СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ 9
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Сущность и содержание таможенного контроля в
отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение порядка
проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 17
собственности
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ,
СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1. Анализ проведения таможенных проверок
Белгородской таможней в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 31
собственности
2.2. Направления совершенствования порядка
проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 43 собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ 9
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Сущность и содержание таможенного контроля в
отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение порядка
проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 17
собственности
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ,
СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1. Анализ проведения таможенных проверок
Белгородской таможней в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 31
собственности
2.2. Направления совершенствования порядка
проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 43 собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в течение последних десятилетий проблемам защиты и использования прав на объекты интеллектуальной собственности уделяется пристальное внимание, поскольку мировое сообщество признало, что в развитии мировой экономики оно играет все большую роль. А учитывая, что политические и экономические отношения государств тесно взаимосвязаны между собой, таможенное дело и таможенная политика приобретают особую значимость в охране и правомерном использовании интеллектуальной собственности в практике международной торговли.
Данное утверждение подтверждается заключенным Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights -Соглашение ТРИПС) в рамках уругвайского раунда переговоров по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в момент создания Всемирной торговой организации (ВТО), которое предписывает странам-участницам изменить свои национальные законодательства в области охраны интеллектуальной собственности с целью создания условий для обеспечения эффективной международной торговли. На единой таможенной территории Евразийского экономического союза введен единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза, разработан порядок включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в Единый реестр, а также взаимодействия не только таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, но и с правообладателями или лицами, представляющими их интересы, государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра.
Однако, основополагающими целями таможенной политики в этой сфере является не только защита авторских и смежных прав правообладателей (хотя эта цель первична), но и выявление фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, связанных с не включением лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости товаров. А для того, чтобы минимизировать потенциальные риски нарушения таможенного законодательства, необходимо обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля. И если первая категория рисков выявляется (в большей степени) посредством применения различных форм контроля в рамках таможенного декларирования или путем оперативно - розыскных мероприятий, то вторая - вероятнее всего, вскрывается только на этапе после выпуска товаров - проведением выездных и камеральных таможенных проверок.
Поводом для назначения последних может стать наличие у таможенников информации о возможном нарушении Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о внешнеэкономической деятельности. В случае обнаружения данных, свидетельствующих о том, что товары ввезены на территорию ЕАЭС с нарушениями таможенного законодательства в части интеллектуальной собственности, контроль таможенными органами РФ может быть назначен не только у декларанта товаров, но и у лиц их реализующих на территории страны.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что только эффективное проведение таможенных проверок на этапе после выпуска товаров позволяет всесторонне и в полном объеме проверить законность использования объектов интеллектуальной собственности, а также выявить схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, а учитывая вступление в силу с 1 января 2018 года нового ТК ЕАЭСи ряда соответствующих нормативно-правовых актов, существует необходимость в пересмотре ранее применяемых методов их проведения, и выработке нового подхода.
Анализ степени изученности. Ученые и специалисты - практики таможенного дела активно изучают проблематику контроля объектов интеллектуальной деятельности. Проблемам, связанным с защитой интеллектуальной собственности,в настоящее время уделяется огромное внимание как зарубежными, так и российскими учеными.
Вопросы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, рассмотрены в работах А.В.Агаповой, М.В. Дудова, А.А. Костин, О.В. Костина, Г.И. Немирова, А.Н. Шашкина и других авторов .
В дипломной работе используются труды различных авторов, которые рассматривают направления совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Данную тематику в своих работахосвещали такие ученые как:Малашенков Ю.В., Чермянинов Д.В., А.Н. Шашкина и другие .
Однако, изучение методического обеспечения организации и проведению таможенных проверок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в изменяющихся условиях мирового рынка, а также в условиях принятия ТК ЕАЭСи ряда соответствующих нормативно-правовых актов, требует большего внимания.
Соответственно, с учетом новой нормативно-правовой базы подходы к проведению таможенных проверок требуют совершенствования, а, значит, теоретическая и практическая значимость исследования достаточно высока.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и отсутствием современных механизмов реализации данного процесса.
Объектом исследования является проведение должностными лицами таможенного органавыездных и камеральных таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является методика проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методики проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
2. Рассмотреть нормативно - правовые основы проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
3. Проанализировать практику проведения таможенных проверок Белгородской таможней в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
4. Предложить направления совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретико - методологической основой исследования являютсяматериалы периодической печати, книги и монографии российских и зарубежных специалистов:Д.Г. Коровяковский, В.А. Шумаев, С.С. Илюхина, О.А. Дмитриева и других.
В процессе исследования применялся комплексный подход, в рамках которого учитывались организационные, социальные, экономические и другие факторы. При обосновании методических положений и аргументации выводов использовались общенаучные методы (сравнительный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, историко-логический) и частные методические средства экономических разработок (экономико-статистические группировки, прогнозные оценки, методы многомерной классификации).
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что исследованиесостояния действующего в настоящее время механизма борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в Россиипозволят разработать концептуальные подходы к развитию таможенного контроля по защите прав интеллектуальной собственности на основе усовершенствования методики проведения таможенных проверок, что, в конечном счете, должно провести к повышению его эффективности.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты, статистические данные, справочно-аналитические материалы по теме работы, а также отчетные и аналитические материалы контролирующих органов Российской Федерации. Прежде всего это:Конституция РФ ,Таможенный кодекс Евразийского экономического союза , Гражданский кодекс РФ1, Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Данное утверждение подтверждается заключенным Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights -Соглашение ТРИПС) в рамках уругвайского раунда переговоров по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в момент создания Всемирной торговой организации (ВТО), которое предписывает странам-участницам изменить свои национальные законодательства в области охраны интеллектуальной собственности с целью создания условий для обеспечения эффективной международной торговли. На единой таможенной территории Евразийского экономического союза введен единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза, разработан порядок включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в Единый реестр, а также взаимодействия не только таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, но и с правообладателями или лицами, представляющими их интересы, государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра.
Однако, основополагающими целями таможенной политики в этой сфере является не только защита авторских и смежных прав правообладателей (хотя эта цель первична), но и выявление фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, связанных с не включением лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости товаров. А для того, чтобы минимизировать потенциальные риски нарушения таможенного законодательства, необходимо обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля. И если первая категория рисков выявляется (в большей степени) посредством применения различных форм контроля в рамках таможенного декларирования или путем оперативно - розыскных мероприятий, то вторая - вероятнее всего, вскрывается только на этапе после выпуска товаров - проведением выездных и камеральных таможенных проверок.
Поводом для назначения последних может стать наличие у таможенников информации о возможном нарушении Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о внешнеэкономической деятельности. В случае обнаружения данных, свидетельствующих о том, что товары ввезены на территорию ЕАЭС с нарушениями таможенного законодательства в части интеллектуальной собственности, контроль таможенными органами РФ может быть назначен не только у декларанта товаров, но и у лиц их реализующих на территории страны.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что только эффективное проведение таможенных проверок на этапе после выпуска товаров позволяет всесторонне и в полном объеме проверить законность использования объектов интеллектуальной собственности, а также выявить схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, а учитывая вступление в силу с 1 января 2018 года нового ТК ЕАЭСи ряда соответствующих нормативно-правовых актов, существует необходимость в пересмотре ранее применяемых методов их проведения, и выработке нового подхода.
Анализ степени изученности. Ученые и специалисты - практики таможенного дела активно изучают проблематику контроля объектов интеллектуальной деятельности. Проблемам, связанным с защитой интеллектуальной собственности,в настоящее время уделяется огромное внимание как зарубежными, так и российскими учеными.
Вопросы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, рассмотрены в работах А.В.Агаповой, М.В. Дудова, А.А. Костин, О.В. Костина, Г.И. Немирова, А.Н. Шашкина и других авторов .
В дипломной работе используются труды различных авторов, которые рассматривают направления совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Данную тематику в своих работахосвещали такие ученые как:Малашенков Ю.В., Чермянинов Д.В., А.Н. Шашкина и другие .
Однако, изучение методического обеспечения организации и проведению таможенных проверок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в изменяющихся условиях мирового рынка, а также в условиях принятия ТК ЕАЭСи ряда соответствующих нормативно-правовых актов, требует большего внимания.
Соответственно, с учетом новой нормативно-правовой базы подходы к проведению таможенных проверок требуют совершенствования, а, значит, теоретическая и практическая значимость исследования достаточно высока.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и отсутствием современных механизмов реализации данного процесса.
Объектом исследования является проведение должностными лицами таможенного органавыездных и камеральных таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является методика проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методики проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
2. Рассмотреть нормативно - правовые основы проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
3. Проанализировать практику проведения таможенных проверок Белгородской таможней в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
4. Предложить направления совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретико - методологической основой исследования являютсяматериалы периодической печати, книги и монографии российских и зарубежных специалистов:Д.Г. Коровяковский, В.А. Шумаев, С.С. Илюхина, О.А. Дмитриева и других.
В процессе исследования применялся комплексный подход, в рамках которого учитывались организационные, социальные, экономические и другие факторы. При обосновании методических положений и аргументации выводов использовались общенаучные методы (сравнительный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, историко-логический) и частные методические средства экономических разработок (экономико-статистические группировки, прогнозные оценки, методы многомерной классификации).
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что исследованиесостояния действующего в настоящее время механизма борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в Россиипозволят разработать концептуальные подходы к развитию таможенного контроля по защите прав интеллектуальной собственности на основе усовершенствования методики проведения таможенных проверок, что, в конечном счете, должно провести к повышению его эффективности.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты, статистические данные, справочно-аналитические материалы по теме работы, а также отчетные и аналитические материалы контролирующих органов Российской Федерации. Прежде всего это:Конституция РФ ,Таможенный кодекс Евразийского экономического союза , Гражданский кодекс РФ1, Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
В работе были проанализированы актуальные вопросы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность - это особая категория гражданских прав (имущественные и личные неимущественные права), которые признаются в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и смежного права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенные и не включенные в ТРОИС. Применяя процедуру «ex-officio» таможенные органы могут приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней с целью проверки соблюдения прав правообладателя.
Контрафакт - это изготовление, продажа, перевозка, импорт и любое использование товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Контрафактная продукция наносит ущерб потребителям, правообладателям и государству.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет. При этом важно активно взаимодействовать с правообладателями, так как они не всегда идут на сотрудничество.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
С каждым годом растет количество зарегистрированных товарных знаков в ТРОИС примерно на 10%. Это означает, что у ФТС России в 2018 году на основании достигнутых результатов в предыдущих годах, есть потенциал к увеличению данного показателя. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, которые возникают при взаимодействии правообладателей и таможенных органов.
При анализе деятельности ФТС России в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности был выявлен ряд проблем взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые негативно сказываются на деятельности таможни. С целью совершенствования механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендации, при осуществлении которых таможенные органы в дальнейшем смогут наиболее эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно:
1. Более активное взаимодействие с правообладателями и вовлечение их в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности. При таком взаимодействии таможенные органы запрашивают у правообладателя всю необходимую информацию, которая позволит в дальнейшем защитить их права на ОИС, например, запросить отличительные признаки оригинальной продукции. А также следует проводить качественную идентификацию товаров. Вовлеченность правообладателя в защиту собственных прав на ОИС позволит таможенным органам вызвать заинтересованность даже при задержании незначительного количества товара, обладающего явными признаками контрафактности, и готовность к оперативному обмену информацией.
2. Проведение более активного межведомственного взаимодействия в рамках борьбы с фирмами-однодневками. В рамках данного исследования проведен анализ наиболее острых проблем, связанных с проведением мероприятий, в том числе таможенных проверок, по выявлению и пресечению оборота контрафактного иностранного товара на территории ЕАЭС.К основным проблемам можно отнести необходимость: борьбы с фирмами-однодневками, задействованными в схемах уклонения от уплаты таможенных платежей, расширения форматов взаимодействия таможенных органов с правообладателями, а также сложность в квалификация совершенного правонарушения как малозначительного при заключении между лицом, нарушившим право на товарный знак, и правообладателем лицензионного договора после обнаружения признаков правонарушения.
3. Разработка рекомендаций по проведению таможенного контроля по мере разрешения процедуры параллельного импорта. Вопрос легализации параллельного импорта становится актуальным. Федеральная
антимонопольная служба считает, что это поможет сократить расходы бюджета на дорогое оборудование и снизить цены на некоторые импортные товары, и для начала планирует разрешить параллельный импорт для отдельных категорий товаров. Однако, с точки зрения таможенных органов, осложнит борьбу с незаконным оборотом иностранных контрафактных товаров и сведет к минимуму какое-либо взаимодействие правообладателей и таможенных органов. Соответственно, таможенный контроль будет ослаблен, а значит, существует вероятность, что увеличится теневой сектор экономики.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, защита правообладателей объектов интеллектуальной собственности, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке и увеличение налоговых поступлений.
Таможенный контроль после выпуска - комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.
Правовую основу регулирования контроля после выпуска товаров составляют: Киотская конвенция, Практическое руководство по упрощению процедур торговли, Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», определяющие порядок проведения таможенного контроля после выпуска.
Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в целях подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости, соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Таможенного союза, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, соблюдения условий помещения под заявленную таможенную процедуру, соблюдения условий применения упрощенных процедур таможенного оформления, правильности исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и др. Кроме того, таможенный контроль после выпуска товаров - это эффективный инструмент борьбы с контрафактной иностранной продукцией на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.
Интеллектуальная собственность - это особая категория гражданских прав (имущественные и личные неимущественные права), которые признаются в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и смежного права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенные и не включенные в ТРОИС. Применяя процедуру «ex-officio» таможенные органы могут приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней с целью проверки соблюдения прав правообладателя.
Контрафакт - это изготовление, продажа, перевозка, импорт и любое использование товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Контрафактная продукция наносит ущерб потребителям, правообладателям и государству.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет. При этом важно активно взаимодействовать с правообладателями, так как они не всегда идут на сотрудничество.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
С каждым годом растет количество зарегистрированных товарных знаков в ТРОИС примерно на 10%. Это означает, что у ФТС России в 2018 году на основании достигнутых результатов в предыдущих годах, есть потенциал к увеличению данного показателя. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, которые возникают при взаимодействии правообладателей и таможенных органов.
При анализе деятельности ФТС России в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности был выявлен ряд проблем взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые негативно сказываются на деятельности таможни. С целью совершенствования механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендации, при осуществлении которых таможенные органы в дальнейшем смогут наиболее эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно:
1. Более активное взаимодействие с правообладателями и вовлечение их в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности. При таком взаимодействии таможенные органы запрашивают у правообладателя всю необходимую информацию, которая позволит в дальнейшем защитить их права на ОИС, например, запросить отличительные признаки оригинальной продукции. А также следует проводить качественную идентификацию товаров. Вовлеченность правообладателя в защиту собственных прав на ОИС позволит таможенным органам вызвать заинтересованность даже при задержании незначительного количества товара, обладающего явными признаками контрафактности, и готовность к оперативному обмену информацией.
2. Проведение более активного межведомственного взаимодействия в рамках борьбы с фирмами-однодневками. В рамках данного исследования проведен анализ наиболее острых проблем, связанных с проведением мероприятий, в том числе таможенных проверок, по выявлению и пресечению оборота контрафактного иностранного товара на территории ЕАЭС.К основным проблемам можно отнести необходимость: борьбы с фирмами-однодневками, задействованными в схемах уклонения от уплаты таможенных платежей, расширения форматов взаимодействия таможенных органов с правообладателями, а также сложность в квалификация совершенного правонарушения как малозначительного при заключении между лицом, нарушившим право на товарный знак, и правообладателем лицензионного договора после обнаружения признаков правонарушения.
3. Разработка рекомендаций по проведению таможенного контроля по мере разрешения процедуры параллельного импорта. Вопрос легализации параллельного импорта становится актуальным. Федеральная
антимонопольная служба считает, что это поможет сократить расходы бюджета на дорогое оборудование и снизить цены на некоторые импортные товары, и для начала планирует разрешить параллельный импорт для отдельных категорий товаров. Однако, с точки зрения таможенных органов, осложнит борьбу с незаконным оборотом иностранных контрафактных товаров и сведет к минимуму какое-либо взаимодействие правообладателей и таможенных органов. Соответственно, таможенный контроль будет ослаблен, а значит, существует вероятность, что увеличится теневой сектор экономики.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, защита правообладателей объектов интеллектуальной собственности, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке и увеличение налоговых поступлений.
Таможенный контроль после выпуска - комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.
Правовую основу регулирования контроля после выпуска товаров составляют: Киотская конвенция, Практическое руководство по упрощению процедур торговли, Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», определяющие порядок проведения таможенного контроля после выпуска.
Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в целях подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости, соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Таможенного союза, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, соблюдения условий помещения под заявленную таможенную процедуру, соблюдения условий применения упрощенных процедур таможенного оформления, правильности исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и др. Кроме того, таможенный контроль после выпуска товаров - это эффективный инструмент борьбы с контрафактной иностранной продукцией на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.
Подобные работы
- ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ИХ ИЗБРАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСЕЕВСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



