-pravilnosti-i-effektivnosti- sredstv-parsinga-informatsii-na-veb-resursah (дата обращения: 03.03.2020 г.)
17. Разработка парсинг-системы для получения скрытых ссылок со страниц социальных сетей [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-parsing-sistemy-dlya- polucheniya-skrytyh-ssylok-so-stranits-sotsialnyh-setey (дата обращения: 03.03.2020 г.)
18. Разработка автоматизированной системы сбора информации для автомобильного портала [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-avtomatizirovannoy-sistemy- sbora-informatsii-dlya-avtomobilnogo-portala (дата обращения: 03.03.2020 г.)
19. Автоматизация сбора и обработки спортивной статистики
для последующего сетевого анализа [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-sbora-i-obrabotki- sportivnoy-statistiki-dlya-posleduyuschego-setevogo-analiza (дата
обращения: 03.03.2020 г.)
20. Методические аспекты изучения парсинга средствами php в курсе "сетевые языки и web-программирование" [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-izucheniya- parsinga-sredstvami-php-v-kurse-setevye-yazyki-i-web-programmirovanie (дата обращения: 03.03.2020 г.)
21. Разработка программы сбора данных о структуре веб-сайтов [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka- ВКР-2020 - кафедра №35 ИТиЗИ - группа ПРИ-341 - М.В. РЕМЕЗ - 09030472 programmy-sbora-dannyh-o-strukture-veb-saytov (дата обращения: 03.03.2020 г.)
22. Адаптивный краулер для поиска и сбора внешних
гиперссылок [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/adaptivnyy-krauler-dlya-poiska-i-sbora-vneshnih-giperssylok (дата
обращения: 03.03.2020 г.)
23. Анализ способов сбора социальных данных из сети интернет [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz- sposobov-sbora-sotsialnyh-dannyh-iz-seti-internet (дата обращения: 03.03.2020 г.)
24. Анализ социальных сетей: методы и приложения [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz- sotsialnyh-setey-metody-i-prilozheniya (дата обращения: 03.03.2020 г.)
25. Основные методы анализа, используемые при исследовании социальных сетей [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-metody-analiza-ispolzuemye-pri- issledovanii-sotsialnyh-setey (дата обращения: 03.03.2020 г.)
26. Методы анализа данных из социальных сетей [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-analiza-dannyh-iz- sotsialnyh-setey (дата обращения: 03.03.2020 г.)
27. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия, Купер
А., Рейманн М.- М. :Питер, 2018 г., 632 стр.
28. Большая книга веб-дизайна, Т. Фельке-Моррис, - М. :Эксмо, 2012 г., 608 стр.
29. Web-дизайн. Справочник, Роббинс Д.- М. :КУДИЦ-Пресс, 2008 г., 325 стр.
30. Документация API vk.com, [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/dev/manuals (дата обращения: 03.03.2020 г.)
31. Документация API ok.ru, [Электронный ресурс]. - URL: https://apiok.ru/ (дата обращения: 06.03.2020 г.)
32. Документация bootstrap 4, [Электронный ресурс]. - URL: https://getbootstrap.com/docs/4.0/getting-started/introduction/ (дата обращения: 06.03.2020 г.)
33. Документация Django, [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.djangoproject.com/en/3.0/ (дата обращения: 06.03.2020 г.) ВКР-2020 - кафедра №35 ИТиЗИ - группа ПРИ-341 - М.В. РЕМЕЗ - 09030473
34. Документация Django на русском, [Электронный ресурс]. - URL: https://djbook.ru/ (дата обращения: 06.03.2020 г.)
35. Документация draw.io, [Электронный ресурс]. - URL: https://drawio-app.com/tutorials/learning/ (дата обращения: 06.03.2020 г.)
36. Статистика популярности языков программирования, [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tiobe.com/tiobe-index/ (дата обращения: 06.03.2020 г.)
37. Разработка Технического задания по ГОСТ 34, [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/post/432852/ (дата обращения: 06.05.2020 г.)
38. Онлайн инструмент проектирования баз данных, [Электронный ресурс]. - URL: dbdesigner.net/ (дата обращения: 06.05.2020 г.)
39. Документация модуля Xlsxwriter [Электронный ресурс]. - URL: https://xlsxwriter.readthedocs.io (дата обращения: 06.05.2020 г.).