Введение 3
1. Теоретические аспекты и методы формирования конкурентной
стратегии инновационного развития предприятий сервиса 7
1.1. Сущность и роль инноваций в развитии предприятий 7
1.2. Факторы формирования конкурентоспособности организации:
Конкурентная среда 16
1.3. Планирование построения конкурентной стратегии инновационного
развития предприятий сервиса 25
2. Анализ деятельности ООО «Марсала» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика 34
2.2. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности 48
2.3. Оценка потенциала организации: диагностика проблемных зон
в организации инновационного развития 56
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложение
Актуальность. Для предприятий сервиса, имеющих проблему поддержания экономического роста в условиях о строй конкурентной борьбы, стратегия формирования конкурентных преимуществ на основе использования и применения методов инновационного развития, является одним из способов обеспечения успеха. Поэтому участники рынка участники рынка для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности должны иметь в своей основе, для целей обеспечения конкурентоспособности, свою стратегию инновационной политики. Пошаговая система планирования формирования инновационной политики стратегического курса развития компании предполагает реализацию ряда последовательных и взаимосвязанных шагов.
Для компании, предполагающей свое интенсивное развитие по направлению инновационного пути развития, представляется весьма целесообразным выработка стратегических мероприятий и построение стратегической пирамиды. Из чего вытекает главное определение и смысл самой стратегии, определяемой как совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя в окружающей среде, а происходящие изменения в стратегии, рассматривать как реакцию на изменения во внешних условиях [19].
Инновационная деятельность в организации, как объект управления, характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Фирмам, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций в своей деятельности. В связи с этим нам кажется актуальной применение следующей концептуальной схемы.
Инновационные процессы в условиях современного рынка имеют и сохраняют огромное значение, поскольку их главной задачей остается достижение конкурентных преимуществ и наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественном сервисе.
Инновационное развитие предприятий сервиса - основа повышения эффективности его деятельности. Поэтому, относительно современного рынка, в настоящее время удовлетворение спроса может обеспечить инновационный подход и внедрение инноваций в деятельность предприятия [17].
Основная цель развития конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека связана с возрастанием внимания к механизму управления конкурентоспособностью предприятий. В условиях конкуренции на пред-приятие оказывают воздействие несколько групп факторов, формируя и постоянно изменяя конкурентную среду его деятельности. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий перечень конкурентных сил и факторов [23]. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем оптимального использования экономических ресурсов, эффективность использования которых, определяется относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Из чего следует, что конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов, по сравнению с конкурентами, т.е. иными словами, чем выше потребительские характеристики и ниже цена потребления продукта сервисного производства, тем выше его конкурентоспособность. Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы работы, формулирования ее целей и задач.
Кроме того, выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности. При стратегическом инновационном планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных - завоевание лидерства на рынке [13]. Обобщая изложенное выше, следует, что «стратегия инновационного развития» представляет собой стратегию инновационного развития предприятия, под которой следует понимать качественное изменение и обновление экономической системы организации, повышение ее конкурентоспособности за счет формирования и использования внутреннего инновационного потенциала для изменения внешнего окружения, а не простого приспособления к нему.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономического обоснования повышением конкурентоспособности компании.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты и методы формирования конкурентной стратегии инновационного развития предприятий сервиса;
- определить сущность и установить роль инноваций в развитии предприятий;
- провести анализ деятельности ООО «Марсала»;
- дать оценку потенциала организации, вывить и продиагностировать проблемные зоны организации для внедрения инновации;
- разработать стратегические альтернативы внедрения инновации и экономически их обосновать.
Объект исследования. Деятельность предприятия ООО «Марсала» в экономической системе Российской Федерации.
Предмет исследования. Составляет организационно-методическое обеспечение повышения конкурентоспособности ООО «Марсала» на основе разработки и предложения к реализации стратегической программы введения инноваций в бизнес компании.
Методология исследования включает системный, экономический, структурно-динамический, статистический анализ; методы экономической теории, системного анализа, сравнений, обобщений, аналогий.
Практическая значимость. Рассмотренные теоретические аспекты и реализация обоснованного организационно-методического обеспечения повышения конкурентоспособности ООО «Марсала» позволит повысить конкурентный статус и укрепить позиции на рынке.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Привлекательность рынка сервисных услуг обеспечивается создающимися условиями экономического благополучия и огромными возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования предприятия. Так, в г. Белгороде развита сеть предприятий питания, но сегмент сервисного рынка недостаточен для клиента среднего класса и студентов, которыми, как принято на европейском рынке, могли без особых за-трат посетить кафе, вкусно и не очень дорого перекусить, а возможно и получить какие-то дополнительные бонусные скидки при повторном посещении.
В процессе исследования регионального рынка было исследовано и проанализировано коммерческое предприятие, приставляющее сеть кафе.
Финансовую основу, исследуемой организации, ООО «Марсала», составил уставный капитал, состоящий из стоимости вклада его учредителей. Размер уставного капитала зафиксирован в уставе и составляет 10 000 рублей.
Процесс ведения бизнеса, в ООО «Марсала», включая и сам производственный процесс, представляет собой процесс, организованный и поставленный таким образом, что весь персонал компании, выполняя порученный ему сек-тор работ в соответствии с планом действий, делает это эффективно и с удовольствием, зная сектор работ, содержа рабочее место в порядке, четко следуя реализации поставленных целей организации, зная и понимая эти цели и задачи, эффективно содействуя в реализации поставленных задач в целом. Для чёткой и эффективной работы в сетевом секторе кофеен учредителями предусмотрительно проработан системный лифт эффективных действий.
Философия развития ООО «Марсала» определена:
1) созданием и развитием бренда, ориентированного на массового потребителя с учетом оптимальной интеграции традиций и мировых стандартов качества обслуживания;
2) разработкой и формированием оптимального механизма централизованного оперативного управления структурными подразделениями/направлений.
На основе проделанной оценки, связанной с оценкой действующей системы управления мы пришли к выводу, что в целом функционирование лю-бой компании, а не только исследуемой ООО «Марсала», в определённой степени зависит от уровня развитости регионального рынка, а потенциальные возможности самой компании, могут выстраиваться в зависимости от социально-экономической стабильности территории и доходов ее населения. Использование в деятельности ООО «Марсала» данного оценочного подхода позволит компании, на уровне постановки определенных целей, достичь определенных экономических показателей и построить обновленную систему стратегии развития компании.
Исходя из проведенного анализа, основанного на диагностике основных экономических показателей, следует, что в процессе ООО «Марсала»- основные экономические показатели результатов деятельности организации, имеют положительное значение, но вместе с тем, одновременно наблюдалась и снижение уровня положительной динамика по сравнению с предшествующим периодом, которая составила -2 787 040 руб., но при этом, прибыль так-же имела положительный результат.
Для того чтобы установить место внедрения инновации, ее форму и вид, и на этой основе сформировать общие конкурентные стратегические мероприятия, потребовалось проведение углубленного анализа финансового положения ООО «Марсала» в т.ч. и проведение диагностики эффективности деятельности персонала. Для этих целей, был построен диагностический процесс, начиная с синтеза структуры имущества ООО «Марсала».
Качественная оценка значений ООО «Марсала», финансовых показателей, проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль - «Производство пищевых продуктов», класс по ОКВЭД - 10). Так, на последний день анализируемого периода, у ООО «Марсала», на 31.12.2016 года, отсутствуют оборотные активы. За весь анализируемый период наблюдался рост стоимости активов - на 182,3% (до 700 000 руб.). Вместе с увеличением активов организации увеличились и собственные средства за 3 последних года. Рост величины собственных средств - фактор, положительно характеризующий динамику финансового состояния ООО «Марсала». Общий прирост величины активов ООО «Марсала» связан с ростом показателя «Основные средства» на 452 000 руб. Прирост в источниках финансирования (пассиве баланса) наблюдается по следующим показателям (в скобках указан процентный вклад в общее изменение капитала и обязательств):
1) доходы будущих периодов - 352 000 руб. (77,9%);
2) резервный капитал - 100 000 тыс. руб. (22,1%).
В течение всего проанализированного периода наблюдалось постоянное увеличение собственных средств и на конец итогового анализа, по состоянию на 31.12.2016 года, собственные средства составили 700 000 руб. Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Очевидно, что только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Рассматривая и давая оценку исследуемой компании, следует, что устойчивое развитие ООО «Марсала» должно представлять собой способность общества, как юридического лица, к расширенному воспроизводству без ухудшения параметров состояния капитала, персонала, взаимодействия с окружающей средой, ликвидности, положения на рынке. Расширенное воспроизводство, в данном случае для ООО «Марсала» означает завершение каждого производственного цикла или периода переходом к возрастающим масштабам деятельности за счет собственного или заемного капитала в сравнении с закончившимся.
Таким образом, на сегодняшнем этапе ООО «Марсала», используя в своей работе постоянное отслеживание новой информации в аналогичной сфере, тем самым создает для себя заблаговременно фонд потоковой информации, которая в последствии анализируется узкими специалистами, обрабатывается внутри компании, а далее, реализуется в удалённых подразделениях компании, как одна из форм стратегического управления развитием.
Для повышения конкурентоспособности компании и для наращивания устойчивости к восприятию факторного негативного влияния на деятельность компании в целом, и в частности, в разрезе ее сетевых секторов, целесообразно рассмотреть три программных инновационных блока расширения бизнеса, рассмотреть альтернативные предложения с расширенным перечнем услуг и рядом проектных мероприятий в рамках и за пределами компании, которые бы в своей совокупности позволили компании мобилизовать и реализовать свой внутренний потенциал и тем самым способствовать наращиванию финансовой устойчивости, повышая тем самым свою конкурентоспособность.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 1 февр. 2012 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2012. - 480 с. - (Правовая б-ка).
2. Российская Федерация. Государственная Дума. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Текст] Части первая, вторая и третья: по состоянию на 12 февр. 2012 г : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2012. - 524 с. - (Правовая б-ка).
3. Ансофф, И. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / И. Ансофф. - М. : ЗАО «Бизнеском», 2010. - 342 с.
4. Баринов, В. А. Экономика предприятия [Текст] : учебник /
B. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 237 с.
5. Белоцерковский, С. М. Использование сбалансированной системы показателей как инструмент стратегического развития [Текст] /
C. М. Белоцерковский, В. И. Горяинов // ТулГУ. - 2008. - № 5. - С. 250-265.
6. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово¬
хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 215 с.
7. Бондаренко, О. Н. Управление производством на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / О. Н. Бондаренко // Российское предпринимательство. - 2011. -№ 11. - С. 18-22.
8. Боташева, Л. С. Комплексная стратегия предприятия. [Текст] / Л. С. Боташева // Аудит и Финансовый анализ. - 2008. - № 6. - С. 6-8.
9. Богуславская, С. Б. Системное стратегическое управление компанией: подходы и этапы постановки [Текст] : учебник / С. Б. Богуславская. - СПб. : Политехнический университет, 2011. - 170 с.
10. Гершун, А. М. Разработка сбалансированной системы показателей [Текст] : учебник / А. М. Гершун, Ю. С. Нефедьева. - М. : ЗАО «Олимп- Бизнес», 2009. - 128 с.
11. Горский, М. А. Золотые страницы. Лучшие примеры внедрения сбалансированной системы показателей [Текст] : учеб. пособие / М. А. Горский, А. М. Гершун. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. - 416 с.
12. Горский, М. А. Диагностика сбалансированной системы показателей: Поддерживая максимальную эффективность [Текст] : учебник / М. А. Горский, П. Нивен. - М. : Баланс Бизнес Наук, 2011. - 256 с.
13. Естехина, И. В. Инструментарий оценки эффективности интегрированной компании на основе сбалансированной системы показателей [Текст] И. В. Естехина // Экономика, предпринимательство и право. - 2012.-№ 3 (14). - С. 29-42.
14. Жемчугов, А. М. Инновационный подход к сбалансированной системе показателей [Текст] / А. М. Жемчугов, М. К. Жемчугов // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6. - С. 86-90.
15. Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием [Текст] : учебник / В. Г. Кандалинцев. - М. : КНОРУС, 2006. - 224 с.
16. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] : учебник / Р. Каплан, Д. Нортон. - М. : ЗАО «Олимп- Бизнес», 2008. - 227 с.
17. Калинина, Л. Е. Государственная политика в сфере туризма: туристско-рекреационные особые экономические зоны [Текст] / Л. Е. Калинина // Туризм: право и экономика. - 2014. - № 5. - С. 63-66.
18. Карелина, М. В. Особенности применения сбалансированной системы показателей как инструмента управления развитием компании [Текст] М. В. Карелина // Омский Государственный Университет. - 2010. - № 2. - С. 23-30.
19. Катькало, В. С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка [Текст] / В. С. Катькало // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 1. - С. 7-10.
20. Киселев, А. В. Разработка и применение сбалансированной системы показателей на предприятиях [Текст] / А. В. Киселев // Российское предпринимательство. - 2012. - № 10 (208). - С. 81-86.
21. Кощеева, Е. С. Эффективность применения сбалансированной системы показателей [Текст] / Е. С. Кощеева // Экономика, управление, финансы. - 2011. - № 2. - С. 40-41.
22. Коновалова, Л. В. Применение сбалансированной системы показателей в стратегическом управлении [Текст] / Л. В. Коновалова // Креативная экономика. - 2010. - № 2. - С. 102-110.
23. Кобяк, М. В. Международный опыт управления многофункциональными гостиничными комплексами и сетями [Текст] / М. В. Кобяк // Научный вестник МГИИТ. - 2009. - № 1. - С. 78-84.
24. Крылов, С. И. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент стратегического управления в условиях современной рыночной экономики [Текст] / С. И. Крылов // Омега-Л. - 2006. - № 6. - С. 267.
25. Кучугин, Н. Л. Методы стратегического анализа [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Кучугин. - М. : МЭСИ, 2007. - 71 с.
26. Лазебная, Н. В. Преимущества и недостатки применения системы сбалансированных показателей при планировании [Текст] / Н. В. Лазебная // Российское предпринимательство. - 2017. - № 3. - С. 37-39.
27. Лаврова, Т. А. Туристская индустрия и ее значение в отраслевой структуре экономики России [Текст] / Т. А. Лаврова // Вестник Национальной академии туризма. - 2010. - № 4 (8). - С. 34-40.
28. Максарова, Е. М. Основные направления реализации принципов устойчивого развития в туризме [Текст] / Е. М. Максарова // Санкт- Петербургский университет экономики и финансов. - 2008. - № 2. - С. 23-25.
29. Мейер, М. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Bal-anced Scorecard? [Текст] : учебник / М. Мейер, А. О. Корсунский. - М. : ООО «Вершина», 2009. - 272 с.
30. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - 3-е изд., пер. с англ. - М. : Дело, 2008. - 672 с.
31. Нивен, П. Сбалансированная система показателей для государственных и неприбыльных организаций [Текст] : учебник / П. Нивен. - Днепропетровск. : Баланс Бизнес Букс, 2009. - 322 с.
32. Ольве, Н. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей [Текст] : учебник / Н. Ольве. - М. : Издательский дом «Вильяме», 2015. - 304 с.
33. Парахина, В. Н. Стратегический менеджмент [Текст] : учебник /
B. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. - М. : Кнорус, 2015. - 208 с.
34. Радушев, Д. А. Использование концепции Balanced Scorecard для разработки системы показателей управления предприятием [Текст] / Д. А. Радушев // Российское предпринимательство. - 2012. - № 8. - С. 70-74.
35. Рамперсад, Х. К. Индивидуальная сбалансированная система показателей: путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту эффективности организации [Текст] : учебник / Х. К. Рамперсад. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. -176 с.
36. Рой, С. Баланс между стратегией и контролем [Текст] : учебник /
C. Рой, К. Петри, Н. Олве. - СПб. : Питер, 2014. - 320 с.
37. Русинова, А. И. Стратегический анализ - основа стратегического менеджмента организации [Текст] / А. И. Русинова // Пермский институт экономики и финансов. - 2011. - № 1. - С. 134.
38. Саранский, С. В. Проблемы применения сбалансированной системы показателей в отечественной практике управления предприятием [Текст] С. В. Саранский // Российское предпринимательство. - 2016. - № 9. - С. 78-82.
39. Савчук, В. П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия [Текст] : учебник / В. П. Савчук. - Киев. : Наука, 2011. -153 с.
40. Сироткин, С. А. Финансовый менеджмент на предприятии [Текст] : учебник / С. А. Сироткин, Н. Р. Кельчевская. - М. : Юнити-Дана, 2009. - 352 с.
41. Скульчес, Д. В. Сбалансированная система показателей как развитый инструмент управления потенциалом предприятия [Текст] / Д. В. Скульчес // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2008. - № 3. - С. 82-94.
42. Тамбовцев, В. Л. Базовые понятия стратегического менеджмента [Текст] / В. Л. Тамбовцев // Российский журнал менеджмента. - 2010. - № 4. - С. 13-15.
43. Торинец, К. А. Сбалансированная система показателей как метод реализации стратегии [Текст] / К. А. Торинец, Л. Н. Масюк // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12. - С. 12-16.
44. Фридаг, Х. Р. Сбалансированная система показателей: руководство по внедрению [Текст] : учебник / Х. Р. Фридаг, В. Шмидт. - М. : Омега- Л, 2016. - 267 с.
45. Шеховцева, Л. С. Стратегический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Шеховцева. - Калининград. : Пресса, 2015. - 153 с.
46. Шматько, Л. П. СЕРВИС настоящее и быдущее [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Шматько. - М. : ИКЦ Март, 2014. - 352 с.
47. Шихкеримова, И. А. Методика оценки конкурентоспособности компаний на основе сбалансированной системы показателей [Текст] / И. А. Шихкеримова // Российское предпринимательство. - 2010. -№ 2. - С. 62-68
48. Яковлев, В. Ю. Система сбалансированных показателей как инструмент формирования стратегии развития организации [Текст] : учеб. Пособие В. Ю. Яковлев. - М. : ИКЦ Март, 2011. - 352 с.
49. Яковлев, В. Ю. Преимущества и недостатки применения сбалансированной системы показателей в условиях российского бизнеса [Текст] / В. Ю. Яковлев // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2. - С. 78-81.
50. Kenneth, W. Making Conflict Management a Strategic Advantage [Text] / W. Kenneth // Psychometrics Canada Ltd. - 2016. - № 10. - P. 23-29.
51. Nair, M. Essentials of Balanced Scorecard [Text] / M. Nair. - John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2014. - 269p.
52. Teece, D. Dynamic capabilities and strategic management [Text] / D. Teece, G. Pisano // Strategic Management Journal. - 2010. - № 10. - P. 63-66.