СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ
ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ 9
ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Сущность и содержание таможенного контроля в
отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение порядка
проведения таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 17
собственности
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ,
СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 31
2.1. Анализ проведения таможенных проверок
Белгородской таможней в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 31
собственности
2.2. Направления совершенствования порядка
проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной 43 собственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в течение последних десятилетий проблемам защиты и использования прав на объекты интеллектуальной собственности уделяется пристальное внимание, поскольку мировое сообщество признало, что в развитии мировой экономики оно играет все большую роль. А учитывая, что политические и экономические отношения государств тесно взаимосвязаны между собой, таможенное дело и таможенная политика приобретают особую значимость в охране и правомерном использовании интеллектуальной собственности в практике международной торговли.
Данное утверждение подтверждается заключенным Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights -Соглашение ТРИПС) в рамках уругвайского раунда переговоров по Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в момент создания Всемирной торговой организации (ВТО), которое предписывает странам-участницам изменить свои национальные законодательства в области охраны интеллектуальной собственности с целью создания условий для обеспечения эффективной международной торговли. На единой таможенной территории Евразийского экономического союза введен единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Евразийского экономического союза, разработан порядок включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в Единый реестр, а также взаимодействия не только таможенных органов государств - членов Евразийского экономического союза между собой, но и с правообладателями или лицами, представляющими их интересы, государственными органами, иными организациями, учреждениями и гражданами по вопросам, связанным с ведением Единого реестра.
Однако, основополагающими целями таможенной политики в этой сфере является не только защита авторских и смежных прав правообладателей (хотя эта цель первична), но и выявление фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, связанных с не включением лицензионных платежей в структуру таможенной стоимости товаров. А для того, чтобы минимизировать потенциальные риски нарушения таможенного законодательства, необходимо обеспечить наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля. И если первая категория рисков выявляется (в большей степени) посредством применения различных форм контроля в рамках таможенного декларирования или путем оперативно - розыскных мероприятий, то вторая - вероятнее всего, вскрывается только на этапе после выпуска товаров - проведением выездных и камеральных таможенных проверок.
Поводом для назначения последних может стать наличие у таможенников информации о возможном нарушении Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о внешнеэкономической деятельности. В случае обнаружения данных, свидетельствующих о том, что товары ввезены на территорию ЕАЭС с нарушениями таможенного законодательства в части интеллектуальной собственности, контроль таможенными органами РФ может быть назначен не только у декларанта товаров, но и у лиц их реализующих на территории страны.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что только эффективное проведение таможенных проверок на этапе после выпуска товаров позволяет всесторонне и в полном объеме проверить законность использования объектов интеллектуальной собственности, а также выявить схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, а учитывая вступление в силу с 1 января 2018 года нового ТК ЕАЭСи ряда соответствующих нормативно-правовых актов, существует необходимость в пересмотре ранее применяемых методов их проведения, и выработке нового подхода.
Анализ степени изученности. Ученые и специалисты - практики таможенного дела активно изучают проблематику контроля объектов интеллектуальной деятельности. Проблемам, связанным с защитой интеллектуальной собственности,в настоящее время уделяется огромное внимание как зарубежными, так и российскими учеными.
Вопросы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, рассмотрены в работах А.В.Агаповой, М.В. Дудова, А.А. Костин, О.В. Костина, Г.И. Немирова, А.Н. Шашкина и других авторов .
В дипломной работе используются труды различных авторов, которые рассматривают направления совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Данную тематику в своих работахосвещали такие ученые как:Малашенков Ю.В., Чермянинов Д.В., А.Н. Шашкина и другие .
Однако, изучение методического обеспечения организации и проведению таможенных проверок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в изменяющихся условиях мирового рынка, а также в условиях принятия ТК ЕАЭСи ряда соответствующих нормативно-правовых актов, требует большего внимания.
Соответственно, с учетом новой нормативно-правовой базы подходы к проведению таможенных проверок требуют совершенствования, а, значит, теоретическая и практическая значимость исследования достаточно высока.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и отсутствием современных механизмов реализации данного процесса.
Объектом исследования является проведение должностными лицами таможенного органавыездных и камеральных таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования является методика проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию методики проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
2. Рассмотреть нормативно - правовые основы проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
3. Проанализировать практику проведения таможенных проверок Белгородской таможней в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
4. Предложить направления совершенствования порядка проведения таможенных проверок в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Теоретико - методологической основой исследования являютсяматериалы периодической печати, книги и монографии российских и зарубежных специалистов:Д.Г. Коровяковский, В.А. Шумаев, С.С. Илюхина, О.А. Дмитриева и других.
В процессе исследования применялся комплексный подход, в рамках которого учитывались организационные, социальные, экономические и другие факторы. При обосновании методических положений и аргументации выводов использовались общенаучные методы (сравнительный, структурно-функциональный, анализа и синтеза, историко-логический) и частные методические средства экономических разработок (экономико-статистические группировки, прогнозные оценки, методы многомерной классификации).
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что исследованиесостояния действующего в настоящее время механизма борьбы с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности в Россиипозволят разработать концептуальные подходы к развитию таможенного контроля по защите прав интеллектуальной собственности на основе усовершенствования методики проведения таможенных проверок, что, в конечном счете, должно провести к повышению его эффективности.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативные акты, статистические данные, справочно-аналитические материалы по теме работы, а также отчетные и аналитические материалы контролирующих органов Российской Федерации. Прежде всего это:Конституция РФ ,Таможенный кодекс Евразийского экономического союза , Гражданский кодекс РФ1, Договор о Евразийском экономическом союзе, Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
В работе были проанализированы актуальные вопросы взаимодействия правообладателей и таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность - это особая категория гражданских прав (имущественные и личные неимущественные права), которые признаются в отношении результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют защиту таких объектов интеллектуальной собственности, как объекты авторского и смежного права, товарные знаки и знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, включенные и не включенные в ТРОИС. Применяя процедуру «ex-officio» таможенные органы могут приостановить выпуск такого товара на 10 рабочих дней с целью проверки соблюдения прав правообладателя.
Контрафакт - это изготовление, продажа, перевозка, импорт и любое использование товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Контрафактная продукция наносит ущерб потребителям, правообладателям и государству.
Таможенные органы ФТС России призваны противодействовать поступлению контрафактной продукции на территорию РФ, тем самым защищая потребителя от некачественной продукции, правообладателей от нарушений прав на ОИС и пополняя федеральный бюджет. При этом важно активно взаимодействовать с правообладателями, так как они не всегда идут на сотрудничество.
В целях оценки эффективности деятельности ФТС России по взаимодействию с правообладателями ежегодно проводятся семинары, встречи, на которых обсуждаются вопросы сотрудничества и эффективной защиты интеллектуальной собственности.
С каждым годом растет количество зарегистрированных товарных знаков в ТРОИС примерно на 10%. Это означает, что у ФТС России в 2018 году на основании достигнутых результатов в предыдущих годах, есть потенциал к увеличению данного показателя. Для улучшения ситуации необходимо решать проблемы, которые возникают при взаимодействии правообладателей и таможенных органов.
При анализе деятельности ФТС России в части защиты прав на объекты интеллектуальной собственности был выявлен ряд проблем взаимодействия правообладателей и таможенных органов, которые негативно сказываются на деятельности таможни. С целью совершенствования механизма взаимодействия правообладателей и таможенных органов при защите прав на объекты интеллектуальной собственности, разработан ряд предложений и рекомендации, при осуществлении которых таможенные органы в дальнейшем смогут наиболее эффективно бороться с нарушениями в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно:
1. Более активное взаимодействие с правообладателями и вовлечение их в защиту собственных прав на объекты интеллектуальной собственности. При таком взаимодействии таможенные органы запрашивают у правообладателя всю необходимую информацию, которая позволит в дальнейшем защитить их права на ОИС, например, запросить отличительные признаки оригинальной продукции. А также следует проводить качественную идентификацию товаров. Вовлеченность правообладателя в защиту собственных прав на ОИС позволит таможенным органам вызвать заинтересованность даже при задержании незначительного количества товара, обладающего явными признаками контрафактности, и готовность к оперативному обмену информацией.
2. Проведение более активного межведомственного взаимодействия в рамках борьбы с фирмами-однодневками. В рамках данного исследования проведен анализ наиболее острых проблем, связанных с проведением мероприятий, в том числе таможенных проверок, по выявлению и пресечению оборота контрафактного иностранного товара на территории ЕАЭС.К основным проблемам можно отнести необходимость: борьбы с фирмами-однодневками, задействованными в схемах уклонения от уплаты таможенных платежей, расширения форматов взаимодействия таможенных органов с правообладателями, а также сложность в квалификация совершенного правонарушения как малозначительного при заключении между лицом, нарушившим право на товарный знак, и правообладателем лицензионного договора после обнаружения признаков правонарушения.
3. Разработка рекомендаций по проведению таможенного контроля по мере разрешения процедуры параллельного импорта. Вопрос легализации параллельного импорта становится актуальным. Федеральная
антимонопольная служба считает, что это поможет сократить расходы бюджета на дорогое оборудование и снизить цены на некоторые импортные товары, и для начала планирует разрешить параллельный импорт для отдельных категорий товаров. Однако, с точки зрения таможенных органов, осложнит борьбу с незаконным оборотом иностранных контрафактных товаров и сведет к минимуму какое-либо взаимодействие правообладателей и таможенных органов. Соответственно, таможенный контроль будет ослаблен, а значит, существует вероятность, что увеличится теневой сектор экономики.
Эффективная защита интеллектуальной собственности - это сохранение здоровья населения, предотвращение морального вреда потребителю, защита правообладателей объектов интеллектуальной собственности, высокая инвестиционная привлекательность страны, обусловленная отсутствием недобросовестной конкуренции на товарном рынке и увеличение налоговых поступлений.
Таможенный контроль после выпуска - комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.
Правовую основу регулирования контроля после выпуска товаров составляют: Киотская конвенция, Практическое руководство по упрощению процедур торговли, Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ», определяющие порядок проведения таможенного контроля после выпуска.
Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в целях подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости, соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Таможенного союза, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, соблюдения условий помещения под заявленную таможенную процедуру, соблюдения условий применения упрощенных процедур таможенного оформления, правильности исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и др. Кроме того, таможенный контроль после выпуска товаров - это эффективный инструмент борьбы с контрафактной иностранной продукцией на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза от 11 апреля 2017г.) [Текст] (ред. от 01.01.2018 г.) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. О соблюдение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности [Электронный ресурс] : письмо ГТК России от 20.05.2004 года № 07-58/18276 // Официальный интернет-портал правовой информации: офиц. сайт: [сайт]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
3. Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию
Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967) [Текст] (ред. от 02.10.1979) // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994). URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://base.garant.ru, 08.12.2013 (дата обращения: 12.04.2016).
5. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - №7 (4831). - 21 января.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк «Версия Проф.». Разд. «Законодательство».
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. Банк «Версия Проф.». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза [Электронный ресурс] : Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 24.10.2013) (с изм. и доп., вступающимив силу с 21.11.2013) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: офиц. сайт : [сайт]. -Режим доступа: http://www.tsouz.ru/.
9. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. - 2004. - № 162. - 31 июля.
10. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 года (ред. от 24.05.2004) // Российская газета. - 2003. - № 3368. - 18 декабря.
12. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
13. Об утверждении порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности: Приказ ФТС России № 626 от 25 марта 2011 года// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 27.12.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
15. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575 -р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
16. Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств[Электронныйресурс] : Приказ ФТС России от 25 августа 2009 г. No 1560 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
17. О создании таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14.02.1992) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
18. О вопросах обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами Российской Федерации : Письмо ФТС России от 30.06.2015 № 14-36/31557// Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
19. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и
формах таможенных деклараций: Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 27.03.2018) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. Банк «Версия Проф.». Разд. «Законодательство».
20. Азаров, Ю.Ф. Основы таможенного дела [Текст] / Ю.Ф. Азаров. - М.: РИО РТА, 2013. - 301 с.
21. Дорощенко, Г.И. Экономические и правовые аспекты вступления России в ВТО [Текст] /Г.И. Дорощенко - М., 2014. С. 87 - 92.
22. Рожкова, М. А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты [Текст] / М.А. Рожкова - М.:Проспект, 2016. - 248с.
23. Агапова, А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товаров в России [Текст]/ А.В. Агапова -М., 2014. - № 4.
24. Немирова, Г.И. Актуальные проблемы системы таможенного контроля и методы их разрешения в Евразийском экономическом союзе[Текст]/ Г.И. Немирова, А.А.Костин, О.В.Костина - 2016. - № 4.
25. Дудова, М.В. Целевые направления развития таможенного контроля после выпуска товаров в условиях Единого экономического пространства [Текст]/ М.В. Дудова- 2014. - № 8.
26. Шашкина, А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров: проблемы правоприменительной практики [Текст]/ А.Н. Шашкина- 2015. - № 2.
27. Малашенков, Ю.В. Информационные технологии в таможенном деле [Текст]/ Ю.В.Малашенков -Владивосток., 2013.
28. Чермянинов, Д. В. Таможенные процедуры: понятие, назначение, перспективы [Текст]/ Д.В. Чермянинов - М., 2014.
29. Шашкина, А.Н. Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в государствах-членах Таможенного союза ЕврАзЭС [Текст]/ А.Н. Шашкина- 2014. - № 4.
30. Коровяковский, Д.Г. Таможенные инструменты защиты экономики Российской Федерации[Текст]/ Д.Г. Коровяковский,В.А. Шумаев, С.С. Илюхина - 2015. - № 8.
31. Дмитриева, О.А. Особенности организации таможенного контроля после выпуска товаров [Текст]/ О.А. Дмитриева, С.С. Илюхина - М., 2015. - № 27.
32. Жарова, А. К. Защита интеллектуальной собственности [Текст] / А.К. Жарова - М.: Юрайт, 2015. - 426 с.
33. Эриашвили, Н.Д. Право интеллектуальной собственности[Текст] / Н.Д. Эриашвили, Н.М. Коршунов, Ю.С. Харитонова - М.: Юнити-Дана, 2015. - 271 с.
34. Бирюков, П. Н. Право интеллектуальной [Текст] / П. Н. Бирюков - М. : Юрайт, 2016. - 352 с.
35. Судариков, С. А. Право интеллектуальной собственности [Текст] / С.А. Судариков - М,: Проспект, 2013. - 368 с.
36. Серго, А.Г. Основы права интеллектуальной собственности для ИТ-специалистов [Текст] / А.Г. Серго, В.С. Пущин. -М., 2016. - 293 с.
37. Сычев, А.Н. Защита интеллектуальной собственности ипатентоведение : учебное пособие [Текст] / А.Н. Сычев. - Томск : Эль Контент, 2012. - 160 с.
38. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности [Электронный доступ] :офиц. сайт: : [сайт]. -Режим доступа: https://www.alta.ru.
39. Гокинаева, И. А., Папочкина, Ю. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности [Текст] / Журнал правовых и экономических исследований, №2. -2015.- С. 141-143.
40. Агамагомедова, С. А. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности[Текст] / С.А.Агамагомедова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 160 с.
41. Гаврилов, Д. А. Правовая защита от недобросовестной конкуренции в сфере исключительных прав на средства индивидуализации и иные объекты промышленной собственности [Текст] / Д. А. Гаврилов - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 190 с.
42. Ларионов, И. К. Защита интеллектуальной собственности[Текст] /И.К. Ларионов - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. - 256 с.
43. Казаченок, С. Ю. Право интеллектуальной собственности объединенной Европы [Текст] / С.Ю. Казаченок - Волгоград.: Юриспруденция, №3 (28), 2015, С. 35-38.
44. Моргунова, Е.А. Право интеллектуальной собственности: актуальные проблемы [Текст] / Е. А. Моргуновой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - 175 с.
45. Шевченко, И.В. Новые институты регулирования ВЭД инновационной экономики России: теория и практика [Текст] / И.В. Шевченко, М.С. Коробейникова. - 2015. - №4 (40). - С. 26-38.
46. Мешечкина, Р.П. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийског о экономического союза [Текст] / Р.П. Мешечкина, А.Ю. Антонов // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 22. - С. 401.
47. Искоскова, М.В. Таможенное декларирование: основные
новеллыпроекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [Текст] / М. В. Искоскова, С.В. Мозер // Вестник российской таможенной академии. -2015. - № 3 (32). - С. 84-92.
48. Шашкина, А.Н. Административно - правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации [Текст] / А.Н Шашкина // Административное и муниципальное право. -2014. - № 12. - С. 129 - 130.
49. Хвостенко, И. Официальное издание Федеральной таможенной службы Таможня информационно - аналитическое обозрение [Текст] / И. Хвостенко // Государственная служба. -2014. - № 18. - С. 7.
50. Кулешов, А.В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств [Текст] / А.В. Кулешов. - Москва: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. - 420 с.
51. Агапова, А. В.,Совершенствование таможенного контроля после выпуска товаров [Текст] /А.В. Агапова. -М.,2009. -203 с.