РОЛЬ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА В ПОВЫШЕНИИ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «МАРСАЛА»)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты и методы формирования конкурентной
стратегии инновационного развития предприятий сервиса 7
1.1. Сущность и роль инноваций в развитии предприятий 7
1.2. Факторы формирования конкурентоспособности организации:
Конкурентная среда 16
1.3. Планирование построения конкурентной стратегии инновационного
развития предприятий сервиса 25
2. Анализ деятельности ООО «Марсала» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика 34
2.2. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности 48
2.3. Оценка потенциала организации: диагностика проблемных зон
в организации инновационного развития 56
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложение
1. Теоретические аспекты и методы формирования конкурентной
стратегии инновационного развития предприятий сервиса 7
1.1. Сущность и роль инноваций в развитии предприятий 7
1.2. Факторы формирования конкурентоспособности организации:
Конкурентная среда 16
1.3. Планирование построения конкурентной стратегии инновационного
развития предприятий сервиса 25
2. Анализ деятельности ООО «Марсала» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика 34
2.2. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности 48
2.3. Оценка потенциала организации: диагностика проблемных зон
в организации инновационного развития 56
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложение
Актуальность. Для предприятий сервиса, имеющих проблему поддержания экономического роста в условиях о строй конкурентной борьбы, стратегия формирования конкурентных преимуществ на основе использования и применения методов инновационного развития, является одним из способов обеспечения успеха. Поэтому участники рынка участники рынка для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности должны иметь в своей основе, для целей обеспечения конкурентоспособности, свою стратегию инновационной политики. Пошаговая система планирования формирования инновационной политики стратегического курса развития компании предполагает реализацию ряда последовательных и взаимосвязанных шагов.
Для компании, предполагающей свое интенсивное развитие по направлению инновационного пути развития, представляется весьма целесообразным выработка стратегических мероприятий и построение стратегической пирамиды. Из чего вытекает главное определение и смысл самой стратегии, определяемой как совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя в окружающей среде, а происходящие изменения в стратегии, рассматривать как реакцию на изменения во внешних условиях [19].
Инновационная деятельность в организации, как объект управления, характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Фирмам, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций в своей деятельности. В связи с этим нам кажется актуальной применение следующей концептуальной схемы.
Инновационные процессы в условиях современного рынка имеют и сохраняют огромное значение, поскольку их главной задачей остается достижение конкурентных преимуществ и наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественном сервисе.
Инновационное развитие предприятий сервиса - основа повышения эффективности его деятельности. Поэтому, относительно современного рынка, в настоящее время удовлетворение спроса может обеспечить инновационный подход и внедрение инноваций в деятельность предприятия [17].
Основная цель развития конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека связана с возрастанием внимания к механизму управления конкурентоспособностью предприятий. В условиях конкуренции на пред-приятие оказывают воздействие несколько групп факторов, формируя и постоянно изменяя конкурентную среду его деятельности. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий перечень конкурентных сил и факторов [23]. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем оптимального использования экономических ресурсов, эффективность использования которых, определяется относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Из чего следует, что конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов, по сравнению с конкурентами, т.е. иными словами, чем выше потребительские характеристики и ниже цена потребления продукта сервисного производства, тем выше его конкурентоспособность. Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы работы, формулирования ее целей и задач.
Кроме того, выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности. При стратегическом инновационном планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных - завоевание лидерства на рынке [13]. Обобщая изложенное выше, следует, что «стратегия инновационного развития» представляет собой стратегию инновационного развития предприятия, под которой следует понимать качественное изменение и обновление экономической системы организации, повышение ее конкурентоспособности за счет формирования и использования внутреннего инновационного потенциала для изменения внешнего окружения, а не простого приспособления к нему.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономического обоснования повышением конкурентоспособности компании.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты и методы формирования конкурентной стратегии инновационного развития предприятий сервиса;
- определить сущность и установить роль инноваций в развитии предприятий;
- провести анализ деятельности ООО «Марсала»;
- дать оценку потенциала организации, вывить и продиагностировать проблемные зоны организации для внедрения инновации;
- разработать стратегические альтернативы внедрения инновации и экономически их обосновать.
Объект исследования. Деятельность предприятия ООО «Марсала» в экономической системе Российской Федерации.
Предмет исследования. Составляет организационно-методическое обеспечение повышения конкурентоспособности ООО «Марсала» на основе разработки и предложения к реализации стратегической программы введения инноваций в бизнес компании.
Методология исследования включает системный, экономический, структурно-динамический, статистический анализ; методы экономической теории, системного анализа, сравнений, обобщений, аналогий.
Практическая значимость. Рассмотренные теоретические аспекты и реализация обоснованного организационно-методического обеспечения повышения конкурентоспособности ООО «Марсала» позволит повысить конкурентный статус и укрепить позиции на рынке.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Для компании, предполагающей свое интенсивное развитие по направлению инновационного пути развития, представляется весьма целесообразным выработка стратегических мероприятий и построение стратегической пирамиды. Из чего вытекает главное определение и смысл самой стратегии, определяемой как совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себя в окружающей среде, а происходящие изменения в стратегии, рассматривать как реакцию на изменения во внешних условиях [19].
Инновационная деятельность в организации, как объект управления, характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Фирмам, стремящимся к первенству в конкурентной борьбе, следует постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций в своей деятельности. В связи с этим нам кажется актуальной применение следующей концептуальной схемы.
Инновационные процессы в условиях современного рынка имеют и сохраняют огромное значение, поскольку их главной задачей остается достижение конкурентных преимуществ и наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественном сервисе.
Инновационное развитие предприятий сервиса - основа повышения эффективности его деятельности. Поэтому, относительно современного рынка, в настоящее время удовлетворение спроса может обеспечить инновационный подход и внедрение инноваций в деятельность предприятия [17].
Основная цель развития конкуренции во всех областях жизнедеятельности человека связана с возрастанием внимания к механизму управления конкурентоспособностью предприятий. В условиях конкуренции на пред-приятие оказывают воздействие несколько групп факторов, формируя и постоянно изменяя конкурентную среду его деятельности. Отмеченная сложность усугубляется тем, что каждая из групп, в свою очередь, состоит из множества элементов, причем состав и структура элементов уникальны для каждого конкретного предприятия. В силу этого конкуренция не может быть представлена как исчерпывающий перечень конкурентных сил и факторов [23]. Следовательно, суть рыночной конкуренции заключается в борьбе за получение максимальной прибыли путем оптимального использования экономических ресурсов, эффективность использования которых, определяется относительно эффективности использования ресурсов конкурентами. Из чего следует, что конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики - это обобщающая характеристика деятельности хозяйствующего субъекта, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов, по сравнению с конкурентами, т.е. иными словами, чем выше потребительские характеристики и ниже цена потребления продукта сервисного производства, тем выше его конкурентоспособность. Все вышеизложенное послужило основанием для выбора темы работы, формулирования ее целей и задач.
Кроме того, выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности. При стратегическом инновационном планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен, а также целевые стратегии: как маркетинговая, производственная, финансовая, конкурентная и т.д. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных - завоевание лидерства на рынке [13]. Обобщая изложенное выше, следует, что «стратегия инновационного развития» представляет собой стратегию инновационного развития предприятия, под которой следует понимать качественное изменение и обновление экономической системы организации, повышение ее конкурентоспособности за счет формирования и использования внутреннего инновационного потенциала для изменения внешнего окружения, а не простого приспособления к нему.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка организационно-экономического обоснования повышением конкурентоспособности компании.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты и методы формирования конкурентной стратегии инновационного развития предприятий сервиса;
- определить сущность и установить роль инноваций в развитии предприятий;
- провести анализ деятельности ООО «Марсала»;
- дать оценку потенциала организации, вывить и продиагностировать проблемные зоны организации для внедрения инновации;
- разработать стратегические альтернативы внедрения инновации и экономически их обосновать.
Объект исследования. Деятельность предприятия ООО «Марсала» в экономической системе Российской Федерации.
Предмет исследования. Составляет организационно-методическое обеспечение повышения конкурентоспособности ООО «Марсала» на основе разработки и предложения к реализации стратегической программы введения инноваций в бизнес компании.
Методология исследования включает системный, экономический, структурно-динамический, статистический анализ; методы экономической теории, системного анализа, сравнений, обобщений, аналогий.
Практическая значимость. Рассмотренные теоретические аспекты и реализация обоснованного организационно-методического обеспечения повышения конкурентоспособности ООО «Марсала» позволит повысить конкурентный статус и укрепить позиции на рынке.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Привлекательность рынка сервисных услуг обеспечивается создающимися условиями экономического благополучия и огромными возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования предприятия. Так, в г. Белгороде развита сеть предприятий питания, но сегмент сервисного рынка недостаточен для клиента среднего класса и студентов, которыми, как принято на европейском рынке, могли без особых за-трат посетить кафе, вкусно и не очень дорого перекусить, а возможно и получить какие-то дополнительные бонусные скидки при повторном посещении.
В процессе исследования регионального рынка было исследовано и проанализировано коммерческое предприятие, приставляющее сеть кафе.
Финансовую основу, исследуемой организации, ООО «Марсала», составил уставный капитал, состоящий из стоимости вклада его учредителей. Размер уставного капитала зафиксирован в уставе и составляет 10 000 рублей.
Процесс ведения бизнеса, в ООО «Марсала», включая и сам производственный процесс, представляет собой процесс, организованный и поставленный таким образом, что весь персонал компании, выполняя порученный ему сек-тор работ в соответствии с планом действий, делает это эффективно и с удовольствием, зная сектор работ, содержа рабочее место в порядке, четко следуя реализации поставленных целей организации, зная и понимая эти цели и задачи, эффективно содействуя в реализации поставленных задач в целом. Для чёткой и эффективной работы в сетевом секторе кофеен учредителями предусмотрительно проработан системный лифт эффективных действий.
Философия развития ООО «Марсала» определена:
1) созданием и развитием бренда, ориентированного на массового потребителя с учетом оптимальной интеграции традиций и мировых стандартов качества обслуживания;
2) разработкой и формированием оптимального механизма централизованного оперативного управления структурными подразделениями/направлений.
На основе проделанной оценки, связанной с оценкой действующей системы управления мы пришли к выводу, что в целом функционирование лю-бой компании, а не только исследуемой ООО «Марсала», в определённой степени зависит от уровня развитости регионального рынка, а потенциальные возможности самой компании, могут выстраиваться в зависимости от социально-экономической стабильности территории и доходов ее населения. Использование в деятельности ООО «Марсала» данного оценочного подхода позволит компании, на уровне постановки определенных целей, достичь определенных экономических показателей и построить обновленную систему стратегии развития компании.
Исходя из проведенного анализа, основанного на диагностике основных экономических показателей, следует, что в процессе ООО «Марсала»- основные экономические показатели результатов деятельности организации, имеют положительное значение, но вместе с тем, одновременно наблюдалась и снижение уровня положительной динамика по сравнению с предшествующим периодом, которая составила -2 787 040 руб., но при этом, прибыль так-же имела положительный результат.
Для того чтобы установить место внедрения инновации, ее форму и вид, и на этой основе сформировать общие конкурентные стратегические мероприятия, потребовалось проведение углубленного анализа финансового положения ООО «Марсала» в т.ч. и проведение диагностики эффективности деятельности персонала. Для этих целей, был построен диагностический процесс, начиная с синтеза структуры имущества ООО «Марсала».
Качественная оценка значений ООО «Марсала», финансовых показателей, проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль - «Производство пищевых продуктов», класс по ОКВЭД - 10). Так, на последний день анализируемого периода, у ООО «Марсала», на 31.12.2016 года, отсутствуют оборотные активы. За весь анализируемый период наблюдался рост стоимости активов - на 182,3% (до 700 000 руб.). Вместе с увеличением активов организации увеличились и собственные средства за 3 последних года. Рост величины собственных средств - фактор, положительно характеризующий динамику финансового состояния ООО «Марсала». Общий прирост величины активов ООО «Марсала» связан с ростом показателя «Основные средства» на 452 000 руб. Прирост в источниках финансирования (пассиве баланса) наблюдается по следующим показателям (в скобках указан процентный вклад в общее изменение капитала и обязательств):
1) доходы будущих периодов - 352 000 руб. (77,9%);
2) резервный капитал - 100 000 тыс. руб. (22,1%).
В течение всего проанализированного периода наблюдалось постоянное увеличение собственных средств и на конец итогового анализа, по состоянию на 31.12.2016 года, собственные средства составили 700 000 руб. Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Очевидно, что только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Рассматривая и давая оценку исследуемой компании, следует, что устойчивое развитие ООО «Марсала» должно представлять собой способность общества, как юридического лица, к расширенному воспроизводству без ухудшения параметров состояния капитала, персонала, взаимодействия с окружающей средой, ликвидности, положения на рынке. Расширенное воспроизводство, в данном случае для ООО «Марсала» означает завершение каждого производственного цикла или периода переходом к возрастающим масштабам деятельности за счет собственного или заемного капитала в сравнении с закончившимся.
Таким образом, на сегодняшнем этапе ООО «Марсала», используя в своей работе постоянное отслеживание новой информации в аналогичной сфере, тем самым создает для себя заблаговременно фонд потоковой информации, которая в последствии анализируется узкими специалистами, обрабатывается внутри компании, а далее, реализуется в удалённых подразделениях компании, как одна из форм стратегического управления развитием.
Для повышения конкурентоспособности компании и для наращивания устойчивости к восприятию факторного негативного влияния на деятельность компании в целом, и в частности, в разрезе ее сетевых секторов, целесообразно рассмотреть три программных инновационных блока расширения бизнеса, рассмотреть альтернативные предложения с расширенным перечнем услуг и рядом проектных мероприятий в рамках и за пределами компании, которые бы в своей совокупности позволили компании мобилизовать и реализовать свой внутренний потенциал и тем самым способствовать наращиванию финансовой устойчивости, повышая тем самым свою конкурентоспособность.
В процессе исследования регионального рынка было исследовано и проанализировано коммерческое предприятие, приставляющее сеть кафе.
Финансовую основу, исследуемой организации, ООО «Марсала», составил уставный капитал, состоящий из стоимости вклада его учредителей. Размер уставного капитала зафиксирован в уставе и составляет 10 000 рублей.
Процесс ведения бизнеса, в ООО «Марсала», включая и сам производственный процесс, представляет собой процесс, организованный и поставленный таким образом, что весь персонал компании, выполняя порученный ему сек-тор работ в соответствии с планом действий, делает это эффективно и с удовольствием, зная сектор работ, содержа рабочее место в порядке, четко следуя реализации поставленных целей организации, зная и понимая эти цели и задачи, эффективно содействуя в реализации поставленных задач в целом. Для чёткой и эффективной работы в сетевом секторе кофеен учредителями предусмотрительно проработан системный лифт эффективных действий.
Философия развития ООО «Марсала» определена:
1) созданием и развитием бренда, ориентированного на массового потребителя с учетом оптимальной интеграции традиций и мировых стандартов качества обслуживания;
2) разработкой и формированием оптимального механизма централизованного оперативного управления структурными подразделениями/направлений.
На основе проделанной оценки, связанной с оценкой действующей системы управления мы пришли к выводу, что в целом функционирование лю-бой компании, а не только исследуемой ООО «Марсала», в определённой степени зависит от уровня развитости регионального рынка, а потенциальные возможности самой компании, могут выстраиваться в зависимости от социально-экономической стабильности территории и доходов ее населения. Использование в деятельности ООО «Марсала» данного оценочного подхода позволит компании, на уровне постановки определенных целей, достичь определенных экономических показателей и построить обновленную систему стратегии развития компании.
Исходя из проведенного анализа, основанного на диагностике основных экономических показателей, следует, что в процессе ООО «Марсала»- основные экономические показатели результатов деятельности организации, имеют положительное значение, но вместе с тем, одновременно наблюдалась и снижение уровня положительной динамика по сравнению с предшествующим периодом, которая составила -2 787 040 руб., но при этом, прибыль так-же имела положительный результат.
Для того чтобы установить место внедрения инновации, ее форму и вид, и на этой основе сформировать общие конкурентные стратегические мероприятия, потребовалось проведение углубленного анализа финансового положения ООО «Марсала» в т.ч. и проведение диагностики эффективности деятельности персонала. Для этих целей, был построен диагностический процесс, начиная с синтеза структуры имущества ООО «Марсала».
Качественная оценка значений ООО «Марсала», финансовых показателей, проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль - «Производство пищевых продуктов», класс по ОКВЭД - 10). Так, на последний день анализируемого периода, у ООО «Марсала», на 31.12.2016 года, отсутствуют оборотные активы. За весь анализируемый период наблюдался рост стоимости активов - на 182,3% (до 700 000 руб.). Вместе с увеличением активов организации увеличились и собственные средства за 3 последних года. Рост величины собственных средств - фактор, положительно характеризующий динамику финансового состояния ООО «Марсала». Общий прирост величины активов ООО «Марсала» связан с ростом показателя «Основные средства» на 452 000 руб. Прирост в источниках финансирования (пассиве баланса) наблюдается по следующим показателям (в скобках указан процентный вклад в общее изменение капитала и обязательств):
1) доходы будущих периодов - 352 000 руб. (77,9%);
2) резервный капитал - 100 000 тыс. руб. (22,1%).
В течение всего проанализированного периода наблюдалось постоянное увеличение собственных средств и на конец итогового анализа, по состоянию на 31.12.2016 года, собственные средства составили 700 000 руб. Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно конкуренция способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Очевидно, что только выход на рынок с конкурентоспособным товаром дает возможность предприятию выжить в условиях рынка. Рассматривая и давая оценку исследуемой компании, следует, что устойчивое развитие ООО «Марсала» должно представлять собой способность общества, как юридического лица, к расширенному воспроизводству без ухудшения параметров состояния капитала, персонала, взаимодействия с окружающей средой, ликвидности, положения на рынке. Расширенное воспроизводство, в данном случае для ООО «Марсала» означает завершение каждого производственного цикла или периода переходом к возрастающим масштабам деятельности за счет собственного или заемного капитала в сравнении с закончившимся.
Таким образом, на сегодняшнем этапе ООО «Марсала», используя в своей работе постоянное отслеживание новой информации в аналогичной сфере, тем самым создает для себя заблаговременно фонд потоковой информации, которая в последствии анализируется узкими специалистами, обрабатывается внутри компании, а далее, реализуется в удалённых подразделениях компании, как одна из форм стратегического управления развитием.
Для повышения конкурентоспособности компании и для наращивания устойчивости к восприятию факторного негативного влияния на деятельность компании в целом, и в частности, в разрезе ее сетевых секторов, целесообразно рассмотреть три программных инновационных блока расширения бизнеса, рассмотреть альтернативные предложения с расширенным перечнем услуг и рядом проектных мероприятий в рамках и за пределами компании, которые бы в своей совокупности позволили компании мобилизовать и реализовать свой внутренний потенциал и тем самым способствовать наращиванию финансовой устойчивости, повышая тем самым свою конкурентоспособность.



