Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа №71107

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
395
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации 6
1.1. Характеристика понятия «экологическая культура»
младших школьников 6
1.2. Сущность и значение витагенной информации в
экологическом воспитании младших школьников
1.3. Педагогические условия формирования
экологической культуры на основе витагенной информации на уроках «Окружающего мира» 13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации 32
2.1. Опыт учителей по использованию витагенной
информации учащихся на уроке «Окружающего мира» 32
2.2. Экспериментальная работа по формированию
экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения

Экологическая культура - является неотъемлемым компонентом мировоззрения человека и представляет собой сложное синтетическое образование, все составляющие которого находят отражение в современном образовательном процессе начальной школы.
Для решения задач экологического воспитания младших школьников необходимо создать благоприятную образовательную среду, учитывающую индивидуальные особенности детей, их интересы и витагенный опыт. На первых этапах формирования экологической культуры младших школьников рекомендуется использовать методы, актуализирующие и корректирующие сложившиеся у детей ценностные ориентации, интересы, потребности по отношению к природе, опыт природоохранной деятельности. Учителю важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но и помочь его обогащению. Опора на витагенный опыт учащихся даёт возможность реализовать персонально личностный подход, то есть осуществить обучение личности с учётом её индивидуальности.
Теоретические аспекты экологического образования и воспитания разрабатываются учеными: И.Д. Зверевым, И.Т. Суравегиной - экология как новый аспект школьного образования и воспитания; А.Н. Захлебным - цели, задачи и принципы экологического образования; Б.Г. Иоганзеном и Н.А. Рыковым - мотивы бережного отношения к природе; Н.Д. Андреевой, А.В. Афониным, С.Н. Глазачевым, А.В. Мироновым - вопросы экологического образования в подготовке учителя. Идея опоры на жизненный опыт учащихся в процессе воспитания разрабатывалась в контексте дидактических поисков А.С. Белкина, Л.И. Божович, И.С. Якиманской.
Не смотря на значительный интерес ученых к проблеме формирования экологической культуры младших школьников, она требует дальнейшей разработки. Современное состояние экологического образования учащихся характеризуется весьма значительными проблемами и упущениями, недооценкой возможностей использования на уроках «Окружающего мира» витагенной информации учащихся в процессе формирования их экологической культуры. Поэтому мы выбрали тему нашего исследования: «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках «Окружающего мира» на основе витагенной информации».
Проблема исследования: каковы возможности и педагогические условия использования витагенной информации в формировании экологической культуры младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование экологической культуры младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия использования витагенной информации младших школьников в формировании экологической культуры на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза: использование витагенной информации младших школьников в формировании экологической культуры на уроках «Окружающего мира» будет эффективным, если:
1) применять специальные методы и приёмы её актуализации;
2) при актуализации витагенного опыта учащихся создавать ситуации успеха.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «экологическая культура» младших школьников.
2. Рассмотреть сущность и значение витагенной информации в экологическом воспитании младших школьников.
3. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать
педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации.
4. Проанализировать опыт учителей по использованию витагенной информации учащихся на уроках «Окружающего мира».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ опыта учителей, тестирование, модифицированная методика Н.С. Жестовой («Экологическая культура»), метод педагогических ситуаций, эксперимент.
База исследования: 2 «Г» класс МБОУ «Лицей № 9» г. Белгорода.
Результаты исследования докладывались на Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации в образовательном пространстве» в г. Белгороде 26-27 ноября 2015 г.; интернет- конференции «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» 24-25 марта 2016 г.; научной студенческой конференции в НИУ «БелГУ» в 2016 и опубликованы в сборниках материалов конференций.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе раскрыта сущность экологической культуры младших школьников, рассмотрены её основные компоненты, выявлены возможности и педагогические условия использования витагенной информации младших школьников в формировании экологической культуры на уроках «Окружающего мира».
Во второй главе представлен анализ опыта учителей по использованию витагенной информации младших школьников в учебно-воспитательном процессе, описаны ход и результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры младших школьников на уроках «Окружающего мира».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список состоит 66 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, таблицы, фрагменты уроков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Для формирования экологической культуры младших школьников рекомендуется использовать методы, актуализирующие и корректирующие сложившиеся у детей ценностные ориентации, интересы, потребности по отношению к природе, опыт природоохранной деятельности.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность экологической культуры младших школьников и рассмотрены её основные компоненты. Экологическая культура - это культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей в нормальном существовании с развитием окружающей среды. Обучение младших школьников с целью выработки экологической культуры, предполагает создание условий для формирования её основных компонентов. Основные компоненты экологической культуры, это: экологические знания, нравственно-экологическое отношение к природе, экологически оправданное поведение.
Исследование показало, что витагенная информация служит опорой в обучении младших школьников. Витагенная информация - есть совокупность знаний, чувств, поступков, отражающих мироощущение личности на определенных стадиях её развития. Жизненный опыт учащихся служит целенаправленному руководству процессом формирования научных понятий, способствовать преодолению и корректировке имеющихся неверных представлений и житейских понятий, совершенствованию методов интеллектуальной деятельности учащихся.
Анализ опыта учителей показал, что от уважительного и внимательного отношения учителя к витагенной информации, поступающей от учащихся, организации взаимообогащающего диалога на уроке во многом зависит прочность усвоения содержания образования, способность младших школьников применять полученные знания на практике, их познавательный интерес к изучению «Окружающего мира».
В ходе теоретического анализа и анализа опыта учителей были выявлены и апробированы в ходе эксперимента педагогические условия формирования экологической культуры на основе витагенной информации на уроках «Окружающего мира». Мы убедились, что формирование экологической культуры на основе витагенной информации будет эффективным, если: использовать в учебно-воспитательном процессе специальные приёмы актуализации витагенной информации (стартовой актуализации витагенного опыта ученика, приём опережающей проекции преподавания, метод творческого моделирования идеальных образовательных проектов); создавать ситуации успеха при актуализации витагенного опыта младших школьников (проявлять уважительное и внимательное отношение к предоставленной учеником информации, подчёркивать её важность, рекомендовать источники дополнительной информации к уроку, хвалить учащихся за предоставленную интересную информацию по теме урока, организовывать взаимообогащающий диалог сотрудничества).
Мы провели 6 уроков во втором классе МБОУ «Лицей № 9» г. Белгорода с использованием различных методов и приёмов витагенного обучения. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся, имеющие высокий уровень экологической культуры, увеличился с 24 до 63 %, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень сформированности экологической культуры, уменьшилось с 24 до 6%. Полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации на уроках «Окружающего мира».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы формирования экологической культуры на основе витагенной информации. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении возможностей использования витагенного опыта младших школьников при организации их исследовательской деятельности на уроках по различным предметам.



1. Бахметьева Н.В. Способы применения витагенной информации на уроке «Окружающего мира» / Н.В. Бахметьева // Начальная школа. -2011. - № 2 - С. 24-27.
2. Белкин А.С. Витагенное образование как научно-педагогическая категория / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Образование и наука. - 2001. - № 3. - С. 18-28.
3. Белкин А.С. Витагенное образование: Голографический подход /
А.С. Белкин, Н.К. Жукова. - Екатеринбург: Изд-во «Арго», 2009. - 135 с.
4. Белкин А.С. Витагенное образование: многомерно¬
голографический подход / А.С.Белкин, Н.К.Жукова - Е: Русская словесность, 2001. - 412 с.
5. Белкин А.С. Витагенное образование: многомерно¬
голографический подход: технология 21 века / А.С. Белкин, Н.К. Жукова. - Екатеринбург: Изд-во «Агро», 2001. - 175 с.
6. Белкин А.С. Витагенное обучение / А.С. Белкин. - М.: Вентана- Граф, 2007, - 184 с.
7. Белкин А.С. Витагенное обучение в системе образовательного процесса / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2008. - 264 с.
8. Белкин А.С. Опора на витагенный (жизненный) опыт - ключ к сотрудничеству, путь к личности ребенка / А.С. Белкин, Ю.А.Костина // Актуальные вопросы личностно-ориентированного образования. - М.: Смысл,
2003. - С. 284 - 314.
9. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2007. - 358 с.
10. Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения с голографическим методом проекций / А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая // Школа науки. - 2007. - № 4. - С. 3-10.
11. Божович Л.И. Опора на витагенный опыт школьников как средство развития познавательного интереса / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2002. - 345 с.
12. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2003, - 123 с.
13. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы // Начальная школа. - 2007. - №4. - С.20-24.
14. Водовозов В.И. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание / В.И. Водовозов // Народное образование, 2000. - №7 - С. 39-43.
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2009.- 187 с.
16. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя / С. Н. Глазачев. - М.: Современный писатель, 2008. - 432 с.
17. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова // Экологическая культура: пробное учебное пособие. - М.: «Академия», 2008 - 276 с.
18. Голубев И.Р., Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся / И.Р. Голубев, Ю.В. Новиков. - М.: Просвещение, 2005. - 192с.
19. Гончарова В.А. Экологическое воспитание младших школьников /
B. А. Гончарова // Начальная школа. - 2012. - № 3 - С. 7-12.
20. Давыдова А.А. Витагенный опыт как механизм индивидуализации младших школьников в образовательном пространстве /
А.А. Давыдова // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: учебное пособие / отв.ред. О.В. Муромцева, Е.В. Иващенко, А.А. Лухтина. - Белгород: «Политера», 2015. - С. 198-199.
21. Дерябко С.Д. Психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин // Экологическая педагогика. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс»,2008, -
C. 12-86.
22. Дерябко С.Д., Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов / С.Д. Дерябко. - Ростов: Феникс, 2009. - 170 с.
23. Дикарева И. Г. Эффективность формирования экологической культуры школьников в процессе реализации педагогического проекта «Экологический год» / И. Г. Дикарева, Г. Д. Астанкова // Молодой ученый. - 2012. - № 8. - С. 326-332.
24. Елесина Т.С. Экологическое воспитание в начальных классах / Т.С. Елесина // Начальная школа. - 2011. -№9 - С. 13-15.
25. Захлебный А.Н. На экологической тропе / А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 2010, С. 21-31.
26. Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического воспитания / А.Н. Захлебный. - М.: Знание, 2009, - 184 с.
27. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации/ А.Н. Захлебный // Советская педагогика. -
2004. - №9. - С.16-22.
28. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы /
А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 2009, С. 51-55.
29. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во
внеклассной работе: пособие для учителя / И.Т. Суравегина. - М.:
Просвещение, 2010, - 412 с.
30. Зверев И.Д. Экогласность и образование / И.Д.Зверев // Советская педагогика. - 2005. - №1. - С.9-11.
31. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект
образования / И.Д. Зверев. - М.: Педагогика, 2008. - 24с.
32. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. -
М.: Педагогика, 2003, с.84-92.
1. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : / Н.В. Ипполитова. - Челябинск: Издательство «Взгляд», 2000. - 383 с.
33. Ковалева О.Н. Актуализация познавательной деятельности на уроке
«Окружающего мира» / О.Н. Ковалева // Начальная школа. - 2011. - № 6. -
С. 53-55
34. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учебн. Заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н.Степанян. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 496 с.
35. Крупенина М.В. Витагенный подход к экологическому
образованию и воспитанию младших школьников / М.В.Крупенина // Начальная школа. - 2002. - №7 - С. 25-30.
36. Куприянова С.И. Жизненный опыт младших школьников / С.И. Куприянова // Начальная школа. - 2013. - № 7 - С. 21-24.
37. Лемешко М.В. Опора на витагенный опыт школьников как средство формирования экологической культуры / М.В. Лемешко // Начальная школа. - 2014. - № 1 - С. 16-23.
38. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации/ В. И. Лещинский. - Воронеж: Изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2001. - 157 с.
39. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Б.Т. Лихачёв // Педагогика. - 1993 - №2. - С. 19-21
40. Лысенкова С.Н. Экологическое образование в начальной школе: учеб. пособие / С.Н. Лысенкова. - М.: Академия, 2000. - 255 с.
41. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. -360 с.
42. Михеева Н. А. К вопросу об управлении процессом
экосоциализации населения России/ Н.А.Михеева, П.В. Жуков // Современные исследования социальных проблем : журнал.- Красноярск: Научно¬
инновационный центр, 2010. -№ 1. - С. 112-114.
43. Мишина Е.Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младших школьников / Е.Г. Мишина // Начальная школа. -2001. - № 7 - С. 17-21
44. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Н. Моисеев // Биология в школе. - 2006. - № 3. - С. 29-32.
45. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе /
Н.Г. Морозова. - М.: Смысл, 2009. - 123 с.
46. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2006, - 330 с.
47. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания
дошкольников : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М.: Изд. центр «Академия», 2011. - 181 с.
48. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов/
A. Б. Орлов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
49. Пономарёва И.Н. Компетентностный подход в современном образовании: Материалы академических чтений / И.Н. Пономарёва. - СПб.: СПбГИПСР, 2005. - С. 46-51
50. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний / Н. Ф. Реймерс. - М.: МНЭПУ, 2003. - 262 с.
51. Сазонова В.В. Школьное экологическое образование /
B. В. Сазонова // Начальная школа. - 2015. - № 6 - С. 18-20.
52. Свинина Н.Г. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования / Н.Г. Свинина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 197 с.
53. Сластёнина Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя / Е.С. Сластёнина - М.: Просвещение, 2010. - 184 с.
54. Телешенко Н.Н. Экологическое воспитание младших школьников / Н.Н. Телешенко // Начальная школа. -2009. - № 4 - С. 9-14.
55. Темникова Е.Н. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Е.Н. Темникова, В.А. Кривенко // Использование приема опережающей проекции. - М.: Академия, 2009. - С. 132-145.
56. Тимощук Л.Г. Голографический подход в экологическом образовании младших школьников / Л.Г. Тимощук // Начальная школа. - 2014.
- №10 - С. 25-30.
57. Топор А. В. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников / А.В. Топор, Н.Д. Черней // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).
- М.: Буки-Веди, 2014. - С. 138-139.
58. Фомина Н.Н. Русская культура в контексте мировой культуры. / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - Санкт-Петербург: 2003. - C. 97-118.
59. Фриш А.С. Производственный коллектив и эффективность труда /А.С. Фриш. - М.: Знание, 2005. - 165 с.
60. Чижова В.П. Экологическое образование (учебные тропы) /
B. П. Чижова, Е.Г. Петрова, А.В. Рыбаков. - СПб.: СПбГИПСР, 2011. - С. 35-40.
61. Шацкий С.Т. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / С.Т. Шацкий. - М.: АРКТИ, 2001. - 321 с.
62. Щукина Г.И. Экологическое воспитание в начальных классах: учебное пособие Г.И. Щукина. - СПб.: Асвета, 2007, - 276 с.
63. Щуркова Н. Е. Этапы формирования экологической культуры / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.
64. Юдина О.В. Методы и приёмы экологического воспитания
младших школьников / О.В. Юдина // Начальная школа. - 2010. - № 5
- С. 14-19.
65. Юнусова О.Н. Практика использования жизненного опыта в обучении естествознанию / О.Н. Юнусова // Начальная школа. - 2015. -№12 -C. 17-21.
66. Якиманская И.С. Методика экологического
воспитания дошкольников: учебное пособие / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 2009, - 330 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ